Бледные тени: автомобили, которые не покупают в России
Китайские бюджетники, старые Chevrolet, собранные в Узбекистане, американский минивэн по цене «однушки» — эти автомобили трудно продать в России. Основываясь на статистике продаж новых автомобилей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, «Известия» составили список наименее популярных автокомпаний страны. В него вошли производители, которые, несмотря на присутствие на российском рынке, не смогли за год продать более 1 тыс. машин. С большой долей вероятности этот год для них будет последним на российском рынке. Подробнее — в материале «Известий».
На дне продаж
Открывает список аутсайдеров российского рынка легковое подразделение компании Fiat. Из числа европейских легковушек Fiat у компании в России продаются минивэн Doblo Combi (от 1,24 млн рублей), хетчбэк 500 (от 1,09 млн рублей) и пикап Fullback (от 1,7 млн рублей). Без учета сегмента легкой коммерческой техники суммарно за год компания реализовала 433 автомобиля. У компании Fiat нет российского производства, соответственно, никаких преференций и субсидий, в том числе по утилизационному сбору, итальянцы не имеют. Логично, что это не лучшим образом сказывается на цене продукции и, как следствие, спросе.
Внедорожник Cadillac Escalade
Не лучшим образом дела идут и у американского Cadillac. Некогда популярный в России бренд с началом кризиса, вызванного падением рубля, резко снизил продажи в стране. Сейчас Cadillac предлагает только три модели: седан CT6 (от 4,85 млн рублей), кроссовер XT5 (от 3 млн рублей) и внедорожник Escalade (от 5 млн рублей). В 2019 году американские понятия о роскоши поддержали лишь 975 (–17%) клиентов. Компания Isuzu продает в России пикап D-Max (от 2,15 млн рублей), за год, согласно АЕБ, было реализовано всего 285 пикапов. Впрочем, незначительные результаты D-Max ни коим образом не влияют на положение самой Isuzu в России, поскольку ее главный товар — грузовики разного тоннажа — продается довольно успешно.
После резкого схлопывания продаж автомобилей А-класса немецкая марка Smart была в числе немногих компаний, которые успешно торговали в этом непопулярном у россиян сегменте авторынка. В 2019 году ее продажи составили 746 машин, что на 8% выше результата 2018 года. Тем не менее показатели могли быть лучше, если бы Daimler, владеющий этим производителем, не принял решение отказаться от выпуска Smart в нынешнем виде. Немцы решили, что выгоднее будет под этим брендом наладить выпуск электрокаров.
Тачка по-пекински
Продать китайский автомобиль в России непросто, вдвойне сложнее продать автомобиль, если у компании нет вменяемой маркетинговой политики, нормальной официальной дилерской сети и, наконец, самого главного — качественного и современного автомобиля. Видимо, по этим причинам китайская компания Hawtai смогла реализовать в России лишь 69 машин (–52%). На сайте автопроизводителя сообщается о кроссоверах Laville (от 949 тыс. рублей) и Boliger (от 790 тыс. рублей), причем в первом случае цены указаны на машины 2017 года, во втором случае — 2015 года. Ранее «Известия» сообщали, что в автосалонах дилеров Hawtai отсутствуют автомобили свежих модельных годов, что косвенно может свидетельствовать об уходе компании с рынка.
Кроссовер Brilliance V5
Еще один представитель Поднебесной — Brilliance — смог за год реализовать в России 266 авто (–56%), несмотря на прирост продаж в абсолютных значениях, показатель слишком низок для того, чтобы считать серьезными намерения китайского офиса Brilliance в отношении российского рынка. В российской линейке компании два переднеприводных кроссовера: V5 (от 939 тыс. рублей) и V3 (839 тыс. рублей). Ранее в Brilliance отмечали, что для них важно присутствие на российском рынке, даже несмотря на то что сейчас не удается показать значительный результат.
Китайская компания Foton, как и Isuzu, в России больше известна своими среднетоннажными грузовиками, в продаже есть даже седельный тягач. Грузовики Foton пользуются стабильным спросом у экономных предпринимателей. А вот легковая линейка, представленная внедорожником Sauvana (от 1,84 млн рублей) и пикапом Tunland, не пользуется спросом. Причем цена последнего уже исчезла с официального сайта автопроизводителя, ранее он предлагался в базовой комплектации за 1,5 млн рублей. Суммарно за год было продано 136 легковых «фотонов».
Они как бы есть, но их как бы нет
Продавец единственной модели — американская компания Chrysler. От достаточно обширного модельного ряда Chrysler нулевых годов в России остался только минивэн Pacifica. За год было продано всего лишь 45 (–39%) машин. Несмотря на практически монополию в сегменте больших минивэнов, спроса на Pacifica нет. Причина, очевидно, кроется в цене автомобиля, за единственную комплектацию американцы просят 4,19 млн рублей. И это на фоне большого выбора больших премиальных кроссоверов за меньшие деньги.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
20 автомобилей, которые не продаются в России, а жаль
В России продается около 200 различных моделей новых автомобилей. Но есть и такие, которые на нашем рынке недоступны. Предлагаю посмотреть на 20.
В России продается около 200 различных моделей новых автомобилей. Но есть и такие, которые на нашем рынке недоступны. Предлагаю посмотреть на 20 автомобилей, которые не продаются в России, а жаль, потому что они, черт возьми, крутые!
Dodge Challenger
Марка Dodge сейчас официально не продается в России. И пофиг бы, если бы не одна модель — Dodge Challenger. Это потомок классического американского маслкара 70х. Его современная генерация очень популярна не только в США, но и в Европе. А учитывая успех купе Chevrolet Camaro на нашем рынке, Challenger мог бы стать ему отличной альтернативой.
Chevrolet SS
Вместо того, чтобы выводить на рынок отвратительный и провальный Chevrolet Malibu, лучше бы российское представительство марки позаботилось о поставках в нашу страну спортседана Chevrolet SS. А знаете почему? Под капотом у него 6.2-литровая «восьмерка» мощностью 415 л.с.!
Adam — компактный автомобиль, производство которого в Европе началось еще в 2013 году. Поставки в нашу страну до сих пор откладываются, а зря. Ведь это отличная замена дорогим Mini. Такой же стильный, спортивный, но более дешевый.
231 л.с.! Нефигово для крохотного автомобиля? А если я вам скажу, что S1 еще и оснащен системой фирменного полного привода quattro? Вот оно воплощение мощного и безопасного (а также очень стильного после рестайлинга) компактного автомобиля.
Линейка RS в России начинается с модели RS4. А вы знали, что в Европе продается также 5-дверный хэтчбек RS3? Под капотом — 2.5-литровый турбомотор мощностью 367 л.с. Бррр, я уже хочу этот автомобиль! Но почему же его нет в России?!
Buick LaCrosse
LaCrosse очень импозантный автомобиль. Внутри — кожа и дерево, а также полный набор всевозможных опций. Этот автомобиль пользуется бешеным спросом в Китае, где он производится параллельно с американским заводом. Может оттуда к нам его и поставлять?
Cadillac CTS-V
Давайте честно: обычный Cadillac CTS — унылое г. но. Другое дело, его заряженная версия CTS-V с 6.2-литровым V8 мощностью 640 л.с. Выглядит он потрясающе и мог бы стать отличной заменой немецкой попсятине, типа E-classe AMG.
Citroen DS3 Cabrio
Да, хэтчбек Citroen DS3 провалил продажи в России. Он так и не стал стильной заменой Mini, как хотели французы. Но это все потому, что у нас не продается классный кабриолет со сдвижной матерчатой крышей. Так что, господа французы, заберите свои хэтчбеки обратно, а нам пришлите DS3 Cabrio.
Daihatsu Copen
Какой из кабриолетов с жесткой крышей самый маленький в мире? Mazda MX-5? Нет, Daihatsu Copen. Несколько месяцев назад японцы представили новое поколение, которое выглядит просто сногсшибательно. Но вот печаль: японская марка Daihatsu официально в Россию не поставляется. Пошел копить деньги на MX-5.
Самым продаваемым автомобилем в США уже долгое время является пикап F-150. Но мы же тоже любим пикапы! Поэтому ребятам из Ford следовало бы поделиться своей иконой с нами и наладить поставки таких автомобилей в нашу страну. Ну пожаааалуйста!
Компания Holden скоро прекратит свое существование. А ведь есть у них классные модели. Например, этот потомок El Camino — уникальный пикап Holden UTE с мощнейшим V8!
Honda HR-V / Vezel
В Европе скоро начнутся продажи этого компактного кроссовера HR-V (в Японии она известна как Vezel). Модель первого поколения была очень популярна в России, так что успех этому автомобилю практически обеспечен. Но представители Honda пока отмалчиваются по вопросу поставок. Вас что-то пугает?
Jeep Renegade
А вот насчет успеха Jeep Renegade сказать что-либо сложно. В его арсенале — мощный бренд покорителя бездорожья. У него суперская съемная стеклянная крыша и оригинальная внешность. Так что, было бы здорово покататься на таком в России. На нашем рынке все еще нет настоящей мужской машины в этом сегменте.
Nissan 370Z
На российском вторичном рынке неплохим успехом пользуется заднеприводное купе 350Z. В Европе и США с 2012 года продается его преемник — модель 370Z в версиях купе и кабриолет. Это очень стильные и драйверские автомобили. Именно такие мы любим в России. Поэтому совершенно не понятно почему российское представительство Nissan игнорирует потенциально успешный автомобиль.
Renault Capture
Renault Capture играет в самом популярном в нашей стране сегменте компактных городских кроссоверов. Французский автомобиль, вероятно, самый красивый из всех представленных в классе. Двухцветная окраска, динамичный силуэт, стильные дизайнерские элементы — вот что характеризует облик этого автомобиля. Странно, что его до сих пор нет у нас в стране, ведь на улицах европейских городов он встречается очень часто.
Renault Twizy Z.E.
Это определенно самый бестолковый автомобиль в моем обзоре. Он ни фига не будет продаваться в России. На нем у нас даже ездить некуда. Но все-таки было бы здорово осознавать, что ты можешь взять такой на тест-драйв в местном автосалоне и, прокатившись бесшумно по парковым аллеям, вновь вернуть его обратно в автосалон, а затем пойти и купить какой-нибудь Megane RS.
Seat Leon X-Perience
Псевдовнедорожные универсалы с полным приводом, пластиковым обвесом по кругу и увеличенным дорожным просветом — это то что нужно для России. Очень печально, что предложений на нашем рынке так мало, особенно в среднем классе. Одним из таких универсалов по приемлемой цене мог бы стать Seat Leon X-Perience, который бы точно стали к нам поставлять, если бы марка Seat не решила в очередной раз покинуть наш рынок с 1 января 2015 года.
Toyota Avalon
Хотели бы вы купить автомобиль с внешностью Toyota Camry, только классом выше?! Многие владельцы Камри ответили бы «ДА!». Вот только Toyota Avalon доступна исключительно на рынке США и в Россию не поставляется. Хотя, может и к лучшему.
Volkswagen XL1
0.9 л/100 км. Впечатляет? Volkswagen XL1 способен на это. А еще он выглядит, как концепт-кар. И стоит столько же. Все в нем поражает: начиная от внешности и заканчивая техническими данными. Но вряд ли его кто-то купит в России. Хотя покупают же Tesla.
Volkswagen Polo GTI
Горячие хэтчбеки пользуются стабильным спросом в России. В Европе можно купить 180-сильный Polo GTI, которого нет и не будет в нашей стране. К сожалению, даже обычный Polo у нас покупают очень плохо, и продажи этой модели у России прекращены.
Не оставили выбора: какие иномарки больше нельзя купить в России
Начиная с марта прошлого года большинство автопроизводителей не поставляют машины российским дилерам вследствие разрыва логистических цепочек или приостановки своей деятельности из-за внешних санкций. Причем некоторые официально объявили об уходе с российского рынка, сохранив при этом возможность вернуться при первой возможности.
В результате количество моделей автомобилей, официально представленных в нашей стране, за год сократилось на 21%, подсчитали эксперты агентства «Автостат». Так, в начале 2023 года российские дилеры продавали в общей сложности 486 моделей автомобилей, что на 132 наименования меньше по сравнению с прошлым годом.
Как говорит руководитель отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев, покупателям, конечно, сейчас недоступно всё то разнообразие моделей, которое предлагалось в начале 2022-го. В перспективе года модельный ряд, доступных в России автомобилей, вероятнее всего, существенно не расширится. Ассортимент будет расширяться за счет вывода на рынок новых брендов и моделей китайскими производителями. Помимо этого, определенную роль будет играть то, с какой скоростью отечественные предприятия будут увеличивать объемы производства и расширять модельную линейку.
Действительно, сегодня почти каждая пятая модель на российском авторынке — китайского происхождения. Только за последний год доля «китайцев» увеличилась с 15% до 18%, хотя их количество немного и сократилось — с 93 до 87 наименований. Как прогнозируют в «Автостате», на фоне ухода западных автопроизводителей к концу 2023 года на продукцию из Поднебесной будет приходиться до 25-30% продаваемых в России моделей автомобилей.
Стоит отметить, что китайские автопроизводители, которые в свое время пришли в нашу страну с дешевыми легковыми моделями, в последние годы массово переключились на более дорогие кроссоверы и внедорожники. В результате после того, как производство массовых иномарок во главе с Kia Rio и Hyundai Solaris в России было прекращено, сегмент доступных седанов и лифтбеков практически полностью остался в распоряжении АвтоВАЗа.
Впрочем, уже скоро здесь должны появиться иранские автомобили Saipa — хэтчбек Quik, а также седаны Saina и Shahin, чья предварительная стоимость составляет 1-1,7 млн рублей. А вот китайские новинки оказались дороже: к примеру, Kaiyi E5 поступил в продажу в самой богатой комплектации стоимостью 1 млн 959 тыс. рублей, а лифтбек Changan Uni-V предлагается за 2 млн 630 тыс. рублей.
«У иранских автопроизводителей нет потенциала для того, чтобы закрыть потребности российских покупателей в сегменте седанов и лифтбеков. Они не смогут составить конкуренцию китайским компаниям на нашем рынке. Дефицит в этом сегменте будут восполнять всё те же производители из КНР, которые будут предлагать новые модели по достаточно высокой цене — от 2,5 млн рублей», — комментирует Александр Корнев.
Между тем, восполнению потерь на российском авторынке отчасти способствует параллельный импорт иномарок, включая новинки, которые ранее в нашей стране официально не были представлены. Согласно оценкам «Автостата», по этой схеме в Россию поставляется в общей сложности более 500 моделей автомобилей 85 брендов. Однако продаются они в единичных экземплярах и представлены преимущественно в премиальном сегменте авторынка.
По словам директора департамента по выкупу ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимира Желобова, параллельный импорт не может заместить традиционную схему поставки, в которой участвуют производитель, дистрибьютор и государство. Говорить о больших объемах ввоза машин по такой схеме не приходится — это точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными. В качестве временной меры он в некоторой степени упростит ввоз автомобилей в Россию, в частности, премиум-сегмента. По такой схеме, в основном, поступают самые дорогие автомобили, поскольку у них при продаже максимальная маржинальность.
«По параллельному импорту в основном завозят автомобили стоимостью 3-5 млн рублей, что обусловлено высокими затратами на логистику, финансовые операции. На доставку любого автомобиля необходимо потратить не менее 400 тыс. рублей, не считая акцизов и НДС. Ввозить автомобили дешевле 2,5 млн рублей нет смысла, так как их цена в связи с необходимыми расходами значительно вырастет», — резюмирует эксперт.