Ремонт рулевой рейки
Весной побежала у меня рулевая рейка. Побежал сальник справа, достаточно сильно. Ездил какое-то время, постоянно доливая жидкость. Поднакопив средства стал перед выбором: ремонт или новая?
Новая самая дешёвая была в районе 18000р, гарантия 3 месяца.
Ремонт 17000р, гарантия 6 месяцев. Плюс почитав отзывы решил обратиться в нашу местную специализированную организацию по ремонту рулевых реек.
Отзывы только положительные
Ремонт производился ещё в мае. Проехал уже примерно 5-6000 км. На данный момент всё в порядке. Конечно времени прошло мало, но там меня заверяли что после ремонта проводят проверку на спец оборудование под большим давлением, чем в системе. И что утечка почти исключена. Надеюсь походит достаточное количество времени.
Сразу же заменил рулевые тяги и пыльники. Наконечники в норме, их менял в прошлом году.
Рекомендация
Плюс дали рекомендации по использованию авто с ГУР. В принципе там ничего нового не нашёл, но обновил свои знания)) Может кому-то будет полезно, почитайте))
Ремонт рулевой рейки форд с макс своими руками
Небольшой отчёт о том , как я подтянул рулевую рейку.
машина моя проехала на момент этой процедуры 176 тыкм , вмешательства в подвеску были за полгода до этого — заменилось многое(почти всё)) , но это не избавило от стука спереди при проезде неровностей , ямок и прочих дефектов дорог. стало ясно, что это стучит рейка , да и при шевелении руля из стороны в сторону тоже слышался заметный характерный стук. вобщем решил повторить процедуру , которую уже делал на предыдущей машине — фф2.
сначала попытался подлезть к заветному месту сбоку — через арку левого переднего колеса, но оказалось, что только зря снимал колесо — нет возможности даже увидеть место , где находится эта зелёная гайка. стало ясно , что процедура без ямы(подъёмника) неосуществима.
итак , вот инструменты для подтяжки — ключ с трещёткой на 17 и крепкий нож. ключ с трещёткой можно купить в автозапчастях-ашане-леруамерлене. цена от 350 руб.
ессно ещё нужно освещение — фонарик или переноска.
теперь можно залезать под машину. смотреть нужно приблизительно с места , которое под водительским креслом. смотреть вперёд , между подрамником и днищем. вот искомое место , уже очищено от грязи —
как видно на фотке — подкручивать нужно зелёный шестигранник, вокруг которого красное фиксирующее кольцо. ничего снимать с машины не надо , откручивать подрамник или ещё чего — тоже. везде можно подлезть, гуттаперчивым быть не обязательно.
нужды в нём никакой, приделывать обратно не нужно — в помойку.
затем берём ключ с трещёткой и по часовой стрелке закручиваем . тут главное не переборщить, иначе будет очень большая бяка. подкручивать лучше аккуратно , по четверти оборота . при этом нужно подниматься и проверять — стук остался или прошёл. или второй вариант — пригласить помощника.
—>Автозапчасти и СТО —>
Сегодня редко можно встретить человека, у которого нет собственного автомобиля. Это устройство уже стало частью нашей повседневной жизни, и мы просто не можем без него обойтись. Однако, как и у любого технического устройства, у машины тоже бывают сбои в работе (и довольно часто). Поэтому, автолюбителям часто приходится везти своего железного коня в автосервис и отдавать немаленькую сумму денег на то, чтобы поломки устранили.
Реечное рулевое управление имеет ряд недостатков:
- Оно довольно плохо переносит удары
- На него сильное влияние оказывает вибрация.
- Нагрузка на детали довольно большая, что сказывается на длительности их функционирования
- Процесс его установки довольно сложен и требует относительно больших трудозатрат
Диагностика и ремонт рулевой рейки своими руками
Рулевая рейка передает вращение от руля к колесам. Она влияет на управляемость, а любые неисправности этого узла делают автомобиль менее послушным. Элементы рулевой рейки подвержены естественному износу, также на них воздействуют ударные нагрузки от движения по неровным дорогам. Это приводит к тому, что к пробегу 200–250 тыс. км рулевая рейка почти каждого автомобиля требует замены или ремонта.
8 признаков неисправной рулевой рейки
- В движении по неровностям и при повороте руля слышен стук в районе рулевой рейки.
- Ухудшилась управляемость, автомобиль «кидает», особенно остро это чувствуется на высокой скорости.
- Свободный ход руля (люфт) увеличен.
- Руль вращается тяжелее чем обычно или рывками.
- Руль не возвращается в исходное положение после поворота, приходится доворачивать руками.
- Шумит насос ГУР, звук усиливается при вращении руля.
- Падает уровень масла в бачке гидроусилителя.
- На рейке или рядом с ней видны подтеки масла.
Почти все признаки из списка выше не указывают прямо на износ рулевой рейки, поэтому перед ремонтом нужно убедиться, что проблема именно в ней.
Стучать могут элементы подвески — шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки, втулки и стойки стабилизатора. Износ этих деталей приводит к плохой управляемости, увеличению люфта рулевого колеса. Подвеску нужно проверить, неисправные элементы — заменить.
Тяжелое вращение руля, невозврат или медленный возврат в исходное положение может быть следствием неправильной регулировки рейки или нарушением развал-схождения колес. Если вы недавно регулировали рейку, переделайте, но уже правильно, проверьте углы установки колес на СТО.
Для автомобилей с электроусилителем причиной «тяжелого» руля может быть отказ электродвигателя, обрыв или замыкание цепи, окисление контактов в разъемах, неисправность блока управления системы или сгоревшие предохранители.
Утечка жидкости из системы гидроусилителя и шум насоса ГУР связаны — масло вытекает через изношенные сальники и уплотнения. Через них же в систему попадает воздух, из-за которого шумит насос. Осмотрите корпус насоса, шланги и соединения, если нашли течь — устраните.
Как определить износ деталей внутри рейки?
На заглушенном авто покачайте руль вправо-влево с небольшой амплитудой. Если слышен стук — нужен ремонт. Если есть помощник, пусть он в это время возьмется рукой за рулевую тягу, так можно точнее определить, где люфт.
Ремонтировать или менять?
Заменить неисправную рейку на новую проще, чем отремонтировать. Но дороже. Рассмотрим затраты на ремонт рейки автомобиля Ford Focus II 2009 года выпуска. Новая оригинальная рейка стоит примерно 800 у.е.. Заменители предлагают купить по цене от 350 у.е., но их ресурс, по отзывам автовладельцев, непредсказуем.
Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 30-40 у.е., пыльники с хомутами — 9 у.е. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.
Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.
Снятие рулевой рейки
Демонтаж рейки имеет свои особенности для каждого автомобиля, но в целом, порядок действий следующий:
- Установить переднюю часть авто на подпорки, снять колеса.
- Выпрессовать рулевые наконечники из цапф поворотного кулака (используйте специальный съемник).
- Снять теплозащитный экран рейки.
- Для автомобилей с гидроусилителем — открутить шланги подачи и обратки масла (под шланги подставьте емкость для слива жидкости), для автомобилей с электроусилителем — отключить разъем или снять датчик положения рулевого вала.
- Открутить болты крепления рулевой рейки к подрамнику или моторному щиту (в зависимости от марки и модели автомобиля).
- Ослабить стяжной болт карданного соединения рейки с рулевым валом.
- Потянуть рейку по направлению рулевого вала для высвобождения шлицевого соединения (если рейка не идет, допускается сбить ее легкими ударами молотка).
- Вытащить рейку через левую или правую арку колеса (зависит от компоновки подкапотного пространства).
Совет: не в каждом автомобиле рейку можно достать просто так — может мешать подрамник. Снимать его полностью долго и сложно, попробуйте открутить только задние болты и опору двигателя, потом отвести подрамник вниз. Часто этого бывает достаточно и рейка высвобождается.
После демонтажа рейку нужно очистить от грязи и вымыть.
Разборка рейки
Разбирать и собирать рулевую рейку лучше в чистоте, без песка и пыли. Если абразивные частицы попадут внутрь — поверхности и сальники быстро износятся, рейка потечет. Зафиксируйте рейку в слесарные тиски, если их нет, подложите на место разборки чистый картон или другой материал.
Важно: не зажимайте рейку в тисках слишком сильно — ее корпус из хрупкого сплава алюминия может лопнуть или деформироваться.
Порядок разборки рулевой рейки
- Снимите хомуты и стяните пыльники рулевых тяг.
- Надежно зафиксируйте корпус рейки и открутите рулевые тяги (на резьбовой муфте есть проточки для рожкового ключа).
- Открутите контргайку и гайку регулировочного механизма, достаньте из посадочного гнезда шайбы и прижимную втулку.
- Открутите корпус или гайку приводного вала (может понадобиться специальный ключ), достаньте вал из корпуса.
- Вытащите зубчатый шток рейки.
- Из корпуса рейки достаньте уплотнительные манжеты, втулки и фторопластовые кольца.
Совет: перед разборкой рейки сделайте метки положения зубчатого штока или замеряйте, насколько он выступает из корпуса с двух сторон, чтобы потом правильно собрать. Отмечайте положение регулировочной гайки и считайте витки при ее откручивании, чтобы после сборки установить прижимную втулку в правильное положение.
Дефектовка деталей
Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.
Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.
Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.
На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.
Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.
Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена
Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.
Сборка рейки
Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.
Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно — материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей.
После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.
Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.
Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.
Важно: не ставьте вместо хомутов пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет.
Установка рулевой рейки
Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.
Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.
Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».
Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).
Как прокачать систему ГУР
- Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.
- Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.
- Запустите мотор.
- Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.
- Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.
Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.
После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:
- Руль стал легче и «острее».
- Стуки и шумы прекратились.
- Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.
- Рейка не течет.
- Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.
Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.
После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.
Ремонт рулевой рейки: своими руками или на СТО?
Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно в гараже выгодно, но не просто. Понадобится инструмент, время и терпение.
Специализированные автосервисы предлагают альтернативу ремонту в гараже или покупке новой детали — полную реставрацию рейки.
Специалисты сами снимут рейку, подберут нужный ремкомплект, восстановят проблемные элементы, которых нет в продаже. Если описанные в статье работы кажутся сложными — доверяйте ремонт рейки профессионалам.
Ремонт рулевого управления FORD C-MAX
Преждевременный выход из строя рулевой рейки Ford C-Max нередко обусловлен разрывом защитных чехов. Именно поэтому, диагностикой рулевой системы Ford C-Max во время планового технического обслуживания категорически нельзя пренебрегать.
Алгоритм ремонта рулевой рейки Ford C-Max:
- Демонтаж, очистка, разборка и дефектовка рулевой рейки;
- Замена элементов рейки, которые находятся в неудовлетворительном состоянии;
- Сборка узла с дальнейшей регулировкой;
- Установка рулевой рейки на место.
- Зубчатый вал и втулка рейки;
- Подшипники и сальники передаточного устройства;
- Прижимной сухарь и пружина;
- Чехлы, пыльники.
Замена масла гидроуселителя FORD C-MAX
Жидкость гидроусилителя Ford C-Max требует замены по мере загрязнения или в случае течи, когда количество масла в бачке стало меньше, обнаруживаются блики или наблюдается изменение цвета. Мастера выполняют замену масла ГУР Ford C-Max при помощи специального оборудования, что исключает попадание воздуха в систему. Проверять уровень технической жидкости гидроусилителя Ford C-Max следует не реже, чем через каждые 30 000 километров пробега (согласно техническому регламенту производителя).
Замена рулевых тяг, наконечников FORD C-MAX
Если в шаровых соединениях рулевых тяг и наконечников Ford C-Max образовался люфт, или наблюдается разрыв их чехлов, нередко требуется замена деталей. Очаги коррозии и деформации также являются основанием для замены тяг и наконечников. Обнаружить неисправности можно во время планового технического обслуживания. По окончанию работ в обязательном порядке выполняется развал-схождение.
Ремонт рулевой рейки форд с макс своими руками
Самое подробное описание: ремонт рулевой рейки форд с макс своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.
Автомобили марки Ford
очень популярны в России. Следует отметить одну оригинальную модель – S-Max, которая являлась весьма привлекательным выбором среди минивэнов. Несмотря на свое предназначение, машина отличалась интересным дизайном, хорошим оснащением и привлекательной ценой. Именно поэтому ей удалось найти много покупателей. Впрочем, из-за условий эксплуатации в России, владельцы этого автомобиля вынуждены иногда обращаться в сервис.
Поскольку S-Max является минивэном, многие россияне любят использовать эту машину для автопутешествий. Действительно, автомобиль прекрасно подходит для этих целей, однако российские дорогие не всегда способствуют комфортному передвижению. Большое количество неровного асфальта и крупных ям приводит к тому, что на подвеску постоянно передаются сильные удары. Они также отражаются и на других компонентах автомобиля, поэтому к нам часто обращаются клиенты, которым требуется ремонт рулевой рейки Форд S-Max. Этот механизм не столько изнашивается со временем, сколько страдает от ударов при попадании в ямы. Тем более что данная модель была разработана и произведена в Европе, поэтому в ее надежности при эксплуатации по ровным европейским дорогам сомнений быть не может, однако выдержать суровые российские условия данному узлу достаточно тяжело.
Ремонт рулевой рейки S-Max: как определить неисправности
К счастью, проблемы с рулевой рейкой легко почувствовать, поэтому сильная поломка не должна застать владельца врасплох – он поймет, что с рулевым управлением что-то не так, гораздо раньше, чем весь узел поломается полностью.
Ремонт рулевой рейки S-Max необходим в тех случаях, когда рулевая рейка начинает издавать громкие и неприятные звуки. При движении в потоке они могут быть не слышны из-за того, что вокруг обычно много постороннего шума. Однако во время маневрирования на парковке водитель сможет их заметить. Также, могут меняться параметры рулевого управления. Например, усилие на руле становится слишком тяжелым (правда, это может быть связано с тем, что гидроусилитель выходит из строя) или, наоборот, легким. Кроме того, колеса могут нелинейно реагировать на повороты руля или неохотно возвращаться в нулевое положение.
Эти проблемы сможет заметить во время движения даже неопытный автомобилист. С одной стороны, это очень хорошо – сразу неисправность на лицо. С другой стороны, для многих владельцев этого недостаточно. Они продолжают ездить с неисправностями до тех пор, пока автомобиль вообще не перестает управляться. Зато потом поломки могут спровоцировать аварийную ситуацию, а также приведут к более серьезным затратам на ремонт.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По своей сути конструкция
рулевой рейки данного автомобиля не слишком сильно отличается от аналогов. Например, от этого же узла на Ford Mondeo. Именно поэтому мы можем использовать некоторые детали, которые подходят от других машин этого производителя. Таким образом, у нас всегда в наличии имеются необходимые компоненты, поэтому, если клиенту требуется ремонт рулевого механизма, ему не нужно будет ждать, пока заказанные запчасти будут доставлены. Мы проводим диагностику и сразу же приступаем к работам, поэтому даже сложные поломки потребуют не более двух дней – именно на такой максимальный срок мы забираем машину в случае подобных проблем. Впрочем, обычно все удается сделать гораздо быстрее.
Как правило, ремонт заключается в том, что мы заменяем неисправные детали, из которых состоит рейка, на новые. Чинить их смысла нет – при невысокой стоимости лучше их заменить, поскольку надежность конструкции в таком случае будет самая высокая. Кроме того, мы всегда меняем уплотнители, сальники и прочие расходные материалы. Именно благодаря установке этих новых компонентов клиент может забыть про проблемы с рулевой рейкой на очень длительный срок и просто наслаждаться хорошим управлением своего минивэна. Кстати, этим отличается S-Max от многих своих конкурентов – возможно, это не самый комфортный автомобиль, зато его отличная управляемость делает процесс вождения увлекательным.
Кроме того, зачастую
в частном гараже так и не удается устранить неполадки с рулевым управлением. Например, владелец проводит работы с рейкой, а неприятный звук при повороте руля не исчезает. Именно поэтому мы всегда проводим диагностику, чтобы точно определить неисправные компоненты и заменить их. Иногда бывает очень сложно выявить их без специального оборудования и проверки.
Также потребуются специальные инструменты и для работы. Основная трудность заключается в том, что рейку нужно полностью демонтировать и разбирать. В домашних условиях это как минимум неудобно, да и в процессе можно лишь сильнее повредить этот узел. Справиться с этой задачей нашим специалистам помогает большой опыт и наличие необходимых инструментов. Даже успешный ремонт не дает гарантий
того, что рулевое управление будет работать как положено. Ведь деталь нужно установить обратно так же, как и на заводе это делает производитель. Только тогда все будет работать как положено. К сожалению, к нам приезжает достаточно много владельцев, которым ремонт рулевой рейки требуется после некачественного самостоятельного ремонта. Кроме того, количество повреждений в этом узле у них больше из-за стороннего вмешательства.
После ремонта и сборки рулевой рейки мы проверяем, насколько исправно функционируют все ее компоненты. Перед передачей автомобиля клиенту мы тщательно его тестируем, чтобы убедиться в том, что наша задача была выполнена успешна, и теперь руль работает как на новом автомобиле.
Типичные неисправности рулевой рейки Форд Мондео-4, S-MAX, ЭС-МАКС, Галакси-2:
Рулевые рейки производятся фирмой Ford. Номера реек:
Рулевая рейка Мондео-4 CA2 (’07-) 1459747, 1462955, 1504781, 1514144, 1572577, 1749757, 1749762, 1749778, 1758591, 1789455, 1789460, 1789462, 1789466, 36000348
Рулевая рейка S-MAX (CA1) (’06-) 1488744, 1488745, 1488746, 1572552, 1749765, 1789438, 6G913A500CM
Рулевая рейка Галакси-2 (CA1) (06-) 1488744, 1488745, 1488746, 1572552, 1749765, 1789438, 6G913A500CM
Рулевые рейки Мондео-4 отличаются от рулевых реек S-MAX и Галакси-2 только длиной “пера” (насадка на первичный вал) и средним положением. Если знать как – перо переставляется (стучать нельзя!).
Еще есть отличия в величине хода вал-рейки, который может быть ограничен проставками (колечками) перед установкой тяг. Их можно поставить/снять открутив тяги.
Рулевые рейки Галакси-2, Мондео-4 и S-MAX представляют собой очень прогрессивную разработку фирмы Форд. В ней воплощены новейшие технологии. Например, оригинальная методика приварки стальных трубок к стальному картеру. Картер рейки весь стальной – это гарантирует отсутствие таких неисправностей, преследующих фордовские рейки все предыдущее время, как износ картера распределителя и износ картера цилиндра. Кроме того стальные картера дешевле алюминиевых.
Перепускная воздушная трубка между пыльниками теперь тоже приварена намертво к картеру и не может просто так соскочить, как бывало ранее. Качество металла хорошее, зубья твердые, обработка чистая.
Так почему же эти рейки так часто выходят из строя на постгарантийных машинах? Как будто по мановению волшебной палочки сразу после окончания гарантийного периода “карета превращается в тыкву”.
О секретах фирмы Форд можно говорить часами. Талант заключается не только в том, чтобы создать автомобиль, но и в том, чтобы в одночасье он исчез. Такова политика компании и с этим ничего не сделаешь. Если Форд сделает надёжный автомобиль, то их перестанут покупать. Поэтому каждый уважающий себя современный автопроизводитель внедряет в конструкцию авто мину замедленного действия, которая должна сработать ровно по часам. Вот с такими “минами” мы и имеем дело.
Первое слабое место – быстроизнашивающаяся втулка
С виду все хорошо – втулка трется по вал-рейке через тефлоновую вкладку, которая имеет достаточно большую площадь и изначально установлена плотно. Сама алюминиевая втулка имеет самоцентрирующуюся конструкцию. Она вставляется в стальной картер рейки легко, запирается пружинным кольцом, а в процессе эксплуатации ее намертво прихватывает, она не шевелиться, не стучит.
Однако, МАТЕРИАЛ ВКЛАДКИ РЫХЛЫЙ И НЕ ТАКОЙ ИЗНОСОСТОЙКИЙ как хотелось бы.
К примеру у Тойоты тефлоновые вкладки не изнашиваются и за 200 тыс. км. Допускают высокие температуры, химически агрессивные жидкости (синтетические масла), ударные нагрузки.
Первое, что делает компания Гидролаб при ремонте рулевых реек Мондео-4, Гэлакси-2 и S-MAX – приводит в порядок внешнюю втулку вал-рейки. Как это делается читайте здесь.
Второе (и главное) слабое место – самовыскакивающая заглушка сухаря
Форумы пестрят обсуждениями про некую “пробку”, а по-научному – заглушку сухаря рулевой рейки Мондео, S-Max, Галакси.
Сколько негатива она на себя взяла. Почему? Сейчас разберемся.
Разбираем рулевую рейку Форда. И обнаруживаем, что заглушка сухаря пластиковая! Обратите внимание – она вкручивается на заводе с деформацией по специальному герметику, обеспечивая полную герметичность.
Далее на нее наклеивается клеем стопорное кольцо с усиками, попадающими в пазы – так заглушка защищается от проворота и откручивания.
Все хорошо пока рейка эксплуатируется в штатном режиме. Т.е. насос ГУР работает исправно, машину не буксируют с заглушенным двигателем, не случается ударов по рейке (не встречается бордюров и ям) и наконец, не пытаются заменить рулевые тяги на машине!
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конструкция сухаря и его заглушки (пробки) крайне слаба и работает на пределе. При любом удобном случае пробка выскакивает, что приводит к разгерметизации рейки со всеми вытекающими проблемами. По поводу опасности попадания влаги в рейку читайте в статье История про пыльник рулевой рейки или как убить рейку быстро.
Однако чаще всего факт выскакивания заглушки сухаря остается владельцем незамеченным. Поэтому эти рейки собрали столько разнообразных неисправностей в шапке статьи.
Самым частым случаем, приводящим к ремонту рулевой рейки S-MAX, Галакси-2 и Мондео-4 является попытка замены рулевых тяг без снятия рейки с автомобиля. На таких машинах как Форд S-MAX, Мондео, Галакси это не проходит. Во время откручивания тяги на вал-рейку приходит значительный вращающий момент. Сухарь и его пробку просто выдавливает. Как правильно откручивать/прикручивать тяги читайте здесь.
Форд рассчитал конструкцию так, что пробку сухаря может выдавить даже при резком наезде колеса на препятствие или приложение избыточного усилия к баранке на заглушенном автомобиле.
Сам сухарь так же сделан из пластика и быстро изнашивается.
Износ виден и с боков сухаря, где он трется по картеру, и со стороны вала-рейки, который он прижимает.
Попытки “подтянуть” сухарь (как говориться подтянуть гайку) приводит опять же к тому, что заглушка сухаря срывается и происходит разгерметизация рейки.
Сухарь и его заглушка рулевой рейки Галакси , S-Max и Мондео ремонтируются в компании Гидролаб в первую очередь. Конструкция усовершенствуется, люфты, стуки и выдавливание заглушки исключаются. Подробнее здесь.
Стоит ли менять пробку рулевой рейки самостоятельно?
В интернете, в клубах продаются самодельные металлические пробки сухаря. Чаще всего это точеные детали – заглушка с резьбой и контргайка.
Купить просто – поставить грамотно не легко. Во-первых, понадобится специальный герметик (обычный силикон не гарантирует герметичности).
Во-вторых, отрегулировать правильно сухарь на машине не реально. Он будет либо перетянут, либо болтаться.
В-третьих, износ самого сухаря останется и рейка по прежнему будет стучать.
И наконец, последнее – самое главное! В большинстве случаев пробку сухаря выдавливает еще ранее. В рейке скапливается влага. Установка новой заглушки сухаря без просушки всей рейки приводит к тому же печальному результату, что и езда с открученной пробкой – рейка сгниет.
Так стоит ли тогда тратить время, деньги на самостоятельную замену пробки рулевой рейки или лучше подъехать к специалистам?
При ремонте рулевой рейки Мондео-4, S-MAX, Галакси-2 в компании Гидролаб, все сальники, подшипники, кольца и пр. изношенные детали заменяются новыми.
По вопросу ремонта рулевых реек ООО “Гидролаб” работает как с частными лицами по заказ-нарядам, так и с организациями по договору услуг и безналичной оплатой.
Ремонт рулевой рейки S-MAX, Галакси и Мондео в компании Gidrolab хорошо отработан и занимает около 4-х часов, включая снятие-установку.
На все работы дается гарантия 13 месяцев без ограничения пробега.
При этом качество и ресурс отремонтированной рейки не уступает и даже превосходит новую оригинальную.
Ford Focus C-MAX, выпуск которого начался в 2003 году, был создан на «фордовской» платформе C1, такой же как у моделей Focus второго поколения и Mazda 5 первого поколения.
С-Max как принципиально новый вид автомобиля — Multi Activity Vehicle (MAV).
На автомобилях марки Ford стук рулевой рейки самая распространенная причина, по которой к нам обращаются в автосервис.
Диагностируем автомобиль. Причина обращения — стук рулевой рейки. Явно виден люфт вторичного вала в корпусе. Следовательно требуется замена опорных втулок. Кроме того в этих автомобилях производитель сделал регулировочный механизм, который не рассчитан на эксплуатацию в наших условиях. По этому в ходе ремонта регулировочный механизм усилим. Чтобы полностью исключить все причины стука.
Снимаем рейку. Для этого снимаем подрамник и отсоединяем от рейки трубки и рулевой вал.
Начинаем ремонт рейки. Разбираем рейку. Осматриваем вал на предмет коррозии. Коррозия есть, по этому ее нужно удалить, . Вытачиваем новые втулки на обе стороны, делаем их усиленными. Также производим замену всех изношенных комплектующих на новые оригинальные. Меняем сальники, тефлоновые и резиновые кольца, подшипники.
Проверяем рулевую рейку на стенде, прежде чем установить ее на автомобиль. При этом давление создаваемое стендом устанавливаем на 15% больше номинального, чтобы удостовериться в надежной работе рейки.
Потом регулируем и смазываем зубчатую пару.
Устанавливаем на автомобиль и совершаем контрольную поездку.
После нашего ремонта все неполадки в рулевом управлении устранены. Рулевая рейка будет может работать на наших дорогах и прослужит даже дольше новой оригинальной рейки!
Мы гарантируем результат. Вы заплатите только после того, как будет решена Ваша проблема.
Гарантия распространяется на все наши работы на срок 1 ГОД и без ограничения по пробегу. Поэтому Вы ничем не рискуете.
Хотите решить проблемы с рулевым управлением?
Позвоните и запишитесь на диагностику по телефону:
8 (4832) 59 — 06 — 20
Форд Фокус 3 подтяжка рулевой рейки
Шайба рулевой рейки Форд!Замена на металлическую
подтяжка болта рейки фокус 2
Ремонт рулевой рейки авто Ford Focus .Ремонт рулевой рейки Ford Focus в СПБ
Ремонт рулевой рейки на Ford S MAX. Ремонт рулевой рейки на Ford S MAX в СПБ.
Причины стука рулевой рейки. Как правильно подтянуть рейку
Решение проблемы со стуком в Рулевой рейке Форд Фокус 3 ЭУР
Подтяжка рулевой рейки Форд Фокус 3.
Небольшой отчёт о том , как я подтянул рулевую рейку.
машина моя проехала 176 тыкм , вмешательства в подвеску были полгода назад – заменилось многое(почти всё)) , но это не избавило от стука спереди при проезде неровностей , ямок и прочих дефектов дорог. стало ясно, что это стучит рейка , да и при шевелении руля из стороны в сторону тоже слышался заметный характерный стук. вобщем решил повторить процедуру , которую уже делал на предыдущей машине – фф2.
сначала попытался подлезть к заветному месту сбоку – через арку левого переднего колеса, но оказалось, что только зря снимал колесо – нет возможности даже увидеть место , где находится эта зелёная гайка. стало ясно , что процедура без ямы(подъёмника) неосуществима.
итак , вот инструменты для подтяжки – ключ с трещёткой на 17 и крепкий нож. ключ с трещёткой можно купить в автозапчастях-ашане-леруамерлене. цена от 350 руб.
ессно ещё нужно освещение – фонарик или переноска.
теперь можно залезать под машину. смотреть нужно приблизительно с места , которое под водительским креслом. смотреть вперёд , между подрамником и днищем. вот искомое место , уже очищено от грязи –
как видно на фотке – подкручивать нужно зелёный шестигранник, вокруг которого красное фиксирующее кольцо. ничего снимать с машины не надо , откручивать подрамник или ещё чего – тоже. везде можно подлезть, гуттаперчивым быть не обязательно.
нужды в нём никакой, приделывать обратно не нужно – в помойку.
затем берём ключ с трещёткой и по часовой стрелке закручиваем . тут главное не переборщить, иначе будет очень большая бяка. подкручивать лучше аккуратно , по четверти оборота . при этом нужно подниматься и проверять – стук остался или прошёл. или второй вариант – пригласить помощника.
мне понадобилось подкрутить больше чем на один оборот. как только появилось небольшое сопротивление на ключе, я остановился. рейка больше не стучала.
после ходовых испытаний – стук исчез совсем, подвеска снова не гремит, упруго отрабатывает ямки.
Сообщение отредактировал ks222: 11 Сентябрь 2014 – 22:14
Убираем слово ЕСЛИ, вместо попробуйте вставляем ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Вот сегодня снял Макса на стоянке в сервисе. Вот такое положение руля колеса прямо. Посмотрел заднее колесо – на месте. Снять не получилось сзади стена, подойти и снять не получается.
В присутствии в ремзоне во время ремонта отказали, выдать рейку после снятия тоже. Буду писать заявление на выдачу рейки для экспертизы.
Скорпионъ
О том и разговор. На фото прекрасно видно, что колеса стоят прямо а руль смещен примерно на 15 градусов.
Вопрос к комрадам. Стоит ли настаивать на независиой экспертизе рулевой рейки (всего рулевого управления)?
Что за бред, сколько раз отправлял свой Max в управляемый занос и все время из него выходил когда надо. В неуправляемом тоже был, выходит как по рельсам, реакция на руль отличная.
P.S. Да и на резине я не экономлю!
— Добавлено: 00:48
Просмотрел до фото на предыдущей странице, люфт рулевого колеса диллер замерял? Вообще какие работы по дефектовке провел диллер?
Victor1
Я не знаю какую дефектовку проводил дилер. В первый день, когда я привез машину дигностику делали часа 2. Дежурный мастер сказал что снимали рулевое колесо, проверяли крепление, все соединения на люфт в рулевой колонке, до рейки. В передней подвеске ничего погнуто небыло. Больше информацией не владею.
Выдвинули гипотезу что дело может быть только в рулевой рейке, так как все остальное исключили путем визуального осмотра. При этом как-то быстро согласовали по гарантии (мне это тогда показалось как-то подозрительно, ну типа дефект известный. ).
dermaler75
До этого случая была только одна авария, с тайотой удар в переднюю часть, но он был не сильный. К тому же, как я написал чуть выше, видимых повредений в передней подвеске небыло. После замены рейки делали развал и все.
Как я понимаю я первый у кого потекла рулевая рейка?
Потекла справа через сальник похоже.( стекает с пыльника.)
Бачок проверил почти пустой.
Кто знает с FF-2 рейка у нас одинаковая на мотор 1,8
Я просто думаю есть ли смысл ремонтировать (цену ремонта озвучили 8800 + снять- поставить) если она подходит с FF-2
И очень много слышал что если рейка потекла, после востановления живёт где то год- максимум два.
Питерские кто знает ремонт рейки на заводе “Нева”- отзывы есть?
Загадка
Почему фенист 1510258 (Рейка идёт на C-max 2008г и не идёт на 2003г.)
У обоих Еврокод 512 и чего-то LHD
Вопросы:
Что у них разное?
Разные точно поворотные кулаки. (шаровые же разные ) Может разные наконечники?
Коды наконечников разные.
Внимание! На сайте представлены не все модели. Узнать цену, уточнить наличие, а также записаться на ремонт можно по тел.:+7 (347) 844-21-94. Приезжайте! Диагностика рулевого управления – бесплатно!
- Узкопрофильная специализация
- Гарантия на все работы не менее полугода
- Огромный накопленный опыт и технологическая база
Стоимость ремонта с запчастями (руб.)
Ремонт рулевой рейки Форд Си Макс – процедура трудная и нередко дорогостоящая. Сам узел считается довольно сложным, что обусловлено его прямым предназначением, а оно заключается в безопасности передвижения. Согласно точке зрения фирм-производителей, заменять этот элемент следует только после 200 и возможно 250 тысяч километров. Но совсем не все зависит исключительно от слов изготовителя, имеются и другие причины, которые в состоянии ощутимо понизить данные сроки. А именно: низкокачественные покрытия дорог, езда на больших скоростях…
Популярной проблемой является течь сальников. Без ремонта рулевой рейки Ford C-Max в данном случае обойтись нереально. В основном сальники текут из-за их стандартного износа. В свою очередь, на износ воздействует внезапное изменение температурного режима. В связи с тем, что детали металлические, то ржавчина также вносит собственную лепту в работу механизма. Сальник при всем этом уже не сможет гарантировать соответствующую герметичность, и подтекание масла гарантировано. Замените сальники, устраните коррозию и можно считать, что ремонт рулевой рейки Форд Си Макс выполнен.
Стук в рулевой рейке Ford C-Max – явный признак износа сухаря. С помощью него обеспечивается безопасная фиксация вала рейки. В случае его поломки образуется люфт меж узлами и, в результате, стук при езде. Но, понятное дело, рулевую рейку авто Ford C-Max отрегулировать можно. Для такого случая понадобится сухарь просто слегка подтянуть. Правда, это ни к чему хорошему не приведет. Опыт показывает, руль в свое прежнее расположение возвращаться не станет, следовательно, нужно будет постоянно подруливать. Все дело заключаются в том, что износился картер. Наш технический центр сможет гарантировать, что ремонт рулевой рейки Ford C-Max будет проведен на высшем уровне!
Для наших специалистов будет не трудно понять текут ли сальники у Форд Си Макс, а также разрешить вопрос с люфтом и стуком рейки.
Начальным этапом ремонта рулевого механизма считается диагностика ходовой части, это осуществляется нашими мастерами первым делом. Как оказалось, в стуке можно западозрить и переднюю подвеску автомобиля, а именно, ее рычаги.
Рулевая рейка на автомобилях марки Форд Фокус 1 2 3- его поколения очень часто выходит из строя. Причиной тому является огромное количество внешних и внутренних факторов, к которым можно отнести: агрессивный стиль вождения, плохое состояние дорожного покрытия, плохая затяжка крепежных механизмов, появление коррозии на внутренней втулки, рванные сальники и резинки.
Из-за особенности конструкции рулевой рейки в большинстве случаев ремонт проводится полной заменой агрегатного механизма. Прочитав эту статью вы узнаете, как самостоятельно провести ремонт (снятие и замену)рулевой рейки на автомобиле Форд Фокус, как подтянуть ее, сколько она стоит и что входит в комплект ремкомплекта.
Ремкомплект рулевой рейки Ford Focus – сколько стоит, что в него входит номера артикулов и размеры деталей.
Для более удобного использования рекомендую вам обратиться к таблице в которой я опубликовал популярные ремкомплекты рулевой рейки на автомобиль Форд Фокус.
Как видно из таблицы стоит рулевая рейка на автомобиль Форд Фокус 1 2 3- его поколения от 600 рублей до 3000 рублей. Такой большой разбег связан с качеством изготовленного материала. Естественно оригинальные запчасти стоят намного дороже аналогов, но и прослужат они значительно дольше.
Из чего состоит ремкомплект рулевой рейки на Ford Focus
В основном ремкомплект рулевой рейки состоит из следующих запасных частей:
- Ремкомплект рулевой рейки (сальники) №AG0008 (цена 3000р.)
- Гайка, которой подтягивают рейку, взамен пластиковой штатной №6772170 (цена 150р.)
- Втулка скольжения SKF PCM 252815 E
Так же может пригодиться, но не входит в рем. комплект: Прижимная вилка №6317116 (Она как раз прижимается регулировочной гайкой и убирает люфт в зацеплении рейки с шестерней) и Пружина №3707496 (Ставится между прижимной вилкой и регулировочной гайкой)
И так, расходными материалами мы запаслись, теперь переходим к самому процессу ремонта рулевой рейки на Форд Фокус
Все ремонтные работы с рулевой рейкой на автомобиле Форд Фокус (Ford Focus) проводятся только после снятия данной детали. Поэтому именно с этого я и начну нашу, пошаговую инструкция.
- Перед началом всех работ рекомендуется загнать автомобиль на яму или эстакаду.
- Откручиваем болты подрамника с двух сторон
- Откручиваем болт крепления подрамника, но не до конца, оставляем несколько витков с двух сторон
- Откручиваем болты крепления подрамника к выхлопной трубе.
- Оттягиваем вниз подрамник, для того чтобы предоставить доступ к болтам крепления рулевой рейки.
- Отключаем все блоки проводов от датчика АБС
- В салоне откручиваем болт крепления рулевой рейки к рулю.
- Теперь снимаем рулевые наконечники.
- Снимаем защиту картера, держится она на двух креплениях
- Откручиваем подушку от коробки передач
- Скидываем реактивную тягу
- Ослабляем болты на тяге для того, чтобы можно было легко завести и вытащить рулевую рейку
- Вытаскиваем рулевую рейку.
Ремонт (переборка) рулевой рейки на Форд Фокус (Ford Focus)
- На снятой с автомобиля рулевой рейки необходимо провести диагностику
- Затем снимаются шарниры рулевых тяг и сами рулевые тяги.
- Снимают регулировочную гайку прижима и пружину. Извлекают сам прижим штока.
- Разбирают распределитель. Снимают датчик угла поворота рулевого вала
- Извлекают гайку хвостовика распределителя
- Извлекают распределитель
- С него снимают стопорное кольцо, сальник и верхний подшипник
- Извлекают из рулевой рейки опору штока.
- Из опоры удаляют центрирующую втулку.
- Далее из корпуса извлекают шток, и правый сальник штока.
- Все детали рулевой рейки тщательно очищаются от пыли и грязи, оставшихся смазочных материалов.
- Затем на токарном станке, производится шлифовка поверхности рулевой рейки.
- Далее проводят шлифовку шеек распределителя
- При сборке все сальники и резиновые уплотнители рекомендуется заменить на новые. Собираем все в обратном порядке.
И так, еще один важный момент. Бывают случаи когда замена рулевой рейки, тяг, наконечников не обязательна. Но на СТО будут пугать вас как все на самом деле плохо и вам можно самостоятельно попробовать протянуть и отрегулировать рулевую рейку своими силами. Приступим:
Вся эта процедура с подготовкой занимает 20 минут, а стук 2 года мне мозги клепал, хотя в автосалоне сказали всё нормально. Им не выгодно её подтягивать это копеечная работа, а вот когда вы её раздолбите они Вам её с удовольствием поменяют, за кругленькую сумму. Гарантийный срок она и со стуком проходит.
Надежность рулевой рейки установлена фактами, но случаются ситуации, когда проблемы могут с этим узлом могут возникнуть. Рулевая рейка Ford S-max – важный контактный механизм, согласовывающий движение автомобиля Ford S-max и движение колес.
При этом осуществляется перемещение ведущей шестерни, напрямую связанной с рулевым колесом. А при вращении рулевого колеса рейка перемещается в заданном направлении и приводит в действие тяги механического рулевого привода.
По типу конструкция может быть механической, электрической и гидравлической. Проблемы с рулевым управлением, которые могут возникнуть, чаще всего начинаются со стуков и характерных подергиваний рулевого колеса. В этом случае, возможно, потребуется замена рулевой рейки автомобиля Ford S-max.
Никаких других решений данной проблемы нет! Восстановительные работы, предлагаемые в гараже, не решат проблем с этим узлом. Рулевая рейка Ford S-max выполняет роль связующего элемента, и не столько сложность конструкции, сколько возможность других нарушений имеет важное значение.
Опытные специалисты авто технического центра проводят качественную диагностику.
Если вращение руля становится затрудненным, одновременно появляется хруст, стуки и обнаружен люфт – потребуется замена втулок рулевого управления для авто Ford S-max. Эти комплектующие детали рейки очень важны.
Специалисты быстро определят, когда необходимо заменить втулки и уплотнительные кольца- процесс позволяет полностью решить проблему. Но если на поверхности вала обнаружена коррозия, необходимо будет провести зачистку при помощи шлифовального оборудования.
В необходимых случаях специалисты, применяя газотермический способ, решают проблему установки номинальных размеров отверстий для втулок. Все детали и комплектующие тщательно проверяются перед установкой. Диагностика Ford S-max – удобный способ для определения неисправностей сальников.
- Факт коррозии корпуса
- Неисправности внутренних частей
- Наличие зазора
- Факт неисправности крестовины.
Ответ один – необходима срочная замена рулевой рейки Ford S-max.
Все механизмы, работающие под нагрузкой, подвержены износу. Замена сальников потребуется при износе, и откладывать процесс не стоит. Износ приведет к нарушениям герметизации системы.
Почему нужен профессиональный подход? Специалисты применяют необходимое оборудование, демонтаж рулевой рейки и других элементов производят по правилам, проверяют крепления болтов и состояние всех клемм.
Любая установка рейки или других элементов систему управления автомобиля требуют четкое соблюдение гарантийного талона, чтобы не нарушить заводскую комплектацию.
Стоимость замены рулевой рейки Ford S-max незначительна, и не стоит объемов риска, которыми готовы пренебречь неопытные автовладельцы.
Кузовной ремонт автомобиля
- Кузовной ремонт капота
- Кузовной ремонт двери
- Кузовной ремонт багажника
- Восстановление геометрии кузова
- Ремонт сколов краски
- Кузовной ремонт автомобиля
- Ремонт АКПП
- Замена АКПП
- Ремонт КПП
- Замена КПП
- Замена раздатки
- Ремонт трансмиссии
- Замена полуоси
- Перепрессовка подшипника полуоси
- Замена амортизаторов
- Замена шаровой
- Замена верхнего рычага
- Ремонт ходовой части (подвески) автомобиля
- Замена масла в двигателе включая замену масляного фильт
- Замена масла в КПП
- Замена масла в АКПП включая замену масляного фильтра
- Замена масла в редукторах
- Замена воздушного фильтра
- Техническое обслуживание (ТО)
- Диагностика двигателя
- Диагностика АКПП
- Диагностика КПП
- Диагностика инжектора
- Диагностика раздатки
- Диагностика автомобиля
- Замена коллекторных прокладок
- Замена опоры двигателя
- Снятие и установка двигателя
- Замена прокладки клапанной крышки
- Замена ролика-натяжителя ремня привода
- Ремонт двигателя автомобиля
- Покраска двери
- Покраска крыла
- Покраска капота
- Покраска кузова
- Покраска деталей автомобиля
- Покраска автомобиля
- Снятие и установка стартера
- Снятие и установка генератора
- Считывание кодов неисправности
- Ремонт генератора
- Ремонт стартера
- Ремонт электрооборудования
- Заправка кондиционера
- Антибактериальная обработка
- Ремонт компрессора кондиционера
- Ремонт трубок кондиционера
- Ремонт шлангов кондиционера
- Ремонт кондиционеров
- Замена рулевой рейки
- Замена рулевого наконечника
- Замена рулевой тяги
- Ремонт насоса ГУР
- Замена насоса ГУР
- Ремонт рулевого управления
- Замена передних тормозных колодок
- Замена вакуумного усилителя
- Замена суппорта в сборе
- Переборка суппорта
- Прокачка тормозной системы
- Ремонт тормозной системы
- Замена топливной трубки (магистральной)
- Проверка давления в топливной системе
- Замена топливного насоса (электрического)
- Замена бензобака
- Замена топливного фильтра
- Ремонт топливной системы
- Замена патрубка
- Замена тосола с промывкой
- Замена вентилятора печки
- Замена датчика вентилятора
- Замена датчика температуры
- Ремонт системы охлаждения
- Замена задней части глушителя
- Замена средней части глушителя
- Замена приемной части глушителя
- Замена прокладки приемной трубы
- Замена одного хомута
- Ремонт выхлопной системы
- Ремонт одного колеса жгутом
- Очистка борта диска и герметизация
- Снятиеустановка колеса R13
- Снятиеустановка колеса R14
- Снятиеустановка колеса R15
- Услуги по шиномонтажу
- Полировка кузова
- Химчистка салона
- Мойка, химчистка, полировка
Наш менеджер перезвонит вам для уточнения удобного для вас время обслуживания, деталей работы и стоимости ремонта
Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.