Проверка геометрии кузова своими силами без стенда: 4 простых способа
Приобретение транспортного средства с пробегом требует особой осторожности. Внимание стоит уделить геометрии кузова автомобиля, так как даже минимальные отклонения параметров могут говорить о деформации. Из-за этого будет ухудшаться управляемость, пассивная безопасность. Проверить транспорт можно не только по внешним признакам, но и при помощи специальных инструментов.

Фото: «CAR.RU»
Визуальная оценка. Первым делом следует осмотреть корпус транспортного средства, в особенности стекла. Насторожить покупателя должны горизонтальные трещины, так как это основной признак нарушения геометрии. Корпус рекомендуется осматривать вдоль борта, обращая внимание на неровности и зазоры между панелями. Следует открыть и закрыть каждую дверь. Если будет ощущаться проседание или прочие дефекты, это может говорить о повреждении стоек. На последнем этапе изучается днище транспортного средства — складки, неровности в разных местах.

Симметрия диагоналей. Масштабная рейка имеет телескопическую конструкцию. Измерение начинается с центра основания кузова — это основная точка отсчета. В этой части не должно быть деформаций. От центрального отверстия под осью измеряется расстояние до контрольных точек на передней и задней оси. Показатели замеров должны полностью совпадать с обеих сторон.
Расположение колес. Положение колес транспортного средства измеряется при помощи штангенциркуля. Для этого проводят сравнение между контрольными точками на колесах. Как только замеры будут проведены, можно сравнить результаты. Если отмечаются несовпадения, значит причина заключается в геометрии кузова. Заметим, что положение правого и левого колеса должно полностью совпадать. Только после таких замеров можно говорить о нормальном состоянии кузова транспорта.

Проверка на скорости. Провести такую проверку может даже новичок. На пустой дороге следует набрать скорость 50 км/час, а затем на несколько секунд отпустить руль. Если автомобиль начнет уходить вправо или влево, можно предположить, что в прошлом было ДТП. Только прямолинейное движение говорит об исправности транспортного средства.
Как проверить геометрию кузова автомобиля
Перед покупкой важно проверить геометрию кузова транспортного средства с пробегом. Серьезная авария может привести к деформации кузовных элементов машины, что, в свою очередь, приводит к изменению ее эксплуатационных свойств, а также ухудшению управляемости и снижению пассивной безопасности. Автокод расскажет, что собой представляет проверка геометрии кузова автомобиля.

Содержание
Что такое геометрия кузова
Под геометрией кузова авто понимается определенная совокупность расстояний между специальными контрольными точками. Последние позволяют определить, насколько точно расположены кузовные элементы, узлы и механизмы транспортного средства по отношению друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в техпаспорте компании-производителя. При определении правильности геометрии кузова машины, прежде всего, необходимо обратить внимание на:
- ширину передней и задней колеи;
- расстояние между передней и задней осью (колесную базу);
- расстояние между лонжеронами, а также их длину;
- размеры багажника и отсека для двигателя;
- размеры проемов дверей и окон.
От правильного соблюдения данных размеров зависит не только внешний вид автомобиля, но также комфорт и безопасность его использования.
Где проверить геометрию кузова

Существует несколько способов обнаружить деформацию кузовных элементов подержанной машины. Это можно сделать:
- самостоятельно;
- в специализированном центре технического обслуживания;
- при помощи всероссийского интернет-сервиса «Автокод».
Рассмотрим подробно каждый из перечисленных выше вариантов.
Проверяем геометрию кузова самостоятельно
Это можно сделать как по косвенным внешним признакам, так и при помощи специальных измерительных инструментов. Предварительно закрываем двери, а также крышки капота и багажного отделения авто. При этом смотрим, насколько легко удастся выполнить данные действия. Если при закрывании возникли трудности – это уже признак того, что у кузова машины нарушена геометрия (например, проблемы с захлопыванием дверей могут быть вызваны деформацией стоек).
Визуальный осмотр
Сначала проверяем стекла. Присутствие горизонтальных трещин – один из признаков нарушения геометрии кузова. Затем, присев на корточки, внимательно осматриваем корпус автомобиля. Смотреть нужно вдоль борта: так лучше заметны неровности и зазоры между кузовными элементами, которые также могут свидетельствовать о нарушении геометрии. Затем переходим к замерам.
Проверка геометрии кузова специальными инструментами

Нам потребуется особый штангенциркуль и масштабная рейка. Первый необходим для проверки правильности расположения колес относительно друг друга. Также он подходит для сравнения месторасположения контрольных точек на разных сторонах кузова ТС.
Сначала измеряем расстояние между двумя точками с одной стороны. Затем фиксируем положение ножек циркуля при помощи специального крепежа. Далее проводим замеры между аналогичными контрольными точками с другой стороны кузова. Если результаты не совпадают – геометрия нарушена.
По такому же принципу можно проверить наличие деформации кузова при помощи масштабной рейки. Она имеет телескопическую конструкцию и регулируемые по высоте указатели, что дает возможность проводить замеры при наличии между контрольными точками различных препятствий. Также масштабная рейка позволяет рассчитать точное расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС и сравнить их с данными, указанными производителем авто.
Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой

Она менее точна, но общее представление о нарушении геометрии кузова транспортного средства с ее помощью получить можно. Прежде всего, проверяем переднюю колею: измеряем расстояние от середины протектора переднего левого колеса до середины протектора правого переднего колеса. Затем таким же образом выполняем проверку задней колеи. Сверяем полученные данные с информацией завода-изготовителя. Несоответствие результатов послужит доказательством того, что геометрия кузова авто нарушена. Аналогичным образом проверяем длину колесной базы (замеры производим между центром ступицы переднего колеса и центром ступицы заднего колеса). Также, используя обычную рулетку, проверяем:
- багажник;
- моторный отсек;
- дверные проемы.
Существует еще один достаточно простой способ проверить геометрию кузова ТС. Для этого на ровной и прямой дороге разгоняем авто и на несколько секунд отпускаем рулевое колесо. Если машину начнет уводить в сторону – возможны проблемы с геометрией кузова. Для получения более точного результата проверить машину нужно при разной скорости движения – 50 и 90 км/час.
Проверяем геометрию кузова в автосервисе
.jpg)
Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.
К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей. Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.
О чем следует помнить
Если перед покупкой транспортного средства нарушений геометрии кузовных элементов выявлено не было, это не значит, что машина не побывала в серьезной аварии. Возможно, ее просто качественно отремонтировали. Однако даже если восстановление битого авто выполнено на должном уровне – оно уже не является на 100 процентов надежным в эксплуатации. Поэтому чтобы убедиться в том, что вы не покупаете кота в мешке – воспользуйтесь еще одним простым и доступным способом проверки ТС на сайте Автокод. Он подходит для тех, кому нужна одна или несколько проверок автомобилей.
Автокод поможет косвенно проверить геометрию кузова авто. Для этого достаточно ввести в поле поиска гос номер или ВИН-код ТС. Через несколько минут система выдаст отчет с подробной историей подержанной машины. Если вас, прежде всего, интересует информация о геометрии кузова – обратите внимание на раздел, посвященный участию авто в аварии. Там размещены данные о дате происшествия, регионе, где оно произошло, типе ДТП (например, столкновение), а также схема повреждений, которые при этом получил автомобиль.

Как видно из приведенного примера, данное авто побывало в аварии, где получило повреждения передней правой и задней левой частей кузова, а, значит, скорее всего, и геометрия кузовных деталей была нарушена. Покупать такую машину или нет, решать уже вам.
Данные об участии ТС в дорожно-транспортных происшествиях поступают на сервис непосредственно из ГИБДД, поэтому им можно полностью доверять.
Кроме того, при помощи интернет-сервиса Автокод перед покупкой вы легко проверите количество бывших владельцев ТС, пробег авто, наличие ограничений ГИБДД (арест, залог и т. п.) и получите другую информацию о подержанной машине.
Получив онлайн-отчеты, проведите качественные осмотры авто. Если вы не уверены в своих знаниях и желаете доверить осмотр профессионалу, воспользуйтесь услугами выездной проверки. Мастер приедет на место и проведет диагностику с помощью специального оборудования, а затем выдаст полное профессиональное заключение.
Если в истории и технической части машины не найдется серьезных проблем и вы решитесь на покупку, сделайте финальный шаг – пробейте паспортные данные продавца через сервис проверки владельца авто. Этот сервис покажет, есть ли у него проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если проверка найдет серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Как проверить геометрию кузова автомобиля после ДТП: разбираемся в нюансах
Удары при ДТП нередко приводят к повреждению лакокрасочного покрытия, кузовных деталей, а также оптики и элементов остекления. В некоторых случаях компоненты можно восстановить до заводского состояния. Если такой возможности нет или ремонт нецелесообразен – проводят замену элементов.
Самые серьезные повреждения касаются силовой конструкции кузова или рамы. В такой ситуации может быть нарушена геометрия. Это приводит к ряду очень серьезных негативных последствий. Во-первых, снижается безопасность передвижения, поскольку нарушена заводская жесткость корпуса. Во-вторых, ухудшается управляемость автомобиля. В-третьих, повышенная нагрузка ложится на элементы подвески и ходовой части, в связи с чем происходит их ускоренный износ. В-четвертых, двери могут перестать плотно закрываться, ввиду чего в салон будет попадать влага.
Проверка геометрии кузова обычно происходит либо после ДТП – чтобы определить целесообразность восстановительных работ, либо при покупке подержанной машины. Если при осмотре будут выявлены нарушения, то от покупки такого автомобиля стоит отказаться. Собственными силами можно проверить геометрию кузова только по косвенным признакам. Например, зазоры между элементами должны быть ровными и одинаковыми. Также двери должны легко и плотно закрываться. Еще один признак нарушения геометрии кузова – горизонтальные трещины на стеклах. Также нужно проверить состояние сварных швов. Заводской шов будет ровным и одинаковым по структуре на всем протяжении. Если проводилась повторная сварка, то есть вероятность, что машина была в серьезном ДТП, что может говорить о нарушении геометрии кузова. Еще один способ проверки геометрии кузова – отпустить руль на прямой дороге. Если машину тянет в сторону, это может говорить о нарушениях. Однако в этом случае также нужно проверить состояние подвески и ходовой части.
Также о нарушении геометрии скажет неравномерный износ резины. Если в этом случае попробовать провести регулировку развал-схождения, то выставить нужные параметры не удастся.В сервисах мастера для проверки геометрии кузова измеряют расстояния между основными контрольными точками – например, ширину колеи и длину колесной базы с обеих сторон. Если значения расходятся с заводскими, значит, геометрия нарушена. Более сложная и более точная методика проверки – с помощью специального компьютерного оборудования. На контрольные точки кузова крепят специальные датчики, после чего система измеряет расстояния с помощью лазера и сравнивает их с номинальными значениями. Такая услуга обойдется дороже всех остальных.
Восстановить геометрию кузова можно даже после очень серьезных повреждений. Зачастую этого не делают ввиду нецелесообразности. Однако даже если геометрию вернули к исходным параметрам, то жесткость силовой конструкции все равно не достигнет заводских значений. Следовательно, при повторном ударе возможны более серьезные повреждения кузова, а также травмы водителя и пассажиров.
Как проверить геометрию кузова автомобиля

При покупке авто советую проверять геометрию кузова: поймете, было ли серьезное ДТП и насколько машина безопасна для эксплуатации.
Что такое геометрия кузова, почему ее важно проверять, где и как это сделать, расскажу в этом материале.
ЧТО ТАКОЕ ГЕОМЕТРИЯ КУЗОВА И ЗАЧЕМ ЕЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ
Геометрия кузова – это расстояния между силовыми элементами кузова и основными опорными точками, на которые крепятся детали ходовой системы. За счет этого обеспечивается правильная работа узлов и механизмов, закрепленных непосредственно к кузову.
К таким расстояниям можно отнести размеры дверных проемов, подкапотного пространства, багажного отделения и проч. Наиболее важными являются расстояния между опорными точками, выполняющими несущую роль для деталей подвески, – между лонжеронами, стаканами и др.
От правильности геометрии кузова зависит четкое расположение колесной базы, ширина колеи и прочие параметры, которые влияют на комфортное управление, безопасность и маневренность во время движения.

Когда машины сходят с конвейера, кузова у них, как у близнецов, – все одинаковые. А дальше у авто начинается своя жизнь. Одни машины владельцы берегут, объезжая каждую кочку, другие – грузят мешками с картошкой сверх меры, третьи – бьют о встречные ТС, загибая кузов или сворачивая подвеску.
Когда геометрия кузова нарушается:
• машина едет боком и «бросается» в сторону после кочек;
• на ровной поверхности авто стоит с перекосом;
• двери плохо закрываются;
• вклеенные стекла могут лопнуть;
• колеса неравномерно изнашиваются;
• сайлентблоки на одной стороне быстро выходят из строя.
Владельцы от машины спешат избавиться, и тут самое важное – не купить ее. Вот почему важно проверять геометрию кузова при осмотре автомобиля.
ГДЕ ПРОВЕРИТЬ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА

Чтобы узнать, нарушалась ли геометрия кузова, рекомендую пробивать понравившееся авто через специальные онлайн-сервисы. Я проверяю машины через сервис avtocod.ru. Он показывает много данных по автомобилю: количество владельцев, географию эксплуатации, залог, розыск, ограничения, неоплаченные штрафы, утилизацию, использование в такси, пробег и проч., в том числе и сведения о ДТП.
Информацию об авариях сервис запрашивает у ГИБДД. Если авария была, в специальном разделе отчета увидите, когда и где она произошла, к какому типу относится (например, столкновение), какие повреждения получил автомобиль.
Если производились расчеты ремонтных работ, внимательно изучите список замен. Если менялось крыло и подфарник, то это мелочи, не влияющие на геометрию. Если пострадала крыша, рамка ветрового стекла и капот, значит, машина переворачивалась, и геометрия кузова могла серьезно пострадать.
Покажу на примере. Продается свежий Renault Duster. Внешне он выглядит отлично и, со слов владельца, подводных камней не имеет.

Пробиваю госномер «Дастера» на главной странице «Автокода» и через пять минут получаю полный отчет.
Среди проблем отобразилось только ДТП.

Спускаюсь в раздел с ДТП и вижу, что кузов у машины полностью деформирован. Схемы аварии нет, так как ее нет в базе ГИБДД.

Подводный камень у машины есть, и очень серьезный. Брать ее даже из-под одного владельца после года эксплуатации не стоит.
КАК ВИЗУАЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА
На осмотре советую обходить автомобиль с расстояния 10-15 метров. Внимательно посмотрите на параллельность линии бампера и нижней кромки лобового стекла – поймете, перекошены ли передние лонжероны.
Затем проверьте зазоры в дверных проемах. И тоже не вплотную: с расстояния легче оценить перекосы дверей. Потом осмотрите двери поближе. Среди жестянщиков есть умельцы, которые не «тянут» проем, а подпиливают дверцы, подгоняя зазор. Это заметно, особенно с внутренней поверхности двери.
Закончив с внешним осмотром, замерьте опорные точки ходовой части. Лучше всего делать это на подъемнике или канаве. Если возникнут подозрения, что «ходовка гнутая», воспользуйтесь рулеткой и уровнем с линейкой не менее 1 м.
Желательно найти в интернете схему контрольных точек геометрии кузова и по ней сверить размеры. К примеру, на этом сайте.

Можно обойтись и без схемы. Я зачастую, чтобы предварительно убедиться, что кузов не кривой, меряю:
• расстояния и диагонали между симметричными точками кузова или подвески;
• или расстояния между самыми удаленными точками панелей, несущих агрегаты ходовой части: лонжероны, балки, подрамники, кронштейны.
Если они одинаковые, автомобиль ровный.
Мерять колею, как советуют в интернете, считаю лишним. Как правило, ширину колеи, определяет подрамник или балка, а уж его (или ее) при хорошей аварии, наверняка, заменили, и смысла в замере не будет.
При измерениях я также пользуюсь лазерной указкой. Она упрощает и ускоряет процесс измерений. Закрепите указку в каких-нибудь одинаковых местах и проверьте координаты световой точки на ответной детали или плоскости.
КАК ПРОВЕРЯЮТ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА СПЕЦИАЛИСТЫ
Если рулетка и уровень говорят, что с геометрией все нормально, но сомнения остаются, обратитесь к специалистам. Сервисов, проверяющих геометрию кузова, немало. Самые крутые оказывают услугу с помощью универсальной электронной системы измерений щупом-указкой.

Сначала машина ставится на стенд или на ровный пол. Затем специалист прикладывает щуп-указку к контрольным точкам.
После замеров программа сама накладывает полученные данные на контрольные точки, указанные в шаблоне, и выдает распечатку. Погрешность замеров – максимум 1 мм. Все, что больше, программа видит как смещение.
Стоит исследование в среднем 5 000 рублей. За точный диагноз состояния кузова не так много.
БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ АВТО С НАРУШЕННОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ КУЗОВА
Если кузов «винтом» или «дугой», от покупки лучше отказаться: это почти не лечится. Если смещена одна-две опорные точки подвески и это можно исправить несложным кузовным ремонтом, я попытался бы сбить цену.
Если продавец пойдет на уступки, почему бы и не взять? Особенно если машина понравилась, и цена позволяет и ремонт сделать, и сэкономить на покупке. После грамотного кузовного ремонта машина может еще очень долго проездить без проблем.
Проверяйте геометрию кузова, но не делайте из этого решающий фактор при покупке автомобиля.