Современный бензин в России. Две новости — одна хорошая, вторая — не очень.
Рассматривая паспорта качества некоторых бензинов обнаружил несколько вещей.
1. В бензинах стало мало олефиновых углеводородов (меньше отложений при сгорании).
Олефиновые углеводороды горят с образованием смолисто-коксовых нагаров по камере сгорания.
Также данная смола может нагореть и склеить кольца, втулки клапанов и нагореть слоем на поршне.
В некоторых очень редких случаях это становилось причиной зависания клапанов и разрушения ГРМ.
2. В бензинах стало очень много эфиров и спиртов — до 15% (формально бензин Е15!).
Радует только что вроде бы спиртов совсем не стало в составе, НО лишь по паспортам и это не точно.
При постоянном изменении температур, спирты начинают вытягивать воду из окружающего пространства и отслаиваться внизу бака в виде спирто-водного раствора, который уже не смешивается с бензином, вызывая ошибки в расчете смеси, пропуски воспламенения (вода со спиртом горят очень не очень). И чем больше скачки влажности и температур — тем больше воды из воздуха попадет в бензин. В некоторых случаях после работы бензонасоса в баке возникает натуральная эмульсия, приходится сливать и промывать бак.
Данное исследование началось, после того как Vitz начал в этом не слабо году глючить на бензинах АИ-92 АИ-95 казалось бы с самой лучше заправки в Мире — ГазПромНефть (вечный мир ее владельцу…в интернетах больше нельзя оскорблять…). А глюки заключались в следующем — рандомные пропуски воспламенения по горшкам (как будто отказывали свечи или катушки) и падение в аварию с ограничением оборотов до 2000об, а то и вовсе ошибка по Лямбда-зонду (высокое напряжение датчика) при остатке бензина в баке 6-10литров, чего не наблюдалось ранее. После 3х таких глюков заправка была сменена на другую (был розница ГПН стал оптовый ГПН), бензин оказался сильно отличающимся как по цвету, так и по запаху и по поведению. Итак, довольно лирики — посмотрим на паспорта, которые удалось раздобыть.
Свежих паспортов ГПН и ЛУК раздобыть не удалось почему-то, теперь они все франшиза?
Антипиский НПЗ АИ92-К5
Антипиский НПЗ АИ92-К5
Ароматики 32-35% — гореть будет хорошо, слегка с копотью на перегазовках.
Олефинов 0,7-0,9% — нагара давать практически не будет, олефинов нет.
Спиртов 0% — отлично, расход топлива будет низкий, честный бензин.
Эфиров 0% — базу не разгоняли и эфирами — вроде бы чисто углеводороды.
Кислорода 1,5% а вот он есть, значит эфиры и спирты просто не указали…
Бензола 0,3% бензола маловато, мыть форсунки нечем, зато РТИ не опухнут.
Очень хороший вариант зимой и в межсезонье, если спиртов нет, то вода не будет копиться.
Бензин содержит немного оксигенатов и вроде бы не содержит эфиров, спиртов и оленфинов.
Рекомендуются к применению оба бензина 92 и 95 — очень чистый, похоже синтетический бензин.
Башнефть АИ-92-К5
Башнефть АИ-95-К5
Ароматики 29-35% — теплота горения вновь высокая (как и у всех рассмотренных бензинов)
Олефинов 4,3-15% — много олефинов, нагара будет прям-таки дофига. Опасный бензин.
Спиртов 0% — метанолов, изопропанолов, этанолов нет — зимой не будет копить воду.
Эфиров 3-3,4% — немножко добавили для корректировки ОЧ в пределах +1+2ед.
Кислорода 0,5-0,63% — из-за эфиров немного и кислорода, его дают эфиры.
Бензола 0,8-0,9% бензола в нормальной "терапевтическое" дозе до 1%.
Зимой бензин замечательно подойдет, нет спиртов, мало эфиров. НО много олефинов…
Бензин гореть будет нормально, только вот беда — нагара от олефинов будет прям много.
В общем учитывая паспорт я бы не рекомендовал постоянно ездить на нем. Грязноватый.
Роснефть АИ92-К5
Роснефть АИ95-К5
Ароматики 32% средняя теплота сгорания, коптить традиционно будет.
Олефинов 0,1-0,2% очень мало — никаких нагаров не будет, олефинов НЕТ!
Спиртов 0% зимой не будет проблем с запуском и расслоением бензина.
Эфиров 0,7-11% 95 представляет собой разогнанный МТБЭ 92 бензин.
Кислорода 0,18-2% в 92 не много, а вот в 95 из-за эфиров очень много.
Бензола 0,3-0,6% бензола средне, мыть топливную почти не будет.
92 отлично подходит зимой, 95 напротив не пригоден — будет плохо гореть из-за эфиров.
Чистый бензин с точки зрения отложений. На 95 из-за эфиров будет повышенный расход.
92 без вопросов пригоден хоть куда и хоть когда, от заправки 95 лучше вообще отказаться.
Славнефть АИ-92-К5
Славнефть АИ-95-К5
Ароматики 31-32% теплота сгорания на уровне современных бензинов, будет коптить.
Олефинов 7,3-8,6% многовато на мой взгляд, будут нагары на поршнях, клапанах и т.д.
Спиртов 0% отсутствие спиртов не удивляет — теперь так стали делать честные НПЗ.
Эфиров 0-1,1% почти полное отсутствие эфиров говорит о высокой синтетичности.
Кислорода 0-0,2% отсюда очень мало кислорода как в 92 так и в 95 бензине.
Бензола 0,83% хорошая доза бензола — будет способствовать чистоте топливной.
С одной стороны в бензине нет спиртов и эфиров (что хорошо зимой) с другой много олефинов.
Бензин скорее всего получен методом каталитического крекинга, но очистка была небольшой.
Заливать имеет смысл если больше ничего другого нет, существует опасность загадить ДВС.
ТАЙФ-НК АИ-92-К5
ТАЙФ-НК АИ-95-К5
Ароматики 23-32% 92 бензин содержит мало ароматики, а вот 95 в норме.
Олефинов 11-14% очень много олефинов, нагара будет очень много везде!
Спиртов 0% похвально что их нет, но учитывая большое количество эфиров…
Эфиров 10-12% очень много! как будто самый дешевый 80 бензин разгоняли.
Кислорода 1,8-2,1% очень много, бензин будет сильно гореть, но будет ехать.
Бензола 0,4-0,5% почему-то средне, свои же смолы вымывать почти не будет.
Очень дешевая база в лютом разгоне. И эфиров тут и олефинов просто огромное содержание.
Данный бензин будет очень грязно гореть в MPI и GDI рекомендую его для старого карбюратора.
Заливать не имеет смысла никакого, есть вероятность засрать камеру сгорания всего за 1 заправку.
Танеко АИ-92-К5
Танеко АИ-95-К5
Танеко АИ-100-К5
Ароматики 32-34% нормальный уровень, практически как у всех, гореть будет хорошо.
Олефинов 1% отличное содержание — практически не будет никакого нагарообразования.
Спиртов 0% удивительно но тут нет нисколько спиртов и никаких — хорошая база сразу.
Эфиров 0-1,5-14% эфирами базу разгоняли только в 100 бензине, пришлось разгонять.
Кислорода 0-0,3-2,54% мало спиртов и мало эфиров — мало кислорода в бензине.
Бензола ?% почему-то в паспортах не указан, но я уверен что его там не более 1%.
Очень качественный бензин. Эфиров добавили много только в АИ-100, впрочем как у всех.
Олефинов практически не содержит, а значит нагаров образовываться от них НЕ БУДЕТ.
Спиртов нет значит не будет расслоения бензина зимой на водноспиртовую смесь.
Газпромнефть АИ-92-К5
Газпромнефть АИ-95-К5
Ароматики 32-34% традиционно много ароматики, коптить и гореть будет нормально.
Олефинов 1% очень мало и это тоже радует — не будет большого количества смол.
Спиртов 0% спиртов нет это хорошо, но по количеству кислорода ЭТО ВРАНЬЕ.
Эфиров 3,7-6,7% среднее количество, видимо разгоняли недорогой 85 бензин.
Кислорода 1,5% многовато кислорода, как будто спрятали 10-15% спиртов.
Бензола 0,5-0,7% не много и не мало, мыть топливную будет нормально.
Бензин очень странный. Содержание кислорода не вяжется с заявленным отсутствием спиртов.
Сверху паспорта написано что МТБЭ может быть до 15% что говорит о низком качестве базы.
Ароматики традиционно много, коптить будет по черному, но олефинов нет и это хорошо.
Спирты спрятали (весьма много 10-15%) что видно по большому содержанию кислорода.
Лукойл АИ-92-К5
Лукойл АИ-95-К5
Ароматики 35% очень много ароматики, гореть будет жарко, но с сильной копотью.
Олефинов 13-16% очень много, почти впритык, склонность к нагарообразованию.
Спиртов 0% в составе нет спиртов? Правда? А по кислороду тут спрятали 5-10%.
Эфиров 0,6-9,7% 92 честный, а вот 95 получили разгоном с помощью эфиров.
Кислорода 1,5-1,8% не мало, причем в 92 спирты (не заявлены!), в 95 эфиры.
Бензола 1% впритык к стандарту — мыть будет отлично, канцерогенность выше…
Бензин разочаровал. Много ароматики и много олефинов. Гореть будет с нагаром и копотью.
В 92 бензине втихоря спрятали спирты для повышения ОЧ — видно по кислороду в бензине.
В 95 уже открыто указано содержание эфиров (МТБЭ скорее всего). В обоих случая АИ80?
С таким составом, да еще и с эфирами и спиртами, а еще и серой впритык — идем к другим.
Из всех бензинов мне понравился Антипиский АИ-92 и АИ-95, Танеко АИ-92 и АИ-95, а также Роснефть АИ-92. Остальные представляют собой неприемлемую смесь эфиров, спиртов, олефинов…это не бензин даже, а продукт химической промышленности сделать "из отходов — овна и веток" что-то похожее на бензин. Большинство 98 и 100 бензинов разгоняются МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и ММА (моно-метил-анилин) на месте прямо на заправках, поэтому в опте купить 98 и 100 бензин нет смысла. Радует тенденция устранения спиртов и олефинов из бенизна, не радует пока применение эфиров для увеличения ОЧ. В Барнауле, по слухам, могут в этом году открыть заправки Татнефть (TANECO) с самым качественным бензином (если судить по паспортам), по сравнению с той бадягой, что у нас продают на текущий момент.
На закуску — эсперимент 100 000км на грязном дешевом топливе (на 10-15% дешевле ГПН) с серой, олефинами и битумами, результат на лицо (эксперимент признаю "удачным", отмываю РОЕ).
Вся правда о российском бензине
Я постоянно слышу про "плохое" качество нашего бензина. Любой встречный автовладелец – клиент ли, знакомый ли, знакомый знакомого, стоит ему оказаться поблизости и коснуться вопроса автомобиля, особенно если он в курсе моей профессиональной деятельности, считает своим долгом рассказать очередную страшилку "из жизни" и , явно рассчитывая на участливый взгляд, либо на одобрение иного рода, выдает словесную наживку в виде фразы-клише типа "ну. на нашем-то бензине". Клише используется в предложении, конструкция которого заранее подразумевает горький исход типа ". мало проходит на нашем бензине", ". сломается на нашем бензине", "хороша машинка, но не для нашего бензина" и т.д. Еще во времена обучения я слышал тоже самое от преподавателей типа "вот привезли мы ее на испытания, прямо из Англии, в НАМИ только на полигон поставили, бензином залили. а у нее вот как все лампочки на приборке позагорались, какие можно, да ка-а-а-а-ак зачихает. ".
Меж тем, я имею возможность прямо оценивать качество топлива и его последствий для автомобиля, анализирую огромное количество информации в периодике, а также от знакомых в этой отрасли и так далее, и могу совершенно точно сказать – бензин у нас хороший. Беда в другом: бензин – это одна из тех вещей, которая известна почти каждому, но толком каждому же совсем не знакома. Ни один из известных мне автовладельцев (если исключить профессионалов) не смог толком сформулировать даже то, что обозначают "циферки" на бензоколонке, которую он посещает не реже раза в неделю. Об этом сегодня и хочу поговорить подробно.
Постараюсь выражаться предельно понятным языком, не использовать многочисленные химические термины и по минимуму повторять то, что можно прочесть в Сети на эту же тему, но в то же время постараюсь не идти на сознательные упрощения.
Первое по списку и известности – т.н. "Сортность бензина", она же – "антидетонационная стойкость".
Скорее всего, если вы живете в современной России, вам хорошо известны такие числа: 80-92-95-98. Если вы эрудит, то еще сможете назвать 91 и 93, припомните и 76, а также 90-60-90, но это про другое. Так вот, эти магические сочетания цифр – именно то, что вам продают на бензоколонке. Они позволяют судить о склонности бензина к детонации.
Детонация – это взрывоподобное горение смеси в цилиндре. На практике, это примерно то же самое, чем отличается газовый балон на даче во время готовки от него же, но в момент взрыва. Пока вы готовите с его помощью – горение контролируемое, и все довольны. Когда он взрывается – горение бесконтрольное, с огромной скоростью, и никто не рад. Нормальная скорость горения смеси в цилиндре – десятки метров в секунду (обычно, в пределах 30-40, для бензина). Скорость детонации – километры в секунду (не менее полутора). Для нормальной эксплуатации двигателя это явление чрезвычайно опасное. Взрыв, обращенный навстречу двигающемуся поршню, запросто поломает кольца и много еще чего натворит. Поверхность цилиндра в таком случае полностью невредимой остается редко. Любое повреждение блока цилиндров хорошего автомобиля – это бюджет полного ремонта не менее 150.000 рублей и выше.
О проблемах детонационной стойкости стали задумываться еще в самом начале века – этот эффект мешал появлению мощных моторов. Уже тогда самая прогрессивная авто-инженерия планеты стала проводить эксперименты с различными топливными смесями, выявляя зависимость нормальной работы мотора от свойств топлива.
История примерно такова: в 1927 году Грехэм Эдгар предложил условную шкалу, где за "ноль" была взята склонная к детонации смесь воздуха и "нормального-гептана", а за "100" – практически не склонная к детонации смесь воздуха и изооктана (последнюю жидкость он заодно сам тут же и синтезировал). Жидкости были примечательны тем, что помимо полярных свойств детонационной стойкости, были и крайне близки по важным, в данном случае, химическим свойствам: кипят при близкой температуре и имеют почти идентичную плотность. Тогда же впервые для испытаний антидетонационной стойкости была использована машина, напоминающая реальный двигатель, где по особой методике определялось, на какой точке шкалы находится данный конкретный бензин по отношению к эталонам. Вроде бы все ясно и информация в общем-то не особо секретная – машины типа УИТ-85 можно приобрести за несколько миллионов рублей и устраивать лабораторные замеры хоть у себя на даче. Вас не удивляет, кстати, что шкала "0-100", а вся сортность бензинов сосредоточилась практически на правом ее краю – какая-то странная линейка? Современные бензины "92-95-98" так и вовсе входят в последний десяток. Объяснение простое – на момент изобретения все предлагаемые к использованию бензины имели сортность 40-60 единиц – как раз ровно посередине шкалы – запас имелся с обеих сторон. Кто же в 1927 году предполагал, что все зайдет так далеко, и линейка станет такой "перекошенной"? Видимо, просто лениво менять стандарты, да и зачем, в общем-то?
Важнее другое. На самом деле, методик сейчас две – существует т.н. "исследовательский" и "моторный" методы. Оба по форме "исследовательские" – определяются на одной и той же установке, но первый при малых оборотах (его вы и покупаете на АЗС) а второй – на повышенных – эти цифры известны немногим. Кроме того, на моторном методе смесь сильно подогревают – до 149 градусов – делают ее более склонной к взрыву.
Повторюсь: покупая бензин сорта 92, 95, 98, вы покупаете "исследовательский" бензин – АИ92, АИ95, АИ98.
Закономерные вопросы: а почему метода два? Почему нам "продают" именно первый метод? Какой лучше?
Первый метод, который сейчас называется "исследовательским", вполне устраивал всех до середины прошлого века включительно. Двигатели были уже достаточно мощными для комфортного передвижения, но сохраняли невысокую степень сжатия (около 6-7 единиц), относительно невысокие максимальные обороты – около 4000. При мощности в пределах 100 л.с., развивали примерно 100 Нм крутящего момента. Если подобный двигатель имел объем в пределах 2,5 литров, то для интереса поищите характеристики современных двигателей сравнимого объема – они значительно мощнее.
Интенсивное развитие автомобилестроения требовало все больших удельных мощностей – двигатель того же размера должен был давать все больше мощности. К началу 70-х такие двигатели появились и на серийных автомобилях.
Увеличение удельной мощности, момента, оборотов, степени сжатия привело к тому, что вроде бы подходящие по исследовательскому методу бензины приводили к разрушению моторов в реальных условиях. Говорят, что первыми на это обратили внимание немцы.
Это привело к ожидаемому ужесточению стандартов – в практику вошел также и "моторный" метод: в абсолютных числах отстававший от "исследовательского" не более чем на 10 единиц по стандарту. То есть, АИ-98 и АИ-95 должны иметь моторное число не ниже А-88 и А-85, тогда скорее всего двигатель рассчитанный, например, на АИ-95 не будет иметь проблем с детонацией при любых режимах движения. Для АИ-92 требование даже строже – моторное число для него 83, а иногда даже и 83,5 – в каком-то смысле он скорее "93-й" бензин, или даже "93,5". То есть, разница по детонационной стойкости между сортами "92" и "95" на самом деле меньше, чем того можно ожидать. Сорт "92" ближе к "95", чем "95" к "98". Теперь уже такое "усиление" требований стало стандартом – это дает чуть больше шансов тем, кто сейчас мучает форсированный автомобиль низкооктановым сортом топлива.
На практике могут встречаться и АЗС, на которых соотношение антидетонационных свойств одинаковых марок будет несколько разниться – например АИ-98 с моторным числом не 88, а 89. Второй, при прочих равных, может быть лучше для мотора. Возможно обнаружить и "нестандартные" аномалии типа АИ94-А86 – попробуйте сразу сказать, хуже или лучше этот бензин "стандартного" 95-го с его "95-85"?
Как я уже говорил, ни один владелец не сможет четко сказать, какой бензин "прописан" его автомобилю и почему. И виной тому зачастую сами производители, если, конечно, в сервисной книжке этому не уделен отдельный абзац. Но чаще всего там написано нечто невразумительное типа "Бензин от АИ-91 до АИ-98" (Что, любой? Все равно?), или краткое "Бензин АИ-95" (А на 92 развалится? А на 98 что будет?).
Детонационная стойкость смеси помимо самого сорта бензина также зависит и от особенностей мотора:
1.Геометрической формы камеры сгорания и относительного расположения свечи в ней – "самоподрыв" начинается как правило из "закоулочков" и более вероятен при удлиненной форме цилиндра. Здесь выяснить что-либо, или повлиять на что-либо невозможно – уж какой двигатель вам достался, другого нет.
2.Детонация прямо связана с рабочей температурой двигателя. Современные двигатели имеют рабочую температуру от 85-90 до 110-115 градусов. Это очень немалая разница! Если двигатель произведен BMW или VAG – он, скорее всего, оборудован управляемым термостатом. Стоите вы в пробке – 110-115 градусов. Проехали пробку и. раз по газам. Поэтому наличие или отсутствие управляемого термостата – `map-thermostat` – еще один повод использовать высокооктановый бензин.
3.Продолжу мысль: возможная детонация прямо связана с режимом движения – на холостых оборотах давление в камере сгорания невысокое – всего 5-6 атмосфер. При неспешном передвижении в потоке, или плавном разгоне – немногим выше. Максимальный риск – резкое нажатие газа в пол – давление мгновенно повышается в 3-4 раза! Это и есть самые лучшие условия для детонации. Любите погонять – высокооктановый бензин вам в помощь.
4.Еще один фактор – степень сжатия. Как уже сказано, до середины прошлого века большинство двигателей были нефорсированными – смесь сжималась примерно в 5-7 раз. С широким распространением антидетонационных присадок на основе свинца двигатели "дожали" до 11-12 – резко подняли КПД и мощность. В середине 80-х, уже твердо решили свинцом в атмосферу не разбрасываться и двигатели снова стали "разжимать." Сейчас пришло время Экологии – борются за сокращение выбросов вообще. То есть, за топливную экономичность и прочее. Стали снова повышать КПД двигателя – опять начали сжимать, а то еще и турбину устанавливать. В итоге снова видим степень сжатия около 10-12, да еще иногда и турбина воздуха мотору добавляет.
Зависимость достаточно простая: открываете книжку по автомобилю и помотрите там степень сжатия – если до 10, то спокойно можно использовать 92 бензин в большинстве случаев. Свыше 10 – 95-й, но чаще всего – 98-й. Свыше 10,5 или наличие турбины – практически без вариантов 98-й.
Чаще всего в инструкции написано что-то универсальное: "Рассчитан на топливо АИ-95, допускается применение бензина АИ-92, но для улучшения эксплуатационных характеристик рекомендуется использовать топливо АИ-98 и выше".
Расшифровываю для практической жизни: кататься в щадящем режиме можно на 92-м, но не рекомендуется. На 98-м – без ограничений. На 95-м – как повезет, но в большинстве случаев – повезет.
Для улучшения каких характеристик рекомендуется 98-й?
При прочих равных, чем выше стойкость к детонации, тем, как правило, медленнее скорость горения и выше КПД этого процесса, лучше эффективность. На практике это может означать более ровную работу двигателя и небольшое улучшение экономичности и мощности. Обычно, в пределах 5-7% – лучшие сорта спортивных бензинов могут добавить 10%, но это уже громадная разница.
Реальные улучшения будут во многом связаны с фактическим составом топлива – современный бензин это тот еще "коктейль".
Простой пример: наверное, многие видели насколько ровнее работает автомобиль на нефтяном газе – пропан-бутане. Его октановое число выше 100. Казалось бы – отличное топливо. Но есть одна особенность – топливо менее калорийное, от его сгорания выделяется меньше энергии. На 10-15%, со всеми вытекающими последствиями – выше расход топлива, меньше мощность.
Теперь самое время выяснить, какими способами антидетонационные свойства повышаются.
Обычные методики получения бензина – выпаривание легких фракций из нефти. Октановое число при подобной методике – около 60. Этого критически мало для современного автомобиля. Поэтому первый и самый известный способ, изобретенный еще в 20-е годы, – тэтраэтилсвинец. Эффективность ТЭС огромна – при ничтожных дозах он легко поднимает ОЧ на 20 единиц. ТЭС активно использовали в США, поэтому уже в то время встречались чрезвычайно мощные моторы с высокими степенями сжатия. Требования экологии практически полностью вывели эту присадку из употребления. Сейчас его можно встретить только на спортивных топливах с числами ОЧ от 100 до 120 единиц и более. В крупных городах бензинов с ТЭС в свободной продаже не найти уже лет десять.
by Sergey Irishkov
После запрета ТЭС стали использовать ферроцены – металлосодержащие присадки. Стоимость самой присадки мала, эффективность – хорошая. Недостатки – катализатору и свечам после нее не очень хорошо, так как образуется токопроводящий налет – свечи после нее ярко красные. Сейчас такие присадки практически выведены из употребления, но шансы найти такой бензин на "левых" заправках по-прежнему велики. Постоянно встречаю автомобили с "красными" свечами, после "да вот, я на трассе заправился".
Самое последнее изобретение – спирты и эфиры. Чаще всего – МТБЭ. При собственных антидетонационных свойствах около 102-105, его просто добавляют в бензин и на выходе получают увеличение антидетонационного эффекта – повышают ОЧ на несколько единиц. Вреда от эфира – никакого. Разве что скорость горения спиртов несколько выше, а калорийность – ниже. В итоге топливо немного теряет в теплотворных свойствах. Содержание МТБЭ в топливе ограничено на уровне 15%, но не по причине заботы о мощности вашего автомобиля, а потому, что в США как-то протек большой контейнер с МТБЭ, что привело к перемешиванию его с грунтовыми водами, что, в свою очередь, может привести к тому, что если теперь эту воду выпить, то можно заболеть чем-нибудь, чем лучше никогда не болеть. Кроме того, МТБЭ легко испаряется – система питания автомобиля должна быть исправна и герметична.
Но повысить ОЧ на несколько единиц вроде бы мало? Сейчас достаточно: современные процессы повышения антидетонационной стойкости бензина, типа риформинга и изомеризации, трансформируют молекулы смеси таким образом, чтобы при горении они были менее склонны к детонации – ОЧ смеси на выходе резко повышается до требуемых 92-95, откуда до 98 рукой подать при помощи 3-7% безвредного спирта. Также существует дорогостоящее, но крайне эффективное алкилирование, позволяет получить бензины с готовым ОЧ до 95, при этом, алкилаты не только хорошо и достаточно эффективно горят, но и имеют практически идентичную стойкость по исследовательскому и моторному методу – АИ95 на алкилате может иметь целых 92-93 по моторному методу – такие бензины производились в СССР и поставлялись в консульства, спецслужбам, ГОНу и подобным элитным структурам.
Существуют еще всяческие нафталины, ацетоны и прочее, что иногда предлагается к покупке под видом "улучшателя" бензина – к сожалению, такие добавки не всегда безвредны и стоит предварительно выяснить, какие возможны последствия для мотора.
Кстати говоря, в США вообще принят универсальный метод определения антидетонационной стойкости AKI – усредненное значение обоих индексов "(исследовательский"+"моторный"/2). Купили ли вы АИ98 который на самом деле "правильный" 98+88/2=AKI93, или же (97+89)=AKI93– который вроде бы не по стандарту, но для мотора может оказаться как минимум не хуже.
Таблица соответствия примерно такая:
АИ-92=AKI 87
Те, кто льет в американский автомобиль 92-й бензин, "потому что в книжке даже 91-й можно" – делайте выводы.
Далее – содержание серы в топливе. Тема, которая едва ли не "номер один" в сознании типичного автовладельца. "В нашем бензине много серы". Все беды от нее. Откройте любое из многочисленных тестирований топлив за последние 15 лет и попробуйте найти из десятков проб бензины, однозначно забракованные по содержанию серы. И если до 2005 года подавляющее количество бензинов уложится в нормативы EURO3, то современные тесты не обнаруживают и проблем по требованиям норм EURO4 и даже EURO5, задолго до их у нас принятия. В достаточном количестве проб сера вообще не обнаружена . Надеюсь Google у вас не сломался, и проверить это труда не составит. Большое количество подобных экспертиз проведено журналами "Авторевю" и "За рулем" за последние 15 лет, хотя и не только ими. Любая "брендовая" автозаправка с радостью выдаст вам сертификаты на топливо – это документы именно на ту партию топлива, которая вам продается. "ГАЗПРОМ", например, пишет на каждом чеке – "топливо не ниже EURO3". BP уже лет пять продает топливо не ниже EURO4. "Лукойл" примерно полгода назад начал предлагать настоящий EURO5.
Кому выгоден миф о "высоком содержании серы"?
Сегодня вот таким состоянием двигателя работника сервиса и не удивишь, лично я видел десятки таких моторов. Попадают такие и к "официалам", еще в гарантийный период:
– Таак, что это тут у нас? А, вы масло использовали плохое!
– Так вы же сами и заливали, фирменное.
– Но вы интервалы замены наверное просрочили!
– Нет, все по книжке и даже раньше – каждые 10000 км по вами же рекомендованной сокращенной программе ТО.
– А! Вы что же это, забыли – у нас же ПЛОХОЙ БЕНЗИН. В нем килограммы серы!
Что тут ответить бедному владельцу – сам виноват. Забыл, что у нас "плохой бензин". Вместо того, чтобы разобраться с реальной причиной (которую некоторые профи в Москве и не только, уже точно вычислили), проблемную машинку "футболят", намекая на платный ремонт, или на перспективу длинного судебного разбирательства.
Задаю вопрос: уважаемый работник СТО (да и вообще, любой, кто это утверждает), а откуда в масле вообще берется бензин? И сколько его там? Какое дело маслу до содержания серы в бензине? Попробуйте ответить на этот вопрос без подсказок самостоятельно. Получилось?
Остатки продуктов сгорания в крайне незначительном количестве могут просачиваться в масляный картер через поршневые кольца. Кроме того, столь же незначительное количество бензина может попадать в масло в момент запуска двигателя и при его работе на богатых смесях – режим прогрева при холодной температуре, режим движения "газ в пол". В норме, при обычной эксплуатации, в масле содержится менее 0,5% бензина.
Что это в цифрах? В обычном исправном моторе около 4-6 л масла, в которое просочилось не более 25 мл бензина. Современные стандарты на содержание серы в топливе таковы: Евро-3 (до 0,0015%), Евро-4 ( до 0,0005%) и Евро-5(до 0,00001%). Это фантастические нормы, которые при обычной эксплуатации за все время работы двигателя добавят маслу серы не более, чем та, которая в нем исходно содержится в составе присадок.
Напоследок разберу самые частые вопросы и мифы (по-другому звучит как "я все равно ничего не поняла, просто скажите что лить"):
1. Как жить?Что лить?
Современный автомобиль, начиная примерно с 1986 года выпуска, рассчитан на бензин с ОЧ не ниже 95, по исследовательскому методу. Исключение составляют моторы с пониженной степенью сжатия. Не зная вообще ничего, потеряв инструкцию от машины, можно лить 95-й бензин на приличной заправке и не иметь никаких проблем, связанных с бензином. На всякий случай, что еще стоить сделать – открыть лючок заправочной горловины – чаще всего именно там есть требуемая информация.
2. В АИ95 и АИ98 "полно присадок". У меня такой нагар на свечах, а вот еще сосед говорил.
Да, целых 5-7 процентов спирта. Безвредного. В самом худшем случае. В современных изомеризационных бензинах и того может не оказаться. Любой нагар на ваших свечах (если он не красный) к бензину вряд ли имеет отношение. Об этом еще поговорим подробнее в следующих статьях.
3. А вот у меня сосед разочек заправился на трассе. так на эвакуаторе увезли! И я про такое не раз слышал. Как же говорить, что у нас хороший бензин?!
В крупных городах он действительно хороший. Если на эвакуаторе увезли – ему залили что угодно, только не бензин – воду, гречишное масло, керосин, солярку. но не бензин. Весьма часто умирающий бензонасос окончательно отказывает в момент наполнения бака – пошевелили его фатально. Всякий раз, когда слышу про очередное "приключение" – хочется спросить – а вот те 155 машин из той же колонки, заправившиеся до тебя, они как своим ходом уехали?!
4. А как понять, нужен ли мне АИ-98?
Повторяю, основные факторы таковы: степень сжатия выше 10, управляемый термостат, турбина, частое передвижение "газ в пол". Хотя бы раз сказали "да" – это ваш выбор. Как правило, если автомобиль спортивный – вообще без разговоров. Откройте лючок, и там все есть. Например, "Бентли" одного из наших клиентов:
5. Лью в свое BMW 92-й, и отец мой лил, и сосед льет. И все отлично и прекрасно.
Вот фотография камеры сгорания форсированного ДВС на подходящем бензине:
А вот после использования 92-го:
6. Современный двигатель имеет "датчик детонации" – ему все равно, какой бензин – двигатель подстроится.
Датчик детонации срабатывает уже по факту произошедшей детонации – несколько взрывов УЖЕ произошло. По аварийной программе угол опережения зажигания несколько сдвигается – насколько сильно, зависит от программы. В обычном случае бензин будет догорать уже в выпускном коллекторе, даже в катализаторе (он за это спасибо не скажет, не сомневайтесь). Если детонация все равно происходит – включается аварийная программа "мощность снижена, двигайтесь к месту ремонта". Говоря простыми словами – работа датчика детонации включает аварийный режим. Двигатель никуда "не подстраивается".
7. У меня небольшой и недорогой автомобиль с мотором объемом всего 1.4 литра – мне высокооктановый бензин точно не нужен.
Ничего подобного – степень форсировки от объема не зависит. Мотор даже крайне малого объема может быть "дожат" до предела, а иногда еще и турбирован – и что самое интересное, таких вообще скоро будет большинство. Вот вам скромный развозной фургончик и его требования:
8. Купил в США спортивную BMW. Так там и 91-й можно заливать.
Читайте. Считайте внимательнее. AKI91, если уж совсем строго, то это бензин не менее АИ-98по нашему стандарту:
9. У меня новый NISSAN PATROL, двигатель почти 5,6 литра – таким двигателям уж точно высокооктановый бензин не нужен.
Отличный мотор, именно поэтому они вам недвусмысленно намекают, что пристепени сжатия 10.8:
10. У нас сейчас много бензина с какими-то моющими присадками – может это чем-то вредно? Они правда повышают мощность? За счет чего?
Наличие моющих присадок – требование стандартов ЕВРО4 и ЕВРО5. Без них не бывает.Альтернативы нет. В крайне незначительных по объему количествах, в таком бензине присутствуют вещества, удаляющие нагар в топливной системе и, например, с клапанной группы, где нагару уж точно не место. Другой вопрос, что называют это обычно громкими названиями типа "Супер-экто-пауэр спорт", сравнивают с обычным топливом более низкого октанового числа, о чем стыдливо пишут мелким шрифтом. Например 5-7% прироста мощности от BP Ultimate АИ-98 гарантированы на фоне. обычного АИ-95. За счет чего уже объяснено выше. Одно удобно – видите модное название – значит уже точно не ниже EURO4.
11. На некоторых заправках присутствует АИ-100 по тройной цене – это круто?
Проще простого – если в документах на такое топливо число моторного метода реально 90, или даже выше – возможно, и круто. А вот если светятся все те же "88" – перед вами чуть "разогнанный" АИ-98 по космической цене. Иногда на приличной заправке можно найти АИ-98 с моторным числом около 90 – вот это точно круто и недорого. И еще, красивые фотографии машинок "Феррари" и прочее сбивают с толку: запомните – антидетонационные свойства не гарантируют большую мощность по сравнению бензином более низкого октанового числа. В составе нету ни единого параметра, который можно было бы однозначно привязать к мощности от бензина, а не от характеристик самого мотора. Мотор, который потребует высокооктановый бензин – скорее всего, мощный. Но сам высокооктановый бензин может уступать по теплоте сгорания бензину более низкого сорта. Хорошее спортивное топливо может дать ощутимый прирост и с детонацией будет все в порядке, но оно стоит совсем других денег и продается в специальных магазинах.
12. У нас плохой бензин?
Нет, в большинстве городов на фирменных АЗС предлагается бензин качества достаточного, чтобы не задумываться об этой проблеме вообще. Если у вас были проблемы какого-либо рода связанные с ремонтом двигателя, то скорее всего, они возникли совершенно по другим причинам.
Все секреты бензина: производители России, марки топлива и мифы о нём
Бензин считается самым востребованным видом топлива. И это несмотря на то, что в последние годы усиливается популяризация автомобилей с электродвигателями.
Дело в том, что бензин используется не только автомобилями. Он является незаменимым пока ещё топливом для промышленных станков. А также именно на бензине работают бытовые генераторы, вырабатывающие электроэнергию и пользующиеся огромным спросом в селениях, отдалённых от городов.
В связи с этим, интерес к бензину вряд ли пройдёт в ближайшем будущем. И всё большее число потребителей хочет знать о нём всё, чтобы понимать, как формируются цены и как покупать качественный бензин.
Конечно же, прежде всего на два эти фактора влияют производители бензина. Но их работа регламентируется ГОСТ. Поэтому, чтобы говорить о ценах и качестве, необходимо хотя бы поверхностно изучить законодательную базу. И узнать производителей бензина, что называется, в лицо. То есть, сколько их в РФ и как они работают. А также, какие методы используют для выпуска бензина, и какие виды производят.
Ведущие производители бензина РФ
Неверный информационный блок
Занимающихся выпуском нефтепродуктов предприятий в России довольно много. Но только 15 из них можно поставить в одну линейку. Они считаются ведущими производителями бензина, так как именно они обеспечивают максимум объёма.
Неверный информационный блок
Чтобы было проще ориентироваться, предлагаем их список с указанием округа. Итак, кто же они, 15 ведущих производителей бензина? Ознакомьтесь с перечнем по 6 округам.
Центральный федеральный округ: Москва — Газпромнефть-Мнпз.
Северо-Западный федеральный округ: Санкт-Петербург — Газпром Переработка, Ухта — Лукойл-Ухтанефтепереработка.
Приволжский федеральный округ: Самара — Кнпз, Кстово — Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез, Пермь — Лукойл-Пермнефтеоргсинтез, Орск — Орскнефтеоргсинтез, Стерлитамак — Синтез-Каучук и Стерлитамакский Нефтехимический Завод, Нижнекамск — Таиф-Нк, Альметьевск — Татнефть Им. В.Д. Шашина.
Южный федеральный округ: Волгоград — Лукойл-Волгограднефтепереработка.
Уральский федеральный округ: Тюмень — Антипинский Нпз.
Сибирский федеральный округ: Томск — Александровский Нефтеперерабатывающий Завод, Кемерово — Итатский Нпз.
Перечисленные российские производители бензина все без исключения работают по ГОСТ. Они строго придерживаются законодательных норм. Указанные параметры их топлива в сертификатах качества всегда соответствуют физическим показателям продукта.
Благодаря тому, что производители бензина имеют месторасположение по всей России, цена для потребителей формируется доступная. Если бы НПЗ находились только в какой-то одной части страны, то транспортировка в другую значительно бы увеличивала себестоимость конечного продукта. А также это могло бы сказаться на качестве бензина, доходящего до места назначения.
Способы производства бензина в России
Как и ведущие производители бензина в других странах, отечественные предприятия используют передовые технологии получения нефтепродуктов. И это одна из причин, почему они стали ведущими производителями. Используй российские производители бензина устаревшие методы, они не смогли бы конкурировать с импортным продуктом ни по цене, ни по качеству, ни по объёмам.
На предприятиях используется метод получения бензина: риформинг и крекинг. Сложные химические процессы позволяют разделить фракции нефти буквально на молекулярном уровне. Из полученного сырья и производится ряд нефтепродуктов, в том числе бензин разных марок.
✅Виды бензина: марки, описания, обозначения
Любое производство всегда ориентируется на спрос. Так и с бензином — выпускаются те марки, которые необходимы современному потребителю. Именно по этой причине основная часть производственных мощностей задействована под 92 и 95 марку.
Российские производители бензина, прежде всего, ориентированы на отечественный рынок сбыта. А так как в стране всё ещё преобладает использование устаревших автомобилей, то и топливо выпускается для них.
Если говорить без сравнения в объёмах, то в России производятся марки бензина АИ: 80, 92, 95, 98, ЭКТО. Все имеют экологичный класс 5 (К5), что соответствует не только требованиям российского законодательства, но и европейским нормам.
Обозначения бензина — это непросто набор букв и цифр, а маркировка, дающая понять, что топливо прошло проверку на содержание октана исследовательским методом.
АИ: А — автомобильные бензины, И — исследовательский метод.
Числовое обозначение: октановое число.
Исследовательский метод всегда проводится в лабораторных условиях. И полученные показатели октанового числа актуальны при езде в пределах города.
Существует ещё моторный метод. Такие показатели будут ниже, и актуальны они для бензинов, если ехать по междугородной трассе.
Октановое число говорит о характеристиках бензина. Например, о расходе, детонационных качествах и прочем. И суть двух методов проверки в том, что в пределах города и области у одного и того же бензина будут разные показатели. И даже если расход топлива уменьшится, что можно считать положительным моментом, то изнашиваемость двигателя увеличится.
Разница будет ощутима при условии, что водитель будет придерживаться разной манеры вождения. Если же автомобиль будет использоваться в одном и том же (городском) режиме, то октановое число будет в пределах показателя, полученного исследовательским методом.
В перечне марок бензинов есть обозначение ЭКТО. Оно говорит о том, что топливо более очищенное от примесей. Сама аббревиатура расшифровывается: ЭК — экологичное, ТО — топливо. Выпущена эта марка бензина сравнительно недавно, как ответ на европейский вид ЕВРО-5. При этом его свойства считаются улучшенными, в связи с чем двигатель автомобиля может эксплуатироваться гораздо дольше. А чтобы все марки авто могли использовать его, производитель выпускает бензин ЭКТО всех марок: 92, 95, 100.
✅Мифы о бензинах разных марок
Часто от автолюбителей можно услышать разрозненную информацию о бензине. Одни хвалят, а другие ругают одну и ту же марку. Есть и те, кто старается опираться на факты, и ищет правдивую информацию, а не пользуется чужими домыслами.
Мы постарались собрать самые распространённые мифы и постараемся открыть правду о бензине.
✅Миф 1. Бензин АИ-95 даёт большую детонацию по сравнению с АИ-98 и ЭКТО
Более высокое октановое число уже говорит о том, что антидетонационные качества топлива будут выше. Поэтому можно говорить, что утверждение, будто АИ-95 даёт большую детонацию в сравнении с АИ-98, правдивое.
Что касается сравнения ЭКТО и АИ-95, то не только детонация у первого будет ниже, но и выхлопы вредных веществ. И это утверждение будет верным, даже если сравнивать ЭКТО 95 с АИ-95, а не только ЭКТО 100 с обычным 95.
✅Миф 2. Чем выше октановое число, те бензин качественнее
Определять качество бензина по октановому числу в корне неверно. Для каждого вида двигателя качественным считается то топливо, под который его проектировали. И если, например, 98-й залить в машину с мотором под 92-й бензин, можно попросту в скором времени поехать на СТО. И, возможно, не своим ходом.
Нагрузка на внутренние узлы двигателя от высокооктановых бензинов высокая. И они должны быть рассчитаны на неё. Поэтому если производитель авто рекомендует заливать 95, то не нужно экспериментировать с АИ-98. В случае если хочется залить в бак что-то получше, то можно купить ЭКТО-95.
✅Миф 3. Бензин АИ-95 не существовал в ГОСТах СССР
В СССР марки бензина выглядели следующим образом: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Они были утверждены ГОСТом 2084–67. Немного позже в обороте появилась еще одна марка: Эстра. По требованию нормативных актов у неё как раз октановое число должно было быть 95.
Долгое время ему не присваивали названия АИ-95. Возможно, по той причине, что в то время выпуск двигателей под 95-й не был в приоритете. Машины представительского класса выпускались ограниченной серией, соответственно и бензин для них тоже.
✅Миф 4. Новые авто делаются под 95-й бензин вместо 92-го из-за договорённости с нефтяниками
На самом деле производство АИ-92 и АИ-95 требует практически одинаковых затрат времени и финансов. Поэтому что касается НПЗ, то им совершенно без разницы, какого бензина выпускать больше. Их задача ориентироваться на мировые тенденции и удовлетворять потребности населения.
Во всём мире идут к отказу от 92-й марки бензина для сохранения экологии. И НПЗ в РФ стремится к его уменьшению. К тому же количество авто с двигателями под АИ-95 все больше заменяют машины на 92-м бензине.
Производство бензина в России
Стоимость бензина на внутреннем и мировом рынке возрастает, поэтому, чтобы получить как можно больше прибыли от продажи горючего и полностью покрыть существующий спрос, нефтеперерабатывающие предприятия России наращивают темпы производства. Так, за первые 6 месяцев в 2022 году изготовили 20,8 миллиона тонн исходного продукта, по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году показатель вырос на 4,4%. В июне нефтеперерабатывающие заводы отгрузили 3,6 тонны топлива, что больше на 7,5%, чем в том же месяце, только год назад.
Как и кто специализируется на производстве бензина в России? Какие нефтяные компании занимают лидерство в этой сфере? По каким технологиям и из какого сырья они делают топливо? Давайте разберемся и ответим на все интересующие вопросы.
Лучшие российские производители бензина: рейтинг
Основной критерий выбора бензина — его качество. Заправка автомобиля продуктом, который отвечает действующим международным стандартам, с высоким октановым числом и сбалансированным составом — залог длительной бесперебойной работы двигателя и многих других систем транспортного средства. Качественное топливо гарантирует комфортную и уверенную езду в любых дорожных условиях, позволяет существенно увеличить межсервисные интервалы и расходы на обслуживание машины.
В России лучше всего производят разные марки бензина такие заводы:
- Нижегородский. Входит в состав холдинга «Лукойл». Завод в год перерабатывает до 17 миллионов тонн нефти, выпускает топливо с высоким октановым числом и улучшенными эксплуатационными свойствами, его продукцию можно встретить практически на всех российских и зарубежных АЗС. Является крупным налогоплательщиком Нижегородской области.
- Омский. Еще один нефтяной лидер, который завоевал популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Входит в состав холдинга «Газпромнефть». Производитель в основном снабжает качественным бензином сеть собственных заправок, рассредоточенных по всему миру. В год перерабатывает свыше 20,5 тонны черного золота, индекс Нельсона составляет 8,5.
- Рязанский. Является неотъемлемой частью известного холдинга «ТНК-ВР». Изготавливает бензин марок АИ-92 и АИ-95. Проектная мощность завода — 17,1 миллиона тонн сырой нефти в год. Производственные мощности включают четыре установки первичной переработки нефтепродукта, установку вакуумной гидроочистки, установку каталитического крекинга и каталитического риформинга.
- Ярославнефтеоргсинтез. Входит в состав российской компании «Славнефть». Производство бензина на этом заводе осуществляется по уникальной технологии, поэтому конечный продукт отличается первоклассным качеством и может похвастаться высоким октановым числом. Топливо «Ярославнефтеоргсинтез» реализуют практически все заправочные станции нашей страны. У предприятия достаточно длинная и насыщенная история, которая началась еще в 1961 году. Его сотрудники регулярно совершенствуют составы и улучшают их эксплуатационные характеристики.
- Волгоградский. Еще одно место, где делают бензин. Выпускает разные марки топлива для заправок сети «Лукойл». Ежегодно наращивает объемы поставок. Готовая продукция отличается стабильным составом и улучшенными техническими характеристиками. Она уверенно конкурирует с бензином, который предлагают германские, шведские и японские компании. Конечный продукт в основном идет на экспорт.
Среди других компаний, специализирующихся на производстве бензина — «Московский НПЗ», «ТАИФ-НК», «Синтез-Каучук», КНПЗ, «Татнефть» им. В. Д. Шашина. У топлива этих известных брендов стабильный фракционный и химический состав, минимальное количество примесей, что благотворно сказывается на работе силового агрегата и автомобиля в целом.
Какое сырье и дополнительные компоненты используют для производства бензина?
Для производства бензина используют большое количество нефти. Сырье называют заготовкой для горючего. Из его остатков получают множество других продуктов, например, керосин, дизель, мазут.
Нефть, в свою очередь, раскладывают на углерод и водород. Содержание первого вещества в составе сырья около 85%, второго — примерно 15%. Углерод и водород, соединяясь между собой, создают связи — углеводороды, которые распределяют на легкие и сложные.
В качестве исходного сырья при производстве горючего используют только ту нефть, которая пригодна для последующей обработки. Ее добывают с помощью специальных буровых агрегатов из-под земляной толщи. У такого сырья есть необходимая чистота. Оно не содержит грязь и химикаты. Чистую нефть для изготовления топлива доставляют в цистернах и помещают в специальные резервуары для хранения, установленные на нефтеперерабатывающих предприятиях. От того, как хранилось исходное сырье для производства горючего, во многом зависит его качество.
Нефть можно использовать только отстоянную. В ее составе не должно быть солей и воды. Перед тем как превратиться в разные марки топлива, сырье проходит процесс высушивания, в результате которого все добавки, что были в составе, оседают на дно емкости для хранения.
После того как нефть прошла первичную переработку, часть ее объема извлекают из процесса и используют в таком состоянии для разных промышленных потребностей. Для заправки автомобилей такой продукт не подходит, он не обеспечивает полноценного питания двигателей и приводит к быстрому износу комплектующих деталей.
В бензине, помимо легких и тяжелых нефтяных фракций, присутствуют кислотосодержащие соединения, примеси и углеводороды. Его качество зависит не только от технологии, используемой при изготовлении, но и от происхождения основного сырья, расположения скважины. Например, в горючем, которое изготовлено из нефти, добытой в Самарской области, содержание серы гораздо выше, чем в бензине, изготовленном из исходного продукта, доставленного из Пермского края. Чем меньше в горючем серы, тем ниже токсичность выхлопных газов и выше показатели экологичности. Если в добытой нефти высокая концентрация серы, ее подвергают дополнительной очистке. Процесс занимает достаточно много времени и делает конечный продукт на порядок дороже. Для производства дизельного топлива сырье используют разное, в том числе и с высоким содержанием серы.
Технология, которую используют для изготовления горючего
Существует одна производственная технология переработки черного золота в горючее, которую используют все без исключения нефтеперерабатывающие компании и предприятия. Ее суть:
- Очищенную нефть подвергают температурной обработке, в результате этого она разделяется на отдельные компоненты с разной температурой выкипания. Субстрат нагревают до температуры в +370 градусов, вследствие этого тяжелые летучие вещества и углеводороды конденсируются.
- Полученный состав проходит дальнейшую очистку, после которой летучие компоненты нейтрализуются. В него добавляют присадки и ингибиторы, которые улучшают эксплуатационные свойства и технические характеристики, увеличивают сопротивление самодетонации, обеспечивают надежную защиту двигателя от преждевременного механического износа.
На последнем этапе горючее перегоняют, создавая воздушное разряжение.
Бензином, полученным по вышеуказанной технологии, можно смело пользоваться. Продукт не разъедает металлические и резинотехнические детали, содержит допустимое количество серы, соответствует показателям экологичности, у него оптимальная температура вспышки.
Способы изготовления горючего
Компании, занятые выпуском и торговлей бензином, используют разнообразные способы его изготовления. Самые популярные из них — это простая перегонка, крекинг и риформинг. О каждом способе расскажем более детально.
Простая перегонка
Самый первый метод получения горючего. Стал популярным и востребованным после появления первых транспортных средств. Исходный продукт, полученный таким способом, не может похвастаться высоким качеством, оптимальным фракционным и химическим составом. Его чаще всего используют для производственных и промышленных нужд.
Простую перегонку делают следующим образом:
- Нефть нагревают, в результате этого она распадается на отдельные элементы, которые попадают на промежуточные уровни переработки.
- Полученный состав прогоняют через ванны, наполненные специальным раствором, нефть вступает с жидкостью в реакцию, вследствие этого все летучие вещества, которые в ней содержались, испаряются, оседают и стекают в отдельную емкость.
После перегонки получают бензин, пригодный для заправки автомобилей, но его качество оставляет желать лучшего. Чтобы улучшить характеристики горючего, его подвергают вторичной переработке, очищают и обогащают присадками.
Крекинг
Еще один способ получения горючего разных марок. Его используют компании, которые выпускают продукцию в больших объемах. Горючее, которое получают с помощью крекинга, становится высокооктановым. У него стабильный фракционный и химический состав. Присадки в нем способствуют надежной защите узлов силового агрегата от механического износа. В составе практически нет серы и других компонентов, которые увеличивают токсичность отработанных газов. Особые компоненты наделяют горючее антифрикционными, антикоррозийными и антиокислительными свойствами. Методом крекинга изготавливают продукцию марок АИ-95 и АИ-92. В чем его суть? Во время переработки нефть раскладывается на фракции. Черное золото нагревают до кипения, в результате этого углеводные связи разрушаются, молекулы водорода распадаются. Нефть разделяется на такие производные:
- летучие и жидкие газы;
- остаточные продукты;
- масла, горючее, смазки.
Во время крекинга используют катализаторы — специальные вещества, без которых процесс невозможен.
Риформинг
Под этим способом понимают процесс получения линейных углеводородов. Зачем они нужны и почему так важны для последующего процесса получения горючего высокого качества? Все дело в том, что в углеводородах, полученных в результате риформинга, октановое число гораздо выше, чем у тех, которые содержатся в чистой нефти, поэтому горючее получается с оптимальным химическим составом и улучшенными техническими параметрами.
Существует два вида риформинга нефти:
- каталитический;
- термический.
Каталитический метод предполагает использование специальных катализаторов. К нему прибегают в тех случаях, когда горючее можно получить только при воздействии специальных веществ. Процесс получения готовой продукции подобен процедуре крекинга. Предприятия развитых стран используют при изготовлении горючего в основном каталитический риформинг, несмотря на то, что он более затратный, потому что у готового продукта на выходе, независимо от марки, прекрасные качественные показатели.
Термический метод перегонки подразумевает воздействие на черное золото высоких температур. Он более распространенный в нашей стране, чем каталитический риформинг, но по эффективности существенно уступает.
Какие характеристики у горючего после перегонки
Процедура позволяет получать уникальный продукт. Горючее после первичной обработки нефти содержит в своем составе различные примеси, добавки, кислоты, органические соединения и щелочи, которые крайне негативно воздействуют на силовые агрегаты транспортных средств. После перегонки в составе горючего нет окалин, металлических частичек, токсических и других «вредных» примесей. В процессе процедуры продукт обогащают разными присадками, которые предотвращают образование отложений, коррозию и засорение каналов топливной системы, улучшают эксплуатационные характеристики автомобиля, уменьшают трение узлов, увеличивая тем самым их рабочий ресурс.
Транспортное средство, которое заправили горючим, обогащенным уникальными присадками, быстрее набирает разгон, более динамично ведет себя на трассе, намного лучше отзывается на команды водителя. Другими словами, горючее с присадками — это эффективно, выгодно, экологично, продуктивно и экономично.
Конечный продукт, который не перегоняли, способствует формированию нагара и других продуктов сгорания. Его использование сулит более быстрый износ комплектующих деталей мотора. В итоге ремонтировать машину приходится намного чаще, а это немалые непредвиденные дополнительные расходы, которые редко кого радуют.
Горючее начинает свою работу сразу, как только попадает в бак транспортного средства, и действует до момента, пока не расходуется полностью. Со временем эффект от сгорания только усиливается. Водители отмечают, что машина начинает функционировать лучше, ее ход становится более плавным. Если заливать в бак продукт, который не перегоняли, с примесями, механическими частицами и другими загрязнениями регулярно, то производительность двигателя снизится, появятся раздражающие посторонние шумы.
Присадки в горючее в процессе перегонки добавляют самые разнообразные. Их классифицируют на запрещенные и разрешенные. Предприятия, которым важна прибыль, а не репутация, очень часто добавляют в свою продукцию ацетон, спирт, любой другой растворитель. Так им удается повысить октановое число горючего. Изначально водитель, который заправил автомобиль таким продуктом, наблюдает некие положительные тенденции. Допустим, мощность транспортного средства повышается, машина увереннее стартует и идет на обгон, поскольку быстро набирает разгон, расход горючего снижается, в результате чего достигается существенная экономия средств на заправку.
Но как говорят умные люди: «Первое впечатление обманчиво». Стоит всего пару месяцев поездить на таком горючем, как начнут возникать с автомобилем тотальные проблемы. Он ломается и требует замены дорогостоящих комплектующих узлов. Экономия на заправке получается мнимой. Именно поэтому очень важно использовать только то горючее, качество которого подтверждено соответствующими сертификатами. Приобретайте топливные карты от компании GPC RUS, чтобы выгодно заправляться на проверенных АЗС качественным горючим.