Как подключить колонки к магнитоле в машине (как определить на динамике плюс и минус)
Замена штатной автомобильной магнитолы – частая процедура, которую проводят автолюбители. Основные причины замены:
- поломка штатной магнитолы;
- желание расширить функционал устройства;
- увеличение мощности и качества звучания в салоне.
Во время замены магнитолы актуально подключение новых динамиков или колонок. Действительно, подключение нового головного устройства на старую акустическую систему может свести все усилия к нулю. Если новая магнитола имеет повышенную мощность, тогда акустические параметры салона могут даже ухудшиться.
Во время замены динамиков или установки дополнительных динамиков важно правильно выполнить подключение. Ошибки могут привести к выходу автомобильной магнитолы из строя или некачественному звучанию акустической системы.
Схемы подключения колонок к магнитоле
В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.
По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).
Видео — подключение колонок к магнитоле по цветам:
Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.
Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.
На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.
Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
Автомобиль с точки зрения акустических свойств имеет не самые лучшие характеристики. Салон имеет сложную архитектуру, в нем находятся конструкции, выполненные из различных материалов: металл, обивка, пластмасса, резина и др. Редко какой производитель специально оптимизирует салон для обеспечения качественного звучания.
Тем не менее, штатные места установки динамиков выбираются с точки зрения обеспечения наибольшей эффективности распространения звука. Обычно они находятся в дверях, на передней панели, под задним стеклом. Если вы решили установить более мощные динамики, необходимо демонтировать старую систему, измерить их посадочные размеры (диаметр в дюймах и глубину) и приобрести динамики таких же размеров, но с лучшими характеристиками.
Также необходимо выбирать динамики (колонки) с точно таким же внутренним сопротивлением. Стандартное значение сопротивления – 4 Ома. Есть магнитолы повышенной мощности, которые допускают нагрузку 2 Ома. Если их подключить на 4-омные динамики, потеряется мощность. Если вы подключаете новую автомобильную магнитолу, то следует по справочникам или техническому описанию точно определить мощность и сопротивление нагрузки. В том случае если динамики имеют меньшее сопротивление, чем допускает магнитола, последняя может выйти из строя, если большее – не удастся «раскачать систему на всю мощу».
Нельзя подключать дополнительные динамики и колонки параллельно. При этом сопротивление нагрузки уменьшается. В лучшем случае динамики будут хрипеть, в худшем – перегорит усилитель магнитолы.
Многие автолюбители устанавливают дополнительные колонки в багажник. В этом случае их обязательно следует жестко закрепить. Во-первых, это улучшит акустические параметры. Во-вторых, защитит динамики от преждевременного выхода из строя.
Некоторые магнитолы имеют сложную систему подключения динамиков, колонок и сабвуферов. В нее могут входить разделительные фильтры, устройства сопряжения по амплитуде выходов и входов, дополнительные усилители. В таком случае необходимо найти оригинальную схему подключения динамиков к магнитоле подобную такой.
Если решите устанавливать систему такого уровня, но не имеете соответствующих навыков, лучше воспользоваться услугами специалиста. Одновременно следует задуматься о дополнительной шумо- и звукоизоляции вашего автомобиля.
Выбор соединительных проводов
Установка звуковых проводников отличается от обычных электрических соединений. Дело в том, что по проводникам, идущим к динамикам и колонкам, распространяется переменный звуковой сигнал. Он имеет частоту в пределах от 20 Герц до 20 килоГерц. В принципе, частота невысокая, но линейные искажения, электромагнитные помехи, наводки возможны. Они ухудшают качество звучания. Поэтому наряду с соблюдением правил по выбору площади сечения провода выбирают тип проводника.
Сечение обычно выбирают из соображения: на каждые 10 Ватт мощности усилителя – приблизительно 1 кв.мм площади сечения провода. То есть при мощности магнитолы 40 Ватт на канал, сечение проводника, ведущего к динамику, должно быть не менее 4 кв.мм.
Задумываться над выбором типа акустического кабеля следует, если магнитола способна обеспечить высококачественное звучание. На рынке оборудования Hi-end можно найти много различных акустических кабелей с уникальными параметрами и ценой.
Целесообразность установки таких дорогостоящих проводников для автомобильной магнитолы среднего класса нулевая. Главное при подключении – обеспечить синхронизацию фаз колонок и динамиков. В противном случае салон вместо качественного звучания будет наполнен какофонией.
Нужно ли соблюдать полярность при подключении динамиков
На большинстве автомобильных динамиков обозначен плюс и минус для выполнения требований по соблюдению полярности подключения согласно схеме. В этом случае необходимо ее соблюсти при подключении.
Как определить плюс и минус на динамике
В сильно изношенных, динамиках с сомнительным происхождением и акустических колонках сведения о полярности могут отсутствовать. В этом случае полярность динамиков определяется при помощи простых опытов.
Мультиметром
Сопротивления динамиков маленькое (от 2 до 4 Ом). Его можно проверить при помощи мультиметра, но оно одинаково звонится в две стороны. Однако при соединении красного (положительного) щупа с «+» динамика, отрицательного (черного) с «минусом» динамика диффузор немного переместится вперед (по направлению к слушателю). Это перемещение лучше определить на ощупь пальцем, а не визуально.
С помощью батарейки
При соединении плюса батарейки с + динамика, минуса батарейки с минусовым контактом динамика также произойдет фронтальное перемещение диффузора, по которому можно сфазировать динамики. Даже если сфазировать все динамики в обратной полярности, качество звучания будет такое же, как в прямой. Главное, чтобы все динамики работали в одной фазе. Подключать батарейку следует на короткое время (одна-две секунды), иначе можно «спалить» динамик.
Видео — как узнать полярность динамика:
Проверять полярность динамиков и колонок при помощи автомобильного аккумулятора, зарядного устройства ни в коем случае нельзя. Даже кратковременное подключение динамика к АКБ может вывести его из строя.
При помощи батарейки и листа бумаги
Иногда (например, в колонке) диффузор динамика закрыт сеткой или тканью. В этом случае на ее поверхность можно положить легкий лист бумаги. В момент подачи напряжения лист бумаги будет перемещаться вперед или назад за счет звукового давления воздуха. По направлению перемещения можно судить о полярности.
Порядок подключения (последовательность действий)
1. Обеспечить надежное отключение магнитолы от бортовой сети. Для этого можно на время снять предохранитель, обслуживающий магнитолу или отрицательную клемму с АКБ.
2. Определить по цвету проводов, идущих к разъему магнитолы, какие провода обслуживают конкретный динамик.
3. Уложить проводку, не допуская возможного перекрещивания и перетирания проводов. Наиболее опасные зоны – в районе гофры дверей, порогов в салоне. Прокладывать соединительные звуковые провода и кабели под ковриками в зоне расположения ног водителя и пассажиров нельзя. Проводку после укладки следует закрепить пластмассовыми хомутами с имеющимися жгутами или дополнительно установленными направляющими.
4. Отрезать остатки проводки, оставив около пяти сантиметров запаса на соединители.
5. Установить клеммы на зачищенные концы проводов, соединяемые с динамиками, закрепить их на выводах динамика или колонки. Соединение проводников и клемм лучше производить методами обжим, скрутка плюс пайка.
6. Зачистить концы проводов, подключаемые к разъему магнитолы.
7. Еще раз проверить полярность подключения со стороны проводов соединения с магнитолой. Проверить при помощи прозвонки на массу отсутствие замыкания звуковых проводов на кузов.
8. Произвести соединение проводников к разъему магнитолы методом скрутка плюс пайка плюс изоляция при помощи термоусадки.
9. Подать питание на магнитолу (подключить клемму АКБ). Установить минимальную громкость, включить магнитолу (или наоборот, если регулировка громкости электронная).
10. Настроить магнитолу на воспроизведение сигнала. Постепенно увеличивать громкость. Убедиться в отсутствии нелинейных искажений (хрипения, металлического звука, дребезжания). В случае наличия искажений проверить крепление колонок и динамиков, их исправность. Это можно выполнить, временно поменяв выходы, например, с левой колонки на правую. Проверить перемещение уровня сигнала по салону с помощью регуляторов на магнитоле право-лево (баланс), зад-перед.
Установка считается законченной, если успешно пройдены все тесты.
Разбираемся с основными причинами пропусков зажигания (ошибка р0300, р0301, р0302, р0303, …) в цилиндрах двигателя автомобиля.
Что такое и для чего нужен ШРУС в машине.
Особенности заключения договор аренды транспортного средства https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/oformlenie/dogovor-arendy-avtomobilya-mezhdu-fizicheskimi-licami.html между физическими лицами.
Видео — как правильно подключить динамики к магнитоле в машине:
1 комментарий к “Как подключить колонки к магнитоле в машине (как определить на динамике плюс и минус)”
Самостоятельная установка магнитолы, особенно какой-нибудь навороченной, чревата неприятными последствиями. Поэтому лучше всего доверить это дело спецам, но у большинства из нас руки то растут из нужного места, поэтому можно сэкономить на этом деле. Главное не допустить грубых ошибок.
«Метод тыка» в этом деле не подходит. Этот вариант даже не рассматривайте, можете запросто сжечь какой-нибудь элемент на плате. Прикуриватель также не используйте в качестве питания, может и звук искажаться, при нагрузке может отключатся, это дополнительный стимул раздражения.
Не поленитесь и поставьте дополнительный предохранитель на плюсовом проводе, причем не менее 20 А.
Разобраться с проводами, какой куда и за что отвечает, несложно. Цвета и толщина проводников вам подскажут, что к чему. Не скручивайте плюсовые провода вместе (красный и жёлтый), разведите их отдельно. Жёлтый подключается напрямую к АКБ (при отключении магнитолы сохраняются все настройки), красный — после замка зажигания. Чёрный провод это минус. Про остальную расцветку говорить здесь не буду, расписано до меня. Главное, что ещё нужно запомнить, это маркировка проводников, идущих на динамики. На минусовых изоляция окрашена одним цветом, а плюсовые имеют полоску.
При подключении не путайте полярность, в пищалках ставят конденсаторы, которые могут сгореть. А при низких частотах может выйти из строя и сабвуфер — акустическое короткое замыкание, и ваш саб превратится в бесполезный ящик.
Как соединять динамики?
Добрый день
Добрый день!
Сразу хочу сказать что вся информация и иллюстрация собраны из статей разных авторов.
Как соединять динамики?
Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков
Самое главное при соединении динамиков – выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика.
Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки.
Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:
• Номинальную мощность (Вт, W);
• Активное сопротивление звуковой катушки (Ом, Ω).
Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.
1W — значит на 1Вт, 4Ω — сопротивление звуковой катушки. Соединение динамиков. Пример.
Давайте начнём так сказать с азов – наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.
Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков.Вот наглядный рисунок.
Вот наглядный рисунок.
Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой – те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится.
Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу — "филонил". Хотя это и не всегда критично.
Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков. Применим, так называемое, смешанное соединение (и последовательное и параллельное).
Соединим последовательно два 1-ваттных динамика. В результате общее их сопротивление будет равно 16 Ω.
Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик сопротивлением 8 Ω.
Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик
При работе усилителя на максимальной мощности ток в цепи разделится исходя из сопротивления. Так как сопротивление последовательной цепи из двух динамиков в 2 раза больше (т.е. 16 Ω), то динамики получат от усилителя всего 2 ватта звуковой мощности (по 1 ватту на каждый). А вот на 4-ёх ваттный динамик пойдёт мощность в 4 ватта. Но он будет работать согласно своей номинальной мощности. Перегрузки при таком соединении не будет. Каждый из динамиков будет работать в нормальном режиме.
И ещё один пример.
У нас есть 4-ёх ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ, он же "усилок"). 4 динамика, мощность каждого – 1 ватт, а сопротивление каждого равно 8 Ω. К выходу усилителя можно подключать нагрузку сопротивлением 8 Ω. Нужно соединить динамики между собой так, чтобы общее сопротивление их было равно 8 Ω.
Как правильно соединить динамики между собой в таком случае?
Последовательное соединение динамиков.
Для начала соединим все динамики последовательно. Что получим в результате?
результате
Так как при последовательном соединении сопротивление динамиков складывается, то в результате мы получим составной динамик с сопротивлением 32 ома! Понятно, что такая схема соединения не подойдёт. К слову сказать, такое же сопротивление (32 Ω) имеет капсюль наушников – в народе обзываемых "затычками".
Если мы подключим такой составной динамик на 32 Ω к 8-ми омному выходу нашего усилителя, то из-за высокого сопротивления ток через динамики пойдёт маленький. Динамики будут звучать очень тихо. Эффективного согласования усилителя и нагрузки (динамиков) не получится.
Параллельное соединение динамиков.
Теперь давайте соединим все динамики параллельно — что получилось?
динамики параллельно
При параллельном соединении общее сопротивление считается вот по такой мудрёной формуле.
мудрёной формуле
Как видим общее сопротивление (Rобщ) равно 2 Ω. Это меньше, чем необходимо. Если мы подключим наши динамики по такой схеме к 8-ми омному выходу усилителя, то через динамики пойдёт большой ток из-за малого сопротивления (2 Ω). Из-за этого усилитель может выйти из строя.
Параллельное и последовательное соединение динамиков (смешанное соединение).
Ну, а если применить смешанное соединение, то получим вот что.
получим вот что
При последовательном соединении динамиков, сопротивление их складывается, получаем 2 плеча по 16 Ω. Далее сопротивление считаем по упрощённой формуле, так как у нас всего 2 плеча, включенных параллельно.
Вот такое соединение уже подходит для нашего усилителя. Таким образом, мы согласовали выходное сопротивление усилителя с нагрузкой — нашим составным динамиком (колонкой). Усилитель будет отдавать в нагрузку полную мощность без перегрузки.
