Ввоз автомобилей из Армении с 2023 года: новые правила и условия
С 1 января 2023 года вступят в силу новые правила и условия ввоза автомобилей из Армении в Россию. По решению правительства РФ, квота на беспошлинный ввоз автомобилей будет увеличена с нынешней 800 штук в год до 2000 штук, что должно стимулировать рост продаж авто на вторичном рынке в России.
Вместе с увеличением квоты будут изменены и процедуры декларирования, поставки и сертификации автомобилей из Армении. Кроме того, поставщики будут обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о машинах, что должно экономить время оформления и снизить число случаев мошенничества.
Новые условия ввоза автомобилей из Армении, несомненно, повлияют на автомобильный рынок России, но как именно — покажет время. Возможно, для некоторых потребителей это станет причиной возможного перехода на рынок более дешевых автомобилей из-за более высокой конкуренции на вторичном рынке.
Новые правила ввоза автомобилей из Армении
Въезд в Россию
Согласно новым правилам, въезд в Россию с автомобилем, купленным в Армении, будет возможен только для лиц с гражданством России или же для лиц, имеющих регистрацию на территории РФ.
Стандарты качества
Ввоз автомобилей из Армении будет возможен только в том случае, если автомобиль соответствует нормам качества, установленным Российскими стандартами. Соответствующая сертификация также будет необходима.
Налоги и пошлины
При ввозе автомобилей из Армении, необходимо будет уплатить таможенные пошлины. Величина налога будет зависеть от мощности двигателя и года выпуска автомобиля. Также потребуется уплатить НДС в размере 20% от стоимости автомобиля.
Процедура регистрации автомобиля
После ввоза автомобиля в Россию, требуется его регистрация в ГИБДД. Для этого необходимо предоставить соответствующие документы, включая сертификат качества, паспорт ТС, таможенную декларацию и договор купли-продажи.
Вывод
Новые правила ввоза автомобилей из Армении имеют ряд ограничений и требований, которые необходимо учитывать при покупке автомобиля за границей и его ввозе в Россию. Приобретая автомобиль в Армении, необходимо тщательно ознакомиться с требованиями и правилами ввоза, чтобы избежать непредвиденных расходов и проблем с регистрацией транспорта на территории РФ.
Ограничения по возрасту и пробегу транспортных средств
Возраст транспортных средств
Согласно новым правилам ввоза автомобилей из Армении, транспортные средства, которым исполнилось более 10 лет, не будут допускаться к регистрации на территории России.
Исключением являются автомобили классической и ретро-модели, которые не предназначены для ежедневного использования на дорогах и имеют коллекционную ценность.
Пробег транспортных средств
Кроме возрастных ограничений, также установлены ограничения по пробегу транспортных средств, ввозимых из Армении в Россию. Максимально допустимый пробег не должен превышать 300 000 км, иначе автомобиль не будет допущен к регистрации.
Данные о пробеге подтверждаются через документы и техническую диагностику, проводимую перед регистрацией на территории России.
Условия сертификации автомобилей при ввозе
Требования к сертификации
Для того, чтобы автомобиль мог быть ввезен в РФ, необходимо, чтобы он соответствовал европейским и российским требованиям безопасности и экологичности. Для подтверждения соответствия применяются сертификаты на соответствующие продукты, признанные в Российской Федерации.
Процедура сертификации
Процедура сертификации автомобилей при ввозе описана в Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Процедура включает в себя проверку соответствия автомобиля требованиям безопасности и экологии, а также его регистрацию в соответствующих органах государственной власти России.
Порядок сертификации определяется отдельно для каждого вида транспортных средств и в зависимости от страны происхождения. В частности, при ввозе автомобилей из Армении необходимо получение сертификата соответствия по системе TR CU 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и TR CU 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», а также соответствующих документов и разрешительных документов, выдаваемых на месте покупки автомобиля.
Стоимость сертификации
Стоимость сертификации автомобиля при ввозе зависит от ряда факторов, таких как класс автомобиля, его масса и габариты, страна происхождения и т.д. На стоимость также может повлиять сроки сертификации и требования к испытаниям. Обычно стоимость сертификации начинается от нескольких тысяч рублей.
Возможность импорта иностранных автомобилей через территорию Армении
Введение
Армения является стратегическим пунктом на карте мира и известна своими торговыми маршрутами. Территория страны также является важным транзитом для импорта и экспорта товаров. С 1 января 2023 года Армения внедрит новые правила и условия на ввоз автомобилей, но это также открывает возможности для импорта иностранных автомобилей через через территорию страны.
Преимущества импорта иностранных автомобилей через Армению
Один из главных преимуществ ввоза автомобилей через Армению — это наличие удобных транспортных маршрутов и логистической инфраструктуры. Все это облегчает доставку и экспорт автомобилей в другие страны. Кроме того, Армения — это свободная экономическая зона, которая предоставляет ряд налоговых льгот для компаний-экспортеров. Использование этого механизма поможет снизить общую стоимость автомобиля.
Таможенные процедуры для импорта иностранных автомобилей через Армению
При ввозе иностранных автомобилей через Армению следует учитывать налоги, таможенные сборы, а также процедуры получения разрешительной документации. При этом сумма налога зависит от стоимости автомобиля. Кроме того, необходимо учитывать действующие правила экспорта и импорта в страну назначения.
Заключение
Импорт иностранных автомобилей через территорию Армении представляет собой перспективный бизнес. С одной стороны, это может быть выгодно с точки зрения стоимости и возможностей доставки товаров, а с другой стороны, существующие условия экспорта и импорта облегчают таможенный процесс. В данный момент Армения активно продвигает свои торгово-экономические отношения с другими странами, поэтому эта страна представляет большой потенциал для многих направлений бизнеса.
Налоговые и таможенные пошлины при ввозе автомобилей из Армении
Налоговые пошлины
При ввозе автомобилей из Армении в Россию, необходимо уплатить таможенную пошлину 15% от стоимости автомобиля плюс НДС 18%. Но если автомобиль произведен в Армении и имеет государственный регистрационный номер, то он освобождается от уплаты таможенных пошлин в России.
Таможенные пошлины
Помимо таможенной пошлины, при ввозе автомобиля из Армении в Россию необходимо уплатить таможенные сборы, которые зависят от грузоподъемности автомобиля. Для автомобилей до 5 тонн они составляют около 12 тыс. рублей, а для автомобилей свыше 5 тонн — около 34 тыс. рублей.
Общая сумма налогов и пошлин
Таким образом, при ввозе автомобиля из Армении в Россию, налоговые и таможенные пошлины могут составлять до 40% от стоимости автомобиля. Если автомобиль не требует уплаты таможенной пошлины, то общая сумма налогов и пошлин значительно снижается.
Вывод
В целом, при ввозе автомобиля из Армении в Россию необходимо учитывать не только таможенные пошлины, но и налоги, которые могут значительно увеличить стоимость автомобиля. Однако, если автомобиль произведен в Армении и имеет государственный регистрационный номер, то можно значительно уменьшить сумму налогов и пошлин.
Перспективы развития автомобильного рынка России в связи с изменением правил ввоза из Армении
Рост конкуренции на рынке б/у автомобилей
Ввоз автомобилей из Армении будет осуществляться по новым правилам с 2023 года. Это означает, что более широкий выбор автомобилей появится на российском рынке. Увеличение предложения автомобилей, в свою очередь, приведет к росту конкуренции между продавцами.
Конкуренция — это всегда толчок для развития рынка. Продавцы будут вынуждены улучшать качество своих товаров, снижать цены и предлагать более выгодные условия для покупателей. Конечный результат – это более высокий уровень развития автомобильного рынка в России.
Улучшение качества бу автомобилей
Традиционно автомобили из Армении исходят из Японии и США, которые славятся своим высоким качеством. Продавцам следует будут поставлять технически исправные и подготовленные автомобили с небольшим пробегом и высоким уровнем безопасности.
Это благоприятным образом скажется на имидже бу автомобилей в нашей стране. Приобретание б/у автомобиля из Армении вполне станет достойной и единственно возможной альтернативой покупке нового автомобиля на рынке России.
Вопрос-ответ:
Какие автомобили смогут быть ввезены из Армении с 2023 года?
Ввозить в Россию смогут автомобили, которые соответствуют экологическим нормам евро 5 или выше. Также для ввоза должны быть выполнены все необходимые технические требования, которые предусмотрены правилами технической эксплуатации.
Будет ли возможность получить льготы при ввозе автомобиля из Армении?
Льготы при ввозе автомобиля из Армении предусмотрены только для категории участников войны и тружеников тыла, а также для лиц, которые получили убежище в России. Остальные граждане не смогут рассчитывать на льготы.
Какие документы нужны для ввоза автомобиля из Армении?
Для ввоза автомобиля из Армении необходимо иметь следующие документы: техпаспорт, паспорт автомобиля, печать, справка о пройденном техосмотре, а также декларация о соответствии технических требований. Также при въезде в Россию необходимо предъявить паспорт гражданина РФ и документы на автомобиль, для того чтобы получить временный разрешающий лист.
Официально: что будет с машинами на армянском учете с 2023 года и стоит ли их покупать
В продаже часто встречаются автомобили по привлекательным ценам, но с припиской «армянский учет». Многие россияне покупают их в личное пользование, хотя по закону этого делать не могут. Но в объявлениях о продаже машин с армянскими номерами можно встретить утверждение о том, что с 2023 года их можно будет зарегистрировать в России без уплаты дополнительных таможенных платежей. Мы обратились в Федеральную Таможенную Службу за официальным комментарием о справедливости этого утверждения.
Для начала в двух словах напомним, почему вообще в России появилось так много автомобилей на армянских номерах. Дело в том, что Армения в октябре 2014 года подписала договор о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), но ставки таможенных платежей, установленные ЕАЭС для ввоза автомобилей из-за границы, в Армении начали действовать только с 1 января 2020 года. А вот с 2014 по 2020 год применялись старые, более низкие ставки. Это давало гражданам Армении возможность ввезти в страну и растаможить автомобиль дешевле, чем в остальных странах ЕАЭС. При этом владельцы таких машин получили возможность ввозить их в Россию для личного пользования без уплаты дополнительных таможенных платежей и налогов. То есть, гражданин Армении до 1 января 2020 мог купить автомобиль в Европе или США, растаможить его в Армении по низкой ставке и въехать на нем в Россию. Само собой, предприимчивые дельцы превратили эту формальную лазейку в средство обогащения, ввозя в Россию машины на армянском учете и продавая их здесь тем, кто готов ездить, нарушая закон.
Со временем машины на армянских номерах превратились в настоящую проблему. Местные покупатели получали сразу двойную выгоду: машину по цене ниже рыночной и «невидимость» для российских камер фиксации нарушений, которые не распознают армянские номера. Это ложное ощущение безнаказанности вызвало рост числа нарушений и спровоцировало повышенное внимание полиции к машинам с армянскими номерами. А ощущение это действительно ложное, так как россияне после покупки таких машин обязаны растаможить их, доплатив разницу между армянскими и российскими ставками, и поставить их на российский учет. Но с 2023 года ситуация изменится.
Чтобы разобраться в деталях, давайте определимся с понятиями: чтобы автомобиль можно было поставить на учет в России, он должен иметь статус товара ЕАЭС. Пункт 37 Договора о вступлении Армении в ЕАЭС указывает, что «автомобили, <…>, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союза». То есть, машины, ввезенные в Армению до октября 2014 года, уже считаются товарами ЕАЭС и могут ввозиться в Россию и ставиться учет в ГИБДД.
Но почему продавцы машин на армянских номерах утверждают, что с 2023 года такие автомобили тоже можно будет регистрировать в России без дополнительной растаможки? Ответ кроется в пункте 31 того же Договора. Согласно ему, «автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, <…> признаются иностранными товарами <…> до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей». А ставки, установленные ЕАЭС для автомобилей, начали действовать в Армении с 1 января 2020 года. То есть, машины, ввезенные в Армению и растаможенные там с октября 2014 года, с 1 января 2023 года становятся товарами ЕАЭС и могут быть зарегистрированы в России. Единственное, что нужно будет оплатить для получения российского ПТС – это утилизационный сбор, который составит несколько тысяч рублей.
За подтверждением «легализации» армянских машин мы обратились в пресс-службу Федеральной Таможенной Службы. Приведем комментарий ФТС полностью, выделив ключевые положения.
При приобретении статуса товаров ЕАЭС в соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор) такие автомобили из Республики Армения в Российскую Федерацию ввозятся свободно.
Лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин, налогов автомобили, имеющие статус товаров ЕАЭС.
В соответствии с Договором после присоединения в 2014 году к ЕАЭС в Республике Армения допускался выпуск в свободное обращение (для внутреннего потребления) транспортных средств по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, с 1 января 2023 года (а в отдельных случаях со 2 мая 2025 года) транспортные средства, выпущенные в Республике Армения в свободное обращение по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, налогов, приобретают статус товаров ЕАЭС.
До истечения указанного срока такие автомобили имеют статус иностранных товаров и ввозятся в Российскую Федерацию лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, с уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в Республике Армения, и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, действующим на таможенной территории ЕАЭС.
За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Уплата утилизационного сбора необходима для получения паспорта транспортного средства.
Итак, с 1 января 2023 года все машины, ввезенные в Армению по льготным ставкам с октября 2014 года по январь 2020 года, становятся «проходными» и могут встать на учет в России. Получается, уже сейчас можно озаботиться покупкой такой машины, пока она не подорожала, и просто подождать полгода? В целом – да, такой вариант возможен. Но есть и сложности.
Пункт 35 Договора о вступлении Армении в ЕАЭС указывает, что автомобили, растаможенные на Армению, могут ввозить в Россию только граждане Армении и только для личного пользования. А вот использование таких машин гражданами России, а также их отчуждение, передача в пользование и иное распоряжение возможно только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. То есть, нельзя просто съездить в Армению, купить там машину, привезти ее в Россию и поставить в гараж до зимы. Вариантов два: либо приобрести автомобиль в Армении сейчас, но оставить его там до 2023 года, либо найти автомобиль, уже ввезенный гражданином Армении в Россию, и купить его здесь. В обоих случаях главной сложностью становится оформление документов купли-продажи без последующего переоформления автомобиля. Но если вам удастся решить этот вопрос, шанс сэкономить и купить машину дешевле рынка действительно есть.
Но помимо деталей покупки и оформления не стоит забывать о нюансах выбора и проверки самого автомобиля. Не нужно завороженно смотреть на заманчивые цены и мечтать об идеальной машине без пробега по России за сущие гроши. Привлекательные ценники на многие автомобили в Армении объясняются не только низкими таможенными ставками, но и техническим состоянием. К примеру, выкуп битых машин с аукционов в США с последующим ремонтом «в гараже» – это прибыльный бизнес. Дешевый автомобиль может быть «тоталом», «утопленником», плохо отремонтированным «битком» и так далее. Поэтому при покупке машины, ввезенной в Армению из США, обязательно стоит потратиться на проверку по Carfax, а в случае с европейскими машинами поискать информацию во всех доступных базах данных обслуживания, пробега и страховых случаев.
Союз нерешимый: армянские автономера выставят на комиссию
Проблема автомобилей с армянской регистрацией, ввезенных гражданами России, становится всё более острой. ГИБДД штрафует владельцев и задерживает транспортные средства, а суды, наоборот, массово отменяют постановления. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) размышляют, как принять такое решение, чтобы и автовладельцы были довольны, и государство не потеряло в бюджетных отчислениях. Подробности — в материале «Известий».
Набраться терпения
Ситуацию с армянскими номерами на днях обсуждал комитет высокого уровня ЕЭК — новая структура, призванная решать наиболее острые вопросы. Представители государств — членов Евразийского экономического союза высказали свои предложения по решению данной проблемы.
«Мы исходим из того, что в конечном результате государства должны не потерять в своих бюджетах, но при этом граждане, добросовестные приобретатели данных автомобилей, должны иметь возможность доказать свою добросовестность и, соответственно, быть освобождены от ответственности», — сказала помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина. Она также рассказала, что вопрос с армянскими номерами будет в скором времени поднят на заседании совета комиссии. И призвала всех заинтересованных в этом вопросе набраться терпения.
Нашли лазейку
Напомним, что в 2014-м Армения подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, но переход на единые таможенные тарифы отложила до 2020 года. Кроме того, в декабре 2017-го совет Евразийской экономической комиссии освободил товары, ввозимые на территорию союза для личного пользования, от уплаты таможенных пошлин.
Получалось, что российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог.
Покупателей не смущало, что приобретенный автомобиль можно будет продать только в Армении. Кроме того, они рассчитывали, что в 2023 году их автомобили будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора. Таким образом, в Россию попало, по разным данным, от 200 до 300 тыс. автомобилей с армянской регистрацией.
Не являются участниками международного движения
Однако затем выяснилось, что договор о присоединении Республики Армения к ЕврАзЭС называет эти автомобили иностранным товаром, что противоречит положениям договора о создании ЕврАзЭС и Таможенному кодексу союза.
«С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств — членов ЕврАзЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления», — отмечается в официальном разъяснении ГИБДД.
Ведомство также опирается на положения Конвенции о дорожном движении и считает, что гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль. Следовательно, снова должен поставить свой автомобиль на российский учет.
«На данный момент владелец автомобиля с иностранными номерами обязан в 10-дневный срок со дня ввоза на территорию России поставить его на учет», — напомнила руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.
Перерегистрация автомобиля с армянским номером и получение российского ПТС потребуют доплаты разницы таможенных платежей, которая в зависимости от возраста автомобиля и объема мотора может составить две-три его цены. Кроме того, часть автомобилей, конвертированных в Армении из праворульной в леворульную версию, вообще вряд ли возможно поставить на учет в РФ.
Охота на нарушителей
Отсутствие российской регистрации дает право ГИБДД активно штрафовать владельцев по ст. 12.3. КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения» и 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра».
В первом случае автомобилисту грозит штраф 500 рублей с задержанием транспортного средства, во втором — штраф от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении — 5 тыс. рублей штрафа или лишение права управления на срок от одного до трех месяцев.
«В соответствии с обязательствами, взятыми армянской стороной при вступлении в союз, она должна обеспечивать использование таких автомобилей только на территории республики и не допускать их вывоз за ее пределы без таможенного оформления. Однако, как свидетельствует сложившаяся практика, данное условие армянской стороной не выполняется, что и спровоцировало ввоз и эксплуатацию в Российской Федерации значительного количества таких транспортных средств», — считают в ГИБДД. Логика ведомства понятна — необходимо исполнить поручение президента Владимира Путина и обеспечить меры по «неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков».
Ситуация тревожная — только в Москве за минувшие полтора года автомобили с иностранными номерами совершили почти 2 млн нарушений. Выписать постановления удалось менее чем 30 тыс. Дорожные камеры фиксируют нарушение, но иностранного номера в базе нет и отправлять штраф некому. Из попыток создать базу иностранных водителей вместе с ФТС или РСА пока ничего не вышло.
Декларированию не подлежат — но это неточно
Проблема машин с армянскими номерами кроется в противоречиях таможенного законодательства. Еще в 2018 году запутанный вопрос о транспортных средствах для личного пользования, зарегистрированных в Армении, попросили разрешить консультационный центр Федеральной таможенной службы России. Там тоже пришли к выводу, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Интересно, что срок временного ввоза для этой категории таможенным законодательством ЕАЭС никак не регламентирован.
В свежем ответе Северо-Кавказского таможенного управления (копия имеется в распоряжении «Известий») отмечено, что дальнейшее использование таких транспортных средств зависит от статуса — являются ли они иностранным товаром или товаром ЕАЭС. В первом случае при получении российского ПТС потребуется доплатить разницу таможенных пошлин и налогов, во втором — не нужно.
Юристы не согласны
«Автомобиль считается находящимся в международном движении, если выполняется одно из следующих четырех условий. Например, если транспортное средство не зарегистрировано на территории этого государства. То есть в нашем случае автомобиль, не зарегистрированный в РФ, находится в международном движении и в надлежащем порядке зарегистрирован на территории другого государства. Фактически требование о регистрации в РФ является требованием о перерегистрации товара. Что нашим законодательством не предусмотрено», — рассказал «Известиям» юрисконсульт Сергей Фролов.
Он также сослался на решение пленума Верховного суда: если имеется противоречие между двумя такими актами, то ввиду большей юридической силы Таможенного кодекса применяется именно он, а не договор о присоединении Армении.
Как показала судебная практика, в большинстве случаев суды Краснодара, Челябинска, Казани, Хасавюрта вставали на сторону владельцев автомобилей с армянскими номерами. Они не нашли в их действиях указанных административных нарушений по ст. 12.3 и 12.1 КоАП и отменили постановления. Копии решений есть в распоряжении редакции.
«Почему государство должно идти им навстречу»?
«Разрешение этой ситуации возможно только в рамках ЕврАзЭС, только комиссия может отложить, перенести, ухудшить, улучшить», — отметила кандидат юридических наук Наталья Слюсарь на встрече граждан и представителей уполномоченного по правам человека в РФ, организованной Союзом армян России. По ее словам, работа над проектом в комиссии уже ведется. Кроме того, она пообещала, что проблема будет решена в пользу владельцев автомобилей с армянской регистрацией.
