Кассета
Кассета (англ. cassette) — узел, представляющий собой набор задних трансмиссии современного велосипеда. Устанавливается на барабан свободного хода задней втулки с помощью шлицевой посадки и закрепляется фиксирующей гайкой (lockring). Обеспечивает изменение передаточного диапазона трансмиссии.
Не следует путать кассету с трещоткой — они несовместимы между собой, трещотка используется только на старых и/или очень дешевых велосипедах. У кассеты минимальные звезды обычно 10, 11 или 12Т [1] , у трещотки — не менее 13T.
Содержание
Обозначение [ ]
Обычно кассеты маркируются диапазоном и количеством звезд, например 11-36Т 10-speed. Кассеты шоссейных велосипедов могут быть совместимы с одной из систем: Shimano или Классификация [ ]
По количеству звезд [ ]
Существуют кассеты с количеством звезд от 7 до 11. Как правило, современные задние втулки совместимы с кассетами на 8-10 звезд [2] . Кассеты на 11 звезд обычно совместимы только с соответствующими втулками, за исключением горных кассет Shimano, которые совместимы с большинством стандартных втулок.
По типу велосипеда [ ]
- Горный велосипед [3] : диапазоны звезд от 11-28Т до 10-42Т, обычно 8-11 звезд.
- Шоссейный велосипед: диапазоны звезд от 11(12)-22Т до 11(12)-29Т [4] ,есть 13-29 -для горной местности. обычно 8-11 звезд. Кассета 12-27Т считается переходной от шоссейных к горным.
Шоссейные кассеты (кроме Campagnolo и 11-скоростных) полностью совместимы с горными, имеющими соответствующее количество звезд.
По конструкции [ ]
Типичные конструкции кассет перечислены в порядке увеличения цены и снижения веса:
- Разборные — отдельные звезды скреплены заклепками или винтами. Самая тяжелая и дешевая конструкция, подвержена загрязнению, теоретически допускает замену отдельных изношенных звезд.
- На пауке — 2-6 больших звезд (чем больше, тем дороже и легче кассета) скреплены в неразборный узел с помощью легкосплавного паука, что уменьшает вес и склонность к загрязнению.
- На нескольких пауках — звезды скрепляются по 2-3 штуки, что теоретически позволяет менять наиболее изношенные группы без замены всей кассеты.
- OpenGlide — технология По материалу звезд [ ]
-
(хромированная, никелированная или с другим покрытием) — недорогой, прочный и самый распространенный материал. Дешевые кассеты закономерно служат меньше дорогих. — применяется в топовых кассетах (иногда только на крупных звездах), очень высокая цена, небольшой вес. Нет единого мнения относительно долговечности титановых звезд по сравнению с хорошими стальными. (анодированный) — применяется в кассетах для Износ и долговечность [ ]
Как правило, кассеты может хватить на большее время, за которое изнашивается цепь, отсюда вытекает правило «в 3 цепи». То есть если новую кассету использовать с 3 новыми цепями, меняющимися через короткие промежутки времени — это проживет дольше, чем 1 кассета и 1 цепь, и обойдется дешевле, чем покупать последовательно 3 пары цепь-кассета.
Обычно кассета нижнего ценового диапазона изнашивается с равной по уровню цепью за 1500-2000 км, а со сменными цепями за 3-4 тыс. км, кассета верхнего уровня, из более твердой стали, изнашивается за 3000 и 5000-7000 км соответственно. Алюминиевая кассета может быть рассчитана на менее чем 1000 км пробега.
Как отличить кассету от трещотки и что лучше выбрать для велосипеда?
С необходимостью текущего ремонта своего «железного коня» рано или поздно сталкивается каждый владелец велосипеда. Неисправность любой детали транспортного средства может привести к падению и травме. Самой технически сложной частью велосипеда является трансмиссия, которая отвечает за передачу движущей силы от педалей на ведущее колесо. Она состоит из набора зубчатых колес (звездочек) и храпового механизма.
Храповый механизм бывает двух типов конструкции: трещотка и кассета. В чем их отличие, плюсы и минусы, нюансы использования описаны в этой статье.
Справка. Храповый механизм (храповик) – система, передающая вращательное движение колесу только в одном направлении — вперед. При прокручивании педалей назад, она блокирует передачу движущей силы на колесо и велосипед не двигается назад.
Что такое трещотка?
Набор заклепанных между собой в блок зубчатых колесиков (звездочек) разного диаметра, установленных на внешней ступице ведущего колеса. Сам храповый механизм находится внутри ступицы и связан напрямую с валом этого колеса.
В блок собраны звездочки (до 8 штук) разного размера, имеющие различное число зубцов. Каждая звездочка отвечает за одну скорость. Чем меньшее количество зубчиков на колесике, тем большую скорость передаст она на ведущее колесо. То есть, за 1 скорость отвечает самая большая звездочка с максимальным числом зубцов.
На заметку. Не специалисту определить, какой тип трансмиссии установлен на велосипед, легко, посчитав звездочки. Если их до 6 включительно – это трещотка. 7-8 скоростные трещотки встречаются не часто, их можно отличить по наличию резьбы, при помощи которой блок прикручивается к втулке. Кассетный механизм имеет шлицы (направленные углубления), в которые входит втулка.
Что такое кассета?
Такой же блок звездчатых колес, закрепленный на храповом механизме, который расположен на краю ступицы ведущего колеса. Звезды крепятся друг к другу при помощи клепок. Расстояние между ними зависит от количества скоростей велосипеда и сохраняется при помощи шайб, установленных между колесиками.
Наиболее распространены кассеты с 8 и 9 скоростями (в блоке смонтированы от 7 до 10 зубчатых колес) с толщиной звезд в 2 мм. Пример маркировки кассетного блока: 11-36Т – в блоке есть звездочки с количеством зубцов от 11 до 36.
По конструкции кассеты бывают:
- разборные (универсальный вариант, где звездочки соединены между собой заклепками или винтом);
- на пауке (звездочки крепятся поочередно на втулку, которая имеет вид лучевой звезды);
- на отдельных пауках (в блок соединены несколько втулок – пауков, на каждом закреплены до 3 звездочек);
- OpenGlide, X-Dome (применяется на спортивных велосипедах, кольцеобразные звездочки соединены в полый конус).
Все элементы кассетного блока изготавливаются из различных металлов, чаще – хромомолибденовой стали. Встречаются механизмы комбинированные, где самые большие звезды изготовлены из сплавов алюминия. Использование легкого, но прочного алюминия снижает общий вес конструкции, не снижая ее прочности. Такие кассеты дороги, поэтому их использование оправдано на спортивных велосипедах.
Чем отличается трещотка от кассеты на велосипеде?
Конструктивное отличие блока звезд трещотки от кассеты заключается:
- в различном креплении к втулке колеса;
- храповый механизм трещотки находится внутри ступицы колеса, а не в блоке звездочек;
- звездочки в блоке трещотки соединены «намертво» в единую деталь и замена отдельных колесиков не предусмотрена;
- в кассете можно заменять отдельные звездочки, менять их местами;
- храповый механизм кассеты встроен внутрь блока звездочек.
Существенные отличия есть в ремонте трансмиссии. Для демонтажа блока звездочек трещотки и кассеты требуется разный инструмент. Для снятия блока трещотки применяется специальный съемник, которым просто откручивается этот механизм.
Процесс демонтажа трещотки прост.
- Съемник вставить в углубление трещотки.
- Открутить против часовой стрелки. Для облегчения работы применяют гаечный или баллонный ключ.
Закручивать с усилием трещотку не нужно, она самозатягивается при движении велосипеда.
Для снятия блока кассеты необходим не только съемник, но и специальный ключ-хлыст с закрепленной на держателе велосипедной цепью. Такой ключ можно изготовить самостоятельно из кусочка старой велосипедной цепи и отрезка доски.
Для съема кассеты необходимо открутить стопорную гайку, удерживающую блок на втулке. Чтобы зафиксировать кассету от свободного прокручивания, и нужен ключ – хлыст. Придерживая им кассету, съемником откручивают гайку против часовой стрелки.
Для постановки кассеты обратно на велосипед важно найти единственно верное положение шлиц втулки и кассеты. Для этого придется покрутить блок, совмещая впадины и выпуклости обеих деталей. При наличии отдельных звезд, их так же устанавливают, подбирая правильное положение шлиц. Завершает установку закручивание стопорной гайки по часовой стрелке.
Съемником от кассеты можно открутить блок трещотки, но съемник трещотки не годится для демонтажа кассеты из-за разной ширины шлицы.
Что лучше кассета или трещотка?
Трещотка является устаревшим механизмом трансмиссии, но и более дешевым, по сравнению с кассетой. Трещотку можно легко снять и поставить обратно на втулку колеса, используя лишь один инструмент. Специального обслуживания она не требует.
Однако особенности конструкции трещотки влияют на изнашивание подшипников, которые находятся в непосредственной близости от храпового механизма. Ремонтировать трансмиссию велосипеда с трещоткой придется чаще, при интенсивном типе использования транспортного средства – каждые 4-5 тысяч километров. Как правило, зубчики звезд стираются или лопается ось от большой нагрузки, и весь блок подлежит замене.
Использование трещотки оправдано на простых прогулочных и детских велосипедах.
Кассетный тип блока трансмиссии считается более надежным за счет крепления храпового механизма на краю ступицы. Нагрузка на подшипники меньше даже при усиленной эксплуатации велосипеда на высоких скоростях и по пересеченной местности.
Все современные модели скоростных, горных, трюковых велосипедов оснащены именно кассетным типом трансмиссии.
Внимание! Заменить на велосипеде блок звездочек типа «трещотка» на кассету технически сложно. Для этого придется менять втулку ведущего колеса. Лучше сразу выбирать модель велосипеда с нужным типом трансмиссии.
В чем разница между трещотками и кассетами
В трансмиссии многоскоростного велосипеда при переключении передач на заднем колесе используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.
В чем между ними разница, что и для какого велосипеда лучше использовать мы и разберемся в этой статье.
Рассуждать о плюсах и минусах каждого типа можно долго – слишком много нюансов есть в вопросе выбора кассет. В этой статье мы остановимся только на основных моментах.
Первыми, при появлении многоскоростных велосипедов, были разработаны трещотки. Затем, через некоторое время, появились кассеты, в которых исправили практически все проблемы и недочёты трещоток.
Прежде всего, давайте посмотрим, в чем конструктивно кассета отличается от трещотки.
Трещотка (Threaded Freewheel) – набор звёзд, с встроенным храповым механизмом, который накручивается на резьбу на задней втулке .
Состоит из
- 6-8 звездочек, собранных вместе, с количеством зубьев от 13-14 до 28-34.
- Механизма свободного хода: собачки, пружинки, храповик. Он позволяет прокручиваться в одном направлении и не позволяет в другом.
- Подшипника.
- Резьбового кольца для навинчивания на резьбу втулки заднего колеса.
При поломке или износе даже нескольких звёзд проще и дешевле заменить всю трещотку целиком. Хотя нельзя сказать, что это аксиома. Есть мастера, разбирающие и ремонтирующие их, но процесс этот значительно сложнее, чем при ремонте и замене звезд в кассете.
Кассета (Cassette Cluster) – набор звезд собранных или склёпанных вместе.
В отличие от трещотки, кассета надевается на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится на нём с помощью шлицевого соединения и фиксируется гайкой. Отверстие в середине кассеты имеет специальные выемки, которыми она цепляется за выступы на поверхности барабана задней втулки.
Кассеты ставят на велосипеды дорогих моделей, так как они более надежные, легкие и ремонтопригодные.
Муфта свободного хода, также состоящая из собачки, пружинки и храповика, расположена внутри барабана задней втулки. Называется такая конструкция — Cassette Freehub.
Зажимная гайка обеспечивает надежное крепление кассеты на шлицах втулки. Её можно смазывать специальным резьбовым герметиком, для предотвращения самостоятельного отвинчивания.
Звезд в кассете обычно больше – от 7 до 11. Чаще всего самая маленькая звезда имеет от 11 зубьев, а большая до 24-36. Хотя встречаются и 11 скоростные кассеты с количеством зубьев от 10 на самой маленькой до 40-42 на самой большой звезде. Стоит она правда около 250 евро.
Появились даже 12-ти скоростные трансмиссии для MTB, в которых звезды имеют от 10-11 до 50 зубьев.
Кассеты различаются по конструкциям, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы как в весе, так и в цене. Более подробно об их типах и конструкциях можно почитать в статье «Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.»
Втулки для кассеты и трещотки
Как видно из-за особенностей конструкции кассеты и трещотки для каждой из них нужна своя задняя втулка. Трещотку нельзя накрутить на втулку, предназначенную для установки кассеты и соответственно наоборот – кассету не получится поставить на втулку для трещотки.
Втулки для трещоток — с резьбой, а втулки для кассет — с барабаном, на котором есть выступы для шлицевого соединения с самой кассетой. Это различие хорошо видно на рисунке выше.
Важным плюсом при эксплуатации кассет является то, что подшипники у них расположены по краям втулки, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоток, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось втулки при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике, либо при сильных динамических нагрузках на заднее колесо.
Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в этих втулках подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или даже поломке оси.
В то же время, при покупке кассет необходимо учитывать и их совместимость со втулками разных производителей, о чём в этой статье мы рассказывать не будем.
Далее. Так как у трещотки механизм свободного хода расположен внутри, то шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем кассета, у которой механизм свободного хода расположен внутри втулки. Места там больше, поэтому шарики в подшипниках более крупные, а значит – они выдерживают большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях втулок производители устанавливают промподшипники. Таким образом, механизм свободного хода у кассеты более надежный, чем у трещотки.
Плюсы и минусы трещоток и кассет
Самый большой плюс трещоток – низкая цена. Они всегда дешевле кассет, чем и обуславливается их использование на всех типах детских, подростковых и бюджетных велосипедов.
С точки зрения надежности можно сказать так: кассета более надёжна, чем трещотка, особенно при эксплуатации велосипеда с большими нагрузками. При спокойных покатушках трещотка нормально справляется с переключением скоростей и не стоит переплачивать за кассету.
К минусам трещоток можно отнести такой момент – снять её бывает очень проблематично. Связано это с тем, что резьба на них обычная, правосторонняя, и поэтому, когда велосипедист крутит педали – он все-время закручивает трещотку на втулке. Именно поэтому, чтобы снять её с колеса, нужен специальный съемник и значительное усилие или большой рычаг.
Снять кассету значительно проще, так как прижимная гайка никак не связана с движением колеса – она просто накручивается на барабан. Снимается с помощью двух инструментов: съемника и «хлыста». Съемник вставляется в кассету, так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца. Затем на одну из больших звезд накидывается цепь хлыста, которым удерживается кассета, пока ключом со съемником откручивается прижимная гайка.
Важный плюс кассет для опытных велосипедистов – количество зубьев на самой маленькой звезде. На кассете их обычно 11, а у трещотки 13-14. Таким образом, на кассете, при одинаковом количестве зубьев на передней звезде и одинаковой скорости вращения педалей (каденсе) можно ехать быстрее. Например: если на передней звезде 32 зуба, а на задней 11, то можно разогнаться до 40 км/ч. А вот при 13 зубьях на трещотке и той же частоте вращения педалей – только до 34 км/ч.
Так же разброс передаточных чисел на звездах у кассет обычно больше и лучше, чем у трещоток.
Как визуально отличить кассету от трещотки
Если Вы держите в руках и она не установлена на велосипеде, то проще всего посмотреть: если на задней стороне есть резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.
Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.
Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, вбив её в любом поисковике, и выяснить в интернете, что это: кассета или трещотка.
Если никак определить тип не удается, можно считать так:
- если на велосипеде до 18 скоростей – то в 99% случаев там стоит трещотка;
- если 21 скорость – 95% это трещотка, кассеты на 7 скоростей – достаточно редкий случай;
- если скоростей больше 24 – кассета.
Маркировка кассет и трещоток
Обычно если в маркировке есть символы CS (Cassette Sprocket) – это кассета. Если есть буквы MF-TZ или просто TZ – это трещотка.
Количество зубьев на звездах трещоток и кассет обозначается одинаково: две цифры через дефис и буква “T”. Буква “T” от английского слова tooth – зуб, зубец.
Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.
Выводы
Трещотки отлично подходят для:
- не дорогих моделях велосипедов различных типов,
- детских, , .
Если вес велосипедиста до 100 кг, он катается спокойно, без рывковых нагрузок на цепь и заднее колесо, особенно на крайние наружные звезды – то трещотка отлично справляется с задачей переключения скоростей. Часто у таких велосипедистов трещотки служат многие тысячи километров и нормально себя ведут.
Если вес велосипедиста более 100 кг или велосипед используется для длительных туристических поездок с большой нагрузкой на багажник – лучше использовать кассету. Она более надежная и легче переносит большое давление на ось задней втулки.
Если Вы любитель агрессивных стилей катания, гоняете по пересеченной местности, и при этом байк испытывает сильные динамические нагрузки на заднее колесо, например, при прыжках, скоростных горных спусках и т.п. – то однозначно для переключения скоростей нужно применять кассету.
Если Вы цените надежность, часто пользуетесь разными скоростями, Вам нужны большие передаточные числа и самое главное нет проблем с финансами – берите кассету.
И еще маленькое замечание – не забывайте еще и о планетарных втулках. В них вообще нет звезд, скорости переключаются прямо внутри втулки и не требуют никакого обслуживания.
Кассета или трещотка
Ранее мы рассказывали об основных составляющих велосипеда в статье «Простым языком о том, из чего состоит велосипед» , откуда вы могли узнать, что такое трансмиссия и из каких элементов она состоит. Система задних звёзд, предназначенная для повышения или понижения передач на велосипеде с несколькими скоростями, делится всего на два типа: трещотка и кассета.
Сегодня мы расскажем об их отличиях, а также отметим основные преимущества и недостатки. Эта информация может пригодиться в случае необходимости замены или ремонта системы, а также при выборе велосипеда, который должен соответствовать определённым требованиям.
Трещотка
Более простая система трансмиссии, которая состоит из набора несъёмных звёзд и соединяется с втулкой заднего колеса через храповый механизм накручиванием по часовой стрелке.
Появились трещотки значительно раньше кассет и увидеть такую систему можно чаще всего на старых и недорогих моделях детских, подростковых, городских и женских велосипедов. Забавное название система получила благодаря треску, который издаётся во время свободного вращения или вращения в обратную сторону.
Отличаются трещотки между собой по общему количеству звёзд (от 3-х до 7-ми звёздочек) и числу зубьев (минимум 11 на маленькой звезде). Существуют и трещотки с 8-ю звёздами, но встречаются они крайне редко и имеют более глубокую посадку, что не даёт возможности установки на втулки под 5-7 скоростные трещотки.
Для снятия трещотки используется специальный «съёмник трещотки». С его помощью трещотку скручивают против часовой стрелки. Для того, чтобы установить трещотку какие-то дополнительные приспособления не нужны.
Преимуществом трещотки является низкая стоимость и простота демонтажа. Как было сказано выше, это довольно старая система, которая устанавливается на недорогих велосипедах. Замена трещотки не сильно ударит по карману велолюбителя и потребует наличия минимального набора инструментов.
К минусам трещотки можно отнести её ненадёжность при высоких нагрузках во время езды. Звёзды изнашиваются быстрее самого механизма трещотки, а заменить отдельно звёзды невозможно или очень сложно.
Эти минусы станут едва заметны, если вы привыкли к плавной езде на велосипеде с весом до 80кг и не готовы отдавать внушительную сумму при нечастом использовании за велосипед с лучшим навесным оборудованием и трансмиссией.
Кассета
Усовершенствованная система трансмиссии, которая состоит из набора склёпанных вместе звёзд и надевается на барабан задней втулки, и фиксируются специальным стопором. Внутри кассеты имеются выемки, а на поверхности барабана втулки есть выступы.
Кассета преимущественно встречается на дорогих моделях велосипедов, где производители учли недостатки трещотки и конструктивно исправили их. Таким образом, кассета постепенно вытесняет устаревший механизм.
В отличии от трещотки, кассета уже разборный тип системы и позволяет менять звёзды отдельно, если это необходимо. Отличаются кассеты между собой, как и трещотки, по количеству звёзд (от 7-ми до 12-ти звёздочек) и зубьев (от 11 на самой маленькой звезде).
Для снятия кассеты используются уже два инструмента, хотя сам процесс требует меньше усилий, если сравнивать с демонтажем трещотки. Вам понадобится съёмник кассеты и ключ-хлыст (небольшая велосипедная цепь, закреплённая на рукоятке). Звёзды кассеты удерживаются хлыстом, а с помощью съёмника откручивается стопор. Отметим, что съёмником кассеты можно открутить и трещотку, но при помощи съёмника трещотки снять кассету не получится.
К минусу кассеты можно отнести высокую цену механизма, что заметно увеличивает итоговую стоимость велосипеда. Однако, за счёт большей износоустойчивости и большей максимально допустимой нагрузки, такая система значительно реже нуждается в полной замене или замене отдельных звёзд. Поэтому вопрос экономии становится спорным и может быть не в пользу дешёвой трещотки.
К плюсам также добавим большее количество скоростей, по сравнению с трещоткой и больший разброс передаточных чисел на звёздах. Фактический вес кассеты меньше и сыграет важн6ую роль для тех, кто желает максимально лёгкий велосипед.
Обращаем внимание на то, что для кассет и трещоток изготавливаются разные втулки заднего колеса. Для трещотки – резьбовые втулки, а для кассеты – барабанные. Поэтому не получится установить кассету на втулку, где ранее была установлена кассета и наоборот.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что велосипед с трещоткой стоит приобретать, если вес велосипедиста не превышает 80 кг, если предполагается неагрессивная езда в умеренном темпе без больших нагрузок, для детей и подростков.
Если же вес велосипедиста больше 80-ти кг, необходимо большое количество скоростей (от 21 и выше), предполагаются высокие нагрузки и активное катание, то стоит рассматривать модели велосипедов с кассетой.