Коснется всех. Эксперты раскрыли, стоит ли ждать роста цен на автозапчасти из Европы и Азии
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отметил, что именно волатильность валютных рынков активным образом влияет на увеличение цены запчастей. В качестве второго немаловажного фактора автоэксперт назвал введение новых санкций. «Это каждый раз влияет на авторынок: логистические цепочки меняются, усложняются, финансовые проводки нестабильны, а оплата посредникам возрастает», — отметил он.
Тем не менее, по мнению Хайцеэра, однозначно сказать, что запчасти подорожают на 20-30%, тоже нельзя. Автоэксперт напомнил, что сейчас в России любые автомобильные запчасти делятся на две категории. Первая — это оригинальные, те, которые покинули нас уже давно, и не поставляются официально уже более полутора лет. «Любые поставки из Германии, Кореи, Японии приходят к нам «окольными путями», но уже с большой наценкой», — констатировал он.
Вторая категория — это те запчасти, которые производятся в дружественных странах, таких, например, как Китай, Турция и так далее. «Здесь все гораздо стабильнее, поставки прямые, и даже в некоторых случаях платить за них можно в рублях, что обеспечивает некоторую безопасность. Однако не стоит забывать, что все равно их стоимость привязана к валюте, соответственно, курс меняется и стоимость запчастей меняется соответственно», — сказал Хайцеэр.
Поэтому говорить жестко о тенденциях, которые ведут к подорожанию, с одной стороны, можно, а с другой — чрезвычайно сложно прогнозировать, какая будет ближайшая перспектива. «Текущий горизонт планирования очень ограничен, бизнес работает в стесненном режиме, и точно сказать, что будет завтра, невозможно», — резюмировал автоэксперт.
С ним согласился директор по сервису и запасным частям АГ «Авилон» Алексей Шпикалов. Поскольку большинство запчастей сегодня ввозится на рынок через параллельный импорт, основное изменение их стоимости происходит на фоне колебания курса валюты, объяснил эксперт. Он добавил, что, если говорить об отпускных ценах в Европе, то изменение по сравнению с концом 2022 года уже составило порядка 20-25% в зависимости от марки и группы товара.
«Относительно дальнейшего изменения цен на запчасти — делать прогнозы по данной динамике, в виду их зависимости от валютных курсов, достаточно сложно. Пока что, при сохранении текущих условий не исключено, что во второй половине года запчасти еще подорожают», — подытожил Шпикалов.
Ранее власти Японии запретили поставки в РФ автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра и с гибридными двигателями, а также покрышек для грузовых транспортных средств. По мнению экспертов, подобное решение Японии не окажет существенного влияния на ситуацию с мобильностью на рынке РФ. Они прогнозируют, что данную нишу в течение несколько месяцев займут автопроизводители китайских марок.
Названы иномарки с наиболее подорожавшими запчастями
С начала января по середину июля 2023 года в России подорожали комплектующие для иномарок. Сильнее всего выросли в цене дефицитные запчасти, со ссылкой на исследование сервиса Drom.ru сообщает Autonews.
Аналитики учитывали цены в ключевых российских городах для автомобилей Lada, Volkswagen, Toyota, Hyundai и Audi. С начала года стоимость свечей зажигания для Audi выросла на 19,7 процента, до 1020 рублей. В то же время средняя цена этих комплектующих для прочих марок снизилась на 8 процентов, до 860 рублей.
Наиболее подорожавшей категорией комплектующих эксперты назвали дефицитные запчасти, которые приходится искать под заказ. Среди них — кузовные детали на иномарки, а также блоки контроля двигателя и датчики расхода воздуха. Так, стоимость датчиков для Toyota выросла на 16 процентов, до 1,2 тысячи рублей, а блоков управления двигателем для Volkswagen — на 12,5 процента, до 4 тысяч рублей.
Тормозные диски и колодки подорожали для большинства представленных на рынке машин. Однако сильнее всего подорожание ощущается для автомобилей японских марок. Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов прогнозирует, что запчасти продолжат дорожать из-за ослабления рубля. В ближайшее время их стоимость вырастет еще на пять-семь процентов, добавил он.
С начала 2023 года автозапчасти в России подорожали на 20-35 процентов. По словам представителей рынка, цены растут, так как поставки чувствительны к колебаниям курса валют, и из-за ослабления рубля комплектующие для автомобилей европейского, корейского и японского производства могут подорожать еще на 20-25 процентов. Чувствительнее всего могут подорожать компоненты, которые подлежат регулярной замене — шины, тормозные диски и колодки, а также фильтры, масла и моторные свечи.
«Покупательная способность ниже плинтуса». Что происходит с ценами на запчасти на авторынке в Малиновке
Простое ТО автомобиля — это сегодня дорого. Даже, казалось бы, банальная замена масла может удивить автовладельца не только ценой, но и отсутствием привычных торговых марок. И мы не говорим про обслуживание у дилера — там вообще полпенсии запросто можно оставить. Речь идёт о самостоятельном подборе запчастей на авторынках, где традиционно и выбор был шире, и цены демократичнее.
— Планировал поменять прокладку клапанной крышки, так как при проверке автомобиля на сервисе сказали, что это нужно сделать. Отправился на авторынок в Малиновке и ничего толкового не нашёл! — рассказал нам читатель.
Мы решили заглянуть в ТЦ «Автомолл «Кольцо» (он располагается на популярной торговой площадке в Малиновке) и заодно попробовать пообщаться с продавцами. Рассказываем, что из этого вышло. Помнится, в прошлом году многие от открытого диалога отказывались. Но тогда и доллар по 6 рублей считали, и остатки с бешеной накруткой отдавали.
— Сейчас очень сложно ввезти в страну запчасти! Последнюю машину доставили больше года назад, так что теперь продаём только старое, — такими словами встречает нас владелец первой торговой точки, к которой мы подошли.
Мужчина неподалёку ему вторит: вот 30 лет назад был не рынок, а песня! Ну а в нынешние времена хорошо, если за день-другой хоть что-то по мелочовке продашь — рублей на 15—20. Дорогие детали водители покупают раз в пару недель, и то выручки хватает только на долги и налоги, а потом опять тишина.
«Ни для кого не секрет: дефицит запчастей сохраняется»
— Девушка, оглянитесь вокруг! Все продавцы сидят, покупателей нет. Придут ли люди в выходные? Ага, конечно. Только если на шашлык или шаурмы поесть позовём, — иронизирует торговец. — Рынок угас. И не сейчас, а года три назад. С начала эпидемии коронавируса кто-то заболел, кто-то умер — теперь запчасти мало кому нужны.
Прислушиваемся к мужчине и смотрим по сторонам: ветер гоняет по асфальту окурки и визитки, многие павильоны закрыты. Хозяева тех, где ещё распахнуты двери, сурово смотрят из-под кустистых бровей и молчат: будущее сулит мало хорошего. Хотя двигатели, радиаторы и бамперы, которые они продают, вероятно, спасли бы множество покалеченных легковушек. Но не, например, свеженький седан BMW 3-й серии: машина 2016 года выпуска слишком молода для Мекки «бэушки». А нам позарез нужны передние фары, бампер, капот и кое-что по мелочи.
— Семилетняя BMW, говорите. Тяжёлая позиция! Тут мы вам не поможем. Слишком молодой автомобиль, вряд ли что-то найдёте на рынке, — говорят в одной точке.
— Бампера и фар у меня нет. Зато отыщется кассета радиатора в сборе с вентилятором — 200 долларов. Генератор — в районе $80, компрессор кондиционера — до $150. Но и они сейчас отсутствуют. Ни для кого не секрет: на авторынке нынче дефицит запчастей. Потому как доставка машин (привожу из Англии), их растаможка — удовольствие не из дешёвых.
— А покупательная способность сегодня ниже плинтуса! Притом что за год цены не сильно поменялись, — добавляют в соседнем ларьке. — Конкурируем ли с физлицами, возящими запчасти из Польши? Сделайте запрос в поисковике — найдёте перечень торговцев, способных продать детали, которых здесь нет. Вот и весь ответ.
Напоследок интересуемся передними и задними тормозными дисками. Продавцы говорят, что данные позиции обойдутся в $160 и, разумеется, будут в отличном состоянии. На этом всё: больше запчастей для BMW 3-Series (F30) 2016 г. в не нашлось.
Понижаем планку и пробуем отыскать детали для куда более ходового седана — BMW 5-Series E60 2008 г. в. Однако и тут промах! На открытом рынке в наличии оказались лишь фары — от $120 за штуку. Возможно, в закромах есть и другие компоненты, но в этом нам никто не признается: к беседе расположены далеко не все. То ли покупателей в нас не видят, то ли полны предрассудков, но дельных предложений от продавцов мы не слышали.
— По Е60 мало что осталось, практически ничего нет, — коротко резюмируют мужчины. — Здесь, на открытом рынке, в основном запчасти для машин, выпущенных года до 2010-го. Но у меня стойкое ощущение, что последние два-три месяца покупатели вообще ничем не интересуются! Раньше в автомобиле продавалось всё, а сейчас… Бывает, день прошёл, два, три — нет клиентов. И всё равно стоишь, чтобы хоть что-то заработать. Раз в пару недель возьмут дорогую деталь — закроешь долги и опять остаёшься ни с чем: ни за телефон не заплатить, ни поесть! Иногда продашь товар, а вскоре его несут обратно. Мол, не подошёл или неисправен. Начинаю проверять, спорить: всё же в порядке! А в ответ слышу: «Уже не нужно!» Возвратов очень много. В общем, хватает нюансов. Рынок в Малиновке не тот, что был раньше. Так и напишите! — советует нам торговец.
По его словам, цены на некоторые дефицитные запчасти взлетели. Кузовщину же почти никто не продаёт — нет смысла. И если раньше в страну доставляли весь машинокомплект, то сейчас — только те составляющие, которые более-менее пользуются спросом.
— Взял как-то двигатель за 1 500 евро. Растаможил, привёз сюда, продал — а он нерабочий! Люди вернули. Тогда я разобрал его и отдал по частям, чтобы хоть какую копейку отбить, поскольку отправить его обратно невозможно, — приводит пример мужчина.
«Проще и быстрее отыскать всё в интернете»
— В связи с ситуацией в мире логистика изменилась. Это увеличивает затраты на доставку машинокомплектов. Прежде их можно было привезти к нам значительно дешевле. Если раньше за границу выезжало десять человек, то сейчас — только двое. И те могут простоять 45 часов в очереди и вернуться назад ни с чем — развернут. Налоги и цены на топливо тоже растут, что, конечно, влияет и на стоимость запчастей. А у людей денег не становится больше, вот и приходится думать, что продавать. Здесь торговцам надо ломать голову и над тем, где хранить запчасти. Потому далеко не у всех можно найти, например, бампер для того же свежего BMW. Проще и быстрее будет всё отыскать в интернете, — рассуждает ипэшник из Малиновки.
Впервые на авторынок мужчина пришёл в 15 лет, а недавно ему исполнилось 45. Всю жизнь продавал запчасти для BMW, но почти год назад белорусу предложили стать официальным представителем и импортёром масла Akkora — он согласился. Свой товар ценит и хвалит, мол, жидкое золото, не иначе! По качеству в десятки раз превышает среднестатистический продукт, внутри каждой канистры — реально работающие добавки. Что, понятное дело, отражается на стоимости: за 4 литра, к примеру, для бюджетного Kia Rio 1.6 придётся отдать. 306 рублей!
— Это очень хорошее моторное масло, но пока мало кто о нём знает. В тёплое время года по выходным мы делаем тесты. Покупатели очень довольны: бывает, даже привозят отработку со своих машин, мы бесплатно проверяем. Правда, субботы уже не те, что были раньше. Хочется сделать так, чтобы человеку был доступен наш продукт, но он изначально при закупке недешёвый. Впрочем, это окупается: к примеру, у меня расход топлива на 3-литровом «дизеле» BMW снизился на 2,5 литра, — уверяет владелец точки.
«Цены приблизились к уровню 2020 года, а людей мало»
Мы же двигаемся в сторону ТЦ «Автомолл «Кольцо»: может, там найдутся интересующие нас запчасти? Внутри спрашиваем о компонентах на куда более распространённый Kia Rio 1.6 2018 г. в., но и не забываем о «тройке» BMW. Продавец из одного павильона предлагает заказать детали на «немца», но неизвестно, за какой срок они придут. Вероятно, придётся ждать месяц.
— По сравнению с прошлым годом цены снизились. Думаю, прайсы даже приблизились к уровню 2020-го. Тем не менее посетителей всё равно мало, заработать практически не удаётся. А аренда площади и коммуналка меньше не становятся. Притом что зимой в здании ТЦ не больше 15 °C. Угасает рынок, — с грустью в голосе говорит мужчина.
Что касается запчастей для «корейца», то масляный фильтр для Kia Rio он продаст за 12 рублей. Одни из самых дорогих — Mahle и Knecht — 15 и 18 рублей соответственно. Угольный салонный фильтр в этом магазине можно взять за десятку. Больше ничего в наличии пока нет. Зато кое-что найдётся в соседнем ряду. Правда, цены на некоторые позиции чуть-чуть различаются.
Так, оригинальный масляный фильтр для Kia — 32 рубля, имеется и дешевле — за 23. В такую же сумму обойдётся салонный фильтр. За воздушный просят 44 BYN (в некоторых точках есть за 17). А вот тормозные диски, колодки и комплекты ГРМ в «Автомолле» сейчас не продают! Но прайсы последних из перечисленных всё же озвучивают: минимум 1 200 рублей.
— Покупатели хотят фирменные запчасти по цене китайских. В основном люди ищут недорогие товары. Бывают, конечно, фанатики, которым не жалко потратить деньги на машину. Они берут, соответственно, только оригинальные позиции, но таких клиентов единицы, — замечает молодой человек.
Стоимость моторного масла, подходящего по допускам для нашего Kia Rio, стартует от 60 BYN за 5-литровую канистру. Total Quartz — 90 рублей, ZIC — 75, Fuchs Titan — 110. А вот за фирменную ёмкость c логотипом Kia просят 100 рублей, и в такую сумму обойдётся, например, продукт от SWD Rheinol.
Немцы встают на прикол, корейцы торжествуют: что происходит с рынком запчастей
Реалистично оценить состояние рынка запчастей могут те, кто постоянно их закупает. Поэтому сегодня мы отправляемся за статистикой в сервис по ремонту и тюнингу. Здесь постоянно вынуждены заказывать детали и расходники на многие машины, так что представление о ситуации у сотрудников определённо есть. Сразу оговоримся: весь этот материал – не попытка экстраполировать опыт одного автосервиса на весь российский рынок запчастей, но наглядное видение ситуации на конкретном примере. А начнём мы с живой истории из сервиса.
Цена экономии
Приехал на ремонт Mercedes-Benz GLC 2015 года. Есть проблема: датчик расхода воздуха не совсем корректно этот воздух считает. Что может быть не так? Сам по себе расходомер (он же MAF) – штука очень нежная. Основной элемент этого датчика – платиновая нить, на которую подаётся напряжение. Нить от этого нагревается. Когда через датчик проходит воздух, он её остужает, сопротивление нити от этого изменяется, и по этому изменению сопротивления блок управления двигателем считает, сколько воздуха потребляет мотор. MAF стоит в воздушной магистрали между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Если в воздушной магистрали после датчика MAF есть неучтенное отверстие (проще говоря, дырка), ЭБУ не может понять, сколько на самом деле воздуха потребляет мотор: часть воздуха не учитывается расходомером.
Тут мы имеем либо подсос, если негерметичность расположена до турбины, либо утечку наддувного воздуха, если негерметичность обнаружена после неё.
Первым делом в таком случае проверяют герметичность впуска. Тут тоже нашли дырку в системе вентиляции картерных газов (частая неисправность на этих машинах), но от ремонта клиент отказался: решил устранить неисправность сам. Устранил, но скоро вернулся в сервис, причём уже на эвакуаторе – машине стало ещё хуже. В чём причина?
Диагностика показала, что изменился характер ошибки. Если раньше она указывала на недостоверный расчёт потребляемого воздуха, то теперь она обвиняла во всех бедах непосредственно расходомер – некорректная работа датчика. Пришлось разбираться с заболевшим Мерседесом дальше.
Сразу же обратили внимание на то, что на машине установлен прямо-таки отвратительный китайский воздушный фильтр одной фирмы, чьи фильтры покупать нельзя. Этот фильтр очень сильно ворсится, чего приличный фильтр делать категорически не должен. Фильтр заменили, но решили проверить и сам MAF-сенсор. Он был весь в пыли и грязи, которую успешно пропускал некачественный фильтр. А любая пылинка, осевшая на нити расходомера, меняет его сопротивление, а значит, и способность корректно работать. Датчик прочистили, но полностью его здоровье вернуть не удалось, и его придётся менять. Стоит он сейчас 82 тысячи рублей, хотя несколько месяцев назад его можно было купить за 20. Впрочем, и за 82 тысячи этот датчик ещё нужно найти, хотя владельцу машины повезло: ему подобрали хороший аналог за 26 тысяч. Но для чего я рассказал эту грустную историю?
Вся соль в том, что купить хороший воздушный фильтр на Мерседес стало сложно, и владелец машины решил на нём сэкономить. Оригинальный фильтр стоит 8 тысяч (что для воздушного фильтра просто жуть), а приличные аналоги – в районе 6 тысяч. Китайский, максимально дешёвый, купили за 3. Вроде бы,5 тысяч – очень приличная экономия, когда речь идёт о каком-то фильтре. Но вот ведь незадача: теперь придётся потратить 82 (или минимум 26) тысячи на MAF. И ждать, когда он придёт, потому что основная проблема – это не чудовищный рост цен на запчасти для европейских машин, а их дефицит.
Увы, склады пустеют, и в обозримом будущем ситуация лучше не станет – большинство запчастей просто негде брать. Те, что ещё остались, продают за баснословные цены. Правда, не все автомобилисты должны в отчаянии драть волосы на голове: запчасти на некоторые автомобили есть. Дороже, чем были, но они хотя бы есть. На какие именно, скажу ниже.
Поставщик масла для сервиса тоже ничего радостного не говорит. По его словам, импортные масла пока не ввозят вообще. Зато появляется множество подделок, и по его статистике, лидером среди подделок стало масло Shell: сейчас около 80% этого масла на рынке – «палёнка». Оригинальных масел для, например, Mercedes или BMW (по большому счёту – Castrol в упаковке бренда) найти уже почти нельзя. А если можно, то очень дорого. Например, для того же дизельного BMW канистра обойдётся в 14 тысяч рублей.
Однако есть и хорошие новости: ходят слухи, что есть продвижения в поставках присадок для изготовления своего масла. А база (и минеральная, и синтетическая) у нас есть своя. Так что есть надежда, что проблемы с маслом в будущем будут решены. А сейчас, например, моё масло, которое я в этом сервисе всегда заливал в свои машины, стоит 9600 за канистру под заказ с доставкой в течении пяти дней. До февраля оно стоило 3200, а два месяца назад – 7400. И никакие валютные качели тут ни при чём, во всём виноват исключительно дефицит.
Ну и один совет: сейчас есть смысл переходить на японские масла, цены на которые тоже выросли, но не так сильно, а подделывают их намного меньше. Если же хочется остаться на привычном европейском масле, не доверяйте низким ценам в некоторых магазинах – контрафакта очень и очень много, нужно быть начеку.
Ситуация с трансмиссионными маслами та же: их почти нет, а те, что есть, очень дорогие. Ну или поддельные. Хорошо, что это масло меняют намного реже, чем моторное. Плохо, что сбылась мечта маркетологов, и у нас теперь точно появятся автоматические коробки, в которых масло залито «на весь срок службы». Увы, срок этот будет коротким.
Но вернёмся к запчастям. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы немецких машин, это даже не отсутствие редких деталей, а отсутствие того, что обычно называют расходниками. На некоторые моторы BMW партнёры из специализированного сервиса не могут купить даже масляные фильтры. Их в наличии нет никаких, даже китайских. Та же проблема со свежими дизельными Мерседесами – в наличии фильтров нет. Под заказ их найти ещё можно, но тоже всё сложнее и сложнее. Недавно с трудом нашли хороший масляный фильтр на Audi Q5… И тут беда в том, что поставщикам никто не мешает с удовольствием принимать заказы на пару месяцев, а за день до выдачи сообщать, что заказ не пришёл и не придёт. Таких предложений становится всё больше, и верить, что «всё нормально, давайте предоплату, а мы сейчас привезём вам из Финляндии целый багажник запчастей», не стоит – количество любителей покрутить чужие деньги стремительно растёт.
Что делать в этом случае? Если не удастся найти запчасти, по есть даже вероятность, что придется поставить своего «немца» на прикол. По мнению моих собеседников, к осени проблема станет острее, и многим придётся либо «докатывать» машину как есть, либо ставить её на хранение. Или продавать. Во всяком случае один из клиентов на BMW X1 уже решил свою машину бросить под забором – нигде нет картриджа турбины. И скоро, видимо, обладание старым RAV4 будет намного более престижным, чем обладание свежим BMW X5 – первый намного проще обслуживать, а вот со вторым появятся неизбежные и почти нерешаемые вопросы. И если у этого Х5 полетит какой-нибудь дроссель или впускной коллектор, то машина станет недвижимостью.
Кстати, удивительно, что запчасти на японские автомобили есть. И новые, и контрактные. Их нам во основном везут через Эмираты, причём делают это очень давно. Настолько давно, что никаких новых логистических цепочек выстраивать не пришлось – как шли запчасти, так и идут.
А вот в случае с европейскими и некоторыми другими запчастями есть ещё один тревожный признак. Если пару месяцев назад многое можно было купить процентов на 30-40 дешевле, но со сроком доставки в несколько дней, то сейчас стоимость запчастей в наличии и под заказ потихоньку выравнивается. Видимо, оптимизм по поводу налаживания «новых логистических цепочек» постепенно сходит на нет. Наступает, как сейчас любят говорить политики и журналисты, «разочарование».
А что, если с разборки?
На разборках запчасти всё-таки есть. Понятно, что масляные и любые другие фильтры там покупать нельзя, но что-то из железа приобрести вполне можно. Правда, по баснословным ценам. Причём эти цены явно берут с потолка. Например, недавно поиск опоры крепления коробки передач (подушки) на десятый Lancer привёл к странному открытию: у одного и того же очень крупного продавца новая опора стоила 2900 рублей, а убитая «контрактная» – 3200. Почему? Да кто ж их знает.
А вот жителям Дальнего Востока повезло. Качество контрактных японских деталей намного выше, чем европейских, а цены значительно ниже. Да и логистика проще, так что там таких проблем заметно меньше.
Напряжение с запчастями растёт. Люди стали немного проще относиться к ценам, но с отсутствием деталей и расходников смириться, увы, невозможно. И вроде бы человек уже готов заплатить ненормальные три тысячи рублей за хорошее масло, но его просто нет.
А вот у разборок будущее все-таки есть. Возможно, некоторые автомобили будут массово скупать и продавать в разбор, так что на чьих-то «трупах» и «костях» поездить ещё можно будет. Но недолго. И ещё тревожит другой вопрос: на разбор машины будут не только скупать, но и угонять. И чем дальше – тем больше.
В уже обозримом будущем стоимость километра пробега европейской машины может стать такой, что этот автомобиль окончательно станет роскошью, а не средством передвижения. Причём не только S63 AMG, но и Volkswagen Polo Sedan. Зато «на коне» сейчас себя чувствуют те, кто ездит на «корейцах» и «японцах» – всё дороже, чем было, но в достатке. Возможно, счастливыми сейчас ещё можно назвать людей и на ВАЗах – они в этот сервис не приезжают, но им жить явно проще, чем владельцам Мерседесов. Вот такой вот социалистический парадокс.
Владельцам автомобилей GM повезло меньше, чем хозяевам японских и корейских машин, но больше, чем любителям «немцев»: заметного дефицита нет, есть только космический рост цен на запчасти. Например, приличная прокладка клапанной крышки на Opel Astra с мотором A14NET сейчас стоит 4,5-5 тысяч рублей, а раньше она стоила 1-1,2 тысячи. Жить владельцам GM стало намного дороже, но хотя бы возможно.
Про владельцев чистокровных «американцев» говорить не будем. Держитесь, мы за вас молимся.
Что можно придумать?
Первыми на ум приходят мысли о китайских запчастях. Может, владельцу многострадального Мерседеса просто не повезло? Не совсем. Качество у многих этих запчастей все еще нестабильное и зачастую низкое, так что ставить их можно только на свой страх и риск и в случае крайней безысходности. Да и нельзя сказать, что китайцы завалили наши склады своими деталями – это не так. Что-то, конечно, есть, но далеко не всё.
Другой способ содержать «немца» (с ними сейчас проблем больше всего) – это покупать на Дальнем Востоке японские контрактные запчасти. Понятно, что пересылка занимает много времени, но всё-таки это выход. Как я уже говорил, качество этих запчастей выше, чем на разборках в европейской части России, а ассортимент довольно широкий. Многое можно привезти оттуда.
И, конечно же, многие возлагают надежду на развитие индустрии ремонта. Безусловно, это приведёт к снижению качества ремонта (новые узлы почти всегда лучше, чем восстановленные), но мера эта вынужденная и неизбежная.
Параллельный импорт нам поможет!
Нельзя было бы готовить материал и не поинтересоваться у поставщиков: а что у нас там с параллельным импортом? Когда ждать «серые» запчасти? Разрешили же, пора везти. Ответ от представителя логистической цепочки не очень оптимистичный: гладко тут только на бумаге. А в жизни всё иначе.
Есть несколько проблем, которые ещё как-то предстоит решить, чтобы этот импорт заработал. Первая очевидна: разрушены привычные каналы поставок и логистические цепочки. Допустим, их мы восстановим. Но есть другой вопрос: почему-то многие производители активно противодействуют отгрузкам для параллельного импорта. Вот не хотят они, чтобы мы без спроса ввозили их запчасти, и всё тут. Ну и наша бюрократия этому активно помогает: ввоз без разрешения производителя (правообладателя) вроде как и разрешили, но вот для большинства товаров процедуру сертификации никто не отменял. А сертификация – это что? Правильно – получение опять-таки разрешений и дополнительных документов от… да, того же производителя или правообладателя. Круг замкнулся.
Наверное, эти вопросы когда-то решат. Но сколько времени на это потребуется – пока неясно.