Как поставить дисковые тормоза на велосипед
Тормозная система велосипеда – одна из самых важных составляющих, именно от нее зависит безопасность велосипедиста. Важно выбрать лучший вариант из всех существующих, а также разобраться в установочных нюансах. Поэтому перед тем, как начать установку дисковых тормозов, мы предлагаем ознакомиться с принципом работы данного устройства, его подвидами и иными нюансами.
Дисковые тормоза: что это и какие бывают?
Тормозная система велосипеда состоит из следующих компонентов:
- Тормозной диск (ротор);
- Ручки тормоза;
- Калипер (узел, который состоит из двух тормозных колодок, соприкасающихся с ротором, и бачков с тормозной жидкостью, которая находится под давлением);
- Адаптер (прикрепляет калипер к велосипедной раме).
Среди подвидов, представленных на рынке отмечаются:
-
Гидравлические. Устройство гидравлических тормозов представляет собой управляющий цилиндр с поршнем, который расположен в тормозной ручке на руле. Этот силовой цилиндр приводит в действие тормозные колодки. Может быть как один, так и два цилиндра. Тормозные колодки соединены специализированным высокопрочным рукавом. Система заполнена жидкостью (маслом) и является герметичной. Обычно гидравлика не имеет расширительного бачка, потому ремонт или замена масла нуждаются в специальных инструментах и опыте.
- Механические. У механических тормозов, как правило, двигается лишь одна колодка, которая изгибает ротор и прижимает его ко второй колодке (неподвижной). Тормозная ручка соединена с калипером за счет стального троса. Их конструкция имеет схожесть с обычными тормозами – усилие от тормозной рукоятки так же передается на колодки через стальной трос. Основные преимущества данного типа – высокая надежность, относительная дешевизна, простота конструкции и ремонтопригодность. Особенно эти нюансы оценят по достоинству велосипедисты, привыкшие путешествовать на дальние расстояния, по ненаселенной местности.
- Гибридные. Велосипедные тормоза-гибриды сочетают и гидравлику, и механику. С помощью рычага трос воздействует необходимо на гидравлическую часть, которая расположена в корпусе тормоза, а также состоит из одного силового цилиндра и второго управляющего. Между ними имеется небольшой объем масла.
Преимущества дисковых тормозов
-
большая мощность торможения;
- высокий коэффициент трения меж стальным диском и абразивом;
- хорошая точность дозирования тормозного усилия;
- независимость от погодных условий, грязи и т.п.;
- нормальная работа тормоза при определенных повреждениях обода;
- долговечность ободов, колодок, дисков.
Что заключает в себе установка?
Установка дисковых тормозов на велосипед состоит из выполнения следующих задач:
- Крепление тормозных ручек на руль и регулировки их положения. Осуществляется с помощью шестигранника.
- Установка калипера (машинки) в специальные дисковые крепления, расположенные на велосипедной раме.
- Монтаж тормозных дисков (ротора) на втулку при помощи специальных болтов (обычно 6 штук). Болты должны входить в комплект.
- Закрепление троса в тормозную ручку, которые после должны быть помещены в рубашку. Рубашка проводится к калиперу за счет имеющихся на раме направляющих.
- Регулировка дисковых тормозов.
Как правильно отрегулировать?
Важно учесть, что монтаж калипера должен быть произведен так, дабы тормозные колодки не задевали ротор. Не стоит сильно затягивать шестигранники при его установке, они должны слегка «плавать». Чтобы калипер стал на нужное место, следует зажать тормозной диск колодками и попытаться покрутить колесо вперед-назад. Тормозные колодки должны выдвигаться в равной степени, это можно проверить нажав тормозную ручку. Болты нужно подтягивать попеременно. После прижатия калипера, необходимо резко понажимать ручку раз 15-30, дабы подвести к тормозному диску колодки (на рабочее расстояние). Также важно проверить есть ли трение диска о какую-либо из колодок. Для этого нужно прокручивать колесо при отпущенной ручке. Если трение присутствует, необходимо расслабить болты калипера и слегка подвинуть его в сторону трущей колодки. Если есть такая необходимость, то можно еще раз подтянуть болты и повторить вышеуказанные действия.
Установка дисковых тормозов на велосипед своими руками
Дисковые тормоза (они еще носят наименование роторных) установлены на большей части модификаций горных велосипедов. Хороший уровень модуляции и высокое качество торможения – это важно при езде по бездорожью и (или) с большими скоростями. Для установки дисковых тормозов на велик вы можете обратиться к мастеру или попытаться выполнить это собственноручно. Тема статьи – установка дисковых тормозов на велосипед. Отдельно рассмотрим два вида установки: с механической и гидравлической системами.
В каких случаях необходимо установить дисковые тормоза
Установка дисковых тормозов на велосипед бывает актуальна в таких случаях.
- Починка или замена определенных комплектующих;
- Полная замена комплекта новым;
- Установка роторных конструкций на велосипед, где их раньше не было.
Различают 2 разновидности дисковых тормозов: гидравлические и механические. В системах с механикой применяется трос из металла в оплетке. Гидравлическая система – это конструкция из цилиндров силового типа и гидравлической линии. Есть и гибридный вид, сочетающий элементы обеих модификаций.
Плюсы дисковых тормозов.
- Мощное торможение велосипеда;
- Значительное трение между абразивом и ротором;
- Хорошая работоспособность тормозной системы в непогоду;
- Стабильная работа при поврежденных ободах;
- Длительный рабочий ресурс.
Особенности механических дисковых тормозов
Механика – это удобное и надежное решение, в особенности для недорогих велобайков. Все преимущества механической системы оценят любители путешествовать на велосипеде не просто по неровным дорогам, но и по незаселенной местности. Если сравнивать с гидравликой, ремонтопригодность дисковых тормозов с механикой значительно выше. Установка, в сравнении с гидравлической системой, достаточно простая, а затрат значительно меньше. Поставить «диски» бывает целесообразно, если обода велосбайка искривлены. В этой ситуации ви-брейки начинают тормозить значительно хуже. Безусловно, ничего хорошего в искривленных ободах велика нет, даже если до «восьмерки» дело не дошло. Однако, если втулка дает возможность закрепить диск, а само колесо велосипеда в сносном состоянии, то почему – нет?
Особенности дисковых тормозов гидравлического типа
Если сравнивать с механической системой велика, «гидравлика» имеет такие преимущества.
- Лучшее качество модуляции и торможения велосипеда;
- Не бывает промежуточных потерь усилий. В самой гидролинии и на выходе из нее значения давления равные;
- Нет необходимости в частом регулировании дисковой тормозной системы. Достаточно это сделать однократно. Единственное исключение из правила – однопоршневые модели велосипедов.
Не лишена гидравлика и определенных минусов: она «боится» воздуха, ее невозможно отремонтировать вне мастерской. Кроме того, стоимость ее выше, чем для механической системы.
Необходимый инструмент для установки дисковых тормозов
Вам понадобиться следующий основной инструмент:
- Ротор, комплект метизов для крепления на втулке;
- Калипер, с ним — переходник и колодки, рычаг;
- Тросик;
- Шестигранник;
- Кусачки;
- Хомуты, чтобы зафиксировать на раме трос.
Порядок установки механических дисковых тормозов
Для того, что бы правильно поставить дисковые тормоза механического типа необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Переверните велосипед и снимите колесо;
- Снимите старый диск и калипер, освободите из приводного рычага тросик и снимите его;
- Разожмите тормоз ви-брейкового типа и демонтируйте его с велобайка;
- Укрепите ротор на колесной втулке велосипеда и прикрутите на винты (6 шт.). Затяните до упора. Чтобы усилия распределились равномерно, используйте шайбы под болты;
- Смонтируйте ручку дискового тормоза велосипеда (или, как вариант, отрегулируйте ее). Используя шестигранник, зафиксируйте положения приводного троса и рычага;
- Поставьте на раму калипер через адаптер;
- Соедините трос с калипером;
- Поставьте колесо велосипеда на гайки или эксцентрик.
Заключительный момент по монтажу системы – отрегулируйте калипер по отношению к ротору. Выставьте положение колодок. В среднем, оно составляет 0,3-0,4 мм, меньше в несколько раз, по сравнению с ободной конструкцией.
Положение троса настраивайте при помощи шестигранника, со стороны прижимающего механизма. Избыток троса «откусите» кусачками. После того как правильное положение колодок установлено, а срабатывание системы велосипеда происходит на ½ сжатия рычага, зафиксируйте на болтах калипер окончательно. Естественно, что, по окончании процесса установки, выкатите и опробуйте велобайк в действии.
Установка гидравлических дисковых тормозов
Перед тем как поставить гидравлику на велобайк, заправьте ее специальной жидкостью. Для продукции Shimano это минеральное масло, другие модификации используют жидкость DOT. Чтобы удалить воздух из гидролинии, ее нужно прокачать. Герметическое закрепление гидролиний к силовым и рабочим цилиндрам – главное условие, чтобы не допустить проникновения воздуха внутрь системы. После разрыва шланга, эти места – на втором месте по риску появления воздушных пузырьков.
Набор инструмента для установки системы с гидроприводом тот же, что и для механической системы, а алгоритм действий, связанных с установкой, такой же.
- Переверните велосипед, демонтируйте колесо и смонтируйте ротор на втулку;
- Смонтируйте рычаг для торможения и подсоедините гидравлическую линию;
- Установите на раму калипер с адаптером. Сразу же укреплять его «начисто» не следует;
- Прикрутите велосипедное колесо с ротором;
- Спрямите линию гидравлики при помощи хомутов или направляющих ячеек (имеются в тех моделях велобайков, где гидравлика запроектирована изначально);
- Подсоединив линию гидравлики, проверьте ее работоспособность. Для этого медленно нажимайте тормозные ручки велосипеда. Если все сделано верно, колодки равномерно сжимают диск равномерно. При этом, калипер становится в рабочее состояние. Теперь остается затянуть “начисто” болты крепления;
- При трении колодок о диск или неравномерном прижатии к нему, нажмите 10-20 раз на ручку тормозной системы велосипеда (калипер при этом зажмите вручную).
Главная причина некорректного срабатывания гидравлических дисковых тормозов – это некорректное положение калипера. При необходимости, открутите комплектующую и установите заново.
Итоги
Смонтировать и отрегулировать дисковые тормоза на велобайк самостоятельно – это вполне реально. Особой сложностью манипуляция по установке не отличается. Некоторая последовательность действий, немного сноровки и терпение и вуаля. Чтобы выявить и своевременно устранить недостатки, нужно сразу же, по окончании монтажа, обкатать велосипед.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Как поставить дисковые тормоза на велосипед вместо ободных
Часто обладатели велосипедов с тормозами типа V-brake спрашивают, можно ли установить дисковые тормоза, что придется при этом заменить и сколько же это будет стоить. Попробуем разобраться, каковы плюсы и минусы такого апгрейда велосипеда и стоит ли оно того.
Какие нужны запчасти
Итак, для того, чтобы перейти с V-brake на диски, Вам, скорее всего понадобится дополнительно прикупить следующие запчасти:
- Тормозной набор, который включает в себя калипер, сам диск (ротор) и колодку. В случае, если Вы захотите установить дисковую гидравлику, то тогда необходимо будет купить еще и новые тормозные ручки, и гидролинию. Если Вы планируете менять передний и задний тормоз, то можно все это умножать на два. Цены на наборы можно посмотреть тут.
Тормозной набор Tectro Draco - Кроме того, скорее всего придется заменить втулку колеса для того, чтобы можно было установить диск. А это, соответственно влечет за собой или переспицовку колеса, или уж покупку нового колеса с нужной втулкой. Цены на втулки можно посмотреть тут.
Втулка под дисковый тормоз - Не следует забывать еще о том, что некоторые рамы и вилки не имеют специальных проушин для крепления калипера. И если вилку на худой конец можно и заменить, то по отношению к раме или придется что-то выдумывать, или менять раму.
Что же касается самой вилки, то некоторые дешевые модели имеют такую нехорошую особенность, как скручиваться при использовании дискового тормоза из-за того, что диск стоит с одной стороны колеса, а следовательно при торможении создается момент, который это самое колесо поворачивает из-за чего резко увеличивается нагрузка по сравнению c V-brake.
Сколько стоит переделка с V-brake на диски
В итоге получается, что фактически придется купить два колеса (стоимость нового колеса в сборе практически равна цене новой втулке и работе по переспицовке), два ротора, два диска, для дисковой гидравлики еще и тормозные ручки с гидролинией и совсем в печальном случае и вилку. Плюс ко всему — работы по установке всего этого оборудования на велосипед, в случае если Вы не обладаете необходимыми навыками. Итого, если брать самые простые запчасти, то переход с V-brake на дисковые тормоза будет стоить минимум от 5 тысяч рублей в лучшем раскладе, а если уж делать что-то приличное — то можно готовить и 15 тысяч рублей.
Стоит ли эта переделка того? Вряд ли. Особенно, если учесть, что с тормозами типа V-brake в большинстве случаев продаются бюджетные модели велосипедов. Решать конечно Вам, но в итоге, данный переход тянет за собой столько изменений, что, возможно уж проще купить новый велосипед, если так уж хочется именно дисковые тормоза. Ведь не забывайте, что старый велосипед всегда можно продать.
Опубликовано: 10.07.2016
45988 просмотров
Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход — купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема — у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.