TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже
Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.
На вкус и цвет…
Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.
Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.
Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.
Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.
Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.
Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.
Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.
Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.
У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.
А если сам?
Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.
В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.
Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.
Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.
Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!
Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.
Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.
С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.
Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.
Что сломалось?
Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.
Казалось бы, это действительно просто, если бы не одно «но»: есть датчик или его нет, последовательность работы не меняется. Так что страх убить датчик обоснован, но преувеличен: плохой шиномонтажник одинаково легко убьёт и простой вентиль, и датчик. Так что лучше вспомнить, как выбрать нормальную мастерскую, и ездить только туда.
Ну а бояться TPMS не надо. Ломаться там толком нечему, а при желании можно поставить её и самому. Главное – не экономить и понимать, что за копейки нормальную альтернативу заводской системы получить на выйдет. Печально, но факт.
ТПМС в автомобиле: что такое TPMS и зачем она нужна
Что такое TPMS
Самый простой способ проверить давление воздуха в шинах 一 с помощью манометра. Автолюбители знают, что это нужно проделывать хотя бы раз в неделю, так как на давление в колесах влияют разные факторы: загруженность машины, температура на улице, длительность поездки, стиль вождения автовладельца.
Важно следить за состоянием давления регулярно, так как отклонения от нормы этого параметра плохо сказываются на управляемости автомобиля, расходе бензина, износе резины.
Можно прочитать о негативных последствиях от поездок на спущенных или перекаченных колесах в этой статье.
TPMS в автомобиле автоматически следит за давлением в колесах автомобиля и экономит время водителю. Это система мониторинга давления в шинах. Подробнее о том, что такое TPMS и как ее устанавливают, читайте в нашем материале.
TPMS: что это значит?
Буквы TPMS обозначают систему контроля давления в шинах. Это сокращение от английского 一 tire pressure monitoring system. Система отслеживает параметры давления в колесах с помощью датчиков.
Уровень давления определяет датчик
Американские и европейские производители авто по закону обязаны устанавливать такую систему контроля в каждый автомобиль. Многие российские машины тоже выпускают с такой опцией.
Данные о давлении показываются на дисплее
Бывают косвенная и прямая системы контроля давления. У них разный принцип работы. Системы прямого мониторинга есть механические и электронные. Электронные прямые системы могут иметь в своем составе разные виды датчиков 一 наружного и внутреннего типа.
TPMS прямого и косвенного контроля
Детально о разных видах систем и устройств для них, их преимуществах и недостатках расскажем ниже.
TPMS косвенного контроля
Система косвенного контроля отслеживает изменения в давлении в шинах по косвенным показателям посредством ABS, которая есть в машине. Косвенная TPMS мониторит состояние давления с помощью штатных датчиков вращения колеса. Если давление в шинах снижено, его радиус уменьшается, соответственно увеличивается число оборотов. Электронная функция это фиксирует, подает водителю звуковой сигнал и выводит на приборную панель сообщение о неполадке.
Косвенные системы бывают двух версий. В I версии автовладелец получает сигнал об отклонениях, но система не уточняет, в какой шине проблема. Во второй версии на мониторе высвечивается информация о колесе, в котором обнаружилось пониженное или повышенное давление. Считается, что версия II точнее определяет проблему. Замечено, что версия I чаще принимает за отклонения от нормы в давлении такие ситуации, как буксирование на скользкой поверхности, перегрузку, подъем по крутой дороге.
/>Система косвенного контроля работает через ABS
Недостатки indirect-системы: неточность и медленная реакция на изменения. Можно продолжительное время ехать на спущенных колесах, а на дисплее только через какое-то время появится уведомление об отклонении от нормы. В каких-то автомобилях система косвенного контроля может быть неверно настроена. В таком случае нужно обратиться в сервис и отдельно наладить ее. Можно настроить нужные показатели давления, по которым система будет ориентироваться и измерять отклонения.
Преимущество косвенной системы в ее низкой цене. Плюс 一 не нужно докупать и устанавливать дополнительные элементы и модули в машину.
TPMS прямого контроля
Система прямого контроля измеряет давление в шинах с помощью колесных датчиков. Их часто устанавливают прямо на производстве и выпускают автомобили уже с системой контроля давления.
Колесный датчик
Системы прямого контроля бывают механические и электронные.
Механическая система прямого контроля
Механическая система контроля предполагает, что датчики для мониторинга давления воздуха крепятся снаружи колес, и владелец авто сам следит за показаниями устройств.
Механическая система контроля
К механическим датчикам относятся колпачки с индикаторами, которые накручиваются на вентиль. Внутри прибора 一 клапан для измерения давления. В колпачках-индикаторах три цветовых области.
Механические индикаторные колпачки
Когда автолюбитель видит на колпачке зеленый индикатор 一 с шиной все в порядке. Желтый цвет сигнализирует о том, что колесо немного спустило, примерно на 0,3 атмосферы. Индикатор красного цвета предупреждает: давление в шине упало на 0,7 атмосферы и более. Механические устройства допускают погрешности в измерениях, поэтому не лишним будет сверить цветовой индикатор на колпачке с показателем манометра.
Наружные датчики контроля давления
Недостаток наружных приборов мониторинга: они могут потеряться или их могут скрутить. Устройства подвержены внешним нагрузкам, от механических повреждений не защищены, поэтому могут легко сломаться. Создает некоторое неудобство тот факт, что при каждом накачивании колеса, колпачки-индикаторы придется отвинчивать.
Автолюбители ценят такие простые приборы за их небольшую стоимость и простоту в использовании: когда нужно переобуваться, устройства легко снять и прикрутить на вентили другого комплекта колес.
Электронная прямая система контроля
При таком типе системы на колесах закрепляются электронные датчики давления, которые передают информацию о давлении на специальный блок управления.
Прямая электронная система
Датчики в таких системах бывают двух видов 一 внешние или внутренние. Теперь о каждом типе по порядку.
1. Электронные наружные датчики давления. Устройства внешнего типа ставятся на вентиль вместо колпачка, как и механические, но измеряют давление гораздо точнее.
Блоки управления в комплекте электронной TPMS 一 маленькие мониторы со светодиодной индикацией. Водитель может расположить их в удобном месте. Дисплей в некоторых системах работает от прикуривателя.
О состоянии колес сигнализируют цвета-индикаторы на панели 一 зеленый, желтый и красный. Если обнаружено отклонение от нормы давления, на дисплее появится предупреждающий символ.
Электронные наружные устройства
На мониторе водитель может увидеть параметры давления и температуры для всех четырех шин сразу или пролистать их по очереди. Последний вариант не очень удобен, так как, чтобы просмотреть все четыре колеса, автолюбителю нужно отвлечься от дороги.
Минусы у электронных датчиков внешнего типа те же, что и у механических колпачков 一 их несложно отвинтить и украсть; устройства не защищены от внешних воздействий.
Преимущества наружных электронных устройств:
· замеры показателей более точные, по сравнению с механическими аналогами;
· легкость в установке;
· работают от батарейки, которую можно заменить, в отличие от элемента питания во внутренних датчиках.
2. Внутренние электронные датчики устанавливаются под шину до ее монтажа на колесный диск, совмещаются с воздуховодом.
Датчики внутреннего типа
Для монтажа таких устройств используются вентили, которые прилагаются в комплекте. Внутренние электронные датчики также передают информацию с помощью радиосигнала или по блютуз на блок управления.
У более современных электронных систем есть возможность направлять данные на смартфон автовладельца с помощью специального приложения.
Данные передаются на смартфон
Преимущества внутренних датчиков перед наружными:
· точнее измеряют показатели;
· надежно защищены от внешнего воздействия;
· внутреннее устройство незаметно и не портит внешний вид диска, не нужно его снимать при накачивании
колеса;
· такое приспособление невозможно украсть 一 только вместе с колесом;
· датчики в составе некоторых систем могут передавать информацию на смартфон.
Управления системой прямого контроля давления
Недостатки внутренних датчиков 一 высокая стоимость, нюансы в настройке и монтаже, невозможность заменить батарейку в приспособлении.
Как настраивают электронные датчики
Внутренние датчики монтируют на многие модели авто прямо на заводе. Но можно также приобрести датчики давления отдельно. В BlackTyres можно сделать установку и адаптацию датчиков давления. Специалисты наших шинных центров помогут наладить работу приспособлений.
Дисплей прямой TPMS
Если автовладелец меняет колеса в сезон и хочет переставить датчики на новый комплект, сотрудник шинного центра адаптирует устройства к TPMS в автомобиле. В процессе калибровки важно учесть особенности, присущие для авто, произведенных в разных странах. Например, американским машинам подходят одни приборы контроля, а европейским другие. Частота передачи у американских датчиков 一 315 МГц, а у европейских 一 434 МГц.
Как специалист помогает установить и настроить новые датчики:
· Сначала монтируют внутренние датчики на диск до шиномонтажа.
· Сканер помогает специалисту оценить, подходят эти устройства вашему авто или нет.
Сканер для настройки датчиков
· Мастер копирует в базу идентификационные номера всех четырех колес, которые установлены заводом. Каждое колесо в автомобиле имеет свой код для TPMS и должно находится на своем месте. Если колеса поменять местами, нужно будет перенастраивать систему.
· С помощью диагностического устройства, подключенного к автомобилю, мастер прописывает идентификаторы датчиков в систему TPMS в машине. Или специалист выставляет данные на приборной панели вручную.
Мастер прописывает идентификаторы датчиков в базу
Правила использования датчиков TPMS
Если собираетесь ставить в машину прямую систему TPMS или уже используете датчики давления, обратите внимание на наши советы и рекомендации:
· После установки датчиков не забудьте отбалансировать колеса еще раз.
· Когда переобувайтесь по сезону, предупреждайте работников шинных центров аккуратно менять колеса на автомобиле, чтобы не сломать датчики.
· Если у вас два комплекта дисков для сезонных шин, и на одном уже есть штатные приборы контроля, советуем на другой комплект колес также установить датчики, чтобы не пришлось каждый раз их переставлять и настраивать.
· Когда переставляете датчики, например, с зимнего комплекта колес на летний, нужно будет проверить настройки или еще раз запрограммировать устройства, чтобы система их «увидела».
· Напомним, срок службы батарейки во внутренних устройствах внутреннего типа 一 5-7 лет. По истечении срока годности элемента питания датчики нужно будет сменить.
· Если приспособления начали давать сбой, можно обратиться в шинный центр, чтобы их там настроили в соответствии с вашей TPMS. Но бывает, что у датчиков просто истек срок годности, и необходимо установить новые.
Как мы уже писали раньше, следить за давлением воздуха в шинах необходимо по многим причинам. Контролировать состояние шин и приводить их в норму в случае необходимости 一 обязанность каждого автолюбителя. И не только перед собой и своим автомобилем, но и перед другими участниками движения.
Напомним, почему плохо ездить на спущенных колесах:
· растет расход бензина 一 0,5 л на 100 км;
· резина изнашивается быстрее, причем неравномерно;
· автомобиль становится плохо управляемым, возрастает риск заноса.
Износ резины
Перекачанные шины тоже негативно сказываются на состоянии резины и управляемости авто. Какие проблемы это может вызвать, можно прочитать в нашей статье о давлении в шинах.
Система TPMS, особенно электронная, 一 удобный способ мониторинга: перед вами на дисплее актуальные данные о состоянии шин. Какая экономия времени: не понадобится ходить каждый день вокруг машины, измеряя давление манометром.
Виды систем
Автовладельцам, однако, следует помнить: одного удобного мониторинга недостаточно. Нужно вовремя накачать колеса, если система подсказала, что давление не в норме.
Дополнительно о том, что такое TPMS в машине, смотрите в видео ниже:
Не забудьте вовремя подкачать шины!
А какую TPMS используете или собираетесь ставить в авто? Напишите в комментариях, какие датчики давления для вас самые удобные.
Ставьте лайк, если статья была полезной, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Дальше будет еще интереснее и полезнее.
«Проверьте TPMS» — что за ошибка, и как с ней справиться?
Система контроля давления в шинах (TPMS) – это комплекс датчиков, соединенных со специальным компьютером. Такое оборудование позволяет автоматически определять, когда в вашем автомобиле спустит колесо. Сегодня многие страны сделали установку системы TPMS обязательной для всех новых авто. Проблема в том, что неадекватное давление в колесах сильно снижает безопасность поездки, влияет на управление и повышает риски аварии.
Сегодня мы поговорим о том, что делать, и куда смотреть, если на приборной панели вашего автомобиля вдруг высветилась ошибка «Проверьте TPMS», или загорелся соответствующий значок со спущенной покрышкой и восклицательным знаком.
Также обсудим такие нюансы:
- как обнулить TPMS и убрать ошибку;
- почему важно проводить обслуживание системы;
- в каких пределах можно снижать/повышать давление в шинах;
- почему идеальное давление так важно;
- как установить TPMS на автомобиль, в котором нет этой системы.
Ошибка TPMS – что делать, как убрать?
Вполне очевидно, что при наблюдении на экранчике с пиктограммами на приборной панели ошибки TPMS нужно накачать колесо. Некоторые автомобили дают возможность понять, какое именно колесо требует подкачки. Другие же просто высвечивают пиктограмму и сообщают владельцу, что есть проблемы с давлением.
В любом случае, вам придется выполнить несколько задач:
- остановите авто в безопасном месте, выйдите из машины и визуально осмотрите колеса;
- если определить сразу же виновника ошибки сложно, используйте манометр на вашем насосе;
- с помощью насоса подкачайте колесо до нужного давления, а также проверьте другие колеса;
- садитесь в автомобиль, выключите зажигание, затем заведите машину и продолжайте движение;
- если пиктограмма не пропала в течение 2-3 минут, снова осмотрите колеса, возможно одно из колес пробито;
- если же все колеса нормально накачаны, но ошибка TPMS продолжает гореть, придется обнулить систему.
Для обнуления ошибки датчика давления в шинах необходимо найти, где в вашем авто находится кнопка обнуления. Обычно на всех автомобилях, оснащенных данной системой замера давления есть кнопка переустановки датчиков в ноль. Зачастую эта кнопка располагается где-то в районе рулевой колонки или на центральной консоли, но могут быть варианты.
Нажав эту кнопку, нужно подержать ее 3-5 секунд. Затем необходимо проехать какое-то время, чтобы датчики калибровались и начали показывать новые значения давления. После этого ошибка должна погаснуть. Если же она не гаснет, проблема может быть с исправностью датчиков.
Когда система TPMS выдает ошибку?
Сложно выделить какие-либо универсальные особенности срабатывания системы TPMS. У каждого производителя свое видение безопасного давления в шинах, поэтому разные бренды настраивают свои системы различным образом. К примеру, в одном авто срабатывание датчика может произойти при отклонении от нормы в 30%, в других автомобилях пиктограмму вы увидите уже при отклонении в 10%.
В любом случае, если вы видите ошибку на приборной панели, двигаться дальше будет довольно опасно. Лучше остановиться и понять, почему датчик выдал ошибку.
Во многих автомобилях нужно различать систему подачи сигналов об ошибках. Если срабатывание пиктограммы говорит о проблемах с давлением воздуха в колесе, лампочка будет просто светиться. Если же речь идет о выходе из строя датчика или обрыве проводки, пиктограмма будет мигать. Если вы видите мигающий символ TPMS или какое-то нестандартное сообщение на панели приборов, стоит отправиться к специалистам и проверить автомобиль.
Почему давление в шинах столь важно?
Многие начинающие водители не проверяют давление в шинах на своем автомобиле месяцами. Это большая ошибка, так как спущенные колеса могут стать причиной аварии на трассе, и это далеко не шутки. В момент поворота на высокой скорости произойдет увеличенный крен кузова, поскольку шина не будет удерживать автомобиль на нужном курсе и будет болтаться по дороге словно кисель. Из-за этого водитель просто потеряет управление, машина будет ехать в непредсказуемом направлении.
Это часто приводит к авариям даже в городском движении, не говоря о трассе и высокой скорости. Подкачивать и контролировать колеса нужно всегда. Важно также учитывать и другие факторы:
- при частично спущенном колесе есть большая вероятность повредить резину и диск при наезде на неровности, так как боковины не смогут отработать должным образом;
- неправильное давление в шинах способствует повышенному износу покрышек, что также приведет к дополнительным расходам в ближайшее время;
- на частично спущенных колесах автомобиль теряет динамику, увеличивается расход топлива, так как сокращается дистанция свободного движения автомобиля, увеличивается торможение;
- спущенные колеса могут стать причиной дополнительных повреждений подвески при проезде неровностей.
Конечно, опасны не только спущенные колеса. Опасность представляют также и чрезмерно накачанные колеса. В таком случае износ протектора в центральной части покрышки будет более заметным, а также есть риск разрыва корда при наезде на неровности. Как видите, последствия неправильно накачанных колес могут быть довольно неприятными. Так что лучше следить за показаниями TPMS и иногда самостоятельно проверять давление в шинах манометром.
Как установить систему TPMS на машину?
Еще не так давно датчики давления шин были признаком автомобиля люксового, дорогостоящего и даже эксклюзивного. Но сегодня это недорогая опция, которую можно выбрать практически для любого европейского автомобиля при покупке нового авто. Но установить хорошие датчики TPMS в автомобиль, в котором с завода такой опции нет, будет довольно сложно. Проблема даже не со сложностью монтажа или настройки, а с поиском качественных комплектующих.
Найти хорошие датчики крайне сложно. Все внешние варианты датчиков TPMS – это дешевый выход из ситуации. Они накручиваются на золотники колес. И в теории это отличное бюджетное решение. Но на практике такие датчики очень быстро выходят из строя и теряются, их скручивают тик-токеры, они забиваются грязью и даже становятся причиной спускания колес.
Хорошие внутренние датчики TPMS также сложно отыскать. На рынке чаще всего представлены довольно сомнительные датчики неизвестных китайских производителей. Но есть и неплохие решения, которые стоят довольно дорого. Они оснащены компьютером, который нужно отдельно установить в салоне авто. Все это загромождает ваш интерьер и делает салон не таким симпатичным, но помогает контролировать давление.
Впрочем, даже хорошие системы TPMS, установленные не на заводе, могут выйти из строя довольно быстро. Поэтому это вложение средств не всегда оказывается целесообразным.
Безопасные пределы повышения/снижения давления в шинах
У каждого автомобиля есть рекомендуемое давление, до которого стоит накачивать покрышки. Зачастую для легковушек это около 2 атмосфер. Чем больше колесо, тем больше может быть рекомендуемое давление. Также производитель часто указывает, что при загруженном авто и при наличии багажа в багажнике следует увеличить давление на 10%. Это поможет улучшить управляемость и избежать чрезмерной просадки авто и уменьшения клиренса.
Считается, что отклонение до 10% не будет особо влиять на качество поведения автомобиля на дороге. Сравнительно безопасным, но уже ощутимым может быть отклонение от рекомендуемого давления на 30%. Если же колесо спущено сильнее, проблем с управлением избежать не удастся. Эксплуатировать автомобиль, у которого колеса спущены на более чем 50%, небезопасно на любой скорости.
Что делать, если колесо спустило, а насоса нет?
Самое неприятное осознание владельца авто, когда высвечивается ошибка «Проверьте TPMS» может быть такое: насос для подкачки колес остался дома или еще не куплен. В таком случае нужно выяснить, насколько критичная ситуация сложилась с колесом вашего автомобиля.
Нужно следовать таким рекомендациям:
- остановите автомобиль на обочине как можно скорее, чтобы избежать повреждения покрышки и диска;
- осмотрите колесо, на котором сработал датчик TPMS, выясните масштабы трагедии;
- если визуально просадки колеса нет, вы можете медленно продолжить движение до следующего шиномонтажа;
- если же визуально просадка заметна, продолжать движение нельзя, лучше установить запаску;
- поставьте запаску, используя инструмент в комплекте автомобиля, не забывайте о личной безопасности в этот момент;
- садитесь в машину и езжайте на ближайший шиномонтаж для устранения проблемы;
- ошибка TPMS продолжит светиться или начнет моргать, поскольку в запаске датчик TPMS обычно отсутствует.
Ехать со спущенным колесом не следует. Если колесо спущено неполностью, вы можете продолжить движение со скоростью до 20-30 км/ч до следующей станции обслуживания. Включите аварийную сигнализацию и придерживайтесь правой части дороги. Но лучше установить запаску и безопасно добраться до сервиса без повреждений автомобиля и без рисков.
Часто задаваемые вопросы
Как расшифровывается TPMS?
Это аббревиатура от фразы Tire Pressure Monitoring System (Система Мониторинга Давления в Шинах).
Как узнать, есть ли TPMS в моей машине?
Проще всего это сделать по набору пиктограмм. В момент включения зажигания на приборной панели зажигаются все пиктограммы. Обратите внимание, есть ли здесь пиктограмма с покрышкой и восклицательным знаком. Если ее нет, значит, скорее всего, ваша машина не оборудована TPMS.
Сколько стоит поставить комплект TPMS?
Комплект датчиков может стоить от 2000-3000 рублей, но это будут внешние датчики с коротким сроком службы. Хорошая система обойдется не дешевле 6000-8000 рублей, а ее установка также будет стоить немало.
Можно ли продолжать движение, если горит TPMS?
Ошибка TPMS загорается в том случае, если давление в колесах выше или ниже нормы. Нужно хотя бы визуально осмотреть колеса на предмет отсутствия полностью спущенной шины, а также продолжать движение максимально медленно и аккуратно.
Почему не гаснет индикатор TPMS после подкачки колес?
Когда вы подкачали колеса, датчику нужно определенное время для понимания ситуации. Следует проехать на автомобиле некоторое время, прежде чем отправляться на СТО для ремонта системы TPMS. Скорее всего, датчик сам калибруется, и ошибка пропадет. Также попробуйте найти кнопку сброса системы TPMS в автомобиле.
Что такое TPMS и как это работает?
По статистике большинство водителей не может визуально определить разницу между полностью накачанной шиной и накачанной только на 70%. Поэтому, чтобы понять спустила ли шина нужно регулярно проверять давление с помощью автомобильного манометра для измерения давления в шинах, однако большинство водителей не имеют такой привычки.
Почему важно, чтобы шины были накачаны до уровня давления, рекомендованного производителем автомобиля? Есть две причины: первая финансовая — неравное давление в шинах вызывает их ускоренный износ и повышенный расход топлива. Вторая причина — это вопрос безопасности. Существенно спущенные шины являются очень серьезной угрозой, поскольку хуже держат сцепление с дорогой и даже могут неожиданно лопнуть, что приведет к потере управления и может быть фатальным на скорости.
Автоматический контроль за уровнем давления в шинах и своевременное сигнализированные водителю, что давление упало – то зачем нужна система контроля давления в шинах (TPMS) и именно об этом сегодня мы будем говорить.
История возникновения TPMS
Появлению TPMS (Tire Pressure Monitoring System) предшествовала долгая история, связанная со множеством серьезных автомобильных аварий, которых можно было бы избежать, если бы водители знали о проблемах с герметичностью шин.
Первая система TPMS появилась в легковом автомобиле Porsche 959 1986 года, однако система не получала широкого распространения, пока ее наличие не стало обязательным при производстве автомобилей во многих странах.
С ростом автомобилизации, в ответ на повышение числа аварий, причиной которых были проблемы с шинами, США и Евросоюз приняли стандарты безопасности транспортных средств, в которых наличие систем контроля давления в шинах стало обязательным. Результатом этого стало то, что большинство автомобилей, продаваемых с 2007 года в Соединенных Штатах и Европе, оснащены системой контроля давления в шинах.
Есть ли в вашем автомобиле система TPMS?
Как работает TPMS?
Как сказано выше TPMS — это система контроля давления в шинах, которая работает автоматически. Слово «система» использовано не зря, TPMS включает клапан (вентиль), датчик давления и центральный блок (блок управления), который предоставляет информацию бортовому компьютеру автомобиля. Если давление в шинах падает ниже определенных показателей (устанавливаются производителем индивидуально для каждой марки и модели автомобиля), на приборной панели загорается индикатор, который сигнализирует об этой проблеме. Индикатор напоминает подкову, а в реальности является схематичным рисунком поперечного сечения шины с восклицательным знаком.
Как правило, он выглядит так:
Если комплектация автомобиля предусматривает наличие дисплея, информация может подаваться в подобном виде:
Для датчиков TPMS нет технического стандарта, и производители оборудования создали множество их конструкций. Датчики TPMS могут передавать такие данные, как уникальный идентификатор датчика, температуру, давление шины, срок службы батареи (если применимо) и другую диагностическую информацию. Эти данные отправляются в приемник на автомобиле.
Есть два типа систем TPMS, прямая (direct) и непрямая (indirect), называемые dTPMS и iTPMS.
DTPMS (прямая система TPMS) использует датчики, которые установлены в каждом колесе для измерения давления в шинах. Каждый датчик отправляет радиосигнал на приемник внутри транспортного средства, который использует эти сигналы для контроля давления в шинах и отображения показаний. Обслуживание dTPMS обходится дороже потому, как датчики работают на батарейках, которые не служат вечно и не подлежат замене в случае их разряда. Тем не менее, dTPMS намного более точна и надежна, чем непрямой TPMS.
Преимущества dTPMS:
Недостатки dTPMS:
— дороже, чем iTPMS;
— если аккумулятор разрядился, необходимо заменить весь датчик;
— датчики подвержены повреждениям во время монтажа/демонтажа.
iTPMS (непрямая или косвенная система TPMS) использует датчики скорости вращения колес, те же, что используют антиблокировочная, тормозная системы и электронная система контроля устойчивости. Эти датчики измеряют скорость вращения каждого колеса и могут использоваться бортовым компьютером для их сравнения друг с другом и с другими данными, например, скоростью. Поскольку диаметр шины меньше, когда шина недостаточно накачана, она вращается быстрее, чем другие шины. Система определяет эту небольшую разницу в скорости и интерпретирует ее, понимая, что давление в шине понижено. Таким образом, iTPMS на самом деле не измеряет давление в шинах. Вместо этого измеряет, скорость вращения каждой шины, отправляет эти данные бортовому компьютеру, который на основе алгоритмов определяет в каком состоянии давление шин.
iTPMS дешевле, но не так точна и надежна. Минусом является то, что неравномерный износ шин, стиль вождения конкретного водителя, нестандартные шины могут исказить показания. Кроме того, систему необходимо перезагружать каждый раз, когда давление в шинах регулировалось.
TPMS — системы контроля давления в шинах в нашем каталоге .
Доставляем по всей Беларуси!
Доставка курьером в Минске.
Доставка транспортными компаниями.
Быстро. Надежно. Эффективно
Удобные форматы оплаты для наших клиентов:
— оплата наличными при доставке;
— оплата с помощью банковских карт;
— оплата по безналичному расчету.
Свяжитесь с нами для консультации.
Мы предлагаем товары только гарантировано высокого качества
Осуществляем оперативную доставку в любой регион
Профессиональная команда сертифицированных специалистов
Мы уважаем своих клиентов
Опыт работы в отрасли более 15-и лет