О выборе жидкости для АКПП
Всем здрасьте. Давно хотел высказаться на счет выбора жидкости для автоматических коробок. То, что будет описано ниже — собрание из ряда статей, найденных в интернете, которые, по моему убеждению, достаточно полно объясняют основные вопросы по этой теме.
Вопрос № 1. Отличие ATF от других масел.
Для полного понимания этого вопроса необходимо зайти издалека. Рассмотрим, какие вообще масла применяются в автомобилях, чем они принципиально отличаются. Не вдаваясь в подробности, это моторные масла, трансмиссионные (редукторные) масла, масла для гидроусилителей, АтФ и тормозная жидкость. Схожесть всех перечисленных масел, во-первых, в том, что основой их являются углеводороды, полученные путем переработки ископаемого углеводородного сырья, что соответственно даёт некоторую схожесть в свойствах. Все они имеют смазывающий, увеличивающий скольжение между трущимися поверхностями и гидроробный (отталкивающий вниз) эффект, а также способность отводить тепло. Немного похожи по виду: маслянистые на ощупь со схожими в первом приближении *, на этом схожесть в свойствах и заканчивается.
Это порой порождает непоправимые ошибки, когда, например, в АКПП льют моторное масло, а в гидроусилитель — тормозную жидкость. Естественно, за этими действиями немедленно следует поломка агрегата. Так чем же всё-таки глобально отличается ATF (Automatic Transmission Fluid — жидкость для автоматических коробок передач) от всех остальных субстанций, заливаемых в устройства автомобиля.
Вопрос №2. Свойства ATF.
Дело в том, что ATF — самая сложная по составу жидкость в автомобиле, от которой требуется целый ряд свойств, порой противоречащих друг другу:
1. Смазывающий эффект: снижение трения и износа в подшипниках, втулках, зубчатых зацеплениях, поршнях, электромагнитных клапанах.
2. Увеличение (модифицирование) сил трения в фрикционных группах: снижение проскальзывания (сдвига) между фрикционами пакетов сцепления, тормозными лентами, блокировкой гидротрансформатора.
3. Отвод тепла: быстрый вывод тепла из зоны трения и за счет теплопроводности и жидкотекучести.
4. Пеноподавление: отсутствие вспенивания в зонах соприкосновения с воздухом.
5. Стабильность: отсутствие окисления при нагреве до высокой температуры и при соприкосновении с кислородом воздуха максимально длительный срок.
6. Антикоррозийность: предотвращение образования коррозии на внутренних частях АКПП.
7. Гидрофобность: способность выталкивать влагу с обслуживаемых поверхностей.
8. Жидкотекучесть и гидравлические свойства: способность сохранять стабильную текучесть и гидравлические свойства (степень сжатия) в широком диапазоне температур от -50 С до +200 С.
10. Снижение проникающей способности через АКПП
11. Краситель для быстрой ATF (иногда ароматизатор)
Так что же всё-таки заливать в АКПП и чем осуществлять долив ATF, если нужной марки ATF нет под рукой или вообще неизвестно, что в АКПП залито? Для упрощения ответа сначала сделаем несколько утверждений.
1. Любой тип ATF — минералка, полусинтетика или чистая синтетика смешиваются между собой без каких-либо отрицательных последствий. Более современные ATF имеют лучшие характеристики и свойства.
2. Добавка более современного типа ATF в менее современную улучшает её свойства.
3. Чем менее современная ATF, тем хуже её свойства и поэтому её надо чаще менять, но даже на самой дремучей ATF типа DEXTRON II будет работать самая современная АКПП типа ZF6HPZ6 без всяких проблем. Проверено на практике!
4. Ни один производитель не раскрывает полную информацию о составе и свойствах производимой ими ATF, ограничиваясь общими рекомендациями рекламного характера.
Исключение составляют специальные высоко модифицированные масла, в которые их производители вообще неизвестно что намешали и обещают фантастический эффект. Такие жидкости, если есть желание их использовать, лучше заливать ни с чем не смешивая, поскольку эффект непредсказуем.
4. Указания производителей по использованию ATF в их изделиях в большей степени продиктованы целью увеличения прибыли и технически не всегда обоснованы.
5. Желательно (но не обязательно) использовать ATF с постоянными фрикционными свойствами для АКПП с жесткими включениями блокировки гидротрансформатора, и ATF с переменными функциональными свойствами для АКПП с блокировкой ГК имеющей режим управляемого проскальзывания, остальное не принципиально.
6. Все железки, шестеренки, подшипники, фрикционы, уплотнения и т.д. в АКПП состоят из одинаковых по свойствам материалов независимо от производителя АКПП, нюансы не очень значительны, значит и различные ATF не могут иметь принципиально различные свойства.
Суммируя всё вышесказанное, делаем следующий вывод: если Вы заправляете или меняете ATF в АКПП целиком, желательно использовать более современную и видимо более дорогую ATF, учитывая лишь её фрикционные свойства (переменные или постоянные) для Вашей АКПП. Если бюджет ограничен, то можно залить любую ATF, подходящую по цене — на работе АКПП это заметно не скажется, но подмену ATF придется проводить чаще. Рекомендации производителей можно вообще не учитывать. При заливке ATF в уже имеющуюся жидкость, если нет той же марки необходимо использовать жидкость классом не ниже основной, т.е. DEXTRON III в . DEXTRON II доливать можно, а наоборот нежелательно, поскольку если в изначальной АКПП снизить свойства ATF, она может начать работать хуже, если же Вы вообще не знаете, что залито и боитесь навредить, доливайте самую дорогую современную ATF типа DIV-DVI, опять же в соответствии с фрикционными свойствами.
Вопрос №3. Состав ATF.
По причине необходимости получения столь большого количества разнонаправленных свойств состав ATF крайне сложен и детально не разглашается Производителями. В открытой информации существуют лишь общие данные о химическом и молекулярном составе основных добавок, именно эти добавки (присадки) в конечном итоге формируют набор свойств, которыми должна обладать ATF, подробные формулы веществ и их взаимодействия засекречены.
