Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Перейти к содержимому

Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

  • автор:

Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

1. Тормозные системы

1.1 Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3 Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4 Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5 Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

Суммарный люфт
не более (градусов)
Легковые автомобили и созданные на их
базе грузовые автомобили и автобусы
10
Автобусы 20
Грузовые автомобили 25

2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание

На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2 Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5 Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6 На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
    (п. 3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

Примечание

Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1 Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2 Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1 Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Примечание

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

5.2 Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3 Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4 Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5 На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
(пп. 5.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

6. Двигатель

6.1 Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2 Нарушена герметичность системы питания.

6.3 Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4 Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5 Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

7.1 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2 Не работает звуковой сигнал.

7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4 Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5 Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6 Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7 Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

7.8 Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

7.9 Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
(п. 7.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87)

7.10 Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11 Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12 На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13 Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14 Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15 Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.15.1 Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

7.16 На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17 На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

к Основным положениям по допуску

транспортных средств к эксплуатации

и обязанностям должностных лиц

по обеспечению безопасности

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 916 с 01.09.2022 введен в действие Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники.

ПДД РФ, ПЕРЕЧЕНЬ

НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.02.2002 N 127,

от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84,

от 24.02.2010 N 87, от 10.05.2010 N 316, от 12.11.2012 N 1156,

от 15.07.2013 N 588, от 24.03.2017 N 333, от 12.07.2017 N 832)

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль с 1 сентября 2023: полный список

Пару лет назад мы подробно разбирались в том, с какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль. Уже тогда этот раздел ПДД ссылался на давно отмененные ГОСТы, и уже тогда в разработке находился новый Перечь неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. На его окончательное формирование и утверждение потребовалось еще два года, и только недавно, 27 мая 2023 года, было подписано соответствующее постановление, а в силу новые правила вступят с 1 сентября 2023 года. Давайте подробно разберемся в том, что изменилось.

Те, кто следит за эволюцией ПДД и других автомобильных регламентов, не увидят в новом Перечне ничего нового. Дело в том, что старый Перечень не только ссылался на недействующие устаревшие ГОСТы, но и банально не соответствовал по своей полноте давно действующему Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС), который является основным документом, устанавливающим требования как к выпускаемым в эксплуатацию, так и уже эксплуатируемым транспортным средствам. Так что стоит понимать, что нынешние изменения – это не новоизобретенные поправки, а лишь подгонка ПДД под давно существующие нормы.

Ну а теперь давайте подробно, по пунктам, разберем, что же изменилось в ПДД. Разумеется, мы будем перечислять только те пункты, которые подверглись изменениям, причем изменениям фактическим. То есть, те пункты, которые просто привязали к Техрегламенту Таможенного союза вместо ГОСТ, оставим в стороне, если в них не будет серьезных изменений.

Для удобства восприятия перечислим изменения, внесенные в Перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию, по существующим категориям.

1.2. Герметичность трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе нарушена. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

Теперь в Перечне устранена возможность неоднозначной трактовки некоторых его требований: для тех неисправностей, которые можно диагностировать только с использованием специального оборудования, прописана эта необходимость, а для тех неисправностей, которые инспектор ГИБДД способен выявить самостоятельно, прописана возможность визуального диагностирования.

1.4. Тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.

Раньше пункт о повреждениях и дефектах тормозных магистралей был только в процедурах техосмотра, а теперь его справедливо добавили и в Перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию.

1.5. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы неисправны.

Раньше в списке неисправностей упоминались только манометры пневматических тормозных систем, относящиеся к грузовикам. Теперь же запрещено ехать, если неисправна, например, сигнальная лампа стояночного тормоза и недостаточного уровня жидкости в тормозной системе, а также при неисправном храповике рычага ручного тормоза (это тоже пришло из ТР ТС – пункта 1.8.3 Приложения 8).

1.6. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов не обеспечивают герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес транспортного средства.

Новый пункт запрещает использование переходников для тормозных шлангов, а также использование нештатных шлангов недостаточной длины.

1.7. Детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию.

Это тоже полностью новый пункт, не требующий дополнительного пояснения.

1.8. Регулятор тормозных сил, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства (далее – эксплуатационная документация), демонтирован.

Еще один полностью новый пункт, запрещающий удалять штатный регулятор тормозных усилий (многие помнят его как «колдун»).

1.10. Элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.

Демонтаж или отключение штатной АБС отныне запрещают эксплуатацию автомобиля.

1.11. Антиблокировочная тормозная система, предусмотренная изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправна. Указанная неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы.

То же самое касается неисправности штатной АБС: если водитель видит горящую сигнальную лампу, то он, согласно пункту 2.3.1 ПДД, может только следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

Раньше утечки из контура ГУР учитывались только при техосмотре, а теперь ездить на автомобиле с подтекающим рулевым управлением запрещено.

2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Пункт о запрете избыточных люфтов руля был в Перечне и раньше, но теперь указано, что инспектор не может определять его на глаз, а должен использовать средства технического диагностирования.

2.4. Детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют. Резьбовые соединения не затянуты и не зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Неисправно устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса. Имеются не предусмотренные конструкцией транспортного средства перемещения деталей и узлов рулевого привода.

В списке проблем рулевого управления появилось отсутствие или повреждение крепежа.

2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.

По видимости, этот пункт призван не только исключить возможные эксплуатационные неисправности в дороге, но и предупредить автовладельцев о недопустимости ремонта с заменой деталей на деформированные или поврежденные б/у элементы.

2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.

Этот новый пункт адресован, например, владельцам машин с неисправным электроусилителем руля, который самовольно поворачивает руль. При первых признаках такой неисправности водитель обязан прекратить эксплуатацию и озаботиться ремонтом.

Из пункта 3.1 исчезло примечание о том, что «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». То есть, теперь нештатная оптика оказалась под запретом.

3.2. Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу такого источника света, предусмотренному изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

В старой редакции имелся запрет на несоответствие типа внешних световых приборов тому, что указан в документах на автомобиль. В новой редакции тип источников света вынесли в отдельный пункт и конкретизировали. Теперь любимые многими «гаражными тюнерами» ксенон и диоды в галогеновых фарах запрещены еще более ясно.

3.4. Устройства автоматического корректирующего устройства угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации либо установленные при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, неисправны или отсутствуют.

Проще говоря, новый пункт запрещает демонтаж или неисправность автокорректора фар для мощной оптики – например, ксеноновой или диодной.

3.5. Рассеиватели внешних световых приборов отсутствуют или повреждены.

Раньше запрет эксплуатации был предусмотрен за отсутствие рассеивателя, а теперь и за его повреждение. Проще говоря, разбитая или треснувшая фара – это уже запрет.

3.6. Установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора оптические элементы. Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар, при соблюдении требований раздела 9 приложения № 9 к техническому регламенту.

В этом новом пункте все понятно, а исключение касается прежде всего элементов корректировки светового пучка на праворульных автомобилях для их соответствия ТР ТС.

3.8. В фарах применяются источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения № 8 к техническому регламенту.

Пункт 3.8.2 ТР ТС указывает, что в «фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство», и что «не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль». Проще говоря, лампы в фарах должны быть штатными.

3.9. При включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме.

3.10. При воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме.

3.11. Габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.

Три последних пункта регламентируют обязательную исправность световых приборов. Однако любопытно, что об обязательной исправности фар головного света в новой редакции перечня, по сути, не сказано – лишь о соответствии режимов работы и источников света заводской конструкции. А ведь в старой редакции все это включал в себя простой пункт 3.3, который запрещал эксплуатацию, если «не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели».

4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70 процентов, а для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, менее 60 процентов. В верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1 <…> имеется светозащитная полоса, выполненная в массе стекла, шириной более 140 миллиметров (при установлении изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации ширины светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, – не соответствующая этой ширине), либо прозрачная цветная пленка шириной более 140 миллиметров <…>. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Старый Перечень ссылался на устаревший и недействующий ГОСТ 5727-88, в котором светопропускание бронированных стекол оговорено не было. В новом Перечне указано, что на бронированных автомобилях стекла могут иметь более низкое светопропускание. Кроме того, установлено, что светозащитная полоса на верхней части лобового стекла не может быть шире 140 миллиметров или величины, установленной производителем.

4.5. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.

В старой редакции Перечня в разделе 4 были упомянуты только неисправности штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей – теперь же в список неисправностей добавили и их отсутствие.

4.6. На стекла нанесены покрытия, создающие зеркальный эффект, за исключением задних стекол, если это не предусмотрено изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

В старом Перечне зеркальные стекла были под запретом без исключений – теперь же есть оговорка, что запрещены лишь те зеркальные покрытия, которые не предусмотрены производителем автомобиля.

5.1. На транспортном средстве установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

Раньше в Перечне были упомянуты только размер и допустимая нагрузка шин, а в современной версии появилась и категория скорости, которая тоже должна соответствовать указанной производителем.

5.2. На транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). На транспортном средстве категорий M1 и N1 не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Штраф за шины не по сезону, наконец, становится реальностью. Правда, что это за «шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период», неясно – формулировка остается за составителями нового Перечня. Однако из нее можно сделать важный вывод, что за нешипованную зимнюю резину летом штрафовать не будут, и ее новый Перечень не запрещает. А вот за летние шины зимой – будут, потому что их Перечень запрещает.

5.3. На транспортном средстве установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

Еще одна загадочная формулировка означает, что если хоть одна из шин на автомобиле изношена до минимального показателя индикатора износа, то эксплуатация автомобиля запрещена до замены шин.

5.7. Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, имеются трещины или следы их устранения сваркой, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.

Новый Перечень неисправностей «догоняет» ТР ТС и техосмотр, запрещая использовать диски, отремонтированные при помощи сварки.

5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и не зимние, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. Указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

Помимо добавления индекса скорости в список параметров шин здесь устранили пробел в допустимости «разношинницы» при установке запасного колеса.

5.10. На задней оси транспортного средства категории М <…> установлены шины с отремонтированными местными повреждениями.

Новый Перечень запрещает устанавливать отремонтированные шины на заднюю ось – то есть, после прокола или пореза шину можно ставить только вперед.

5.11. На колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.

Еще один новый пункт, пришедший из ТР ТС, запрещает нештатные средства поддержания давления в шине.

7.1. Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, <…> отсутствуют или находятся в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению.

Ремни безопасности, заправленные под задний диван, пропущенные за спинками передних сидений или спрятанные иными методами, мешающими их использованию, теперь под запретом.

7.2. Ремни безопасности имеют следующие дефекты:

  • надрыв на лямке;
  • замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
  • лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
  • при резком вытягивании лямки ремня с аварийным запирающимся втягивающим устройством не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

В старом Перечне помимо надрывов на лямке было сказано, что недопустимо эксплуатировать автомобиль, если «ремни безопасности неработоспособны». В новой редакции параметры неработоспособности расписали более конкретно и подробно.

8.2. Системы питания и выпуска отработавших газов транспортного средства некомплектны и негерметичны. Имеется подтекание и каплепадение топлива в системе питания двигателей. Имеет место подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, некомплектны и негерметичны.

В старой редакции были кратко запрещены негерметичность системы питания, неисправность системы выхлопа и негерметичность системы вентиляции картера. Теперь же список неисправностей двигателя, запрещающий эксплуатацию, ощутимо расширен.

8.3. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия подачи топлива неисправны. Крышки топливных баков не фиксируются в закрытом положении, уплотняющие элементы крышек повреждены. Детали крепления элементов системы питания отсутствуют, повреждены или ослаблены.

В пункте 7.4 старого Перечня были упомянуты только неисправные пробки топливных баков. Теперь же в список попали и другие элементы топливной системы, а сам пункт перенесен в раздел «двигатель».

8.4. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 9.8 приложения № 8 к техническому регламенту.

Новый пункт касается норм установки газобаллонного оборудования – в частности, самого баллона и его магистралей.

9.5. Имеются трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески <…>.

Новый пункт запрещает эксплуатацию машин с неисправностями подвески.

9.6. Имеются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.

Это тоже новый пункт – в старом Перечне электрика не упоминалась, а теперь дефекты проводки означают запрет на эксплуатацию.

9.11. На транспортные средства категорий М1 и N1 установлены конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемые из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Указанное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Новый пункт запрещает эксплуатацию автомобилей с кенгурятниками и прочими элементами, выступающими за плоскость переднего бампера. Исключение – сертифицированные и штатные элементы, а также маленькие решетки для защиты фар.

10.1. Государственный регистрационный знак транспортного средства, способ и место его установки не отвечают требованиям национального стандарта ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». Государственный регистрационный знак закреплен на транспортном средстве с применением устройств или материалов, препятствующих его идентификации либо позволяющих его видоизменить или скрыть.

Помимо замены старого ГОСТ на новый в пункте об установке номерных знаков появился запрет на эксплуатацию машин с устройствами или материалами, позволяющими видоизменить или скрыть номерной знак.

До первой лампочки: каким будет новый перечень неисправностей машин

Сигнал на панели приборов, сообщающий о неисправности, станет основанием для запрета эксплуатации машины, а автоинспекторы смогут штрафовать водителей за использование шин не по сезону. Соответствующие поправки в законодательство проходят финальную стадию согласования в правительстве. Эксперты неоднозначно оценили эти изменения. Подробности — в материале «Известий».

Успеть за 72 часа

Проект постановления правительства, предусматривающий корректировку перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, проходит согласование. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление пресс-центра МВД России.

— Он направлен на гармонизацию перечня неисправностей с требованиями технического регламента, а также на актуализацию ГОСТов, — подчеркивают в МВД РФ.

Автосервис

Этот документ был разработан в конце 2020 года и предусматривает возможность запрета эксплуатации автомобилей, имеющих серьезные неисправности, которые «создают угрозу безопасности дорожного движения». Основаниями для такого запрета могут быть серьезные неполадки тормозной системы (например, повреждение герметичности трубопроводов и шлангов) и рулевого управления (большой люфт в механизмах, неработающий усилитель), не работающие в темное время суток фары и стеклоочистители ­во время дождя. В этом случае дальнейшее движение транспортного средства будет запрещено.

Согласно проекту постановления, нельзя будет эксплуатировать машины в случае горящего на панели приборов указателя, сигнализирующего о неисправности ABS, при чрезмерной тонировке, нерабочем стоп-сигнале и корректоре фар, а также при установке фар, не предусмотренных конструкцией автомобиля (например, нештатного ксенона), и при некоторых других незначительных неполадках. За это водитель получит штраф в размере 500 рублей по ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

При этом он должен будет устранить неполадки в течение 72 часов и пройти внеочередной техосмотр. В противном случае при повторной проверке сотрудники полиции будут вправе аннулировать регистрацию транспортного средства.

Техосмотр

Штраф за шины не по сезону

Согласно п. 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» с декабря по февраль включительно запрещено эксплуатировать легковые автомобили и модели LCV, «обутые» в летние шины. Аналогичный запрет в период с июня по август действует в отношении зимних шипованных покрышек. Поскольку эти требования не прописаны в ПДД, сотрудники Госавтоинспекции не имеют права штрафовать водителей за их несоблюдение.

Максимум, что может сейчас сделать инспектор, — выписать штраф в размере 500 рублей в случае износа шин: у летних покрышек остаточная глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм, а у зимних ­— не менее 4 мм.

Авто, резина

Проект постановления правительства включает эти нормы в приложение к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». После того как этот документ будет принят и вступит в силу, сотрудники ГИБДД смогут штрафовать на 500 рублей тех, кто использует шины не по сезону. Как ожидается, это произойдет с 1 сентября 2023 года.

Аналогичное наказание будет грозить водителям грузовиков и автобусов, у которых зимой не окажется цепей противоскольжения. В зависимости от климатических особенностей того или иного региона местные власти получат право изменять сроки, в течение которых на территории субъекта Федерации будет действовать запрет на летние шины зимой, и зимние шипованные покрышки ­— летом.

Check engine на безопасность не влияет

По сравнению с первоначальной версией нынешняя редакция документа претерпела некоторые изменения. Например, изначально основаниями для запрета эксплуатации предполагалось считать горящую на панели приборов сигнальную лампу check engine и подтекающие рабочие жидкости (контроль подтекания жидкостей прошлой осенью был исключен из перечня операций при проведении техосмотра).

Теперь от этих требований было решено отказаться. По мнению экспертов, это вполне логичное решение. Индикатор check engine вовсе не означает, что у автомобиля возникла неисправность, при которой дальнейшая эксплуатация машины невозможна, считает мастер-приемщик техцентра «ВешнякиАвто» Сергей Шабунин.

проверить двигатель

— Причин, по которым загорается этот индикатор, множество. Он может зажечься как в случае действительно серьезной неполадки двигателя, так и в случае банальной заправки некачественным топливом. Иногда достаточно залить в бак хорошее горючее, и значок check engine на панели приборов погаснет, — заявил он.

Проблемы с машиной, при которых зажигается этот индикатор, не связаны с безопасностью движения, отметил эксперт. С ним согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он также считает взвешенным решением отказ от запрета эксплуатации машины с горящим значком check engine.

— Нельзя разрешать ездить на машине, имеющей действительно серьезные неполадки, которые могут привести к аварии. Прежде всего это проблемы с тормозами и рулевым управлением. Мотор, который барахлит, непосредственно на безопасность не влияет, — рассказал он «Известиям».

Виктор Похмелкин называет логичным и отказ от запрета эксплуатации автомобиля при подтекающих жидкостях. Капающие антифриз или масло могут привести к поломке машины, отмечает он. Однако они напрямую не связаны с безопасностью движения, подчеркивает эксперт.

Авто, масло, сервис

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, логичнее всего было указать не конкретные сигнальные значки, при которых эксплуатация машины запрещена, а их цвет.

— На всех моделях красный сигнал индикатора на панели приборов свидетельствует о том, что у автомобиля серьезная неисправность и ехать дальше нельзя. Это указано в любой инструкции по эксплуатации. При этом тот же значок оранжевого цвета говорит о том, что неполадка несущественная и с ней можно продолжать движение до проверки в техцентре. На мой взгляд, указание цвета индикатора было бы более правильным решением, — отметил вице-президент НАС в беседе с «Известиями».

Не тянуть резину

Эксперты разошлись во мнениях по поводу требований к шинам в зависимости от сезона. Водителей, которые ездят зимой на летних шинах, безусловно, надо наказывать, считает Ян Хайцеэр. Однако формулировки, предусмотренные в проекте постановления, могут добавить лишних хлопот некоторым автомобилистам, полагает он.

— Нерешенным остается вопрос, как быть человеку, который едет «на шипах», например, из Краснодара в Мурманск или Сибирь. Не исключена ситуация, когда в южных регионах под запретом уже зимние шины, а на севере страны ­ еще нельзя использовать летние покрышки. Получается, что путешественнику необходимо либо «переобуваться» посередине маршрута, либо выковыривать из шин шипы, — отметил он.

Авто, обслуживание

Возможность продления сроков использования того или иного типа покрышек, предоставленная региональным властям, эту проблему не решает, считает Хайцеэр. Иной точки зрения придерживается Виктор Похмелкин. В такой ситуации автомобилистам следует тщательнее готовиться к поездке, считает он.

— Если водитель понимает, что ему предстоит ехать в регион с другими климатическими условиями, то он может использовать либо нешипованные шины, либо взять с собой дополнительный комплект колес, — полагает Похмелкин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *