Про батарею и пробег
Решил написать немного про батарею, как самый важный, дорогой и определяющий как далеко на этой машине можно уехать агрегат Лифа. Информации на самом деле полно, полезной и не очень. На ютубе куча видосов где разжевывают все доступно и до мелочей. Я тут опишу свои наблюдения, в чем-то наверняка повторю прописные истины, в чем-то будут спорные моменты, в конце концов опыт эксплуатации небольшой, 5 месяцев и большая часть по холодному времени года, когда важные параметры батареи заморожены и не пересчитываются (когда температура батареи опускается ниже 10 градусов электроника как бы замораживает показатели батареи на одном уровне, в следующий раз они обновятся только когда потеплеет).
Итак — у меня самый часто встречающийся вариант батарейки Лифа 24Квт/ч. Цифра эта идеальная, и даже у новых машин в реальности меньше, ну и с годами и пробегом (циклами зарядки и разрядки) постепенно уменьшается. Фактически у меня сейчас по Leafspy параметр Remain 18,3Квт/ч (по счетчику влазит до 20, но за вычетом потерь около 10% так и выходит). Эта цифра примерно соответствует значению SOH 82-83%, что опять же видно на скрине из лифспая.
Немного о том почему я решил брать машину именно с такой батареей, а не с 30Квт/ч (выпускается с 2016 года). Во-первых цена — аналогичная комплектация выходит на 100-150 т.р. дороже. Реальная прибавка в пробеге всего 20 км (теоретическая), я решил что такая доплата того не стоит. Второй момент — очень много информации что такие батареи деградируют быстрее, и это серьезно (может быть и неправда, а может так себя вела только часть батарей, скорее всего как раз 16го года, но я бы только такой и купил). И третий момент, даже если бы я и взял Лифа с такой батареей, то это была бы только базовая комплектация S в мои деньги, а там самое важное не было бы теплового насоса (серьезная экономия заряда при обогреве салона — кондиционер работает в роли нагревателя и расходует меньше 0,5Квт/ч, эффективен до -5 градусов, а это температура в пределах которой проходит большая часть холодного времени года в средней полосе России), а я этот агрегат добавил в список моих обязательных хотелок (и по опыту этой зимы могу подтвердить что все правильно сделал). Единственный плюс (мой вывод на правду не претендую) машины с батареей на 30Квт/ч — это более высокая ликвидность, при продаже всегда будет плюсом. С другой стороны если ничего не выдумывать, то продажную цену определит реальное состояние батареи, а не цифра номинальной емкости новой .
Вернемся к нашим баранам. Как я уже писал параметры батареи — это единственное что меня расстроило после получения машины на руки. Мало того что не было даже близко объявленного сох в 89%, в первый же день я снял показания и увидел 86% (эту цифру мне озвучил человек что смотрел машину во Владике), так далее с каждым днем эксплуатации сох стремительно снижался. В течение нескольких недель он упал до 82х, потом немного подрос и уже устаканился в пределах 82,5%. Почему так произошло? Есть две причины. Первая — машиной достаточно долго не пользовались. Зимой машина была выставлена на аукцион в Японии, потом пока она приехала в РФ, растаможка то да се, потом человек в мае выставил ее на продажу и особо не ездил, в июле я ее выкупил, получил только в сентябре, получается пол года батарею не гоняли, и это отразилось на понижении, так происходит у многих владельцев Лифов следящих за параметрами с самого начала. И вторая причина (считаю даже более важная) — продавец стараясь показать высокие цифры сох заряжал машину большими токами на чадемо, и это очень сильно бодрит батарею и повышает показатели. Ничего противозаконного он не делал (но осадочек то остался, мало кто в реальной жизни постоянно пользуется быстрыми зарядками), сама по себе процедура быстрой зарядки не вредная (главное учитывать температуру батареи и пользоваться быстрой зарядкой на сильно нагретой батарее, т.к. перегрев ведет к сильной деградации). Я, к слову, всего 1 раз заряжался на чадемо при поездке в Москву по делам, интересно было попробовать (на первом фото как раз машина на такой зарядке), и не смотря на зиму (было около нуля или легкий мороз) батарея от долгой езды и зарядкой высокими токами нагрелась на столько (больше +10 градусов), что электроника пересчитала сох (немного в большую сторону). В принципе удобно, за 40 минут не пустая батарея (около 20%) зарядилась до 90 с лишним процентов, чего мне с головой хватило на обратную дорогу (120км).
Теперь поговорим о главном вопросе, с которым мне подходили все знакомые и незнакомые люди на улице — сколько реально эта машина проезжает. Ответа однозначного нет, т.к. очень много факторов влияет на цифру: работа печки (температура за бортом), стиль вождения (пенсионер или гонщик), рельеф местности (например дорога на работу 35км при околонулевой температуре у меня съедает в среднем 35% заряда, та же дорога обратно с работы домой при той же температуре и стиле вождения уже не больше 30%). Скажу по своей ситуации: с моей батареей (
18.5Квт/ч), у меня установлен дизельный отопитель (об этом подробнее еще напишу), который позволяет не включать печку, моем стиле вождения (если простыми словами не тошню, но и гонки не люблю), при средней околонулевой температуре составляет 120км на одном заряде или 6,6км на Квт/ч. Это реальная цифра по городу, основной стихией для этого авто. По трассе (скорость не больше 80-90Км/ч) и более равномерном движении (без особых обгонов и торможении), пробег достигает 150км (можете посмотреть цифру прогнозируемого пробега при 90% заряда на фото к этому тексту).
В целом могу сказать, что за 5 месяцев у меня не разу не возникла ситуация чтобы мне не хватило заряда, или было очень близко к этому. Машина крайне предсказуема в этом плане, пробег предсказывает очень адекватно, я знаю что достаточно перейти на аккуратный режим езды без резких разгонов и торможений, и сразу пробег увеличится. Т.е. такой ситуации как со смартфоном, когда у вас осталось 10% заряда и неожиданно смартфон отключается (не смотря на такую же технологию батареи (LiPo)) — не будет никогда. На 20% машина делает первое предупреждение о заканчивающемся заряде (загорается желтая лампочка), на 10% уже предлагает проложить путь на экране до ближайшей зарядки в Японии:), при этом реальный заряд (можно посмотреть soc по лифспаю) около 20%, и вы еще гарантированно сможете проехать около 20км, и в самом крайнем случае когда уровень заряда близок к минимально критическому и загорается черепаха (ограничение по току, машина становится вялой), у еще останется 5-10км очень аккуратной езды чтобы доехать до зарядки. Кстати, если вы и этот сигнал не увидели и доехали таки до момента что машина отказывается вас везти дальше врубив нейтраль, батарея все равно не будет пустой (остаток
0.5Квт/ч), будут работать фары (можно включить аварийку), освещение и даже печка еще некоторое время будет вас греть.
Как вывод: конечно же такая машина не подходит людям у кого непредсказуемые пробеги в течение дня, или периодически нужно срываться в дальние поездки, в первую очередь сказывается неразвитая инфраструктура зарядных станций в нашей стране (в той же Японии или Европе такой проблемы нет), рассчитывать можно только на себя и свою домашнюю розетку. Исключения тут только крупные города типа Москвы и Питера, там есть сеть быстрых зарядок, и ими реально пользоваться, с другой стороны и расстояния там другие. Но для меня самое важное — предсказуемость, я всегда понимаю сколько я могу еще проехать, поэтому никакого стресса от стремительно тающего процента заряда батареи во время езды у меня нет.
Сколько стоит замена батарей в электромобилях?
Мы приветствуем вопросы читателей об аккумуляторных электромобилях, зарядках и обо всем, что вы хотите узнать. Поэтому, пожалуйста, отправьте их, и мы заставим наших экспертов ответить и пригласить других людей внести свой вклад через раздел комментариев.
Сегодняшний вопрос читателя: У меня есть вопрос относительно стоимости замены батареи в BEV, доступной в Австралии, и производитель сообщил срок службы до того, как потребуется замена?
Эта тема является ключевым моментом, который волнует многих покупателей перед покупкой BEV. С уважением, Андрей.
Привет, Эндрю, да, вопрос о том, когда заменять аккумулятор электромобиля и о стоимости, важен — но, возможно, не так сильно, как думает широкая публика.
Первое: я разделю вопрос на две части. Какова вероятность того, что аккумулятор потребует замены в течение срока службы автомобиля? Какова стоимость возможной замены батареи? Потребуется ли замена аккумулятора в течение срока службы автомобиля? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить две проблемы: Когда аккумулятор перестанет «подходить по назначению»? А также как долго длится «жизнь автомобиля»?
Во-первых, значительная часть производителей дает гарантию на свои батареи как минимум на 70% емкости, оставшейся после 8 лет. Для Hyundai Kona с запасом хода 450–500 км по городу это соответствует минимальному диапазону 315–350 км в возрасте 8 лет. Для многих, если не для большинства, это означает зарядку, возможно, два раза в неделю, а не один раз в неделю. То же самое и для дальних путешествий — может быть, пара дополнительных остановок для перезарядки, например, по пути между Сиднеем и Брисбеном.
Таблица 1: Текущие гарантии на аккумуляторы BEV в Австралии. Примечания к таблице: 1. В Калифорнии, США — гарантия на аккумуляторы электромобилей должна составлять минимум 10 лет и 240 000 км пробега. 2. За дефекты материала и конструкции батареи: 10 лет / неограниченный км. 3. В зависимости от модели Tesla.
Также важно понимать, что аккумулятор не будет «мертвым» по истечении 8 лет, а просто уменьшится запас хода, который он сможет предложить. Имейте в виду, что чем меньше размер аккумуляторной батареи, тем серьезнее ее потеря.
Например, ранний Nissan Leaf имел реальный запас хода всего 120 км. Это означает, что в течение 8-летнего гарантийного срока он может упасть до 84 км и не подлежать замене по гарантии. К настоящему времени самым старым Лифам здесь 11 лет, и при таких темпах сокращения их дальность действия могла упасть до 70 км. (Еще ниже зимой при использовании системы отопления / кондиционирования воздуха). Это определенно подходящее время для замены, если вы используете его дольше, чем просто добираетесь до местных магазинов! С другой стороны, в то время как многие ранние (2011-2014 гг.) Лифы действительно снижались такими (или еще худшими) темпами, современные аккумуляторы электромобилей (с улучшенным химическим составом аккумуляторов и системами терморегулирования), похоже, не снижаются так быстро, поэтому этот прогноз — это наихудший сценарий. Фактически, исследование Geotab (https://www.geotab.com/blog/ev-battery-health/), проведенное в 2019 году с участием около 6000 владельцев электромобилей, показало, что электромобили теряют в среднем 2,3% мощности ежегодно, и поддерживают «высокие уровни устойчивого здоровья» в течение длительного времени. Процитируем отчет: «Если наблюдаемые темпы деградации сохранятся, подавляющее большинство аккумуляторов прослужат дольше, чем срок службы транспортного средства». Учитывая, что это было среднее значение, которое включало множество ранних электромобилей — использование их онлайн-инструмента для выделения различных моделей показывает, что многие более поздние модели демонстрируют значительно более низкие, чем средние, показатели деградации. Подводя итоги части (а): для людей, покупающих электромобили нынешних моделей с более крупными батареями, большинство обнаружит, что замена батареи, скорее всего, понадобится через 10 или более лет. Кроме того, этот электромобиль может быть использован как вторая машина, которая выполняет местные поездки, поскольку предыдущая машина с ДВС, наконец, исчезает / дети вырастают и т.д. 8-летний гарантийный срок (если когда-либо), прежде чем действительно понадобится новая батарея.
Как долго длится «жизнь автомобиля»? Итак, когда же электроника, подвеска, рулевое управление и интерьер электромобиля «изнашиваются» настолько, чтобы говорить о том, что срок службы автомобиля подошел к концу? Учитывая, что средний возраст австралийского автомобильного парка составляет 10,6 года (2020-2021 гг. Австралийское статистическое бюро), 20 лет кажется разумным предположением — и это число, которое я недавно слышал, чтобы объяснить, почему мы должны установить 2030 год в качестве последней даты для запрета. продажи новых автомобилей с ДВС, если мы надеемся достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году. Итак, чтобы ответить на вопрос выше, кажется разумным сказать: электромобилю может никогда не потребоваться замена батареи; в противном случае потребуется не более одной замены батареи за весь срок службы и если требуется замена, она произойдет не раньше, чем через 10 лет.
Какова будет стоимость любой возможной замены батареи? В первые дни существования Nissan Leaf изобиловали ужасающие истории о быстром разряде аккумулятора и 30 000 долларов плюс затраты на замену аккумулятора. Оказалось, что это ненужные заботы. Батареи, которые вышли из строя быстрее, чем должны были, были бесплатно заменены в течение 8-летнего гарантийного срока. Теперь, когда истек срок действия 8-летней гарантии, мы обнаруживаем, что стоимость сменной батареи, установленной дилером, к счастью, снизилась примерно до 10 000 долларов за батарею на 24 кВт / ч. Кроме того, когда вышедшие из строя аккумуляторные блоки были возвращены на завод, было обнаружено, что во многих из этих блоков было только несколько неисправных элементов, а с остальными все в порядке. В результате в странах с более высокими показателями ранних продаж Leaf (то есть не здесь, в Австралии) схемы утилизации батарей начались с разборки и переупаковки элементов в гарантированно восстановленные аккумуляторные блоки. В Японии восстановленные пакеты для ZE0 или AZEO Leaf продаются примерно за 2900 долларов США (около 4000 австралийских долларов). Кроме того, поскольку эти автомобили падают с дороги из-за несчастных случаев, частным предприятиям становится доступен готовый запас подержанных аккумуляторов для экспериментов. В результате некоторые начали предлагать послепродажные замены (в некоторых случаях модернизированные) аккумуляторные батареи *. Между тем, основная часть стоимости BEV — батарея — падала в цене примерно так же стремительно, как цены на солнечные панели в начале 2000-х годов. В 2010 году цены на аккумуляторы для электромобилей выросли примерно на 1100 долларов США за кВтч, но сейчас упали до 137 долларов США за кВтч. (См. График 1. Обратите внимание на использованные суммы в долларах США). Прогнозируется, что ключевым моментом для паритета цен на BEV и ICE будет 100 долларов США / кВтч, а 2024 год — вероятная дата, которая начнется.
График 1: Цены на аккумуляторные батареи для электромобилей в долларах США, 2013–2020 годы. Источник: Bloomberg New Energy Finance.
Глядя на график 1 — если стоимость киловатт-часа уже составляет 137 долларов США, а BNEF прогнозирует, что к 2030 году она достигнет 58 долларов США за киловатт-час, похоже, что, когда нынешнему поколению электромобилей могут потребоваться новые батареи, цена составит около 4000 долларов США. (5400 австралийских долларов) за аккумулятор Kona на 64 кВтч. Это будет соответствовать ценам и падению, показанным на графике 1, если применить его к исходному листу. Однако вернемся к ответу, предоставленному для части (а) этого вопроса: эта батарея вряд ли потребует замены в таком случае. Фактически, этого вполне может хватить на весь срок службы автомобиля. Tesla, например, предполагает, что «батарея на миллион миль» (та, которой хватает на миллион миль, что составляет 1,6 миллиона километров), не так уж и далеко. Подводить итоги: Батареи электромобилей не умирают каждые 8-10 лет; к 2030 году цены на новые батареи, вероятно, будут ниже 10 000 долларов за Kona и, возможно, около 5400 долларов (при этом цены на восстановленные батареи снова будут значительно ниже) И возможно, что аккумулятор электромобиля никогда не потребуется заменять в течение всего срока службы автомобиля. Надеюсь, это поможет ответить на ваш вопрос, Андрей? Примечания: * В настоящее время я работаю над статьей об австралийских вариантах замены батарей для iMiEV и ZE0 / AZEO Leafs.
Батарея Nissan Leaf: емкость, размеры, установка, способы продлить период эксплуатации, цена
Электрические транспортные средства, среди которых электрокары ведущей автомобильной компании Ниссан, снискавшие широкую популярность, поскольку работают на электричестве, которым их обеспечивает батарея Nissan Leaf, т.е. не загрязняют окружающее пространство. Спрос на них продолжает неуклонно расти, поэтому многих интересует вопрос, где купить авто недорого и какова стоимость аккумуляторной высоковольтной батареи Nissan Leaf, которую в процессе эксплуатации придется менять.
Срок службы батарей
Пока сложно ответить на этот вопрос, поскольку машин со сроком эксплуатации более 10 лет просто не существует. Гарантировано можно опираться на цифру 5-8 лет. Как известно, к концу гарантийного срока Nissan Leaf емкость батареи уменьшается до 70-80% (иногда больше).
Часто и сам производитель гарантию на нее дает 8-10 лет, в течение которых авто можно использовать, без опасений.
Быстрая зарядка
Многие считают, что она снижает срок эксплуатации батареи Nissan Leaf. Сверхмощный порт CHAdeMO, с помощью которого производится ускоренная зарядка, производитель рекомендует использовать не более раза в день. Хотя практика работников, использующих электромобили в такси, где постоянно используется эта система, показала, что это не так, поскольку они полностью используют батарею Nissan Leaf в течении оговоренного паспортом срока.
Важно: Важно лишь знать некоторые хитрости: заряжая регулярно авто при помощи быстрой зарядки, необходимо следить, чтобы батарея Nissan Leaf не перегревалась, а хотя бы раз в неделю применять зарядку медленную, во время которой происходит калибровка.
Конечно, зависит много и от самого устройства. У Лифа, к примеру, оно интегрированное и в разных комплектация имеет различную мощности: 3,6 кВт у S, 6,6 кВт у более дорогих SV и SL. Мощность заправочных станций порядка 10-20 кВт зарядка последние зарядятся в два раза быстрее, чем базовые.
Длительность зарядки от обычной розетки у всех модификаций Лиф одинакова и продолжается от 7 до 8 часов, поэтому удобнее ее проводить в ночное время.
Важно: В холодных помещениях она будет длиться на 30-40% дольше.
Также важно знать, что бытовую сеть нужно подготовить, чтобы не произошел перегрев и оплавление розетки. Желательно для бесперебойной зарядки авто провести отдельную линию. Ведь при выходе розетки из строя, может повредиться и сам кабель, а его стоимость составляет порядка 300 долларов.
Зарядка от бытовой сети
Из сказанного понятно, что использовать для пополнения заряда Nissan Leaf нужно подготовленную розетку, от которой до 80% батарея подзарядится за 8 часов.
Рекомендации
- Чтобы батарея Nissan Leaf служила долго, заряжать ее нужно не более раза в день;
- Когда на протяжении пары и более дней авто не используется, чтобы не допустить падение потенциала, заряд аккумулятора Nissan Leaf нужно оставлять в пределах 20-40%;
- Важно проверить Nissan Leaf батарею и специальное оборудование при покупке, чтобы убедиться в их работоспособности;
- Для сбережения работоспособности, заряжать электрокары нужно раз в неделю до полной зарядки, т.е. 100%, и до 90% в остальные дни;
- Долгая жизнь источника питания Nissan Leaf – важного компонента авто, зависит от циклов зарядки, поэтому, если заряда достаточно, не нужно лишний раз ставить электрокар на подзарядку.
Электромобили не только заботятся об окружающей среде, поскольку не выбрасывают в нее опасные вещества, но и значительно экономят бюджет, поскольку стоимость электричества меньше гораздо, чем топлива, да и обслуживание намного дешевле.
Падение емкости батареи в процессе эксплуатации
Хотя электрокары стали использовать не так давно. Уже можно сделать некоторые выводы относительно изменения емкости. После пары лет эксплуатации снижение ее незначительное – до 10%. Понятно, что и дальность хода без дозарядки, значительно не меняется.
После 5 лет эта цифра может быть значительной – до 30%. В результате запас хода уже меньше на 2/3, т.е. равняется 100-130 км вместо паспортных 160.
Если рассматривать деградацию в зависимости от «наезженных» километров, картина получается следующей:
- до 20000 км –снижения емкости не наблюдается;
- до 50000 – понижение составляет до 30%;
- до 70000 – деградация замедляется, а после 80000 – останавливается. Но электрокар проезжает всего 2/3 от заявленной дистанции.
Взяв за среднюю годовую величину пробег в 15000 км, получается, что для Nissan Leaf замена батареи не требуется, как было вначале сказано, на протяжении 5-8 лет.
Важно: На износ батареи Nissan Leaf влияет частое пользование быстрой зарядкой и желание постоянно поддерживать заряд на максимальной отметке.
Поэтому, специалисты советуют полностью разряжать аккумулятор Nissan Leaf до 5% раз в неделю и проводить ночную медленную зарядку до 100%.
Что негативно влияет на запас хода?
Двигаться электрокар заставляет электрический мотор, питающийся от литий-ионной батареи Nissan Leaf, емкость которой на первых моделях Лифа составляет 24 кВт, на более поздних, т.е. выпушенных после 2016 года, она уже достигает 30 кВт. В первом случае дальность покрываемого без подзарядки пути составляет 135 км, во втором – 172 км по стандарту EPA и 250 км – по NEDC.
На эти показатели отрицательно влияют следующие факторы:
- динамическая езда;
- подключение кондиционера и отопительных устройств (печки);
- мощный старт;
- езда с в пол утопленной педалью газа.
Разработчики из Японии авто оснастили дополнительными режимами, которые позволяют экономно использовать заряд, увеличивая покрываемый путь. Режим рекуперации помогает пополнить энергию батареи, которой хватит, чтобы проехать дополнительные километры.
Важно: При установленном в положение Breke (B) шайбы селектора на передаточной коробке, процесс рекуперации проходит ощутимее, чем при его нахождении в стандартном положении Drive (D). Мешает передвигаться по городу динамично режим ECO, запускаемый кнопкой на рулевом колесе, что добавляет до 5 лишних километров к покрываемому расстоянию.
Рекомендуем:
-
: особенности, продажи, характеристики : запас хода, цена, можно ли купить в России : характеристики нового гибрида, продажи, примерная стоимость в России
Правила эксплуатации
- Не пользоваться автомобилем при высокой температуре воздуха (плюс 40);
- Не хранить более 7 дней при температуре минут 25 градусов;
- Более 14 дней не держать разряженной.
Устройство батареи
Тот аккумулятор Nissan Leaf, емкость которого 24 кВтч расположен под поликом авто ближе к задней части. Он просто болтами прикручен к днищу.
Чтобы его снять, придется болты открутить. Вес модуля авто выпуска 2011 года почти 300 кг и 218 кг у авто, выпускаемых с 2013года.
Внутри все просто – нет сложной системы охлаждения – только модули в металлическом корпусе, замыкатель и система контроля.
Общая емкость расположенных боком модулей, 12 кВтч.
Еще 48 модулей «лежачих» находится в более мелкой части.
Масса модуля 3,8 кг, а самого корпуса – 600 грамм. Его характеристики такие: 66,2 Ач, 7,6 В.
Состоит модуль из 4 ячеек. Их тип – пакетный, масса 799 г, напряжение – 3,8 В, а емкость каждой – 33,1 Ач. Между собой их последовательно соединяет высоковольтный кабель.
Народные умельцы с удовольствием покупают модули для своих изобретений.
Технические показатели
- Число модулей – 48 (по 4 ячейки в каждом). Общее количество ячеек – 192;
- Напряжение – 403,2В (360 В номинальное);
- Емкость -24 кВтч;
- Масса – 275 кг.
Как узнать, какая установлена батарея?
Если 4 символом VIN-номера является А – емкость батареи Nissan Leaf равна 24 кВтч, если же В – 30 кВтч. Проверить значение реальной емкости поможет сканер OBD-2, смартфон и LeafSpy приложение.
Можно ли отремонтировать и заменить батарею Nissan Leaf?
Возможность такая существует на всех электрокарах, но это сделать не так просто, как заменить батарейку в смартфоне, поскольку аккумуляторы могут значительно отличаться по размерам и способу крепления даже в рамках одной версии, претерпевшей модернизации и усовершенствования.
Кроме сказанного, блок управления последним объединен с бортовым компьютером электрокара, поэтому даже при идентичных размерах и одинаковом креплении, просто переставить батареи не получится: потребуется их идентификация, проводится которая специальной программой.
Важно: Есть некоторые модели, оснащенные быстросъемными батареями, где «прописка» новой батареи не требует подтверждения. Радует то, что в замене батарея нуждается, когда прослужила 8-10 лет, т.е. когда лишилась большей части изначальной емкости.
Есть другая опасность ее выхода из строя – физическое повреждение. В этом случае есть смысл попробовать ее отремонтировать частично. Это возможно, поскольку все батареи Nissan Leaf имеют блочное строение и можно отремонтировать один поврежденный блок.
Стоимость новой батареи
Для японских авто, как говорилось уже, предназначены аккумуляторы Nissan Leaf разной емкости, зависящей от года выпуска. В среднем батарею Nissan Leaf купить можно за 4000 – 5000 долларов.
Важно, что с каждым годом наблюдается тенденция снижения их стоимости, т.е. высоковольтную батарею Nissan Leaf купить можно сегодня за меньшую сумму, чем она стоила пару лет назад. Кроме того, ситуацию помогают исправить к лучшему продавцы, торгующие б/у аккумуляторами, которые извлекаются из разбитых электрокаров. Понятно, что нужно в этом случае быть особенно внимательным.
Аккумулятор Nissan Leaf
После того, как первые транспортные средства появились на рынках многих стран, спрос на них увеличился, однако, многие стали задаваться вполне логичными вопросами, касающимися эксплуатации, покупки, стоимости и замене аккумуляторных батарей электрокаров. Одна из ведущих автомобильных компаний в этом спектре – Nissan Leaf, поэтому в большей степени тема будет касаться именно этой модели.
Когда речь идет об электрических машинах, то вопросы об аккумуляторе появляются одними из первых. Ниже будут собраны 5 самых важных вопросов на эту тему с актуальными и полными ответами на них.
Сколько служит аккумулятор электромобиля?
Уверенно можно рассчитывать на 5-8 лет, однако, реальная продолжительность функционирования батареи должна соответствовать 8-10 лет. На сегодняшний день отсутствуют настолько старые электрические машины новых поколений (Ниссан Лиф, Тесла Модел С, Mitsubishi i-MiEV, Форд Фокус Электрик), которые бы могли точно помочь понять реальность в этом вопросе.
Часто бывает, что сам производитель электромобиля дает гарантию на аккумулятор минимум 5-8 лет. Также важно заметить, что речь идет о том, что до конца данного срока аккумуляторная батарея сбережет порядка 70 или более процентов от своей изначальной емкости (когда электрическое транспортное средство было новым).
Исходя из этого, после 8-10 лет электроавтомобиль можно будет использовать, но с оговоркой – дистанция пробега от одной зарядки будет явно меньше оговоренной. С другой стороны, сегодня аккумуляторные батареи в электрокарах заменяются весьма быстро: например, если Ниссан Лиф, БМВ i3, Форд Фокус Электрик с самого начала говорили о реальном запасе хода в 130-160 километров, то при помощи обновления дальность езды увеличилась до 160-250 километров.
Минуя пять — восемь лет, электрические машины невзирая на деградацию АКБ смогут после обновления преодолевать довольно большую дистанцию, что не может не радовать. Размышлять о том, что смогут продемонстрировать тогда самые новые автомобили на электрическом моторе, остается только догадываться, но известно одно, любая модель сможет без трудностей преодолевать 400-500 километров пути на одном заряде аккумуляторной батареи.
Быстрая зарядка – зло?
Есть автовладельцы электрических машин, в том числе Ниссан Лиф, считающие, что ускоренные зарядки при помощи сверхмощного порта CHAdeMO снижают срок службы АКБ. Важно отметить, что компания-производитель советует производить не больше одной подобной зарядки в день.
Интересно, что, по словам специалистов, которые обслуживают службу такси с электрическими машинами, они почти всегда заряжают авто с помощью быстрой зарядки и их аккумуляторные батареи до сих пор имеют полностью рабочее состояние.
Но в подобном случае стоит не забывать про небольшие хитрости: при постоянном применении сверхмощной зарядки, необходимо раз в неделю заряжать батарею медленной зарядкой, при которой осуществляется ее калибровка, а при применении CHAdeMO стоит следить за перегревом АКБ.
Еще многое зависит от зарядного устройства. У «Лифа» оно интегрированное и имеет разную мощность: базовые комплектации S на 3.6 кВт, а более дорогие SV и топовая SL – на 6.6 кВт. Понятное дело, что приоритетнее покупать именно версию дороже, так как при ускоренной зарядке со станций мощностью 10-20 кВт (которые установлены на некоторых заправках и возле больших супермаркетов) можно полностью зарядить 24 кВт батарею за 3-4 часа, а базовые версии будут заряжаться почти в 2 раза больше.
А продолжительность заряда от стандартной розетки с напряжением 220В и силой тока 16А (максимально 3.5 кВт) у всех комплектаций Ниссан Лиф будет одинаковым и займет не менее 7-8 часов. Часто многие владельцы Nissan Leaf заряжают как раз подобным методом в ночное время. Также важно не забыть, что продолжительность заряда в холодных помещениях или на улице повышается на 30-40 процентов.
Некоторые потенциальные покупатели, обращающие свое внимание на приобретение японского электрического автомобиля, по ошибке считают, что машину можно заряжать от обычной бытовой или офисной розетки. Такое мнение неправильное, так как даже учитывая медленную зарядку, электромашина затрачивает ток в 3.5 кВт и подобное напряжение часто кончается перегревом домашних розеток и как результат – оплавлением электрических контактов и проводки.
Часто портится и сам зарядный кабель авто, который оценивается порядка 300 долларов США. Чтобы избежать подобных трудностей, работники японской компании рекомендуют подготавливать бытовую электрическую сеть для бесперебойной зарядки. Например, можно поставить отдельную линию с мощной проводкой, розеткой и предохранителем.
Сколько заряжается Ниссан Лиф от обычной розетки?
Как стало понятно выше, быстрая зарядка электрической машины существует – требуется только применять специально подготовленную розетку с большой силой тока. Как упоминалось выше от бытовой розетки аккумуляторная батарея заряжается не менее 8 часов до отметки 80 процентов.
Если есть большая сила тока, то достигнуть уровня заряда в 80% можно уже за 40-50 минут, что существенно упрощает задачи использования транспортного средства. Существует несколько советов в данной теме:
- Аккумулятор Ниссан Лиф прослужит дольше, если заряжать его не чаще одного раза в день, а быструю зарядку, вообще, не использовать 2 раза в день, так как это пагубно сказывается на АКБ;
- Когда вы не имеете планов на машину в течении нескольких недель, аккумулятор советуется оставить с уровнем заряда 20-40%, что позволит не допустить падение потенциала от простоя;
- Во время приобретения японского транспортного средства Nissan Leaf (и не только), важно убедиться, что АКБ живая – есть специальное оборудование на борту, показывающее 12 отделений жизнедеятельности батареи (покупать советуют не меньше 10 делений);
- Заряжать каждый день следует до 90%, а один раз в неделю рекомендуется заряжать машину до 100%, что позволит сберечь работоспособность аккумулятора на продолжительный отрезок времени;
- Не забывайте, что долгая жизнь батареи зависит от количества зарядок, поэтому нет необходимости ставить машину на зарядку, если в аккумуляторе есть достаточное количество заряда для ваших нужд.
Использование современной машины с электромотором – прекрасная возможность экономить свои средства. Цена эксплуатации автомобиля в десятки раз меньше, нежели у версии с двигателем внутреннего сгорания. На сервисе просто пропадают многочисленные проблемы.
За добросовестный сервис обычно машины, работающей на бензине или дизеле, требуется заплатить немаленькие деньги, то для Nissan Leaf можно устроить лишь хорошую проверку «ходовки» и произвести диагностику электрического оборудования.
Как падает емкость аккумулятора электромобиля спустя несколько лет?
Первые наблюдения за достаточно массовыми Ниссан Лиф и Тесла Модел С уже могут дать ответ на данный вопрос. По истечении первых 2-х лет использования емкость аккумуляторной батареи и запаса хода снижается не так сильно – около 5-10% от номинала. Существенное падение емкости аккумуляторной батареи можно наблюдать на протяжении 3-5 лет использования электрической машины: в этот момент запас хода начинает постепенно уменьшаться на 20-30 процентов.
Интересно, но после этого периода деградация батареи почти замедляется. Например, сегодня водители самых первых Ниссан Лиф говорят, что понижение емкости АКБ равняется 0-5% в год и со временем снижается с повышением возраста электрического автомобиля.
В результате даже пятилетние электромодели японского производства проезжают 100-130 километров, что равняется порядка 2/3 от изначально заявленных 160 километров пути для дебютных хэтчбеков.
Похожие итоги могут подтвердить и водители электромашин, проезжающих порядка 30 000 – 50 000 километров в год. На первом этапе – 10-20 тысяч километров – падение емкости аккумуляторной батареи почти нет. После идет интервал активного использования – начиная от 10-20 тысяч километров и до 50 000 километров – в этот период емкость батареи и запас хода транспортного средства понижается на 20-30 процентов. Далее идет период от 50 000 километров до 60 000-70 000 километров, в котором можно заметить снижение деградации аккумулятора. В конце концов, после 70 000-80 000 километров, снижение емкости АКБ почти останавливается и электрический хэтчбек Nissan Leaf может проезжать 2/3 от своей изначально заявленной дистанции на одном заряде. Если учитывать средний ежегодный пробег за 15 000 километров, то получается, что данные пробеги примерно отвечают приведенным выше нормативам.
Среди прочих замечаний можно отметить воздействие быстрых зарядок формата «80 процентов аккумуляторной батареи за 30 минут» на АКБ: в целом такие скорые зарядки увеличивают скорость износа аккумулятора. Однако важно помнить, что это происходит лишь при частом, почти постоянном применении.
Если за одну неделю заряжать свою машину «быстрой зарядкой», то это почти никаким образом плохо не скажется на сроке жизнедеятельности аккумуляторной батареи Ниссан Лиф. Вдобавок ко всему, было замечено еще одно наблюдение: на батарею отрицательно влияет желание поддерживать постоянно уровень заряда на максимальном уровне.
Советуется периодически (раз в неделю) полностью разряжать аккумуляторную батарею до остатка 5-10 процентов емкости батареи с дальнейшим медленным (ночным) зарядом до 100 процентов емкости аккумулятора.
Главные враги запаса хода
Важно напомнить, что заставляет двигаться данное транспортное средство электрический мотор, питающийся от тяговой литий-ионной батареи, которая на многочисленных экземплярах «Лифа» развивает мощность в 24 кВт и при благоприятных условиях обеспечивает дальность пути на одном заряде в 135 километров (EPA). Более дорогостоящие модели (SV и SL), которые выпускались с 2016 года, уже обладают более мощной аккумуляторной батареей на 30 кВт, способной обеспечить дальностью от одного заряда в 172 километра (EPA) или 250 километров по европейским стандартам замеров NEDC. Если говорить о том, какая дистанция у машины на полноценно заряженном аккумуляторе, стоит сказать от чего зависит ее разряд. На первом месте стоит динамичная езда, а далее идет система отопления и кондиционирования внутреннего убранства. Если владелец любит мощно стартовать со светофоров и передвигаться с утопленной в пол педалью «газа», то нужно быть готовым к быстрому упадку заряда аккумуляторной батареи. Это же можно отнести к применению «печки» и кондиционера. Часто покупателям Ниссан Лиф ничего не остается, как довольствоваться в летнее время открытыми окнами, вместо кондиционера, а зимой экономить на отоплении, чтобы сэкономить заряд.
Специалисты японской компании оснастили модель двумя дополнительными режимами езды, позволяющими более эффективно расходовать заряд тяговой батареи. Если положение селектора коробки передач установлено на значении «B» (Brake), то система рекуперации энергии функционирует ощутимее, нежели в стандартном положении D (Drive). Режим ECO, включающийся с помощью кнопки на «штурвале», мешает динамично разъезжать по городу.
Конечно, не забыли установить техническую возможность, позволяющую не только сохранять дольше заряд аккумулятора, но и пополнять его. Например, в «Лифе» есть выбор режимов передвижения на электрокаре. К обычному режиму трансмиссии можно отнести положение шайбы селектора на значении D (Drive), далее идет экономичная трансмиссия B (Brake), которая усиливает рекуперацию энергии, вследствие чего, машина начинает активнее тормозить вслед за тем, как владелец убирает ногу с педали «газа». При помощи данного режима можно даже заряжать аккумуляторную батарею, собирая энергию на спусках и во время замедления перед светофорами. Присутствует и режим ECO, умеющий активизироваться при помощи кнопки, установленной на рулевом колесе. Он не позволяет активно использовать «электричку», снижает интенсивность разгона во время нажатия педали «газа» и позволяет добавить примерно 5 процентов к запасу хода.
Существует ли возможность ремонта или замены АКБ электрокара?
Если отвечать коротко, то да, аккумуляторная батарея подлежит замене почти на любом автомобиле с электрическим мотором. Но не все так просто, как может показаться изначально. Это не то же самое, что вынуть аккумулятор из смартфона и вставить новую батарейку.
Важно заметить, что даже в рамках одной версии электрического авто, которая перенесла несколько стадий усовершенствований и модернизаций, батареи могут различаться – в разъемах и/или креплениях. Помимо этого, батарея электрической машины обладает своим блоком управления, который зачастую объединен с блоком управления (борткомпьютером) самого электрокара.
В результате даже если подходят крепления и разъемы для подключения, то просто взять и достать аккумулятор с одной электрической машины и поставить на другую не получится – понадобиться их согласование и «прописка», которая без компьютерной программы просто не установиться.
Этот принцип актуален для большого количества электрических моделей, но не для всех, так как есть авто, имеющие быстросъемные батареи, где такие «прописки» лишние и рушат всю идею быстрой замены АКБ. Не стоит забывать, что процесс замены батареи требуется лишь в том случае, если она лишится совсем заметной части своей емкости – а это минимум 8-10 лет.
Но присутствует опасность физического нарушения аккумулятора: из-за выступа, наплыва и стороннего предмета на дорожном полотне. Тогда можно попробовать произвести частичный ремонт АКБ. Почему частичный? Потому что все аккумуляторные батареи электромобилей состоят из блоков, заменяемых отдельно.
Например, стандартная модификация Ниссан Лиф 2010 имеет 48 блоков по 0.5 кВт каждый; в Тесла Модел С присутствуют 16 блоков (в каждом из которых вмонтировано 444 элемента типа 18650). При повреждении батареи можно поменять 1 из 48 блоков на Ниссан Лиф или 1 из 16 блоков на Тесла Модел С.
Сколько стоит новый аккумулятор для электромобиля?
Немало людей при покупке японской машины интересует цена аккумулятора Nissan Leaf. Если учитывать 2016-й год, то АКБ на Ниссан Лиф емкостью 24 кВт/ч оценивался порядка 4-5 тысяч долларов США; замена подобного элемента для «американца» Тесла Модел С будет стоить уже около 10-20 тысяч долларов, смотря какая емкость и состояние.
Важно заметить, что еще 2 года назад стоимость аккумуляторных батарей была высокой, по сравнению с 2016-м годом, поэтому наблюдается тенденция к снижению их стоимости. Например, в 2011 году, при старте Ниссан Лиф журналисты смогли заполучить данные, что 1 блок в батареи электрической модели оценивается в 660$. Если учесть 48 блоков, суммарный ценник добирался до отметки 32 000$.
Но через 5 лет, в соседней стране Украине, подобные элементы продавались в среднем за 100$ за штуку, поэтому суммарная стоимость АКБ на Ниссан Лиф составляла около 5 000 долларов США. Годом раньше (в 2015) такой блок оценивали порядка 150$ за один экземпляр. Если говорить за аккумуляторную батарею для Тесла, то тут тоже можно отмечать стоимость за один блок, но они все массивнее и подороже – в середине 2016-го года одна штука оценивалась 1-1.3 тысячи долларов США.
Так как АКБ американской модели имеет 16 блоков, итоговая цена – 15-20 тысяч долларов. Немного исправить ситуацию в лучшую сторону для владельцев подобных электрокаров, смогут продавцы АКБ бывшего употребления, извлекающие их из машин, которые были разбиты. В этом случае договориться о понижении ценника намного проще, поэтому стоимость формируется в каждом отдельном случае: в большинстве случаев, стоимость существенно понижается.
Где купить новый аккумулятор и что делать со старым?
Подобный вопрос точно будет волновать владельцев электрокаров. Уже почти ни для кого не секрет, что, покупая Ниссан Лиф внутри установлены литиевые аккумуляторы. Способов приобретения АКБ для электрической модели есть несколько: можно закупить его самому на eBay либо обратиться к менеджерам электрических авто.
Первый вариант имеет высокую степень риска, однако, там ниже стоимость; второй способ не такой рискованный, так как опытные продавцы смогут подобрать вариант получше, однако, за такие услуги будет необходимо чуть-чуть доплатить.
С вопросом «Что делать со старой аккумуляторной батареей?» определенного ответа нет. Пара самых признанных игроков на рынке электрических автомобилей – Тесла и Ниссан – представили собственную концепцию применения использованных батарей для систем автономного электропитания домов: прекрасным примером служит Tesla Powerwall первого поколения.
Стоит признать, что под завершение 2016 года, представители Тесла официально представили систему Powerwall второго поколения, номинально никак не связанную с миром электрических машин и служит отдельным энергетическим течением вместе с крышами, которые оснащены солнечными элементами. Руководство БМВ продемонстрировало собственную систему энергетического питания домов на принципе подержанных батарей BMW i3 в середине 2016 года.
Кроме этого, они в недалеком прошлом решили открыть электрическую станцию, которая создана из солнечных батарей. Если говорить за ситуацию с Nissan, то все находится на уровне идеи и конкретный выход может появиться очень скоро. Но смысл ясен: использованные аккумуляторные батареи электромашин можно применять в системах автономного электропитания домов.