Полярность автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор – источник питания для запуска генератора, двигателя транспортного средства. Конструкция АКБ может различаться, отличается и место расположения клемм. Важно при покупке не перепутать прямую и обратную полярность.
Что такое полярность
Под данным термином подразумевается направление движения заряженных частиц. Важно помнить: ток течет всегда от положительно заряженного полюса к отрицательному. Определить где плюс и минус у АКБ не составит труда – обычно присутствует специальное обозначение:
- визуальные отметки «+», «-»;
- цветовое обозначение:
- красная клемма – положительный заряд;
- синяя клемма – отрицательный заряд.
Водителю необходимо лишь правильно соединить клеммы. АКБ не требует специального ухода. Нужно лишь следить за уровнем электролита через специальное окошко и наблюдать состояние клемм. Важно лишь правильно расположить подключение – плюс к плюсу, минус к минусу. Причем на разных автомобилях расположение на самом АКБ полюсов может отличаться.
Полярность может быть следующих типов:
- прямая;
- обратная.
Определить её тип не составит большого труда. Отличается место расположения клемм непосредственно на поверхности корпуса. Важно не перепутать тип АКБ. Только так можно будет избежать различных проблем, сложностей.
Прямая и обратная полярности
Какой-либо разницы между АКБ с одинаковыми характеристиками, но разной полностью нет. Но размещение клемм в разных местах создает определенные проблемы, связанные с установкой. Существует устоявшийся перечень обозначений, позволяющий определить полярность. Определить данную характеристику можно в том числе и визуально. Порядок:
- необходимо поставить АКБ стороной с клеммами ближе к себе, на горизонтальную поверхность;
- расположение:
- прямая полярность – плюсовая клемма слева;
- обратная полярность – плюсовая клемма справа.
Все автомобили сконструированы под определенное расположение клемм. Прямая полярность обычно используется на автомобилях выпущенных на заводе АвтоВАЗ, а также машинах азиатского происхождения. Например, Kia, Daewoo, Hyundai и других. Прямая полярность разработана в советские годы отечественными конструкторами.
Именно поэтому многие продавцы в магазинах называют таковую полярность российской. Также прямую обозначают цифрой «1». Соответственно, на АКБ разных типов расположение клемм прямо противоположно. Обратный используется обычно на автомобилях зарубежного производства. Как правило, это машины марки Ford, большинство других американцев. Также большая часть производителей в Европе использует данный тип полярности.
Помимо обозначенных выше некоторые авто предполагают альтернативное расположение полярностей. «Американская» — предполагает, что клеммы для подключения к транспортному средств располагаются не сверху, а сбоку.
Чем грозит владельцу авто спутывание полярности?
Важно помнить: конструкция автомобиля предполагает использование только АКБ определенного типоразмера, расположения клемм. Установить в посадочное место аккумулятор аналогичной емкости, но не подходящей полярности возможно. Но вод подключить его в стандартном режиме будет уже невозможно. Так как провода просто не дотянутся.
Такая разница между АКБ присутствует не случайно: неправильная полюсовка станет причиной повреждения электроники автомобиля. Может выйти из строя блок управления двигателем, возникнуть КЗ. Важно помнить: не все электроприборы выходят из строя при смене полюсов. Но многие будут повреждены. Стоит избегать подобных ситуаций.
Причем в некоторых случаях отверстия в клеммах даже отличаются. Обычно диаметр положительной несколько больше, чем отрицательной. Потому даже случайно перепутать будет затруднительно. Причем смена полюсов может стать причиной вращения стартера в другую сторону. Некоторые двигатели после такого могут потребовать капитального ремонта.
Что делать
Если ошибка все же свершена и был приобретен АКБ с не подходящей полярностью – можно установить его на посадочное место. Для этого достаточно развернуть корпус на 180 0 . Но при этом придется наращивать питающие кабели. Что требуется приобретения дополнительных дорогостоящих материалов, некоторого времени на переделку. Что далеко не всегда удобно. Причем обычная скрутка в таком случае не подойдет. Потребуется использовать специальные соединения, потребуется спайка. Пусковой ток может достигать 400 А.
Приобретение АКБ требует внимательности и предварительного ознакомления с техническими параметрами батареи. В противном случае могут возникнуть различные сложности. Сдать АКБ обратно будет затруднительно.
Что такое полярность аккумулятора и почему ее важно знать?
Михаил Когут
П олярность аккумулятора — это свойство, которое определяет направление потока электрического тока внутри аккумулятора при его зарядке или разрядке. Представлена в виде расположения клемм на корпусе АКБ относительно края или передней части.
Ниже рассмотрим, почему стоит уметь распознавать полярность, как ее правильно определить, какая она бывает.
Почему это важно знать
В каждом аккумуляторе есть два электрода — положительный и отрицательный. Когда аккумулятор разряжен, на его электродах нет разницы потенциалов и направление тока не определено.
Однако, при подключении внешнего источника электрической энергии ток начинает течь через аккумулятор, что приводит к разделению зарядов на электродах и возникновению полярности.
При этом положительный электрод становится более заряженным, чем отрицательный, а направление тока всегда идет от положительного электрода к отрицательному.
Таким образом, знание полярности аккумулятора крайне важно при его подключении к внешним устройствам, таким как автомобиль, зарядное устройство, чтобы избежать короткого замыкания и других нежелательных эффектов.
Когда вы знаете полярность аккумулятора, вы можете правильно подключить зажимы к соответствующим клеммам на автомобиле. Если вы перепутаете «плюс» и «минус», может произойти короткое замыкание, повреждение системы зажигания, электрики, а также возможно, выйдет из строя сам аккумулятор.
Как правильно определить полярность АКБ
В зависимости от марки и модели автомобиля аккумуляторная батарея может устанавливаться по-разному. Устройство может крепится боком, с небольшим разворотом, выводами к себе или от себя.
Для проверки сделайте следующее:
- Разверните АКБ (мысленно) таким образом, чтобы выводы были ближе к вам.
- Посмотрите, где находится «плюс». Если с левой стороны, полярность является прямой, а с правой — обратной.
Прямая полярность Обратная полярность
Прямая полярность
Особенность прямой полярности в том, что «плюс» находится с левой стороны, а «минус» справа.
Такой вариант размещения используется на машинах многих стран-производителей:
- Россия — Ваз, Уаз, Газ.
- Китай — Черри, Лифан и т. д.
- США — Додж, Крайслер, Хаммер и другие.
Обратная полярность
Особенность обратной полярности в том, что «плюс» находится справа, а «минус» слева.
Такой вариант расположения выводов является более редким явлением. Встречается на машинах производства Европы, Японии и Корее.
Универсальная полярность
Этот тип полярности характерен для специальной техники или моторных лодок. Особенность батарей в том, что выводы находятся на продольной оси или разных углах.
Если провод не дотягивается до требуемой клеммы, достаточно повернуть АКБ на 180 градусов.
Как определить полярность? Народные лайфхаки
Бывают ситуации, когда на аккумуляторе нет маркировки, и определить полярность не удается.
Подключите мультиметр к клеммам в режиме вольтметра. Если на дисплеи будет цифра с минусом, значит красный провод подключен к минусовой клемме, а черный к плюсовой. Если цифра без минуса, значит, наоборот.
При отсутствии под рукой мультиметра можно использовать несколько альтернативных методов проверки.
Если АКБ установлен на машине:
- Обратите внимание на кабель, подключенный к положительному выводу аккумулятора. Обычно он красного цвета, а провод, который идет к отрицательному выводу — черного.
- Попробуйте запустить автомобиль. Если батарея установлена неправильно, двигатель не заведется, или может сработать система защиты от обратной полярности.
- Проследите, к чему подключаются провода с выводов. Минусовой кабель идет к массе, а «плюсовой — к генератору.
Если АКБ не установлено на авто:
- Найдите более крупный вывод. Более толстая клемма, как правило, является «плюсом», а тонкая — «минусом». По европейскому стандарту толщина «плюса» составляет 19.5 мм, а «минуса» — 17.9 мм.
- Отыщите сырую картошку и разрежьте ее пополам. Воткните в каждую из половинок провода, подключенные аккумулятору. Расстояние между проводами должно быть от 30 до 50 мм. Смотрите на место, в которое установлен провод. Если оно становится зеленым, это «плюс».
- Подготовьте лимонную кислоту и растворите ее в банке. Прикрутите по тонкому проводу каждый из выводов, опустите оголенные края в тару с кислотой без замыкания. Провод, у которого начинается электролиз и появление пузырей — «минус». Второй, соответственно — «плюс». Тоже самое можно проделать с простой водой.
- Обратите внимание на подключение проводов. «Минус» всегда подключается к кузову.
- Использование кулера. Возьмите любой рабочий кулер от компьютера с поддержкой 5 – 12В. Подключите красный и черный провода к АКБ (любые другие провода игнорируйте, к примеру, желтый – датчик оборотов). Если лопасти начали вращаться, значит красный провод подключён к плюсовой клемме, а черный к минусовой. В ином случае вращение лопастей не будет.
Ответы на часто задаваемые вопросы?
Мы подготовили ответы на часто возникающие вопросы.
Как подключить аккумулятор другой полярности?
Во избежание проблем важно покупать АКБ соответствующей полярности. В крайнем случае, можно использовать удлинитель из проводов подходящего сечения.
Стоит учесть, что такой шаг доступен только для «минуса». В случае наращивания «плюса» результаты могут быть негативными для аккумуляторной батареи и автомобиля.
Что будет, если подключить аккумулятор с другой полярностью?
Результатом такого шага будет короткое замыкание. Сразу после подключения появятся искры, а оборудование начнет щелкать.
Если оставить провода в неправильной позиции, начинается плавление кабелей с выделением дыма. Если быстро отбросить провода, единственным последствием будут перегоревшие предохранители.
Что будет, если перепутать «плюс» и «минус» в аккумуляторе?
Ситуация схожа с описанной выше. Если в момент установки машина была заведена, сгорит диодный мост. На машинах с ЭБУ выпадет ошибка. Для устранения неисправностей придется провести диагностику и выявить поломку.
Что будет, если перепутать плюс с минусом при зарядке аккумулятора?
При ошибочном подключении страдает само ЗУ. Если устройство имеет высокое качество и цену, сгорают только вставки плавкие.
При ошибочном подключении контактов в китайских моделях может сгореть все устройство.
Многие зарядные устройства имеют защиту от такой ситуации, здесь важно изучить характеристики устройства.
Зная полярность аккумулятора, можно сэкономить время при выборе новой батареи и избежать необходимости возврата неподходящего устройства. Кроме того, вы исключаете риски ошибочного подключения с последствиями для автомобиля или зарядного устройства.
Как определить полярность аккумулятора: европейская или российская? Народные лайфхаки
Есть одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи — его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.
Когда вам понадобится новый аккумулятор для автомобиля, и вы придёте в магазин, то продавец обязательно спросит вас: «Хотите узнать полярность батареи на вашем авто?». И тут вы наверняка растеряетесь. Во-первых, для многих само определение «полярность» окажется неизвестным. Во-вторых, мало кто помнит, с какой стороны «плюс» и «минус» на батарее его авто. В-третьих, мало кто знает, как правильно определить полярность аккумулятора: с какого боку подойти к нему; как его повернуть к себе; развернуть или отвернуть. Об этом всём вы узнаете далее, а также о том, как определить полярность без каких-либо приборов, применив народные лайфкахи.
Что такое полярность
Аккумуляторная батарея автомобиля – это первичный источник электропитания (вторичный генератор). Представляет собой перезаряжаемое устройство и обладает рядом технических характеристик, таких как: размер корпуса, номинальная ёмкость, сила тока и величина напряжения. Кроме всего перечисленного не менее важным является и такой параметр как полярность.
Полярность – это расположение 2-х токовыводящих элементов АКБ: плюс и минус. Они размещаются на корпусе так, чтобы клеммы силовых проводов подключались к ним без дефицита длины. Ведь в целях экономии производители рассчитывают каждый миллиметр провода. Попробуйте-ка развернуть батарею и уже вряд ли сможете накинуть клеммы на положительный или отрицательный вывод АКБ.
Виды полярности
Современный авторынок предлагает широкую группу аккумуляторов разного вида для машин. Есть классические кислотные, щелочные, гелевые и другие. Но все автомобильные аккумуляторы работают по одной схеме. Поэтому токовыводящих элемента у них всего 2: положительный и отрицательный. В зависимости от производителя «плюс» и «минус» могут располагаться диаметрально противоположно. Поэтому существует два вида полярности:
- Прямая.
- Обратная.
Первая часто встречается на автомобилях российского производства, а вторая на иномарках из стран Европы.
Прямая
Прямую полярность часто называют «российской», потому что расположение токовыводящих элементов разработано ещё в СССР и унаследовано производителями РФ. Российская полярность определяется так:
- положительный вывод слева;
- отрицательный справа.
Такая конструкция АКБ встречается на всех моделях LADA и УАЗ, даже последних модификаций.
Обратная
Обратная полярность (менеджеры по продажам АКБ называют её «европейской») определяется следующей позицией:
- положительный вывод справа;
- минусовой вывод слева.
Такой тип аккумуляторов стоит почти на всех моделях: Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover и других.
Как определить полярность
Если у вас не российская и не европейская модель автомобиля, а допустим, американская, японская или китайская, то вы сможете определить полярность АКБ достаточно просто. Для этого встаньте у машины так, чтобы батарея «смотрела» клеммами на вас. Если «-» слева, а «+» справа, – то это обратный тип. Если наоборот, то – прямой. Дело в том, что АКБ может быть размещён на автомобилях по-разному: клеммами вперёд, назад или вбок. Именно поэтому вам необходимо всегда становиться перед батареей таким образом, чтобы она находилась перед вами фронтально. Ведь если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.
Что будет, если перепутать полярность?
Даже профессиональные водители могут нечаянно накинуть минусовую клемму на плюсовой вывод АКБ. Как правило, такое случается в спешке, например, во время экстренного ремонта машины на трассе. При этом затянуть колодку не получится, потому что у выводов АКБ разные диаметры: 19,5 мм (+) и 17,9 мм (-). У азиатских машин что-то подобное: 12,7 мм против 11,1 мм. Однако, даже мгновенное прикасание разнополярных контактов способно доставить массу неприятных последствий, таких как:
- Перегорание реле и предохранителей.
- Взрывы конденсаторов и диодов.
- Сгорает коммутатор.
- Плавится проводка.
- Появляются проблемы с сигнализацией.
Электронный блок управления (ЭБУ) повреждается редко, так как у современных машин хорошая защита от коротких замыканий. Но даже перечисленных неисправностей хватит для обстоятельного беспокойства, а иногда и серьёзного ремонта, например, замены коммутатора или генератора.
Народные лайфхаки: как определить полярность?
Представьте, что вам попался аккумулятор, у которого нет маркировки токовыводящих элементов «+» и «-», и они не обозначены цветами, например, красный / синий. А ещё у вас нет под рукой мультиметра. Что делать в такой ситуации? Какая полярность на аккумуляторе? Есть несколько народных лайфхаков, которые помогут вам определить положительный и отрицательный контакты АКБ:
- Посмотрите на токовыводящие элементы и выявите среди них тот, который крупнее. Толстый это «плюс», а тонкий – «минус». Для достоверности можете измерить диаметр штангенциркулем: 19,5 мм «+» против 17,9 мм «-» (российский и европейский стандарт).
- Растворите в банке или стакане лимонную кислоту. Прикрутите по тонкому проводу на каждый токовыводящий контакт. Опустите оголённые концы проволоки в ёмкость с кислотой, не давая им коснуться (замкнуть). Тот провод, у которого начнётся электролиз воды и выделение водорода (заметное пузырение) – является «минусом», а второй «плюсом».
- Возьмите сырой картофель, разрежьте пополам и воткните в него два провода, подключённые к аккумулятору. Расстояние между контактами 3 – 5 см. Через несколько секунд область картофеля вокруг одного контакта проволоки начнёт слегка зеленеть. Это «плюс».
Если такой чуждый аккумулятор без опознавательных маркировок стоит на машине, то здесь можно отследить куда уходят провода: плюсовой идёт на генератор и стартер, а минусовой на кузов.
Резюме
Узнать полярность аккумулятора достаточно просто. Поверните его к себе и выясните по маркировке «+» / «-», с какой стороны плюсовой вывод, а с какой минусовой. Если на АКБ нет обозначений, то используйте для диагностики народные лайфхаки.
Как определить полярность аккумулятора автомобиля
Перепутать клеммы аккумуляторной батареи может даже опытный автомобилист. Неправильное подключение АКБ может привести к замыканию, воспламенению, повреждению бортового компьютера, проводки и прочим проблемам. Чтобы избежать нежелательных последствий, каждый водитель должен знать, как определить полярность аккумулятора автомобиля на европейских и отечественных батареях.
Что такое полярность
Выбирая аккумулятор для автомобиля, следует обращать внимание на его характеристики. Чтобы подобрать идеальный агрегат, нужно смотреть на номинальную емкость, тип и размер корпуса, полярность батареи и прочие параметры. Сложность может возникнуть из-за того, что на отечественных машинах зачастую представлено прямое расположение токовыводящих элементов. На зарубежных авто чаще имеется обратная полярность. Неправильный выбор аккумуляторной батареи может усложнить процесс установки, подключения и эксплуатации.
Полярность аккумулятора — это характеристика, определяющая расположение внешних выводов тока, которые можно увидеть на верхней либо лицевой панели батареи. Наибольшее распространение получила прямая и обратная схема размещения, но встречаются и более экзотические системы установки токовыводящих элементов, которые редко можно увидеть на отечественном или зарубежном рынке.
Определение полярности аккумулятора играет важную роль в работоспособности автомобиля. Дело в том, что ниша, предназначенная для установки батареи, предусматривает определенное расположение прибора. Агрегат с противоположным размещением полярности не позволит выполнить правильное подключение, это может проявляться в недостатке длины проводов. Как следствие, новую АКБ не удастся установить и эксплуатировать.
Конечно, можно попробовать удлинить электропровода, поменять расположение аккумулятора. Но проще поехать в магазин, где была куплена деталь, и заменить ее на нужную. Чтобы провести удачную замену, необходимо научиться различать полярность автомобильного аккумулятора.
Если говорить проще, то полярность АКБ — это расположение ее клемм.
Определение величины
Чтобы понять, какая имеется полярность аккумулятора (прямая или обратная), нужно поставить его перед собой, обратив к себе лицевую сторону устройства, на которой присутствуют знаки «плюс» и «минус». Если минус находится слева, а плюс справа, это не что иное, как обратная. Если же, наоборот, справа находится минус, а слева плюс, это прямая.
Чтобы уметь безошибочно с одного взгляда определять тип полярности, достаточно обратить внимание на один из двух противоположных знаков.
Например, можно просто посмотреть, где находится плюс — справа или слева, и тогда сразу все станет понятно.
Расположение токовыводящих элементов
Чаще всего можно встретить две комбинации расположения клемм. Это и есть полярность, которая может быть:
- Прямой, когда плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. Иногда такое распределение токовыводов обозначается единицей, что часто можно увидеть на аккумуляторах отечественных производителей. Найти маркировку довольно просто, достаточно повернуть батарею лицевой стороной таким образом, чтобы токовыводящие элементы располагались внизу. Если плюс стоит слева, то это прямая полярность. Такие АКБ установлены на российских авто. Ярким примером послужит «Приора».
- Обратной, когда плюсовая клемма расположена справа, а минусовая — слева. Нередко такой тип полярности обозначается нулем, что считается чисто европейской разработкой. Процесс нахождения информации о расположении полюсов такой же. Если на этикетке минус находится слева, то это говорит об обратной полярности АКБ. Чаще всего такие аккумуляторы встречаются в иномарках.
Вот и вся классификация полярности аккумуляторов для легковых машин. Разобраться с этим сможет даже школьник, но бывают случаи, когда маркировка на АКБ отсутствует, и тогда приходится прибегать к подручным способам определения прямой и обратной полярности.
Как отличить аккумуляторы
Нередко в разговорах автолюбителей проскакивает фраза о мифической азиатской и американской полярности. На самом деле, это слухи: таких в природе не существует. Скорее всего, понятие расположения токовыводов путают с типоразмерами АКБ. Батареи азиатского типа отличаются более компактными размерами, отсутствием выступа на верхней крышке аппарата, тонкими клеммами. Американские аккумуляторы также имеют характерные признаки — это расположение токовыводящих деталей на верхней панели.
Что касается полярности аккумулятора, российскую и европейскую легко можно различить по месторасположению клемм или маркировке (0 и 1). В остальном компоновка, размеры коробки, количество банок и прочие внешние признаки идентичны, поэтому даже опытный автомобилист может попасть впросак, не посмотрев на этикетку. Чтобы не угадывать, проще обратиться к продавцу, который подберет АКБ, соответствующую той или иной марке авто.
АКБ для грузовых автомобилей
Система расположения клемм на аккумуляторах для грузовых машин мало чем отличается от легковых. Оба вывода находятся на одной из коротких сторон коробки. Определить полярность АКБ просто, необходимо посмотреть на расположение клемм:
- Если токовывод с обозначением «+» находится с левой стороны, то это обратная (европейская) полярность, которая также может помечаться тройкой.
- Если положительный токовыводящий элемент размещен справа, то это прямая (российская) полярность. Некоторые производители могут обозначать ее четверкой.
Нередко батарейки для грузовых авто встречаются с компоновкой, которая помечается цифрой 2. В таком случае клеммы располагаются на верхней панели по диагонали.
Грузовые автомобили могут оснащаться одним из двух типов аккумуляторов, только клеммы у них обычно располагаются на одной из коротких сторон. Определить, полярность АКБ прямая или обратная, в этом случае также можно визуально:
- Нужно повернуть батарею так, чтобы она была обращена к лицу смотрящего той стороной, на которой расположены клеммы и обратить внимание на то, какой из токовыводов будет слева, а какой справа.
- Если «плюс» находится слева, то это обратная полярность, которая в случае с грузовыми автомобилями нередко называется европейской. Для ее обозначения была выбрана цифра «3».
- Если же слева «минус», а справа — «плюс», это полярность прямая, которая также может называться российской. Такие батареи маркируются цифрой «4».
Итак, две полярности аккумуляторов для легковых автомобилей обозначаются цифрами «0» и «1». Для обозначения аккумуляторных батарей, рассчитанных на установку в грузовых автомобилях, применяются цифры «3» и «4».
Нераспространенные типы батарей
Есть батареи, которые обозначаются цифрой «2», однако используются они не так часто. Расположение токовыводов на них можно назвать диагональным: в одном углу на верхней крышке находится клемма со знаком «минус», а в противоположном углу — клемма со знаком «плюс». В этом случае поверхность крышки можно сравнить в боксерским рингом, а сами клеммы — с боксерами в начале раунда.
Стоит также сказать еще о двух менее распространенных типах, которые маркируются цифрами «6» и «9». Если указана шестерка, значит, клеммы находятся на крышке в двух углах, но не в противоположных, а в соседних. Если указана девятка, то «плюс» и «минус» находятся друг напротив друга.
Последствия неправильного подключения
Многие неопытные владельцы авто задаются вопросом, можно ли устанавливать в машине аккумуляторы с другой полярностью и чем может обернуться неправильное подключение. Перепутанные клеммы могут привести к серьезным последствиям.
К числу серьезных поломок, к которым может привести выбор автомобильной батареи с неподходящей полярностью, относятся:
- Замыкание, которое заканчивается сгоранием нескольких предохранителей. Такую поломку можно быстро и недорого исправить. Предотвратить перегорание можно, если своевременно заметить искры, появляющиеся при подключении АКБ.
- Воспламенение, возникающее при долгой эксплуатации неправильно подключенной батареи. Из-за этого сперва загораются мелкие провода, а потом и более крупные элементы.
- Разрушение АКБ, которое происходит из-за оплавления некоторых деталей и разряжения батареи вследствие воздействия обратного заряда.
- Поломка бортового компьютера, ремонт которого любому водителю обойдется дорого из-за высокой стоимости новой платы.
- Сгорание предохранителей, которые можно поменять на новые защитные элементы в течение нескольких минут.
- Поломка генератора, замена которого может сильно ударить по карману невнимательного автолюбителя. Часто на нем устанавливаются защитные предохранители, предотвращающие такие поломки. В таком случае менять генератор не придется, достаточно будет купить новый диодный мост.
- Повреждение электропроводов и сигнализации, которые быстро выходят из строя при неправильной установке аккумуляторной батареи.
Современные автомобили оснащены надежной системой защиты от неверного подключения и воздействия обратного тока. Если присутствует защитная система, то неудачный опыт может обернуться заменой нескольких предохранителей, поэтому не стоит сильно волноваться по этому поводу.
В любом случае лучше поменять аккумулятор с неподходящей полярностью. Несоответствие модели поможет определить длина минусовых и плюсовых проводов, которых попросту не будет хватать для подключения. Конечно, можно схалтурить и удлинить их, но неверно выбранное сечение или слабая оплетка приведут к тем же последствиям, что и неправильно подобранная АКБ.
Определение полюсов при отсутствии маркировки
Положительные и отрицательные токовыводы выделяются знаками (плюс и минус) или цветами. Плюсовой заряд производители обозначают красным, а минусовой — черным или синим оттенком. Ситуации, когда опознавательные знаки отсутствуют, довольно редки, но все же встречаются на практике. Определить полярность аккумулятора автомобиля в таком случае можно следующими способами:
- Измерение диаметра токовыводящих элементов. Плюсовые клеммы имеют больший размер. Для европейского типоразмера диаметр положительного вывода будет составлять 19.5 мм, для азиатского — 12.7 мм. Чтобы получить точное измерение, следует воспользоваться штангенциркулем.
- Эксперимент с лимонной кислотой. Для того чтобы определить расположение клемм, необходимо приготовить слабый раствор и разлить его в два стакана. К выводам прикручивается тонкая медная проволока, оголенные концы которой опускаются в кислую жидкость. Если в одной из емкостей наблюдается активное газообразование, там находится минусовой вывод.
- Эксперимент с сырым картофелем. Для этого нужно взять один овощ, разрезать его пополам и поместить в него медные проводки, отходящие от минусового и плюсового токовывода, на расстоянии 1 см. Возле проволоки, которая исходит от положительно заряженной клеммы, появятся зеленые пятнышки.
- Измерение напряжения мультиметром. Необходимо щупами коснуться токовыводов автомобильного аккумулятора и посмотреть на показания. Если мультиметр показывает положительный заряд, то под красным проводом находится клемма со знаком «+», а под черным — минус. Если же прибор демонстрирует минусовое напряжение, то плюсовой вывод располагается под черным щупом.
Эти простые способы помогут самостоятельно определить полярность аккумуляторной батареи любого автомобиля.
Чтобы машина исправно работала, каждому автомобилисту необходимо познакомиться с методами определения полярности АКБ. Для этого нужно научиться различать маркировку на этикетке или воспользоваться подручными средствами, которые помогут распознать месторасположение токовыводов. Узнав это, можно запросто определить европейскую и российскую полярность автомобильного аккумулятора.
Полезные советы и правила ухода
Если перепутать аккумулятор или нарочно, с целью эксперимента, поставить не тот, который нужен, последствия будут очень печальными. В этом случае сразу выйдет из строя вся электроника в автомобиле, в том числе ЭБУ. В худшем случае машина может сгореть полностью.
Ни в коем случае нельзя экспериментировать. Если, например, есть аккумулятор с обратной полярностью, но требуется прямая, то нужно обязательно заменить его.
Чтобы продлить срок службы автомобильного аккумулятора, нужно за ним ухаживать:
- Правильно заряжать. Нельзя допускать полного разряда.
- Поверхность периодически чистить.
- При снятии сначала отсоединять отрицательную клемму и только потом уже положительную.
- Если планируется долго не использовать автомобиль, лучше снять батарею и хранить ее в сухом и теплом помещении.
Аккумулятор — это важная составляющая любого автомобиля, поэтому необходимо беречь его, правильно присоединять и отсоединять. Если устройство испортилось, приобретать новое нужно исключительно в специализированном магазине.