При соединении динамиков не забываем об их синфазном включении «+» «-».
РАСЧЁТ СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ДИНАМИКОВ.
Последовательное соединение динамиков
При последовательном соединении ( рис. 1) динамики подключаются последовательно, один за другим. Очень важно правильно фазировать динамики, подключая плюс одного динамика к минусу другого. При последовательном подключении общее сопротивление возрастает, а выходная мощность уменьшается. Этот метод можно использовать для уменьшения выходной мощности канала, который поддерживает звучание других — например, тыловой или центральный каналы. Последовательно лучше соединять не более двух динамиков, поскольку большее их количество сильно уменьшит выходную мощность. Нельзя соединять динамики с разным сопротивлением, например, четырех- и восьмиомный, так как в этом случае каждый из них будет иметь разную громкость. Последовательным способом можно подключать только совершенно одинаковые динамики, ведь у разных динамиков может также различаться сопротивление в диапазоне 0.5 Ом.
При последовательном соединении сопротивление динамиков рассчитывается по формуле:
R = R1 + R2,
где R — сопротивление, которое мы получим в результате такого соединения, а R1 и R2 — сопротивление динамиков 1 и 2. Сопротивление большего количества динамиков рассчитывается аналогично: R = R1 + R2 + R3 + … + Rn, т.е. сопротивления суммируются.
Уменьшение мощности из-за увеличенной нагрузки рассчитывается по формуле:
P = Preal (Rreal/Rcurrent),
где P — мощность при измененной нагрузке, Preal — паспортная мощность усилителя при стандартном сопротивлении, Rreal — сопротивление нагрузки, при котором проводились измерения реальной мощности усилителя (паспортное сопротивление нагрузки), Rcurrent — суммарное сопротивление динамиков, которое мы получили. Эту формулу можно использовать при любом из трех описанных видов подключения, и с ее помощью легко рассчитывается увеличение или уменьшение мощности усилителя из-за нестандартной нагрузки.
Параллельное соединение динамиков
При параллельном подключении динамиков ( рис. 2) растет выходная мощность, а сопротивление уменьшается. При подключении двух четырехомных динамиков таким способом их совместное сопротивление станет равным 2 Ом, и необходимо узнать, сможет ли усилитель работать на такой низкой нагрузке. Значительно чаще попадаются усилители, которые могут нормально работать при сопротивлении в 2 Ом, чем на 1 или 0.5 Ом — последние уже большая редкость.
При подключении к усилителю более низкого сопротивления нагрузки, чем его паспортное значение, может привести к повреждению устройства. Но если усилитель раньше работал с сопротивлением в четыре Ом, и может работать на два Ом, то теперь на такую нагрузку он будет давать намного больше мощности и, возможно, ему потребуется более мощный блок питания! Например, если раньше усилителю вполне хватало четырех ампер для питания, то теперь для повышения мощности в два раза ему потребуется около восьми ампер (т.е. в два раза больше).
Вычислить сопротивление, которое будет после параллельного соединения динамиков, можно по формуле:
R = (R1 R2) / (R1 + R2),
где R — сопротивление нагрузки при параллельном соединении, которое мы ищем, а R1 и R2 — сопротивления динамиков, которые соединены данным способом. Например, сопротивление при параллельном соединении двух восьмиомных динамиков составит 4 Ом [(88)/(8+8) = 4 Ом]. При параллельном подключении двух динамиков выходная мощность усилителя на такую нагрузку будет в два раза больше.
Комбинированное соединение динамиков
Эту схему подключения ( рис. 3) используют для того, чтобы получить нужное сопротивление для усилителя. Например, для того, чтобы подключить четыре динамика с общим сопротивлением 4 Ом. Для вычисления сопротивления нагрузки по этому способу подключения используется формула:
R = (R1+2 R3+4) / (R1+2 + R3+4),
где R12 — общее сопротивление динамиков 1 и 2, которые подключены последовательно, а R34 — аналогично для динамиков 3 и 4. Если у вас есть четыре 30-ваттных 4-Омных динамика, то по такой схеме подключения общая мощность составит 120 Вт и сопротивление будет все тех же 4 Ом. А мощность, подводимая от усилителя, будет поровну делиться на четыре динамика.
Для большего количества динамиков используем формулу
1/Rпар=1/ R1+1/R2+1/R3+1/R4+1/R5… для параллельного соединения динамиков с одинаковым сопротивлением можно посчитать по ф.
Rпар= Rном./ n, где n- количество динамиков
Пример расчета: Надо подключить 2 динамика имеющие по две катушки в 2 Ом
1 вариант, (самый хороший) подключаем обе катушки одного динамика параллельно получаем 2/2= 1Ом, соединяем последовательно со вторым динамиком у которого также подключены параллельно катушки и получаем 2Ом . 2/2+2/2= 2Ом
2вариант: подключаем все катушки и динамики последовательно 2+2+2+2=8 Ом,
3 вариант: катушки подключаем последовательно а сами динамики параллельно, (2+2)/2= 2Ом.
4 вариант: все катушки обоих динамиков параллельно, 2/4= 0,5Ом, тут уже сами думайте, чтобы так подключить, необходимо очень хорошее питание усилителя.
Рекомендации :
не используйте разные динамики в таких подключениях, тем более с разным сопротивлением!
Попробую объяснить быстро и просто. Рассмотрим связку Усилитель-Саб. Чем меньше сопротивление (Омы) у саба, тем больше мощности выдаст усилитель (Ватт). В автозвуке в ходу в основном 4х Омные динамики. Сабвуферы же бывают и с меньшим сопротивлением, а также с несколькими катушками по сколько-то Ом.
Пример1: у Kicker S15L74 2 катушки по 4Ом. ТЫ можешь выбрать из 2х вариантов: последовательное и параллельное соединение катушек.
При последовательном соединении, общее сопротивление составит 4+4=8 Ом
При параллельном: 1/(сопр_общее)=1/(1/4+1/4)=1/(1/2) = 2 Ом. То есть общее сопротивление составит 2 Ом.
Пример2: у Kicker S15L72 2 катушки по 2 Ом.
При последовательном соединении, общее сопротивление составит 2+2=4Ом
При параллельном: 1/(сопр_общее)=1/(1/2+1/2)=1 Ом. То есть общее сопротивление составит 1 Ом.
Катушек может быть и больше 2х, как на SPLX 15/4, где 4 катушки по 1 Ом.
Усилитель выдает больше ватт на меньшее сопротивление. Современные моноблоки в основном стабильно работают на нагрузку до 1 Ом. Некоторые (например RF, DD) могут работать и с меньшим сопротивлением, но это редкость и ценовой экстрим.
Пример: Усилитель PowerAcoustik A3000DB по паспорту:
RMS@4Ом:1100 Вт
RMS@2Ом:1800 Вт
RMS@1Ом:2300 Вт
Невооруженным взглядом видно, что на 1 Ом усилитель почти в 2 раза мощнее чем на 4. То есть, цена ватта@1Ом в 2 раза меньше чем на 2Ом что безусловно жирный плюс, так как мы живем в мире ограниченного бабла. Но, говорят, что звук становится менее качественным при меньшем сопротивлении. Сам не проверял, поэтому утверждать не буду. Хотя как МНЕ кажется, 120ДБ, полученные на 8 Омном динамике и на 1 Омном не будут чем-либо различаться в плане ощущений. И там и там будут волосы шевелиться и дышать будет тяжело Но запишем плохое качество в жирный минус низкоомного подключения, так, на всякий случай. Повторюсь: я слушал S15L72 на 1 Ом с Oris AD2000 и как мне показалось, все было нормально с качеством. На 4 Ом не слушал.
Теперь проверка прочитанного: ЗАДАЧА
Пусть есть 2 динамика с 2мя катушками по 4 Ом (номинал 1Квт для ровности счета) и есть 1 усилитель со следующими характеристиками:
RMS@4Ом:1000 Вт
RMS@2Ом:1500 Вт
RMS@1Ом:2000 Вт
Как подключить динамики к усилителю при условии, что все катушки всех сабов надо запитать, чтобы:
1) обеспечить максимальное давление (1 Ом)
2) обеспечить максимальное качество (4 Ом) <-4 ом, т.к. 16 Ом — экстрим
Ответ:
1) все катушки в параллель, динамики в параллель, общее сопротивление 1 Ом. (достигается макс мощность усилителя)
2) все катушки последовательно (2 по 8 Ом), сабы в параллель. Общее сопротивление 4 Ом
ИЛИ
все катушки в параллель (2 по 2 Ом), динамики последовательно, общее сопротивление 4 Ом.
Деление дробей. Для того, чтобы разделить некоторое число на дробь, необходимо умножить это число на обратную дробь.
1/(1/4+1/4)=1/(1/2)=2 Ома
Как правильно подключить дополнительные колонки в автомобиле
Дополнительные колонки в машине могут значительно улучшить качество звука и сделать поездку более приятной. Однако, чтобы получить желаемый результат, необходимо правильно собрать и подключить все компоненты.
Перед началом работ убедитесь, что у вас есть все необходимые компоненты: дополнительные колонки, усилитель, провода и кабели. Также важно выбрать правильное место для установки колонок и усилителя, чтобы они не мешали движению и не создавали опасность в случае аварии.
Далее необходимо правильно провести провода от усилителя к колонкам. Обычно провода подключаются к колонкам через специальные гнезда, которые необходимо зафиксировать, чтобы избежать поломок во время движения. Также важно правильно настроить усилитель, чтобы получить максимальное качество звука.
Несоблюдение этих правил может привести к серьезным последствиям, включая повреждение машины и возникновение опасных ситуаций на дороге. Поэтому рекомендуется доверить установку дополнительных колонок профессионалам, которые грамотно и безопасно проведут все необходимые работы.
Шаг 1. Выбор дополнительных колонок
Выберите качественный звук
Выбрать дополнительные колонки для автомобиля — это не просто вопрос требований к будущему звуку, но и выбор гаджета, который будет служить водителю на протяжении нескольких лет. Убедитесь, что они предназначены специально для автомобильной аудиосистемы, потому что не каждый динамик будет справляться с мощным басом и быстрым темпом.
Выберите количество колонок
Количество дополнительных колонок, которые вы хотите подключить, зависит от того, как вы хотите настроить вашу аудиосистему в автомобиле. Если вы хотите обеспечить более полное звучание и подчеркнуть бас, то вам могут понадобиться несколько дополнительных колонок. Однако для большинства людей одну пару дополнительных колонок будет достаточно.
Выберите место для установки
Устанавливать дополнительные колонки можно везде, где вы хотите, но вы должны подобрать оптимальное место для их установки. Различные сложности установки могут влиять на качество звука и эстетический вид вашего автомобиля. Если вы хотите узнать о местах, где можно установить дополнительные колонки в вашем автомобиле, посмотрите настройки и параметры вашей аудиосистемы.
Шаг 2. Подготовительные работы
Проверьте наличие нужного оборудования
Перед тем как начинать, убедитесь, что у вас есть все необходимые колонки и кабели. Обычно в комплекте идет несколько аудио-кабелей, которые можете использовать для подключения колонок. Возможно, потребуется дополнительный кабель, если длина базового недостаточна.
Выберите место для установки дополнительных колонок
Перед установкой дополнительных колонок важно подумать, где вы желаете их разместить. Решив, где нужно установить колонки, будет легче понять, как длинный должен быть кабель, чтобы его хватило до места установки.
Подготовьте машину
Если у вас уже есть колонки и планируете заменить их на новые, убедитесь, что старые колонки уже демонтированы. Во избежание каких-либо потенциальных повреждений, установите сопутствующие кабели так, чтобы они не мешали водителю или пассажирам. Если колонки устанавливаются в новую машину, рассмотрите все возможные варианты места установки и выберите наиболее подходящее место для колонок, учитывая возможные препятствия.
Шаг 3. Подключение кабеля к автомагнитоле
1. Определите тип разъема
Перед подключением кабеля к автомагнитоле необходимо определить тип разъема, который используется на вашей магнитоле. Обычно разъемы бывают двух типов: ISO и DIN. Обратите внимание на то, какой разъем используется на вашей магнитоле, чтобы приобрести кабель с нужным разъемом.
2. Вставьте разъем в магнитолу
После того, как вы определили тип разъема, вставьте его в соответствующий разъем на вашей магнитоле. Разъем должен войти в отверстие плотно и не должен люфтить.
3. Подсоедините кабель к колонкам
Подключите кабель к дополнительным колонкам. Убедитесь, что кабель правильно подключен и не было перепутано местами плюс и минус. Чтобы проверить звук, включите магнитолу и проверьте его на дополнительных колонках.
Не забывайте о том, что правильное подключение кабеля к автомагнитоле обеспечит вам качественный звук и удобство использования дополнительных колонок в вашей машине.
Шаг 4. Подключение кабеля к новым колонкам
После того, как кабель был успешно протянут к новым колонкам, необходимо подключить его к ним. Для этого нужно найти разъемы на колонках и кабеле.
Подключение проводов
В большинстве случаев, на колонках вы найдете клеймо со служебными надписями, указывающими, где находятся разъемы «Plus» и «Minus». Также, на проводах будут заметны маркировки«+» и «-», чтобы сократить риск подключения проводов с ошибкой. Обычно, красный провод соответствует маркировке «Plus», а черный – «Minus».
Проверка работы колонок
После успешного подключения, необходимо убедиться, что колонки работают. Для этого, достаточно просто включить музыку и послушать звук. Чтобы проверить, работают ли оба динамика, можно воспроизвести некоторую классическую музыку, где используются инструменты с разным звуком, или скачать музыку с разнонаправленным стереоэффектом и проверить, слышен ли звук из обоих колонок.
Шаг 5. Установка дополнительных колонок в автомобиль
1. Подготовьте место для установки колонок
Перед установкой дополнительных колонок необходимо подготовить место для их установки. Откройте крышку задней полки или снимите заднее сидение, в зависимости от того, где будут установлены колонки. Также необходимо удалить старые колонки, если они были установлены ранее.
2. Установите дополнительные колонки
Установите дополнительные колонки в место, подготовленное для них. Предварительно проверьте соответствие размеров новых колонок имеющимся отверстиям для установки на задней полке или в двери. Крепление новых колонок должно быть прочным и надежным.
Совет: Если просверлить новые отверстия в машине нельзя, установите переходники, чтобы новые колонки соответствовали размеру отверстий в автомобиле.
3. Подключите провода
Провода от новых колонок необходимо подключить к усилителю звука или автомагнитоле. Установите провода в соответствии с цветовой маркировкой: красный провод к плюсовому выводу, а черный провод к минусовому. Для дополнительного качества звука используйте экранированные провода.
4. Проверьте работу новых колонок
После установки дополнительных колонок проверьте их работу. Включите музыку на устройстве, на которое они подключены, и заглушите двигатель, чтобы уловить все звуковые нюансы. При необходимости корректировки звука используйте эквалайзер.
Шаг 6. Настройка звучания дополнительных колонок
Проверка звука
После подключения дополнительных колонок необходимо проверить качество звучания. Для этого запустите музыку с высоким качеством записи и изменяйте настройки звука, чтобы подобрать оптимальный вариант для себя.
Настройка баланса звука
Если дополнительные колонки находятся на одном уровне с основными, то необходимо настроить баланс звука между ними. Для этого предварительно настройте громкость и баланс между левой и правой колонками в стандартной конфигурации.
Затем переключитесь на дополнительные колонки и измерьте их звуковое давление относительно основных. Измените баланс звука между колонками с помощью регуляторов на автомагнитоле до тех пор, пока звучание не станет более естественным и сбалансированным.
Настройка тембра звука
Чтобы настроить тембр звука, используйте частотные регуляторы на автомагнитоле. Если басов стало слишком много, то уменьшите их уровень. Если же вы захотите более насыщенный бас, то увеличьте уровень соответствующей частоты.
Настройка громкости дополнительных колонок
Если звук дополнительных колонок заметно отличается от звука основных, то необходимо прибегнуть к специальной настройке громкости. Настройка громкости осуществляется ручками на каждой колонке, которые позволяют регулировать уровень звука независимо от настроек на автомагнитоле и основных колонках.
Шаг 7. Проверка правильности работы дополнительных колонок
После подключения дополнительных колонок необходимо проверить их работоспособность. Для этого можно воспользоваться различными музыкальными композициями с различными музыкальными инструментами, голосами и звуковыми эффектами. Основная идея — проверить равномерность звукового охвата на разных частотах.
1. Проверка баланса звуков
Когда дополнительные колонки были правильно подключены, следующим шагом будет проверка их баланса звуков. Громкость каждой колонки должна быть одинаковой. Проанализируйте как звук распространяется внутри автомобиля.
2. Проверка звучания звуковых частот
Проверяйте работу колонок на различных частотах, от самых низких до самых высоких. Рекомендуется использовать музыкальный трек, который содержит все частоты, чтобы получить четкую картину произношения звуков. Если звук не достигает некоторых частот, существует вероятность, что конфигурация колонок неправильная.
- Проверьте настройки усилителя.
- Перераспределите локализацию динамиков.
- Проверьте наличие грязных контактов в проводах.
3. Общее восприятие качества звука
Когда вы проверите качество воспроизведения музыкальной композиции на дополнительных колонках, обратите внимание на общее восприятие звука. Звук должен быть ясным и приятным для слуха, не должно быть ни мерцания, ни искажения. Если есть что-то, что раздражает ваше ухо, то проверьте настройки системы звука, устраните все проблемы и повторите процесс тестирования.
Шаг 8. Рекомендации по эксплуатации дополнительных колонок в автомобиле
1. Не превышайте максимальную мощность
Внимательно ознакомьтесь с мощностью и импедансом дополнительных колонок, чтобы не превышать максимально допустимую мощность автомобильного усилителя. Это поможет избежать повреждения аудиосистемы и получить идеальное звучание.
2. Отслеживайте качество звука
Проверьте качество звука после установки дополнительных колонок на каждой громкости звукового сигнала. Если обнаружитесь искажения звука или нежелательные шумы, попробуйте сбалансировать настройки усилителя и проводки, либо обратитесь за помощью к профессиональному автозвукоинсталлятору.
3. Убедитесь в качественном монтаже дополнительных колонок
Следите за тем, чтобы дополнительные колонки были правильно закреплены и не создавали дополнительных вибраций или шумов, которые могут влиять на качество звука. Периодически проверяйте монтаж и при необходимости заменяйте дефектные элементы.
4. Соблюдайте правила дорожного движения
Не забывайте, что дополнительные колонки могут сильно отвлекать внимание водителя и пассажиров во время движения. Соблюдайте правила дорожного движения и не создавайте опасных ситуаций на дороге из-за громкого звука.
5. Поддерживайте дополнительные колонки в чистоте и порядке
Периодически очищайте дополнительные колонки от пыли и грязи, которые могут накопляться на них со временем. Следите за порядком в машине и не оставляйте дополнительные колонки в общей доступности, чтобы избежать их повреждения или кражи.
- Не используйте дополнительные колонки во время общения с пассажирами или звонков через громкую связь.
- При остановке двигателя отключайте дополнительные колонки, чтобы избежать их перегрузки и повреждения.
- Покупайте дополнительные колонки только у проверенных производителей и установщиков, чтобы не подвергать себя и окружающих риску.
Вопрос-ответ
Какие колонки лучше всего выбрать для установки в машину?
Колонки лучше выбирать с учетом типа машины, мощности звука и бюджета. Например, для маленькой машины необходимы компактные колонки, а для возможности создания более мощного звука можно выбрать более крупные колонки. Если же денежный бюджет не позволяет выбрать колонки высшего класса, лучше остановиться на более дешевых альтернативах.
Как правильно установить дополнительные колонки в машину?
Перед установкой необходимо подготовить место для крепления колонок и снять клеммы с аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания. Затем, по инструкции, к колонкам подключаются провода и они крепятся в специально предназначенные места. После установки колонок, провода нужно свести в одну ячейку и подключить к головному устройству.
Как настроить дополнительные колонки?
Для настройки колонок нужно проверить баланс, фэйд и настройки эквалайзера. Вы можете просто включить музыку и найти наиболее лучшее для вас звучания, при этом раза вы можете советоваться с профессионалами в автомобильных магазинах.
Нужно ли устанавливать дополнительные усилители для колонок?
Это зависит от того, какие колонки вы выбираете, как мощно звук вам необходим, и какую систему звука у вас есть в машине. Дополнительные усилители могут быть необходимы, если головное устройство не дает необходимой мощности звука, однако это не всегда обязательно. Чтобы сделать правильный выбор, лучше всего проконсультироваться с профессионалами.
Можно ли установить дополнительные колонки самостоятельно?
Да, установка дополнительных колонок возможна самостоятельно. Но перед этим стоит убедиться в том, что у вас есть необходимые инструменты и знания, а также провести все работы в соответствии с инструкцией, чтобы избежать проблем и повреждений в машине. В противном случае, лучше всего обратиться к профессионалам в автомобильный сервис.
Как определить расположение колонок в машине?
Расположение колонок зависит от марки машины и ее модели. В большинстве случаев, колонки располагаются на дверных панелях и на задней полке, но есть и другие варианты. Чтобы определить расположение колонок в вашей машине, можно посмотреть в инструкции или обратиться за помощью к профессионалам.
Установка акустики
Это, пожалуй, самый важный, сложный и трудоемкий этап постройки аудиосистемы.
Для начала нужно усвоить очередную аксиому:
90% звука акустики зависит от грамотности ее подбора установки и настройки и лишь 10% зависит от самого устройства динамиков.
Очередной миф — заблуждение новичков:
У меня динамики дешевые динамики и мне нет никакого смысла заморачиваться на толковой установке.
Установке акустики нужно уделить самое пристальное внимание и подойти к процессу максимально внимательно, вдумчиво и дотошно независимо от цены вашей аппаратуры. Иначе, независимо от ваших маневров, неизбежно, вы просто будет получать разные варианты отвратительного звука. При установке звука, есть эстетические моменты, которые полностью зависят от вашего желания заморочиться на установке, и технические моменты, о которых необходимо позаботиться в любом случае.
Пищалки
Диапазон высоких частот очень легко гасится о препятствия и отражается от них. Можете провести простой эксперимент, прикрыв пищалки рукой или какой то жесткой ровной поверхность. По этому вч необходимо ставить ближе к уровню головы перед слушателем таким образом, чтобы между ушами и вч не было препятствий. Задирать пищалки под потолок также не стоит. Этим вы просто разорвете звук.
Именно по этому коаксиальные динамики установленные в ногах петь нормально никогда не будут, даже если их владельцы рвут на себе тельняшки, доказывая, что звук отличный, что их все устраивает и что им на соревнования не ездить.
Для мест установки пищалок отлично подходят уголки зеркал на дверях, либо боковые стойки лобового стекла. Тут все просто.
Гораздо больше вопросов вызывает ориентирование вч в салоне. Куда правильно направлять вч? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Кто-то направляет обе вч на водителя.
Кто-то направляет вч на противоположного слушателя. (свою на пассажира, пассажирскую на себя)
Кто-то направляет вч в центр салона между передними сидениями.
Кто-то ставит вч на отражение от стекла.
Все эти варианты имеют право на жизнь, но какой лучше всего запоет в вашей машине, с вашими вч и для ваших ушей лучше всего определить экспериментально.
Возьмите двухсторонний скотч и перевешивайте раз в два дня вч в разных вариантах. Это отличный способ оценить каждый способ и выбрать свой. Единственное, что посоветую, это покатайтесь с каждым вариантом день-два. Иногда начальная прослушка создает ошибочное мнение.
Еще важный момент, которому стоит уделить внимание:
Чем жестче и прочнее установлены ваши пищалки, тем лучше они будут петь.
Соответственно оставлять на скотче понравившийся вариант не стоит. Устанавливайте пищалки на их штатные крепления, соблюдая правило озвученное выше.
Серединки
В трехполосной системе серединке лучше всего также устанавливать ближе к голове слушателя, на панели или в уголках зеркал. Направление также как и в случае с ВЧ лучше всего определять экспериментально.
Отдельно нужно обратить внимание, что диффузорным серединкам, как и любым другим динамикам, для правильной работы требуется свой определенный объем, на который они будут работать. Рекомендации по величине объема можно легко найти и в инструкции и в интернете. Но тут опять же есть место для эксперимента. Рекомендую поиграться с разными объемами, и отслушать серединки в них. Объем способен ощутимо повлиять на звук серединки, как в лучшую, так и в худшую сторону. Ну и конечно никто не мешает поиграться с наполнителем в этом объеме. Он также ощутимо будет влиять на звук.
Ну и в этом случае, конечно, очень важна жесткость установки и герметичность посадки динамика в объем. Очень важно чтоб звук тыльной части серединки не выходил сквозь щели посадочного места и не гасил в противофазе звук передней части диффузора. Это явление называется акустическим замыканием динамика. Явление не смертельное, но способное ощутимо испортить звук.
Мидбас
Подавляющее большинство мидбасовых динамиков компонентной и коаксиальной акустики требуют оформления фри-эйр.
Подвесы диффузора фри эйр динамиков рассчитаны держать диффузор даже на максимальных мощностях без посторонней помощи. Таким динамикам нужен такой объем, в котором воздух не будет оказывать ощутимого влияния на работу динамика. То есть обычные мидбасы отлично будут чувствовать себя, будучи установленными, в двери.
Никакой ящик им не нужен и даже противопоказан. Фри эйр динамик, помещенный в маленький объем, потеряет глубину баса и начнет неприятно гудеть под музыку.
Тем не менее, просто прикрутить динамик к железке конечно не достаточно для нормальной работы мидбасового динамика. Миду крайне важно, чтобы его передняя часть диффузора была максимально изолирована от тыльной части. Очень важно ликвидировать все отверстия в двери вблизи места установки динамика.
Кроме того, мидбасы уже обладают достаточным ходом и энергией при смещении диффузора, а это значит, при установке нужно руководствоваться следующими правилами.
Мидбас в двери должен быть установлен:
- максимально жестко;
- максимально глухо;
- максимально герметично.
А это значит, что виброизоляция дверей просто необходима, и скромничать с шумкой тут явно не стоит.
Но при этом стоит обратить внимание на удобство ремонта двери послу шумки, а также проследить, чтобы вентиляционные отверстия в двери остались открытыми. На звук они не повлияют, а вот на ржавчину могут. Очень часто для придания дополнительной жесткости посадочному месту применяют проставочные кольца их фанеры, которые надежно крепятся к металлу двери, а к ним уже крепится динамик.
Мидбас закрепленный на пластиковой обшивке двери НИКОГДА нормально работать не будет.
Кроме того, проставочными кольцами можно оптимально довернуть мидбас в двухполосной системе. Это поможет избежать провала на средних частотах. При монтаже колечек важно обратить внимание на их герметичность, чтобы звук проходил через них в объем двери, а не уходил под обшивку.
Если дверные обшивки снабжены подиумами под мидбасовые динамики, то лучше всего проставочные кольца подогнать таким образом, чтобы динамики в этих подиумах, сквозь обшивки крепились жестко и герметично к кольцам.
Остается упомянуть, что при подключении клемм к дверным динамикам, нужно смазать подключенные клеммы литолом или циатимом. В двери очень часто собирается влага и конденсат. Сами автодинамики защищены от таких явлений, а вот клеммы очень подвержены окислению. Смазка оттолкнет влагу и избавит вас от проблем гниющих контактов.
Тыловая акустика
Коаксиальная тыльная акустика также является акустикой для оформления фри эйр. По этому для ее нормальной работы необходим весь объем багажника. Ну и точно также здесь нужно руководствоваться теми же тремя правилами и делать полку под акустику максимально жесткой, глухой и герметичной.
В картонной штатной полке, в полке из тоненькой фанеры и в полке с дырами в багажник акустика НИКОГДА толково работать не будет!
Полку придется делать из толстой фанеры, делать ее герметичной и крепить не на пластмассовые штатные уши, а к металлу максимально жестко.
В отношении тыла стоит еще упомянуть очень распространенную ошибку многих новичков:
Ставить одновременно тыл и саб бессмысленно!
Какой смысл ставить в багажнике сабвуфер и потом накрывать его полкой с блинами? Во первых вы задушите саб, во вторых он будет молотить по блинам мешая им и превышая им ход, и в третьих вы в салоне будете слышать не сам саб а бубнение блинов от него на частоте их собственного резонанса.
Вообще нужно задуматься, а для чего вообще ставят тыл и нужен ли он вам в вашем случае
Не стоит ставить тыл только потому, что все знакомые его ставят и потому что есть штатные места для тыла.
Тыл ставят либо в профессиональных мультимедийныйх 5.1 системах для просмотра ДВД видео, либо если планируется начальная система из разряда «лишь бы что-то бубнело», в которой фронт очень слаб, и его нужно хоть как-то поддержать в области мидбаса.
Не слушайте рассказы обладателей тыла, про то, что с тылом звук насыщеннее, басовитее и объемнее. Это всего лишь говорит о том, что у человека фронт установлен плохо, и он не справляется нормально со своими функциями.
В грамотной двухканальной стереосистеме тыл в принципе не нужен!
И тут еще попутно нужно развеять миф, который просто обожают новички. Речь о штатных аудио системах в авто.
Главный довод этих людей:
«У меня есть штатка и в ней есть тыл! Штатку делали инженеры, и они знали что делают»
Лично я не понимаю, откуда люди берут, что над штатной системой именно их авто трудились профессиональные звукотехники, а целью фирмы было сделать авто с безупречным звуком?
Разумеется это не так. При разработке штатной аудиосистемы авто, конструкторы в первую очередь руководствуются соображениями экономичности, гармоничности салона и дизайна интерьера авто в целом. И такой подход вполне оправдан. Зачем, скажем, покупателю бюджетного авто переплачивать сотни тысяч рублей за профессиональную систему, которая
ему может и не нужна вовсе.
Схожий миф распространяют, новички – владельцы авто снабженных «фирменными» аудиосистемами с кучей динамиков. Миф по сути тот же, с той лишь разницей, что, мол, то штатка а это ФИРМЕННАЯ аудиосистема.
Отчасти они правы и разница конечно есть. Фирменные системы играют очень и очень не плохо. Они вполне способны удовлетворить звуковые потребности большинства не замороченных водителей. Тем не менее, цена переплаты за такую систему просто чудовищна. Играют такие системы, как правило, гораздо дешевле, чем стоят, а сама аппаратура, зачастую, не имеет с громкой фирмой ничего общего кроме шильдиков на решетках.
Такие системы призваны, не столько обеспечивать высококачественный звук, сколько добавлять престижа самому авто и его владельцу.
Повторюсь, играют они очень не дурно, но боготворить их не стоит.
Прямыми руками можно собрать самому систему гораздо лучше и стоить она будет гораздо дешевле. Другой разговор, что владелец топового авто никогда этим заниматься не будет))
В общем, стоит определяться с тылом, до того как он куплен и установлен, а не после!
По поводу установки любой акустики, остается уточнить еще пару правил:
Акустика устанавливается на максимально ровное посадочное место! Любая кривизна или неровность при затяжке может убить динамик. Если ваш подиум кривой, не стоит тянуть динамик изо всех сил. Вы просто деформируете корзину.
При установке динамиков, протягивайте саморезы или болты по диагонали, но не затягивая сразу намертво. Прижмите диагональным методом все предусмотренные в динамике крепежные отверстия, и только потом протягивайте крепеж окончательно.
Настоятельно рекомендую заранее засверлить отверстия под саморезы, чтобы при установке динамика саморезы шли туго, но уверенно. Очень часто, когда новички начинают переть саморезы через силу, отвертка соскальзывает и пробивает динамик. Этому моменту нужно уделить пристальное внимание. Предерживайте отвертку пальцем и никогда не торопитесь. Это убережет железо от гибели а вас от дополнительных трат.
Пассивные кроссоверы
Кроссоверы необходимо устанавливать как можно ближе к акустике!
Это очень важно!
Длинные провода от кроссоверов к динамикам, могут существенно повлиять на настройку кроссов.
Ну и крайне желательно устанавливать их не внутри двери, а под обшивкой либо в кик панелях салона. Кроссоверы крайне не любят перепадов температур и влагу.
С техническими моментами установки акустики разобрались. Теперь можно поговорить немного об эстетике.
Очень много вопросов вызывает то, как оформить красиво подиумы для фронтальной акустики и на этом этапе многие бояться экспериментов, заочно считая, что самостоятельно не смогут красиво оформить динамики в салоне авто. За этим конечно можно обратиться к профессионалам в установочную студию. А можно попробовать свои силы и изготовить подиумы способом, который особых навыков и профессионализма не требует. Достаточно лишь обладать терпением и небольшим количеством свободного времени.
Поговорим о нюансах работы со стекломатом и смолами.
Первый и, наверное, самый главный совет в этом деле: Не торопиться! Дело это не быстрое и очень кропотливое. Если у вас нет желания убить несколько вечеров на скучное, монотонное занятие, то лучше не начинать вовсе. Поспешив, вы рискуете получить ужасную поделку вместо эстетичных подиумов.
Для изготовления подиумов впервые, лучше всего использовать чулочную технологию, стекломат и эпоксидную смолу.
На первый раз лучше использовать именно эпоксидку а не полиэфирку. Полиэфирка сохнет очень быстро. В этом ее главный плюс. А минус в сильном, резком, неприятном запахе. Эпоксидка позволит в процессе длительного застывания оперативно исправлять, какие то косяки и ляпы. А отсутствие запаха позволит изготовить подиумы прямо дома, либо на балконе, уделяя процессу по 30-40 минут в день, скажем, после работы.
Покажу работу с этими материалами на примере тех подиумов, которые я впервые делал для вч и серединок. Пример этот примечателен тем, что я не могу похвастаться прямотой рук в таких видах работ, а значит, такие подиумы могут получиться буквально у каждого.
Итак, поехали.
Коронками по дереву вырезаем из фанеры 10ки 2 колечка и обрабатываем напильником, чтоб динамик плотно входил в кольцо.
В магазине крепежа покупаем по 10 штук саморезов различной длины и 60 гаек на 8. С помощью них выставляем колечки в нужном положении и под нужным углом. Использовал такой способ, потому что колечки очень тонкие, меньше сантиметра.
Выставляем колечки под разными углами, отслушиваем оптимальное направление динамиков.
Для пищалок подпиливаем пластиковые накладки стоек и вклеиваем моментом кристалл обоймы вч под разными углами, определяя оптимальное направление, пока не определимся окончательно.
В уголках зеркал сверлим по 2 отверстия внутри будущего подиума и в железе двери под крепление подиумов серединок двумя шурупами в помощь штатным клипсам.
Самым большим нюансом подиумов было то, что резинка проема двери где—то на полтора сантиметра перекрывает уголок декора при закрывании. Это значит, что подиум серединок должен начинаться не от края уголка, а с отступом в сантиметр. Отмечаем маркером полосу, с которой будет начинаться подиум.
Перед началом основных работ, с помощью крупной наждачки, делаем шероховатыми поверхности прилегания чулок, чтоб смола там лучше схватилась с пластиком.
Подбираем чулки, либо тянущийся материал для изготовления формы подиумов, примеряем, как это будет выглядеть, и убеждаемся, что чулок тянется достаточно для того, чтоб обеспечить нужную форму подиума без складок. С обратной стороны подиумов собираем лишний чулок прищепками и скотчем.
В том месте, где должен быть отступ подиума под резинку я прям через чулок, прижав его, промазывал моментом кристалл всю полосу. Постепенно прижимая каждый участок, добился, чтоб чулок надежно приклеился на всей поверхности отступа.
Также, суперклеем пролил то место, где чулок протягивался по кольцу подиума. На всякий случай, чтоб потом после обрезки отверстия не было проблем.
Когда клеи схватились и высохли, намешал немного эпоксидки и промазал тонким слоем будущие подиумы.
Спустя 6 часов, когда эпоксидка начала схватываться, прошел чулки еще двумя слоями и оставил на сутки сохнуть.
После высыхания смолы, вырезаем отверстия внутри колец. Чулки к этому времени стали жесткими, но не каменными. Большего, в общем-то, и не нужно. Через отверстия в колечках уложил изнутри по всем стенкам небольшой слой волокон стекломата и пропитал их эпоксидкой.
Когда стекломат пропитывается, он становится податливым и достаточно легко укладывается на стенки. Обратите внимание, чтобы эпоксидка протекла в каждый уголок подиума изнутри. Если этого не сделать, то останутся раковины и мягкие участки подиума, которые будут от легкого нажатия проваливаться. При этом, набивать стекломат слишком плотно не стоит, чтобы не деформировать форму чулка. Под своей натяжкой чулок, как правило, дает эстетичную оптимальную форму. Не стоит ее уродовать. Также желательно в несколько слоев пройти эпоксидкой основу подиума внутри.
Это придаст дополнительную жесткость всей конструкции.
После высыхания первого слоя можно уложить еще один аналогичным способом. Только в этот раз еще можно тонким слоем эпоксидки пройтись разок и сверху подиума.
Если необходимо придать какую то форму снаружи, то укладывайте необходимое количество стекломата или стеклоткани сверху в нужных местах и пропитывайте смолой. Отдельно нужно учесть: при вышкуривании стекломата жутко чешутся руки. Как после стекловаты. Лучше их защитить перчатками. Да и при укладке слоев внутри обратите внимание, чтобы в подиуме осталось достаточно места для динамика. Изнутри вышкуривать достаточно сложно.
Когда высох второй слой, получились невзрачные, на первый взгляд, заготовки, которые уже можно приводить в порядок. Срезаем остатки чулок,снимаем напильником капли смолы и потеки внутри подиумов вч, приводя тыльную сторону основы в исходное состояние.
Теперь запасаемся разными водостойкими наждачными бумагами и начинаем вышкуривать подиум от капель и неровностей. Это самый длительный процесс. Наждачку нужно обязательно мочить в воде периодически. Так и вышкуривается лучше, и наждачка не забивается, и мы не дышим пылью смолы, которая здоровья явно не прибавляет.
В процессе вскроются все раковины и косяки, образовавшиеся при формирования основы подиума.
На этом этапе вышкуривания нужно придать подиуму необходимую форму, убрать все лишние капли и потеки, определить и отметить все вмятины, раковины и места подиума которым необходимо придать дополнительную форму.
Теперь любой стекловолоконной шпатлевкой либо шпатлевкой по пластику заполняем с избытком раковины и накидываем слои побольше там, где нужна дополнительная форма. Удобство работы со шпатлевками состоит в том, что схватываются они очень быстро. Буквально через 5-7 минут после нанесения шпатлевки, ее уже можно потихоньку вышкуривать.
Повторять этот процесс можно до тех пор, пока либо вам не надоест, либо вы не уберете все косяки с подиума.
Как видите, в ходе вышкуривания подиум становится пятнистым и это мешает увидеть мелкие неровности. Справиться с этим поможет тонкий проявочный слой грунта по пластику:
Когда грунтовка высохнет, станет видно все оставшиеся неровности. Отмечаем неровности, снимаем слой грунта, обезжириваем эти места и снова работаем шпатлевкой и наждачками. Затем по новой грунтуем эти места и смотрим на результат до тех пор, пока результат нас полностью не устроит. К тем серединкам, что я ставил, рекомендуется демпфировать подиум изнутри мягким материалом.
Тем более подиумы у меня получились объемом немного меньше оптимального. Демпфировал внутреннюю поверхность подиума выкройкой из махрового полотенца. Сажал материал на клей дракон.
Теперь грунтуем все подиумы окончательно и на финише, для придания фактуры, схожей с фактурой пластика, наносим тонким слоем краску антигравийку.
Регулировкой расстояния от сопла до поверхности можно добиться разной фактуры краски. Рекомендую перед нанесением антигравийки потренироваться на любом куске картона или фанеры.
Если наносите антигравийку по холоду, советую подержать баллончик в тепле, чтоб он прогрелся. Иначе баллончик будет плеваться и всячески портить фактуру.
В итоге мы получаем вполне эстетичные, а главное достаточно надежные и прочные подиумы.
Повторюсь, очень рекомендую не бояться, а пробовать данный способ. Ничего сложного здесь совсем нет, а процесс категорически приветствует творческий подход. Вариант, описанный выше, вовсе не строгая инструкция, а просто пример технологии. Чем крепить, как выставлять и чем вышкуривать это вопросы вашей смекалки и только ее.
Фронт установили, и наша работа вплотную подошла к самой большой теме акустики.