Kia Seltos на Автоторе: официальный старт производства
Кирилл Кадощук
Российское представительство компании Kia официально объявило о начале выпуска кроссоверов Seltos на калининградском заводе Автотор. Машины собирают по технологии SKD, то есть из почти готовых машинокомплектов: сварка и окраска кузовов не предусмотрены, степень локализации минимальная.
Однако эта новость опоздала более чем на месяц: фотографии Селтосов на сборочной линии Автотора разлетелись по интернету еще в начале календарной зимы, ведь Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) вступило в силу 9 декабря. А буквально на днях появилась новая порция снимков: кроссоверы уже замечены в дилерских центрах! Это значит, что старт продаж уже не за горами: в компании Kia пока не назвали точную дату, но дилеры обещают запустить передачу машин покупателям в начале февраля.
Сейчас с калининградского конвейера сходят Селтосы с двухлитровым атмосферником (149 л.с., 180 Нм) и вариатором (привод передний или полный), а также кроссоверы с турбомоторами 1.6 (177 л.с., 265 Нм), которые безальтернативно оснащаются семиступенчатым «роботом» и полным приводом. Чуть позже завод начнет выпуск модификаций с «младшим» атмосферным двигателем 1.6 — такие машины будут доступны как с передним, так и с полным приводом, причем у версий с двумя ведущими колесами отдача чуть выше: 123 л.с. и 151 Нм против 121 л.с. и 148 Нм у полноприводных исполнений. Такие Селтосы будут предложены с «механикой» или с классическим шестиступенчатым «автоматом».
Пока что точно известна лишь цена кроссовера в комплектации Luxe с двигателем 2.0 MPI и вариатором: за него придется отдать 1 млн 350 тысяч рублей. По предварительной информации, двухлитровые версии будут предложены в пяти комплектациях (Luxe, Style, Prestige, Premium, Premium+), а у турбо-Селтоса уровней оснащения будет три (Prestige, Premium, Premium+).
Где собирают Киа Селтос для России
Правительство РФ в свое время предприняло немалые усилия, вынуждая иностранных автопроизводителей открывать подобие сборочных производств на территории страны. Не избежал подобной участи и Селтос, теперь его собирают в Калининграде, на “Автоторе”.
Тем не менее, в интернете бродят видео, где Селтосы сгружают с корабля практически готовыми, прикручивай колеса, бампера и поехал.
Кто кого обманывает
Все-таки, чья сборка автомобилей для России? Хитрость в том, что никто никого не обманывает, просто термин “сборка” очень уж расплывчатый и при желании его можно трактовать как угодно.
До середины апреля 2020 года машины собирались по так называемому SKD-методу (крупноузловая сборка). Фактически, авто полностью собирался в Южной Корее, проходил регулировку и комплексное тестирование, затем с него снимались колеса и в таком виде отправляли морем в Россию.
В Калининграде колеса прикручивали на место, еще кое-что по мелочам и Киа Селтос становился “российской сборки”. Все просто и гениально.
Но со второй половины апреля на “Автоторе” запущена линия по сварке и окраске кузовов, а авто приходит из Кореи в виде машинокомплекта (CKD-метод) и это реально уже можно назвать именно сборкой. Другое дело, что качество этой сборки тоже стало российским.
В сети хватает фото и видеоматериалов от недовольных владельцев, чьи новые автомобили выглядят наспех восстановленными после ДТП, с неровными зазорами кузовных панелей, перекошенной крышкой багажника и т. д.
В июне-июле дилеры получали официальное распоряжение приостановить продажи (в т. ч. уже оплаченных авто) из-за выявленного дефекта рулевой колонки (при выключении зажигания рулевой вал не блокировался).
К качеству лакокрасочного покрытия (ЛКП) Селтоса претензий вроде бы пока нет. Причем ключевое слово здесь “пока”. Его “родственник” по марке и происхождению, Киа К5 недавно попал в грандиозный скандал с мгновенно, в течении нескольких недель, проступившей ржавчиной (“рыжиками”), причем начало коррозии обнаружено даже на еще непроданных машинах на стоянке у дилера!
Некоторые владельцы отмечают относительную слабость ЛКП на пятой двери и утверждают, по опыту эксплуатации других моделей Киа, что после зимы ржавчина практически гарантирована. Весной придется ехать к продавцу и требовать перекраски по гарантии. И это еще корейский кузов (они отличаются наличием двух, корейского и российского, VIN-номеров).
Обратная сторона “локализации”
Власть, обосновывая требования локализации производства на территории страны, обычно приводит аргументы типа платежей в бюджет, появлением новых рабочих мест и прочее в таком же духе. Да, это правда. Но не вся. Невыясненным остается вопрос, а за чей счет все это делается?
“За чей счет банкет?”
Парадоксально, но цена двухлитрового Селтоса в США и России (несмотря на местную сборку) одинакова. И гарантия там 10 лет. А в Корее за те же деньги можно купить машину в максимальной комплектации. Но разгадка проста.
Автоконцерны не благотворительные учреждения и дополнительные расходы на организацию российской сборки закладывают в себестоимость конечной продукции. В ряде случаев емкость местного рынка достаточна или он перспективен, демонстрируя тенденцию к росту, для экономической оправданности локализации.
Например, рынок Индии интересен инвесторам просто по причине более чем миллиардного населения, способного потреблять весьма значительные объемы продукции, с тенденцией к росту.
В США население около 300 миллионов, но уровень доходов гораздо выше индийского. а образ жизни диктует необходимость иметь автомобиль. Все эти факторы вывели североамериканский рынок автотранспорта на первое место в мире.
В этих случаях местная сборка рентабельна, грубо говоря, она определяется как производная от количества населения и его доходов, с учетом перспектив их изменения. В России нет многочисленного населения, его доходы невелики, и, что гораздо хуже, обе переменные снижаются, то есть, прогнозы рынка негативны.
В таких условиях организация местного производства экономически нецелесообразна, но властям хочется денег, и стимулирование сборки начинается административными мерами. А оплачивать фантазии власти приходится потребителю.
Трагедия российского автопрома
Исторически так сложилось, что государства на территории современной России и шире, постСССР, существуют за счет гиперэксплуатации населения. На этом основан весь хозяйственный уклад, а следствие, хронически, из века в век, низкий уровень жизни тормозит нормальное развитие экономики.
В современной Европе налогообложение колеблется в пределах 40-55%, а в России государство путем всевозможных поборов изымает 75-80% доходов населения. Почему – вопрос отдельный.
Другим следствием стало отношение к автомобилю, как к предмету роскоши, а не средству передвижения, с самого начала 20 века. В СССР пресловутый “Запорожец”, герой многих анекдотов, продавался за 4 100 р. При себестоимости около 1 450 р. Фактически, это и был налог на роскошь.
Учитывая российские расстояния, востребованность автотранспорта здесь не меньше американской, и в нормальной экономике при прибыльности в 300% автомашинами была бы завалена вся страна, а автопромышленность вышла бы в мировые лидеры. Но у государства были свои приоритеты.
В 80-е годы в СССР АвтоВАЗ производил около 600 000 машин в год. В сумме с другими автозаводами выходило чуть больше или около миллиона. Для сравнения, маленькая Япония в 1989 произвела 13 миллионов авто. И, несмотря на значительную долю экспорта, большая часть покупалась внутри страны.
Итоги и выводы
Проще говоря, без создания платежеспособного спроса (точнее, спрос в силу расстояний будет всегда, вопрос в платежеспособности) административные меры стимулирования бесполезны и вредны, приводя лишь к удорожанию продукции. В этом плане государство продолжает политику СССР, рассматривая автомобилиста как удобную дойную корову для власти.
Где собирают Kia Seltos для России: качество и процесс сборки
Качество и стоимость автомобилей напрямую зависят от того, на территории какой страны размещены производственные мощности. А потому вопрос, где собирают КИА Селтос, далеко не праздный.
Симпатичный и доступный по цене кроссовер, недавно появившийся в дилерских центрах, притягивает взгляды многих автолюбителей. Но практичных покупателей не прельщают красивые рекламные слоганы. Людям нужна подробная и достоверная информация.
Автомобили, собираемые на заводах, расположенных на территории Южной Кореи, продаются на внутреннем рынке, в Индии и КНР. Так что купить у нас KIA Seltos оригинального качества не получится. Разве что по серым схемам, использование которых связано с серьёзными рисками.
Правда, как утверждает руководство компании, машины, предназначенные для поставок в РФ и страны СНГ ничуть не хуже. Более того, они адаптированы к условиям эксплуатации, характерным для нашего региона.
От отверточной сборки к полному производственному циклу
Официально продаваемые на российском рынке КИА Селтос производят на мощностях компании «Автотор», зарегистрированной в Калининграде. Это крупное предприятие, успешно сотрудничающее с такими известными автопроизводителями как BMW, Ford, Hyundai и, разумеется, KIA.
Первые экземпляры кроссоверов, выпущенные в 2019 году, собирались по технологии отвёрточной сборки. Изготовленные в других странах готовые машинокомплекты поставлялись на российский сборочный конвейер. Постепенно ситуация меняется. Сегодня на заводе «Автотор»:
- Штампуют кузовные панели.
- Сваривают из деталей готовые кузова.
- Наносят лакокрасочное покрытие.
- Выполняют антикоррозийную обработку.
Двигатели, коробки передач и ряд других крупных узлов и агрегатов завозят морем с предприятий, размещённых в разных странах мира.
Штамповка
Важно не только где производят КИА Селтос, но и какие для этого используют технологии и материалы. Металлические панели кузова изготавливают из оцинкованной стали особых сортов методами холодной штамповки и гидроформования.
Процессы обработки максимально автоматизированы. В результате получаются прочные и устойчивые к коррозии детали, полностью соответствующие размерам, указанным в технической документации.
Сварка
Готовые комплектующие проверяют с помощью различных методов дефектоскопии. Не прошедшие контроль отбраковывают. Только изделия, соответствующие заданным параметрам, отправляют на участки сборки, где варят кузова. Работа выполняется в несколько этапов:
- Детали устанавливаются в сварочный кондуктор.
- Точность установки проверяется с помощью специальных приборов.
- Накладываются соединительные швы. Для этого применяются технологии контактной, импульсной и лазерной сварки.
Всё используемое для сварки оборудование отличается высокой степенью автоматизации, хотя и не позволяет полностью отказаться от ручного труда.
Окраска
Сваренный кузов и навесные элементы подвергают антикоррозийной обработке, опрыскивая и погружая в ванны с разными химическими растворами. После этого приступают к нанесению лакокрасочного покрытия. Детали:
- Очищают от загрязнений и обезжиривают.
- Выравнивают с помощью шпатлёвки (если есть необходимость).
- Грунтуют.
- Окрашивают прочными и устойчивыми к воздействию ультрафиолета эмалями.
Эти работы выполняются специальными покрасочными роботами, обеспечивающими стабильный уровень качества.
Окончательная сборка
Изготовленные на предприятиях «Автотор» и привезённые с других заводов комплектующие поступают на сборочный конвейер. Детали устанавливают в определённой последовательности:
- Закрепляют элементы подвески.
- Размещают в мотоотсеках двигатели.
- Протягивают электропроводку.
- Монтируют сидения.
- Вклеивают стёкла.
Пройдя из цеха в цех вдоль всей производственной линии можно увидеть, как рождаются новые КИА Селтос. На завершающем этапе выполняют:
- Регулировку сход-развала, фар головного света, основного и дополнительного оборудования.
- Проверку автомобиля на соответствие установленным стандартам.
Все производственные циклы контролируются согласно нормативам, разработанным специалистами из Южной Кореи. Это значит, что качество KIA Seltos, произведённых в Калининграде, ни в чём не уступает качеству кроссоверов, сошедших с конвейеров крупнейшего в мире сборочного автозавода в Ульсане.
На них распространяется действие официальной гарантии, заканчивающейся через 5 лет после приобретения нового автомобиля или при достижении пробега 150 тыс. км.
Цены и комплектации
Подобная организация производства позволяет указывать в документах, что машины изготовлены в Российской Федерации. Таким образом удаётся снизить таможенные пошлины и налоги, сделав готовую продукцию доступнее для покупателей.
Дилерские центры предлагают КИА Селтос в восьми разных вариантах исполнения. Кроссоверы оснащаются:
- Четырьмя вариантами бензиновых двигателей мощностью 121, 123, 149 или 177 л. с.
- Вариаторами, механическими, автоматическими или роботизированными коробками передач.
- Трансмиссиями с передним или полным приводом.
За автомобиль в начальном варианте комплектации просят 1 299 900 рублей. Топовая версия стоит 2 204 900 рублей. Информация указана на официальном сайте производителя.
Заключение
Купив KIA Seltos и выехав на дорогу, вы получите настоящее удовольствие от вождения. Эта машина на долгие годы станет вашим другом и помощником. И вы поймёте, что не так важно, в каком городе собран автомобиль. Главное, как он едет!
На каких заводах собирают Kia Seltos
Kia Seltos, несмотря на то, что появился на российском рынке всего несколько лет тому назад, уже успел стать популярным кроссовером среди отечественных автолюбителей. Его любят за доступную стоимость покупки и обслуживания, неплохое качество сборки, надёжность, хорошую оснащённость, ходовые качества, проходимость, стильный дизайн, довольно высокую степень безопасности и комфорта. Поэтому купить это авто хотят многие россияне.
Где выпускают Киа Селтос для продажи в России?
Несмотря на то, что марка кроссовера – южнокорейская, для продажи в России этот автомобиль производится только в Калининграде на заводе «Автотор». Поэтому у нас можно купить только машины, собранные в нашей стране. Приобрести авто из Южной Кореи практически нереально. Такие кроссоверы никогда официально не поставлялись в Россию. Правда, не исключено, что они станут скоро поступать в салоны официальных дилеров в связи с закрытием калининградского производства.
Как по Вин- коду узнать, где собрана авто?
VIN – номер Киа Селтос установлен под передним пассажирским сидением. Также он дублируется под лобовым стеклом и на центральной стойке со стороны водителя. По этому коду можно узнать, где выпущен автомобиль. Первые три символа указывают на это. Поскольку модель для российского рынка производится только в нашей стране, первыми обозначениями должны быть XS – XW.
Чем отличаются сборки автомобиля?
Калининградское качество сборки кроссовера считается весьма высоким. Процент брака и недочётов у таких автомобилей невелик. А, поскольку эту модель для нашей страны не выпускают более нигде, то и сравнивать сборки невозможно. Считается, что авто отлично адаптировано для российских условий эксплуатации. Оно легко заводится в любые морозы, а салон прогревается достаточно быстро.
Какую сборку Kia Seltos и в какой комплектации лучше приобрести?
Если говорить о выборе сборки KIA Seltos в России пока не приходится, то версию кроссовера легко выбрать при покупке его новым в автосалоне или на вторичном рынке. У этой модели, как считают специалисты и опытные автолюбители, есть комплектация практически на любой вкус. Автомобиль выпускается с бензиновыми двигателями следующей мощности:
- 121 лошадиных сил;
- 123 л.с.;
- 149 лошадиных сил;
- 177 л.с.
Первые два мотора считаются проверенными и долговечными. Силовой агрегат мощностью 149 лошадиных сил также практически не имеет существенных недостатков, несмотря на то, что появился сравнительно недавно. Самым проблемным специалисты считают турбированный двигатель, выдающий мощность 177 л.с. Турбина может выйти из строя на относительно небольшом пробеге. Её замена может быть недешёвой. Зато такой автомобиль обладает отличными динамическими и скоростными качествами. Поэтому он подойдёт молодым и активным автолюбителям. Но при выборе данной комплектации нужно быть готовым к возможному дорогостоящему ремонту. При этом оптимальным для большинства водителей считается мотор мощностью 149 л.с.
Кроссовер доступен с такими видами трансмиссий, как:
- Механическая;
- Автоматическая;
- Вариатор;
- Робот.
Последние две трансмиссии нежелательно выбирать тем, кто не готов к возможному дорогостоящему ремонту этих агрегатов на относительно небольшом пробеге. Их ресурс относительно невелик. Поэтому тем, кто не готов к лишним проблемам и затратам, но часто передвигается по городским пробкам, лучше остановиться на версии с автоматом. Для умеренного бездорожья зачастую достаточно более дешёвой переднеприводной комплектации. Но для частых поездок на природу лучше выбрать версию с полным приводом.