Автогаз пошел вслед за бензином: цены растут на бирже и АЗС
Иллюстрация: lukoil.ru.
Вслед за бензином и дизтопливом дорожает сжиженный углеводородный газ (СУГ). Народный фронт грозит обратиться в ФАС. В Минэнерго сообщают, что ситуация с автогазом не связана с проблемами на рынке. Эксперты полагают, что экспорт СУГ могли восстановить, и автоагаза стало не хватать на рынке.
В Минэнерго России, в свою очередь, заявили, что стоимость автогаза не связана с проблемами на рынке.
«Цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ), использующийся в качестве моторного топлива, не регулируются. Но при этом на них, в отличие от автомобильного бензина и дизельного топлива, не установлен акциз. Поэтому цены на СУГ существенно ниже, чем на бензин, но при этом более подвержены колебаниям», — сообщили в министерстве. Там добавили, что наблюдаемое изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке и внутренний рынок обеспечен всеми видами топлива. Ведомство сообщило, что рекомендовало компаниям увеличить объёмы продажи автогаза через биржу.
Тем временем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость СУГ для европейской части России достигла 17 мая самого высокого уровня с ноября 2021 года — 29 тыс. рублей за тонну. К 25 мая, правда, снизилась до 26 тыс. рублей. Однако и такого уровня не было с января 2022 года.
Ранее Reuters сообщило о том, что в правительстве России рассматривают запрет на экспорт бензина. Министр энергетики Николай Шульгинов сказал, что речь идет об ограничении.
По словам Николая Шульгинова, розничные цены сейчас стабильны, а валовая маржа АЗС сохраняется на высоком уровне, поэтому в министерстве не ожидают такого отражения оптовых цен на рознице.
Сигнал Европе: газовозов на всех не хватит
Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
1 августа 2023, 12:02
Тарифы на транспортировку сжиженного газа на конец года, уже вдвое выше, чем сейчас, при этом растет и цена на газ в Европе – за последние два дня она поднялась на 13%.
К началу отопительного сезона и предстоящей зиме готовятся не только энергетики и коммунальщики, но и трейдеры. Они готовятся к осенне-зимнему росту цен на сжиженный газ (СПГ) и, конечно, к росту цен его доставку. Свободных газовозов и других судов, способных перевозить СПГ, с каждым днем будет все меньше. Уже сейчас тарифы на корабли на конец года превышают 200 тыс. долларов в день, что, по данным Spark Commodities, более чем вдвое больше, чем сейчас. Так, в октябре стоимость дня работы корабля составит 206750 долларов, а в ноябре – 284750. Если эти цены продержатся на таком высоком уровне до конца года, что вполне вероятно, то наверняка возникнет схожая с концом года прошлого года ситуация, когда очень дорого стоил не только сам сжиженный газ, но и его транспортировка.
Одной из причин усиливающегося дефицита газовозов является то, что трейдеры используют их не только по прямому назначению – для перевозки СПГ, но и как плавучие газовые хранилища для его хранения. Многие трейдеры уверены, что цены на газ осенью и особенно зимой существенно вырастут, и не торопятся расставаться с «голубым топливом» в надежде хорошо на нем заработать.
Так, количество танкеров с СПГ, находящимся на воде не менее 20 дней, выросло в конце июля, по данным Bloomberg, до 42. Это, между прочим, на 27% больше, чем было в конце июля 2022 года. По мнению эксперта по СПГ Ричарда Пратта, тенденция хранить газ на кораблях в море продлится, как минимум, до октября.
Тарифы на перевозку по морю не менее волатильны, чем цены на газ. Они могут существенно снизить доходы трейдеров и также значительно повысить цены на газ для покупателей из Азии и Европы.
Цены на газ в Европе, похоже, уже начали расти несмотря на то, что на календаре лишь начало августа и до отопительного сезона еще далеко, а также на наполненность подземных газовых хранилищ (ПГХ) на континенте в среднем, по данным Gas Infrastructure Europe, уже на 86%.
Газовые фьючерсы в Амстердаме с поставкой в следующем месяце в первый день августа выросли в 9.30 утра по местному времени на 3,59% и почти достигли 30 евро за МВт-час (315 долларов за тысячу кубов). Еще больше они прибавили 31 июля – 9,8%. Эксперты видят причину нелогичного, казалось бы, роста в рисках, что предстоящая зима будет холодной и что могут возникнуть непредвиденные проблемы с предложением. По их мнению, эти риски перевешивают даже уже ломящиеся от газа ПГХ.
К тому же, возникли какие-то проблемы на крупнейшем в Норвегии газовом месторождении Тролль, где газовики из компании Gassco AS резко снизили добычу.
Несмотря на приличный рост в последние дни цена газа сейчас в Европе очень низкая. И все же, глава BP Plc Бернард Луни считает, что несмотря на то, что ситуация на газовом рынке Европы сейчас не в пример лучше прошлогодней, европейцам следует сохранять бдительность.
«Все зависит от того, насколько восстановится спрос (на газ) и какой будет погода»,- объяснил он главные опасности для Европы в интервью Bloomberg Television.
Минэнерго: рост цен на газ на российских заправках связан с особенностями ценообразования
МОСКВА, 25 мая — ПРАЙМ. Наблюдаемый рост цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) на заправках в России связан не с проблемами на рынке, а с особенностями ценообразования, сообщили журналистам в Минэнерго.
Бензин на российских заправках подорожал за неделю
Народный фронт зафиксировал рост цен на газомоторное топливо на заправках в пяти регионах России, написала ранее в четверг газета «Известия». Среди них — Свердловская, Астраханская, Тюменская, Оренбургская области и Карачаево-Черкесия. В последнем регионе менее чем за месяц стоимость моторного газа поднялась с 17 рублей до 23,5 рубля, уточнялось в материале.
«Цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ), использующийся в качестве моторного топлива, не регулируются. Но при этом на них, в отличие от автомобильного бензина и дизельного топлива, не установлен акциз. Поэтому цены на СУГ существенно ниже, чем на бензин, но при этом более подвержены колебаниям», — прокомментировали в пресс-службе Минэнерго.
«Наблюдаемое сейчас изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке», — добавили в ведомстве. Минэнерго рекомендовало компаниям увеличить объёмы продажи СУГ через биржу. Как отметило министерство, внутренний рынок полностью обеспечен как СУГ, так и бензином и дизельным топливом.
Также владельцы газовых автомобилей могут обратить внимание на другой вид газомоторного топлива — компримированный природный газ (КПГ), порекомендовали в Минэнерго. «Цена на этот вид топлива тоже ниже, чем на бензин и дизельное топливо, но при этом более стабильная, чем на СУГ», — объяснили в министерстве.
Цены на СУГ, использующиеся для бытовых нужд, регулируются властями субъектов, поэтому в этом сегменте рост оптовых цен потребителей не затрагивает.
Обратно на бензин: почему перевод машины на газ превращается из выгоды в абсурд
Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.
Что происходит с ценами на пропан-бутан?
Чтобы не ударяться в панику с самого начала, обозначим объективный факт: цены на пропан-бутан, или СУГ (сжиженные углеводородные газы) имеют высокую волатильность – то есть, значительно колеблются в течение года. Например, если взглянуть на весь 2020 год, то в январе средневзвешенная цена СУГ на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составляла 18,7 тысяч рублей за тонну, к апрелю упала ниже 9 тысяч рублей за тонну, а уже в июне подскочила почти до 32 тысяч. На фоне цен на бензин динамика невероятная: для сравнения, АИ-92 в 2020 году прошел путь от 46 до 36 тысяч рублей за тонну и обратно к 48 тысячам. То есть, «ковидная весна» смогла пошатнуть цену бензина на 20%, после чего она вновь отыграла позиции. Газ же тем временем сначала подешевел вдвое, а затем подорожал чуть ли не вчетверо. Нынешний год обновил рекорды: весной тонна сжиженного газа стоила более 36 тысяч рублей, а в начале августа достигла исторического максимума в 53,3 тысячи рублей.
Для розничных покупателей это означает рост цены литра топлива почти на треть с начала этого года и вдвое по сравнению с 2020. Год назад пропан-бутан стоил около 16 рублей за литр, но в начале этого года перевалил за 20 рублей. Сейчас же цены на СУГ сильно разнятся в зависимости от торговой сети: где-то можно встретить цены в 31-34 рубля за литр, а где-то они уже пробили новый потолок, достигнув отметки в 42 (!) рубля за литр. Ценники на газовых заправках порой переписываются по нескольку раз в неделю, прибавляя сразу по 3-5 рублей. Бензин на этом фоне – просто образец стабильности, ведь АИ-92 с начала года подорожал «всего» на 3,5 рубля, с 42 до 45,5 рублей.
Почему так вышло?
На самом деле цены на СУГ планомерно росли с начала лета. Причины были вполне обычными: сезонное повышение спроса и экспортные запросы. Но август смог побить рекорды не без посторонней помощи. Ключевую роль в нынешнем скачке сыграл пожар на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся в ночь с 4 на 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась, и до выхода на штатные объемы пока далеко. Правительство отреагировало на проблему распоряжением Минэнерго, которое постановило перенаправить на внутренний рынок около 40 тысяч тонн СУГ, которые были предназначены для экспорта. Но это, разумеется, не компенсирует те объемы, которые выдавал завод в Уренгое – более 200 тысяч тонн в месяц. В последнюю неделю принятые меры вкупе с постепенным увеличением поставок газа позволили переломить график, снизив цену тонны СУГ до 47 тысяч рублей. Однако гарантий того, что тренд на снижение будет стабильным, никто дать не может.
При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.
Что это означает для автомобилистов?
Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.
Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.
Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.
Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.
А что с метаном?
На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.
Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.
Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.
Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.