«Куча людей накупила машины, прекрасно понимая, что они пользуются дырами в законодательстве. Это люди преимущественно при деньгах, если учесть, какие машины они везли из Армении: минивэны, большие седаны, купе, внедорожники. Я не понимаю, почему наши граждане должны ездить с армянскими номерами по нашим дорогам, уходя от налогов. Кроме того, вы прекрасно знаете, как они ездят. И я также не понимаю, почему государство должно идти им навстречу и решать этот вопрос так, чтобы они непременно остались в шоколаде», — отметил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Он допустил вариант, что кто-то в верхах может принять компромиссный вариант. Например, простит недоплаченные таможенные сборы, но обяжет поставить машины на российский учет.
Ввезенные из Армении и Киргизии иномарки могут начать конфисковывать
ФТС начала отслеживать иномарки из Киргизии и Армении, растаможенные с занижением цены
Федеральная таможенная служба (ФТС) России зафиксировала случаи занижения стоимости при растаможивании автомобилей, ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом «Газете.Ru» рассказали в пресс-службе ведомства.
«Проблематика с занижением стоимости легковых автомобилей имеется. Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах — членах Евразийского экономического союза легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости», — рассказал «Газете.Ru» официальный представитель таможенной службы.
Собеседник в ФТС уточнил, что выявление фактов манипуляции с ценами таможенными администрациями стран, где осуществлялось декларирование, происходит после выпуска товаров в оборот. Тех, кто пытается мошенничать, все равно ждет наказание, поскольку ответственность за недостоверность сведений несет декларант.
«В таких случаях все подлежащие уплате таможенные платежи будут довзыскиваться с декларанта в полном размере в государствах ЕАЭС, где производилось таможенное оформление автомобилей»,
— предупредили в ФТС.
Машину могут забрать
В таможенном деле все риски следуют за товаром, поэтому принцип добросовестного приобретателя для покупателя «проблемного» автомобиля на работает, объясняет эксперт Совета по таможенной политике Торгово-промышленной палаты РФ, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли ГК «Б1» Вильгельмина Шавшина.
По ее словам, если таможня выявляет, что товары были ввезены с заниженной стоимостью, что привело к неуплате таможенных платежей, то она может с помощью административного регулирования предъявлять претензии к текущему владельцу товара – начиная от требования об уплате недостающей суммы и изъятия ПТС, вплоть до конфискации товара, отметила Шавшина.
«В самом консервативном сценарии последует изъятие автомобиля, если будет возбуждено административное преследование по ст. 16.21 КоАП РФ (незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка).
Незаконное, потому что с них не были полностью уплачены таможенные платежи между границами государств — членов ЕАЭС», – пояснила собеседница.
Санкция статьи для юридических лиц грозит административным штрафом до двукратного размера стоимости товара с его конфискацией. Ситуация осложняется тем, что определить настоящую первичную стоимость автомобиля покупателю очень трудно, считает основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль.
«Если занижение не было критичным, не в разы, то определить это будет сложно, как и откатить такие сделки.
Вообще любой параллельный импорт не очень безопасен и прозрачен, потому что машина покупается у физлиц, непонятно как происходят взаиморасчеты», – подчеркнул Мигаль.
«Киргизия в «серой зоне» рынка
Опрошенные «Газетой.Ru» продавцы автомобилей и участники бизнеса рассказали, что схема с занижением реальной стоимости транспортных средств часто практикуется не только в Киргизии, но и в Армении, реже — в других странах ЕАЭС. По словам основателя компании «РоговМобиль» Дмитрия Рогова (специализируется на доставке «под ключ» машин из Южной Кореи, Европы и Японии), ради снижения таможенного платежа недобросовестные продавцы могут занижать стоимость машины в три раза. Как правило, это выгоднее всего делать в случае импорта дорогих машин.
«Киргизия – чемпион по занижению цен,
– соглашается автор YouTube-канала «Лиса рулит» Елена Лисовская, которая занимается ввозом и продажей иномарок. —
Все зависит от корректности продавца автомобилей и того человека, который их ввозит. В Казахстане это делать сложнее, в Киргизии – проще, но это не значит, что все привезенные оттуда машины проблемные».
По словам собеседницы, существует определенная «сетка», по которой растаможивают автомобили. Если задекларировать машину, указав стоимость сильно ниже этой «сетки», то позже возникают риски, связанные с аннулированием свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и паспорта транспортного средства (ПТС).
В ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) не исключают, что в Киргизии есть нарушения в этом вопросе, в этой стране более лояльно относятся к прозрачности таможенных сборов, отметили в РОАД. Правда, все нарушения касаются серой зоны рынка — перекупов, неофициалов и прочих частных продавцов, заверили в ассоциации.