Что сейчас с запчастями на иномарки
Перейти к содержимому

Что сейчас с запчастями на иномарки

  • автор:

Автозапчасти в России подорожают на 5–7%. Какие бренды чинить дороже

Фото: Shutterstock

Основные поставщики автомобильных запчастей начали поднимать оптовые цены на 5–7%, рассказали Autonews.ru в российском Союзе автосервисов. Причиной повышения цен стало ослабление рубля. Это неминуемо скажется и на розничных ценах: в интернет-магазинах они уже пошли вверх, на сервисах и в обычных магазинах подорожание можно ожидать с сентября, рассказали эксперты, опрошенные Autonews.ru.

В первом полугодии дорожало не все

После того, как весной 2022 года в России автомобильные запчасти подорожали на 50-70%, их стоимость стабилизировалась. В первой половине 2023 года цены на автодетали существенно не менялись, отмечает глава ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, в 2022 году нарушились традиционные каналы поставок, а после ухода мировых автоконцернов их официальные дилеры просто не знали, где теперь брать детали.

Однако к 2023 году ситуация нормализовалась, появились альтернативные каналы поставок, с которыми научились работать как автосервисы, так и магазины. Сейчас дефицита запчастей фактически не наблюдается, любую деталь можно достать, хотя сроки ожидания редких комплектующих из-за усложнившейся логистики выросли с одного до нескольких месяцев, констатирует Подщеколдин.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Его слова подтверждаются и статистикой, подготовленной для Autonews.ru сервисом Drom.ru. Там проанализировали цены на ходовые запчасти в разных городах России на автомобили пяти марок: Lada, Volkswagen, Toyota, Hyundai и Audi.

Некоторые позиции, в частности все еще немного дефицитные блоки управления двигателями или датчики расхода воздуха, существенно подорожали: на 12,5% и 16,8%. Зато свечи зажигания и масляные фильтры — те самые детали, которые весной 2022 года многими скупались впрок, — наоборот подешевели. Правда, это справедливо не для всех марок: оригинальные свечи на Volkswagen и Audi растут в цене.

Динамика средних цен на ходовые автомобильные запчасти Lada, VW, Toyota, Hyundai и Audi, руб.
07.01.23 15.07.23 Изменение
Свеча зажигания 929 860 -8.0%
Тормозные колодки 1670 1795 +7.0%
Тормозной диск 2899 3050 +5.0%
Амортизатор 3474 3358 -3.5%
Оригинальные 2400 2400 0.0%
Аналоги 3810 3590 -6.1%
Лампа 352 370 +4.9%
Фильтр масляный 607 576 -5.4%
Оригинальные 1044 1000 -4.4%
Аналоги 589 550 -7.1%
Фильтр воздушный 703 700 -0.4%
Оригинальные 1450 1460 +0.7%
Аналоги 700 697 -0.4%
Стекло лобовое 5570 5700 +2.3%
Оригинальные 7000 7650 +8.5%
Аналоги 5500 5500 0.0%
Фара 5432 6000 +9.5%
Капот 7700 8829 +12.8%
Датчик расхода воздуха 2090 2500 +16.4%
Блок управления ДВС 2100 2400 +12.5%

По данным сервиса, стоимость запчастей для регулярного технического обслуживания автомобиля почти не изменилась, а для отечественных машин еще и снизилась. При этом для немецких марок подорожали масленные фильтры, а для японских — тормозные колодки и диски.

Фото: Shutterstock

Наблюдается и рост цен на кузовные запчасти, в первую очередь на оригинальные фары, капоты и лобовые стекла.

Сеть автосервисов EuroAuto предоставила Autonews.ru данные по динамике цен на оригинальные запчасти для конкретных марок автомобилей за 2022 и 2023 годы. Из них следует, что детали большинства машин в первом полугодии текущего года дешевели.

Стоимость запчастей по производителям автомобилей. Данные EuroAuto

Концерн Динамика цен в 2022 г. Динамика цен в 2023 г.
Hyundai Kia +17% -6%
Группа Volkswagen +14% 0%
Mercedes +78% -26%
General Motos +15% -5%
Toyota +50% -16%
Nissan +25% +28%
BMW +88% -9%
Ford +46% +3%
Renault +38% -2%
Lada -14% +15%

Осенью все будет дорожать

Во втором полугодии цены будут неминуемо расти. Это связано с ослаблением курса рубля. Утром 31 июля за один американский доллар давали 92,5 руб. против 75-77 руб. весной 2023 года.

Сейчас существенная доля запчастей закупается не за доллары, а за юани, говорит Подщеколдин, но это не меняет ситуацию, так как рубль ослаб и по отношению к китайской валюте тоже.

Правда, по мнению главы РОАД, рост цен удастся отложить на несколько месяцев за счет того, что основные игроки уже собрали достаточное количество деталей на своих складах и могут не повышать их стоимости для клиентов.

«В августе, приехав на сервис, подорожание вы не ощутите, так что спешить с ремонтом или техобслуживанием не надо. Но в осенние месяцы цены несколько подрастут», — заявил Подщеколдин, отметив, что этого не случится только если рубль начнет существенно укрепляться.

При этом глава РОАД напомнил, что гораздо большего подорожания стоит ждать не на рынке запчастей, а на рынке новых машин. Это связано с повышением с 1 августа утилизационного сбора.

Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов оценил повышение цен в 5-7%, также связав его с валютными курсами. По его мнению, избежать переписывания ценников не удастся, так как запаса по рентабельности у участников рынка нет.

«Практически все оптовики скорректировали рублевую цену вверх на 5-7% в последний месяц. Розничные цены двигаются вслед за оптовыми, при этом первыми отреагируют маркетплейсы, поставки на которые обеспечивают сами импортеры. Также цены поднимаются сразу в автосервисах, не имеющих собственных складов, затем, при обновлении ассортимента, цены меняют и розничные магазины», — говорит Плисов.

Фото: Shutterstock

При этом Плисов соглашается с Подщеколдиным в том, что нынешнее подорожание надо принять как должное, и что закупать запчасти впрок нет особого смысла.

«Использовать автозапчасти, как инвестиционный инструмент можно только если вы владелец автопарка с большим пробегом и высокой унификацией автомобилей. Однако, в случае отката курса валют, даже он может оказаться в ситуации, когда запчасти пролежали на складе полгода, а цена их упала. Учитывая, что по основным товарным группам дефицита нет больше полугода, вкладывать деньги в запчасти может быть неэффективно», — считает эксперт.

Доля оригинальных запчастей снижается

Участники рынка констатируют, что доля неоригинальных запасных частей существенно увеличилась. Причем речь не идет о контрафакте, такие детали ничем не хуже, а порой и лучше фирменных, говорит Подщеколдин.

По его словам, сейчас многие автосервисы переориентируются на закупки запчастей в Китае, где уже налажен выпуск деталей не только собственно к китайским машинам, но и к автомобилям мировых брендов. При этом, по словам эксперта, оборудование на новых заводах в КНР как правило лучше, чем на предприятиях именитых фирм в Европе, Корее или Японии.

Тенденцию к переходу на неоригинальные запчасти констатируют и в Drom.ru. Именно этим там объясняют снижение цен на ряд товаров в первой половине 2023 года. В частности, очень заметно увеличение доли неоригинальных амортизаторов и рост популярности марок с бюджетной продуктовой линейкой.

Отметим, что 1 сентября 2023 года должен был закончиться срок действия постановления правительства, временно разрешающего поставки в Россию автомобильных запчастей без проведения дорогостоящих сертификационных испытаний. Однако 10 июля, по просьбе дилеров и автосервисов, правительство продлило срок действия данного постановления еще на год.

Эксперт объяснил, что происходит с запчастями на иномарки

Россиянам объяснили, что происходит на рынке запчастей для автомобилей. Сегодня на рынке автозапчастей сложилась достаточно непростая ситуация. Однако, в зависимости от бренда, доступность деталей для машин отечественных, европейских и азиатских производителей будет заметно отличаться. Об этом в беседе с Quto.ru рассказал коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов.

Эксперт объяснил, что сегодня все автомобили можно разделить на две группы: в первую входят европейские и японские транспортные средства, во вторую — корейские, китайские и российские.

«За прошедшие полтора года валовый объём продукции из первой группы уменьшился в 3–10 раз в зависимости от конкретного бренда. При этом количество предложений от поставщиков возросло примерно в 3 раза, поскольку в цепочке поставок появились новые игроки», — отметил Колисов.

Так, если в начале 2022 года поставками запчастей занималось, условно, 1 000 поставщиков, которые продавали 1 000 000 единиц товара, то сегодня картина другая — это 10 000 поставщиков, на которые приходится 100 000 единиц. Иными словами, продавцов на российском рынке стало больше, но товара — заметно меньше.

Есть в сложившейся ситуации ещё один существенный минус.

«Рост числа поставщиков повышает риск поставок поддельной или некачественной продукции. Не для всех игроков характеристики поставляемых автозапчастей имеют значение: по сути, это относительно новая и прибыльная ниша. Параллельный импорт, безусловно, открывает доступ товарам на рынок, но контроль качества из-за длинных цепочек поставок в значительной степени ослабевает», — предупредил специалист.

Сообщается, что порядка двух третьих новых поставщиков, которые начали сотрудничать с «Автодоком» за последний год, пытались поставить некачественные запчасти. В результате такие компании были отключены от системы. Тем не менее, сама по себе ситуация на рынке близка к катастрофической: количество контрафакта превышает 50%.

«При этом комплектующие из второй группы — корейского, китайского и российского производства — показывают хороший рост и расширение ассортимента. Число поставщиков практически не изменилось. Здесь основные цепочки поставок сохраняются в прежнем виде, либо растут и расширяются», — заключил Виталий Колисов.

Владельцы иномарок столкнулись с дефицитом запчастей

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает.

Конечно, проблемы с запчастями сегодня во многом решает параллельный импорт, однако для «беглых» марок сроки поставки деталей могут исчисляться неделями, а по некоторым наименованиям месяцами. Иногда сервисные центры вместо замены неисправных узлов и агрегатов вынуждены заниматься их ремонтом, в том числе микросхем. Цены на запчасти заметно выросли. Придется подумать, стоит ли приобретать подержанную иномарку, говорят эксперты.

По мнению директора по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александра Носко, при покупке машины с пробегом стоит учитывать объемы вложений, включая содержание, транспортный налог, расход топлива, наличие и ценовую доступность запчастей, ликвидность автомобиля. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.

Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей.

«У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием, как с гарантийным, так и постгарантийным, не возникает. Благодаря эффективному параллельному импорту в сегменте комплектующих практически отсутствует дефицит, единственная сложность — увеличенные сроки поставки с 4-5 дней до 2-3 недель. Оптимально приобрести Renault Logan или Sandero, Toyota Corolla, Kia Rio или Hyundai Solaris, Honda Civic, а также автомобили китайских брендов», — советует эксперт.

Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова говорит, что в первую очередь проблемы с обслуживанием могут возникнуть у Ford Focus 3 — ремонт этого автомобиля будет стоить дорого. Также сложности с запчастями могут быть у владельцев французских автомобилей Peugeot и Citroen — особенно это касается машин с двигателем EP6.

А для Range Rover сейчас в принципе сложно приобрести запчасти — на большинстве складов их нет в наличии. По мнению Барно Турсуновой, оптимальным выбором на «вторичке» с учетом санкций, стоимости обслуживания и наличия запчастей можно назвать автомобили японских и корейских марок.

Показательно, что в 2022 году Россия стала лидером по экспорту подержанных машин из Японии — он увеличился на 32% до более 213,5 тыс. единиц, гласят данные Японской ассоциации экспортеров автомобилей с пробегом (JUMVEA).

Ввоз «бэушек» из Южной Кореи пока гораздо меньше, но он стремительно растет — в прошлом году было импортировано 19,6 тыс. автомобилей с пробегом, что, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 8,3 раза больше по сравнению с 2021 годом.

Несмотря на то что в прошлом году были налажены поставки большинства наименований запасных частей по параллельному импорту, участники рынка не исключают определенного дефицита кузовных деталей, а также электронных блоков, перебои с поставками которых возникли еще в пандемию.

Кроме того, по данным компании Fresh Auto, на данный момент наиболее дефицитными являются лобовые стекла, которых придется долго ждать, а также те узлы и агрегаты, которые традиционно редко меняются и поэтому их запасов у дилеров нет. К ним относятся автоматические коробки передач, непосредственно двигатели, сцепление.

По словам Носко, существуют поставщики из других стран, помимо США, ЕС и Японии, которые производят качественные комплектующие по более выгодной для конечного потребителя цене. Например, тормозные колодки, шаровые опоры и рычаги подвески, которые производят партнеры РФ из Китая, по качеству не уступают тем, что поставляли на рынок западные концерны.

Помимо качественных аналогов сейчас из Китая привозят даже оригинальные запчасти от известных брендов, добавляет Барно Турсунова. Однако главная сложность — увеличились сроки доставки: если раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас по ряду позиций доставка может занимать до 2-3 месяцев.

«Особенно это касается кузовных деталей, для которых выпускают намного меньше аналогов. Некоторые запчасти продают с завышенной стоимостью. В этой ситуации у автовладельцев не так уж много опций. В большинстве случаев им нужно быть готовыми к тому, что цены на запчасти могут быть достаточно высокими, а сам ремонт — довольно долгим», — предупреждает Барно Турсунова.

Стоит отметить, что с легализацией параллельного импорта увеличились риски распространения контрафактных запчастей, что в конечном счете влияет на безопасность движения на дороге. Необходимо также иметь в виду, что использование некачественных деталей приводит к сокращению срока службы автомобиля в целом.

«Чтобы не столкнуться с контрафактными запчастями при ремонте или обслуживании авто, рекомендуется обращаться в сервисные центры официальных дилеров. Посещение неофициальных СТО чревато не только установкой неоригинальных запчастей, но и низким качеством самих услуг. Обслуживание современных автомобилей требует высокого уровня компетенции и регулярного прохождения обучения, так как многие технологии и функции в авто имеют тенденцию обновляться», — отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

В свою очередь, директор по сервису «Рольф» Юлия Трушкова говорит, что в компании наблюдают небольшой отток клиентов, который составляет около 10%, что связано с опасением клиентов о завышенной стоимости обслуживания автомобилей у официальных дилеров. Однако сравнение цен на запасные части и сервисное обслуживание показывает, что разницы в цене между официальным дилером и другими СТО нет, а зачастую по разным группам материалов и за счет объема закупок у «официалов» цены на некоторые группы товаров ниже на 10-15%, уверяет она. В то же время в «Рольфе» ожидают, что в связи с логистическими издержками и валютными колебаниями подорожание запасных частей на рынке в 2023 году может составить от 20% до 40%.

Только «китай»: владельцев Kia и Hyundai ждут большие проблемы с запчастями

В среднем за год стоимость автозапчастей, произведенных в Корее, выросла примерно на четверть. Однако в последние месяцы цены начали снижаться: по данным агрегаторов розничных предложений, «оригиналы» подешевели на 10—15%, если сравнивать текущие прайсы с теми, что действовали в октябре. И это, как порталу «АвтоВзгляд» объяснил Михаил Мартынов, директор по развитию сети «Кореана», связано исключительно с корректировками курса валют. Кроме того, на рынке подросла конкуренция, поскольку вернулись крупные игроки, что тоже сказалось на ценообразовании.

Как сейчас сервисные центры и магазины автозапчастей достают комплектующие из Страны утренней свежести? Независимые мастерские заказывают их напрямую у корейских поставщиков, а официальные дилеры в основном — у представительств автобрендов. Как нам рассказали в «Ключ Авто», российские офисы Hyundai и Kia работают в прежнем режиме, а сервисный коэффициент их складов составляет на сегодняшний день более 90%.

Казалось бы, никаких проблем — и цены адекватные, и каналов поставок предостаточно. Однако сложности все же есть.

ЖДАТЬ У МОРЯ ЗАПЧАСТИ

По словам Сергея Демидова, вице-президента по автострахованию компании «Ренессанс страхование», за последнее время ощутимо выросли сроки поставок запчастей — некоторые детали приходится ждать до трех месяцев. Причем это касается не только редких автомобилей, но и вполне себе распространенных — таких, как Hyundai Solaris или Kia Ceed. Остро не хватает «кузовщины», оригинальных корейских масел. И ряда других, «слесарных» позиций.

Скажем, даже официальные дилеры уже не могут раздобыть вариатор на Kia Seltos, поскольку их просто не осталось на центральном складе автопроизводителя. И параллельный импорт в такой ситуации тоже не спасает, говорит директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько — логистическая цепочка становится слишком длинной, что негативно сказывается на итоговой цене агрегата и сроках поставки.

КИТАЕМ ЕДИНЫМ

— Чтобы решить эту проблему, многие российские компании прибегают к импорту автозапчастей из третьих стран — в том числе Китая и Белоруссии. И хотя на первый взгляд это может показаться хорошей идеей, зачастую возникают трудности — из-за различий между российскими, корейскими и китайскими деталями. Последние могут просто не подойти, если они не совместимы с машиной, — говорит наш собеседник.

Можно ли использовать российское моторное масло вместо резко подорожавшего «импорта»

Турция готова заменить всех ушедших из России производителей машин и запчастей

Впрочем, по словам директора по развитию сети «Кореана» Михаила Мартынова, в большинстве случаев китайские запчасти все же не «конфликтуют» с корейскими автомобилям, «бегающими» по российским дорогам. Другой вопрос, что «оригиналы» из КНР не импортируешь — их там производят, но вывозить детали за пределы страны запрещено. Так что рассчитывать можно только на аналоги: их предостаточно, да и качество уже не вызывает у сервисменов сомнений.

БУДЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО

Что же касается введенного Министерством торговли Южной Кореи усиления экспортного контроля в отношении России и Белоруссии, по которому список «ограниченных» товаров расширился с 57 до 798 позиций, захватив комплектующие для авто стоимостью свыше 50 000 долларов, то глобально оно не повлияет на отечественный рынок запчастей, считают эксперты. Хотя некоторых изменений ждать все же стоит.

Так, например, в «Ключ Авто» предполагают, что ужесточение контроля даст очередной толчок к развитию поставок по схеме параллельного импорта, вследствие чего стоимость корейских автозапчастей может подрасти, поскольку в конечную цену будут закладываться издержки на логистические услуги.

ЕЩЕ ДОРОЖЕ И ДЕФИЦИТНЕЕ

Того же мнения придерживаются в компании «КарданБаланс». Там прогнозируют, что прайсы на некоторые позиции могут увеличиться на 40—50%. Хотя, казалось бы, куда еще-то? Скажем, за лобовые стекла на кроссоверы Kia и Hyundai официальные дилеры уже просят от 110 000 рублей. И это — без учета стоимости работ. Неудивительно, что все больше россиян отказывается от «оригиналов» в пользу аналогов.

Многие владельцы бюджетных «корейцев» уже давно перешли на более доступные китайские альтернативы, подтверждают в «Кореане». И объемы поставок деталей из КНР будут только расти. Так что глобально отечественный рынок автозапчастей никак не ощутит последствий ужесточения контроля со стороны Южной Кореи. То, что попадает под запрет в республике, привезут из Поднебесной.

С тем, что тренд на поставки китайских запчастей усилится, согласны и в компании «Ренессанс страхование». Причем там предполагают, что в обозримом будущем корейский сегмент с рынка вообще вытеснят. Глобально — не только в контексте комплектующих. Ведь за те же деньги китайцы уже предлагают более интересные с точки зрения оснащения автомобили, да и уровень доверия к «поднебесному» автопрому мало-помалу растет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *