Что такое каретка на велосипеде
Перейти к содержимому

Что такое каретка на велосипеде

  • автор:

Каретка

Каретка

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

Содержание

Виды кареток по конструкции [ ]

Каретки с внешними подшипниками [ ]

Интегрированная каретка

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя. Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II
    • Hope
    • RaceFace X-Typ
    • Token
    • Chris King
    • FSA Mega Exo

    Разборная каретка

    Каретка квадрат

    Каретка под квадрат

    Каретка octalink

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.
    • C шлицевой посадкой шатунов:
      • Shimano Octalink v.1
      • Shimano Octalink v.2
      • ISIS
      • Truvativ Powerspline
      • Truvativ HammerSchmidt

      Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

      Виды кареток по используемому кареточному стакану [ ]

      С резьбовой посадкой [ ]

      В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

      • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
        • 68 мм — наиболее распространены,
        • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
        • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
        • 100 мм — фэт-байки.

        Press-fit [ ]

        BB30 cups

        Каретка типа Press-fit

        В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

        Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм: [1]

        • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипиники без чашек.
        • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

        Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

        • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
        • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

        Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

        • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
        • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
        • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

        Особенности выбора [ ]

        При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.

        В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:

        Эксцентриковая каретка [ ]

        Eccentric bb

        Эксцентриковая каретка стандарта 54 мм

        Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

        • Стандарт 54 мм [3] — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
        • Стандарт 46 мм [4] — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
        • Стандарт BSA [5] — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

        Надежность и долговечность [ ]

        Самый катастрофически невменяемый вариант — советский «клин». Зачастую заканчивает жизнь приваренным к осям электросваркой, поскольку и сама ось, и шатуны разбиты уже до такого состояния, что менять клинья бесполезно, да и детали в таком состоянии испортить уже не жалко. «Разбирается» такая каретка после окончательной поломки исключительно «болгаркой», и дальнейшая судьба аппарата описана в статье Крокодил, во введении про «полукрокодилы». Единственное преимущество перед почти настолько же дешёвым и технологичным «квадратом», из-за которого, вероятно, это чудовищное решение было стандартизировано в СССР — возможность разборки без выжимок, используя исключительно деревянную киянку для выбивания клиньев, на которых гайки предварительно откручивались ровно до конца резьбовой части, чтобы избежать смятия резьбы. Тем не менее, не всегда это помогало, и в инструкциях к «совковелам» поздних десятилетий выпуска клинья описывались как одноразовые детали.

        Впрочем, вышесказанное справедливо лишь для деталей и узлов позднесоветского производства: качество материала, точность обработки и соблюдение допусков начали ухудшаться где-то со второй половины 70-х и далее по нарастающей —- уже одно то, что сопрягаемые детали перестали подвергаться поверхностной закалке, поставило жирный крест на их живучести. Сохранились экземпляры велосипедов до- и послевоенного выпуска с внушительным пробегом, у которых клины, установленные ещё заводом (!) и ни разу (!!) не вынимавшиеся, до сих пор держат шатуны мёртвой хваткой. Соединение клиновым штифтом конструктивно вполне надёжно, но только при полном соблюдении технологии изготовления и грамотном обслуживании, недаром он очень широко использовался как до середины ХХ столетия, так и позже ведущими европейскими производителями в том числе и на гоночных велосипедах. Одно из главных условий — детали должны быть идеально пригнаны друг к другу, на практике же это означает, что они не взаимозаменяемы! Поэтому-то простая замена любой составляющей (да ещё в сочетании с небрежностью) в скором времени и выводила всё соединение из строя.

        И многие ли знали о том, что клин должен был не забиваться что есть силы молотом, а аккуратно впрессовываться, причём строго с определённой стороны [6] , гайка — затягиваться с определённым усилием, и хоть кто-то был знаком с правилами эксплуатации и обслуживания кареток такого типа? Так что запороть этот весьма деликатный, но в тоже время самый нагруженный узел велосипеда, при том, что как раз в ближайшем прошлом изготавливался и собирался он уже вопреки технологии, было проще простого.

        Из современных самую дурную славу снискали «квадраты». Не в последнюю очередь это связано с тем, что существует «два с половиной» стандарта квадратов (JIS с его крайне редкой вариацией JISLP и ISO). Как нас учит тот же Шелдон Браун, одно на другое ставиться-то ставится, но чревато не только сбитым чейнлайном, но и сюрпризами при активном вкруте. Вдобавок, стандарт сам по себе рассчитан скорее на «редкоземельный чугуний», нежели на лёгкий цветмет. Пока используется хорошая сталь и выдерживается тот же стандарт — квадраты можно считать вечными и безотказными, но вот более лёгкие варианты стоит использовать уже в шлицевых исполнениях.

        Холивар между разными шлицевыми системами не даёт явного лидера, что говорит о достойном качестве всех участников.

        Каретка

        Велодни…Ни дня без велосипеда!

        Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

        каретка фото

        Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.
        Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

        Интегрированные каретки

        Интегрированная каретка

        Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

        Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

        Стандарты интегрированных кареток:

        • Совместимые с Shimano:
          • Shimano Hollowtech II
          • Hope
          • RaceFace X-Type
          • Token
          • Chris King
          • FSA Mega Exo
          • GXP (GigaX Pipe)
          • Hope (через фирменный адаптер)
          • Chris King (через фирменный адаптер)

          Неинтегрированные каретки

          Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

          • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
          • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

          Стандарты неинтегрированных кареток:

          • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
          • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

          SQR - соединение на квадрат

          SQR — соединение на квадрат

          • C шлицевой посадкой шатунов:
            • Shimano Octalink v.1
            • Shimano Octalink v.2
            • ISIS
            • Truvativ Powerspline
            • Truvativ Howitzer
            • Truvativ HammerSchmidt

            Octalink – стандарт Shimano

            Octalink – стандарт Shimano

            Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

            Виды кареток по используемому кареточному стакану

            С резьбовой посадкой

            В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

            • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
            • 68 мм — наиболее распространены,
            • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
            • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
            • 100 мм — фэт-байки.
            • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
            • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

            Press-fit

            В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

            Каретка типа Press-fit

            Каретка типа Press-fit

            Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

            • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
            • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
            • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
            • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
            • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
            • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
            • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
            • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
            • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

            Особенности выбора каретки

            • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
            • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
            • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
            • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
            • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).
            • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.
            • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.
            • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

            Эксцентриковая каретка

            Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

            Эксцентриковая каретка 54 мм

            Разновидности:

            • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
            • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
            • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

            На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

            Инструменты для работы с кареткой

            Для работы с кареткой — картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

            шлицевой ключ

            Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ —

            ключ для каретки

            А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму.

            ключ для каретки

            На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

            ключ для каретки

            Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки — не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность — особенно это относится к алюминиевым рамам — для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа — можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

            Снятие каретки картриджного и разборного типов

            Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.
            После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

            снятие каретки

            0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

            снятие каретки

            Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

            снятие каретки с ключами

            1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа — можно повредить гайку.

            снятие каретки

            Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

            снятие каретки

            2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

            снятие каретки

            Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

            снятие каретки

            3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

            снятие каретки

            4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

            снятие каретки фото

            Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

            снятие каретки

            Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

            Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

            1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

            Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

            2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же — 50-70 Нм.

            Теперь надо установить шатуны и систему.

            Сборка и установка разборной каретки

            Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

            Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
            Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

            разборная каретка

            Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

            0. При сборке каретки самое сложное — не перепутать концы оси каретки — ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

            Чашки перепутать не удастся — у них разная резьба (у левой чашки — правая и наоборот)

            разборная каретка

            1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками — внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

            установка каретки фото

            2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

            установка каретки фото

            3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

            Регулировка подшипников разборной каретки

            После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

            0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
            1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.
            Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

            Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

            Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

            Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

            Каретка : 7 комментариев

            Спасибо, полезная статья

            Подскажите, как пользоваться ключом для каретки Bike Hand YC-155 (на фото в статье есть).
            Купил такой, но не понимаю, как им пользоваться. Он соскальзывает и не фиксируется в пазах

            Такое количество солидола на подшипниках способно увеличить массу карбонового велосипеда на 10%! :))

            А в особо тяжёлых случаях -на 11,5% 😉

            Здесь еще не указан как минимум один тип — HollowTech от Shimano.
            Чем то сходна с описанной тут разборной кареткой, но все намного проще и надежней.

            Добрый день, скажите, как подобрать длину оси каретки под звёзды 3*7 к примеру, ставил 127,5 и 122,5 ?

            Доброго времени суток! подскажите пожалуйста чем можно заменить каретку типа бубон на велосипеде ММВЗ ? на посадочном месте нет резьбы 🙁 нашел на пром подшипниках но под клин , а хочу шатуны под квадрат !

            Устройство и разновидности кареток для велосипеда

            велосипедная каретка

            Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.

            Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:

            • силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
            • абразивная – силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.

            Конструкция каретки

            Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:

            1. Корпус – основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
            2. Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
            3. Ось каретки – подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
            4. Шлицы или места крепления шатунов.

            К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.

            Таким образом, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.

            Картриджная компоновка

            Картриджная компоновка с квадратным креплением шатунов

            Типы кареток и элементов

            Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:

            • длина вала – она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
            • длина корпуса – должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
            • тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
            • тип крепления шатунов – размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.

            История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.

            Есть разделение и по принципиальной конструкции.

            По объединённости с системой

            • Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
            • Неинтегрированные модели – отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
            • Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.

            По кареточному стакану

            С резьбовой посадкой, под различные размеры:

            • «Английская резьба»;
            • 68 мм;
            • 73 мм – распространён в MTB байках;
            • 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
            • 100 мм – круизеры с широкой рамой;
            • «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
            • «Французская резьба» – использовалась в советских дорожных велосипедах.

            Кареточный стакан

            Кареточный стакан

            Press-fit, иначе – стандарт BB30 – совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:

            • BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
            • PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
            • Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
            • BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
            • BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
            • BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
            • BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
            • 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.

            Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:

            • Посадочный диаметр 54 мм;
            • Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
            • Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.

            Шлицевое соединение Howitzer

            Шлицевое соединение Howitzer для трюковых велосипедов

            По креплению шатунов

            • Квадрат (SQR) – стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна – при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
            • Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.

            Шлицевых соединения множество версий:

            • Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
            • ISIS Drive – общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
            • Hollowtech II – применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
            • Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
            • Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.

            виды кареток

            Выбор каретки

            Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:

            • Внимательно следить за размерами и типом каретки.
            • Узнать из документации тип кареточного стакана.
            • Из документации к заднему переключателю узнать chainline – линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
            • Из документации по системе получить размеры стакана.
            • В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.

            Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.

            разобранная каретка

            Разобранный узел

            Заключение

            Каретка в велосипеде – небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов – от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.

            Типы велосипедных кареток

            Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.

            Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА КВАДРАТ

            Один из самых старых стандартов, который широко используется и по сей день. Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Есть несколько разновидностей квадратной посадки шатунов: ISO; JIS Low Profile и JIS.

            ISO – Международная организация стандартизации. Она пыталась рационализировать компоненты велосипеда по совместимости производителей разных стран. Но большинство стандартов ориентированы на Английские. Итальянские компоненты делали по своим стандартам, но большинство взаимозаменяемы с Английскими. К примеру разность кареток Итальянских- шириной 70мм. и «правыми» резьбами М36х24tpi, против Англ.- 68мм. с левой и правой резьбой ВС 1,37”x24tpi (tpi – шаг резьбы, количество витков резьбы на дюйм), получившие приставку в обиходном названии размера резьбы — ЕВРО (еврокаретка). Квадрат стандарта ISO имеет самую короткую длину и с большими углами конуса, чем у JIS Low Profile и JIS. Такая конструкция требует более профессионального подхода к установке шатунов и как факт менее надёжное соединение.

            JIS Low Profile – Японский стандарт имеет упор в конце квадрата для точного достижения линии цепи (Chain Line). Применялся для шатунов Shimano и практически всеми на трековых шатунах.

            JIS – Японские промышленные стандарты. Если у Вас система/шатуны изготовлены в этом веке, то забудьте про предыдущие 2 стандарта упомянутые выше. В 1997 г. Япония предложила ввести единый стандарт. И на сегодня не имеет значения какой производитель ваших шатунов. Если ваши шатуны антиквариат, то в поиске каретки Google Вам в помощь.

            Threadless design Bottom Bracket — это запатентованое изобретение получила «путёвку в жизнь» по принципу «голь на выдумки хитра». Выглядеть каретка может по разному, но сходство в главном:

            Заметили конуса на чашках справа и слева? В этом и есть ключ. Каретка является ремонтной времянкой. Хотя ни что так ни вечно, как временно. Если у вас повреждена резьба в раме или полное её отсутствие, то поможет эта безрезьбовая каретка. Стягивая обе стороны между собой, каретка повисает на тех самых конусах. Почему «голь на выдумки. «? В основном реставрируют «ашанбайки» или ХВЗ. Подсказка в формате оси. Подобных кареток OKTALINK или ISIS я не видел. Размер кареток существует в большом ассортименте: ширина 68/73, а длина вала/оси от 110 до 127.5 мм.

            С конца прошлого века активно начали развиваться экстремальные дисциплины велоспорта и оси стандарта «квадрат» не справлялись с нагрузками. Они попросту скручивались спиралью, что сказывалось на не прямолинейным положении шатунов друг к другу. По этому было решено увеличить сечение оси в диаметре. Первыми были Shimano, с них и начнём.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА ОКТАЛИНК

            OCTALINK – запатентованный Японский стандарт.Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе) и 73. На концах оси по 8 шлицов прямоугольной формы с едва заметным клином под запрессовку шатуна, основная посадка шатуна находится на круглой части оси с небольшим конусом за шлицами. Каретки этого типа имеют встроенные подшипники, где внутреннюю и внешнюю дорожки выполняют роль ось и корпус каретки. Размер резьбы в оси М15.

            Каретка OCTALINK V1 – использовалась только под шатуны HOLLOWTECH XTR.

            Каретка OCTALINK V2 – использовалась для всех остальных и не только Shimano. Когда появились шатуны HOLLOWTECH II с интегрированной 24 мм. осью каретки OCTALINK перестали делиться на V 1 и V2 и различаются по уровню и маркировке.

            Как в ВМХ, так и в МТВ, американцы не могли смириться с монополией, и по подсказке в направлении движения мыслей и конструктива, появился стандарт – ISIS.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА ISIS

            Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Размерность 68/73 придумали Truvativ.

            Каретки Truvativ JIS и ISIS имеют стальной или алюминиевый спейсер 2.5 мм. По сути каретка 73 мм., и если ставить её на раму 68 мм., то он, спейсер, компенсирует лишнюю длину. Если у каретки JIS левая чашка сквозная, то у ISIS глухая как на фото выше. Резиновое кольцо закрывает щель между буртиком чашки и рамой и выполняет декоративную функцию. У кареток стандарта ISIS на концах оси имеется 10 клиновидных шлицов образованных выборкой оси полукруглым углублением. Посадка шатуна на ось не имеет касания ни на ребре шлица, ни во впадине между шлицов. Так как шлиц клиновидной формы шатун напрессовывается на верхнюю половину шлица по бокам

            и упирается в ограничительное кольцо для фиксации «линии цепи». Каретки этого типа имеют съёмные промышленные подшипники в количестве 2; 3; 4 шт. или 2 двухрядных. Размер резьбы в оси бывает М15; 14 и 12 мм. в зависимости от толщины оси.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА POWER SPLINE

            Стандарт Power Spline – выдумка от Truvativ, и далеко не самая удачная. Размеры каретки 68/73х113 или 68/73х118. Кострукция та же что и у квадратных кареток, только вместо квадрата 12 мелких прямоугольных параллельных шлицов. Шатун запрессовывался на шлицы за счёт слегка конической формы оси. Визуально определить стоит ли такая каретка у Вас или нет можно по знаку который виден ниже на фото по центру корпуса каретки. Такой знак наносят на правый шатун с внешней стороны.Размер резьбы в оси М8х1

            Truvativ сделали попытку на монополию, но из за частых нареканий на надёжность стандарт не прижился.

            У всех выше перечисленных кареток, подшипники находятся внутри рамы и имеют между собой более менее одинаковое и не большое расстояние. И вот приходит решение увеличить расстояние между подшипниками, тем самым увеличить рычаг сопротивления, снизить нагрузку на подшипники и увеличить их ресурс. Ну. что получилось, тому и рады. Так появились каретки с внешними подшипниками.СТАНДАРТ КАРЕТОК HOWITZER.Каретки Howitzer – ещё одна выдумка от Truvativ, по сути таже самая ISIS только с внешними подшипниками и более короткой посадкой шатуна (длина оси со шлицами входящяя в шатун), что ослабляет соединение ось-шатун. Определить такую систему можно по одноимённой надписи на лапке правого шатуна.

            Как и Power Spline из за частых нареканий, стандарт не прижился.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА GXP

            Зачем? Ось упираясь в левый подшипник каретки притягивается снаружи шатуном. Это и есть показатель установки «линии цепи». Как и в предыдущих случаях тип каретки определяем визуально по правому шатуну.

            Есть две проблемы: 1 — появляется пространство от правого шатуна до подшипника каретки около 3-4 мм. Что приводит к частым случаям вапрессовывания пластикового уплотнителя диаметров ось-подшипник.

            2 — Надо молиться чтобы левый подшипник не выпрессовался из чашки.

            КАРЕТКИ ПОД СТАНДАРТ ШАТУНОВ HOLLOWTECH II

            На сегодняхний день, это самый распространенный и общепринятый стандарт кареток. Их можно комбинировать между производителями, так как у всех внутренний диаметр подшипников под ось 24 мм. Как правило, бывают шириной 68/73 и 83 мм. Из новых тенденций, ширина 100 и 120 мм для рам типа FATBIKE. На самом деле чашки/подшипники те же, разница в длине пластикового спейсера между ними.

            Из разницы в каретках: 1 — У некоторых производителей ось шатунов не контактирует с подшипником, между ними пластиковый уплотнитель одновременно выполняющий роль внешнего пыльника подшипника как у шимано

            И похожий пылиник, но как дополнительная функция защиты у TOKEN.2 — Используют керамику как в шариках, так и в кольцах подшипников

            3 — Используют радиальные или радиально упорные как шариковые так и роликовые подшипники.

            КАРЕТКИ BB90, BB95 Задумка фирмы ТРЕК, ну очень редкие и без чашек, подшипник тот же что и PressFit

            Рама имеет средующие размеры:

            КАРЕТКИ PRESS FIT

            Каретки стандарта PressFit (безрезьбовые, под запрессовку) – бывают диаметром 41; 42 и 46 мм., под 24 и 30 мм. оси. То есть как 41х30 (PF41 Press Fit 30 mm) так и 46х24 (BB30 to 24 mm).41 и 42 мм. стандарт Shimano BB86(шоссе) и BB92(МТВ) где цифра указывает размер кареточного узла рамы.

            42 мм.стандарт Shimano ивсе остальные. 46 мм. все остальные.ширина прессфит кареток от 84.5 до 107 мм.

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА BB30

            Это первый формат оси в 30 мм. Узел рамы имеет размеры в диаметре 42 мм и длиной 68мм шоссе и 73 мм. МТВ. Запрессовка подшипников происходит напрямую в раму и упирается в ограничители в виде стопорных колец установленных в пазы.

            существуют переходники на евтокаретку 68 и 73

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА PRESS-FIT 30, BB386 EVO (шоссе) и OSBB (шоссе)

            Это относительно новый стандарт кареток на МТВ и шоссе. Наиболее популярен на шоссейных рамах, но в последнее время стал появляться и на МТБ. Узел рамы увеличился в диаметре с 42 мм до 46 за счёт чашек. Теперь подшипник в чашках при запрессовке упираются в торец рамы. К стати подшипник тот же что и в ВВ30.

            существуют переходники на евтокаретку 68 и 73

            BB386EVO (шоссе) имеет следующие размеры:

            OSBB (шоссе) имеет следующие размеры:

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА BBright

            Если упомянули шоссе, то есть и такие. Они асиметричны, как рамы, так и каретки. Диаметр запрессовки стандарта 46 мм.. Можно заменить на обычную ПрессФит каретку с использованием спейсера на ось системы длинной 11-14 мм. с правой стороны. Длина оси системы должна быть соответствующая.

            Системы с 30 мм. осью удобны тем, что в алюминиевых шатунах можно заменить ось на нужную длину и редко в карбоновых, если позволяет конструкция:

            Есть каретки, которые можно установить в рамы ВВ30 и PressFit30 с помощью имеющегося в комплекте пластикового переходника и резьбового распора уплотнения в диаметре:

            КАРЕТКИ СТАНДАРТА Т47 (с резьбой М47х1) под 24 и 30 мм оси

            Формат каретки разработан компаниями Chris King и Argonaut Cycles в 2015 году. По сути это рама ПрессФит 46 мм. с нарезанной в ней резьбой. Большой «плюс» в том, что не будет скрипа в соединении рама/каретка как у BB30 и PrissFit. Теперь в карбоновой раме нужна металлическая вставка под резьбу, что слегка увеличит габариты. Для установки/замены такой каретки теперь нужно меньше навыков и попроще инструмент, чем для ПрессФитов.

            Рекомендация. На наш взгляд торцевание кареточного узла рамы для установки любой каретки с внешними подшипникамиповысит надёжность работы каретки и её ресурс.

            Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться в многообразии кареток для велосипеда, и сделать правильный выбор! Купить каретку вы можете непосредственно в нашем магазине. Если вам требуется замена каретки или установка новой, торцовка рамы или полная установка шатунов, то наша веломастеркая вам в этом поможет!СТАТЬЯ НЕ ЗАКОНЧЕНА, БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *