Всесезонные шины: для кого и какие лучше?
В автомобильном сообществе нашей страны сложилось устойчивое мнение насчёт всесезонной автомобильной резины – эти шины для тех, у кого не хватает средств. Коротко разберёмся в вопросе – так это или нет, а также отметим лучшие покрышки данного класса на сегодняшний день.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ НЕТ
Преимущества всепогодной резины, об актуальности которой заходит речь от сезона к сезону, находятся “на поверхности”. Самое главное здесь понимать, что всё дело в климате и в состоянии дорог, где используются эти шины. Обывателю кажется, что если покрышки называются всесезонными и имеют все необходимые маркировки для зимнего использования “M+S” (Mud + Snow) и “3PMSF” (трёхгорная вершина со снежинкой), то было бы благоразумно использовать их круглый год, а не менять ежесезонно зимнюю резину на летнюю и наоборот.
Налицо видимая экономия, да и показатели на мокрой дороге у таких шин хорошие благодаря V-образному протектору, усиленному ламелями зимнего типа.
ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ всесезонных шин
1. Покупка одного комплекта колес на круглый год вместо 2-х комплектов шин (летних и зимних), а нередко и 2-х комплектов дисков, так как сегодня многие предпочитают иметь набор колес в сборе для лета и отдельно для зимы.
2. Не нужно каждый сезон переобуваться. А значит не тратить на это дополнительное время, нервы и финансы. В конце концов, для шин тоже может быть пагубно, когда их периодически снимают и по новой устанавливают на диски.
3. Отсутствие заморочек по поводу хранения шин в несезон. Ведь для этого необходимо либо определённое место с подходящими условиями, либо дополнительные затраты на данную услугу в шинных центрах.
4. На мокром асфальте в летний период некоторым современным моделям (в основном премиальных брендов) удаётся достичь уровня торможения истинно летних покрышек, а иногда даже обойти их.
Объективная же картина такова, что по факту всесезонным шинам пока не под силу те эксплуатационные характеристики, которые демонстрируют чисто летние или зимние покрышки. И, к сожалению, золотую середину ведущие шинные производители пока не нашли, хотя очень пытаются, и прогресс в разработке новых продуктов этого сегмента не стоит на месте. Но не стоит забывать, что подобная эволюция происходит и в отношении зимних и летних шин.
Такие выводы основаны не только на личном опыте использования автовладельцев, но и на результатах независимых тестовых испытаний, подавляющее большинство из которых неутешительны. Последние свежие тесты европейского издания Auto Bild (195/55 R16, 2022г.) и автомобильного клуба Европы ACE (205/55 R17, 2022г.) снова подтвердили, что “идеальных всесезонных шин все ещё не существует, хотя есть хорошие варианты, подходящие исключительно для мягкого климата Центральной Европы”. В северных широтах всё также необходимо менять шины дважды в год.
МИНУСЫ всесезонных шин
Все их минусы в основном связаны с ходовыми характеристиками, хотя и вопрос затрат здесь тоже имеет место.
1. Летом всесезонные шины хуже тормозят на сухом асфальте по сравнению с настоящей летней резиной (разница в пользу летних шин может доходить до 10 метров и больше тормозного пути). К тому же многие водители и эксперты отмечают, что при высоких летних температурах продолжительная езда по автомагистралям на “всесезонке” не даёт расслабиться, заставляя периодически корректировать рулём курсовую устойчивость автомобиля.
2. Зимой картина не лучше. Даже если у некоторых всепогодных шин может быть достаточно сцепления на снежных дорогах, то вот управляемость и торможение оставляют желать лучшего. Тормозной путь на снегу у лучших представителей семейства составляет от 15 до 20 метров – и это при торможении со скорости до 40 км/ч!
И на снегу, и на льду всесезонные шины уступают в торможении настоящим зимним моделям, особенно шипованным покрышкам, которыми пользуются большинство автомобилистов на основной территории России.
3. Риск потери управления при экстремальных погодных и дорожных условиях значительно выше. Для многих российских водителей – это ещё один камень преткновения, ведь почти каждому наверняка приходилось резко маневрировать на хороших скоростях. Резиновая смесь всесезонного протектора разработана в компромиссном варианте для минусовых и плюсовых температур, поэтому не может справляться с пиковыми температурными нагрузками так, как это умеют специализированные летние или зимние шины.
4. Насчёт видимой экономии при эксплуатации всесезонной резины нужно также помнить, что круглогодичное использование шин влияет на их увеличенный износ. И это уменьшает эксплуатационный срок, привычный для отечественного автомобилиста. Надо быть готовым, что обновление всепогодных покрышек (по причине износа) будет происходить чаще, чем покупка новых летних или зимних шин, которые используются по полгода и более целенаправленно.
Подводя итог, можно отметить, что всесезонные шины нового поколения могут сэкономить какое-то количество денег и времени. Но нужно чётко понимать все их слабые стороны, а также быть осторожным, поскольку на рынке могут встречаться и такие экземпляры, у которых понятие “всесезонная покрышка” относится только к названию и не более.
Такие шины могут считаться безопасным вариантом в основном для владельцев компактных авто, но не для северных широт. Альтернативой специализированным зимним и летним шинам они могут стать только для тех, кто эксплуатирует свои автомобили в регионах с редкими снегопадами зимой и не слишком знойными температурами летом.
ТОП-4 МОДЕЛИ
Исходя из тестовых показателей “всесезонок” в последних испытаниях, мы можем выделить четыре лучших модели на 2023 год. Учитывайте, что все их показатели перечислены относительно сравнения в своём классе.
ПЛЮСЫ: хорошие результаты на сухом и мокром покрытии; высокая точность управления; высокий ресурс ходимости.
МИНУСЫ: показатели на снегу; уровень сопротивления качению.
ПЛЮСЫ: высокое сцепление на снегу; короткий тормозной путь на сухом покрытии; комфортность хода и низкий уровень шума; топливная экономичность.
МИНУСЫ: управляемость и боковая устойчивость на мокром покрытии; малый ресурс.
3️⃣ Continental AllSeasonContact
ПЛЮСЫ: отличные результаты на снегу; хорошая управляемость на сухом асфальте; устойчивость к аквапланированию; низкое сопротивление качению.
МИНУСЫ: тормозной путь на сухом покрытии; управляемость на мокром покрытии; ограниченная экономия средств из-за высокой цены и низкого ресурса ходимости.
ПЛЮСЫ: торможение на сухом и мокром покрытии; сцепление и управляемость на снегу; хороший уровень комфорта; доступная цена.
МИНУСЫ: управляемость на мокром покрытии; малый ресурс.
Для круглогодичного использования всесезонных шин в России можно рассматривать регионы Южного федерального округа, некоторые районы Северного Кавказа или западные границы ЦФО, а также крупные мегаполисы со средними сезонными температурами, где хорошо налажена уборка улиц. Такие шины лучше использовать в городских условиях эксплуатации с отлаженной регулировкой скоростного режима.
✋ Отмечайте свой вариант ответа, делитесь обзором с друзьями и подписывайтесь на блог. У нас много полезного и интересного
Чем опасна езда на всесезонной резине зимой
Плюсы всесезонной резины хорошо известны. Такие покрышки демонстрируют баланс ездовых качеств в различных дорожных условиях: как в холод, так и в теплую погоду. Именно поэтому практичные и ленивые водители не заворачиваются сезонной заменой, а используют такую резину круглый год.
Производители же стремятся объединить в одной всесезонной шинной модели диаметрально противоположные качества. Скажем, состав резиновой смеси средней твердости позволяет такой резине сохранять сцепные свойства в широком диапазоне температур и на разных дорожных покрытиях. Или, например, большинство всесезонных шин не случайно имеет асимметричный рисунок протектора.
Внутренняя часть протектора, как правило, выполнена в виде массивных блоков для лучшего зацепа на снегу, внешняя — обычно отвечает за управляемость на чистом и мокром асфальте, а потому имеет менее выраженный рисунок протектора. У «всесезонки» же с симметричной расстановкой блоков протектор обычно невысокий и собран из отдельных шашек с ламелями небольшой глубины.
Также следует знать, что у всесезонных шин есть собственная градация. Грубо говоря, существуют «всесезонки», ориентированные в большей степени на зиму или в большей мере на лето. В первом случае покрышка, как правило, имеет маркировку 3PMSF в виде снежинки внутри горы или обозначение Road+Winter (R+W) — для особо холодного климата. Такие покрышки, пусть и с оговорками, допустимо использовать при суровом «минусе». Полимеры, входящие в состав покрышки, не затвердеют на морозе до состояния пластмассы, а протектор будет эффективно работать.
В то же время в регионах с теплым климатом (например, южная Европа) в ходу всесезонная резина, предназначенная в большей мере для лета и не частых выездов по зимним очищенным дорогам.
Здесь дополнительно может присутствовать маркировка Water, Rain, Aqua или логотип в виде зонтика. Понятно, что приспособленностью к эксплуатации в морозы здесь не пахнет. Как бы то ни было, даже «всесезонку», ориентированную в большей степени на зиму, не следует использовать в местности, где температура опускается ниже -15°C. Самые продвинутые «всесезонки» — это всегда компромисс по эластичности, шумности, экономичности и другим критериям.
Помимо моделей без индикатора «снежинки» или «снежинки внутри горы» следует избегать бюджетных исполнений. Такая резина может существенно ухудшить управляемость и сделать езду небезопасной.
Тесты такой резины от независимых профильных изданий указывают на то, что на зимних трассах она нередко показывает результаты, близкие к летним покрышкам. У качественной всесезонной шины при этом должно иметься два сертификата. Первый — о соответствии требованиям к эксплуатации в зимний период, другой — о допустимости использовании в летний сезон.
Самый известный недостаток «всесезонки» — это сохранение заявленных эксплуатационных свойств лишь когда не очень холодно и не очень жарко. А именно, такие покрышки покажут не очень хорошие результаты при температуре ниже -10°С и выше +20°С.
Речь идет об ухудшении управляемости, снижения качества сцепления с дорожным покрытием, ухудшении разгона и увеличении тормозного пути. К другим недостаткам этой группы шин относятся увеличенная шумность при движении на высоких скоростях, повышенный износ протектора, особенно в летний период, а также плохие эксплуатационные показатели при использовании на внедорожниках и спорткарах.
На сегодня российское законодательство предусматривает наказание за использование несезонных покрышек в летние или зимние месяцы.
Согласно поправками к ПДД, которые вступили в силу относительно недавно, в июне 2021 года, запрещена эксплуатация зимних шипованных шин в июне, июле и августе, а летних шин — в декабре, январе, феврале.
Помимо предупреждения, предполагается более действенное административное взыскание по статье 12.5 КоАП (наличие неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена). На нарушителей может быть наложен административный штраф в размере 500 рублей. Тем не менее, относительно всесезонных шин новые правовые документы умалчивают. Поэтому если сотрудники ГИБДД при проверке автомобилей обратят внимание на маркерах «M» и «S», All Season и им подобные на боковинах колес, вопросов к водителю не должно возникнуть.
Разрешается ли езда на всесезонной резине зимой?
Большая часть автовладельцев в нашей стране с наступлением зимних холодов заменяет летнюю резину зимней или всесезонной, поскольку в условиях суровых зим ездить на летних покрышках небезопасно. При этом многих водителей интересует вопрос – можно ли ездить на всесезонной резине в холодное время года.
Производители часто вводят ограничения на свои всесезонные шины и рекомендуют пользоваться ими только при определённой температуре окружающей среды. К тому же, такие покрышки особенно эффективны в межсезонье, а во время летнего и зимнего периода эти разновидности подойдут далеко не всем.
Всесезонка: за или против?
Каждый водитель вправе самостоятельно выбирать, какую резину устанавливать на свой автомобиль. Однако для предотвращения неприятных последствий неправильно выбранных покрышек необходимо на каждый сезон устанавливать те варианты, которые не запрещены законодательно. Многие автолюбители предпочитают экономить на шинах и приобретают всесезонные разновидности.
Всесезонная резина, казалось бы, должна обладать качествами как летних, так и зимних разновидностей. Однако не всё так просто, ведь покрышка не может быть как мягкой, так и твёрдой в одно и то же время.
Всесезонные варианты обладают специфическим протекторным рисунком, который состоит из летнего и зимнего варианта. При этом стоит упомянуть о недостаточной крупности блоков, которая не придаст уверенности во время выхода из заноса.
При этом для выполнения функций в летнее время величина слишком большая. Неопределённая глубина канавок также не позволит выполнять маневры на ледяной поверхности или же скользком снежном покрытии. При таких шинах не рекомендуется резкое торможение.
Особенности использование всесезонки летом и зимой:
- Универсальная резина обладает большой твёрдостью, поэтому при низких температурах (ниже 20º С) она «дубеет». В такие моменты управление автотранспортом становится очень сложным, а это напрямую угрожает безопасности водителя и пассажиров.
- Летом, наоборот, хорошо разогретый асфальт способен почти расплавить всесезонку – иногда от скатов на поверхности покрытия образовываются чёрные резиновые полосы, поэтому для жаркого климата данные разновидности также не предназначаются, так как быстро изнашиваются.
Оптимальный вариант для всесезонки – регион, в котором климат настолько мягок, что не бывает заметных переходов между сезонами, а их температура практически не различается.
В условиях российских дорог такой тип резины использовать не рекомендуется – помимо быстрого износа, она также может привести к аварийным ситуациям на дороге – в таких случаях водитель от её использования потеряет больше, чем приобретёт.
Юридические аспекты использования всесезонной резины в зимнее время
- Приложение 8 и его пункт 5.5 Таможенного регламента ограничивает применение зимней резины в летний период с июня по август.
- К тому же, пункт 5.6.3 запрещает эксплуатировать транспортное средство, которое не оборудовано зимними покрышками, зимой (с декабря по февраль).
Соответственно, летом не разрешено использовать шипованные протекторы, а в зимний период запрещено ездить на летней резине. Если климат отдельно взятого региона предполагает затяжные зимы, то местный муниципалитет имеет право внести свои поправки и увеличить длительность всего зимнего периода.
Помимо этого в разделах ПДД были добавлены особые стандарты, классифицирующие покрышки на три вида:
- Летние разновидности;
- Шины, предназначенные для зимы;
- Всесезонные покрышки.
Однако при классификации всесезонных вариантов до сих пор существует путаница, так как, по мнению специалистов, есть только два варианта, действительно подходящих для российских дорог – летние и зимние.
При этом специалисты отмечают, что всесезонка, как правило, не обладает достаточными характеристиками для того, чтобы эксплуатировать её в условиях российских реалий, как зимой, так и летом.
Помимо этого, за пределами РФ такие шины вовсе не воспринимаются полицейскими, поэтому в путешествие по другим странам лучше отправляться либо на летних, либо на зимних вариантах.
Закон, однако, позволяет использовать всесезонную резину на территории РФ круглогодично, но только в тех случаях, когда она имеет маркировку MS и соответствующее графическое изображение. При отсутствии знака использовать такие разновидности можно лишь с марта и до ноября.
Штраф за использование всесезонной резины зимой
Итак, можно ли ездить зимой на всесезонной резине? В октябре минувшего года рассматривался проект закона, который позволит добавить в 12 главу КоАП новый пункт. Он установит размер штрафа на нарушения эксплуатации покрышек транспортного средства, который составит 2 000 руб. Однако на данный момент штраф пока не предусматривается.
Получается, что, несмотря на пункт Таможенного регламента № 5.6.3, штраф на эксплуатацию летней резины в зимний период ещё не налагается, поэтому формально можно ездить. При этом не стоит забывать, что такие покрышки прослужат недолго и не будут высокоэффективными.
Подведение итогов
Согласно закону, всесезонная резина допускается к использованию в зимнее время, если она имеет маркировку MS.
При этом не стоит забывать, что такие разновидности уступают по характеристиками специализированным моделям, которые предназначаются для каждого сезона отдельно. Перед покупкой такого комплекта стоит тщательно взвесить все аргументы в его пользу.
Можно ли использовать всесезонные шины зимой?
Некоторые водители, чтобы не менять дважды в год шины, ездят круглый год на универсальных покрышках. Ездить зимой на всесезонной резине можно, но при этом надо обращать внимание на некоторые правила.
Что представляет собой всесезонная резина?
Всесезонные шины считаются компромиссным вариантом между летними и зимними покрышками. В жаркую погоду универсальные покрышки размягчаются быстрее летних, а в морозы затвердевают быстрее зимних. Из этого следует, что температурные свойства подобных моделей шин одинаково подходят для эксплуатации как зимой, так и летом.
Рисунок протектора всесезонных покрышек подбирается с учетом летней и зимней эксплуатации так, чтобы покрышка обеспечивала лучшее сцепление колеса с дорогой в любых условиях. Как и на зимних шинах, у них глубокие канавки, чтобы они не забивались снегом. Как и летние, они оснащены V-образными проемами для отвода воды.
Преимущества и недостатки всесезонки
Основное преимущество всесезонных покрышек – это возможность их эксплуатации в течение всего года. Их не нужно менять. Достаточно регулярно проверять давление в шинах и следить за износом протектора.
Основные особенности подобных шин:
- Из-за полузимнего рисунка протектора с его глубокими канавками на асфальте всесезонная резина шумна. Особенно сильный шум проявляется на высоких скоростях движения.
- В сравнении с сезонными покрышками всесезонные модели обладают меньшим коэффициентом сцепления колес с дорогой. Это приводит к увеличению тормозного пути и к частичному ухудшению управляемости как зимой, так и летом.
- Универсальные шины рекомендуются для использования в мягком климате, исключающем сильные морозы и сильную жару. Например, при температуре воздуха -25°C и ниже состав универсального резинового сплава полностью теряет свои свойства и становится небезопасен для эксплуатации. В сильную жару всесезонные шины буквально плавятся на асфальте, оставляя на нем черные резиновые полосы.
- Повышенная эластичность всесезонных шин, с одной стороны, нужна для того, чтобы они не сильно «дубели» зимой. С другой стороны, на сухом асфальте летом они снижают управляемость автомобиля.
- Мелкий рисунок протектора на круглогодичной резине затрудняет выход на ней из заносов.
- Всесезонные шины не рекомендуются для неопытных водителей.
- Всесезонные покрышки не годятся для установки на спортивные и гоночные автомобили.
- Для внедорожников вместо универсальной резины лучше подходит резина с маркировкой All Terrain, так как лучше работает и на бездорожье, и на снежном покрытии.
По мнению большинства специалистов, ездить на всесезонной резине лучше всего в межсезонье – осенью и весной. Особенно в периоды, когда недельные и суточные колебания температуры окружающего воздуха приводят к резкой смене условий эксплуатации шин с зимних на летние и наоборот.
Несколько лет назад производители шин стали предлагать универсальные покрышки нового поколения. Они автоматически могут менять свои характеристики, подстраиваясь под климат, температуру воздуха и дорожное покрытие. Но такие модели все еще слишком дороги для массового потребителя и не могут в достаточной степени заменить сезонную резину.
Можно ли ездить на всесезонных шинах в зимнее время?
С законодательной точки зрения, эксплуатация всесезонной резины зимой не запрещена, но связана с высокими рисками:
- Она не обеспечивает хорошего сцепления колес со снежным покровом, поэтому опасна для новичков за рулем.
- При температуре -10°C и ниже свойства универсальных шин быстро падают. А при -25°C и ниже езда на таких покрышках крайне опасна.
- Многие производители устанавливают температурный коридор, внутри которого использование всесезонных колес их производства безопасно. Нижняя граница такого коридора – около -5. -7°C.
- Износ универсальных шин намного интенсивнее, чем сезонных, поэтому экономия от их использования не так ощутима.
Штраф за использование всесезонной резины зимой
Согласно законодательству России, запрещена эксплуатация автомобилей на летней резине зимой и на зимней резине летом. Запрета на использование всесезонной резины нет.
Но здесь имеются некоторые нюансы. Всесезонная резина может иметь разные обозначения:
- AS, или All Season, – для любого сезона. Шины с такой маркировкой выпускаются только в России и бывших республиках СССР.
- AW – для любой погоды.
- M+S, или M&S, – для снега и грязи. Этой маркировкой может обозначаться круглогодичная резина. Если вместе с маркировкой имеется значок в виде горы и снежинки — это зимняя резина. В Европе независимо от дополнительного значка такие шины считаются зимними.
- R+W – для дороги и непогоды. Редкая маркировка, использующаяся для универсальных шин для круглогодичного использования.
Только колеса, промаркированные буквами M+S или AS, разрешены для эксплуатации в период с декабря по февраль включительно. Универсальные модели с иными маркировками разрешены только в период с марта по ноябрь.
Штраф за использование резины не в свой сезон не предусмотрен. Инспектор может лишь устно разъяснить все опасности, которые несет эксплуатация машины на летней резине зимой. Необходимо следить, чтобы глубина протектора была не менее 4 мм для зимних покрышек или 1,6 мм для летних.
За пределами Российской Федерации в большинстве стран разрешена езда только на сезонной резине. Законодательные нормы ЕС различают только летние и зимние шины.
Рекомендации бывалых водителей
При эксплуатации автомобиля на универсальных покрышках зимой необходимо избегать заснеженных и обледенелых дорожных поверхностей. При езде на всесезонных шинах по снежным поверхностям и по льду необходимо воздержаться от резких маневров и особенно – резкого торможения. При прохождении поворотов на высоких скоростях риск попасть в занос сильно возрастает, а возможности выхода из заноса резко снижаются. Все движения рулем и работы педалями газа и торможения должны быть мягкими и аккуратными.