Химический состав ATF состоит из двух основных частей — это базовая основа и пакет присадок. Базовая основа — это непосредственно несущая жидкость, составляющая основной объем. По своему типу база делится на три основных группы: минеральная, полусинтетическая и синтетическая. Так же применяется смесь минеральной и синтетической основы, которая продается как синтетическая. К минеральным основам относятся парафиновые (paraffinics) и нафтеновые масла, их группа в системах классификации XHVIYAPI ATIEL (the tehnical association of the european lubricans american petrolen Institute). К полусинтетическим или условно синтетическим относятся гидратированные (hidroisomerised) минеральные базовые масла, которые считаются усовершенствованными, но относительно к первой группе, их классификация VHVI, одно из фирменных названий Yubase. Но истинно синтетической базовой группой являются полиальфаолефиновые HVHVI (PAD) масла. Технология их получения крайне сложна и дорога на данный момент, и в большинстве случаев имеющиеся в продаже синтетические ATF состоят частично из синтетической основы с добавкой минерального или условно синтетического основного компонента, о чем на упаковке вас никогда не уведомят.
Присадки GATF
Второй частью химического состава ATF является пакет присадок. Их химический состав также засекречен производителями, и в открытом доступе существует информация об общем химическом составе и процентном содержании ионов различных веществ: фосфор — Р+, цинк — Zn+, бор — Во, барий — Ва, сера — S, Азот, Магний, и т.д.
На самом же деле эти ионы входят в состав сложных полиэфиров, которые в смеси создают дополнительные химические соединения, усиливая те или иные свойства добавок.
III. Именно поэтому речь всегда идет о пакете присадок, обладающем определенными характеристиками.
Пакет присадок dextron hercon.
Рассмотрим ионовый состав пакета присадок наиболее распространенных ATF стандарта DEXTRON III/MERCON:
Общий объем присадок в DIII по отношению к базовому маслу составляет 17%, из них в составе ионизаторов:
фосфор — 0,3% AW в составе 2-этил-гексил-фосфорной кислоты, повышает противоизносные свойства, * в составе добавки ZDDP .
цинк — 0,23% в составе ZDDP цинк-диэтил-дитиофосфат — антиоксидантные свойства, противоизнос.
Азот — 0,9% AW добавка (Anti-Wear)
Бор — 0,16% AW добавка, усиливает моющие свойства, усиливая ZDDP.
Кальций — 0,05%, в составе феноляты кальция — моющий эффект, плюс дисперчатор в составе базовой добавки TBN, антикоррозийный эффект.
Магний — 0,05% моющие свойства в составе базовой добавки, снижение кислотности, антикоррозийный эффект.
Сера — 0,55% AW добавка, плюс в составе модификаторы трения (FM), противоизносные свойства, в составе EP .
Барий — различные %, контроль partic late.
Силоксан — 0,005% активный пеноподавитель.
Известные присадки.
Вышеперечисленные ионы входят в состав присадок, имеющих сложные формулы, детали которых засекречены, некоторые их названия и общая химическая формула:
ZDP — фосфат цинка, антикоррозийный эффект
ZDDP — цинк — дитио-фосфат, антиоксидант, противокоррозийный.
TCP — трикрезил фосфат, повышение термостойкости.
HP — хлорпарафин, стойкость к повышенной температуре.
MOG — монопласт глицерина.
Стеариновая кислота.
PTFE — тефлон (в ATF почти не применяется)
SO — сульфатированная ЕР (присадка Extrime Pressure) стабилизирует свойства при избыточном давлении.
ZCO — цинк карооксилат, ингибитор коррозии.
NA -группа алкилированных и бензолов.
POE — эфиры.
TMP — сложные lineoleic эфирполинолы
В общей сложности таких добавок разработано около сотни, и в один пакет присадок может входить до 20 сложных веществ, которые в соединении дают перекрестный эффект.
Вопрос №4. История создания ATF.
Эксперименты по созданию автоматических трансмиссий начались в массовом порядке в 20х годах 20 века, но в те времена никто серьезно не задумывался об изменении свойств, применяемых в них гидравлических жидкостей. Первый большой прорыв произошел в 1949 году, когда компания General Motors представила первую в мире серийную разработку ATF, получившую индекс Type A. Основу его составляло нефтяное минеральное масло, а в качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир кита кашалота. Спермацетовый жир выделялся из несчастного животного специальной железой и накапливался в двух * мешках, располагавшихся в углублениях между костями в верхней части черепа. Эти мешки служили киту в качестве резонаторов испускаемых им ультразвуковых сигналов. После убийства и разделки кита спермацетовый жир вымораживался из содержимого спермацетовых мешков гидратировался, в результате получалось вещество под названием Цетин, химическая формула которого С15Н31СООС16Н33, которая и применялась как основная составляющая первой ATF.
Качество ATF Type A получилось настолько высоким, что смесь практически не требовала никаких доработок, исходя из того, что на тот момент трансмиссии были низкооборотистые, и рабочая температура не превышала 70-90 С. Со временем мощности и крутящие моменты увеличивались, и исходный Type A перестал удовлетворять требованиям, поскольку окислялся при более высоких температурах и вспенивался, не выдерживая высоких оборотов.
Следующей * в разработке ATF была созданная в 1957 году жидкость Type A Suffix A с улучшенными характеристиками. В ней впервые стали в минимальных количествах (около 6,2%) применяться присадки, содержащие вещества на основе фосфора, цинка и серы, которые позволили улучшить антиоксидантные и другие свойства ATF.
После этого в течение десяти лет ничего нового не было, и лишь в 1967 году GM сделала следующий шаг, создав ATF с индексом B. С этого момента была введена классификация под названием DEXTRON, и жидкость называлась DEXTRON В. Её принципиальное отличие было в том, что в её состав было введено значительное количество (около 9%) веществ на основе бария, цинка, фосфора, серы, кальция и бора, которые можно назвать пакетом присадок. Всё было хорошо, но бурно развивающийся автопром требовал производства всё больших объемов ATF, и к началу 70х годов потребление спермацетового жира достигло своего пика. Ничем не ограниченная химическая добыча китов поставила их на грань вымирания, и в 1972 году правительство США было вынуждено принять закон "О сохранении исчезающих видов животных и птиц", полностью запрещающий охоту на китов. У производителей ATF начались черные дни. В течение нескольких лет не удавалось найти замену спермацетовому жиру. При использовании оставшихся в распоряжении производителей жидкостей количество отказов автоматических трансмиссий увеличилось в США в 8 раз, и дело запахло катастрофой. Лишь к середине 70х компания International Lubricants в сотрудничестве с известным химиком-органиком Филиппом разработала жидкий синтетический восковой эфир под названием LIQUID WAXESTER, запатентованный под торговой маркой LXE®, что позволило в среднем на 50% улучшить необходимые свойства ATF. Полученные жидкости даже стали превосходить по ряду характеристик ATF на базе спермацета. На базе этой технологии в 1975 году GM был создан DEXTRON II индекс С с содержанием присадок 10,5%. Но вскоре выяснилось, что ATF получилась довольно агрессивной и стала вызывать коррозию металлических поверхностей, поэтому через год был создан DEXTRON II индекс D, в состав которого были введены дополнительные присадки-подавители коррозии. Следующий шаг в 1990 году — DEXTRON II индекс Е, в его составе появились стабилизаторы вязкости при низких температурах и стабилизаторы * при высоких температурах. Венцом всех творений стал в 1995 году DEXTRON III, в составе которого были учтены все современные требования и введен сложный пакет присадок. На данный момент GM создал DEXTRON IV, DEXTRON V и DEXTRON VI. Параллельно с GM собственные разработчики вели целый ряд фирм, таких как Ford, создавших целый ряд собственных ATF, объединенных классификацией MERCON, Тойота классификация Tyret (DTT).
Daimler — chrysler MOPAR ATF PLUS (+2, +3 и т.д.)
Эллисон класс С (3,4 и т.д.)
Caterpillar — ТО (3,4 …)
Это привело к изрядной путанице в классификации масел и понимании их совместимости между собой и с конструкцией АКПП. Поэтому со временем было принято решение привязать все эти стандарты к классификации GM -DEXTRON. Поэтому на большинстве упаковок ATF любых фирм сзади в аннотации можно увидеть надпись: "Аналог DEXTRON III" или "DIV" и т.д., хотя автопроизводители периодически упорно пишут, что можно применять только ATF определенной рекомендованной марки, а в противном случае – армагедон. И тут же в противоречие этому другие производители ATF могут предложить без страха менять и смешивать этот тип ATF с другим.
В чём разница свойств ATF различных производителей. Определение совместимости с конструкцией АКПП.
Хотелось бы сразу отметить, что бы ни говорили достойные специалисты, принципиальной разницы в свойствах наиболее современных ATF нет. Если же вдаваться в подробности, то за критерии отличия берутся два основных фактора:
1. Взаимодействие ATF с различными типами фрикционных материалов.
2. Различные характеристики коэффициентов трения при сцеплении фрикционов фрикционных свойств (изменяемый и постоянный коэффициент трения).
По первому пункту: В мире существует около десятка производителей фрикционных материалов, таких как Borg Warren, Alomatic, Alto и другие, каждая из которых разрабатывает свои оригинальные составы. Основой обычно является специально обработанное целлюлозное волокно (фрикционный картон), в которое в качестве связующего вещества добавляются различные синтетические смолы, а для упрочнения и улучшения фрикционных свойств вводятся в различных пропорциях сажа, асбест, различные типы керамики, бронзовая крошка, волокнистые композиты типа и углепластика. Соответственно считается, что производитель АКПП подбирает тип ATF под используемый фрикционный материал, подбирая оптимальное значение коэффициента сдвига между фрикционами при полном контакте, чтобы максимально снизить выделения тепла в пакетах фрикционов. Однако, независимо от разницы в составах фрикционов все разработчики используют одну цепь, поэтому и качественные фрикционы родных фирм не сильно разнятся по свойствам, поэтому сходно реагируют на разный тип ATF.
По второму пункту: Параметры зацепления фрикционных элементов АКПП определяются коэффициентом трения. Трение соответственно присутствует двух типов:
а) трение скольжения, возникающее при соприкосновении фрикционных элементов до момента их полного зацепления;
б) трение покоя, когда фрикционы приходят в состояние полного зацепления и становятся неподвижны относительно друг друга. Кроме фрикционов в тормозных и приводных элементах АКПП есть еще фрикцион блокировки гидротрансформатора, который при переходе из гидродинамического (за счет сжатия жидкостей между противоположно расположенными лопастями) режима передачи основного крутящего момента в жесткий (когда блокировка полностью прижимается к корпусу и Г/ТР работает как обычное сцепление на механике) получает тот же набор эффектов трения. Однако, в Г/Т современных АКПП 6-ти и более ступеней появился промежуточный режим, называемый управляемым проскальзыванием блокировки (FLU – Flex Lock Up) для более плавного и комфортного переключения, когда регулятор давления с большой частотой включения подает и отключает управляющее блокировкой давление, удерживая ее на грани проскальзывания. Соответственно, все виды ATF делятся на два класса: с постоянными фрикционными свойствами (Type F, Type G) и изменяемыми фрикционными свойствами (DEXTRON, MERCON, MOPAR).
Вопрос №5. График режима работы Г/Т с момента старта проскальзывания передачи.
ATF с неизменяемыми фрикционными свойствами имеет достаточно линейную картину: по мере прижатия фрикциона (уменьшения скорости проскальзывания) коэффициент трения растет, и в момент зацепления фрикционов достигает максимума. Это дает эффект четкого отрабатывания передач с выделением минимального соответствия.
Соответственно присутствует эффект ощущения переключений. При использовании ATF с изменяемыми фрикционными свойствами на начальном этапе прижатия фрикциона коэффициент трения-скольжения имеет максимальное значение, но по мере их сжатия оно несколько снижается, достигая опять же максимума при полном контакте, но при этом значении коэффициент эктатрения покоя намного ниже. Это дает эффект более плавного и комфортного включения передач, но количество выделяемого тепла при этом возрастает.
Возможные последствия:
1. Если залить ATF с изменяемыми свойствами в АКПП с жестким включением г/т, это может вызвать нежелательный эффект пробуксовки блокировки. В случае с неизношенной АКПП гидродинамическая передача поддержит крутящий момент до полного зацепления и ничего неприятного происходить не будет. В изношенной или поврежденной АКПП с подгоревшей блокировкой и фрикционами, избыточное скольжение может усугубить положение и вызвать фатальное разрушение.
2. Если же в АКПП с управляемым проскальзыванием блокировки залить ATF с неизменяемыми фрикционными свойствами, это может вызвать более жесткое включение передач, но трагических последствий не принесет.
Из этого можно сделать вывод, что если АКПП ездят с ATF с неизменяемыми фрикционными свойствами в нее можно долить ATF с измененными фрикционными свойствами, и она станет работать мягче, а если есть ощущение, что АКПП подбуксовывает чуть больше, чем надо, можно залить ATF с неизменяемыми фрикционными свойствами и она будет работать чётче.
В заключение могу добавить, что значительно более серьезными факторами, чем фрикционные свойства масел, оказывающими влияние на работу АКПП, является температурный режим, степень износа поверхностей фрикционов и морозы. Перед этими факторами различия в свойствах ATF становятся незначительными. Есть смысл их учитывать только при наличии идеальных условий эксплуатации нового автомобиля.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
9 Лучших трансмиссионных масел для АКПП – рейтинг 2023
Регулярной замены требует не только моторное, но и трансмиссионное масло. Пусть это нужно не так часто, но экономить все равно нельзя. Давайте рассмотрим топ лучших смазочных материалов для АКПП от проверенных брендов, чтобы вам было, от чего отталкиваться при выборе продукта.
Перед покупкой трансмиссионного масла обязательно убедитесь в том, что оно совместимо с АКПП вашего автомобиля. Для этого загляните в руководство по эксплуатации машины и посмотрите, каким стандартам и нормам должно соответствовать масло, рекомендованное для заправки АКПП.
- ЛУКОЙЛ ATF
- ZIC ATF SP 4
- HYUNDAI ATF SP-IV
- TOYOTA ATF Type T-IV
- MOBIL ATF LT 71141
- Kixx ATF DX-III
- Petro-Canada DURADRIVE MV SYNTHETIC ATF
- SINTEC ATF III Dexron
- Газпромнефть ATF DX III
ЛУКОЙЛ ATF
Универсальное трансмиссионное масло на полусинтетической основе, разработанное для заправки АКПП в легковых и грузовых автомобилях. Возможно применение такой смазки для обслуживания гидромеханических передач специальной техники от производителя «БелАЗ» при условии, что до наполнения маслом из КПП и системы для ее охлаждения будет тщательно удалено старое масло.
Масло подходит для обслуживания трансмиссий, которые предъявляют к смазке 100% соответствие требованиям Dexron® IIIG и Dexron® ID. Допускается применение в роли гидравлической жидкости в гидроусилителях рулевого управления. Именно за счет такого ассортимент сфер использования масло ЛУКОЙЛ ATF с уверенностью можно назвать универсальным, и это один из главных плюсов.
Оригинальный продукт выглядит как прозрачная жидкость красного цвета. Такой оттенок является следствием применения широкого пакета присадок, которые обеспечивают антифрикционные и противозадирные, а также антикоррозионные свойства смазки. Высокая устойчивость к окислению позволяет маслу сохранять оригинальную структуру на протяжении всего периода эксплуатации.
Благодаря уникальному и сбалансированному составу продукт ЛУКОЙЛ ATF не вспенивается в ходе работы двигателя, а значит, его защитные свойства сохраняются высокими при любых условиях. Нельзя не отметить химическую нейтральность масла по отношению к полимерным уплотнителям, используемым в конструкции трансмиссии. Можно не переживать о том, что их надо часто менять.
Трансмиссионное масло привлекает не только большим набором достоинств, но и сопутствующей им низкой цене. Есть два варианта упаковки – на 1 литр и на 4 литра, благодаря чему в первый раз можно взять маленькую канистру на пробу, и, если товар устроит, можно купить уже большой запас.
ZIC ATF SP 4
Синтетическое трансмиссионное масло на базе собственной разработки Yubase от производителя. Жидкость красного цвета предназначается для заправки 6-ступенчатых автоматических коробок переключения передач, установленных в автомобилях Hyundai, KIA, в моделях Dodge Dart, Jeep Compass и многих других. Применяется в качестве масла первой заливки на заводах KIA и Hyundai.
Масло обеспечивает комфортное и плавное переключения передач в автоматической коробке на протяжении всего межсервисного интервала. В случае с этой жидкостью нет такого популярного явления, когда первое время после замены смазка работает как следует, но постепенно теряет свои свойства, что вызвано окислением, засорением металлической стружкой и иного рода примесями.
Особенность данного продукта заключается в изначально пониженной вязкости, нежели чем у ряда конкурентов из той же ценовой категории. Сделано это не просто так, а для уменьшения расхода топлива. При этом степень вязкости остается практически неизменной в широком температурном диапазоне. Так, потеря текучести наступает при замерзании до -52,5°С, что для России уже рекорд.
Для производства масла ZIC ATF SP 4 используется стабильная и проверенная основа. Во многом за счет этого смазочная жидкость отличается продолжительным сроком эксплуатации. Для водителя это означает одно – придется реже тратиться на покупку масла, так как менять его надо не так часто. Это особенно важно с учетом того, что стоимость продукта нельзя назвать слишком уж бюджетной.
На покупку синтетического трансмиссионного масла ZIC ATF SP 4 придется раскошелиться, однако, судя по многочисленным отзывам водителей на том же Яндекс.Маркет, такая покупка своих денег стоит. К тому же не забывайте, что межсервисный интервал у этой смазки дольше, чем у остальных.
HYUNDAI ATF SP-IV
Синтетическое трансмиссионное масло полностью соответствует стандарту ARF SP-IV и пользуется признанием у автомобильных производителей Hyundai и KIA. Предназначается преимущественно для заливания в 6-ступенчатые автоматические коробки переключения передач и применяется на предприятиях вышеупомянутых автомобильных брендов в качестве жидкости первой заливки.
Масло обеспечивает плавное, комфортное и четкое переключение передач независимо от того, что с температурой на улице. При сильном замерзании смазка сохраняет текучесть, поэтому отлично подходит для эксплуатации в холодных регионах России и других стран. Высокий нагрев маслу от Hyundai тоже не страшен, что обусловлено его отличными антиокислительными характеристиками.
Продукт полностью совместим со всеми популярными материалами, которые в той или иной мере используются в конструкции автоматической коробки переключения передач. Вам не понадобится беспокоиться о том, что масло может со временем окислить металл или разрушить полимерные уплотнители. Напротив, смазка обеспечивает отличную их защиту от негативных влияний извне.
Не очень удобно то, что купить HYUNDAI ATF SP-IV можно в канистре либо на 1 литр, либо сразу на 20 литров, без популярного промежуточного варианта в виде 4-литровой канистры. С другой стороны, у смазки длительный срок службы, поэтому, если по характеристикам продукт вас на 100% устраивает и совместим с коробкой вашего автомобиля, можно смело покупать сразу 20 литров.
Масло от южнокорейского бренда, несмотря на не самую низкую стоимость, пользуется большой популярностью у автовладельцев. Более 90 положительных отзывов на Яндекс.Маркет – это своего рода гарантия того, что вы получите качественный продукт. Конечно, если он не будет подделкой.
TOYOTA ATF Type T-IV
Полностью синтетическое масло японского производства разработано специально для машин от бренда Toyota, укомплектованных автоматической коробкой переключения передач. Этот продукт изготавливается с применением базовых масел максимальной степени очищения, дополненных пакетом присадок, обеспечивающих выраженные противоизносные и противозадирные свойства.
Смазочная жидкость призвана обеспечить высокую плавность переключения передач без лишних вибраций, шумов и весьма раздражающих рывков. Это важно не только для комфорта водителя и пассажиров, но и для ресурса самой АКПП, который неизбежно снижается из-за плохой смазки. Тут же реализован полный пакет присадок, необходимых для продления срока эксплуатации коробки.
Антифрикционные и противозадирные примеси, добавленные в синтетическую базу, обеспечивают надежную защиту металлических поверхностей автоматической трансмиссии от появления разного рода задиров. Количество стальной стружки в масле уменьшается, а вместе с этим продлевается срок его эксплуатации до следующей замены. Это пусть и немного, но все же экономит средства.
Нельзя не отметить высокую термическую стабильность трансмиссионного масла TOYOTA ATF Type T-IV. Благодаря ей оно сохраняет текучесть при замерзании вплоть до -48°C, а ведь такие сильные морозы даже в России встречаются не каждый год. Вязкость масла сохраняется примерно на одном и том же уровне на протяжении всего периода эксплуатации, почти не изменяясь с температурой.
Смазка никоим образом не влияет на целостность полимерных уплотнителей, которые в изобилии встречаются в составе автоматической трансмиссии. Металлические детали тоже не подвержены никаким негативным воздействиям, да и само масло имеет хорошие антиокислительные свойства. Все эти качества делают его одним из лидеров на рынке, о чем говорят и отзывы автомобилистов.
Какое масло лить в автоматическую коробку передач?
Автоматическую коробку передач все чаще устанавливают в современные автомобили. Эта тенденция определена стремлением человека к автоматизации каждого процесса своей жизни. В условиях городской езды коробка-автомат приходится очень кстати. Даже на бездорожье современные АКПП успешно конкурируют с механикой.
Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач представляет собой расходник, который меняют каждые 50-60 тыс. км. В условиях повышенной нагрузки на трансмиссию масло требуется обновлять вдвое чаще. По этой причине многие автолюбители каждый год задаются вопросом – какое масло заливать в автоматическую коробку передач? Перед выбором смазочной жидкости понадобиться разобраться с ее свойствами и функциями.
История появления и принцип действия АКПП
АКПП представляет собой одну из основных составляющих деталей трансмиссии современного авто. Основная задача этого узла – создание равновесия между работающим двигателем и крутящимися колесами. Осуществляется эта работа тонким подбором передаточного числа для каждого режима эксплуатации мотора. Главным отличием АКПП от механики служит полностью автоматическое функционирование, не требующее вмешательства водителя.
Первый прообраз АКПП появился на заводе Генри Форда в 20-х годах прошлого века. Он отличался от современных агрегатов, однако зачатки современных автоматов в них уже присутствовали. Более усовершенствованные агрегаты стали производить спустя одно десятилетие – компанией «Дженерал Моторс». Они эксплуатировались по принципу сервопривода, который является механической коробкой с автокоррекцией состояние через отрицательную обратную связь.
В концу 30-х годов организация «Крайслер» представила инновационную разработку, в которой присутствовала гидромуфта и гидротрансформатор. Этот автомат стал прорывом в автомобилестроении.
Более-менее похожая на современную АКПП была разработана в начале 50-х годов американскими инженерами. Она состояла из 3 частей:
- электронной;
- гидравлической;
- механической.
Разработку стали активно использовать только в 80-е годы, в период бурного прогресса микропроцессорных технологий.
Принцип работы автомата сводится к автоматизации переключения передач. Прежде чем подробно рассмотреть устройство и особенности функционирования АКПП, стоит выделить их разновидности:
- вариатор;
- роботизированная КПП;
- АКПП, оснащенная гидротрансформатором – она считается типовым автоматом.
Работает конструкция благодаря тесному взаимодействию электроники, механической части и гидравлики. Эти элементы представлены такими деталями:
Гидротрансформатор, который принимает крутящий момент от двигателя и передает его на вал.
- Коробка переключения передач, принимающая усилие от гидротрансформатора и приводящая колеса в движение через редуктор.
- Устройства контроля, которые регулируют головное управление узлом и отвечают за механику работы коробки.
Роль водителя в АКПП возлагается на устройства управления. Поскольку автомат сложнее механической коробки, масло для него подбирают более тщательно.
Функции масла в АКПП
Смазочная жидкость для автомата имеет множество отличий от масел, предназначенных для механики. На нее возлагается огромное количество функций, поэтому смазка должна соответствовать строгим требованиям. Стандартные трансмиссионные или моторные масла для АКПП не подходят. Для нее разработаны специальные жидкости, носящие название ATF.
Смазка для автоматов имеет высокую устойчивость к окислению, пенообразованию и износу. Это связано с наличием в конструкции гидротрансформатора, передаточной коробки и системы управления. Их беспроблемная эксплуатация возможна только с ATF.
Функции смазочных составов для АКПП:
- передача энергии в гидротрансформаторе.
- смазка зубчатых передач.
- гарантия качественного переключения передач.
- отведение тепловой энергии.
- поддержание работоспособности агрегата в условиях различных температурных режимов – от -40 до +170 градусов;
- снижение трения между парными элементами;
- замедление коррозийных процессов;
- отведение продуктов износа трущихся деталей.
Поскольку на масло для автоматов возложено так много функций, его качество должно быть безупречным.
Нужно ли менять масло в коробке-автомат
В процессе эксплуатации автомобиля продукты износа скапливаются в коробке передач, засоряя ее. ATF со временем начинает терять свои эксплуатационные свойства. Спустя 25-70 тыс. км (в зависимости от условий эксплуатации) остается лишь видимость масла.
Когда масло теряет свои свойства, начинают активно изнашиваться втулки и подшипники. Это приводит к износу всей передаточной коробки. По этим причинам менять масло в АКПП следует с определенной периодичностью.
Зимой, когда смазочный состав подвергается резким перепадам температур, с места стыка коробки и двигателя начинает капать масло. Это может стать причиной вытекания большого объема жидкости, что приведет к поломке всего агрегата.
Важно! Если жидкость вытекает из коробки в процессе движения, коробку можно сжечь.
Средний интервал замены масла в АКПП составляет 25-50 тыс. км. Это зависит от возраста машины, типа используемой смазки, условий эксплуатации. Частичную замену проводят при каждом техобслуживании трансмиссии.
Какое масло выбрать для автоматической коробки передач своего авто
Узнать, какое масло необходимо заливать в АКПП своей машины, можно следующими способами:
- Осмотреть щуп передаточной коробки. В некоторых случаях на нем указывают нужный тип состава.
- Заглянуть под капот – там находится специальная табличка с необходимой информацией.
- Ознакомиться с книжкой по эксплуатации авто.
- Позвонить официальному дилеру.
- Найти сайт модели своего авто или посетить специализированный форум.
Книжка по эксплуатации содержит информацию по всем маслам и жидкостям, которые необходимы для эксплуатации силового агрегата.
Стоит перечислить список популярных брендов:
- Мерседес используют жидкость собственного производства, называющуюся «ATF MERSEDES». Под определенный автомобиль подбирают конкретную модификацию смазки.
- Для автомобилей BMW предусмотрены масла марки «ZF», которые рекомендованы производителем. Однако для разных автоматов подходит только определенная модель масла, ведь передаточная коробка маленького автомобиля сильно отличается от АКПП паркетника.
- АКПП Volkswagen, Audi и Skoda заправляются жидкостями собственной серии «G-052, G-053 – G-055». Для этих машин подходят и масла «ZF». В дешевых авто может использоваться «ESSO».
- Toyota использую в своих моделях жидкости собственного производства – ATF TOYOTA TYPE.
- Для Nissan рекомендуется использовать ATF Nissan Matic. Допуски зависят от класса автомобиля.
- Chevrolet советует заливать Dextron 6. В списке рекомендованных числятся масла ZIC DEXRON-VI и Mobil DEXRON-VI ATF.
- Hyunday и KIA представляют один концерн. В автомобили этих марок заливают Hyundai ATF SP-III. В качестве аналога используют ZIC ATF SP-III.
В этом списке представлено лишь несколько основных масел, которые заливают в некоторые автоматы.
Инструкция по эксплуатации автомобиля – лучший помощник в выборе правильного масла
Наиболее удобный вариант определения марки масла – заглянуть в инструкцию по обслуживанию транспортного средства. Если она затерялась, информацию легко найти. Останется найти в инструкции жидкость и приобрести ее.
Например, владельцам автомобилей АвтоВАЗ рекомендуется использовать такие смазочные материалы:
- «Омскойл Транс П», обладающие индексами GL-4/5 b 80W-85.
- «Рексол Т» с индексами GL-4 и 80W.
- «Волнез ТМ4» — индексы 80W-90 и GL-4.
Для иностранных моделей ВАЗовской группы подходит любое масло, соответствующее GL-3. Однако при покупке трансмиссионной жидкости у непроверенных поставщиков можно натолкнуться на подделку, не соответствующую требуемым качествам.
Почему так важен правильный подбор масла в коробку передач
В случае с моторными маслами можно поэкспериментировать с допусками, однако большинство производителей это не рекомендует. К примеру, вместо 5W-30 можно залить 5W-40.
Для АКПП это строго запрещено. Она работает за счет передачи крутящего момента посредством гидротрансформатора. Если залить в коробку жидкость, не соответствующую требуемым характеристикам, это может привести к негативным последствиям.
Минимальный ущерб заключается в редких «пинках» коробки, однако в худшем случае она может перестать работать. Поэтому экспериментировать лучше не стоит. Неисправность гидротрансформатора может обернуться ускоренным износом гидроблока и снижением ресурса коробки.
Состав
Поскольку свойства ATF очень разнонаправленны, производители моторных масел не разглашают его состав. Жидкость отличается высокой сложностью. Существует лишь общее представление о молекулярном составе смазки для АКПП.
Химически трансмиссионная жидкость состоит из базовой основы и пакета присадок. База может быть нескольких типов:
- синтетическая;
- минеральная;
- полусинтетическая.
В качестве минеральных основ выступают нефтеновые и парафиновые масла. Полусинтетические изделия представлены гидратированными минеральными базовыми составами. Истинно синтетическими являются полиальфаолефиновые масла. Они изготавливаются по сложной технологии, требующей больших затрат.
Кроме базы, до 15% состава занимают присадки, предотвращающие вспенивание жидкости;
- ингибиторы коррозии;
- антиокислительные добавки;
- дисперсанты, способные удерживать продукты износа во взвешенном состоянии;
- модификаторы трения;
- противоизносные добавки.
Такой состав жидкости обеспечивает исправную работу АКПП длительное время.
Выбирая масло в автомат, не следует выбирать другую основу для неполной замены.
Режим использования
Замену масла в коробке-автомате проводят не так часто, как в случае с моторной смазкой. Лучше найти точную информацию о своей трансмиссии в интернете. В рекомендациях производителя указано, когда лучше менять масло при стандартных или тяжелых условиях эксплуатации авто. В последнем случае замену производят почти вдвое чаще.
К тяжелым условиям относят:
- динамичная езда – быстрый старт и резкое торможение;
- эксплуатация машины в городских условиях, снижающая качество масла в коробке;
- работа в тяжелых погодных условиях – на морозе (ниже -20) или в жару (выше +35);
- длительная работа авто на предельных нагрузках;
- регулярная езда по бездорожью – камням, снегу, гравию.
В старых моделях масло меняется каждые 30-40, в новых – 50-60 тыс. км.
В автомобиле с автоматом, в сравнении с механической коробкой, ниже давление на плунжеры. В связи с этим требуется другая консистенция состава. Масло должно быть более текучим.
Какое масло лить в коробку автомат
Выбор жидкости сводится к двум вариантам – либо приобрести оригинальный состав, либо дешевый универсальный. Каждый вариант обладает своими плюсами и минусами. Поэтому стоит разобраться в специфике составов для АКПП и особенностях их эксплуатации.
Оригинальная жидкость
Такие составы представляют собой ATF, выпущенные под брендом автомобиля, для которого они предназначены. Они могут называться, к примеру, Honda или Toyota. Каждый производитель определяет свою маркировку и допуски на составы для автомата. Эти требования практически идентичны друг другу. Наиболее известными являются допуски GM (DEXTRON II, III, IV), Mitsubishi-Hyundai-Kia (SP-II, III, IV, Red-1) и Toyota (T, T-III, IV, WS).
Оригинальная жидкость имеет несколько преимуществ:
- она точно подойдет для определенной модели машины;
- для ее использования не требуется знания спецификаций ATF – достаточно приобрести состав, указанный в инструкции;
- при нахождении автомобиля на гарантии используют только оригинальные жидкости.
Недостатки таких масел:
- высокая стоимость;
- сомнительное происхождение жидкости;
- такие составы можно купить не во всех регионах.
Автопроизводителя не изготавливают трансмиссионные жидкости. Это делают компании, выпускающие универсальные составы. Нередко в фирменной упаковке скрывается та же «неоригинальная» жидкость, только по завышенной цене.
Универсальная жидкость
Такие ATF соответствуют допускам сразу нескольких производителей. Их используют владельцы разных моделей. Среди плюсов неоригинальных жидкостей выделяют:
- дешевизна;
- широкий выбор производителей;
- качество чаще всего соответствует оригинальным маслам.
Недостатки универсальных трансмиссионных жидкостей:
- необходимо знать допуски;
- возможен риск поломки трансмиссии при неверном выборе жидкости;
- снятие автомобиля с гарантии.
Подобрать универсальный аналог ATF гораздо проще для машин европейского производства. Это обусловлено антимонопольным законодательством Европы. Купить жидкость для японского автомобиля сложнее.
Существует много ресурсов подбора масла по vin – идентификационному номеру транспортного средства.
Смешивать или нет
АКПП оснащено электронным управлением и имеет исполнительный гидравлический механизм. За включение определенной передачи отвечают соленоиды, которые управляются электроникой. Также в работу включается гидравлика, которая воздействует на муфты и тормозные ленты.
Поскольку коробка-автомат машин 90-х годов создавалась в конце 80-х, конструктивных изменений в ней не происходило до 2003 года. Поэтому АКПП автомобилей 90-х не следует заправлять новыми ATF. Лучше обратить внимание на рекомендации 80-х. Подобрать масло по марке автомобиля можно на официальных сайтах производителей.
Стоит учитывать некоторые особенности замены современных масел:
- Dexron II можно заменить жидкостью Dexron III, только не наоборот. Такая замена возможна, если оборудование допускает увеличение модификаторов, способных понизить трение. В эту группу входят коробки GM.
- В случаях когда оборудование не допускает снижения коэффициента трения за счет увеличения эффективности присадок, Dexron III не может заменить Dexron II.
- Вне зависимости от оборудования, Dexron IIE заменяет Dexron IID, только не наоборот. Замена обусловлена тем, что Dexron IID плохо переносит морозы. Он подходит для эксплуатации при температуре не ниже -15 градусов. Стоит учесть, что нужна Dexron IIE только для северных районов, а стоит она в 2-3 раза дороже.
Что может произойти, если смешивать жидкости разных производителей?
При смешивании возможно появление осадка – белых хлопьев. Они способны забить трансмиссию. От такого результата особенно страдают вариаторы и автоматы. Если забьются фильтры, система довольно скоро окажется неисправной. В некоторых случаях осадок не образуется, однако экспериментировать не стоит – на кону долговечность работы трансмиссии.
Важно! При смешении синтетического и минерального масла не получится полусинтетика. В этом случае образуется много пены, которая спустя 500 км густеет и образует осадки. Возможно выдавливание сальников. При обнаружении белесых хлопьев систему полностью промывают.
Маркировки трансмиссионной жидкости
Если подходит срок замены масла АКПП, а выбор еще не сделан, следует подробнее разобраться в классификационных характеристиках смазочных составов. Одним из главных показателей является вязкость.
Эта характеристика влияет на способность состава бесперебойно смазывать все поверхность деталей и трущихся пар. При оптимальной вязкости масла трансмиссия может бесперебойно работать в условиях низких температур. Ее КПД увеличивается, и гидравлические потери снижаются.
Вязкость смазки для АКПП определяется классификацией SAE J 300 DEC 95. Она измеряется в цифрах и может принимать значения от 4,1 до 41. В зависимости от вязкости масло делится на классы. Выбирая жидкость, ориентируются на условиях эксплуатации автомобиля и температуру за бортом.
Зимние классы имеют маркировку от 70W до 85W с шагом в 5 единиц. Буква «W» означает «зима». Снижение цифры означает повышение устойчивости масла к снижению температуры. К примеру для модели 70W максимально низкой является температура -50 градусов, а для 75W она составляет -40 градусов. Летние классы обозначают цифрами без буквы. Они начинаются с 80 и заканчиваются 250. Существуют и всесезонные масла, к примеру, SAE 80W-90.
API характеристики указывают на качество выполнения маслом его задач:
- API GL-X. Буква «X» заменяется цифрой от 1 до 5. Она определяет класс масла. При числе 1 смазка способна выполнять простейшие задачи, для 5 класса характерна эксплуатация при повышенных нагрузках.
- API MT-1. Представляет собой новую категорию, идентичную API GL-5, однако с более высокой термической стабильностью.
Такие свойства масел определяют их возможности эксплуатации в разных условиях.
Критерии подбора масел
Выбирают масло для автоматов с учетом вязкости и количества присадок. Наличие дополнительных компонентов в составе исключает быстрый износ деталей. Не рекомендуется смешивать разные марки ATF. К действующим классам относят GL4 и GL5.
Необходимое количество масла зависит от машины. Для АКПП Ford Expedition понадобится 15,5 л. Малолитражные автомобили требует заливки всего 4 л жидкости для АКПП.
Контроль уровня трансмиссионного масла
Перед проверкой уровня масла автомобиль устанавливают на ровную площадку, а рычаг селектор в положении «Parking». Затем прогревают мотор до +90 градусов.
На щупе можно увидеть контрольные насечки – «min» и «max». Они находятся на противоположных поверхностях инструмента. Предназначаются они для измерения уровня смазки в разных температурных режимах – «холодный» и «горячий». На холодную АКПП проверяется при температурые выше 0 градусов.
Нормальный уровень масла – это когда масляный след расположен между минимальной и максимальной чертой.
Замерить уровень масла можно и без щупа. В некоторых автомобилях конструкция АКПП имеет специальную трубку в поддоне картера коробки. Она предназначается для отвода излишков смазки. По ним и определяется качество масла в коробке (цвет, запах, наличие взвесей).
- После анализа масла трубку устанавливают на место.
- Затем доливают свежее масло через эластичный шланг и воронку.
- Жидкость добавляют, пока в контрольной трубке не появятся капли
Такие способы проверки масла просты и доступны каждому автомобилисту.
Замена масла в АКПП
Заменить масло можно полностью или частично. В последнем случае обновляется 70-80% смазки. Этого достаточно для нормальной работы АКПП.
Неполная замена масла в АКПП
В результате такой замены жидкость обогащается новыми присадками и частично очищается от загрязнений. Работа осуществляется в несколько этапов. В процессе обязательно меняют масляные фильтры. Понадобится герметичная прокладка для поддона картера.
- Для самостоятельной заливки масла выполняют такие действия:
- Замеряют текущий уровень жидкости.
- Под закрывающей сливное окно пробкой устанавливают тару для отработки.
- Выкручивают пробку из окна и ждут, пока не стечет масло.
- Когда отработка перестает стекать, демонтируют поддон картера.
- Удаляют масляный фильтр.
- элементы, которые загрязнены, очищают тряпкой
- устанавливают новый фильтр и ставят поддон картера, заранее заменив уплотнитель.
- Доливают в АКПП масло в объеме, который был удален.
Добавить жидкость можно через шланг и воронку. В завершение отверстие закрывают пробкой.
Полная замена трансмиссионной жидкости
Для такой работы понадобится компрессор или автомобильный насос. Этапы замены:
- Снимают крышку и масляный фильтр. Их очищают и промывают, устанавливают на место.
- Отсоединяют трубопровод между коробкой и масляным радиатором.
- На патрубок радиатора наращивают шланг.
- Подают свежее масло.
Работу выполняют до того момента, пока на выходе не станет вытекать чистое масло. После систему закольцовывают, а на патрубках фиксируют хомуты.
Как видно, выбрать и поменять масло в АКПП можно самостоятельно, если разобраться с допусками и требованиями к эксплуатации смазки. Для каждого автомобиля используются только рекомендуемые производителем масла. Жидкость лучше приобретать в крупных, проверенных магазинах.