DIA диска — что это
Автовладельцы могут столкнуться с такой ситуацией, когда внешне схожее колесо с другой машины, невозможно установить на ступицу. Слишком маленький диаметр центрального отверстия (ЦО). А, в иных случаях, ЦО бывает намного больше необходимого. Оба варианта несоответствия являются нежелательным. Чтобы исключить расхождение, следует руководствоваться при выборе колёс таким параметром, как DIA диска. Что это за техническая норма, где её искать, на что она влияет и как правильно подобрать колесо к ступице? Об этом вы узнаете из нашего материала.
Что такое DIA колесного диска
DIA – это размер центрального отверстия (ЦО) колёсного диска. Несмотря на кажущуюся простоту, от размера этого параметра многое зависит. Диаметр ЦО на различных марках авто может отличаться, так как автомобиль проектируется под определённые эксплуатационные характеристики. То-есть, параметры одной машины, могут существенно отличаться от параметров другой.
Колесо — это основной элемент транспортного средства. Поэтому, его конструкционные особенности тоже могут быть разными, обеспечивая автомобилю заводские характеристики. Параметр DIA, может иногда обозначаться литерой «D». Его можно найти в инструкции по эксплуатации, в таблице «Технические характеристики», раздел «Колёса».

Ещё, его наносят на сам диск, вместе с другими параметрами. Например, 4*108/6J/DIA 63,3/R15. Если информации нет, придётся воспользоваться штангенциркулем и самостоятельно замерить диаметр ЦО. Во всех дисках, диаметр указывается в мм.
Иногда, одни и те же диски выпускаются для разных моделей автомобиля. Например, на ВАЗ-1117/1118/1119 Калина (04-), со стандартной разболтовкой 4×98, параметр DIA 58 мм, а для ВАЗ 2101-2107 Жигули/Лада с той же разболтовкой 4×98 — DIA равен 60 мм.
Почему важно правильно подобрать DIA при выборе дисков
Что будет, если неправильно подобрать параметр DIA? В этом случае, диск может неправильно встать в посадочное место ступичного цилиндра. Как следствие, появится вибрация на рулевом колесе от динамического и статического дисбаланса колеса. Это гарантировано происходит, если неправильно ставить неоригинальные диски. Перед покупкой и установкой, следует узнать заводской параметр DIA. Производитель допускает небольшое отклонение от нормы:
- стальные (штампованные) диски – 0,01 мм;
- литые диски – 2-5 мм.

При соответствии, диск имеет возможность правильно отцентроваться на ступице и выполнять свои функции согласно конструкционным характеристикам. Какие последствия могут выскочить, в случае пренебрежения параметром DIA:
- резина быстро приходит в негодность, так как нагрузка на колесо распределяется неравномерно и появляется дисбаланс;
- быстрее изнашивается рулевой механизм, в следствии вибрации от колес, передаваемой на рулевые наконечники и тяги;
- дискомфорт при движении, так как вибрация от колёс будет передаваться и кузову, что вносит существенное неудобства водителю и пассажирам.
Перечень этих причин возникает при неправильной отцентровке диска на ступице, если неверно подобрано ЦО. Иногда, многие автовладельцы напрасно грешат на некачественную балансировку в шиномонтаже, и возвращаются скандалить к мастерам. Это может быть вина самого владельца, поставившего колёса несоответствующего параметра DIA.
Центрующие кольца
Чтобы охватить большее число покупателей и сократить издержки производства, многие производители выпускают диски с заведомо большим ЦО. В основном, это относится к литью. На штамповках, параметр DIA сохраняет заводской размер.
Чтобы обеспечить отцентровку дисков на ступицах, после их покупки, автовладельцам предлагается приобрести центрующие кольца. Это своего рода переходные втулки, которые могут быть изготовлены из пластика или металла. Кольца из полимеров мене крепкие. Однако, они не поддаются окислению, что практично при зимах в РФ. Все кольца (втулки) имеют различную толщину. Поэтому, автовладельцу предстоит самостоятельно сделать арифметические расчёты, чтобы идеально подогнать новые диски к ступице. Это будет не сложно.

Если конструкцией предусмотрено оснащение автомобиля легкосплавными дисками, то на заводе устанавливают «литьё» без центрующих колец, в строгом соответствии с заводским DIA. Покупая оригинальные диски из алюминия, втулки не потребуются.
Если вы собрались приобрести именно стальные диски, обязательно обратите внимание на диаметр ЦО. Даже при незначительном отклонении более +/- 0,1 мм, последствия будут критичны, а центрующие кольца для штамповок не предусмотрены. Возможно, поиски и высчитывание DIA потребуют от вас времени, но это окупится длительным ресурсом шин и рулевого управления. Как говорят специалисты — не стоит экономить на двух вещах, это на колёсах и тормозах.
Центровочные ступичные кольца: почему они бесполезны?

Нередко мы ставим на автомобиль не оригинальные, а универсальные колесные диски, или подходящие от других моделей и марок. Но иногда параметры крепежных отверстий, вылета, ширины и прочего совпадают, а вот центральное отверстие, «дырка» – больше, чем надо. Многие пребывают в уверенности, что диаметр ступицы и «дырки» в диске должны строго совпадать и покупают так называемые «центровочные кольца» – совершенно бессмысленный аксессуар.
П ри вдумчивом изучении вживую крепления колесного диска к ступице конусными болтами (или конусными или полусферическими гайками — неважно) почти любой технарь понимает, что центровочные кольца — совершенно бессмысленная деталь. Но не всегда это удается объяснить на словах, без «наглядной демонстрации». Поэтому давайте посмотрим на несколько простейших, но вполне доходчивых схематичных картинок.
Поскольку у штатного оригинального диска центральное отверстие обычно совпадает по диаметру с выступающей частью ступицы, многие думают, что равенство этих диаметров — обязательный и необходимый фактор. Но это не так! Центральное отверстие и его диаметр не играют совершенно никакой роли в центровке и фиксации колеса. Колесо центрируется и фиксируется только конусной частью болтов, и ничем иным.
Вот мы ставим штатный диск (диаметр его центрального отверстия совпадает с диаметром выступающей части ступицы) на ступицу и затягиваем болты с конусами (с конусными гайками все обстоит точно так же). Колесо село на свое место безупречно, тут никаких вопросов нет.

Теперь для сравнения на одной картинке рядом — диск с «дыркой» штатного диаметра и диск с увеличенной «дыркой»:

Вот центровочное кольцо на своем месте, и создается иллюзия, что это необходимая деталь.

Теперь берем диск с отверстием нештатного, увеличенного размера, и ставим на ступицу без центровочного кольца. Неидеально, со смещением:

Затягиваем болты спокойно, равномерно, крест-накрест ручным ключом — без пневмогайковерта, способного иногда перекосить диск. Конусы болтов входят в конусы отверстий, и колесо автоматически встает строго по центру ступицы вне зависимости от наличия или отсутствия центровочного кольца и вне зависимости от диаметра центральной «дырки» в диске, которая может быть любой!

Важно отметить, что центровка конусами (или полусферами) — это старый, проверенный и очень часто применяемый в самых разнообразных механизмах прием, и в случае c колесами он использован в полной мере. Центровка диска центральным отверстием не дополняет конусный крепеж, она просто не предусмотрена инженерами, которые проектировали автомобиль!
Впрочем, помимо центровки «сферически в вакууме» популярный миф о центровочных колечках затрагивает поведение колеса в движении. Многим кажется, что из-за пустоты в том месте, где якобы должно находиться центровочное кольцо, диск может сместиться относительно ступицы от воздействия массы машины и езды по неровностям. Что появится дисбаланс, биение. И, соответственно, они ошибочно считают, что кольцо выполняет не только центрирующую, но и опорную роль.
Это еще более чудовищное заблуждение, которое легко развеивается, стоит только представить себе воздействующие (теоретически!) на центровочное кольцо силы, если бы оно выполняло опорную роль.
Из чего изготавливаются кольца? Из тоненького пластика или алюминия. То есть, из чрезвычайно мягких и пластичных материалов, категорически неспособных держать нагрузки, даже отдаленно сходные с теми, которые испытывает колесный диск в движении!
Теперь, помня о мягкости материала центровочного кольца, посмотрим на колесный диск в его естественном положении и предположим, что на кольцо воздействуют обозначенные стрелками силы.

Это чудовищные силы, приложенные к очень небольшой площади. Если бы проставка из пластикового колечка на самом деле выполняла хоть малейшую опорную роль, она должна была быть выполнена из прочной стали. А пластик или алюминий на первых же нескольких кочках серьезно бы деформировало — так, что повреждения нельзя было бы не заметить невооруженным глазом.
Однако после любого пробега даже хилая полиэтиленовая проставка не несет на себе никаких следов давления и ударов! Причина (вынуждены повторить в очередной раз) в том, что центруют и держат колесо исключительно конусные поверхности болтов, и не что иное. Роль кольца равна нулю, оно не влияет ни на биения колеса, ни на прочность крепления.
Поэтому смело приобретайте и ставьте нештатные колеса, если они устраивают вас по цене и подходят по всем размерным параметрам, кроме диаметра центрального отверстия. Никакие «центровочные кольца» для компенсации увеличенного отверстия вам не нужны!
А когда центровочные кольца все же нужны?
Упс… Вот так вот – внезапно…
Да, как ни странно, бывают ситуации, при которых центровочные кольца все же имеют пользу. Роль они все равно играют не несущую, но в процессе монтажа колеса важны.
К примеру, нельзя не отметить специфический крепеж дисков без конусов. Не сказать, что такое часто встречается, но самый простой и лежащий на поверхности пример – штатные штамповки Газели.
Поверхность диска с отверстиями под крепеж – плоская, гайки – плоские, а центровка – по ступице… Вряд ли кто-то встанет перед проблемой поиска нештатных аналогичных штамповок на «Газель», ибо ее диски недефицитны, но теоретически, при установке колес с увеличенной «дыркой» центрующая проставка была бы необходима.
Еще один, но не последний пример. В природе существуют хитрые болты крепления колес – со скользящими эксцентрическими конусами. Это тюнинговый аксессуар, позволяющий совместить ступицу и колесо с разной разболтовкой без заваривания и пересверливания отверстий и без «блинов», меняющих вылет. Например, поставить на ступицы 4х98 колеса 4х100. Такие хитрые болты – не самое лучше техническое решение, но, тем не менее, оно существует и иногда используется. Чтобы с такими болтами смонтировать без перекоса колесо, диаметр центрального отверстия которого больше ступицы, крайне желательно использовать центрирующее кольцо.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Статья в стиле Ксении Собчак. Ярко. Эпатажно. Голословно ))))) Вы спросите специалистов из шиномонтажного сервиса, экспертов по этой части и рядовых автомобилистов как бесполезными кольцами они избавлялись от вибрации. Кольца не несут нагрузку — это верно, нагрузку несут прижимные поверхности крепежа (конус, сфера, пресс-шайба) — а кольца нужны для того чтобы в момент фиксации диска, убрать смещение висящего колеса относительно ступицы. Колеса.ру — будьте экспертами, журналисты колеса.ру — общайтесь с экспертами это круто, ну и нам, вашим читателям, будет интересно получать экспертные, полученные на практике знания.
Спасибо, что не пришлось писать самому.
Приветствую читателей, в том числе и недовольных )) Как автор статьи, отвечу на некоторые претензии. Увы, длительные дискуссии не могу обещать, поэтому отвечу, насколько возможно.
Увы, искать экспертов среди "специалистов из шиномонтажного сервиса" — дело неблагодарное. Ибо любой гастарбайтер осваивает балансировочный станок, пневмогайковерт и домкрат на базовом уровне за полдня, и эксперты в этой области не работают. Не востребованы там эксперты. Поэтому уж позвольте мне в этом вопросе опираться на собственное профильное автомобильное образование и старые-добрые советские учебники, которые писались задолго до эпохи "намагничивателей топлива", "аспект-модификаторов", "центровочных колец" и прочих глупостей 😉
Как вы говорите, "убрать смещение висящего колеса относительно ступицы" ? Видите ли в чем дело, проектировщики конусной фиксации колеса давным давно, еще когда кино немым было, предусмотрели тот очевидный факт, что ось ступицы в момент монтажа будет горизонтальна, а не вертикальна )) Ибо когда машина лежит на боку — это явно не лучший момент для переобувки ) И поэтому постепенно входящие в конусные отверстия конусные болты при несовпадении ступичного и колесного диаметров прекрасно выбирают то самое "смещение висящего колеса". Поверьте, это заложено в конструкцию. И центруется колесо без всяких колец безупречно. Аккуратно закручиваем крест-накрест ручками — и все встает ровненько, как и задумано.
Ну а ваших "экспертов из шиномонтажа", ратующих за кольца, понять несложно — им-то хочется засандалить вам болты пистолетом — "вжух, и готово". А не наживить пальчиками и первично затянуть ручным ключом, как положено. Сроки-то горят, очередь поджимает. В этом случае кольцо, конечно, их выручает — шансов накосячить становится чуть меньше, хе-хе.

как любой гастарбайтер осваивает гайковерт за полдня, так и любой гуманитарий осваивает писательство в автомобильной сфере за пол дня xDDD
Поверьте за пределами МКАД, в регионах, есть эксперты которые живут колесным тюнингом, за плечами которых 7-8 лет ежедневной работы с колесами клиентов, решения различных сложных вопросов из этой области, решение проблем реальных владельцев автомобилей и действительно классные проекты колесного стайлинга.
И мой посыл к вам изначально не обидеть, а просто пожелать работать над качеством материала. Можно сделать быстрее, проще и дешевле и простенько, а можно покопаться к теме, поискать людей, которые в теме, пообщаться, может даже отнестись критично к своим знаниям — дольше, затратнее, зато результат стоит того, тем более вещаете на многомиллионную аудиторию.
Вижу нет смысла тут ещё что либо пояснять, у автора свой взгляд на эти вещи. И спорить нету смысла, у вас своя правда и я её уважаю. Как говорится, когда дело дойдет до практики все встанет на свои места и вы подкорректируете свое мнение на этот счет.
Всех благ! И творческих успехов в автомобильной журналистике!

Ответили Вы очень дипломатично, хотя можно было бы и резче. Автору надо не просто зарабатывать деньги, а, если взялся за "перо" — доносить читателям достоверную и проверенную информацию. Автор, видимо, никогда практически не сталкивался с крепежом колёс болтами с полусферической поверхностью (к примеру, VW-групп) и не знает, сколько случаев их откручивания на "нештатных" колёсах после сервисных работ (при этом соответствие болтов отверстиям сомнению не подвергается!).

Статья хорошая, но упущен важный момент и ошибка в последней схеме. Начну со второго: на схеме действия сил на проставку в области ступицы масса автомобиля почему-то получает подъемную силу, а диск колеса прижимную. Исправьте картинку, там стрелочки взаимоного давления должны быть в нижней части проставки, а не в верхней. Теперь об упущенном моменте, который ярче и убедительнее подскажет читателям всю соль. Проставочные кольца не сертифицируются и выпускаются неизвестно кем и неизвестно где, не говоря уже о контроле качества. Таким образом, толщина стенок проставочного кольца может различаться по окружности, что как раз и приведет к смещению диска при установке колеса и приведет к дисбаласу в движении. Вот такой вот контрольный аргумент )))

Людииии, ну что вы рассуждаете и придумываете))) С каждым доводом вы все сильнее заставляете усомниться в бесполезности предмета статьи. Вы занимаетесь закупками центровочных колец? Вы ставили их своим клиентам? Как можете рассуждать о том кто их производит, о качестве и о том что они приведут к "ДИСБАЛАНСУ" (обращаю внимание на это слово). Хотя если хотите поупражнять свой мозг в новых аргументах — дерзайте. Это забавно))))

Евгений, здравствуйте! Вроде вот кажутся ваши доводы убедительны — зачем, мол, нужны кольца если конусные поверхности болтов все центрируют, и мне они показались сперва убедительными, но контраргумент slikmag сподвигнул вникнуть в вопрос поглубже. Покопавшись немного в интернете возник вполне резонный, на мой взгляд, вопрос: а для чего же тогда и сами автопроизводители, и производители колес, одни выпускают колеса с центральным отверстием другие делают сообразно им ступицу? Ведь если колеса и так прекрасно центрируются и держатся конусными болтами то, получается, в отверстиях никакого смысла и вовсе нет. Однако ж, если бы это было так на самом деле то центровочные кольца не смогли бы возникнуть даже как "шарлатанские" приспособления в принципе.
Дааа. в теории я не силен и спорить с выкладками не буду, приведу пример из личного опыта:
- Годах этак в 2000-х попался хороший BMW E34, в комплекте прилагались красивые летние колеса от E39 на оригинальных дисках. Визуально совершенно новые и повода усомниться в своей "ровности" не дающие!
- Забирал с четким пониманием, что придется серьезно "ковыряться" в ходовке, т.к. дисбаланс был такой, что казалось кузов и ходовая часть это два отдельных организма, связанные какими-то шарнирными механизмами.
- После "перетряски" всей ходовки в уважаемом сервисе, и нескольких диагностик в различных независимых сервисах, внимание привлекли колеса!
- После непродолжительного изучения, оказалось, что у E34 ступица диаметром 72.5, а у E39 — 74.1.
Сколько не перетягивал конусные болты по различным схемам: и по кругу и крест-накрест и наперекосяк и не по одному разу, дисбаланс не уходил. менялась только сила вибрации при движении — спасли пластиковые проставочные колечки. Несколько переобувок до продажи авто проблем не наблюдалось.
И еще один пример: Брал на A6 4FC6 красивые оригинальные диски от A5. Разницы по диаметрам не помню, но симптомы были те же, что и на BMW. Сразу вспомнились волшебные колечки. Но тут пластиковые не спасли, вибрации уменьшались, но полностью не уходили. Пришлось изготавливать у мастеров из легкого сплава индивидуальные кольца. С ними отъездил пять сезонов и передал по наследству следующему владельцу авто.
Все люди самостоятельные и каждый сам может сделать свои выводы. разносторонняя информация здесь присутствует. Лично меня в двух случаях колечки выручили.

Красивая статья, сразу виден почерк дилетанта, мысля теоретика. Не хочу убеждать в своём убеждении никого! мне абсолютно пофигу кто как намазывает масло на свой бутерброд, расскажу просто свою историю, из своей жизни.
Дело было в автосервисе, в котором я работал на протяжении почти 10 лет, дилерский центр европейского бренда с американскими корнями (рекламу делать не буду), так вот, приезжали значит к нам регулярно а/м с оборванными шпильками, и как правило с одной оборванной шпилькой, в абсолютном большинстве, у машин были диски с большим диаметром отверстия чем диаметр у ступицы! сказать честно, оторванных колес я не видел, но без одной шпильки были каждую зиму машины регулярно, меняли каждый день! Я задался вопросом! и мои подозрения подтвердились на практике! на своей практике, и причем только сегодня, 14.11.17, при замене колес с летней на зимнюю, я обнаружил шишку на одном колесе, помню попадал в яму этим колесом, не придал значения, когда приехал домой, обнаружил что кольцо пластиковое лопнутое! и даже на половину выкрошилось (если кто не верит могу прислать фото) причем повреждения кольца были точно в противоположной стороне от шишки! вот тут то я и понял что, в момент удара, (НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО У МЕНЯ СТОЯТ КОНУСНЫЕ ГАЙКИ И КОНУСНЫЕ ПАТАИ НА ДИСКЕ) диск сместился! и сместился довольно прилично, как минимум на 0,5-1мм в результате кольцо получило повреждение, но однако! ОНО СПАСЛО ШПИЛЬКИ ОТ ЛЕТАЛЬНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ. Так что всем советую не слушать студентов, не верить теоретикам, а ставить кольца и по возможности металлические!
Сам занимаюсь колесами и часто ставлю на свою машину диски с большим ЦО. Никогда кольцами не пользовался и не собираюсь. Никакого дисбаланса и вибраций никогда не было! Были случаи когда народ пихал диски PCD 100 на вазы, так там не только вибрация, там и болты вылетали, либо отверстия разбивало. А так, если диски ровные и правильно отбалансированы, PCD соответствует, отверстия крепежные не разбиты — то никаких проблем быть не должно!
Господа! Я уже более 8 лет делаю центровочные кольца из нержавейки, на станках с ЧПУ. У меня были уже наверное тысячи клиентов, сотни из которых благодарили меня и говорили, что кольца помогли им избавиться от вибраций. Заказывайте на центровочные-кольца.рф
Полностью поддерживаю автора. А как же диски вообще без центрального отверстия? А как же адаптер Haweka? Глупости всякие на уровне гаражного шиномонтажа в комментариях, которые кроме как трубы с конусом ничего не видели! А кто сталкивался с повреждённым ЦО, которое не расточить под больший диаметр под супинатор, т, к. не от чего отцентроваться? Уверен, многие бы даже не заметили битое ЦО и думали бы, что диски кривые.
Автор нарисовал и объяснил, почти убедил. Но практика показала, что не все здесь видимо учтено. Вибрация начИнаналась на 100-110. Отбалансировал колеса. Проблема осталась. Ослабил и затянул болты на домкрате крест на крест ключом. Не помогло. Купил установочные кольца (67.1-60.1)Проблема исчезла. Скорость 110-120-130 вибрация отсутствует. На неравномерность посадки диска при затяжке болтов возможно оказывают влияние не одинаковый износ посадочных поверхностей болтов и отверстий,а так же сила трения, не позволяющая занять им нужное положение при затяжке. МалейшиЕ смещение и перекос на скорости приводят к большой вибрации. Центробежная сила имеет квадратичную зависимость от скорости. И тут смещение нескольких килограммов колеса на долю мм сразу дают о себе знать. Как говорится чудес не бывает. Убеждался много раз. Водительский стаж 47 лет.
Статью писал. ок, будем культурными людьми — не очень интеллектуальный персонаж.
Дело в том, что бывают колёса LUG CENTRIC, которые центрируются болтами или гайками. и колёса HUB CENTRIC, которые центрируются на ступице по центральному отверстию. Так вот, центровочные кольца — для машин, у которых колёса HUB CENTRIC ! Есть и более экзотические типы, вроде фиатовской системы с центрирующими конусами. Болты с плоской поверхностью, со сферической поверхностью, с футорками (например для очень старого магниевого литья 60-х гг. или некоторых вариантов спицованных дисков). И т.п. А тут всё свалено в одну дурно пахнущую кучу.
Повторю, лядь, для наделённых особым даром: центрируются . при установке колеса и затяжке болтов/гаек. А не удерживаются в процессе эксплуатации, уже ПОСЛЕ затяжки болтов/гаек, т.е. все эти экзерсисы автора про удары от дорожных неровностей — мимо кассы, речь идёт именно о процессе центровки колеса при его установке. И в приводимых производителями описаниях назначения центровочных колёс это абсолютно чётко указано — что они нужны именно в процессе установки колеса, обеспечивая повышенную точность по сравнению с "самоцентрированием" одними только конусами болтов/гаек, пример:
Using a hub-centric ring will help allow the wheel to be centered as soon as you mount it (like factory wheels), so you’re not just relying on the lug nuts to “self center” the wheel.
Да, по сути это вспомогательное устройство, облегчающее правильную установку колеса и его центровку затяжкой гаек, можно обойтись и без него. но тем не менее, резкий тон автора статьи совершенно неуместен и непремлем.
Есть такая машина, которая называется "Волга". так вот, у неё колёса LUG CENTRIC. и чтобы не было биения, затягивать гайки можно только от руки, никакого пневмогайоквёрта, очень аккуратно и в правильной последовательности, крест-накрест. Иначе вполне себе возможен перекос, несмотря на всю коничность отверстий и гаек. Если бы там были центровочные кольца, а на дисках центрирующие отверстия (а не просто технологическая дырка по центру в форме пятиугольника), то такого бы не было, и процедура установки колеса давала бы повторяющийся результат, вне зависимости от квалификации её осуществляющего.
Кстати, колёса типа LUG CENTRIC не имеют центровочного центрального отверстия (отверстие есть но оно чисто технологическое), и нормально балансировать их можно только на фланцевом адаптере. о чём 99% шиномонтажников не имеет представления.

Согласен на 100%. Центровка болтами/гайками будет точной только когда они новые и отверстия в дисках не разбитые. Особенно отверстия будут разбиваться в сплавных дисках при многократных откручиваниях и закручиваниях с абразивом в перемешку, и забиванием гайковертом, так как никто их по осени/весне на сервисе не моет при смене резины. Поэтому нужно что то , что не изнашивается при многократном откручивании и закручивании колес, и сохраняет точность центровки и это сами понимаете что.
Отсюда у одних кольца работают,а другие их выкидавают, но может быть не стоит торопиться?!
Спасибо автору!! Максимально доходчиво изложили почему не нужны центровочные кольца. Для тех кто все таки свято верит, что кольца нужны в подтверждение слов автора скажу, что кольца эти не больше чем мусор и средство заработка торгашей и производителей (кстати наценка на мелочевку на вроде колец максимальная). Купил авто с 2 комплектами внештатного литья, конечно же в подарок достались центровочные кольца. Со временем в сервисе потеряли одно из колец, я расстроился и хотел заказывать комплект. Пока собирался заказывать поездил, незаметил разницы, начал разбираться, разобрался, понял, что это хлам выкинул все оставшиеся кольца, езжу на машине каждый день несколько лет без этих колец и все норм. Почему — потому что они не нужны. Не ведитесь на разводы маркетологов и торгашей. Всем удачи, автору респект!
Грешил на балансировщиков и на балансировочные станки. Балансировал в 3-х различных центрах шиномонтажа. Автомобиль Хонда Аккорд. Размер ступицы 64,1 в диаметре, отверстие универсального диска 67,1 мм, 5 конических гаек. Затягиваю всегда через один, чтобы равномерно распределить усилие. Всё тщетно, чувствую биение на руле. В конце концов опытный балансировщик порекомендовал супинаторы. Установил, проверил — небаланс пропал. Теперь немного теории. Я сам как и автор считал, что конические болты (или гайки, в зависимости от конструкции) посадят на место диск колеса и не вдумывался в суть. Мои конические гайки имеют конус 45 градусов. Кроме того, это не прямой конус, а некоторая сфера конической формы, для обеспечения контакта в конусе диска около середины отверстия (проще говоря, немного пузатый конус))). Теперь считаем. Коэффициент трения алюминий — железо 0,61. После соприкосновения диска со ступицей для того, чтобы сдвинуть колесо конической гайкой, необходим конус не более 36 градусов. Расчёт несложный, любой вычислит. С моим фактическим конусом 45 градусов, гайка сначала прижмёт диск, висящий на шпильке, а потом попытается сдвинуть, но после соприкосновения со ступицей это будет невозможно, так как сопротивление трения будет возрастать по мере затяжки болтов. Колесо становится с небольшим смещением, но это смещение на вес всего колеса. А это и не баланс, и биение. Если бы конусная гайка была с конусом в 30 градусов или к примеру ступица на месте контакта с колесом была бы в смазке для свободного скольжения (не дай Бог смазка попадёт на дисковый тормоз), то рассуждения автора были бы правильные. Но, теория и практика показывает обратное.
кольцо нужно, хотя бы потому что — нужно осадить диск на ступицу и спокойно прикрутить, а не водить диск по всей ступице в поисках совпадений отверстий. Вот как раз то эта разница без кольца и имеет не удобство, а на деле выглядит как колхоз, водя по ступице диском чтобы сопоставить. В остальном понятно что кольцо это дырку заткнуть, но на практике мне не нравятся диски которые на садятся плотно, а висят на болтах. Поэтому после сторонних производителей тюнингованных дисков, я перехожу к оригиналу — 57.1 -значит пусть будет отлит с завода, в оригинале. Все эти вставки и колхоз — ощущаются на большей скорости биениями, вибрацией и не устойчивостью.
Какой диаметр центрального отверстия диска автомобильного колеса?
Иногда владельцы автомобилей сталкиваются с необходимостью заменить диски на своей машине на новые. Но стоит только прийти в магазин, автолюбители сразу теряются, такой большой ассортимент колес представлен в них. Выбрать что-то конкретное не представляется возможным. При выборе дисков нужно учитывать огромное количество параметров. Одним из них является диаметр центрального отверстия диска. О том, что это такое, на что он влияет, какие характеристики лучше выбрать для вашего автомобиля, вы сможете узнать из этой статьи.
Какие параметры нужно знать при подборе дисков?
На первый взгляд может показаться, что выбрать новый диск для своего колеса несложно. Но потом вы сталкиваетесь с обозначениями следующего типа: 4*108, 6S ET47, Dia 62.5, R17. Да, именно в таком виде указываются все технические характеристики. Потому что у дисков существует множество параметров, которые нужно учитывать при покупке. Что они в себя включают?

- Тип диска: литой или штампованный.
- Крепежные отверстия: число и диаметр.
- Форма ступиц.
- Диаметр центрального отверстия (ступицы).
- Диаметр окружности диска.
Если эти нюансы кажутся излишними, то помочь вам смогут в любом колесном магазине. Если же вы хотите разобраться во всех деталях сами, попробуем понять, что собой представляет диаметр центрального отверстия диска. Что же это?
Что такое диаметр центрального отверстия диска?
Это отверстие в середине диска, которое, несмотря на свою кажущуюся простоту, определяет немало параметров автомобиля. В списке характеристик колеса он обычно отмечен как Dia или просто D. Не стоит путать его с обозначением ПСД, которое указывает величину крепежных отверстий. Диаметр центрального отверстия диска должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Зачастую одни и те же диски выпускают сразу для нескольких автомобильных марок, поэтому перед покупкой нужно обязательно проверять соответствие этого параметра техническим характеристикам изготовителя. Диск может неправильно встать, неплотно держаться, из-за чего вы будете постоянно ощущать вибрации и неровный ход колеса. Еще лучше покупать оригинальные запчасти. Если же такой возможности нет, то внимательно изучите варианты размера центрального отверстия. Обычно позволяется отклонение в 2-5 мм на литых дисках и 0,01 мм на штампованных.

На какие параметры влияет центральное отверстие?
Производители современных колесных дисков сталкиваются с огромным количеством марок и моделей с разными параметрами. Естественно, выпускать диски индивидуально под каждую машину было бы бессмысленно и очень затратно. Поэтому компании идут по пути наименьшего сопротивления: они выпускают колеса с максимально возможным центральным отверстием. И это не очень хорошо сказывается на поведении автомобиля, особенно на больших скоростях. На какие еще параметры влияет это отверстие?
- Равномерность износа шин. Выбор диска с «неправильным» центральным отверстием может привести к неравномерной стертости покрышек. Из-за неправильного распределения нагрузки рисунок протектора может стереться только с одной стороны, что в итоге скажется на других характеристиках машины.
- Срок эксплуатации шин. От правильного выбора зависит и то, сколько вы сможете проездить на новом комплекте резины. Правильно подобранные диски увеличивают срок службы покрышек.
- Срок эксплуатации рулевого колеса. Если машина развила достаточно высокую скорость, а DIA подобрано неправильно, то руль начинает «бить», что в итоге приводит к его поломке.
- Вибрация кузова. Если на скорости выше 80 км/ч ваш автомобиль стало «потряхивать», то, скорее всего, проблема кроется именно в диаметре центрального отверстия литого диска.

Что делать, если центральное отверстие диска больше диаметра ступицы?
Все продавцы дисков рекомендуют перед покупкой проверять их на машине, при этом желательно проехать на них хотя бы небольшой отрезок пути. Еще лучше разогнаться до скорости 60-80 км/ч, чтобы точно понять, как ведут себя новые колеса. Поставить на автомобиль диски с центральным диаметром меньше диаметра ступицы сложно. Можно ли ставить колеса с большим диаметром? Конечно же, лучше всего подбирать отверстие идеально подходящее именно под ваш автомобиль. Если же такой возможности нет, то вы можете установить так называемый универсальный диск, с большим центральным отверстием. Для этого необходимо приобрести комплект переходных колец, которые будут компенсировать разницу между ступицей и диском. Внимательно следите за тем, чтобы они не повреждались во время монтажа шин, и чтобы их все время ставили обратно после сезонной смены колес. При примерке дисков не забывайте следить, не остались ли кольца на ступице от предыдущих дисков.
Плюсы и минусы увеличения центрального отверстия
На что влияет центральное отверстие, и изменятся ли технические параметры автомобиля при его увеличении? К положительным сторонам диска с универсальным центральным диаметром можно отнести:
- Доступность – такие диски можно найти везде. Как правило, их выпускают для большого числа марок и моделей, поэтому подобрать нужный вам не составит труда.
- Универсальность – диски с большим центральным отверстием подходят под многие модели.
- Цена – так как изготавливают такой товар большими партиями, цена на него немного ниже, чем на «эксклюзивно» подобранные диски.

Но не только с плюсами можно столкнуться, если выбрать диск с увеличенным центральным диаметром. Есть у такого выбора и не очень приятные последствия:
- На высоких скоростях из-за неплотного прилегания диска к ступице машину начинает «бить». Спасти от этого неприятного явления может только замена дисков.
- В самом худшем случае, если вы неправильно подобрали диск и не поставили проставочные кольца, у колеса может сорваться резьба на гайках. Это крайний вариант, но все же такое случается, если пренебречь правилами безопасности.
Диаметр ступицы для разных автомобилей
У каждого автомобиля существует свой перечень допустимых посадочных диаметров колес. Параметры могут меняться, обычно узнать их можно по наклейке рядом с водительским сидением или из технических характеристик машины. Разнообразие диаметров центрального отверстия порой вводит покупателей в недоумение. Отличаются они иногда буквально в 0,1 мм. Единых стандартов нет, поэтому некоторые производители указывают данные более точно, а другие менее. Некоторые уважающие себя производители дисков идут дальше и указывают показатели не 1/20 миллиметра, а до целых 10 мкм, т.е. до 0,01 мм. Какие стандарты приняты для автомобилей самых популярных марок?
- Диаметр центрального отверстия диска у «ВАЗа» будет составлять 58,6 мм.
- Тот же показатель у «Ауди» составляет 57,1 мм.
- Диаметр центрального отверстия диска у «Хонды» — 64,1 мм.
- У «БМВ» ступичный диаметр колеблется от 74,1 до 72,6 мм.
- В автомобилях марки Citroen показатели также разнятся – можно встретить машины с диаметром центрального отверстия 65.1 и 58.1 мм.
- У «Фордов» разброс размеров также большой: 57,1; 63.4 и 64,1 мм.

Диаметр центрального отверстия для «Нивы»
У отечественных автомобилей «Нива» довольно широкие ступицы. Диаметр центрального отверстия диска у «Нивы» составляет примерно 98,5 мм или 3 и 7/8 дюйма. Какие автомобильные диски могут подойти к этой машине, если купить оригинальные нет возможности?
- Niva Chevrolet;
- Волга (ГАЗ 31024, 29), разных годов выпуска; или Jimni.
Диаметр центрального отверстия Renault Logan
Владельцы автомобилей марки Renault Logan при выборе дисков часто задаются вопросом, какие параметры выбрать среди многообразия ассортимента? Для дисков «Рено Логан» диаметр центрального отверстия должен составлять не менее 60,1 мм. При этом их радиус лучше подбирать с показателями R14 и выше. Под такие условия подходят многие колесные диски, что весьма упрощает задачу для водителей.
Советы специалистов
При покупке колесных дисков специалисты советуют обратить внимание на следующие детали:
- Если вы покупаете штампованный диск, будьте очень внимательны при подборе параметров. Даже отклонение в 0,1 мм будет критично: для стальных дисков не используются переходные кольца, поэтому ездить на таких колесах вы не сможете.
- Диаметр центрального отверстия на литых дисках можно легко определить с помощью специального пластового кольца. С ним вы узнаете точные параметры, не прибегая к посторонней помощи.
- Если вы приобретаете оригинальные диски для вашего автомобиля, то никакие переходные диски вам не потребуются. Как правило, такой товар изготавливается точно под параметры ступичного отверстия автомобиля определенной марки.

Отзывы о дисках с разными диаметрами центрального отверстия
Несмотря на все тонкости, автомобилистам не стоит особенно волноваться, если диаметр центрального отверстия купленных дисков оказался большим, чем нужно. На поведение машины оказывают влияние совершенно другие характеристики. Большинство автомобилистов пишет, что их езда на дисках с большим диаметром ступичного отверстия никак не сказалась ни на ходе машины, ни на комфортности поездок. Единственная проблема, с которой вы можете столкнуться, – затрудненный монтаж колеса. Если же вы случайно купили диски с меньшим диаметром, то колеса придется «разболтовывать», а это трудоемкая и долгая процедура. Поэтому перед покупкой обязательно поинтересуйтесь у продавца, для каких моделей машин подходит данный товар. Это избавит вас от многих проблем. В остальном же, стоит положиться на профессионалов – они точно знают, как правильно установить колесные диски на вашу машину.

Многие водители пишут, что при неправильной установке (например, если проставочные кольца забыли поставить), могут возникнуть следующие неприятные явления:
- Биение руля.
- Вибрация при езде на высокой скорости.
- Преждевременный износ шин.
Эти побочные эффекты могут возникнуть из-за того, что посадочное отверстие колеса не фиксируется жестко на ступице. Из-за этого автомобиль может начать «водить» из стороны в сторону. Да и потряхивания на скорости выше 80 км/ч тоже никому не доставляют удовольствия. Чтобы понять, в чем именно заключаются неполадки, вам необходимо проверить не только совпадение диаметра центрального отверстия, но и балансировку колес. Возможно, проблема кроется именно в них.
Итоги
Опытные автомобилисты часто говорят, что экономить никогда не стоит на двух деталях автомобиля – колесах и тормозах. Какой диаметр центрального отверстия колесного диска нужно подобрать, чтобы машина ездила «как по маслу»? Этот параметр не является главным при выборе «обновки» для вашего автомобиля. Но его, безусловно, стоит учитывать при покупке, не брать размер меньше диаметра ступицы. Но если вы возьмете диск с отверстием чуть больше нужного, то ничего страшного не случится. Главное — обратиться в проверенный шиномонтаж, в котором вам установят новые колеса со всеми необходимыми для вашей безопасности дополнениями.
Клуб владельцев корейских автомобилей
KIAвод — есть боевая единица сама в себе, способная справиться с любой мыслимой и немыслимой неожиданностью.
Текущее время: 07 авг 2023, 12:29
-
‹Опыт эксплуатации. Вопросы и советы‹Шины и диски
Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Модератор: Модераторы
Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Милославский » 23 сен 2010, 14:19
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Bang » 23 сен 2010, 14:32
Колесо центруется болтами (гайками).
Отверстие и проставка только для удобства одевания и попадания болтами.
Байан.
Ставить можно любое колесо с диаметром отверстия не менее ступицы.
Проставку при этом ставить вообще не обязательно.
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
StoneAK » 23 сен 2010, 14:38
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
remun » 23 сен 2010, 15:12
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
igor_333 » 23 сен 2010, 15:22
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
ШуБр » 30 сен 2010, 22:32
Если ЦО диска и ступицы разойдут более чем на 0.2мм по радиусу (0.4мм по диаметру) БУДЕТ БИТЬ! гайки держат колесо, а не центруют
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Shark 3.5 » 30 сен 2010, 23:11
Скажи мне — где ты был, когда я месяц к ряду с дисками, у которых посадочный диаметр "ни на что не влиял".
С тех пор я знаю точно на что влияет разница центрального отверстия.
Это может на УРАЛе для удобства.
Для думающих.
Если все цитируемое верно, тогда какой смысл делать размеры МЕНЬШЕ САМОГО БОЛЬШОГО.
По этой логике — берем самое большое отверстие — и нет проблем. Хоть на Майбах, хоть на Запор ставим.
———————
Глубоко по опыту.
Стоил он мне более 5 тысяч рублей.
Если ЦО ( центральное отверстие ) больше посадочного — это 100% гемор.
Болтами — гайками ничего не центрируется.
Если есть пластиковая проставка ЗАВОДСКАЯ из пластика , который крепче металла иногда — проблем не будет или будет минимум.
Но если Вам втюхают Китай, который у меня на ступицах передка оплавился к такой — то матери и я потом еще его пол для ножом соскребал — лучше не надо.
КАК ПРОВЕРИТЬ.
Элементарно.
Вывешиваем колесо ( тупо домкрат )
Прикручиваем то, что показалось милым.
Разгоняем до 60.
Все понимем сами.
Снимаем.
Покупаем с правильными параметрами.
Уровень водительского мастерства определяется не тем, с какой ловкостью водитель выходит из аварийных ситуаций, а тем, что он в них не попадает.
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Bang » 01 окт 2010, 00:16
Shumный Бродяга , Shark 3.5 , гоните.
Затягивать надо грамотно, крестом или звездой постепенно утягивая и покручивая и подергивая колесо.
Потом протянуть.
На авелле так ездил и ничего не било.
Колеса переставлял несколько раз зима/лето/замена подпшипников.
ЗЫ:
Чтобы не било балансировать надо и грязь счищать со внутренней стороны.
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Александр Т. » 01 окт 2010, 00:34
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
ШуБр » 01 окт 2010, 09:39
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Домосед515 » 14 окт 2010, 21:37
Здравствуйте всем ! Вот что нарыл по поводу центрального отверстия в диске
"Диаметр центрального отверстия (DIA)
Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.
При покупке «неродных» дисков центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD"
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
kubykk » 14 окт 2010, 21:57
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Klerk » 15 окт 2010, 15:24
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
novichok » 15 окт 2010, 15:33
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
Fedor » 15 окт 2010, 17:37
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
черт » 15 окт 2010, 17:48
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
StoneAK » 15 окт 2010, 21:07
Re: Диски: диаметр центрального отверстия — на что влияет?
БИЧ » 15 окт 2010, 21:13
До 16" включительно проблем нет, а вот какое-нить 18" — уже потеть приходится
