Mercedes свернул с прямой
Mercedes-Benz пересматривает формат присутствия в России — по данным “Ъ”, компания может продать имущество своего дистрибутора «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров. Возможная схема — переход прав дистрибутора к дилеру. Завод Mercedes-Benz в РФ в сделку не входит, он не работает, как и большинство автомобильных производств в стране. Если сделка состоится, Mercedes-Benz прекратит работать в России напрямую. Такая схема была популярна у европейских брендов в самом начале выхода на рынок РФ в 1990-е годы, а сейчас используется на менее важных рынках СНГ.
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Mercedes-Benz продает имущество в РФ, принадлежащее «Мерседес-Бенц Рус» (официальный дистрибутор марки в стране), одному из дилеров, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Среди претендентов собеседники “Ъ” называют «Панавто», «Автодом», «Авилон» и «Мейджор».
Другой источник “Ъ” отметил, что «Мерседес-Бенц Рус» обсуждает продажу дилерам своего склада автомобилей и дилерского центра через торги.
До сих пор компания не распродавала имеющийся склад автомобилей в РФ, опасаясь санкций, говорит еще один источник “Ъ”, поэтому речь может идти о получении одним из дилеров прав дистрибутора Mercedes на рынке РФ. О том, что предметом сделки является договор дистрибутора, говорит и другой собеседник “Ъ”. Один из дилеров сообщил, что подписал соглашение о неразглашении.
Какой иностранный бизнес прервал работу в России
Источник “Ъ” среди дилеров, не названных выше, отмечает, что в начале июля сотрудники офиса Mercedes-Benz в РФ начали массово искать работу. Однако он говорит, что аналогичные примеры есть и по другим маркам, в том числе Volkswagen. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что речь, скорее всего, шла о добровольном увольнении, а не сокращении.
В Mercedes-Benz “Ъ” сказали, что компания рассматривает различные варианты ведения бизнеса в России:
«Конкретных решений пока нет. Просим отнестись с понимаем к тому, что мы не даем комментариев относительно планов на будущее и стратегических решений».
Mercedes-Benz был второй по популярности премиальной маркой в РФ после BMW (продажи в 2021 году — 43 тыс. машин против 46,8 тыс. у BMW без учета Mini). Санкции ЕС запрещают поставку в РФ премиальных автомобилей дороже €50 тыс., а из США их нельзя поставлять совсем, в том числе BMW X серии и Mercedes GL. У Mercedes-Benz есть также автозавод в подмосковном Есипово, и никто из собеседников “Ъ” не говорит о том, что этот актив войдет в будущую сделку.
У «Мерседес-Бенц Рус» в аренде два здания на Ленинградском проспекте (офис в доме 39А и дилерский центр и станция СТО в доме 39, стр. 34). Завод принадлежит ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», где 20% у СП «Даймлер Камаз Рус», остальное — у головной Mercedes-Benz AG.
«Сейчас много западных компаний размышляет про уход с рынка. Мы не видели объявление о продаже бизнеса «Мерседес-Бенц»,— заявил “Ъ” гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.— Наш интерес всегда в расширении своего текущего бизнеса или в выходе на новые сегменты. Безусловно, в таких сделках покупатель предлагает некоторый дисконт к обычной цене — это премия за риск и готовность осуществить сделку сейчас. Но бизнес импортера и тем более производителя — это не просто продажа торговой компании: есть много нюансов, связанных с исполнением обязательств перед клиентами, поэтому нужно быть очень уверенным в своих силах, чтобы участвовать в таких сделках».
Один из собеседников “Ъ” говорит, что шансов получить имущество или права дистрибутора больше всего у «Панавто»: дилер и немецкий автоконцерн имеют давние хорошие отношения.
Глава «Панавто» Кирилл Павлович сказал “Ъ”, что не вправе давать комментарии относительно бизнеса «Мерседес-Бенц Рус». Господин Павлович, согласно «СПАРК-Интерфакс», также возглавляет ассоциацию дилеров Mercedes-Benz. В «Авилоне» отказались от комментариев, “Ъ” направил запрос в «Мейджор».
Доля дорогих автомобилей в продажах упала почти вдвое
Сергей Удалов из «Автостата» говорит, что как минимум сам центр Mercedes-Benz на Ленинградском шоссе представляет интерес для дилеров: «Это неплохой флагманский центр, и само место известное и ходовое». «Держать имущество и персонал, понимая, что в ближайшее время это будет только съедать деньги, сложно»,— объясняет он возможные причины действий Mercedes-Benz. В любом случае, считает аналитик, эти потери легко восполнить при улучшении ситуации на рынке в отличие от продажи завода.
При переходе прав дистрибутора к дилеру, говорит Сергей Удалов, Mercedes-Benz формально прекращает работу в РФ напрямую: «Такая схема присутствия практиковалась в 2000-е годы — например, «Рольф» был дистрибутором Mitsubishi. Сейчас это может быть временным решением для возможного будущего возвращения на рынок с прямым присутствием». Собеседник “Ъ” добавляет, что присутствие через дилера часто практикуется в мире «на не самых крупных и важных рынках для компаний».
Mercedes-Benz уйдет из России: что будет с машинами и обслуживанием
Mercedes-Benz заявил о планах в ближайшее время уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Всю собственность получит локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». Сначала об этом сообщили в пресс-службе бренда, затем подтвердили в Минпромторге, а также в «Автодоме». Разбираемся, что будет с обслуживанием и ремонтом, а также с поставками Mercedes-Benz в Россию альтернативными путями.
Что Mercedes-Benz продавал в России
Последние два года Mercedes-Benz продавал в России в среднем около 40 тыс. автомобилей. В 2020 году продажи составили 38 815 единиц, а в 2021 году — 43 011 единиц. Часть автомобилей производили в России: на подмосковном предприятии в Есипово в разное время в зависимости от поставок электрокомпонентов собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.
Завод построили в России в 2019 году: площадь предприятия составила 85 Га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Локализовать производство и подписать с государством специнвестконтракт немецкий автобренд согласился под сильным давлением российских властей: решение обсуждали несколько лет, постоянно откладывали и меняли возможные точки будущего открытия. Для Mercedes завод был в первую очередь необходим для получения доступа к госзаказам — с определенного момента в тендерах на поставки автомобилей госструктурам в России могли только локализованные в России производители. В обмен на инвестиции бренд получил возможность продавать свои машины как российские, а также ряд преференций со стороны федеральных и местных властей, включая налоговые.
Весной 2022 года завод остановил свою работу и прекратил поставки автодилерам. В середине марта ассоциация Российских автодилеров (РОАД) сообщила о проблемах с поставками запчастей от ряда иностранных производителей, включая Mercedes. Свои жалобы дилеры отправили в Ассоциацию европейского бизнеса АЕБ и в головной офис бренда. Также дилеры ждали разъяснений о предоставлении гарантии на автомобили, которые не всегда было возможно починить оригинальными запчастями.
В ответ от Mercedes-Benz пришло письмо (есть в распоряжении Autonews.ru). В компании заявили, что не согласны с утверждением о невозможности осуществлять гарантийные и коммерческие ремонты, а также техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz. По словам представителей бренда, при возникновении сложных ситуаций по ремонту автомобилей Mercedes-Benz вопросы решаются индивидуально с каждым дилерским предприятием и сервисным партнером.
После этого Минпромторг внес автомобили и запчасти Mercedes-Benz в список брендов, продукцию которых можно ввозить в Россию без дополнительных разрешений со стороны правообладателей торговой марки. Однако трудности с поставками по альтернативным каналам это решение устранить не помогло. Так, в середине марта Евросоюз наложил эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши. В санкционный список попали и транспортные средства стоимостью €50 тыс. и более. Таким образом, под санкции попали в том числе «старшие» модели Mercedes-Benz.
Как рассказывали Autonews.ru неофициальные перевозчики, машины можно было покупать у частных лиц также только самим физлицам, при этом автомобили должны были иметь определенный пробег и не могли быть новыми. Главной проблемой при ввозе таких машин стали трудности с переводом денег за рубеж — крупные суммы банки либо не пропускали, либо замораживали. Кроме того, преграды возникли и на пути ввоза запчастей из Европы: как сообщил Autonews.ru представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, в Россию из Европы невозможно привезти детали Mercedes дороже $300, поэтому поставщикам приходится использовать схемы по ввозу через третьи страны, включая Казахстан. Эту информацию подтвердили и специалисты по параллельному импорту.
Что теперь будет с обслуживанием и параллельным импортом Mercedes-Benz
Главным вопросом для автособственников стал вопрос гарантийного обслуживания и ремонта автомобилей. Как заверили в Mercedes-Benz, основным приоритетом при согласовании условий сделки было максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг. Также в числе приоритетов было названо сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании.
В свою очередь, в компании «Автодом» заверили, что сделают все возможное для сохранения сервисного обслуживания автомобилей Mercedes-Benz, проданных и эксплуатируемых на территории России. Там также заявили, что основной задачей для компании станет поддержание лояльности российских клиентов.
«В ближайшее время будет выбран технологический партнер для дальнейшей эксплуатации производственных мощностей завода в индустриальном парке Есипово», — добавили представители компании.
В свою очередь в пресс-службе АГ «АВИЛОН» сообщили Autonews.ru, что дилеры Mercedes-Benz уже давно не получают запчасти напрямую от бренда. Вместо этого они наладили собственные каналы поставок нужных деталей, при этом все расходы на проведение гарантийного ремонта возмещает сам автопроизводитель.
Однако эксперт Шапарин уверен, что обслуживать автомобили Mercedes-Benz в ближайшее время станет гораздо дороже и сложнее. Главная причина — все та же низкая доступность запчастей, расходы на посредников из третьих стран и подорожание логистики.
«Владельцем современных автомобилей Mercedes-Benz, нашпигованных электроникой, нужно серьезно подумать о том, сколько денег они будут готовы тратить. Если машина была куплена в кредит, если собственник — не состоятельный человек, машину лучше продать, потому что экономика владения сильно изменится, — предупредил Шапарин. — Прямых поставок нет — из-за санкций это невозможно, схемы через Казахстан работают, но посредники берут по 25% сверху, плюс расходы на логистику. Цены будут зашкаливать. Выходит, отъездились мы на Mercedes».
Кроме того, эксперт опасается, что официальная поддержка со стороны головного офиса может оказаться недоступна для России в полном объеме, что приведет сложностям с ремонтом.
«Мы не знаем, как будет осуществляться дилерская поддержка, много в этих «умных» машинах зависит от электронных систем, и далеко не все программы и настройки можно прописать сторонними программами, в обход официального ПО. Кроме того, многие настройки надо прописывать онлайн через сервисы Mercedes в том числе, например, работу фар. А даст ли Mercedes доступ к этим программам «Автодому» или кому-то еще? А можно ли те запчасти, которые приехали в Россию, но изначально были предназначены для других стран, прописать через эти программы? Ведь все детали отслеживаются», — опасается Шапарин.
Еще один вопрос — это предоставление гарантийных обязательств. Многие участники рынка уже перестроились и начали предоставлять гарантию от дилера, на своих условиях — например, проводя ремонт доступными на рынке запчастями, не всегда оригинальными, но с сохранением гарантии. Как предположили в НАС, Mercedes также найдет обходные пути и без гарантии автомобилистов не оставит.
Звезда закатилась: Mercedes-Benz уходит из России
Mercedes-Benz уходит с российского рынка. Активы, включая завод в Подмосковье, а также финансовые подразделения автопроизводителя будут переданы одному из дилеров — ГК «Автодом». Новый владелец уже ищет партнера для производства автомобилей на предприятии под Солнечногорском. Мнения экспертов относительно перспектив российского завода Mercedes-Benz разошлись. Подробности — в материале «Известий».
Продано дилеру
Mercedes-Benz намерен уйти с российского рынка и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Об этом говорится в сообщении немецкого автопроизводителя.
«АО «Мерседес-Бенц РУС», ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», ООО «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисез Рус», «Мерседес-Бенц Банк Рус» ООО, OOO «Мерседес-Бенц Капитал Рус») будут проданы локальному инвестору, компании «Автодом», — говорится в пресс-релизе Mercedes-Benz. Сделка будут завершена после одобрения соответствующими органами. Сумма контракта не разглашается.
— Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании, — подчеркнула генеральный директор АО «Мерседес-Бенц РУС» Наталья Королева.
В компании «Автодом» подтвердили, что заключение сделки с Mercedes-Benz «вышло на финальную прямую».
— Со стороны компании будут предприняты все возможности для сохранения сервисного обслуживания автомобилей Mercedes-Benz, проданных и эксплуатируемых на территории РФ, при этом нашим основным приоритетом является поддержание лояльности российских клиентов. В ближайшее время будет выбран технологический партнер для дальнейшей эксплуатации производственных мощностей завода в индустриальном парке Есипово, — подчеркнули в пресс-службе «Автодома».
Впрочем, при осуществлении своих намерений автопроизводитель может столкнуться с судебными исками. В суд на АО «Мерседес-Бенц Рус» уже подала организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива»Как заявил глава ОПИ Олег Павлов, в ходе рассмотрения иска было установлено «что концерн полностью прекратил поставки десятков моделей легковых автомобилей и огромного количества запасных частей, необходимых для технического обслуживания и ремонта приобретенных потребителями машин», что, по мнению защитников прав потребителей свидетельствует о нежелании компании исполнять свои обязательства перед клиентами.
— В этом контексте заявления об окончательном уходе с рынка и сделка по передаче активов, по сути, являются ничем иным, как попыткой в обход закона снять с себя ответственность перед гражданами, — заявил Павлов. Он подчеркнул, что ОПИ намерена требовать наложения на имущество АО «Мерседес-Бенц Рус» обеспечительных мер, в частности запрета на совершение с ним сделок.
Трудная доля
Представитель Mercedes-Benz заявил в среду Reuters, что предполагаемая сделка не касается 15-процентной доли в КамАЗе, которой по-прежнему владеет немецкая компания. Напомним, что в сентябре 2021 года Daimler Truck AG в рамках процесса реструктуризации продала ценные бумаги КамАЗа за €132 млн «легковому» подразделению, которое сейчас называется Mercedes-Benz AG. Предполагалось, что в начале 2022-го эти доля снова будет передана Daimler Truck, выделенной в самостоятельную компанию.
Процесс застопорился, но представители немецкого концерна неоднократно опровергали информацию о планируемом выходе из капитала КамАЗа, так как для этого требуется разрешение правительства РФ. По информации Reuters, Mercedes-Benz все еще планирует передать ценные бумаги КамАЗа грузовому подразделению Daimler.
Mercedes-Benz уходит из России
Игорь Владимирский
Компания Mercedes-Benz продает все российские активы и уходит с нашего рынка. Как сообщил Минпромторг, после завершения всех согласований новым владельцем российских подразделений Мерседеса станет дилерская компания Автодом. Условия сделки пока не раскрыты. Активы в РФ по состоянию на конец 2021 года в компании Mercedes-Benz оценивали в 2 млрд евро, но сейчас они будут проданы намного дешевле, если вообще не «за рубль». По предварительной информации, Автодому перейдет как автосборочный завод в Подмосковье, так и московский офис компании Mercedes-Benz с собственным дилерским центром.
Компания Автодом намерена продолжить сервис автомобилей Mercedes-Benz, проданных в России, а также обеспечить работоспособность подмосковного завода. Он начал работу в 2019 году, но с этой весны находится в простое. Предприятие обошлось немецкому концерну в 250 миллионов евро и рассчитано на производство 25 тысяч автомобилей в год по полному циклу (со сваркой и окраской кузовов). Здесь выпускали седаны E-класса, а также кроссоверы GLC, GLE и GLS. Впоследствии Автодом при поддержке Минпромторга выберет нового технологического партнера для организации производства: скорее всего, это будет китайский автопроизводитель. Кстати, руководство российской компании и ранее заявляло о планах организации производства автомобилей.
Mercedes-Benz стал четвертым автопроизводителем, который принял решение о полном сворачивании работы в России: прежде это сделали General Motors, Renault и Nissan. Mercedes поставлял новые автомобили еще в СССР, а в Москве даже была официальная станция технического обслуживания! В 1994 году концерн Mercedes-Benz Group AG стал первой иностранной автомобильной компанией, учредившей на территории Российской Федерации дочернее предприятие АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили», которое работало до сих пор.