Когда кончится дефицит чипов для авто
Перейти к содержимому

Когда кончится дефицит чипов для авто

  • автор:

FT: дефицит чипов в мировом автопроме продолжится

«Все чипы из карбида кремния, использующиеся в основном в электромобилях, уже распроданы как минимум до конца 2023 года», — заявил генеральный директор одного из ведущих поставщиков микроэлектронных элементов, американской компании Onsemi, Хассан эль-Хури.

Глава германской компании Infineon Йохен Ханебек ожидает, что нехватка «будет ощущаться довольно длительное время». С ним согласен и генеральный директор Stellantis Карлос Таварес.

Полупроводники критически важны для автопрома. Их использование стало еще более распространенным, потому что электромобили и машины на автопилоте становятся более популярными, а при их сборке, по данным KPMG Japan, используют в два раза больше микросхем.

Создание нового завода по выпуску полупроводников занимает минимум три года — первые два собственно строительство, затем еще год на установку и отладку оборудования.

Напомним, автоконцерны с начала 2021 года периодически отправляют во внеплановый простой свои автосборочные конвейеры по причине нехватки электронных компонентов, которая в свою очередь вызвана дефицитом микрочипов. Автопроизводители в Евросоюзе с марта 2022-го также стали страдать от нарушения логистических цепочек и нехватки жгутов проводов.

Назван срок завершения глобальной проблемы

Мировая автоиндустрия продолжит испытывать проблемы из-за дефицита полупроводников в следующем году, предупредили в разговоре с Financial Times (FT) участники рынка. Ведущие производители микросхем пообещали увеличивать производственные мощности каждый квартал, чтобы обеспечить спрос.

«В 2023 году ситуация на рынке чипов никак не изменится», — рассказал генеральный директор одной из лидирующих в отрасли компаний Onsemi из США Хассан эль-Хури. Из-за высокого спроса его компания уже распродала все полупроводники из карбида кремния, которые необходимы для производства электромобилей — новые продажи возобновятся как минимум в конце 2023 года.

О длительном глобальном кризисе из-за нехватки полупроводников сообщил также глава германской компании Infineon Йохен Ханебек. Кроме того, опасения насчет дефицита высказали игроки автомобильного рынка — так, генеральный директор четвертого по величине автомобильного концерна в мире Stellantis Карлос Таварес заявил, что проблемы с поставками микросхем «будут преследовать автопром и в следующем году».

Крах надежд. Как пандемия и санкции против России нанесли сокрушительный удар по мировой экономике?

Удар по экологии и дефицит машин. Как санкции против России рискуют отменить революцию в мире автомобилей?

Ситуация с чипами, в частности рост спроса на микросхемы для автомобилей, простимулировала ведущих участников рынка нарастить производство, чтобы удовлетворить потребности в первую очередь покупателей, заключивших долгосрочные контракты. Такие компании, как Onsemi, Infineon, STMicroelectronics, NXP Semiconductors и Nexperia, начали инвестировать средства в развитие производства и строительство новых заводов. Например, Infineon планирует вложить пять миллиардов евро в строительство завода в Дрездене, а Onsemi намерена в 2023 году увеличить производство микросхем на заводах в Рожнове (Чехия), Пусане (Республика Корея) и Нью-Гэмпшире (США) на 30 процентов.

Проблемы с полупроводниками начались во время пандемии коронавируса в 2020 году, когда основные цепочки поставок были нарушены. Причем спрос на микрочипы продолжает расти за счет популярности электромобилей, при производстве которых требуются более технологичные микросхемы. Помимо этого, полупроводники являются основными деталями в производстве практически всех бытовых устройств: телефонов, компьютеров, электроники в автомобилях — например, в датчиках тормозов и других функциях, обеспечивающих безопасность автомобиля и комфорт управления.

В последнее время ситуацию с микрочипами усугубляет политическая напряженность между США и Китаем. 14 декабря стало известно, что американские власти захотели усилить санкционное давление на технологическую отрасль Китая, внеся 30 компаний страны, в том числе одного из ведущих производителей чипов YMTC, в черный список американского Министерства торговли. Это означает, что китайские компании больше не смогут закупать комплектующие, оборудование и технологии у американских производителей без специальной экспортной лицензии американского ведомства.

Дефицит микрочипов затягивается. Каких цен на автомобили ждать в 2022?

Фото: Shutterstock

Нехватку микрочипов для автомобилей мировые автопроизводители будут ощущать и после 2022 года, говорят аналитики консалтинговой компании Roland Berger. Они провели исследование «Как преодолеть кризис полупроводников. Устойчивый структурный сбой требует стратегических ответных мер со стороны автомобильной промышленности».

Согласно документу, спрос на микрочипы будет только расти, и разрыв между ним и производственными мощностями достигнет 11%. Расширения выпуска электронных компонентов ждать в ближайшее время тоже не стоит: по данным аналитиков компании, предприятия по производству полупроводников уже сейчас работают со средней мощностью 97%.

Автомобили будут только дорожать

Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что рост цен на автомобили будет отмечаться в следующем году на уровне 10-15%. «Это связано не только с нехваткой компонентов, но и с тем, что металл стал дороже, а также тем, что с каждым годом базовая комплектация автомобилей становится все более наполненной, а значит стоимость также становится выше».

Фото: АвтоВАЗ

Фото: АвтоВАЗ

Что касается конкретно цен на автомобили в России, то Минпромторг ожидает замедления темпов роста цен на автомобили в 2022 году. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Денис Мантуров.

Что говорит статистика

В 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 23%, впервые превысив отметку в 2 млн рублей, согласно данным агентства «Автостат». С учетом дилерских «накруток» удорожание оказалось еще больше — 35-40%.

В 2021 году мировой автопром выпустил примерно на 10 млн автомобилей меньше, чем планировалось, пишет аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на прогноз аналитической компании LMC Automotive. И это — только из-за нехватки микрочипов и проблем с цепочками поставок. Сильнее всего пострадали европейские производители: объем поставок новых машин из этого региона снизился на 3 млн единиц. Всего в 2021 году все мировые автомобилестроительные компании выпустили 84,9 млн легковых автомобилей.

Фото: BMW

Глава LMC Automotive Джастин Кокс отметил, что улучшение ситуации стало наблюдаться только в последние недели года, так как власти стран и сами производители предприняли чрезвычайные меры, чтобы нарастить выпуск машин.

Надо развивать новые решения

Самый большой дефицит микрочипов наблюдается в сегменте предыдущих поколений, которые создаются на основе технологий 1990-2000-х годов. Полупроводники последнего поколения занимают долю всего 5%.

Чумаков отмечает: «Что сейчас производители автомобилей могут сделать — это пойти в сторону использования более инновационных решений, в которых используются платы последнего поколения, поскольку именно по таким платам отмечается наименьший дефицит. То есть чем более инновационной будет становиться автомобильная отрасль, тем меньше будет ощутима проблема нехватки комплектующих».

Но для этого необходимо время, говорит Чумаков. По словам эксперта, если вопрос финансирования автопроизводители могут быстро и эффективно решить, то временные затраты для создания такого производства займут все равно как минимум два-три года.

Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?

Фото: Shutterstock

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Фото:Shutterstock

В самом начале пандемии были скуплены персональные компьютеры и другая техника для удаленной работы или учебы. Осенью прошлого года повысился спрос на технику развлекательного назначения: игровые приставки, телевизоры, смартфоны и планшеты. Американская торговая группа Consumer Tech Association заявила, что в 2020 году розничные продажи в стране составили рекордные $442 млрд, и запрос на гаджеты, такие как игровые консоли, наушники и устройства для умного дома, в 2021 году будет только расти. Для производства всей этой техники нужны полупроводники.

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Фото:Shutterstock

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Ford — приостановил производство в Огайо, на другом заводе сокращена одна из рабочих смен. Ford F-150, а также кроссовер Ford Edge будут собираться без определенных деталей и отправляться дилерам только после того, как производитель получит микросхемы. Если проблемы с поставками полупроводников сохранятся на протяжении полугода, то годовая скорректированная операционная прибыль Ford снизится на $1–2,5 млрд.

Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.

Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.

Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.

Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Теперь автопроизводители оказались в самом уязвимом положении. Зная это, TSMC сообщила, что планирует вложить до $28 млрд на увеличение мощностей. Ожидается, что нехватка чипов приведет к сокращению продаж только среди автопроизводителей на $61 млрд в этом году.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

  • Резкое февральское похолодание в Техасе привело к отключению электроэнергии на производствах, что сказалось на предприятиях, выпускающих полупроводники.
  • В Тайване, где находится крупнейшее производство микросхем, наблюдается сильнейшая за последние десятилетия засуха, из-за чего снижается водоснабжение заводов.
  • В марте на заводе одного из ведущих мировых производителей автомобильных чипов Renesas Electronics в Японии произошел пожар, в результате которого было уничтожено все оборудование. Потери компании составят до $160 млн в месяц.

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Фото:Shutterstock

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

Что будет дальше

Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.

Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.

В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Глава Intel Пэт Гелсинджер заявил, что на устранение дефицита чипов потребуется около двух лет. Для этих целей компания построит два новых завода, вложив в увеличение мощностей $20 млрд. Intel будет производить полупроводники и для себя, и для других компаний.

Президент США Джо Байден также сообщил, что будет добиваться выделения $37 млрд для увеличения производства чипов в стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *