Что делать если расклеилось водительское удостоверение
Перейти к содержимому

Что делать если расклеилось водительское удостоверение

  • автор:

Можно ли ламинировать водительское удостоверение и что за это грозит?

WhatsApp

Качество изготовления современных документов часто оставляет желать лучшего. И в 2023 году многие водители жалуются, что свидетельство о регистрации на автомобиль и водительские права начинают расслаиваться практически сразу после их получения в ГАИ. В то же время грань между подделкой документов и их доведением до ума достаточно тонка – отличным примером служит подделка госномеров. В данной статье мы будем выяснять, можно ли заново заламинировать самостоятельно водительские права и СТС, что за это грозит и как этого избежать.

Можно ли заламинировать права водителя самому в 2023 году?

Сначала рассмотрим законодательную составляющую ответа на наш главный вопрос. И да, закон 2023 года не запрещает ламинировать такие документы водителя, как водительское удостоверение или свидетельство о регистрации.

И вот ряд правовых основ.

  1. Приказ МВД №365 от 13.05.2009 г. указывает, что водительские права изготавливаются из пластиковой основы по утверждённому образцу.
  2. В то же время прямой запрет ламинации мы можем найти только в одном законе – ФЗ №143 Об актах гражданского состояния. Его статья 9 предписывает, что документы регистрации актов состояния подлежат замене в случае их ламинирования. Однако, взглянув в статью 3 этого же ФЗ, мы обнаружим, что ни права, ни СТС к таким бумагам не относятся.
  3. Допуск к ламинированию содержится также в ГОСТ Р51511-2001, пункте 6.6. Однако, данный Госстандарт регулирует вопрос возможности ламинации документов, на которых содержится печать с гербом России. А в нашем случае ни в/у, ни СТС не содержат такой печати.

Как видим, прямого запрета заламинировать как водительские права, так и свидетельство о регистрации в законодательстве 2023 года нет. Однако, нет и допуска сделать это самостоятельно.

А на практике можно или нет?

А теперь выясним, как это работает на дороге.

Да, если вы спросите напрямую у любого инспектора ДПС, можно ли заламинировать водительское удостоверение, то чаще всего получите в ответ, что в этом случае документ перестанет действовать и станет подделкой. И правды в этом точно нет.

Однако, практика работает таким образом, что в любом случае, если сотрудник ГИБДД увидит признаки того, что пластик на правах или свидетельстве не «стоковые», которые обычно выдаются в ГИБДД, то проблемы здесь могут начаться. И вот какие!

Что грозит, если я заламинирую в/у или свидетельство о регистрации?

На самом деле тот факт, что в этом случае водительские права перестанут действовать – сущая неправда. И такого не может быть по закону. Но могут наступить другие последствия.

Требование ПДД передать для проверки документ

Итак, сначала заглянем в заезженный пункт 2.1.1 ПДД, согласно которому вы как водитель обязаны передать для проверки инспектору водительское удостоверение. То есть должны передать именно сам документ.

Приказ №664 и разъяснения Верховного суда

Но самое главное содержится в пункте 53 Административного регламента, где указано, что во исполнение пункта 2.1.1 Правил сотрудник должен принимать документы без обложек и прочих посторонних предметов.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Суть здесь в том, что к водителю данное требование не относится – Приказ сугубо для сотрудника полиции. Однако, данная официальная трактовка как раз образует законность требования инспектора, а водитель обязан выполнять такие законные требования. За неподчинение грозит часть 1 статьи 19.3 КоАП – вплоть до ареста до 15 суток.

Законность такого положения дел подтвердил и Верховный суд в своём Постановлении №69-АД 17-1 от 01.03.2017 г. Правда, здесь речь идёт о железном аргументе, но именно об обложках также прямо упомянул Верховный суд.

Заламинировать водительское самому – мнение Верховного суда

Значит, водительское удостоверение становится недействительным?

Наличие обложки в виде ламинации и/или посторонних предметов не делает водительские права подложными или недействительными, разумеется. Здесь только может не выполняться законное требование сотрудника ГИБДД.

Однако, на практике 2023 года далеко не всегда инспектор ДПС будет требовать от вас удалить ламинацию – всё же и в регламенте, и в разъяснениях Верховного суда речь идёт именно об обложках (которые чаще всего вообще скрывают изначально в/у и которые требуется просто открыть).

Сама по себе ламинация водительских прав или СТС – это лишь повод для сотрудника ГИБДД, как показывает практика, вызвать конфликтную ситуацию с водителем, если тот настроен на неё изначально. Поэтому, если вы заламинируете водительские документы, то будьте готовы к этому, но следует учитывать, что ламинация к обложкам и посторонним предметам относится лишь косвенно, «притянутой за уши», в остальном она не запрещена.

Как власти цинично наживаются на выдаче водительских «прав»

У меня расклеилось водительское удостоверение. Опять. Во второй раз. Впервые оно расслоилось уже через год после выдачи — в 2019 году. И вот это произошло вновь — в 2022. Получается, что за четыре года — дважды. По идее, расслоение прав — повод обратиться в ГИБДД для их замены. Ведь, строго говоря, удостоверение, «распавшееся» на две половинки, пришло в негодность. В первый раз я столкнулся с этим природным явлением в процессе покупки полиса ОСАГО.

Девушка-агент, оказавшаяся невольным свидетелем полураспада заламинированной бумажки, гордо подтверждающей мои водительские полномочия, успокоила: мол, на ее памяти у многих «права» разваливались. Нужно просто подклеить их самому как было — открыла мне лайфак она. Собственно, я так поступил и тогда, и поступлю сейчас, — как неизвестное количество других водителей, безальтернативно пользующихся отпечатанными практически на папиросной бумаге ВУ. В следующий раз мне, по закону, придется менять «корочку» через 6 лет, в 2028. И судя по наработанной статистике, примерно раз в два года мне еще придется вынужденно заниматься проклейкой «прав».

Это тем более досадно, что мое ВУ крайне редко вызывает интерес у сотрудников полиции — максимум пару раз в год экипажи ДПС изъявляют желание ознакомиться с ним лично при проверке документов. Все остальное время «права» безвылазно находятся в специальном отделении жесткой кожаной обложки паспорта. То есть о каком-то «износе» удостоверения говорить в моем случае уж точно не приходится.

Так случилось, что я мимоходом поделился этой своей «засадой» с приятелем. Попутно посетовав, что он и его коллеги по сфере разработки для госорганов всяких цифровых сервисов так до сих пор и не сподобились внедрить в жизнь идею «электронных прав» — как это произошло с «электронным ПТС».

Ответ моего знакомого сразил наповал: электронные «права» никому не выгодны! Оказывается, по его словам, для «Гознака» себестоимость производства одного бланка ВУ (со всеми супер-пупер водяными знаками и защитами от подделки) составляет всего около 16 (шестнадцати!) рублей. При этом за каждый такой бланк «Гознак» получает от ГИБДД по 1600 рублей. Чистая прибыль — 10 000%. А потом автомобилист платит госпошлину за изготовление «прав» 2000 рублей, восполняя затраты вдомства на закупку бланков у «Гознака» и зарпалту инспекторов отдела регистрации. Отличная бизнес-схема, не находите?

Когда «учить» — только портить: тест-драйв обновленного кроссовера Skoda Kodiaq

Сравнительный тест Volkswagen Tiguan и Mitsubishi Outlander: кайф или драйв?

Напомним, что в течение каждого года ГИБДД выдает порядка 1,5—2 млн. новеньких ВУ новоиспеченным водителям. Кроме того, ежегодно меняют удостоверения в связи истечением срока действия еще около пяти млн. автомобилистов страны. И это не считая тех, кто восстанавливает «права» после утери, кражи и тому подобных эксцессов. То есть, как минимум 6,5—7 млн. человек ежегодно приносят «Гозаку» прибыль в 10 000%, что в денежном выражении составляет 650—700 млн.. рублей — за копеечное производство клочков «папиросной бумаги» с водяными знаками.

А теперь представьте, как если бы все, у кого расклеились «права», дисциплинированно их меняли в ГИБДД — не реже одного раза каждые два года, как показывает мой личный опыт. Вся 55-миллионная армия автомобилистов России. Это же озолотиться можно! «Гознаку»…

С этой точки зрения становится понятной хлипкость, изначально заложенная в российское ВУ: авось кто-то клеить все-таки не будет и заплатит 2000 ₽ за восстановление документа! Изложенная выше версия отлично объясняет и странные «тормоза» в деле перехода страны на «электронные права»: только дурак сам откажется от бизнеса, приносящего 10 000% прибыли. Можно не сомневаться, что и на «Гознаке», и в ГИБДД дураков стараются не держать.

Ламинирование и замена водительских прав нового образца

Ламинирование является отличным способом сохранить ценные документы на более длительный срок. О том, имеет ли право автовладелец покрывать плёнкой водительское удостоверение нового образца, а также как это происходит на практике, читайте далее.

  • Можно ли ламинировать права нового образца?
  • Как самостоятельно заламинировать?
    • Выбор ламинатора
    • Процесс ламинирования
    • Необходимые документы
    • Госпошлина

    Можно ли ламинировать права нового образца?

    Закон Российской Федерации разрешает ламинировать любые виды документов, кроме перечисленных:

    • Различные виды свидетельств — о рождении, о смерти, о вступлении в брак, о замене своего имени.
    • Документ о расторжении брачных уз.
    • Официальные бумаги, подтверждающие отцовство или опекунство.

    Поскольку водительское удостоверение любого образца не входит в вышеприведённый список, его можно ламинировать.

    Важно!Для ламинирования водительских прав лучше выбрать матовую плёнку. Она не будет искажать цвет и шрифт документа.

    Как самостоятельно заламинировать?

    Ламинированный документ не только износостойкий, но и выглядит более привлекательно. Благодаря плёночному покрытию он становится стойким к механическим повреждениям и промоканию. Поэтому многие водители предпочитают делать ламинацию удостоверений.

    Произвести процесс можно везде, где предлагается услуга нанесения плёнки на бумагу или пластик с использованием специальной аппаратуры. Также процедуру можно сделать в домашних условиях, если приобрести ламинатор, а также подручными средствами (успешный результат в этом случае не гарантирован).

    Выбор ламинатора

    Ламинирование производится при помощи специальной техники под названием — ламинатор. Устройство может быть:

    • Пакетным — предполагает использование в ходе работы двух скреплённых листов плёнки.
    • Рулонным — материал для ламинации подаётся из рулона, поэтому на таком устройстве есть ограничение по ширине.

    Знаете ли вы? В Испании водитель, который имеет плохое зрение и использует очки, по закону должен обязательно иметь запасную пару очков в салоне, на случай если первая будет разбита.

    Процесс ламинирования

    Сделать ламинацию прав можно без специального устройства.

    Для этого понадобятся такие инструменты и материалы:

    • ножницы;
    • утюг;
    • носовой платок;
    • плёнка для ламинации.

    Пошаговая инструкция:

    • Нагреть утюг до температуры, которая указана на упаковке плёнки для ламинации.
    • Затем вложить удостоверение в середину плёнки.
    • Сверху положить платок.
    • Далее постепенно проутюжить по стыкам швов.
    • Обрезать излишки плёнки.

    При проведении процедуры ламинирования необходимо чётко следовать инструкции или обратиться в специализированный сервис, иначе можно испортить документ

    Стоит понимать, что разламинировать документ будет невозможно. Поэтому, чтобы не испортить его при проведении ламинирования в домашних условиях, можно потренироваться на ненужных пластиковых картах. Так, в случае неудачи удостоверение останется целым и его не придётся менять.

    Также можно будет проверить, насколько эффективна процедура, выполненная самостоятельно — не будет ли после нежелательных последствий в виде:

    • расслоения документа;
    • расклеивания плёнки;
    • искажения данных, написанных на нём.

    Знаете ли вы? В Великобритании существует закон, запрещающий использование автомобильного сигнала в жилых районах в промежутке времени с 23.30 до 7.00. Несоблюдение этого правила приведёт к штрафу.

    Как склеить права?

    Плёнка, которая была на правах во время их выдачи, может со временем расклеиться или расслоиться. Тогда её можно аккуратно отделить от поверхности пластика и заламинировать удостоверение вновь. Для этого можно использовать инструкцию, приведённую выше, или обратиться к специалистам.

    Как заменить?

    Если водительское удостоверение испорчено, его следует заменить. Для процедуры водитель должен обратиться в ГИБДД своего района, где ему будет предложено оформить бумаги на восстановление прав.

    Необходимые документы

    Чтобы получить новые права, сначала необходимо подать заявление, которое можно заполнить по образцу, предоставленному сотрудником ГИБДД.

    Также следует иметь при себе:

    • паспорт гражданина России;
    • чек об уплате государственной пошлины;
    • фото формата 3×4;
    • страховой номер индивидуального лицевого счёта.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Какие категории открываются автоматически при замене водительских прав
    • Квитанция для оплаты госпошлины для замены водительського удостоверения
    • Где заменить водительское удостоверение в Москве ЮЗАО
    • Особенности замены прав: нужно ли сдавать экзамен, стоимость пересдачи
    • Срок годности медицинской справки для замены водительских прав в РФ

    Госпошлина

    При восстановлении испорченных прав водитель должен уплатить государственную пошлину. Сбор составляет 2 тыс. руб. Также может понадобиться ещё дополнительная сумма 800 руб., которую необходимо будет отдать за временное свидетельство, например, если человек работает на автобусе или прочем транспорте и не может ждать момента выдачи нового удостоверения.

    Ламинирование водительского удостоверения — отличный способ сохранить документ в надлежащем виде в течение долгого времени. При проведении процесса в домашних условиях необходимо соблюдать предельную осторожность, иначе можно испортить права, что повлечёт за собой ненужные растраты времени и денежных средств на восстановление.

    8 случаев, когда ваши права внезапно станут недействительными. Памятка

    Фото: Артем Геодакян / ТАСС

    В МВД России назвали восемь причин, по которым водительские права могут быть аннулированы. Это следует из проекта приказа об административном регламенте ведомства о сдаче экзамена на права и выдаче водительских удостоверений. Причем ранее в регламенте эти основания прописаны не были. Однако, как уточнили эксперты, обновленный регламент МВД всего лишь дублирует положения постановления правительства 2014 г., в котором указаны все возможные случаи, когда российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию. А именно:

    • если истек срок действия водительского удостоверения;
    • если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
    • если водительское удостоверение пришло в негодность вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем, либо в его части, невозможно определить визуально;
    • если ВУ выдано на основании поддельных документов, либо с нарушением правил;
    • если поступило заявление об утрате/хищении ВУ;
    • если выданы новые права;
    • если у водителя обнаружили медицинские противопоказания к управлению автомобилем;
    • смерть владельца водительского удостоверения.

    Аннулирование документа — это формальный акт, свидетельствующий о том, что документ утрачен, или же скончался его обладатель и в дальнейшем документ использовать уже нельзя. Как уточнил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала, такая процедура нужна, чтобы исключить одновременное использование и старых и новых удостоверений с измененными данными. Также это нехитрое техническое решение исключает возможность для нарушителей подсовывать инспекторам ГИБДД права умерших водителей.

    «Сотруднику ГИБДД достаточно считать штрихкод удостоверения, чтобы определить его статус, либо вбить данные удостоверения и понять, что документ аннулирован и к дальнейшему использованию непригоден», — уточнил эксперт.

    Фото: Олег Лозовой / РБК

    Несмотря на такие подробные разъяснения, некоторые водители до конца не уверены, можно ли ездить, если права потерты совсем немного, и что грозит за езду с правами со старой фамилией. Разбираемся при помощи экспертов в области права, чем такие ситуации при встрече с инспектором ГИБДД.

    Иногда автомобилисты могут испортить документ случайно — отправить в стиральную машинку или сломать пополам так, что будет плохо видна фотография или не читаться данные. Как объясняют юристы, сурового наказания за это не последует.

    «Если на документе не видна фотография, не читается фамилия, не виден номер, изменены ФИО, то ничего существенно страшного не происходит, — объяснил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. — Сотрудник ГИБДД на месте проведет проверку и если право управления подтвердится, то водителю грозит небольшой штраф по ст.12.3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД» — 500 рублей. Отстранения от управления не происходит, и штрафстоянка не грозит. Важно, что в норме говорится о невозможности именно визуально считать сведения — к ним относятся как текст, так и фотография».

    Избежать штрафа не получится, даже если сотрудник убедится, что гражданин действительно получал удостоверение и срок его действия не истек.

    Фото: Олег Лозовой / РБК

    Смена фамилии не влечет утрату права управления, но приводит к тому, что документ со старыми данными становится недействительным. А вот это уже нарушение.

    «Нельзя, чтобы данные в паспорте гражданина шли в разночтение с прочими документами, так или иначе идентифицирующими водителя или дающими ему определенные права, — предупредил Мацала. — Часто граждане получают свидетельство о регистрации ТС и страховку на автомобиль по старому документу и продолжают использовать автомобиль с не замененным удостоверением. Это нарушение и за него полагается тот же штраф — 500 рублей. Аннулирование вынудит водителя сменить ВУ на новое».

    Если же за руль сядет водитель с истекшим сроком действия удостоверения, проблемы у него будут гораздо серьезнее. «Когда истекает срок действия ВУ, лицо считается не имеющим права управления. Это значит, что нарушителю уже грозит наказание по ст.12.7 КоАП — штраф от 5 до 15 тыс. руб. Кроме этого инспекторы ГИБДД имеют полное право отправить автомобиль на штрафстоянку — продолжить движение такой водитель уже не сможет», — уточнил Мацала.

    Фото: Алина Распопова / РБК

    Водители, которые оказывается в базах нарко- и психдиспансерах, как страдающие зависимостями, автоматически теряют право управление транспортными средствами. Формально за руль им садиться уже запрещено. Но прямой нормы или штрафа для водителя, который, к примеру, страдает алкоголизмом и ездит за рулем, не существует.

    Для начала эти данные должны узнать в ГИБДД или прокуратуре — сотрудники ведомств регулярно делают запросы в медучреждения. На основе полученных данный инспекторы делают запросы в суды с требованием ограничить гражданам доступ к управлению. После решения суда вновь севший за руль автомобилист уже будет считаться нарушителем. Однако вся эта процедура занимает продолжительное время и страдающие зависимостями водители до тех пор могут беспрепятственно садиться за руль.

    В ГИБДД продолжительное время добивались возможности получить доступ в базе данных Минздрава, чтобы оперативно ограничивать таким гражданам доступ к управлению до момента выздоровления. В 2021 году у них наконец появится возможность получить доступ к информации о водителях с проблемными диагнозами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *