Что происходит при нажатии педали газа
Перейти к содержимому

Что происходит при нажатии педали газа

  • автор:

Что происходит когда нажимаешь педаль газа в машине

В этом разделе рассказывается о педали газа, как о самом возбуждающем устройстве автомобиля. Скорость манит всегда, но этот зов должен уравнове­шиваться опасностями реального мира — вроде заполненных машинами улиц или знаков, ограничивающих скорость движения. Скорее всего, когда вы ос­воите приемы, изложенные этой книге, цифры на спидометре будут вас волно­вать меньше: предметами вашего обожания станут идеальная траектория в по­вороте, точное торможение и меньшее время прохождения любимого маршру­та.

Неправильное использование педали газа является причиной большинст­ва неспровоцированных аварий. Ничего удивительного: если подержать педаль газа открытой всего несколько секунд, цифры на спидометре большинства со­временных автомобилей станут трехзначными: они способны разгоняться до 100 километров в час за 4-8 секунд, и заметьте — это автомобили, которые про­даются в магазинах.

Подержите педаль газа открытой подольше, и скорость перевалит за 150 километров в час. Возможно, вы тоже знаете участок дороги, позволяющий по­ложить стрелку тахометра в красную зону на высшей передаче, хотя большин­ство российских дорог для таких опытов не годится.

Давайте не будем питать иллюзий — любой малограмотный водитель, су­меет максимально нажать на педаль газа. Это происходит каждый день, попол­няя списки жертв неспровоцированных аварий, вызванных превышением ско­рости. Об этом говорят черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине.

От включения к включению.

Обращайтесь с газом аккуратно. Плавно открывайте его. Прикрывайте его потихоньку. Медленно переходите от отрытого к закрытому газу. Всегда помните о том, что когда вы резко отпускаете педаль газа, автомобиль приса­живается на переднюю ось, а когда резко нажимаете на педаль газа — он приса­живается назад.

Почему большинство водителей неправильно пользуются педалью газа? Ответ кроется не только в отсутствии знаний, но и в психологии человека. Как только вы закроете газ, вы рефлекторно передвинете ногу в направлении педа­ли тормоза. Тут-то и начинаются вещи пострашнее, чем приближающийся по­ворот или перекресток.

Когда вы слишком резко нажмете на тормоз, скорее всего, это приведет к блокировке колес. Вы, естественно, испугаетесь и нажмете на педаль тормоза еще сильнее. В результате ваш тормозной путь возрастет, часто с последствия­ми.

Итак, возвращаясь к истокам проблемы: старайтесь закрывать газ мягко и контролируемо, потому что это успокоит ваши нервы, даст возможность лучше почувствовать усилие, которое вы прикладываете к педалям. Закройте газ резко на низких оборотах и ничего страшного не произойдет. Сделайте ту же ошибку у ограничителя оборотов, и ваши колеса сорвутся в скольжение. Учитесь при любых обстоятельствах плавно, мягко и обдуманно пользоваться педалью газа — именно в ней спрятана ваша судьба.

Агрессивный стиль вождения делает поездки по улицам опасными. От­носитесь к педали газа уважительно, старайтесь нажимать на нее только плав­ными, мягкими движениями. Получая меньшие нагрузки при плавном движе­нии автомобиля, ваш мозг лучше сможет воспринимать истинную скорость входа в поворот или оценить тормозной путь, потому что теперь ему не надо отвлекаться на панику. Ваш мозг может подумать о таких важных вещах, как скорость прохождения поворота, угол поворота, скорость вращения рулевого колеса, траектория.

Тренировка: делайте это медленно.

Довольно непросто научиться плавно обращаться с педалью газа, когда это необходимо, поэтому не рекомендую начинать с тренировок на большой скорости. Начните с малого — с первой передачи. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу и начинайте ускоряться и замедляться на разных обо­ротах. Поначалу нажимайте на педаль газа медленно, очень плавно, поперемен­но открывая и закрывая газ. Сконцентрируйтесь на движении правой ноги, от­тачивайте ловкость в обращении с педалью. Когда у вас начнет получаться, увеличьте обороты и постарайтесь работать с газом так же плавно, но уже по­быстрее. Найдите предел, когда вы можете максимально быстро закрывать и открывать газ, сохраняя плавность. Этот прием нужно особенно настойчиво тренировать тем, кто участвует в соревнованиях, потому что в условиях сопер­ничества все действия инстинктивно становятся агрессивными. Применяйте этот прием при вождении автомобиля, карта, мотоцикла — всего, что имеет дроссель. Обратите внимание, как вы нажимаете педаль газа в машине. Заведи те привычку никогда не делать этого слишком резко. Вам обязательно нужно научиться плавной работе с газом, потому что иначе, когда вы начнете ездить быстрее, на грани возможностей вашего автомобиля любое резкое обращение с педалью газа, может закончиться трагически.

Прикрыт, но не закрыт — помните о ровном газе.

Тут главное — не перестараться. Любая неправильная работа с педалью газа грозит двумя неприятностями. Во-первых, мы знаем, что на дуге поворота при нажатии на педаль газа автомобиль стремится распрямить траекторию движения, поэтому можно промахнуться мимо апекса. Во-вторых, на передне­приводном и полноприводном автомобилях сброс газа может привести к заносу задней оси автомобиля (избыточной поворачиваемости). Ровный газ стабилизи­рует автомобиль, немного разгружая переднюю ось, слегка загружая заднюю, что дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Запомните, цель ров­ного газа не ускорение, а стабилизация автомобиля в повороте.

Главное преимущество плавной работы газом — возросшая скорость, не больше и не меньше. Если автомобиль не раскачивается и не рыскает, спорт­смен может спокойно думать о выборе передачи, скорости входа в поворот, сцеплении шин с дорогой и траектории. На самом деле, оценить сцепление с дорогой гораздо проще, если подвески ведут себя стабильно, а не сжимаются и разжимаются все время. Чем более плавно вы работаете с педалью газа, тем бы­стрее и комфортнее будете ездить.

Шины автомобиля и 100 единиц сцепления.

На какие сцепные свойства своих шин можно рассчитывать? Этот вопрос не имеет простого и однозначного ответа. Однако ответ всегда зависит от мно­жества конкретных условий, именно это и развивает ваш интеллект при вожде­нии автомобиля.

Хорошие гоночные шины цепляются за дорогу на 100 единиц. Жесткие шины, рассчитанные на большие пробеги, имеют те же 100 единиц. Самое главное — вы можете рассчитывать только на 100 единиц, больше просто не бы­вает.

Рассмотрим заднюю шину, заднеприводного автомобиля. Она расходует свои 100 единиц на обеспечение тяги и на уравновешивание центробежной си­лы. Если угол поворота рулевого колеса равен нулю, все 100 единиц идут на тя­гу, но как только автомобиль направлен в поворот, задним шинам придется от­дать часть единиц на сопротивление центробежной силе. Если повернуть руле­вое колесо до упора, почти все единицы пойдут на поворот и лишь немного ос­танется на разгон. Если водитель повернет рулевое колесо в поворот так, что его автомоби­лю потребуется 97 единиц сцепления шин на борьбу с центробежной силой, а потом ускорится так, что ему понадобится еще 5 единиц на тягу, то это может привести либо к сравнительно безобидному сносу (недостаточной поворачи-ваемости), либо к заносу. Если резко нажать на педаль газа, ведущие колеса пе­регрузятся почти наверняка. Если же добавлять газ плавно, можно подобраться к 100 единицам вплотную и делать это абсолютно уверенно и предсказуемо в каждом повороте. Плавная работа правой ногой помогает выигрывать соревно­вания и безопаснее ездить по улицам. Обе цели стоят того, чтобы за них побо­роться.

Перебрать единицы можно многими способами. Мы рассмотрели ситуа­цию с автомобилем, который начинает ускоряться на дуге поворота. Ситуация может быть другой, но результат один — вы запрашиваете сцепления больше, чем есть у шины, поэтому она начинает скользить. Движение автомобиля на большой скорости в управляемом заносе — зре­лище не для слабонервных, особенно если за рулем новичок. Он хочет ехать быстро и думает, что это означает больше газа. Он ошибается. А все потому, что не очень хорошо представляет себе возможности своего автомобиля. Итак, не важно, ускоряетесь ли вы или замедляетесь — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как только требуемые единицы сцепления зашкаливают за 100, шина начинает скользить.

После того как вы вошли в поворот, нужно переходить от закрытого к ровному газу. Представьте себе легкое нажатие на педаль газа. Представьте лишь слегка натянувшийся трос газа. Представьте заслонку, открывшуюся на долю миллиметра. Представьте лишний миллиграмм топлива в цилиндрах дви­гателя. Представили? Это и есть тот самый ровный газ, который лучшие гон­щики тренируют всю жизнь, это очень важное понятие.

Но в какой-то момент автомобиль нужно выводить из поворота. По мере того как уменьшается угол поворота передних колес, все больше единиц стано­вится доступными для тяги. Вы можете плавно и равномерно добавлять газ по мере распрямления рулевого колеса. Вот вам и ответ на вопрос, когда можно ускоряться — как только вы видите выход из поворота и имеете возможность уменьшать угол поворота рулевого колеса. Представьте себе, что ступня вашей правой ноги соединена струной с пятном контакта заднего колеса. Когда автомобиль едет с максимальным углом поворота передних колес, вы не можете осуществить нажатие на педаль газа. Но как только начинаете распрямлять рулевое колесо, струна провисает и вы уже можете потихоньку добавлять газ. Именно так нужно разменивать «угло­вые» единицы на единицы тяги.

Главное — не открыть газ слишком рано. Автомобиль должен войти в по­ворот до того, как вы начнете нажимать на педаль газа. Яркий симптом слиш­ком раннего открытия газа — широкое прохождение медленных поворотов: во­дитель нетерпеливо добавляет газ, передняя подвеска распрямляется и автомо­биль увеличивает радиус. Итак, держите газ закрытым, пока автомобиль не по­вернет, и только потом переходите к ровному газу.

100 единиц под дождем.

Дождь, песок, разметка уменьшают не количество единиц, а величину единицы. Вы по-прежнему распределяете 100 единиц на борьбу с центробеж­ной силой и на обеспечение тяги, только теперь сами единицы меньше, чем на сухом асфальте. Уменьшение сцепных свойств поверхности означает, что те­перь предела можно достичь на меньшем газу и при меньшем угле поворота передних колес, однако вы по-прежнему должны уважительно относиться к их комбинации. При дожде правая нога должна быть еще медленнее и еще более плавным – руление.

Тренируйте правую ногу.

Когда в следующий раз поедете на автомобиле, попытайтесь закрывать газ максимально медленно. Обеспечьте себе достаточное время и дистанцию и полностью сфокусируйтесь на медленном отпускании педали газа. Обратите внимание, насколько быстро двигается правая нога. Постарайтесь закрывать газ мягко и сосредоточьтесь на мягком переходе к торможению.

При езде по автостраде попробуйте сбрасывать газ на разных оборотах. Обратите внимание, насколько труднее достичь плавности на высоких оборо­тах. При высшей передаче и небольших оборотах сбросить газ нетрудно, но по­пробуйте замедлиться с той же скорости на третьей передаче!

Перегазовка используется для более мягкого переключения передач, вниз и даже вверх. Перегазовка происходит, когда сцепление выжато и передача пе­реключена.

В этот момент двигатель отсоединен от трансмиссии и может легко рас­крутиться. Благодаря перегазовке он не выходит на обороты холостого хода во время переключения.

Перегазовка требует практики, зато вы не только станете мягче переклю­чать передачи, но и продлите жизнь сцеплению. Каждое переключение вниз желательно сопровождать перегазовкой, это касается и автомобиля, и мотоцик­ла. Помимо того, что перегазовка бережет сцепление и сделает поездку более комфортабельной для пассажиров.

Уроки гоночной трассы.

Сцепные свойства шин меняются во время гонки.

Раннее и плавное прибавление газа.

Гонщик, который начинает добавлять газ в каждом повороте на 10 санти­метров раньше соперника, на эти же сантиметры увеличивает длину прямой следующей за поворотом. Ранний газ означает большее ускорение, и такой гонщик показывает при замерах максимальную скорость на прямой. Однако наиболее показательной является скорость сразу после апекса.

Относительно безболезненная тренировка.

Профессиональные пилоты постоянно ищут возможности совершенство­вать навык управления газом. Большим подспорьем в этом являются зимние соревнования. Несколько часов, проведенные на льду, — что может быть лучше? Вдобавок это помогает научиться лучше почувствовать педаль газа, что полез­но, особенно спортсменам, участвующим в кольцевых гонках.

Не переборщи с газом.

На кольцевых соревнованиях постоянно слышны жалобы гонщиков на плохое сцепление с асфальтом в том или ином повороте. Причем всегда жалу­ются медленные гонщики. Почему? Все очень просто — такой гонщик подходит к повороту медленнее, чем мог бы, осознает это и добавляет газ. Поскольку он делает это в повороте (используя, к примеру, 80 единиц в качестве «угловых») и добавляет газ слишком резко (затребовав, допустим, 25 единиц на тягу), он просто ггревышает предел сцепления задних колес. Быстрые гонщики мягче до­бавляют газ, плавно доводя количество очков до 100.

Перегазовка и еще раз перегазовка.

Гонщики, автомобили которых не имеют проскальзывающего сцепления, постоянно тренируют перегазовку, потому что не могут позволить себе забло­кировать ведущие колеса перед поворотом. У тех, кто ездит по улицам, цена ошибки еще выше. Поэтому тренируйте перегазовку до тех пор, пока она не войдет в привычку, а привычка не станет рефлексом.

Автоматическая коробка передач существенно упрощает процесс управления автомобилем. Однако некоторые начинают путаться и в ней. Социальные сети пестрят роликами про то, как водители вместо тормоза жмут на газ. Иногда это заканчивается дорогостоящим ремонтом. Однако опытные водители, умеющие обращаться с педалями, иногда специально выжимают их одновременно. Действительно ли в этом есть хоть какой-то смысл?

Раньше (в доэлектронную эпоху) использование левой ноги при управлении машиной было очень актуально. Ее применяли не только для выжима сцепления, но и для попеременного задействования тормоза. Если давить на газ правой ногой, а левой чуть притормаживать, то автомобиль проявляет очень интересные особенности поведения. Он становится намного стабильнее на скользкой трассе и способен проходить повороты с меньшим риском.

Что делать, когда на переднеприводном автомобиле на скользкой дороге вдруг не рассчитал со скоростью и входишь в закрытый поворот на пределе сцепных свойств колес? Вираж неожиданно оказывается намного круче, чем виделось, и приходится резко тормозить. Но ведь каждый драйвер знает, что бросать газ в повороте нельзя из-за риска развития сноса. Как же гасить скорость?

В общем, в таких случаях и приходилось осаживать машину второй ногой, в то время как правая продолжала газовать. При одновременном нажатии на газ и на тормоз автомобиль все равно получал тягу на колеса, которые цеплялись за поверхность и тянули машину вперед, к выходу из виража. Ну а тормоз при этом позволял сбавить темп и регулировать ускорение. И все это без потери сцепления колес с поверхностью.

Выползти из грязи

Одновременное нажатие газа и тормоза было полезно и при поездках в грязи. Когда на бездорожье колеса вставали на поверхность с неоднородными сцепными свойствами и начинали проворачиваться, то дифференциал перебрасывал всю тягу на колесо с минимальным зацепом. В итоге начиналась пробуксовка. Чтобы победить эту особенность дифференциала, опытные водители сами подтормаживали колеса. При легком торможении одновременно с газом они имитировали однородный зацеп на всех колесах и не позволяли тем самым включиться дифференциалу. Тяга оставалась на всех ведущих колесах, и машина выползала на твердую поверхность дороги.

Неудивительно, что эти приемы взяли на вооружение раллийные пилоты. Во время гонок порой они даже не сбрасывают газ при торможении, а всегда держат педаль акселератора ровно правой ногой и левой дозируют ускорение за счет ослабевания хватки тормоза.

Естественно, тормозные колодки при этом истираются гораздо сильнее, чем в обычном щадящем режиме, и после дня активных заездов по скоростным участкам у спортивных машин меняются колодки и диски.

Жать на две педали небезопасно

Сейчас же, в эпоху повсеместного использования электроники, прием с одновременным нажатием педалей газа и тормоза теряет актуальность. На кроссоверах электроника умеет распределять усилия между осями самостоятельно, без вмешательства водителя. А в случае пробуксовки она сама поджимает колодки, чтобы не дать дифференциалу полностью перебросить момент на малозагруженное колесо. Электроника делает то, что раньше выполнял водитель.

Однако некоторые спортивные бренды все еще позволяют водителям воспользоваться сразу двумя педалями. К примеру, BMW, Subaru и другие дают возможность газовать одновременно с торможением. Отчасти так можно выгадать несколько приятных моментов во время активного прохождения виражей. Автомобиль выполняет перестроения быстрее. Но делать хорошо это могут лишь подготовленные пилоты, имеющие опыт спортивного вождения и знакомые с особенностями раллийных гонок.

Педаль газа — это сложный технический элемент, отвечающий за правильное срабатывание дроссельной заслонки. Если раньше она была напрямую соединена с дросселем механическим тросиком, то теперь преимущественно устанавливаются электронные акселераторы, которые связаны с Блоком управления (ЭБУ). Автомобиль следит за положением педали через два датчика и регулирует дроссель, а также корректирует подачу топлива. Насколько сильно человек может вмешиваться в их работу? И что будет, если водитель банально сломает сложную электронную педаль?

Прямая связь

В карбюраторную эпоху бывалые водители прекрасно знали устройство автомобиля и основных его систем. В итоге машину они могли отремонтировать и отрегулировать самостоятельно в собственном гараже. Ремонт дроссельной заслонки, настройка карбюратора и педали газа были привычным делом. Некоторые занимались этими процедурами еженедельно, чтобы оптимизировать работу мотора и улучшить динамику своего транспортного средства.

Дело в том, что металлическая педаль газа была соединена через систему рычагов с впускным клапаном при помощи тросика. Когда акселератор находился в неактивном положении, заслонка возвращалась в нейтральное положение и мотор работал на холостых оборотах. На многих машинах имелось и ручное управление дросселем при помощи специальной ручки.

При активных разгонах крепеж мог ослабнуть, тросик сместиться, в итоге клапан закрывался не полностью, подтравливал воздух, обороты росли. В некоторых случаях на старых машинах тросик и вовсе закисал, отчего машина стартовала неровно, с рывками. Подобные дергания ощущались при любых перегазовках.

Такие рывки вредили мотору, так как при резком изменении режима работы дросселя, возникали перебои в приготовлении оптимальной смеси. Нормальная работа впуска прерывалась и возникали кратковременные неоптимальные режимы, когда бензин мог сгорать в цилиндрах не полностью и частично стекал по поршню, смывая часть масла. Начиналось увеличение сил трения, рос износ деталей, образовывался нагар. В общем, удары по педали газа приводили к опасным для двигателя последствиям.

Сглаживание резких нагрузок

Сейчас на все новые автомобили устанавливаются электронные педали акселератора. Это уже готовый технический узел, который не имеет прямой связи с дросселем. Управление идет через провода и центральный блок управления двигателем (ЭБУ). Внутри электронной педали тоже есть микросхемы и бегунок, скользящий по дорожкам и помогающий менять напряжение электрического тока, вследствие чего происходит регулирование открытия дросселя.

Дроссельная заслонка тоже электронная и открывается за счет небольшого электромоторчика. Оба узла очень надежны и могут работать годами без вмешательства водителя.

С помощью электронной педали удается достигнуть наиболее оптимального соотношения бензина и воздуха в топливной смеси, которая, как правило, состоит из 14,7 г воздуха и 1 г бензина. Такая смесь называется стехиометрической, так как при ней бензин сгорает без остатка с выделением необходимого количества энергии.

Система управления электронной дроссельной заслонкой принимает во внимание сигналы от датчиков положения педали газа и данные от коробки передач, а также от датчиков положения педали тормоза и круиз-контроля.

Тем самым электроника регулирует работу впуска и не дает водителю наделать ошибок.

При спортивном стиле вождения электроника демпфирует резкие нажатия педали и игнорирует их, заставляя дроссель открываться плавно, чтобы не испортить процесс приготовления идеальной стехиометрической смеси.

Поэтому при езде на впрысковых машинах с электронной педалью водителям часто кажется, что старые карбюраторные модели были мощнее и резвее. На самом деле, они просто чаще дергались при резком открытии дросселя, что рождало ассоциации с избытком тяги.

Педаль сломалась

Дело в том, что педаль теперь изготавливается из пластика, и если ездить, как в автоспорте, то ножка не выдерживает ударов ногой. Часто повреждения происходят при резком переносе ноги с тормоза на газ. Нога давит на педаль вбок, против расположения распорок жесткости, и пластик не выдерживает.

Меняется блок педали в сборе и стоит немалых денег. Чтобы сэкономить, некоторые склеивают поломавшиеся части, подкладывают под них металлические пластины, что выглядит смешно.

Из-за электронных акселераторов многие драйверские приемы из мира автоспорта сейчас неприменимы на обычных машинах. К примеру, уже нельзя одновременно жать на газ и тормоз, чтобы улучшить управляемость в поворотах. Так же невозможно выжимать акселератор пяткой правой ноги, когда мыском давишь на педаль тормоза. Такой прием применялся для перегазовок, чтобы перед сложным поворотом одновременно затормозить и включить пониженную передачу. Перегазовка позволяла раскрутить валы коробки передач и снизить ударные нагрузки на синхронизаторы.

Если проделать аналогичные приемы с электронной педалью, то блок управления просто отключит газ, и мотор сбросит обороты до холостых. Такой аварийный режим позволяет снизить нагрузку на тормозную систему и часто предотвращает аварии, если неопытный водитель в неудобной обуви случайно нажал сразу на две педали.

Замена карбюратора на инжектор, широкое использование электронных систем управления и контроля всех рабочих параметров стали причиной отказа от классической системы акселератора с тросовым приводом. На смену ему пришла электронная педаль газа, обеспечивающая повышенную чувствительность и точность срабатывания. Для того, чтобы такой механизм служил вам как можно дольше, следует понимать принцип действия электронного акселератора, возможные проблемы с ним и возможности их диагностики.

Что такое электронная педаль газа

Педаль акселератора что это такое

Традиционная механическая педаль управляет дроссельным механизмом посредством троса – при нажатии на нее тросик натягивается и открывает заслонку дросселя. Наиболее эффективны такие педали были на карбюраторных двигателях, однако с появлением и распространением инжекторных двигателей возникла потребность в более эффективном способе управления подачей топлива. Таковым стала электронная педаль газа.

По своей сути педаль, в данном случае, выступает в качестве кнопки, изменение положения которой через специальную плату трансформируется в электрический сигнал, который подается на блок управления двигателем. Далее в зависимости от положения педали изменяется интенсивность подачи топлива в двигатель.

Принцип работы электронной педали газа

В общих чертах можно описать принцип функционирования такой педали следующим образом:

  1. Водитель нажимает на электронную педаль газа, изменяя ее положение.
  2. Специальные датчики анализируют угол отклонения педали от изначального положения.
  3. Полученная информация пересылается от датчиков в электронный блок управления.
  4. ЭБУ на основе этих сведений формирует ту или иную команду дроссельной заслонке.
  5. Заслонка открывается на требуемый угол.

Педаль акселератора что это такое

Как видно из приведенной информации, принцип действия электронной педали существенно сложнее, чем механической. Это не просто рычаг, натягивающий и ослабляющий трос, а полноценный электронный модуль, связанный с датчиками и прочими компонентами.

К другим особенностям функционирования педалей газа этого типа можно отнести следующие моменты:

  • В качестве основы электронных педалей самых разных производитель используется реостат.
  • Для передачи сигнала с педали на ЭБУ используются специальные дорожки с группой проводящих контактов.
  • Для обеспечения высокой точности передающие контакты во многих случаях дублируются.

Неисправности электронной педали газа

В работе электронной педали газа могут возникать те или иные поломки и неисправности, которые окажут негативное влияние на интенсивность набора оборотов, стабильность работы двигателя, а также на саму возможность движения. Для своевременного выявления таких неполадок следует уметь распознавать их симптомы.

Если не проходит сигнал с 1 датчика положения педали:

  • после регистрации неполадки загорается сигнальная лампа на панели приборов;
  • двигатель работает в холостом режиме, пока не будет завершена проверка второго датчика;
  • при работоспособности только второго датчика набор оборотов происходит медленно;
  • дополнительные системы, оказывающие воздействие на режим работы двигателя, в частности, круиз-контроль, будут деактивированы.

Если отсутствует сигнал с обоих датчиков положения педали:

  • загорается лампа EPC;
  • автомобиль не откликается на нажатия педали газа;
  • холостые обороты достигают 1500.

Возможно также возникновение неполадок в работе датчиков дроссельной заслонки. Если не проходит сигнал по одному такому датчику, то автомобиль реагирует следующим образом:

  • загорается лампа EPC;
  • отключаются дополнительные системы, влияющие на работу двигателя;
  • на педаль акселератора автомобиль реагирует в штатном режиме.

В ситуации, если не проходят сигналы одновременно с 2 датчиков заслонки, проявляются следующие неполадки:

  • отсутствует реакция на педаль газа;
  • отключается привод дроссельной заслонки;
  • холостые обороты увеличиваются до 1500.

На СТО считают информацию с ЭБУ, расшифруют код ошибки, зафиксированной системой самодиагностики, и на основании этого определят точную причину поломки. Это не только сократит общие затраты времени, но и обеспечит более высокое качество и точность ремонта.

Что лучше электронная педаль газа или тросиковая

На этот вопрос по-прежнему нет единого ответа. Многие предпочитают машины с механическим педалями, утверждая, что такая система гораздо надежнее и долговечнее. Некоторая доля истины в этих словах есть, однако нужно учитывать, что и тросиковый механизм не работает вечно. Со временем тросик может растянуться, что сделает работу педали менее эффективной. Также, в результате износа тросик может разорваться.

В целом же, статистика показывает, что ресурс электронных педалей существенно выше. Кроме того, они более удобны – владельцам автомобилей, оборудованных такими педалями, не требуется использовать подсос при холодном запуске, электроника сама все отрегулирует и настроит. Кроме того, залить свечи на таком автомобиле значительно сложнее.

Современные ТС оснащаются акселератором с электрическим приводом. Механическая педаль газа становится редкостью. В плане облегчения процесса управления автомобилем такое технологическое замещение дало положительный эффект. Езда стала безопаснее. Но знатоки вождения жалуются – электроника лишает возможности корректировать поведение двигателя. Последняя самостоятельно корректирует потребности мотора.

Что такое акселератор в автомобиле

Акселератор – это специальная заслонка, регулирующая подачу топлива и воздуха в камеры сгорания цилиндров двигателя машины. Ширина открытия заслонки влияет на значение давления внутри цилиндров и скорость перемещения поршней. Усилие от поршней передается на коленчатый вал, далее – на трансмиссию. Переключением передач водитель контролирует скорость вращения колес.

Где находится педаль акселератора

Акселератор – это не отдельный элемент, а целая система, отвечающая за ускорение авто при нажатии педали газа. Основные части электронной педали газа:

  • Педальный модуль;
  • БУ двигателя;
  • Модуль управления дросселем;
  • Контрольная лампа привода заслонки.

Элементы обеспечивают точность функционирования системы в целом.

Что такое электронная педаль газа

Для понимания сложных процессов сначала разберемся в особенности механической активации акселератора. Нажатие педали газа сопровождается смещением дроссельной заслонки. Процесс происходит механически:

  1. Водитель нажимает педаль газа в салоне ТС;
  2. Тяга акселератора улавливает усилие;
  3. Дроссельная заслонка открывается на соответствующий угол.

На положение дросселя не влияют другие системы, в том числе электронная. Разогнать машину поможет изменение крутящего момента. Это повлечет корректировку других параметров: впрыска топлива, момента зажигания. Электронный контроль за двигателем возможен на холостом ходу и в режиме круиз-контроля.

Работа электронной педали акселератора основана на тех же принципах с единственным дополнением: в промежутке между педалью и дроссельной заслонкой внедрен блок управления. Его задача регулировать поведение двигателя. Выделим следующие этапы:

  1. Водитель давит на педаль газа;
  2. Специальные датчики, находящиеся прямо на педали, передают информацию о степени надавливания на электронный блок управления (ЭБУ);
  3. ЭБУ рассчитывает угол открытия дроссельной заслонки на данный момент времени;
  4. Электронный привод выполняет команду.

Возможности блока управления широки. При необходимости он переходит на экономичный режим, увеличивает безопасность работы мотора. Это влияет на угол открытия дросселя.

ЭБУ контролирует поведение систем (увеличивает, уменьшает крутящий момент) в условиях, когда водитель не изменяет положение педали акселератора. Физически человек, управляющий ТС, не ощущает перемещения заслонки.

Разница работы акселератора в карбюраторных и инжекторных двигателях

Принцип действия акселератора на разных типах двигателей не отличается существенно. Различие заключается в способе подачи топливной смеси.

Карбюратор – узел топливной системы, в который поступают воздух и бензин. Образуется горячая смесь. При нажатии педали газа контролируется подача созданной горючей смеси в блок цилиндров. Для нормальной работы карбюраторного двигателя нельзя сильно нажимать на газ, чтобы избежать образования провалов. Сильное нажатие приводит к подаче большого количества воздуха в камеру сгорания. Для стабилизации процесса ускорительный насос увеличивает или уменьшает подачу топлива. Двигатель авто начинает работать интенсивнее. Частое злоупотребление форсирования мотора скажется на его эксплуатации в худшую сторону.

Инжектор – система впрыска. Форсунки регулируют подачу топлива в камеру сгорания поршней. Благодаря этому процесс проходит точнее. Стоит помнить, что существуют два вида инжекторной системы – с распределенным и непосредственным впрыском.

В процессе использования автомобилей у автолюбителей могут возникать самые разные проблемы. Особенно неприятно, если из-за этих неполадок теряется возможность ездить на авто. Иногда серьезные трудности доставляет акселератор. Это устройство, которое отвечает за подачу горючей смеси в камеру сгорания. Очень важно знать его устройство, а также принцип действия. Различают механические акселераторы и системы с электронным приводом.

Современные автомобили уже давно не комплектуются механическими системами. Все они заменены на электроприводные акселераторы. Что это дает автовладельцам? Электронный акселератор – это более легкое управление автомобилем. Это большой плюс. Есть и минус – владелец автомобиля уже не может принимать решений, а если точнее, то постоянно самостоятельно корректирует характеристики под свои требования. Получается, что далеко не всегда можно получить желаемый режим работы двигателя.

Для неопытных водителей такая система предоставляет огромное количество преимуществ. Это более безопасная езда. Однако для более опытных автолюбителей возможностей электроники не хватает для комфортной езды.

Принцип работы акселератора

Механический акселератор – это привод, который смещает дроссельную заслонку. Так автомобиль прибавляет в скорости. Так как привод механический, то процесс происходит в несколько этапов. Водитель автомобиля жмет на педаль, находясь в салоне своего авто. Через тягу усилие с педали отдается прямо на дроссельную заслонку. Затем заслонка перемещается.

Педаль акселератора что это такое

Ни механическая система, ни электронная не может вмешиваться и как угодно влиять на положение дроссельной заслонки. Для того чтобы оказать влияние на разгон и динамические характеристики, требуется изменить крутящий момент двигателя. Но идет воздействие на процесс впрыска топлива и зажигания. Так, электронные системы могут регулировать режимы работы двигателя лишь на холостом ходу или в режиме круиз-контроля.

Что касается электронного акселератора, то принцип работы все тот же. Один нюанс – между педалью газа и непосредственно заслонкой находится блок управления, который регулирует поведение двигателя.

Педаль акселератора что это такое

Рабочий процесс здесь также происходит поэтапно. Водитель автомобиля нажимает на педаль. В это время датчик педали акселератора собирает и передает информацию об угле и силе нажатия на ЭБУ. Далее компьютер рассчитывает, какой же угол в этот момент будет являться оптимальным для открытия дроссельной заслонки, и отдает эту информацию приводу. Привод также полностью электронный, и он просто выполняет указания.

Электронный блок может принимать решения о переходе на более экономичные режимы или же увеличить характеристики безопасности движения. Это учитывается, рассчитывается и включается компьютером в силу открытия заслонки. Водитель полностью на свою машину влиять не может, так как большую часть взял на себя ЭБУ и датчик акселератора. Даже если водитель не трогает педаль, блок все равно может изменять характеристики работы мотора при помощи открытия или закрытия дроссельной заслонки.

Как устроен акселератор

Многие начинающие интересуются, почему это устройство называют акселератором, ведь это педаль газа. Все просто. Педаль акселератора – это только часть большого механизма. Само слово переводится как «ускорение». И необходимо понимать, что имеется в виду специальная заслонка, которая отвечает за подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Чем шире будет открыта дроссельная заслонка, тем большее давление будет в камерах сгорания и тем быстрее станут двигаться поршни. Поршни передают усилие на коленвал, а затем энергия вращения его идет на трансмиссию. Когда водитель переключается передачу, то он контролирует скорость вращения колес автомобиля. Все эти процессы вместе приводят автомобиль в движение.

Карбюратор и инжектор

И на инжекторном двигателе, и на карбюраторном акселератор работает практически одинаково. Разница совсем небольшая. И разница эта — в способе подачи топливной смеси. Карбюратор – это не что иное, как один из узлов топливной системы, где готовится горючая смесь. Водитель, нажимая на педаль акселератора, контролирует, а также регулирует объем подачи смеси в блок цилиндров.

На инжекторных моторах отличия в том, что это целая система впрыска. Объемы подачи топлива в каждый цилиндр здесь регулируются с помощью форсунок. Смесь подается более точно. Следует знать, что инжекторная система может быть с распределенным или же с непосредственным впрыском.

Педаль акселератора что это такое

Дизельные агрегаты

Здесь отдельная система впрыска. Горючая смесь впрыскивается в блок цилиндров постоянно. При этом контролю поддается только количество, которое подается в каждую из камер.

Конструкция электронного привода дроссельной заслонки

Совершенные системы состоят из большого количества различных комплектующих. Совершенная система обладает большей точностью. Это можно сказать про современные приводы дроссельных заслонок. Устройство состоит из нескольких систем.

Педальный модуль

Это непосредственно педаль и датчик положения педали акселератора. Именно он определяет положение педали и отдает эти данные в ЭБУ. Этот датчик представляет собой два переменных резистора, которые измеряют сопротивление в зависимости от положения акселератора. Он постоянно следит за частотой и амплитудой нажатия на педаль и не только следит за подачей топлива, но и является датчиком холостого хода двигателя.

Педаль акселератора что это такое

Датчик положения акселератора

Потенциометр состоит из переменного и постоянного резистора с сопротивлением около 8 кОм. Один из выводов находится под напряжением в 5 В. Средний вывод сообщает датчику, в каком положении находится педаль. Если напряжение этого сигнала меньше 0,7 В, то заслонка считается закрытой, если же больше 4 В, то ЭБУ считает заслонку открытой.

Блок управления

Электронный блок управления получает сигналы от датчиков и на основании этих данных узнает желание водителя относительно скорости машины. Для реализации этого подается управляющий сигнал на привод заслонки, которая в зависимости от сигнала закрывается или открывается.

Педаль акселератора что это такое

Модуль управления заслонкой

Эта система обеспечивает необходимый объем воздуха для цилиндров. Кроме этого она также отдает информацию на ЭБУ о положении заслонки в данный момент. Система включает в себя угловые датчики.

Механический привод дроссельной заслонки

Эти конструкции применяются в отечественных авто, а также в недорогих иномарках.

Педаль акселератора что это такое

Типичные неисправности

Это может быть ограниченная максимальная мощность силового агрегата, неравномерные обороты на холостом ходу. Также не исключена остановка мотора при резком отпускании ноги с педали. Все это частые неисправности любого акселератора.

Грамотная эксплуатация

Электронный акселератор – это интеллектуальное устройство. Существуют правила его использования.

Вплоть до конца 1980-х годов у большинства автомобилей было довольно простое управление дроссельной заслонкой. Вы нажали на педаль акселератора, дроссельная заслонка открылась, воздух поступил в двигатель, где он смешался с бензином и сгорел.

Педаль газа с тросиком

Педаль газа с тросиком

Сгорающий газ приводил в движение колеса автомобиля. Если вы хотели ехать быстрее, всё, что вам нужно было сделать, это нажать педаль сильнее — дроссельная заслонка открывалась шире, давая автомобилю больше мощности.

Но электронное управление дроссельной заслонкой, которое называют электронная педаль газа, использует электрические, а не механические сигналы управления.

электронная педаль газа в салоне автомобиля

Электронная педаль газа

Давайте разберёмся, для чего это сделали. Из каких элементов состоит электронный дроссель (ЭД), как он работает, какие у него есть преимущества, какие бывают признаки неисправности.

Из чего состоит электронное управление дросселем?

Когда вы нажимаете педаль газа, вместо открытия дроссельной заслонки задействуется модуль педали акселератора, который преобразует силу, с которой вы нажимаете на педаль, в электрический сигнал.

Затем этот сигнал отправляется в электронный блок управления (ЭБУ), который учитывает его, а также внешние сигналы, чтобы открыть дроссельную заслонку для оптимальной эффективности и производительности.

Схема работы электронного управления дросселем

Это сложная система, но она дает много преимуществ с точки зрения износа двигателя, производительности, эффективности и экологии. Однако, как и любая сложная система, она несовершенна, и у водителей много вопросов по ней.

Типичная электронная система управления дроссельной заслонкой обычно состоит из трёх основных частей:

  1. модуль педали акселератора;
  2. привод (электрический моторчик) заслонки;
  3. блок управления двигателем.

электронная дроссельная заслонка и рядом моторчик

При использовании электронной педали акселератора пропадает необходимость в регуляторе холостого хода (РХХ). Теперь обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки тем же моторчиком.

Блок управления двигателем выбирает правильное программное обеспечение на основе информации от датчиков положения педали акселератора, оборотов двигателя, датчика скорости и переключателей круиз-контроля.

датчик положения педали акселератора

Датчик положения педали акселератора

Как работает электронное управление дроссельной заслонкой

По сравнению с тросиковым дросселем в Е-газ добавили две детали:

  1. моторчик вращения заслонки;
  2. второй (контрольный) датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ №2).

изменение сопротивления датчиков положения дроссельной заслонки

Электронные дроссельные заслонки могут отличаться процентом открытия в обесточенном состоянии и типом ДПДЗ.

  • Полностью закрытые в обесточенном состоянии — одна пружина на полное закрытие.
  • Приоткрытые на 5-7% — две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия. Это позволяет двигателю работать на малых оборотах в случае
    полного выхода из строя электроники дросселя. Такие заслонки являются более современными, чем полностью закрытые, с которыми, в случае поломки, двигатель не будет работать совсем.
  • С контактными ДПДЗ — внутри ползунковые переменные резисторы.
  • С бесконтактными ДПДЗ — внутри нет трущихся подвижных контактов, сигнал на выходе формируется электроникой.

разобранная дроссельная заслонка

Принцип работы Е-газа:

  1. Водитель нажимает на педаль акселератора. Степень нажатия через датчики переводится в электрический сигнал и по проводам передаётся в ЭБУ.
  2. ЭБУ управляет закрытием/открытием заслонки ШИМ-питанием через моторчик. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность.
  3. По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется управляющий сигнал при необходимости.
  4. Контролируются ошибки в работе дроссельной заслонки.

Преимущества электронного управления дроссельной заслонкой

Электронные системы управления дроссельной заслонкой могут показаться немного бессмысленными. В конце концов, если механическая система работает, зачем её усложнять?

Надежность

Механические дроссельные системы, поскольку они состоят из множества движущихся частей, подвержены значительному износу. В течение срока службы автомобиля различные компоненты могут изнашиваться.

Электронная система управления дроссельной заслонкой имеет сравнительно немного движущихся частей — она ​​посылает сигналы с помощью электрического импульса, а не движущихся частей. Это снижает износ и объём технического обслуживания.

Безопасность

Е-газ добавляет ряд преимуществ безопасности по сравнению с механическими системами. При механическом управлении степень открытия или закрытия дроссельной заслонки зависит только от действий водителя.

Другими словами, E-GAS может учесть несколько факторов, которые влияют на скорость и управление автомобиля, а не только ногу на педали.

Электронное управление дроссельной заслонкой позволяет интегрировать передовые функций безопасности водителя, такие как адаптивный круиз-контроль, системы блокировки тормозов и электронный контроль устойчивости, делая автомобиль более безопасным в сложных погодных условиях (дождь, снег, гололед и др.).

Кроме того, электронный дроссель реагирует быстрее, чем водитель в ситуации, когда шины не обладают достаточным сцеплением с дорогой, обеспечивая вам безопасность и удерживая машину на дороге.

Экологичность и экономичность

Управление дроссельной заслонкой через ЭБУ позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу и повысить экономичность автомобиля. Это достигается благодаря тому, что блок управления учитывает не только нажатие на педаль, но и данные от многих датчиков: скорости, кислорода, температуры и др.

Симптомы неисправности электронного дросселя

Как и любая другая деталь автомобиля, система управления дроссельной заслонкой также может подвергаться повреждениям и износу. Есть признаки и симптомы, на которые следует обращать внимание, чтобы защитить автомобиль от дальнейших повреждений.

разобранный эд

  1. У машины могут быть рывки и провалы при ускорении, она может дергаться при разгоне. Возможны пропуски зажигания. Если вы заметили какие-либо из этих симптомов или резкое переключение передач, то возможно есть проблема с электронным дросселем.
  2. Неисправности электронного управления дроссельной заслонкой могут вызывать проблемы при переключении передач. Это может быть ощущение залипания или медленное переключение между передачами. Возможна проблема с выходом из определенной передачи, как будто она застряла.
  3. Ещё одним признаком неисправности ЭД являются проблемы с отображением силовых характеристик. Это означает, что автомобиль будет отображать неправильные данные или данные, которые невозможны в текущей ситуации.
  4. Двигатель может глохнуть без какой-либо видимой причины. Это может быть признаком серьезной проблемы и даже привести к повреждению двигателя, поэтому эту проблему необходимо устранить как можно скорее.
  5. Дополнительным признаком, который может указывать на необходимость проверки Е-газ, является то, что у вас появляются быстрые и непреднамеренные скачки скорости во время вождения. Это большая проблема безопасности, поскольку это может произойти, когда вы позади другой машины или на повороте.
  6. На приборной панели может гореть лампочка Check Engine. Это является признаком какой-то неисправности, обнаруженной ЭБУ. Узнать ошибку и причину неисправности можно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
  7. И последний симптом неисправности электронного управления дроссельной заслонкой — это резкое увеличение расхода топлива. Если вы понимаете, что не можете проехать так же много километров на таком же объёме топлива как раньше, это явный признак того, что нужно сделать диагностику автомобиля.

Аварийный (отказоустойчивый) режим ЭД

Как и большинство сложных систем, электронные системы управления дроссельной заслонкой имеют ряд аварийных режимов (Failsafe Mode). Они предназначены для того, чтобы поддерживать работу системы или обеспечивать безопасное завершение работы, если что-то пойдет не так.

failsafe engine mode

Вообще говоря, при первых признаках проблемы большинство электронных средств управления дроссельной заслонкой закрывают дроссельную заслонку и возвращаются в режим холостого хода.

Так, например, если блок управления двигателем обнаруживает проблему с датчиком, система переходит на холостой ход, предотвращая открытие дроссельной заслонки.

Также в ЭД встроено несколько резервов. Например, датчиков положения используется по две штуки. Если датчик неисправен или два датчика в одном положении передают разные показания, система закрывает дроссельную заслонку, оставляя двигатель на холостом ходу.

Всё это не означает, что в электронных системах управления дроссельной заслонкой нет проблем. Скорее, они были разработаны с рядом аварийных режимов, которые при правильной работе должны предотвратить неожиданное ускорение автомобиля.

В последнее время автопроизводители добавляют еще один аварийный режим: отключение тормозами. Такие ЭД уже доступны на некоторых немецких автомобилях. Они позволяют водителю вмешиваться и блокировать систему дроссельной заслонки. Если Е-газ каким-то образом неисправен и дроссельная заслонка открывается сама по себе, то нажатие на тормоз закроет её.

Что открывает педаль газа

Акселератор — это важный компонент двигателя машины, который регулирует подачу топлива и воздуха в камеры сгорания цилиндров. В данной статье мы рассмотрим, как работает акселератор и как изменение ширины открытия заслонки влияет на работу двигателя, а также ответим на часто задаваемый вопрос: что происходит при нажатии или отпускании педали газа?

Как работает акселератор

Акселератор — это регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Когда вы нажимаете на педаль газа, заслонка открывается и дополнительное количество воздуха поступает в цилиндры. Это приводит к увеличению количества топлива, впрыскиваемого в цилиндры двигателя, что увеличивает мощность двигателя и повышает его скорость. Что происходит при изменении ширины открытия заслонки?

В широко открытом положении акселератора заслонка практически не ограничивает подачу воздуха и топлива, что приводит к повышению давления газов в цилиндрах двигателя и увеличению скорости перемещения поршня. В узком положении заслонка регулирует подачу топлива и воздуха, сужая воздушный поток и усиливая поток топлива в цилиндры.

Что происходит при нажатии на педаль газа

При нажатии на педаль газа, обороты двигателя растут, а фрикционные диски сцепления начинают проскальзывать друг относительно друга и «гореть», распространяя специфический запах. В то же время, увеличивается мощность двигателя, что позволяет автомобилю разогнаться и двигаться быстрее. Однако, дальнейшие издевательства над машиной могут привести к поломке шестерней в коробке передач.

Что происходит при отпускании педали газа

При отпущенной педали газа, преселективная коробка размыкает сцепление, мотор теряет прямую связь с ведущими колесами, а стрелка тахометра падает на 800 оборотов. Машина набирает меньшую скорость и движется размеренно, несмотря на то, что двигатель продолжает работать на прежних оборотах. Утверждается, что подобные прогоны экономят 3-5% топлива в зависимости от интенсивности использования наката.

Что происходит при нажатии на педаль газа на нейтральной передаче

Если же вы нажмете на педаль газа, находясь на нейтральной передаче, то машина не будет реагировать так же, как при езде. В этом случае двигатель продолжит работать на повышенных оборотах, не преобразуя свою мощность в движение. Зачастую «нейтралка» используется на стоянке одновременно с «ручником», а также при буксировке машины.

Полезные советы и выводы

Правильное использование педали газа не только позволяет вам эффективно управлять автомобилем, но также может оказывать влияние на жизненный цикл вашего автомобиля. Не забывайте:

  • Не пытайтесь преодолеть наибольшее расстояние за минимальное время, это может привести к поломке двигателя и коробки передач.
  • Обратите внимание на индикаторы тахометра и скорости движения, чтобы точно оценивать, когда и какие движения делать на дороге.
  • Никогда не удерживайте педаль газа, когда вы остановились на перекрестке, светофоре или в пробке.
  • Регулярно проверяйте и заменяйте фильтр и масло двигателя, чтобы сохранить его работу и продолжительный срок службы.

Надеемся, что эта информация поможет вам лучше понимать, как работает педаль газа и как правильно ее использовать для комфортного и безопасного вождения.

Какая педаль отвечает за газ

Педаль акселератора (газа) отвечает за регулирование подачи топливной смеси в двигатель автомобиля. Находящаяся крайне право от всех педалей, её функционирование осуществляется нажатием и отпусканием педали. Во время нажатия она открывает дроссельную заслонку, что приводит к усилению подачи топлива и воздуха, увеличению оборотов двигателя и увеличению скорости автомобиля. Уменьшение нажима на педаль акселератора приводит к снижению подачи топлива и воздуха, что уменьшает обороты двигателя и скорость автомобиля. Педаль акселератора является одной из самых важных педалей в автомобиле, так как она отвечает за ускорение и скорость машины. Правильное использование этой педали является неотъемлемой частью правильной езды и эффективного вождения автомобиля.

Почему бьет педаль газа

Водители часто сталкиваются с проблемой, когда педаль газа начинает вибрировать. Это может происходить из-за ослабления установочного кольца резьбовой части рукава троса. Важно помнить, что такая неисправность может повлечь за собой серьезные последствия на дороге. Поэтому, если вам стали заметны подобные симптомы, необходимо сразу же принимать меры и устранивать проблему. Правильное устранение данной неисправности гарантирует безопасность движения на дороге и продлевает срок службы автомобиля. Не откладывайте ремонт на потом и обращайтесь к специалистам, чтобы вернуть педаль газа в нормальное состояние.

Чем управляет педаль газа

Автомобильной педалью газа управляют оборотами двигателя, а следовательно, мощностью и скоростью машины. В процессе движения педаль газа поддерживается нажатой. Это довольно чувствительная педаль, которая реагирует на каждое нажатие водителя. Нажатие на педаль газа и тормоза является взаимоисключающим, что означает, что они нажимаются правой ногой. В зависимости от того, насколько глубоко нажата педаль, скорость автомобиля может постепенно увеличиваться или быстро возрасти. Однако важно помнить, что управление авто не сводится только к педали газа — необходимо также правильно распределить вес и управлять автомобилем по дороге, чтобы обеспечить комфортную и безопасную поездку.

Что регулирует педаль газа

Педаль газа, также известная как accelero или ускоритель, является регулятором количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания автомобиля или мотоцикла. Она предназначена для изменения частоты вращения вала двигателя, а следовательно и скорости движения транспортного средства. После нажатия на педаль газа, механизм троса преобразует это давление на педаль в механическое движение и передает его к дроссельному узлу. Таким образом, увеличивается количество воздуха и топлива, попадающих в двигатель, что повышает частоту вращения и скорость транспортного средства. Ускорение, обеспечиваемое педалью газа, может быть как постепенным, так и резким в зависимости от того, насколько быстро педаль была нажата.

Акселератор, или педаль газа, является одним из главных элементов управления автомобилем. Это устройство регулирует количество топлива и воздуха, поступающих в двигатель. Когда педаль газа нажимается, заслонка открывается, позволяя больше топлива и воздуха проникнуть в камеры сгорания цилиндров двигателя. Это приводит к увеличению давления внутри цилиндров и ускорению перемещения поршней. Этот процесс в свою очередь увеличивает мощность и скорость автомобиля. Но вместе с тем, использование акселератора может приводить к увеличению расхода топлива и выбросу вредных веществ в атмосферу. Поэтому водители должны использовать педаль газа с умом, учитывая дорожные условия и правила дорожного движения.

Бить или гладить. Как правильно пользоваться акселератором?

Педаль газа — это сложный технический элемент, отвечающий за правильное срабатывание дроссельной заслонки. Если раньше она была напрямую соединена с дросселем механическим тросиком, то теперь преимущественно устанавливаются электронные акселераторы, которые связаны с Блоком управления (ЭБУ). Автомобиль следит за положением педали через два датчика и регулирует дроссель, а также корректирует подачу топлива. Насколько сильно человек может вмешиваться в их работу? И что будет, если водитель банально сломает сложную электронную педаль?

Прямая связь

В карбюраторную эпоху бывалые водители прекрасно знали устройство автомобиля и основных его систем. В итоге машину они могли отремонтировать и отрегулировать самостоятельно в собственном гараже. Ремонт дроссельной заслонки, настройка карбюратора и педали газа были привычным делом. Некоторые занимались этими процедурами еженедельно, чтобы оптимизировать работу мотора и улучшить динамику своего транспортного средства.

При активных разгонах крепеж мог ослабнуть, тросик сместиться, в итоге клапан закрывался не полностью, подтравливал воздух, обороты росли. В некоторых случаях на старых машинах тросик и вовсе закисал, отчего машина стартовала неровно, с рывками. Подобные дергания ощущались при любых перегазовках.

Такие рывки вредили мотору, так как при резком изменении режима работы дросселя, возникали перебои в приготовлении оптимальной смеси. Нормальная работа впуска прерывалась и возникали кратковременные неоптимальные режимы, когда бензин мог сгорать в цилиндрах не полностью и частично стекал по поршню, смывая часть масла. Начиналось увеличение сил трения, рос износ деталей, образовывался нагар. В общем, удары по педали газа приводили к опасным для двигателя последствиям.

Сглаживание резких нагрузок

Сейчас на все новые автомобили устанавливаются электронные педали акселератора. Это уже готовый технический узел, который не имеет прямой связи с дросселем. Управление идет через провода и центральный блок управления двигателем (ЭБУ). Внутри электронной педали тоже есть микросхемы и бегунок, скользящий по дорожкам и помогающий менять напряжение электрического тока, вследствие чего происходит регулирование открытия дросселя.

Дроссельная заслонка тоже электронная и открывается за счет небольшого электромоторчика. Оба узла очень надежны и могут работать годами без вмешательства водителя.

С помощью электронной педали удается достигнуть наиболее оптимального соотношения бензина и воздуха в топливной смеси, которая, как правило, состоит из 14,7 г воздуха и 1 г бензина. Такая смесь называется стехиометрической, так как при ней бензин сгорает без остатка с выделением необходимого количества энергии.

Система управления электронной дроссельной заслонкой принимает во внимание сигналы от датчиков положения педали газа и данные от коробки передач, а также от датчиков положения педали тормоза и круиз-контроля.

Тем самым электроника регулирует работу впуска и не дает водителю наделать ошибок.

Поэтому при езде на впрысковых машинах с электронной педалью водителям часто кажется, что старые карбюраторные модели были мощнее и резвее. На самом деле, они просто чаще дергались при резком открытии дросселя, что рождало ассоциации с избытком тяги.

Педаль сломалась

Именно эта иллюзия приводит к забавным поломкам педали газа. Желая «пришпорить» автомобиль, водители сильно бьют по педали газа, стараясь быстро повысить обороты до красной зоны, и банально ломают педаль акселератора.

Дело в том, что педаль теперь изготавливается из пластика, и если ездить, как в автоспорте, то ножка не выдерживает ударов ногой. Часто повреждения происходят при резком переносе ноги с тормоза на газ. Нога давит на педаль вбок, против расположения распорок жесткости, и пластик не выдерживает.

Меняется блок педали в сборе и стоит немалых денег. Чтобы сэкономить, некоторые склеивают поломавшиеся части, подкладывают под них металлические пластины, что выглядит смешно.

Из-за электронных акселераторов многие драйверские приемы из мира автоспорта сейчас неприменимы на обычных машинах. К примеру, уже нельзя одновременно жать на газ и тормоз, чтобы улучшить управляемость в поворотах. Так же невозможно выжимать акселератор пяткой правой ноги, когда мыском давишь на педаль тормоза. Такой прием применялся для перегазовок, чтобы перед сложным поворотом одновременно затормозить и включить пониженную передачу. Перегазовка позволяла раскрутить валы коробки передач и снизить ударные нагрузки на синхронизаторы.

Если проделать аналогичные приемы с электронной педалью, то блок управления просто отключит газ, и мотор сбросит обороты до холостых. Такой аварийный режим позволяет снизить нагрузку на тормозную систему и часто предотвращает аварии, если неопытный водитель в неудобной обуви случайно нажал сразу на две педали.

Что делает педаль газа?

В процессе эксплуатации автомобиля проблемы могут возникать на самых разных участках.

И довольно неприятно, если такие поломки делают невозможным движение на автомобиле. В частности, довольно большие сложности может вызвать поломка педали акселератора, особенно если она запускается не прямым механическим воздействием, а при помощи электронного привода.

1. Принцип работы педали акселератора

На современных автомобилях Вы уже не встретите механическую педаль газа, поскольку ее давно заменили акселераторами с электрическим приводом. Что это дает нам? Конечно же, это максимально облегчает для нас процесс управления автомобилем, что, конечно же, «плюс».

Но есть и «минус» — электроника практически лишает нас возможности принимать какие-либо решения, а вернее, постоянно корректирует их под свои требования. Вот и получается, что добиться желаемого результата получается далеко не всегда.

Неопытному водителю она дает целый ряд преимуществ, делая его езду более безопасной, но опытные водителя не всегда чувствуют себя комфортно за рулем такого авто.

Так давайте же попробуем разобраться, в чем заключаются особенности механической активизации педали газа. Вся суть работы данной педали заключается в том, чтобы сместить дроссельную заслонку, тем самым прибавив скорости автомобилю. Когда это перемещение осуществляется механически, весь процесс выглядит следующим образом:

— водитель нажимает на педаль газа сидя в салоне автомобиля;

— через тягу акселератора его усилие передается непосредственно на дроссельную заслонку;

— дроссельная заслонка перемещается.

При этом, ни одна другая система автомобиля, и тем более электронная, не имеет возможности вмешаться в процесс и повлиять на положение дроссельной заслонки. Хотя бы косвенно повлиять на разгон в таком автомобиле можно через двигатель, изменив его крутящий момент.

При этом, воздействие осуществляется на другие параметры: впрыск топлива, момент зажигания. Таким образом, электронная регулировка работы мотора в этом случае является возможной только на холостом ходу и во время работы круиз-контроля.

Что же можно сказать об электронной педали акселератора? В самых общих чертах принцип ее работы остается прежним. Единственный нюанс – между педалью и дроссельной заслонкой появляется блок управления, который и вмешивается в процесс регулировки поведением автомобиля. И так, процесс происходит следующим образом:

— водитель, также оставаясь в салоне авто, нажимает на педаль газа;

— специальные датчики, установленные непосредственно на педали, передают информацию об углах надавливания на электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем;

— после этого ЭБУ рассчитывает, какой именно угол открытия дроссельной заслонки в данный момент будет оптимальным для автомобиля и передает необходимое усилие на привод;

— электронному приводу остается только послушно выполнить «указания сверху».

Что делает педаль газа?

При этом, ЭБУ может принять решение, что в данный момент можно перейти на более экономичный режим, или же увеличить безопасность движения. Все это будет учтено, и включено в силу открытия дроссельной заслонки. Таким образом, на все 100% водителю не удается влиять на свой автомобиль, поскольку многое берет на себя ЭБУ.

Даже когда водитель и не дотрагивается к педали акселератора, этот блок все равно способен влиять на величину крутящего момента двигателя через перемещение дроссельной заслонки, тем самым улучшая координацию между всеми системами двигателя. Естественно, эти перемещения не будут слишком резкими и чувствительными для автомобиля и его водителя.

На основании чего происходит электронное регулирование процесса движения?
Необходимая величина момента рассчитывается блоком управления двигателя исходя из суммы внешних и внутренних требований, которые предъявляются по отношению к величине крутящего момента автомобильного мотора.

Такой расчет является довольно эффективным, поскольку человек просто не способен уловить все те изменения, которые происходят с его автомобилем и во внешней среде.

Внутренние требования зависят от особенностей протекания следующих процессов:

— условий, при которых проводился запуск двигателя (с предварительным прогреванием, или прямо с холода);

— как интенсивно подогревается катализатор;

— как происходит регулировка холостого хода автомобиля;

— какие ограничения мощности имеет двигатель;

— какими ограничениями частоты вращений производитель установил на двигатель;

— регулировки состава смеси по количеству кислорода в отработанных газах.

Касательно внешних требований, то они в основном сосредоточены на:

— коробке передач и ее возможностях;

— системы тормозов автомобиля, особенностей контроля теги и режима принудительного холостого хода;

— системы внутреннего климата, поскольку она функционирует на основании работы компрессора;

Что делает педаль газа?

Можем сделать вывод, что регулировка дроссельной заслонки осуществляется под влиянием многих факторов и в основном зависит от мощности двигателя. Но чтобы более детально разобраться с тем, как именно протекают все эти процессы, давайте изучим конструктивные особенности акселератора.

2. Что необходимо знать о конструкции акселератора и его функционировании?

Вы наверное хотите нас спросить, зачем мы используем слово «акселератор», если речь идет о газе и педали газа? Просто вся система одной педалью не ограничивается, а слово «акселератор» способно передать, о каком именно процессе идет речь – ускорении, поскольку именно так и переводится это слово.

И под акселератором необходимо понимать специальную заслонку, благодаря которой происходит регулировка подачи топлива и воздуха в камеры сгорания цилиндров автомобильного двигателя.

И чем шире открыта эта заслонка, тем выше давление будет подниматься внутри цилиндров и тем быстрее будут двигаться поршни. От поршней усилие будет передаваться на коленчатый вал, а далее уже на трансмиссию. Меняя передачу на коробке, Вы тем самым еще привносите контроль за скоростью вращения колес.

Все эти процессы в совокупности и запускают движение автомобиля.
Акселератор практически одинаково работает и на карбюраторных моторах, и на инжекторных. Разница здесь совсем незначительная и заключается она только в способе, которым подается смесь:

— поскольку сам по себе карбюратор является ни чем иным, как узлом топливной системы, именно в него поступают воздух и бензин, создавая горючую смесь. Когда же водитель нажимает на педаль газа, он контролирует и регулирует подачу этой самой горючей смеси непосредственно в блок цилиндров;

— инжекторная система отличается тем, что это система впрыска. Непосредственная подача топлива в камеру сгорания каждого поршня в ней регулируется при помощи форсунок. То есть, подача топливной смеси здесь более точная. Также, стоит знать и понимать, что инжекторная система двигателя внутреннего сгорания представлена двумя видами – с распределенным впрыском и с непосредственным впрыском.

Что же касается автомобилей с дизельными двигателями, то у них есть своя особенная система впрыскивания: топливо впрыскивается в камеру сгорания постоянно, контролировать в этом случае можно только количество топлива, которое подается непосредственно в цилиндры при помощи топливного и воздушного насосов.

Но вернемся обратно к тому, как именно происходит процесс ускорения автомобиля. Естественно, совершается оно через ту самую педаль газа, которая находится в салоне автомобиля и нажимать которую может только водитель. Для того, чтобы автомобиль функционировал нормально, на нее нельзя слишком сильно нажимать. Дело в том, что в таких случаях в карбюраторных двигателях могут образовываться так называемые «провалы». То есть, в камеру сгорания подается слишком большое количество воздуха, стабилизацию которого «экстренно проводит» специальный ускорительный насос путем увеличения или уменьшения подачи топлива.

Нажимая на педаль, Вы должны осознавать, что тем самым Вы запускаете в камеру сгорания много топливной смеси и заставляете двигатель своего автомобиля намного интенсивнее работать. Если подобная эксплуатация будет длиться достаточно продолжительно – могут настать нежелательные последствия для самого двигателя.

Но самая сложная конструкция акселератора применяется на автомобилях с турбодвигателями. Для того, чтобы ход поршней и подача топлива в камеры сгорания были равномерными, в работу включаются не только форсунки, но и насос высокого давления.

Описание конструкция электронного привода дроссельной заслонки

Что делает педаль газа?

Чем совершеннее система, тем больше деталей она в себя включает. Благодаря этому и обеспечивается точность ее функционирования. Так, основными элементами конструкции электронного привода дроссельной заслонки автомобиля являются:

1. Педальный модуль. Именно он содержит датчики, определяющие положение педали «газа» и передающие соответствующую информацию на электронный блок управления двигателя.

2. Сам блок управления двигателя. Получает сигнал от датчиков и интерпретирует по ним намерения водителя в отношении того, какую скорость он хочет задать своему автомобилю (если быть точнее, то крутящему моменту двигателя).

Чтобы реализовать эти намерения, ЭБУ передает специальный управляющий сигнал на привод дроссельной заслонки, которая в ответ либо закроется, либо откроется. Но не стоит забывать, что одновременно с информацией с датчиков, ЭБУ получает информацию и с других систем, которые также учитываются в его исходящем сигнале.

3. Модуль управления дроссельной заслонкой. Благодаря ему обеспечивается необходимое количество воздуха, которое необходимо цилиндрам. Также, он передает информацию обратно на ЭБУ, сообщая о том, в каком именно положении находится дроссельная заслонка. Реализуется такой обратный процесс благодаря специальным угловым датчикам самой заслонки.

4. Контрольная лампа привода заслонки. Благодаря ее сигналу водитель может узнать о том, что внутри системы электронного привода возникла поломка.

Итак, коли мы вспомнили о поломках, то самое время остановиться на них более подробно и рассказать Вам, что именно может произойти с Вашей педалью акселератора или же непосредственно с самим акселератором. Именно об этом и пойдет речь далее.

3. Неисправности педали акселератора или когда нужна ее замена?

Принцип работы педали акселератора не такой уж сложный, но наличие в нем электронных соединений и датчиков увеличивают риск поломки. Но, забежим наперед, что неисправности возникают не только в электронной системе, но и в механической. Но давайте обо всем по порядку.

Наиболее распространенная неисправность – перегорание одного из датчиков, которые установлены на кронштейне педали «газа». Если такое и произойдет, то об этом Вас сразу же оповестит лампочка на панели приборов, которая несет ответственность за исправность работы системы управления автомобильным движком.

Но ЭБУ сразу же отреагирует на такое происшествие и примет необходимые меры, которые заключаются в переходе на резервный режим функционирования (то есть, обороты двигателя при разгоне будут расти очень медленно, зато безопасно). В том случае, если из строя одновременно выходят оба датчика, то ЭБУ включает аварийный режим. Как следствие, движок начинает функционировать на холостом ходу.

Что же касается действий, который должен выполнить водитель, так это убедиться в том, что поломка действительно прячется в неисправности датчиков и если это действительно так, то произвести их замену. К сожалению, но датчики ремонту не подлежат, и в такой ситуации приходится полностью менять педаль акселератора.

Работа дросселя может нарушаться из-за неисправности проводки. Нередкими бывают случаи, когда из строя выходит электронный движок. В таком случае на мониторе выскочит соответствующее уведомление, оповещающее водителя об аварии.

Но если с подобными неисправностями можно справиться, то в тех случаях, когда выходит из строя ускоритель электронной педали газа, его также приходится менять на новый. Как произвести подобную замену мы Вам в деталях распишем ниже.

4. Когда электронная педаль газа требует ремонта: что можно сделать своими руками?

Как это не печально звучит, но в большинстве случаев, когда из строя выходит один элемент системы акселератора, менять приходится практически весь узел. Но начинать ремонт сразу же по обнаружению поломки не стоит – необходимо вначале проверить, что же именно стало ее причиной, возможно дело совсем не в педали акселератора.

Для этого мы в первую очередь производим демонтаж самой педали: отсоединяем колодку от датчиков и откручиваем крепежные гайки.

Чтобы провести проверку Вам понадобиться специальный прибор под названием мультиметр. Его необходимо подсоединить к разным выводам и следить, как меняются значения электрического сопротивления на его циферблате. Об неисправности будут свидетельствовать резкие скачки стрелки прибора, потому что в норме она должна опускаться плавно.

Итак, если проблемы заключаются в проводке – это мы можем исправить и самостоятельно. к примеру, может быть нарушена изоляция или же Вы наткнетесь на повреждения самих проводов.

Действуем по следующей схеме:

— освобождаем ось, на которую крепится шестерня (для этого не забудьте отпаять провода, освободить коробку и вытянуть кабель);

— снимаем жгут с проводами;

— производим замену неисправных проводов;

— собираем заслонку обратно и тестируем полученный результат.

Бывают случаи, когда двигатель реагирует на нажатие педали акселератора с некоторым опозданием. В таких случаях на педаль необходимо установить специальную шпору, или же электронный корректор.

Благодаря ему интервал между нажатием педали и открытием дроссельной заслонки снижается до минимума. По своей сути шпора является отдельным модулем, подключать который необходимо к вышеупомянутым датчикам. Через микропроцессор данные с датчиков преобразуются, подаются на контролер, который предпринимает необходимые действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *