Где стоят мозги на старой шкоде
Перейти к содержимому

Где стоят мозги на старой шкоде

  • автор:

Замена эбу, финал. И защита эбу от воды.

И так всем доброго времени суток, так получилось что не очень повезло с эбу на данном авто лично мне) родной мозг сгнил, и нужно было найти мозги за адекватные деньги, из того что я нашел на тот момент, это были от боры с иммо офф, собственно их и взял. Не устраивало в них то что они не выходили на диагностику. Далее купил эбу у равилкина, но минус их был в том что они были от авто с акпп а поменять их кодировку не представлялось возможным… Как ни пытался, какие коды не пытался вводить не менялась она и все, нужно было либо шить, либо перепаивать эпромку от первых мозгов…

Запчасти на фото: 06A906019BB. Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Теперь запасы эбу.

И вот тут наконец то удача, попадается эбу тот который нужен, спасибо большое remnevolt не знаю правда сколько провисело обьявление, но я как увидел его тот сразу их и купил) далее поехал в гости к remnevolt и забрал эбу.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1

Ну и конечно не терпелось их сразу поставить, поэтому взял с собой ноут и васю, что бы их сразу привязать. На все про все ушло 15 минут.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Замена Запчасти на фото: 06A906019. Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Финальные мозги Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Все готово, привязка прошла успешно и просто.

И еще правда забыл сделать фото у себя, поэтому сделал фото доработки у друга на авто, суть такая что на октавиях со временем место стыка жабо может протекать тем самым вода начнет попадать на эбу, что бы избежать в дальнейшем проблем, делается защитный кожух из пятилитровой обычной канистры.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Тут видна доработка Фото в бортжурнале Skoda Octavia Mk1 Ноу хау, просто, дешево, сердито, и работает ������ кстати такая проблема с эбу как я понял только у эбу simos у тех у кого моторы akl, aee, aeh

Иммобилайзер 4, замена блока управления двигателем.

Определение VIN-номера (ECU) & ID/Challenge-иммобилайзера

[Выбор]
[01 — Двигатель]
[Блоки измерений — 08]
Выбрать блок 081.
[Go!]
Первое 17-значное число — VIN. Второе 14-значное число — Immo-ID (может не поддерживаться некоторыми моделями).
[Готово, назад]

На моделях, которые не поддерживают IMMO-ID, необходимо использовать IMMO-Challenge.
[Advanced ID — 1A]
Посмотрите текущее значение поля IMMO-Challenge. Имейте в виду, что данное значение изменяется при каждом цикле включения/выключения зажигания!
[Закрыть контроллер, назад — 06]

Определение VIN-номера (приборная панель) & ID/Challenge-иммобилайзера

[Выбор]
[25 — Иммобилайзер]
[Блоки измерений — 08]
Выбрать блок 081.
[Go!]
Первое 17-значное число — VIN. Второе 14-значное число — Immo-ID (может не поддерживаться некоторыми моделями).
[Готово, назад]

На моделях, которые не поддерживают IMMO-ID, необходимо использовать IMMO-Challenge.
[Advanced ID — 1A]
Посмотрите текущее значение поля IMMO-Challenge. Имейте в виду, что данное значение изменяется при каждом цикле включения/выключения зажигания!
[Закрыть контроллер, назад — 06]

Замена блока управления двигателем (ECU), прошивка блока (б/у блок ECU)

Предварительные требования:

  • Новый (б/у) блок установлен на автомобиль.
  • Напряжение бортовой сети минимум 12.5 V.
  • Все необходимые значения кодировок и адаптаций записаны со старого блока в рабочий (б/у).
  • .Убедитесь в том, что у вас есть оба значения PIN, со старого блока и замененного (б/у).

[Выбор]
[01 — Двигатель]

[Security Access — 16]
Для данной процедуры используйте PIN-код от нового б/у блока..

  • 4/5-значный PIN
    • PIN должен быть введен, как 5-значное число в поле Нового Значения. Например, если у вас PIN 1234, введите 01234.

    [Do it!]

    • Приборная панель теперь должна показывать, что адаптация иммобилайзера активна. Подождите, пока не будет показано, что иммобилайзер активен — может занять до 2 минут.

    [Адаптация — 10]
    Введите 050 в «Номер канала».
    [Прочитать]
    Для данной процедуры используйте PIN-код от старого оригинального блока.

    • 4/5-значный PIN
      • PIN должен быть введен, как 5-значное число в поле Нового Значения. Например, если у вас PIN 1234, введите 01234.

      [Тест]
      Check the 1st measuring value.
      [Сохранить]
      [Готово, назад]
      [Закрыть контроллер, назад — 06]

      • Выключите зажигание на 1 минуту, затем включите зажигание.
      • Убедитесь, что замененный б/у блок показывает VIN и (если поддерживается) IMMO-ID вашего автомобиля.

      Замена блока управления двигателем (ECU), прошивка блока (новый блок ECU)

      Предварительные требования:

      • Новый (б/у) блок установлен на автомобиль.
      • Напряжение бортовой сети минимум 12.5 V.
      • Все необходимые значения кодировок и адаптаций записаны со старого блока в рабочий (б/у).
      • .Убедитесь в том, что у вас есть оба значения PIN, со старого блока и замененного (б/у).

      [Выбор]
      [01 — Двигатель]
      [Адаптация — 10]
      Введите 050 в «Номер канала».
      [Прочитать]
      Для данной процедуры используйте PIN-код автомобиля.

      • 4/5-значный PIN
        • PIN должен быть введен, как 5-значное число в поле Нового Значения. Например, если у вас PIN 1234, введите 01234.

        [Тест]
        Проверьте первое измеряемое значение.
        [Сохранить]
        [Готово, назад]
        [Закрыть контроллер, назад — 06]

        Skoda Octavia I 1.6L (Simos 3.3). Чип-тюнинг

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Внешний вид автомобиля

        Skoda Octavia I 1.6L 2009 года выпуска приехал в наш сервис на диагностику. На панели приборов горел индикатор CHECK ENGINE.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Индикатор неисправности в системе управления двигателя

        Диагностика автомобиля Skoda Octavia I

        Подключили диагностический прибор.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Диагностика ЭБУ двигателя с помощью VAG-COM

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Коды ошибок в ЭБУ двигателя

        • 17831 — Ряд 1, система ускоренного прогрева катализаторов (P1423 — 35-00 — Сл. низкая пропускная способность)
        • 16514 — О2 (Лямбда) Ряд 1-зонд 1 (P0130 — 35-10 — Неисправность в электрической цепи — Непостоянно)

        И та и другая ошибка известные проблемы этих моторов. Поэтому было решено, что вторую, при дальнейшем проявлении будем решать традиционным методом. А от неисправности Системы Вторичного Воздуха (СВВ) будем избавляться раз и навсегда, прошивкой с понижением норм токсичности до ЕВРО2 и физическим удалением не нужных, после перепрошивки, элементов системы.

        Итак, была выбрана прошивка от АРС ADACT:

        • Оптимизированная эластичная версия под нормы ЕВРО2. Позволяет полное удаление КК (катализатора), ДК2 (второго датчика кислорода), ЕГР (система рециркуляции отработавших газов) и СВВ (система вторичного воздуха).

        Снятие блока управления двигателя в автомобиле Skoda Octavia I

        Осталось найти, где находится ЭБУ двигателя и поменять в нём программу. Открываем ELSA.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - ELSA информация

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - ELSA, снятие ЭБУ двигателя

        Блок управления двигателя у этого автомобиля находится за водонепроницаемым кожухом, в районе стеклоочистителей лобового стекла.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - ELSA, снятие стеклоочистителей лобового стекла

        Skoda Octavia I 1.6L - двигатель BFQ

        . откручиваем дворники, снимаем защитный кожух и перед нами моторник.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - расположение ЭБУ двигателя

        Вид установленного в автомобиле ЭБУ двигателя

        Как нам раньше «говорил» VAG-COM и страницы ELSA, блок управления двигателя, в этом автомобиле, Simens Simos 3.3 .

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a внешний вид

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a, 06A 906 033 DM

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a вид платы

        Подключение к блоку Simos 3.3

        Внутри блока проц: Infineon SAK-C167CR-LM и флеш: AM29F400BB.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a процессор C167x

        Судя по форумам, с этим блоком прекрасно работает Combiloader в BSL-режиме. Находим Boot pin, это 104-ая ножка процессора (в справке к Combiloader‘у есть информация).

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a Boot Pin

        Теперь нужно разобраться с питанием блока и диагностической линией.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a разъёмы блока управления

        Распиновка разъёмов блока управления Siemens Simos 3.3 — Скачать (формат *.pdf)

        Снова заглядываем в ELSA.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a ELSA +12V

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a GND

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a K-LINE

        Питание +12В — 3-ий пин в большом разъёме, масса — 1-ый пин в большом разъёме и к-линия диагностики — 17-ый пин в том же разъёме.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a подключение к блоку

        Процесс чип-тюнинга автомобиля Skoda Octavia I. Чтение и запись прошивки

        Пробуем считать прошивку в BSL-режиме, модулем C16x(+T) — неудачно.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a, Combiloader чтение модулем C16x(+T)

        Пробуем считать прошивку в BSL-режиме, модулем C16x.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a, Combiloader чтение модулем C16x

        . операция завершена успешно.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a, Combiloader чтение завершено

        Что и где можно увидеть в прошивке блока Simos 3.3.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a содержимое прошивки

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a содержимое прошивки

        Скачиваем нужную нам, модифицированную прошивку и «заливаем» её в ЭБУ.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a запись модифицированной прошивки

        Запись завершена, собираем блок и ставим его на место.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Siemens Simos 3.3.a запись новой прошивки прошла успешно

        Результаты чип-тюнинга Skoda Octavia 1.6L

        • В электронный блок управления двигателя загружена оптимизированная, эластичная версия прошивки, с нормами токсичности ЕВРО2.
        • Загруженная версия прошивки позволяет полное удаление каталитического нейтрализатора, второго датчика кислорода, элементов системы ЕГР и системы ВВ. А также исключает возникновение ошибок, связанных с этими системами, в частности, ошибки 17831.

        Работы были проведены с использованием программного обеспечения производства АРС ADACT, поэтому сертификат отправляется клиенту.

        Skoda Octavia I 1.6L (BFQ) - Сертификат подлинности прошивки

        Записаться на ремонт и задать вопросы по данному материалу, вы можете на странице Контакты.

        Наши новости

        Наш автосервис становится официальным Партнером ООО «АРС АДАКТ».

        Наш автосервис прошёл сертификацию и получил допуск к установке, ремонту и обслуживанию отопителей WEBASTO (Вебасто).

        Где стоят мозги на старой шкоде

        Снятие и установка электронного блока управления двигателем Skoda Octavia

        Электронный блок управления двигателем расположен под крышкой короба воздухопритока Шкода Октавия.
        1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

        2. Снимите крышку короба воздухопритока.

        3. Отожмите фиксатор, удерживающий ЭБУ в кронштейне.

        4. . и выдвиньте ЭБУ из кронштейна.

        5. Извлеките ЭБУ из места установки.

        6. Нажмите на фиксатор.

        7. . и выдвиньте запорную планку из колодки (при этом соединение ослабнет).

        8. Отсоедините колодку жгута проводов от разъема ЭБУ.
        9. Аналогично снимите вторую колодку жгута проводов.
        ПРИМЕЧАНИЕ

        Так выглядит электронный блок управления двигателем.
        10. Установите блок управления двигателем в порядке, обратном снятию.

        См. также: Замена свечей зажигания Шкода Октавия. Снятие и установка модуля зажигания.

        "Дунем, плюнем и склеим скотчем" или "Снятие ЭБУ на Skoda Octavia A5FL"

        Ну что сказать, как то холодным зимним вечером этого года я расчиповал своего коня… признаю, был дураком, сказались 2 недели морозов под "-35".
        Сейчас лето, солнышко пригрело и разум взял свое , собрал чемоданы и с криками "Валим с этой хаты!" покинул меня, и я решил ещё раз его прошить. Хвала Рево-богам, перескоки "чип-сток-чип" у них бесплатны, но только один раз. В общем решение принято, осталось только его реализовать. Как обычно есть 2 варианта:
        1. Ехать в Тьмутаракань (да да, Казанцы, для меня это именно таки выглядит :)))) );
        2. Снимать блок и слать его лесом автобусом туда куда самому ехать не охота.

        Учитывая, что "1" вариант я уже пробовал то он уже не интересен. Соответственно вариант "2"…

        Начну с того, что ковыряние моего авто не то что бы хобби, лезу я туда только по необходимости и желательно не сам, а тут "ковыряние от ЛЕНИ" и полез я сам…
        Видимо не последнюю роль в этом сыграло то, что за день до этого я сам сменил дисплей в LG G2 (жена и асфальт поспособствовали развитию кружка УМЕЛЫЕ РУЧКИ)

        Как всякий разумный человек я для начала решил почитать что и как, но выяснилось, что ни видосов на ютьюбе ни конкретных записей о снятии блока нет. "Фигово." — подумал я.
        Ну что ж, собрав волю в кулак и побрызгав святой водой на свои ручонки (запасся ещё с зимы, ну так, вдруг полезу ЭБУ снимать… :)) я побрел в гараж.

        Собственно я знал одно, он находится под лобовиком и доступ к нему со стороны движка. Ну и да, поговаривают там не все так просто со снятием, но об этом потом…

        Погнали!
        1. Перед всякими манипуляциями которые могут привести к плохому я советую снять клемму с аккумулятора (головка на 10 и хорошее настроение — все что для этого нужно).
        2. Стягиваем резиновый уплотнитель со стороны лобового стекла

        3. Тут мы понимаем, что нужно снять пластиковый фартук, чтоб залезть под стекло. А снять мы его не можем, т.к. дворники мешают. Походили, поглядели и поняли: снимаем заглушку с фиксирующей гайки (на заглушке есть небольшое углубление под отвертку, но к ней все равно не удобно подбираться, так что прямая отвертка и вперед!).
        Все, заглушки сняли, гайку открутили и снимаем…снимаем…СНИМАЕМ… Блин, во я дурак, там же ответный болт сделан "на конус" и тянуть не надо, надо расшатать и они сами снимутся

        4. Снимаем верхний пластик. У него одна особенность — снять полностью его нельзя (там трубки с омывайком к форсункам идут), да и не зачем. Плюс край который возле лобовика входит в паз резинового уплотнителя стекла, так что начинаем отдирать с любого края и далее к центру. Некоторые рекомендуют использовать инструмент для разборки салона (ну лопатки там всякие пластиковые, но я и так отодрал. ВАНДАЛ).

        5. Тут нас начинает разбирать интерес, далеко ещё?
        Нет не далеко

        Вот он, красавчик, лежит в пластиковом поддоне, ждет моего прихода :)))
        Из поддона вынимается довольно просто (он там зажат небольшими стопорами по периметру)

        Доставать его неудобно в том плане, что мешает небольшая металлическая перегородка, которая держится на 2 болтах под звездочку. Её собственно тоже откручиваем и немного отгибаем.

        И тут нас встречает два НО: 1. высунуть блок из под стекла можно совсем немного 2. Этого немного как раз хватает что бы СПИЛИТЬ болты. Да да, я много газ слышал про срывные болты, но ни разу их не видел

        Многие говорят, что это ВАГ борется с тюнерами, а по мне так это он усложняет жизнь угонщикам.
        Ну да ладно. Т.к. в гараж я пришел с ключами и отвертками, то весь позитив разбился об "срывную головку" двух болтов. Ну поглядел я на них, покрутил в голове что делать и побрел обратно, на хаус.
        В тот же вечер был звонок в kazan@revo-technik с вопросом "ЧЁ делать то?", на что Андрюха мне спокойно ответил "Пилите, Шура, пилите…". Ну что, вектор задан, будем работать.

        С утра, пораскинув мозгами и вспоминая вечерний разговор, я отправился за инструментом (ну не держу я дома колюще-режущие :)) И в итоге была прикупленна вот такая штуковина

        Ну и как обычно, на позитиве, я отправился в гараж.
        Идея была такова: сделать шлифмашинкой насечку на стержне болта и прямой отверткой его выкрутить. НО… в общем пилил я пили, старался старался, а он "не золотой" оказался :))) Ну реально, не получилось у меня все сделать ровно и аккуратно. Завидев такую кривизну своих рук я решил не мучить ни себя ни машину и припер ещё инструмент.

        Грубая мужская сила, шлифмашинка и желание уже со всем этим покончить дали незамедлительный результат

        На "поясе верности" имеется небольшая защелка посередине и направляющий стерженек

        Ну усё, блок извлекли. Теперь бегом на вокзал, на отправку.

        В итоге, утром отправил, на следующий день вечером получил.

        Собирается все в обратном порядке. Единственно не нашел я новых срывных болтов, пришлось обычные крутить. Если кто знает где найти, вы маякните.

        Как обычно обратный путь всегда быстрее. Собрал, завел, заглох. Да да, и такое бывает. Я когда расчиповывался тоже такое было. Как и в тот раз я опять завелся и пару раз несильно так погазовал и все нормализовалось.

        Ощущения от чипа расписывать не буду и так много кто слюнями мониторы уже уделывал. Но хочу отметить, что после этого я неделю с машины не слазил, даже мусор в соседний двор ездил выкидывать, а потом ещё кружок :))))

        Эбу двигателя что это

        ЭБУ расшифровывается как электронный блок управления. Это небольшая электронная плата, отвечающая за сбор и обработку различной информации о состоянии машины. Если двигатель можно назвать сердцем, то ЭБУ, без сомнения, мозг. Также это устройство называют «контроллером». Информация о скорости, температуре двигателя и снаружи, уровне кислорода и пр. поступает в ЭБУ от датчиков. Из него же исходят команды для системы зажигания, коробки передач (для автомата), ABS, топливного насоса, управления светом и других систем.

        Как работает ЭБУ

        Схема работы ЭБУ

        Для того чтобы понять, что такое ЭБУ в автомобиле, для начала нужно разобраться с тем, как данная система работает. В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:

        • Температура мотора и окружающей среды,
        • Данные о подаче кислорода и топлива,
        • Датчик скорости,
        • Датчик холостого хода,
        • Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности,
        • Информация о состоянии коленвала (или коленвалов)
        • Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа
        • Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы
        • Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля,
        • Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.

        Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. Добавляются, например, данные о состоянии пневматической подвески у внедорожника и пр.

        По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:

        • Впрыск инжекторов,
        • Подача воздуха и всю система зажигания,
        • Управление газораспределением,
        • Состав выхлопных газов,
        • Управление автоматической КП
        • Поддержание нужного значения температуры,
        • Всю осветительную систему, внутреннюю и наружную,
        • Подогрев, кондиционер,
        • Стеклоподъемники и прочее.

        Как выглядит ЭБУ

        Электронный блок управления (со снятой крышкой)

        Это электронная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал оболочки зависит от места нахождения блока. Если он располагается в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а если под капотом машины – то в металлическом. Из контроллера наружу выходят пара разъемов под CAN шины. Иногда имеется дополнительный разъем для удобства диагностики и перепрошивки.

        Внутри ЭБУ устроен как мини компьютер, плата блока управления состоит из запоминающих устройств, а именно:

        • ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
        • ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
        • ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.

        Функциональные микросхемы ЭБУ получают данные о состоянии и автомобиля, производят их анализ и отправляют текущие команды на исполняющие устройства. Контрольные составляющие ЭБУ – это модули, которые обнаруживают и анализируют ошибки. Они выдают ошибку на дисплей («Check Engine» или другое оповещение), или блокируют запуск мотора.

        ЭБУ легко опознать по двум шлейфам, подсоединенным к нему. Если блок электронного управления расположен под капотом, то рядом с блоком предохранителей или с аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно под панелью, либо под задним диваном. Есть модели автомобилей, в которых блок электронного управления расположен даже в багажнике.

        Читайте также: Что такое ДМРВ и лямбда-зонд , а также как данные датчики взаимодействуют с ЭБУ.

        Неисправности и ремонт ЭБУ

        Поврежденный чип на плате ЭБУ

        ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:

        • Если машина не запускается или плохо управляется,
        • Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
        • На дисплей постоянно выдаются ошибки,
        • Происходят сбои в работе двигателя.

        Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.

        Блок управления – весьма дорогой узел автомобиля. Его стоимость для «народных» иномарок составляет 300 — 500 долл. Прежде чем покупать новый блок, покажите старый хорошему эксперту. Если микросхема «выгорела» или корродировала лишь частично, наверняка (с вероятностью 80%) можно восстановить работоспособность и проездить на ней еще какое-то время.

        Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:

        1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
        2. Отсоедините два входящих шлейфа,
        3. Открутите болты крепления.

        Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.

        Читайте также: Что такое ESP и как данная система работает в связке с Электронным Блоком Управления.

        Видео об ЭБУ

        Современный автомобиль – сложный агрегат, состоящий из набора компонентов, среди которых много электроники. Для нормального функционирования автомашины требуется слаженная работа компонентов по заданным алгоритмам. Обеспечивает синхронную и правильную работу электронный блок управления(ЭБУ) – узел, которым оснащены многие компоненты автомобиля.

        Общее определение

        Под электронным блоком управления подразумевают любую систему на микропроцессоре, которая отвечает за работу той или иной электрической компоненты автомобиля (или нескольких подсистем). Часто в англоязычной литературе встречается термин ECU, что расшифровывается как Electronic Control Unit.

        Выделяют виды блоков:

        • просто ECU – управляющий любой подсистемой ЭБУ, кроме двигателя;
        • ECM – модуль, отвечающий за двигатель (по-английски Engine Control Module);
        • объединенный моторно-трансмиссионный ЭБУ, управляющий и КПП, и двигателем;
        • систему управления тормозами;
        • блок управления автоматической коробкой передач;
        • ЭБУ контроля подвески;
        • центральный ЭБУ управления и блок синхронизации;
        • главный ЭБУ;
        • и пр.

        Всего контроллеров в современном продвинутом автомобиле, оснащенном по последнему слову инженерной техники, бывает до 80, и более. Все вместе ЭБУ составляют единую систему – автомобильный компьютер.

        Важным элементом ЭБУ является его программное обеспечение («прошивка»). Она отвечает за логику работы компонентов, и модификация прошивки ЭБУ способна существенно изменить эксплуатационные характеристики машины. Это часто используется любителями тюнинга и гонщиками, программно усиливающими те или иные стороны своего «железного коня» – оптимизирующими расход топлива, параметры разгона, и многое другое.

        Модуль контроля двигателя

        Его можно назвать одним из главных, поскольку этот электронный блок отвечает за сердце машины – ее мотор. ЭБУ получает информацию со множества датчиков, анализирует ее, основываясь на заложенных в прошивку алгоритмах, и посылает соответствующие сигналы на различные исполнительные устройства.

        ЭБУ двигателя обменивается с другими элементами внутренней системы автомобиля по шине, называемойCAN (CANbus), объединяющей всю электронную начинку транспортного средства в сеть. Основные блоки, с которыми «общается» ЭБУ мотора:

        • АКПП;
        • антиблокировочная (ABS) система;
        • стабилизирующие системы;
        • тормоза;
        • блок обеспечения безопасности;
        • модуль курсовой устойчивости;
        • круиз-контроль;
        • климатическая установка.

        Основные задачи ЭБУ двигателя:

        • управление процессом зажигания;
        • если двигатель инжекторный, то и управление системой впрыска;
        • контроль за газораспределением мотора;
        • слежение за датчиком дроссельной заслонки;
        • поддержание целевой температуры в охлаждающей системе;
        • анализ состава отработанных газов и контроль подсистемы рециркуляции таковых.

        На датчики ЭБУ приходят данные с датчиков коленвала, сообщающие его частоту вращения и текущее положение. Блок считывает скорость автомобиля, параметры напряжения тока в бортовой электросети, и множество другой информации. В ЭБУ встроена система самодиагностики, которая зажигает сигнал CheckEngine на приборной панели в случае неполадок. Параллельно с этим в память ЭБУ записывается код обнаруженной ошибки, который в дальнейшем можно считать через сервисный разъем с помощью специального устройства и ПО. Это помогает определить неполадку.

        На современных автомобилях часто используется диагностический универсальный разъем OBD2:

        К нему подключается любое устройство, работающее по этому протоколу и умеющее «читать» данные из памяти.

        Устройство ЭБУ двигателя

        Технически данный ЭБ состоит из платы с распаянным на ней процессором и модулем памяти. Плата ЭБУ заключена в корпус из металла или пластика. На плате имеются выведенные через корпус разъемы, связывающие ЭБУ с системами автомобиля и позволяющие подключиться диагностическим приборам. В инструкции к машине всегда приводится расположение ЭБУ: обычно это место за бардачком, подкапотное пространство, или внутри переднего торпедо.

        У ЭБУ на борту есть три вида запоминающих устройств (ЗУ):

        • ППЗУ – программируемая постоянная память. В ней содержится код прошивки и параметры, по которым работает силовая установка;
        • ОЗУ – ЗУ оперативное, иначе «оперативная память» ЭБУ. Она энергозависима, в ней хранятся временные сведения;
        • ЭРПЗУ. Электрически программируемое ЗУ хранит некоторые данные – коды блокировки, ключи доступа, сведения о расходе топлива, пробеге и периоде работы мотора.

        Прошивка ЭБУ делится на контрольную часть и функциональную. Первая проверяет приходящие на блок сигналы и, если обнаружены неверные значения, корректирует их или блокирует двигатель, предотвращая поломку. Вторая принимает данные, обрабатывает их и отправляет результат от ЭБУ в виде импульсов на нужные устройства.

        Схема работы ЭБУ мотора:

        Иногда блок перепрограммируют. Это делают в целях чип-тюнинга, чтобы снимать больше мощности с двигателя и улучшить другие его параметры. Чип-тюнинг ЭБУ требует знания специальных протоколов доступа и наличия сертифицированного ПО. Информацию о внутреннем устройстве своих электронных блоков автоконцерны выдают публике крайне неохотно, поэтому чип-тюнинг может обойтись дорого: обладатели информации знают ей цену.

        Неполадки и ремонт

        ЭБУ двигателя выходит из строя из-за физических повреждений или некорректно настроенного программного обеспечения. Если блок «барахлит», мощность двигателя упадет, водитель будет ощущать «просадки», высокий расход топлива и другие симптомы, а иногда мотор и вовсе отказывается заводиться. На панели будет гореть индикатор Check Engine, появляющийся даже после сброса ошибок ЭБУ.

        Неисправности ЭБУ возникают по причинам:

        • внешнее воздействие на ЭБУ – попадание влаги и влияние коррозии, сильные удары, постоянная существенная вибрация, перегрев из-за выхода охлаждения платы из строя;
        • электрические причины – короткое замыкание, возникновение перегрузки в бортовой сети авто.
        • ЭБУ – сложное и дорогое устройство, замена или ремонт его недешевы. Для установки нового модуля его придется подбирать для конкретного автомобиля, чтобы ЭБУ подходил под все параметры. А после подбора и установки модуль придется правильно настроить, чтобы гарантировать исправную работу всех подконтрольных ему систем.

        Блок управления АКПП

        Автоматическая коробка передач – агрегат весьма сложный и высокотехнологичный, в управлении им задействована электроника, ориентирующаяся на сигналы различных датчиков. Они передают информацию ЭБУ АКПП, прошитое в блок программное обеспечение обрабатывает их и шлет сигналы для изменения режима работы коробки.

        Как и ЭБУ двигателя, соответствующий модуль коробки – плата с процессором, устройством памяти и портами ввода-вывода:

        Функции и задачи ЭБУ коробки

        ЭБУ отвечает за исполнение нескольких задач:

        • контроль режимов коробки и переключение таковых при необходимости;
        • диагностика системы;
        • запоминание ошибок для дальнейшего разбора проблемы и ремонта.

        ЭБУ, как правило, монтируется в собственном корпусе:

        Местоположение ЭБУ

        Блок управления автоматической коробкой может располагаться:

        • непосредственно в корпусе АКПП;
        • вне таковой.

        Первый вариант позволяет существенно уменьшить количество проводки в автомобиле, поскольку меньше проводных «жгутов» идет от электронного мозга ЭБУ к датчикам. Но есть и минусы:

        • тяжелый температурный режим. Коробка в процессе работы существенно нагревается, что негативно влияет на тонкую электронную начинку платы контроллера ЭБУ;
        • затруднения при ремонте: любая операция с ЭБУ требует разбора коробки, что делает ремонт сложнее и дороже.

        Пример локации ЭБУ внутри коробки:

        Внешнее расположение ЭБУ лишено недостатков внутреннего: не такие высокие температуры, можно дополнительно защитить ЭБУ от влаги и прочих негативных воздействий. Кроме того, облегчается доступ к блоку для сервисно-ремонтных операций, и у инженеров есть возможность расположить ЭБУ удобным образом

        Но есть и минус: при такой компоновке ЭБУ приходится протягивать длинные жгуты проводов, чтобы связать воедино ЭБУ, датчики и сервоприводы.

        Неисправности ЭБУ

        Наиболее частая причина поломки управляющего модуля АКПП:

        • сильный удар по коробке (трескается плата ЭБУ, процессор или чип памяти);
        • вибрационные воздействия;
        • высокая температура;
        • скачки напряжения в бортовой сети;
        • коррозия под воздействием влаги.

        Неисправность электроники коробки приводят к неправильному переключению передач или ситуации, когда АКПП переходит в аварийный режим, работая только на одной передаче (обычно на третьей). Если есть любые подозрения насчет исправности ЭБУ коробки, следует как можно скорее обратиться в специализированный сервис.

        Важно: двигаться на неисправной АКПП категорически не рекомендуется! Это может привести к повреждениям не только ЭБУ, но и механической части коробки. Везти авто в сервис следует на эвакуаторе.

        Диагностика неисправного ЭБУ коробки проводится специальным оборудованием. Обычно неисправный ЭБУ стараются просто заменить, поскольку если перепаять сгоревшие конденсаторы еще относительно просто, но замена микросхем ЭБУ – операция трудоемкая, при этом подходящий чип еще нужно найти. Поэтому часто лучший вариант – замена ЭБУ, такой шаг полностью решит проблемы с коробкой и вернет ей работоспособность.

        Еще один важный момент – чинить ЭБУ коробки (и любое в принципе) должен только знающий специалист. Услуги по ремонту АКПП предлагают многие «гаражные» сервисы, но они не способны гарантировать качество услуги, и после их вмешательства коробка способна «умереть» окончательно.

        Прочие виды ЭБУ

        Остальные контрольные блоки, управляющие другими электронными системами (круиз-контроль, модуль управления тормозами, освещение и пр.), работают по схожим принципам и подвержены аналогичным неисправностям.

        Важно следить за состоянием электроники и ЭБУ автомобиля, обслуживать их и своевременно обращаться за ремонтом при неполадках: это обеспечит бесперебойную и слаженную работу всех систем авто.

        Современные автомобили всё больше напоминают сплошное переплетение из проводов, датчиков и всевозможных компьютеров. Машина переполнена электроникой. Можно бесконечно долго спорить на тему того, плохо это или всё же хорошо.

        Здесь куда важнее разобраться с устройством, которое фактически руководит и контролирует работу всей электронной начинки автотранспортного средства. И тут речь идёт об электронном блоке управления, либо просто ЭБУ.

        Про эту аббревиатуру не слышал разве что самый ленивый человек, который совершенно не интересуется автомобилями и никогда не вникал в суть их устройства, но таких найдутся единицы. Большинство знает об этом блоке. Если быть точнее, то о его существовании. Но при этом мало представляют себе суть ЭБУ, его функции, возможности и даже расположение в конструкции автомобиля.

        Что контролирует

        Для всех расшифровка стала уже вполне понятной и известной. Понять смысл устройства стало куда проще даже после этого шага. Теперь вы знаете, что это за аббревиатура и как расшифровывается рассматриваемый нами ЭБУ. Довольно часто используется только аббревиатура в технической документации, поскольку автомобилистам нет смысла каждый раз напоминать её значение. ЭБУ можно называть коротко с помощью аббревиатуры, использовать полное понятие электронного блока управления, либо просто контроллер. Суть от этого никак не изменится. Куда важнее узнать, что же такое этот ЭБУ и где он находится в автомобиле.

        Двигатель автомобиля, контролируемый ЭБУ

        Фактически блок является мозгами современного автомобиля, без которого мы бы получили груду металла со всевозможными датчиками, проводами и электронными устройствами, никак не связанными друг с другом.

        ЭБУ практически постоянно находится в режиме работы, поскольку на него поступает огромный объём информации от всевозможных датчиков. Эти данные блок обрабатывает, используя предусмотренные в его программе алгоритмы, после чего отправляет командные сигналы на так называемые исполнительные устройства. Блок заставляет в соответствующем режиме работать насосы, системы зажигания, форсунки и многое другое.

        В итоге получается так, что блок выступает в качестве руководителя для всех предусмотренных в автотранспортном средстве электронных процессов. А это от элементарной работы фар до управления системами безопасности.

        Есть достаточно обширный перечень датчиков, с которых информация сначала идёт на наш ЭБУ, а затем, проходя обработку, сам блок отправляет команды на исполнительные устройства, в зависимости от результатов анализа полученных сведений.

        Среди основных датчиков, которые зависят от контроллера, можно выделить несколько. Они отвечают за:

        • температуру мотора;
        • холостой ход;
        • подачу горючего;
        • подачу кислорода;
        • температуру окружающей среды;
        • антиблокировочную систему;
        • систему стабилизации;
        • антизанос;
        • скорость;
        • текущее положение заслонки дросселя;
        • уровень нажатия педали акселератора;
        • коленвал;
        • тормозную систему;
        • уровень ОЖ;
        • уровень тормозной жидкости;
        • напряжение в бортовой сети;
        • гидроусилитель;
        • электроусилитель руля;
        • кондиционер;
        • отопление и пр.

        Но тут перечислен только базовый набор, который есть практически на каждом современном автотранспортном средстве. На более продвинутых машинах в богатой комплектации список значительно увеличивается.

        Обработав полученную информацию, контроллер или мозг автомобиля отправляет команды различным исполнительным узлам, системам и механизмам. Это позволяет внести изменения в работу:

        • дроссельной заслонки;
        • системы подачи воздуха;
        • зажигания;
        • фаз газораспределения;
        • системы кондиционирования;
        • выхлопной системы;
        • освещения;
        • стеклоподъёмников;
        • подогрева;
        • АКПП и пр.

        Но и тут речь идёт исключительно о минимальном наборе, характерном для базовой комплектации недорогой иномарки. Увеличьте комплектацию или купите более современных и продвинутый автомобиль с большим количеством электроники, и ЭБУ будет посылать команды целому ряду дополнительных систем, механизмов и устройств.

        Для многих это удивительно, что один небольшой блок выполняет столь сложную работу. Причём делает это постоянно, без перерывов, одновременно обрабатывая огромный объём информации.

        Из-за широких функций и возможностей некоторые полагают, что ЭБУ должен выглядеть как компьютер, ноутбук или планшет, обладать внушительными размерами. Исключением можно назвать лишь отсутствие экрана. Но в действительности все поражаются ещё больше, видя реальный форм-фактор этого управляющего блока.

        Как выглядит

        Фактически вы уже знаете, что такое ЭБУ в любой современной машине. Это контрольно-командный центр всего автотранспортного средства. Вся используемая электроника завязана на одном блоке. Она обязана отчитываться перед ЭБУ ежесекундно и порой даже чаще. При этом сам контроллер, анализируя полученные данные, может корректировать работу систем и всей машины, передавая необходимые командные сигналы к исполнительным устройствам.

        Внешник вид ЭБУ двигателя Бош

        Теперь стоит взглянуть на блок просто как на составляющий элемент автомобиля. Это небольшое устройство, которое заключено в специальный корпус. В качестве материала для корпуса используется пластик или металл, чаще всего алюминий из-за его неподверженности коррозии.

        Корпус устанавливается в разных местах, в зависимости от конкретной марки и модели. При этом от расположения зависит сам материал корпуса ЭБУ. Если инженеры решили установить его в салоне, тогда применяется пластик и прочный полимер, поскольку угрозы быстрого износа и повреждения нет. Когда ЭБУ располагают в подкапотном пространстве, тут лучше применять металл.

        Внутри этого корпуса располагается плата. Она и есть тот самый контроллер или управляющий блок. Наружу выходят разъёмы в количестве 2 штук. Адаптированы эти разъёмы под шины типа CAN. Через них происходит соединение со всеми проводами от датчиков и устройств в авто.

        Дополнительно на большинстве ЭБУ есть разъём для подключения диагностического оборудования. С его помощью чистятся мозги блока, меняется программное обеспечение, восстанавливаются базовые настройки, удаляются ошибки и пр.

        Проведение диагностики блока управления

        Активная работа блока приводит к его активному нагреву. Чтобы отвести тепло, инженеры предусмотрели наличие специальных оребрений. Это похоже на радиатор охлаждения процессоров, которые применяются в компьютерах и ноутбуках.

        Сняв с автомобиля этот блок управления, вы увидите перед собой коробочку компактных размеров. Примерные параметры составляют 30х30 мм при толщине не более 70 мм. Хотя блоки бывают разными, в зависимости от года выпуска, конкретного автомобиля и автопроизводителя.

        Внутренняя начинка

        С коробкой разобрались. Теперь ведь интересно заглянуть внутрь. Под оболочкой, выполняющей роль кожуха и защиты, скрывается плата внушительных размеров. Во многом напоминает те платы, которые вмонтированы в системный блок обычного персонального компьютера.

        Плата электронного блока управления двигателем

        Вдаваться в подробности устройства платы ЭБУ не имеет смысла. Тут важно знать, что она включает в себя 2 ключевых узла. Это память и программное обеспечение.

        Причём память здесь есть 3 типов:

        • Постоянно запоминающее программируемое устройство или просто ППЗУ. Она служит для закладки различных программ и функций для работы силового агрегата;
        • Оперативное запоминающее устройство, либо же сокращённо ОЗУ. Этот отдел памяти блока необходим для осуществления работы с промежуточной информацией. Фактически здесь данные обрабатываются в режиме реального времени;
        • Последней частью памяти является ЭРПЗУ. Также запоминающее устройство, которое называют электронным репрограммируемым. Хранит временную информацию в виде кодов доступа, блокировки, пробега, расхода топлива и пр.

        Следующим разделом платы блока управления выступает программное обеспечение. Его делят на 2 типа:

        • Наиболее важным считается функциональное ПО. Сюда приходит различная информация со всевозможных датчиков. ПО анализирует данные и отправляет затем команды на исполнение;
        • Другим типом памяти выступают модули или контрольные микросхемы. Нужно для контроля полученной информации и проверки на предмет ошибок. При их обнаружении ПО старается устранить ошибки. Если это сделать не удаётся, тогда водитель видит их в виде буквенно-цифровых обозначений. Самым известным можно считать Check или Check Engine. В некоторых случаях, если ошибка критическая, ПО блокирует возможность пуска ДВС.

        Также о программном обеспечении в составе платы ЭБУ хорошо известно поклонникам чип-тюнинга. Сюда вносятся изменения, переписываются программы, задаются новые алгоритмы.

        Расположение

        Справедливо будет узнать, где именно в автомобиле находится ЭБУ. В действительности блок располагается в разных местах. Всё зависит от конкретного автомобиля и порой даже года выпуска.

        Расположение ЭБУ двигателя Mazda

        Есть 2 основных места, куда автопроизводители в процессе сборки транспортного средства устанавливают управляющий блок.

        1. Салон. Поскольку салон является достаточно вместительным пространством, искать следует исходя из руководства к вашему автомобилю. В случае с машинами производства АвтоВАЗ выбирают место под панелью около печного радиатора. У некоторых блок располагается под задним диваном. Это наиболее актуально в последнее время для иномарок премиум класса. Есть редкие случаи, когда блок ставят в багажный отсек.
        2. Подкапотное пространство. Вообще инженеры давно пришли к выводу, что располагать блок под капотом не очень правильное решение. Это обусловлено постоянным воздействием грязи, воды, влаги, осадков, высоких температур. Всё это негативно влияет на блок, даже если он заключён в прочный и надёжный корпус. Искать ЭБУ следует в районе аккумуляторной батареи, около блока с предохранителями.

        На практике отыскать управляющий блок даже на автомобиле, который вы только приобрели и не успели разобраться с его устройством, не сложно.

        Автопроизводители никогда не размещают блоки под панелями, которые тяжело снять или для доступа требуется разбирать половину салона. Обычно это одна скрытая панель, удерживающаяся на фиксаторах или на 1-2 саморезах. В подкапотном пространстве найти ЭБУ ещё проще. Визуально ищите коробочку, от которой отходит пара шлейфов.

        Опытные автомобилисты и специалисты в области диагностики автомобилей настоятельно не рекомендуют любителям пытаться разбирать и чинить блок. Это сложное устройство, что вы уже наверняка поняли. Потому и крайне дорогостоящее даже на автомобилях бюджетного класса. Если возникают проблемы, лучшим решением будет обращение в проверенный автосервис.

        Неисправности

        Часто автолюбители интересуются, как можно проверить свой ЭБУ на работоспособность. Для этого не нужно разбирать весь блок и пытаться что-то там открутить. Следует ориентироваться на косвенные признаки.

        Неисправность блока управления из-за попадания масла на плату

        Есть несколько признаков неисправности ЭБУ, которые проявляются в виде следующих симптомов:

        • двигатель не запускается вообще;
        • все или часть систем блокируются;
        • мотор работает с погрешностями;
        • плавают обороты;
        • проваливаются обороты мотора;
        • вылезают ошибки.

        Любая неисправность в ЭБУ является крайне неприятной, поскольку блок считается надёжным и долговечным элементом. Плюс очень дорогим. Никто не хочет столкнуться с необходимостью его замены. Симптомы поломок появляются лишь в результате неправильной эксплуатации, механических повреждений или некорректной заливки программного обеспечения, что часто случается с любителями чип-тюнинга.

        Причины самой поломки предельно банальные. Это короткое замыкание, попадание на плату влаги и воды, перегрузка, перегрев, физические воздействия, влияние коррозийных процессов.

        Серьёзное повреждение или перегорание платы практически не оставляет шансов на восстановление работоспособности старого управляющего блока. Потому приходится покупать новый. И тут возникает главная проблема в виде высокой стоимости. Если у вас бюджетный автомобиль в простой комплектации, в среднем за блок придётся отдать не менее 300-500 долларов.

        Не стоит сразу же спешить выкидывать свой ЭБУ. Для начала попробуйте разобрать блок и посмотреть, что произошло внутри. Бывает так, что ошибки вылезают из-за проблем лишь с одной небольшой микросхемой, коррозия задела некоторые участки, нарушились контакты. Подобные неисправности устраняются с вероятностью 80%. После такого ремонта ЭБУ может прослужить ещё много лет. Но лучше отдать в ремонт хорошему специалисту, а не пытаться что-то сделать самому, не имея надлежащего опыта, знаний и умений.

        ЭБУ является важнейшим и неотъемлемым составляющим компонентом любого современного автомобиля. И чем больше электроники используется в машине, тем выше значимость блока управления. Но тем и выше его ответственность. Потому производители крайне ответственно подходят к вопросу его создания, чтобы предотвратить возможные сбои, минимизировать неисправности и не допустить появления ошибок. Невероятно сложное устройство, внешность которого порой не даёт поверить в это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *