Средства индивидуальной мобильности что это
Перейти к содержимому

Средства индивидуальной мобильности что это

  • автор:

Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года

Электросамокат - СИМ

С 1 марта 2023 года начинает действовать новая редакция правил дорожного движения, содержащая огромное количество изменений.

Самое заметное место среди них занимает введение нового понятия «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), которое будет использоваться для обозначения электросамокатов, электроскейтбордов и прочих аналогичных транспортных средств.

В данной статье речь пойдет о том, что такое СИМ, и какие требования предъявляются к этому транспорту.

Информация о нормативном документе

2022.10.13 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Электросамокаты в ПДД до 1 марта 2023 года

Для начала небольшая историческая справка. До 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения нет отдельных пунктов для электросамокатов, сигвеев и моноколес. То есть указанные транспортные средства рассматриваются в рамках других доступных терминов. Например, электросамокат может рассматриваться как велосипед или как мопед (в зависимости от мощности двигателя):

Ранее законодатели уже предпринимали попытки ввести термин СИМ (средство индивидуальной мобильности) в текст правил дорожного движения. Соответствующий законопроект рассматривался Государственной Думой в конце 2019 и начале 2020 года:

В итоге законодатели отказались от дальнейшей разработки этого проекта.

При желании Вы можете прочитать статьи про особенности предшествующего законопроекта. Здесь же на всякий случай напомню, что в документе было несколько моментов, которые вызывали серьезные вопросы.

Например, средство индивидуальной мобильности не считалось транспортным средством, поэтому для него приходилось дублировать многие пункты правил дорожного движения.

Не было ограничено использование СИМ ни по скорости, ни по массе, то есть даже самому маленькому ребенку мог достаться электросамокат, способный разгоняться до 50 км/ч.

Кроме того, законопроект между делом накладывал дополнительное ограничение на движение велосипедистов, которым запрещалось объезжать припаркованные автомобили. То есть эксплуатация велосипедов в населенных пунктах становилась крайне затруднительной.

В общем, законодатели отказались от предшествующего проекта правил для средств индивидуальной мобильности. Однако важно понимать, что при разработке нового документа, который рассматривается далее в данной статье, старый документ был взят за основу. Многие ошибки и проблемы при этом были исправлены. Однако, забегая вперед скажу, что некоторые пункты старого документа были просто скопированы и это привело к новым проблемам. Но обо всем по порядку.

Что такое средство индивидуальной мобильности?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 ПДД, который вводит понятие СИМ:

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

В данном определении есть несколько важных моментов:

1. Средство индивидуальной мобильности является транспортным средством. А это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин «транспортное средство», относится и к СИМ.

Например, пункт 2.7 запрещает управлять транспортным средством в состоянии опьянения или передавать управление человеку в состоянии опьянения. Это требование относится и к СИМ.

2. Средство индивидуальной мобильности должно иметь как минимум одно колесо и как минимум один двигатель. Максимальное количество колес и двигателей не ограничено. Нет также и ограничений по максимальной мощности.

3. В определении прямо указано, что СИМ предназначено для индивидуального передвижения. То есть предполагается, что человек должен ездить на СИМ водиночку. Однако это верно не во всех случаях и далее речь пойдет о том, что на средствах индивидуальной мобильности допускается возить пассажиров.

4. Термин не говорит о том, что двигатель средства индивидуальной мобильности должен обязательно быть электрическим. То есть, возможны и другие типы двигателя.

Кроме того, определение содержит и перечень устройств, считающихся средствами индивидуальной мобильности:

  • электросамокат (А);
  • электроскейтборд (Б);
  • гироскутер (В);
  • сигвей (Г);
  • моноколесо (Д).

На рисунке ниже изображены примеры перечисленных выше транспортных средств:

Средства индивидуальной мобильности

Таким образом, можно сказать, что если в документах транспортного средства (например, в инструкции по эксплуатации или в гарантийном талоне) указано одно из слов «электросамокат», «электроскейтборд», «гироскутер», «сигвей» или «моноколесо», то перед Вами средство индивидуальной мобильности.

Также важно понимать, что перечень транспортных средств является открытым (в тексте указано «и иные аналогичные устройства»), то есть к СИМ могут быть отнесены и другие виды транспорта. Скорее всего данное уточнение сделали на случай, если будут изобретены новые варианты небольшого транспорта.

Однако, данный открытый перечень приводит и к некоторым неоднозначностям с распределением транспортных средств по терминам ПДД. А именно, не всегда можно провести четкую границу между мопедами и СИМ. Об этом речь пойдет чуть ниже.

Мы же вернемся к пункту 1.2 ПДД и рассмотрим обновленное понятие механическое транспортное средство:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Обновленный пункт говорит о том, что хотя средства индивидуальной мобильности и имеют двигатель, они не относятся к механическим транспортным средствам. То есть все пункты ПДД, в которых указаны «механические транспортные средства» на СИМ не распространяются.

Например, пункт 2.1.1 ПДД требует, чтобы по требованию сотрудника ГИБДД водитель механического транспортного средства передал для проверки водительское удостоверение и регистрационные документы. К СИМ это не относится, то есть указанные документы предъявлять не требуется.

Как отличить СИМ от мопеда?

А теперь вернемся к проблеме, выявленной чуть выше. СИМ и мопед — разные термины в правилах дорожного движения. И к каждому из этих транспортных средств предъявляются собственные требования. Например, водитель мопеда должен иметь водительское удостоверение, а водитель СИМ — не должен.

Сравним понятия средство индивидуальной мобильности и мопед:

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В большинстве случаев проблема не возникает:

Например, моноколесо (буква «Д» на рисунке выше), имеет всего одно колесо и в любом случае не является мопедом, а является СИМ.

С другой стороны, традиционный советский мопед, в документах которого указано слово «мопед», также не вызывает никаких вопросов. Он является мопедом.

Перейдем к более сложным ситуациям:

Электросамокат

Рассмотрим электросамокат, мощность двигателя которого составляет 2КВт.

С одной стороны, по документам транспортное средство является электросамокатом, то есть попадает в категорию СИМ. С другой стороны, по количеству колес, максимальной скорости и мощности двигателя транспортное средство является мопедом. Так что возникает неоднозначность.

Далее будем исходить из того, что электросамокаты все же являются средствами индивидуально мобильности, т.к. они прямо указаны в определении СИМ.

Электроскутер

Еще одно транспортное средство — так называемый электроскутер. Это транспортное средство тяжелее, имеет более высокую скорость и позволяет ездить более комфортно (сидя). И традиционно оно рассматривалось в ПДД в качестве мопеда.

Однако, если Вы еще раз изучите определение СИМ, то поймете, что электроскутер вполне себе попадает в группу иных аналогичных средств. Колес у него несколько, есть двигатель, он предназначен для индивидуального передвижения.

Скутер

Следующий пример — обычный скутер с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 49,9 куб. см. и максимальной скоростью 49,9 км/ч. В документах скутера отсутствует слово мопед. И формально он также может быть отнесен к средствам индивидуальной мобильности как иное аналогичное средство. Хотя и под определение мопеда он полностью подходит.

Напомню, что в действующих правилах дорожного движения скутеры рассматриваются в качестве мопедов.

Таким образом с 1 марта 2023 года у водителей и сотрудников ГИБДД появится новая проблема, заключающаяся в невозможности провести четкую черту между средствами индивидуальной мобильности и мопедами. Будем надеяться, что в будущих редакциях ПДД законодатели смогут решить данную проблему.

Примечание. Сегодня уже упоминался предшествующий законопроект о СИМ, который был заброшен в 2020 году. В нем подобной проблемы не было, т.к. в числе прочего он предлагал добавить в определение мопед дополнительный признак — наличие сиденья. То есть получалось, что при наличии сиденья ТС становилось мопедом, а при его отсутствии — СИМ. Почему это дополнение в итоге было исключено — не понятно.

Является ли водитель СИМ пешеходом?

Обратимся к понятию «пешеход» в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Человек, едущий на средстве индивидуальной мобильности, пешеходом не является. Однако правила дорожного движения дают ему отличную возможность в любой момент стать пешеходом — для этого достаточно спешиться и покатить СИМ рядом с собой.

Такое «перевоплощение» может пригодится, например, для того, чтобы пересечь дорогу по пешеходному переходу. Чуть позже речь пойдет о том, что ездить по пешеходным переходам средства индивидуальной мобильности не имеют права, а вот переходить в качестве пешеходов — вполне.

Примечание. Аналогичнное правило действует и в отношении велосипедистов (ПДД для велосипедистов).

Что запрещено водителям средств индивидуальной мобильности?

Обратимся к обновленному пункту 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

В целом требования здесь аналогичны требованиям для велосипедистов:

  • Нужно держаться за руль хотя бы одной рукой, если у СИМ есть руль. Данное требование относится в основном к электросамокатам и некоторым сигвеям. У прочих транспортных средств руля нет.
  • Нельзя перевозить груз мешающий управлению или выступающий хотя бы с одной стороны более чем на 0,5 метра.
  • Нельзя перевозить пассажиров, если это прямо не предусмотрено конструкцией ТС. На приведенном выше рисунке все транспортные средства являются одноместными и перевозить пассажиров не позволяют. В любом случае, прежде чем брать пассажира, нужно изучить документы СИМ и понять, допускается ли такая перевозка. В том числе и для электросамокатов.
  • Нельзя перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных мест для них. В данном случае возникает вопрос, что именно должно рассматриваться в качестве специально оборудованного места. Например, для электросамоката можно купить специальную детскую площадку, которая позволяет ребенку встать и не мешать ногам взрослого. Однако не совсем понятно, будет ли она считаться специально оборудованным местом и будет ли ее достаточно.
  • Нельзя поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями. Требование аналогично требованию для велосипедистов. Хотя, забегая вперед, скажу, что на проезжей части в отношении СИМ действует больше ограничений, чем в отношении велосипедистов.
  • Запрещено переезжать дорогу по пешеходным переходам. Чуть выше речь шла о том, что водитель СИМ может спешиться и перейти дорогу пешком. Это не является нарушением.

Примечание. В одной из следующих статей серии «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» речь пойдет о приоритете СИМ в различных ситуациях. В ней мы поговорим о том, что в некоторых случаях водители должны уступать дорогу СИМ, едущим по регулируемым пешеходным переходам. То есть, с одной стороны, движение сим по всем переходам запрещено, а с другой стороны, водители должны уступать им дорогу. Это очередная неоднозначность правил в редакции от 1 марта 2023 года.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

Обновленный пункт 24.9 ПДД говорит о том, что средствам индивидуальной мобильности запрещена любая буксировка, кроме буксировки специального прицепа для СИМ.

Обозначение СИМ в светлое время суток

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Пункт 19.5 ПДД говорит о том, что днем на всех движущихся СИМ должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Это еще одна неоднозначность правил. Давайте еще раз вспомним про картинку из начала данной статьи. Возможно, при составлении данного пункта законодатели в качестве СИМ представляли себе электросамокат (А). Электросамокаты обычно оборудуются фарами и их включение не представляет из себя ничего сложного.

Однако если вспомнить про транспортное средство Б — электроскейтборд, то неоднозначность ситуации становится сразу же понятна. На электроскейте стандартных фар нет, да и установить их в общем-то некуда. Так что получается, что с 1 марта 2023 года такие транспортные средства без нарушения правил использовать не получится.

Обозначение СИМ в темное время суток

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
.
на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

В темное время суток на средствах индивидуальной мобильности должны использоваться фары или фонари. Данный пункт вопросов не вызывает, т.к. движение ночью без света является крайне опасным.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Требования пункта 24.10 относятся не к самим СИМ, а к людям, которые на этих СИМ передвигаются. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водителю рекомендовано иметь предметы со световозвращателями. А вне населенных пунктов водитель обязан иметь такие предметы.

Подводя итоги данной статьи, нужно сказать, что статья получилась довольно объемной, однако в ней рассмотрены далеко не все нововведения, относящиеся к средствам индивидуальной мобильности. Так что продолжение следует.

Также хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года». Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о том, где могут двигаться средства индивидуальной мобильности. Не пропустите!

Средства индивидуальной мобильности что это

ПДД

С 1 марта 2023 года лица, управляющие электросамокатами и иными средствами индивидуальной мобильности, учтены в ПДД

Вводится понятие «средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

— в пешеходной зоне — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;

— по тротуару, пешеходной дорожке — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из установленных условий.

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Кроме того, вводятся:

— запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности;

— новые дорожные знаки, обозначающие зарядку для электромобилей и запрет движения автобусов.

(Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

Актуализирован порядок освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения

Предусматривается, что такое освидетельствование проводится в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи.

Освидетельствование осуществляется с использованием средств измерений утвержденного типа, обеспечивающих запись результатов измерения на бумажном носителе, поверенных в установленном порядке.

(Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1882)

Уточняются отдельные положения Правил дорожного движения

Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 14.07.2022 N 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Автошкола Профи-Центр

Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023

С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности.

Что такое средство индивидуальной мобильности?

Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Что нужно уяснить из этой формулировки:

  • средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают;
  • к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем.

Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам?

Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: « Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является.

С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ?

Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч.

Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения.

Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года

Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых.

Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет?

Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
  • пешеходным зонам.

Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых . Как это будет работать на практике пока не совсем ясно.

Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет?

Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велосипедным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
  • пешеходным зонам.

Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3.

Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые?

Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия.

Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий :

  • нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним.

Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий :

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч;
  • на дороге разрешено движение велосипедистов;
  • СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой.

Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь .

Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр» .

Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023
Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

2022 © Профи Центр

СИМ — новый вид ТС в ПДД с 1 марта 2023

С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности. Что такое средство индивидуальной мобильности? Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)». Что нужно уяснить из этой формулировки: средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают; к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем. Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам? Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: «Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является. С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ? Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч. Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения. Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых. Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет? Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по пешеходной части); пешеходным зонам. Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых. Как это будет работать на практике пока не совсем ясно. Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет? Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по велосипедной части); пешеходным зонам. Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3. Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые? Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия. Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий: нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним; водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ. Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним. Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним; на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч; на дороге разрешено движение велосипедистов; СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой. Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь. Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр». Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023 Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

Новые правила дорожного движения вводят понятие — средства индивидуальной мобильности. Но поправки придется дорабатывать

Есть много способов организовать круговое движение. У нас решили вернуться к старым, проверенным.

Но обо всем по порядку. Итак, новые Правила дорожного движения вводят новое понятие — средства индивидуальной мобильности. Под них подходят все средства передвижения, которые приводятся в движение электродвигателем. Будь то электросамокат или гироскутер. В них входят и моноколеса. Хотя для этих средств передвижения возникают другие проблемы. У них нет второго колеса, поэтому на дороги им выезжать запрещается. Транспортным средствам более 35 килограммов также будет запрещено даже выезжать на тротуар. Но кто их будет взвешивать, вопрос открытый.

Как пояснил заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта министерства транспорта Владимир Луговенко, сегодня у нас все участники движения, которые используют электросамокат, — это пока пешеходы. Завтра они станут лицами, использующими СИМ.

— Мы выделяем отдельную категорию участников общественного движения, которым прилагается определенная регуляторика. Если сейчас столкновение с самокатом — это конфликт между пешеходами, то с 1 марта при эксплуатации СИМ, если используется пешеходная инфраструктура, то пешеход будет всегда прав, — говорит представитель ведомства.

Самым правильным решением, по мнению минтранса, было бы разделить пешеходов, водителей, а также тех, кто управляет СИМ. И отправить последних на велоинфраструктуру, там, где она есть.

Но если ее нет, то допускается их движение на пешеходной инфраструктуре. То есть по тротуарам, обочинам, пешеходным переходам. Но с преимуществом движения пешеходов.

К сожалению, сегодня этим процессом управлять нельзя. Люди, использующие самокаты, в большинстве своем даже не знают Правил дорожного движения. Но, как считает Владимир Луговенко, с 1 марта это прекратится.

Правила дорожного движения пишутся для законопослушных людей, напомнил он. Как в любом обществе есть лица, которые в принципе относятся к законам не как все остальные. Появятся те лица, которым любое указание не указ. А как с ними бороться — это задача Госавтоинспекции.

В свою очередь, глава научного Центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин подтвердил, что не будет полиция гоняться за электросамокатчиками и прочими владельцами СИМ по паркам и жилым зонам. В первую очередь они сами должны заботиться о своей безопасности. И правила писаны именно для этого. Но если они создают ситуации, опасные для жизни, тогда да — полиция примет активное участие в задержании. Речь идет о случаях, когда водитель СИМ совершил аварию, в которой пострадали люди.

Новые Правила дорожного движения вызывают массу вопросов у юристов. И, как ни странно, главный вопрос — это проезд перекрестка по круговому движению.

Согласно новым требованиям, если человек выезжает на такой перекресток по второстепенной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу. А если он едет по главной? В редакции есть фото прекрасного перекрестка, где главная дорога предназначена и для тех, то выезжает на круг, и для тех, кто двигается по кругу. Казалось бы, все просто. Но.

В правилах прописано, что при движении по равнозначным направлениям водитель, у которого есть помеха справа, должен уступить дорогу. Но на перекрестке с круговым движением это правило не действует.

Появляется новое требование. Если вы едете не по главной дороге, то должны уступить дорогу тем, кто едет по кругу. И тут возникают тяжелые юридические споры. Например, был ли перед выездом на круг знак с указанием главной дороги? А на кругу такой знак был? А если где-то знаки не установили, кто и как должен был действовать в указанных условиях?

По мнению юриста Екатерины Соловьевой, новые правила описывают только случай въезда на круг не по главной дороге. Если на круге нет знаков приоритета и разметки, у водителя нет закрепленной правовой обязанности уступать тем, кто въезжает, так как нет возможности определить, происходит въезд на круг по главной или по неглавной дороге. И у въезжающих по главной дороге на круг тоже больше нет обязанности уступать тем, кто на кругу. И если они встретятся при таких обстоятельствах, есть вероятность, что новая редакция правил никак здесь вас не защитит при споре.

Второй и не менее важный момент. Этими поправками признаны утратившими силу дорожные знаки, например, обозначающие велосипедную зону. То есть они остались, но сменили номер. Но правила ссылаются на те знаки, которых больше нет.

Чем руководствоваться водителям, а также пользователям СИМ? В связи с этим юристы просят разъяснить, на какие знаки в таком случае ссылается п. 1.2 ПДД РФ (в части понятия «Велосипедная зона» — начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1). Равно как пункт 18.2 ПДД РФ, который ссылается на дорожный знак 5.14. Кстати, в приложении к правилам, регулирующим применение горизонтальной дорожной разметки, пункт 1.24.6 по-прежнему дублирует знак 5.33.1.

Увы, без дополнительных поправок правила работать не смогут. Но, как сообщил на вчерашней пресс-конференции Владимир Луговенко, поправки будут внесены. Когда это произойдет — пока неизвестно.

Но юристы предлагают ввести мораторий на введение в действие некоторых пунктов новых правил. В частности, тех, которые касаются проезда круговых перекрестков, а также тех, которые касаются перенумерации действующих знаков и введения новых.

Однако очевидно, что к этому мнению не прислушаются. А по этой причине пойдет новая волна разборок в судах, которые и так завалены делами по административным правонарушениям в части соблюдения Правил дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *