Питерские власти определились с судьбой земель бывшего завода Toyota
Земли бывшего российского завода Toyota включат в ОЭЗ. Власти Санкт-Петербурга намерены включить земельные участки в Шушарах, которые ранее принадлежали заводу Toyota, в состав особой экономической зоны (ОЭЗ). Согласно подготовленным городской администрацией поправкам, в недалёком будущем на территории начнётся строительство новых объектов.
«В ближайшей перспективе комитет приступит к строительству инфраструктуры ещё одной площадки, расположенной в производственной зоне "Шушары", на территории, ограниченной Софийской улицей, Николаевским проездом в Пушкинском районе Санкт-Петербурга для размещения объектов производственного назначения», — говорится в проекте, опубликованном на сайте городской администрации.
В дальнейшем развитии ОЭЗ должно помочь расширение территории, причём чиновники намерены добиться этого за счёт присоединения земель в Пушкинском районе города, где расположена сборочная площадка японского производителя.
После ухода Toyota из России предприятие перешло в собственность государства. В июне глава Минпромторга поведал о судьбе завода Toyota. Оказалось, что он больше не будет принадлежать японскому автопроизводителю, если тот надумает вернуться в РФ. Активы были проданы ФГУП «НАМИ» без опциона на выкуп. В апреле производственная площадка в Санкт-Петербурге была передана «Обуховскому заводу». В следующем году на ней планируется наладить сборку грузовика БАЗ-S36A11, а ещё позднее – отечественного электрокара E-Neva.
К слову, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов неоднократно заявлял, что на сегодняшний день прикладываются все усилия для сохранения в городе автомобильного кластера, а переговоры с новыми партнёрами, которые помогут перезапустить производство машин в северной столице, уже ведутся.
Завод Toyota в Петербурге передадут НАМИ
Минпромторг прорабатывает передачу российских активов японского автоконцерна Toyota ФГУП НАМИ. Об этом журналистам на съезде РСПП рассказал вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров.
Российское подразделение Toyota – компания «Тойота Мотор» – объявила о закрытии сборочной площадки в Петербурге осенью 2022 г. Компания пообещала выполнить все социальные обязательства перед коллективом, сохранить послепродажное обслуживание автомобилей марки Toyota и Lexus и поддержку дилерской сети. Но после продажи актива возобновлять на площадке выпуск машин Toyota не планировалось.
Минпромторг вместе с правительством Санкт-Петербурга прорабатывают возможные сценарии развития данной площадки, сообщало тогда ведомство.
Завод Toyota в петербургских Шушарах, как и другие автозаводы иностранных марок в России, простаивал с марта прошлого года после начала СВО. До этого эта сборочная площадка проработала в течение 15 лет, производство было запущено в 2007 г. Это было первое сборочное предприятие, начавшее работу в Санкт-Петербурге.
На автомобильном предприятии в Шушарах собирали популярные у россиян модели Camry и RAV4. Мощности завода позволяли выпускать до 100 000 автомобилей в год. Предприятие также поставляло машины в Казахстан, Белоруссию и Армению: по итогам 2021 г. предприятие экспортировало в эти страны около 11,9% произведенной в Санкт-Петербурге продукции. Всего за тот год на площадке было собрано 80 800 машин.
После перехода завода японского концерна в собственность НАМИ в Санкт-Петербурге останется лишь одна автосборочная площадка, в отношении которой зарубежные собственники еще не приняли окончательное решение. Это завод Hyundai. Завод другого японского автопроизводителя – Nissan – был передан тому же НАМИ прошлой осенью, а в феврале 2023 г. – продан «АвтоВАЗу».
Сам «АвтоВАЗ» весной прошлого года лишился своего основного акционера – французской группы Renault. Ее доля (почти 68%) тоже была передана НАМИ, а московский завод, где выпускались кроссоверы марки, забрала Москва и организовала там сборку китайских кроссоверов JAC под брендом «Москвич».
Завод Hyundai в Петербурге продлил режим простоя до конца зимы
В ноябре 2022 г., уже после запуска процедуры увольнения сотрудников по соглашению сторон (их численность составляла 1900 человек), на предприятии Toyota в Петербурге прошла внеплановая проверка прокуратуры и Ростехнадзора. Совместно с налоговой и трудовой инспекциями, а также ФГУП НАМИ они проверяли соблюдение компанией требований налогового, трудового законодательства, требований техрегулирования и промбезопасности.
Toyota оценила потери от прекращения производства в России, включая расходы на компенсации сотрудникам при увольнении и обесценение активов, примерно в $650 млн. Это около 40 млрд руб. по курсу на момент заявления в ноябре прошлого года. Для сравнения: в рамках специнвестконтракта, который автоконцерн заключил с правительством в 2019 г., компания собиралась вложить 20 млрд руб. в российские активы.
Заводов, которые передаются уходящими компаниями, сейчас много и для каждого надо найти нового производителя, отмечает автоэксперт Владимир Беспалов. Вариантов для производства на площадке Toyota не очень много – придется либо китайского партнера привлекать, либо перепрофилировать площадку под выпуск другой продукции, поясняет он. «В первом случае НАМИ очевидно останется участником проекта, во втором – если проект не будет связан с автопроизводством, был бы логичным приход нового собственника на площадку. Не исключено, что будет опцион на обратный выкуп завода – это зависит от того, о чем именно договариваются Toyota и НАМИ», – говорит Беспалов.
Автозавод Toyota в Санкт-Петербурге передан ФГУП НАМИ — Минпромторг РФ
МОСКВА, 31 мар (Рейтер) — Завод японского автоконцерна Toyota в Санкт-Петербурге передан ФГУП НАМИ, сообщил Минпромторг РФ в пятницу.
«Производственная площадка Toyota в Петербурге на данном этапе перешла государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП »НАМИ«, соглашение подразумевает полную передачу прав собственности на здание завода, оборудование и землю», — говорится в сообщении Минмпромторга.
«Минпромторг России прорабатывает возможные варианты для скорейшего возобновления производства на данном заводе».
Государственный институт НАМИ получил 67,69% Автоваза в результате сделки продажи активов Renault в РФ, а также 100% завода Nissan в Санкт-Петербурге.
Toyota, как и большинство работающих в стране иностранных производителей, в марте прошлого года остановила завод мощностью до 100.000 автомобилей в год в Санкт-Петербурге из-за
Петербургский завод Toyota передали государственному предприятию. Власти намерены возобновить производство
Завод Toyota в Петербурге передали ФГУП «НАМИ», сообщает ТАСС. Подведомственное Минпромторгу государственное предприятие получило полное право собственности на здание, землю и оборудование.
В Минпромторге заявили, что сейчас ведомство «прорабатывает варианты» скорейшего возобновления производства. Другие подробности сделки не разглашаются.
Предыстория. Toyota приняла решение о закрытии петербургского завода осенью 2022 года, а к декабрю большинство сотрудников предприятия уволили.
После этого завод законсервировали. В середине марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что производственную площадку могут передать ФГУП «НАМИ».
Что такое ФГУП «НАМИ». После ухода с российского рынка иностранных автопроизводителей именно это унитарное предприятие получило их российские активы. Например, ФГУП «НАМИ» получил от Renault 67,7 % акция «АвтоВАЗ».
Что происходит с другими автозаводами. В 2023 году в Петербурге и Ленобласти начали перезапуск заводов Hyundai, Toyota, Nissan и Ford. Например, на заводе Ford будут производить кухонную мебель, а другие площадки перепрофилируют под производство машин Lada.
Первый автомобиль Lada, выпущенный на бывшем заводе Nissan, планируют показать на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года.