Агрессивный самокат: как развивается кикскутеринг
Обычные городские самокаты и трюковые – как брат с сестрой, но ни в коем случае не близняшки. Первые уже давно популярны в мегаполисах. Для неспешного передвижения по городским тротуарам они идеальны: компактны, легко складываются для транспортировки, оснащены мягкими колесами диаметром 150–230 мм и амортизаторами для смягчения ударных нагрузок. Но трюковые самокаты – это совсем другое.
Первое, что наверняка бросится вам в глаза при сравнении трюковых моделей с городскими, это разница в размерах колес. Экстремалы предпочитают модели с маленьким диаметром в 100–120 мм и без амортизации – это нужно, чтобы транспорт был устойчивее при прыжках. У них также нет складной конструкции, присущей большинству скутеров. Агрессивная езда и необходимая стабильность самоката вынудили производителей отказаться от этой удобной функции.
Райдер (rider от англ.) – человек, едущий на самокате.
Как отдельное направление кикскутеринг, или «агрессивный самокатинг», сформировался совсем недавно – в начале 2000-х годов в США. Пока экстремалы на BMX, скейтеры и роллеры устраивали свои заезды еще в конце 90-х, самокат долго оставался нишевым средством передвижения. Освободить его от «обделенности» помогла первая модель самоката Razor. Будучи первым массовым самокатом, действительно пригодным для трюков, Razor мгновенно привлек внимание любителей экстремальной езды. Так, за шесть месяцев 2000 года компания Razor продала около пяти миллионов таких «скутеров». У них был меньший вес, большая прочность и надежность по сравнению со всем, что выходило на рынок до этого. Все благодаря особенностям конструкции и применению авиационного алюминия – легкого материала, способного выдерживать повышенные нагрузки. Тут и начинается история кикскутеринга и развитие самостоятельного сообщества райдеров – без скейтеров и велосипедистов.
А что по трюкам?
Кстати, говоря о сообществе. Как и любой уличный спорт, кикскутеринг развивался стараниями энтузиастов, а фишки отдельных героев формировали общие правила игры, создавая самокатный спорт. Сейчас на самокате можно выполнить около 200 базовых трюков, а число их комбинаций затрудняются назвать даже самые опытные экстремалы. В основном все трюки либо смешиваются между собой, создавая новый, либо навеяны скейтами и BMX-велосипедами.
Bri Flip – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Фото: Alfie Mann, riders.co
Но так было не всегда, и первопроходцы самокатных трюков придумывали все буквально на ходу. Брайан Бостон – райдер из американской Филадельфии – в 2004 году впервые в истории совершил брайфлип (bryflip) – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Простое упражнение оказалось первым в своем роде самокатным трюком, не имевшим ничего общего с катанием на BMX или скейтбордах. Вслед за Брайаном можно смело поставить имя одного из ветеранов кикскутеринга – Мэтта Пэйта. Он первым сделал скутер-фэйки (scooter fakie) – прыжок с разворотом деки на 180 градусов во время езды.
Джаррет Рид – настоящая экстрим-икона прошлого десятилетия, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса. В 2001 году он стал первым, кто сделал бэкфлип – прыжок с сальто назад на самокате. Тогда ему было всего 19 лет. Помимо кикскутеринга, его интересовали экстремальные заезды на мотоциклах, что отразилось на стиле его трюков с множеством прыжков с разворотами и прокручиванием самоката.
Back flip – прыжок с сальто назад на самокате Фото: Brendan Boden
Список закрывает Тэрри Прайс, совершивший на своем самокате пускай и не уникальное, но первое в истории двойное сальто назад. В свой 31 год Тэрри продолжает активно заниматься кикскутерингом, ведет блог, продает вещи под собственным брендом Yolowarrior и организует мировые соревнования по кикскутерингу.
Остальные трюки придумывались тоже на ходу, но перечислять каждого автора было бы долго и утомительно. Самый яркий и зрелищный – «трюк 540», когда райдер разгоняется и в прыжке совершает оборот на 540 градусов вокруг вертикальной оси, в очередной раз напоминая всем о том, зачем нужны защитные комплекты. Райдеры любят ездить задом наперед – это называется фейки (fakie), прыгать – барспин (barspin) и совершать повороты на переднем колесе (nose pivot). Несмотря на видимую опасность, кикскутеринг – один из наименее травмоопасных видов экстрима. Но только в тех случаях, когда райдеры используют полный набор защиты, аналогичный роллерскому: наколенники, налокотники и шлем. Без них сегодня не проходит ни один грамотно организованный турнир сообщества.
Bri Flip. Фото: Alexandra Madsen. riders.co
Есть куда стремиться
Александр Арлушкин, профессиональный райдер с восьмилетним стажем, участник одной из главных команд российского кикскутеринга Kickscootershop.
Александр Аралушкин. Фото: PAVEL SUKHORUKOV instagram.com/aralushkin
Как выбрать трюковой самокат
Главная проблема, с которой чаще всего сталкиваются потенциальные покупатели самоката, – это разнообразие его видов и характеристик. Что мы знаем о спортивных «скутерах» как таковых? Все модели по умолчанию ориентированы на использование в экстремальных условиях, так что начинающий райдер, не имеющий четких интересов в определенных видах кикскутеринга, может купить себе любую из недорогих спортивных моделей. Но для начала стоит все же ознакомиться с основными стилями катания, которые чаще всего представляются в двух видах – парк и стрит: катание в скейтпарках или на уличных локациях.
Если вам по душе лихие трюки на рампах и других объектах скейтпарков, то вам нужен легкий самокат с увеличенными колесами диаметром от 110 до 125 мм. Такой набор позволяет парковым райдерам обеспечить максимальную скорость и устойчивость даже во время экстремального катания по площадке. Также обратите внимание на руль, состоящий либо из двух, либо из трех компонентов: первый случай – это классическая модель, а второй – еще более прочная ее версия.
Уличные модели отличаются от своих парковых коллег лишь парой характеристик. Как и в случае со скейтпарком, любители агрессивной езды на улицах предпочитают кататься на облегченных самокатах. Но если в среднем вес парковых моделей составляет от 4 до 4,5 кг, то модели для улиц массой не более 3,5 кг – это связано с тем, что для экстремальных площадок лучше подходят массивные и тяжелые устойчивые агрегаты.
Общим случаем станет выбор деки. Любителям стрит-катания подойдут модели с широкой прямоугольной плоской площадкой, а для паркового катания пригодится более легкий и короткий вариант со скошенными краями. Особого внимания заслуживают ширина и высота руля. Выбирая самокат, прикиньте – сможете ли вы полностью контролировать его на расстоянии вытянутой руки, и не доставляют ли вам дискомфорт особенности его конструкции. Не думайте, что вы привыкнете к неудобствам, – неправильно подобранный скутер лишь усложнит обучение, а то и приведет к дополнительным травмам.
Но если вы решили оседлать трюковой самокат всерьез и надолго, не недооценивайте важность полного набора защиты – наколенников, налокотников, перчаток и шлема. Учитывайте особенности локации, в которой вы займетесь кикскутерингом, и предпочитаемый вами стиль. Среди опасностей, с которыми вы можете встретиться и в парке, и на улице, – другие люди на пути, а иногда – еще и машины. Будьте начеку, не игнорируйте меры безопасности, принятые на выбранной вами площадке, – и, с небольшой долей усердия, кикскутеринг не представит для вас ничего сложного.
Самокатный спорт: дисциплины, трюки, кикскутеринг
В ритме жизни современных городов, особенно больших, самокат для многих людей стал незаменимым транспортом. Он давно уже не воспринимается как игрушка для маленьких детей. Ныне самокат – надежное, доступное, и, самое главное, компактное средство передвижения. С ним можно спуститься в метро или зайти в автобус, троллейбус, взять с собой в магазин. На сегодняшний день самокат составляет серьезную конкуренцию велосипеду.
Дисциплины самокатного спорта
Самокатный спорт набрал впечатляющую популярность и в России, и во всем мире. Свою роль в этом сыграли простота устройства самоката, финансовая доступность и обилие трюков, которые легко усвоить, особенно молодому поколению. Какие же дисциплины самокатного спорта существуют на сегодняшний день?
- Парк (англ. park). Представляет собой катание на специальной площадке скейт–парка. Это пространство, на котором расположены специальные фигуры для трюков: трамплины, разгонки, рампы.
- Флэт, флэтлэнд (англ. flat). Представляет собой выполнение трюков на ровной поверхности. Какие-либо препятствия отсутствуют. Такие трюки построены в основном на балансе.
- Стрит (англ. street). Местом для катания райдера являются улицы. В качестве препятствий, трамплинов используются элементы городской среды: перила, лестницы, скаты, стены.
- Биг эйр (англ. big air). Стиль, в котором исполняется прыжок с большого трамплина после предварительного разгона. Во время полета выполняется трюк (или несколько), затем следует приземление.
- Дёрт, дёрт джампинг (англ. dirt). В этой дисциплине используется площадка с построенными из грунта трамплинами. При вылете с трамплина, в воздухе, исполняются трюки.
- Даунхил (англ. downhill). Скоростной спуск без трюков. Здесь необходим длинный склон с ровной дорогой.
Каждый спортсмен может попробовать свои силы в любой из дисциплин и выбрать наиболее подходящую для себя (или несколько).
Какие трюки можно выполнять на самокате?
Трюки, исполняемые на самокатах, были позаимствованы в экстремальных видах спорта. Они помогают райдеру развить ловкость, бесстрашие. Трюки различаются по сложности исполнения.
Список трюков
Начинающим спортсменам следует сначала в совершенстве освоить легкие трюки перед тем, как приступить к средним и сложным.
- Легкие
- Hop – это обычный прыжок на самокате без разворотов.
- X-up – во время прыжка райдер поворачивает руль на 180 градусов.
- Fakie – передвижение вперед спиной.
- Manual – езда на заднем колесе.
- 180, 360 градусов – во время прыжка райдер переворачивается на 180 или 360 градусов.
- Средние
- TailWhip – поворот вокруг рулевой оси деки.
- Barspin – резкий поворот на 360 градусов.
- Grab – захват рукой деки во время движения.
- WallRide – катание по наклонной поверхности.
- CanCan – во время полета ноги выкидываются вбок и возвращаются назад.
- Boneless – во время прыжка одна нога отводится от деки, отталкивается от горизонтальной поверхности и возвращается назад.
- Сложные
- Tap – прыжок на опору и одновременно приземление на заднее колесо.
- Wrap Around – на большой скорости прокручивается нога вокруг рулевой установки.
- Superman – приведение тела в горизонтальное положение в прыжке, ноги откинуты назад, при этом райдер самокат опускает вниз и немного вперед.
- Backflip, Frontflip – сальто назад, вперед.
Это лишь небольшой список базовых трюков, их существует гораздо большее количество.
Подготовительные упражнения
До того, как приступить к освоению трюков, райдеру необходимо освоить быструю езду на самокате, освоив все стили. Обязательно нужно овладеть торможением и поворотами, так как именно на поворотах часто возникают проблемы. Необходимо твердо усвоить, что нельзя резко поворачивать. Перед поворотом необходимо притормозить, лишь потом аккуратно разворачивать руль.
Только после того, как навыки катания, торможения и разворота будут освоены полностью, райдеру можно приступать к освоению простых трюков.
Техника выполнения популярных трюков
Немного подробнее о технике выполнения наиболее популярных трюков.
180 Hop
В прыжке райдер выполняет параллельный разворот самоката в противоположном направлении. В процессе передвижения спортсмен делает прыжок, одновременно поворачивая голову и плечи, как бы заглядывая себе за спину. При этом он поворачивается на 180 градусов. Если все правильно выполнить, ноги и самокат будут двигаться вслед за телом. При приземлении мышцы необходимо немного расслабить, а колени чуть согнуть.
Manual
Этот трюк представляет собой езду на заднем колесе. Для его исполнения нужно найти баланс, определить силу, с которой следует нажать на заднее колесо, чтобы оно приподнялось.
В процессе езды спортсмен обеими ногами занимает заднюю часть деки, затем сильным движением корпус отклоняется немного назад, ноги при этом должны пружинить. При правильном исполнении руль пойдет назад за руками.
Что такое кикскутеринг?
Кикскутеринг (от англ. scootering) – экстремальный вид самокатного спорта, заключающийся в катании и совершении трюков на трековом самокате. Спортсмена, занимающегося этим видом спорта, называют самокатером (англ. scooter rider), или рейдером. Большую популярность кикскутеринг завоевал среди подростков.
Это достаточно молодое направление еще называют «агрессивный самокатинг». Он сформировался в начале 2000-х годов в США. Уличные экстремалы использовали модели детских самокатов, позволяющие выдерживать определенные нагрузки и исполнять трюки. Появление видео от рейдеров в интернете способствовало быстрому росту популярности кикскутеринга во всем мире. Стали проводиться международные соревнования и выпускаться специальные трековые модели.
В 2010 году самокатинг уже считался профессиональной дисциплиной. В 2011 году создана ISA (International Scooter Association) – международная самокатная ассоциация. Изначально в состав организации входили США, Англия, Австралия, Европа. В 2013 году в ассоциацию вступила и Россия. Страну представляет Федерация самокатного спорта Москвы, которая ежегодно проводит более 10 соревнований.
Виды самокатов
Существует огромное количество разнообразных видов самокатов, надо лишь выбрать наиболее подходящую для себя модель. Необходимо определиться, для какой цели приобретается транспортное средство и какими характеристиками должно обладать.
По предназначению самокаты делятся на несколько видов.
Городские самокаты
Предназначены для комфортных поездок в условиях города. Преимущества таких самокатов:
- Компактность и легкость. Такой самокат можно взять с собой в метро и в наземный общественный транспорт, он не помешает совершать покупки в магазинах.
- Легко складываются.
- Большие (часто надувные) колеса. Не везде в условиях города ровная дорога, встречаются ухабы, ямки. Также дорога может быть вымощена брусчаткой. Большие колеса нужны для лучшей амортизации и более комфортной поездки.
Спортивные самокаты
С помощью этого типа самокатов выполняются разнообразные трюки, модели более скоростные. Обладают следующими характеристиками:
- Легче городских, так как предназначены для развития большей скорости. Немного тяжелее самокаты для трюков, это сделано для легкости управления.
- Маленькие колеса. Так как соревнования и трюки выполняются на площадках с ровной поверхностью, то и потребности в больших колесах нет.
- Прочность. У спортивных самокатов рама цельная и нет никаких дополнительных функций. Это обеспечивает надежность и позволяет выполнять трюки и ездить на приличной скорости с максимальной безопасностью для спортсмена.
Внедорожные самокаты
Такие самокаты рассчитаны на езду по неровным ухабистым дорогам. Предназначены для эксплуатации в сельской местности.
- Большой размер и немалый вес самокатов гарантируют устойчивость на дороге.
- Надувные колеса большого диаметра обеспечивают мягкий плавный ход, что особенно важно на плохих дорогах. В этом случае амортизация позволяет ездить комфортно.
- Тормоза имеются на каждом колесе. Эта опция позволяет пересечь любой рельеф местности.
Электрические самокаты
Самокаты этого вида могут развивать приличную скорость.
- Наличие двигателя позволяет спортсмену не отталкиваться во время езды.
- Высокая скорость. Электросамокаты могут передвигаться со скоростью до 30 км/час.
- Довольно тяжелые. Наличие в комплекте мотора и аккумулятора придает устройству дополнительный вес.
Электрические самокаты – наиболее дорогостоящие.
Детские самокаты
Для самых маленьких ездоков существуют трехколесные самокаты. Они позволяют ребенку сохранять равновесие во время езды. Для каждой ноги на самокате есть своя платформа; это позволяет передвигаться, не отталкиваясь от земли. Достаточно лишь переносить вес с одной ноги на другую.
Конструкционные особенности и характеристики
Самокат обладает достаточно простой конструкцией. У него несколько составных частей.
Колеса
Основные параметры колес таковы: диаметр и материал, из которого изготовлена деталь.
- Диаметр колеса детского самоката максимум 14,5 см. Диаметр колеса взрослого транспорта может доходить до 50 см.
- Чем жестче колесо, тем большую скорость способен развить самокат. Это достигается за счет отсутствия амортизации, при этом ход транспортного средства достаточно жесткий, особенно на неровных поверхностях.
- Основной материал для изготовления колес – полиуретан, он обладает хорошей износостойкостью и бесшумен. На городские и внедорожные самокаты часто устанавливают надувные колеса с камерой и покрышкой. Они обеспечивают мягкий ход и амортизируют при езде по неровной поверхности.
Диски на детских и городских самокатах изготовлены из пластика, на спортивных и внедорожных – из металла.
Материал, из которого она изготовлена, обеспечивает легкость и прочность. Это нержавеющая сталь или сплав алюминия. Такая рама выдерживает вес максимум 150 кг. В детских самокатах, рассчитанных на вес до 80 кг, часто используют пластик.
Тормоза
Этот очень важный элемент устройства расположен на руле или на заднем крыле.
Телескопический руль
Благодаря этой опции одним самокатом могут пользоваться несколько человек разного роста. Необходимо лишь установить руль на нужную высоту.
Амортизаторы
Амортизаторы встречаются не во всех моделях. Они помогают сделать езду более мягкой и комфортной. У самокатов с надувными колесами эта функция переложена на камеру и покрышку.
Механизм складывания
Он обеспечивает самокату компактность.
- Ручной механизм представляет собой рычаг, при нажатии на который происходит складывание.
- Автоматическая система складывания и раскладывания приводится в и удобным для переноски (перевозки).
Механизм складывания приводится в действие нажатием кнопки, не требует применения усилий.
Подставка для парковки
Подставка для парковки помогает парковать самокат в любом месте независимо от наличия опоры. Подставка обычно расположена сбоку или внизу платформы. Необходимо лишь выдвинуть ее ногой.
Зачем самокатам нужны амортизаторы, и нужны ли?
В условиях езды по пересеченной местности, по неровным поверхностям амортизаторы, несомненно, являются необходимой опцией даже несмотря на то, что за счет этого снижается скорость. Наличие одного или двух амортизаторов помогает гасить вибрацию, и пользователю будет ехать комфортнее без тряски. Обычно производители устанавливают один амортизатор на переднем колесе, что улучшает управление самокатом. Особенно это актуально для детских моделей. На самокаты с надувными колесами обычно не ставят амортизаторы, так как вибрация гасится за счет мягкого колеса.
Стоит ли начинать кататься на самокате?
В пользу катания на самокате существует ряд несомненных плюсов.
- Возраст – не помеха в этом виде спорта. Кататься может и трехлетний ребенок, и находящийся в солидном возрасте пенсионер.
- Самокат – доступное средство передвижения по городу, сельской местности. На нем можно поехать на прогулку, в детский сад, на учебу или на работу. При этом не надо его заправлять бензином как автомобиль.
- Катание на самокате – доступный спорт. При передвижении происходит нагрузка фактически на все группы мышц, лучшую зарядку и не придумать.
- Быстрое обучение. Благодаря несложной конструкции можно очень быстро освоить езду на самокате.
- Экологичное средство передвижения, не принесет вреда ни природе, ни человеку.
- Доступен абсолютно для любого желающего, можно выбрать модель не в ущерб своему бюджету.
Вышеизложенные преимущества – причина того, что езда на самокате имеет множество поклонников.
Как правильно кататься на самокате?
Существует несколько правил и рекомендаций для начинающих рейдеров, которые помогут быстрее освоить этот вид транспорта и перейти непосредственно к езде.
Правила езды
Перед началом занятий следует обратить внимание на следующие рекомендации.
- Необходимо знать, какая нога является опорной, а какой предстоит отталкиваться. Правшам рекомендуют использовать в качестве толчковой правую ногу, а левшам – левую. У переднего края платформы самоката ставится опорная нога. Вторая нога располагается на земле немного позади опорной или параллельно.
- При езде не следует отклоняться назад. Необходимо держать тело прямо или наклониться немного вперед.
- Для начала движения нужно осторожно оттолкнуться от земли и стараться держать равновесие. Ногу потом можно поставить на платформу или продолжать отталкиваться, чтобы набрать большую скорость.
Новичку следует хорошо освоить эти первые движения, прежде чем приступить к более сложным элементам.
Как часто следует менять ногу?
При длительной поездке могут возникнуть болевые ощущения в спине и в колене опорной ноги. Чтобы избежать неприятных ощущений, необходимо менять ногу каждые 15 минут.
Стоит ли кататься в дождь?
В дождливую погоду увеличивается риск падений, потому что снижается сцепление полиуретановых колес с мокрым асфальтом. В таких условиях повороты на самокате становятся опасными, к тому же придется отмывать обувь и одежду от грязи. Так что лучше воздержаться от поездок.
Если падения с самоката не избежать, как правильно падать?
Как в любом виде спорта, существует риск и при катании на самокате упасть и получить травму. Что же делать, если все-таки падение неизбежно, как минимизировать травмы?
- Как только начинается падение, надо немедленно выпустить из рук руль, чтобы еще больше себя не травмировать.
- Во время падения следует напрячь мышцы – это поможет амортизировать удар.
- Необходимо прикрыть голову руками, прижать ее к груди, напрячь мышцы шеи.
- Руки и ноги должны быть в полусогнутом положении.
- Если происходит падение на руки, надо постараться развернуть ладони вниз.
Возможно, эти рекомендации не пригодятся, но помнить о них стоит.
Как выбрать самокат
Выбирать самокат необходимо тщательно, учитывая свой рост, вес, по каким дорогам предстоит ездить, оптимальный вес аппарата. Учитывая эти факторы, следует обратить внимание на:
- регулировку высоты руля;
- вес и длину самоката;
- ценовой диапазон;
- материалы, из которых изготовлены колеса и дека;
- дополнительные функции;
- производителя.
Нужно попробовать прокатиться на самокате, посмотреть, как он складывается. При покупке следует уточнить все интересующие моменты, чтобы не ошибиться в выборе. При таком подходе поездки будут доставлять только положительные эмоции.
Какую скорость можно развить на самокате?
Современные самокаты могут развить довольно приличную скорость. В соревнованиях по самокатному спорту зафиксирована рекордная скорость под сотню км/час. Такими транспортными средствами управляют профессиональные спортсмены на переделанных самокатах с велосипедными колесами размером 28”.
Какова средняя скорость самоката?
На скорость, которую способен развить самокат, влияют следующие факторы:
- размер колес;
- вес конкретной модели;
- высота расположение платформы;
- наличие амортизаторов.
Двухколесным самокатам присущи перечисленные ниже характеристики.
- В детских самокатах не предусмотрено развитие большой скорости из-за мер безопасности. Для таких небольших моделей с пластиковыми колесами хорошей считается скорость до 17 км/час по ровной поверхности. Такую скорость могут развить самокаты, которыми управляют дети, научившиеся уверенно кататься.
- Самокаты с диаметром колеса 100-125 мм. Такие самокаты чуть быстрее детских, они развивают скорость до 19 км/час.
- Самокаты с диаметром колеса 200 мм. Это более скоростные модели, рассчитанные на передвижение по городу. По ровной поверхности они могут развивать скорость до 23 км/час.
Эти показатели действительны для моделей самокатов без амортизаторов. Наличие амортизаторов в среднем снижает скорость на 3-5 км/час.
Как добиться максимальной скорости?
При желании, спускаясь с горки, можно развить и большую скорость на каждой из моделей.
- Детские самокаты и модели с колесами 100-125 мм. могут разогнаться до 30-40 км/час. Однако следует учитывать то, что маленькие колеса не рассчитаны на подобную скорость, и велик риск получить травмы.
- Модели с колесами диаметром 200 мм. способны развить скорость под уклон 40-45 км/час.
Обязательно необходимо использовать защиту: шлем, наколенники, налокотники, перчатки, защиту для спины («черепашку»). А лучше вообще воздержаться от подобных экспериментов со скоростью.
Правила безопасности
Никто не застрахован от травм – ни опытные спортсмены, ни новички, поэтому не стоить пренебрегать защитой. Экипировка владельца самоката состоит из нескольких элементов.
- Шлем поможет защитить голову от травм при падении.
- Налокотники, наколенники защитят локти и колени от травмирования. Снаружи они изготовлены из пластика, а внутри обшиты тканью. Эти элементы защиты надевают сверху на одежду.
- Перчатки без пальцев или специальная защита для запястий. При выполнении трюков запястья наиболее уязвимое место, так как при падении основная нагрузка приходится именно на них.
Для защиты здоровья не стоит пренебрегать техникой безопасности.
Советы
Желающим побыстрее овладеть трюками можно дать несколько советов.
- Как можно чаще тренироваться. Даже для исполнения простых трюков необходимы терпение, время и уверенность в своих силах.
- Новичкам лучше начинать кататься на специально оборудованных площадках.
- Не стоит тренироваться во время дождя и ездить по влажной земле, чтобы не получить травму.
Для освоения и простых, и тем более сложных трюков стоит запастись терпением, и все обязательно получится!
Каршеринг самокатов
Как и автомобиль, самокат можно взять в аренду. Сервис каршеринга электросамокатов называют «кикшерингом» или «самокатшерингом».
Эта услуга появилась в сентябре 2017 года в американской Санта-Монике. Основатель сервиса – один из вице-президентов компании Uber Тревис Вандерзанден.
В Москве кикшеринг появился в мае 2018 года. На данный момент во всех крупных городах России можно арендовать самокат на несколько минут, часов или сутки, используя для этого лишь мобильное приложение на смартфоне.
Кто придумал первый самокат?
Есть несколько версий о происхождении самоката. К современной версии самоката наиболее близко изобретение немецкого ученого Карла фон Дреза «машины для ходьбы». В 1807 году ученый присоединил к деревянной планке два колеса и прикрепил простой руль спереди на штангу. Дети соседей быстро освоили новое средство передвижения: встав одной ногой на планку, другой отталкивались от земли, стали кататься.
Существует и менее правдоподобная версия, согласно которой самокат изобрели в XVI- XVII веках. На древних фресках были обнаружены изображения, напоминающие самокат. Но, вероятнее всего, это была изображена колесница.
Также некоторые эксперты предполагают, что изобретение самоката принадлежит немецкому мастеру каретного дела Михаэлю Касслеру. Он прикрепил к доске два колеса, чтобы на ней можно было стоять. Но в этой конструкции не было руля. Поэтому большинство экспертов считают, что все-таки изобретением самоката мы обязаны Карлу фон Дрезу.
Конструкция самоката: как она менялась?
В первой половине XX века конструкция самоката претерпела ряд изменений. В результате различных модификаций было запатентовано несколько разнообразных моделей самокатов.
- В 1917 году запатентован складной самокат, имеющий три колеса.
- 1925 год – изобретен двухколесный самокат с узкой длинной декой.
- 1941 год – появился самокат с короткой декой и новым способом крепления колес.
Таким образом, самокат – интересное развлечение, отличный тренажер и экологически чистый вид транспорта. Он не займет много места в доме благодаря своей компактности. Все больше людей выбирают самокаты в качестве мобильного средства передвижения по городу. На сегодняшний день самокат набирает все большую популярность среди пользователей разных возрастных категорий и социальных групп, и по этой дисциплине все чаще проводятся соревнования.
Что такое кикскутеринг и как развивается самокатный спорт
Что такое экстремальный самокат и какие у него перспективы в мире большого спорта?
Отвечает профессиональный райдер.
С приходом весны в городах становится всё больше сухого асфальта, а это значит, что экстремалы понемногу выходят на улицы. Райдеры уже готовы напомнить всему миру, что такое молодёжная экстремальная субкультура. На улицах городов мы ждём не только скейтбордистов и бээмиксеров, но и кикскутер-райдеров – ребят, которые катаются на экстремальных самокатах.
Рассказывает подробнее о современном кикскутеринге.
Что такое кикскутеринг?
Кикскутеринг, или экстремальный самокат – это вид спорта, который заключается в выполнении определённых элементов, порой гимнастических или акробатических на трюковом самокате в скейт-парке или на улице.
Фото: Из личного архива Саши Шевченко
Есть две основные дисциплины: street и park. В park задача спортсмена – выполнить как можно больше амплитудных трюков в скейт-парке. А в street райдер должен делать скольжения и прыжки со ступенек на естественных ландшафтах городских улиц. Также в кикскутеринге существует несколько «поддисциплин»:
- Snowscoot — это такой же самокат, только стоит не на колёсах, а на лыжах. На нём катаются, как на сноуборде в горах.
- Dirt — самокат на надувных колёсах для катания по земляным рампам.
- Ice-скутер — самокат с коньками.
- Big Air — в этой дисциплине райдер должен пролететь примерно 5–15 м на обычном самокате.
Фото: Из личного архива Саши Шевченко
Как появился экстремальный самокат?
Первые спортсмены этой дисциплины появились в 1990-х – начале 2000-х годов и катались на детских самокатах. Инвентарь усиливали, добавляя в конструкцию дополнительные элементы. По просьбе атлетов компания Eagle Supply, специализирующаяся на изготовлении колёс для роликовых лыж, сделала опытные образцы для самокатов с диском из алюминия. До этого колёса делали из пластика. Одновременно с этим бренды Razor и Micro принялись изготавливать модели самокатов уже без механизма складывания. Затем стали появляться небольшие компании, которые основывали сами райдеры. Они производили рули, деки и вилки: TSI, PROTO, WEE и т.д.
В 2010 году уже были бренды, которые занимались полноценным производством моделей экстремальных самокатов: MGP, District, Blunt. Сильно изменились и размеры комплектующих деталей: увеличился диаметр колёс, деки и рули начали делать выше и шире. С тех пор каждый новый сезон катания компании-производители делают улучшенные детали с применением новых технологий и учётом пожеланий райдеров.
В 2022 году экстремальные самокаты — не просто вид уличной культуры. Вклад в спортивную индустрию уже внесли более 50 брендов со всего мира. Сейчас есть модели самокатов для любого уровня катания: от начального до профессионального.
Фото: Из личного архива Саши Шевченко
Чем кикскутер отличается от классических моделей?
Самокат для экстремального катания отличается от обычного более сложной конструкцией и технологически правильными сварами. Они выдерживают бóльшие нагрузки и вес и, естественно, стоят дороже обычных.
Катание на самокате развивает гибкость, реакцию, акробатические навыки и все мышцы организма, даже самые маленькие. Никакой особой физической подготовки для катания не требуется. Самокат весит около 3 кг, и при желании практически любой ребёнок или взрослый может начать заниматься этим видом спорта. В этом проблем нет.
Фото: Из личного архива Саши Шевченко
Какие перспективы есть у кикскутеринга?
Кикскутеринг является одним из самых перспективных видов фристайл-спорта, как, например, BMX-фристайл и скейтбординг, которые недавно стали олимпийскими. Я думаю, что самокат в скором времени тоже ждёт такой исход. Будут появляться сборные команды, федерации и т.д. Это полноценный спорт, где есть звания «мастер спорта» и «кандидат в мастера спорта».
В целом эта сфера активно развивается. В ней можно будет работать тренером, создавать бренды, производить свои запчасти для самоката. Или же самому быть спортсменом, придумывать что-то новое или становиться популярным из-за развития этого вида спорта.
Фото: Из личного архива Саши Шевченко
Где покататься в Москве?
В Москве можно учиться кататься на самокате в двух основных школах: в KSS School на Нагорной и в одних из лучших в России скейт-парках компании Rampstroy House на Шоссе Энтузиастов и на Савёловской.
Сноу, дёрт и стрит – что это и как связано со скейтбордами? Рассказываем про новый вид спорта
Кикскутеринг или самокатный спорт – явление, зародившееся в конце 90-х в США. В России спорт появился в начале 2000-х и сначала перенял большую часть трюков из скейтбординга и BMX, но с ростом аудитории и возникновением специальных трюковых вариантов самокатов стал самостоятельным спортом.
Мы сделали этот материал вместе с соцсетью ВКонтакте, которая поддерживает и развивает в России виды спорта, не претендующие на массовую популярность, но обладающие виральным потенциалом и интересные для просмотра. Следить за новыми видами спорта, включая кикскутеринг, можно в тематическом сообществе.
К 2010-м самокатный спорт стал перерождаться из любительского в профессиональный – появились организации, которые объединяли энтузиастов кикскутеринга. В России этим занимались люди из KickScooterShop (KSS) – они первыми привезли трюковые самокаты, открыли магазин и скейтпарк для райдеров самокатного направления, а также первую в России самокат-школу (KSS School).
В 2011 году была создана международная самокатная ассоциация, куда вошли США, Австралия, Англия и Европа. Она же начала организовывать ежегодный чемпионат мира по кикскутерингу. С 2014-го в отборе на это соревнование участвуют и спортсмены из России, отбираясь через Федерацию самокатного спорта.
Федерация самокатного спорта России (ФССР) была основана в 2013 году и провела с тех пор более 200 мероприятий – турниры, фестивали, премии, мастер-классы. Она же организует ежегодный чемпионат России по самокату (RSC) и фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв», а также соревнования в Москве, Анапе, Казани и других городах. Вице-президент федерации Артем Степченков говорит, что ФССР помогает участникам самокатного коммьюнити сделать свое увлечение способом развития личностных качеств и реализоваться как спортсменам.
«Сейчас происходит настоящий самокатный бум! – считает чемпион России Стас Басанский. – В России уже почти 100 000 райдеров, появляется много доступной инфраструктуры, открываются самокатные школы, трюковые самокаты есть у каждого третьего ребенка, проходят официальные соревнования, уровень спортсменов перегоняет международные стандарты, появляются новые горизонты роста и поддержка со стороны крупных компаний».
«Через пять-десять лет у самоката будет шанс затмить все экстремальные виды спорта. Потому что это в каком-то смысле легче. Велик – тяжелый, ролики – не востребованы, скейт – вообще какая-то нестабильная штука. А самокат довольно простой, и трюки научиться делать гораздо легче. А еще это финансово доступней», – такое мнение выразил Александр Аралушкин в интервью сайту «РедБулл» в 2018 году.
Давайте ближе познакомимся с этим видом спорта, чтобы раньше всех быть в тренде.
Какие трюки есть в кикскутеринге и с чего начать?
В соревнованиях по экстремальному самокату каждый год все больше трюков. Сейчас их более 1300, а связок-комбинаций из этих элементов можно составить около 10 тысяч. Все трюки делятся на 4 основных группы:
1. Техника балансов (например, езда на одном колесе)
2. Техника акробатики (сальто и другие флипы)
3. Техника скольжения (на деке или пегах)
4. Техника кручения (вращение деки)
Сначала на самокате нужно научиться просто ездить. Идеальный вариант вариант – памп-трек. Затем можно перемещаться в скейтпарк и учиться скатываться с разных объектов, а после уже переходить к трюкам.
Начать обучение можно с самого простого трюка – хоп. Это обычное подпрыгивание на самокате, при котором оба колеса должны оторваться от земли. Как только вы научитесь выполнять этот элемент, то можете переходить к остальным. Важно не совершить самой распространенной ошибки – не завалиться назад или вперед, иначе самокат вылетит у вас из-под ног.
После того, как у вас начнут получаться хопы, можно переходить к разворотам на 180 и 360 градусов. Чтобы быстрее это освоить, важно делать небольшую дугу и поворачивать голову в сторону разворота.
Какие меры предосторожности?
При тренировках не забывайте о важных правилах поведения в скейт-парке: соблюдайте очередь на трамплинах, не мешайте другим посетителям и не забывайте про защиту.
Несколько советов для безопасного и быстрого старта:
1. Приобрести защиту – как минимум шлем и наколенники ( с пластиковым верхом для смягчения падений).
2. Научиться падать и группироваться (приземляться на носочки и падать на защищенные колени).
3. Не спешить учить первые трюки без понимания основ передвижения и контроля самоката.
4. Обратиться к опытному тренеру или записаться в самокатную школу.
И если катаетесь по городу, соблюдайте ПДД – переходите дорогу, а не переезжайте.
Какие есть дисциплины?
Как и многие виды спорта, экстремальный самокат имеет свои подвиды. Для каждой дисциплины характерны свои определенные группы трюков. Райдеру важно уметь делать трюки из всех дисциплин.
Вот самые популярные:
Парк – катание по специально оборудованному скейт-парку.
Стрит – катание с использованием элементов улицы: ступенек, перил, бордюров.
Кросс (памп-трек) – катание по круговой трассе.
Дёрт – катание по горным спускам и бездорожью.
Флэт – выполнение трюков на плоскости.
Сноу – трюки на самокате с лыжами по снегу.
Биг-эйр – выполнение трюков с использованием большого трамплина.
Первая и вторая из перечисленных – основные. Парк –самая распространенная дисциплина, где катание происходит в рамках одной площадки. Именно в этой дисциплине проходит чемпионат мира по самокату. А уличное катание (Стрит) по архитектурным элементам города – это скорее молодежная субкультура, также привлекающая спортсменов, которые хотят испытать свои навыки в неподготовленной среде.
Какой самокат купить?
Итак, вы решили заняться кикскутерингом. Ближайшая площадка в соседнем дворе, но самоката нет. Рассмотрим виды этого транспорта и разберемся, для чего больше подходит каждый из них:
Городские. Они не подходят для официальных занятий самокатным спортом и пригодятся разве что для вечерних покатушек по городу.
Спортивные. То, что надо, если вы хотите освоить все существующие в мире трюки. Он еще более легкий, чем городской, ведь при выполнении сложных элементов важен каждый грамм. Еще одно отличие – маленькие колеса, так как профессиональные трюки выполняются в специально отведенных местах, и большие там ни к чему.
Чуть подробнее о выборе первого самоката:
– он должен подходить лично вам и вашему типу катания;
– для начала проще выбрать готовый самокат (комплит), чем собирать его по частям (кастом);
– выбор веса самоката напрямую связан с вашим весом.
Внедорожные. Этот тип создан для любителей дерт-дисциплины. Отличается большим размером, так как на бездорожье необходимо сохранять устойчивость даже при наезде на какой-нибудь камень. Колеса тоже другие – надувные и большие, что обеспечивает амортизацию на неровной поверхности.
Электрические. Да, трюки на таких вы не выполните, да и от экстремалов респект вряд ли получите. Но не забываем о тех, кто любит обычные покатушки – это элитный вариант для них. Отталкиваться не надо, скорость большая. Сейчас арендовать их можно на каждом шагу.
Детские. Такие самокаты нужны самым маленьким спортсменам – у них две платформы и три колеса, чтобы ребенок учился управлять и избегал падений.
Теперь вы профессионал. А где соревноваться?
У вас крутой самокат с топовыми модификациями, вы освоили почти все трюки и уверены в своих силах – получается, пора показать полученные умения публике. К счастью, в России с каждым годом появляется все больше турниров, где можно не только получить грамоту за первое место, но и денежный приз.
Для лучших из лучших каждый год проходит открытый чемпионат России – главное событие для всего самокатного сообщества, проводящийся в 4 дисциплинах. ЧР включает региональные квалификации, онлайн-отбор, финалы в Москве, женскую лигу, детско-юношескую лигу, соревнования на лучший трюк, познавательные лекции и конкурсы. Тут спортсмены могут отобраться на чемпионат мира. Соревнование набирает популярность не только у участников, но и у зрителей – в 2022 году за ним наблюдали 500 человек, в том числе в режиме онлайн. Победитель получил сертификат на 50 тысяч рублей, призеры – на 30к и 20к соответственно.
Другие официальные соревнования и мероприятия, которые проводят проводит ФССР и ФССМ:
– Детская самокатная лига.
– Зимний чемпионат Winter Scooter Games.
– Russian Scooter Awards – ежегодная премия в мире самокатного спорта.
– Фестиваль самокатного спорта Kick&Go.
– Самокат Турнир – соревнования на выбывание.
Вкатиться (можно на одном колесе) в мир кикскутеринга лучше всего с помощью сообщества, посвященного новым видам спорта – это программа ВКонтакте, участвовать в ней могут виды, претендующие на статус профессиональных и проводящие регулярные соревнования в крупных городах. Помимо медийной поддержки, спортивные организации смогут претендовать на помощь в запуске трансляций и создании контента, а также проведение совместных турниров.