Когда лучше менять антифриз летом или зимой
Перейти к содержимому

Когда лучше менять антифриз летом или зимой

  • автор:

Как часто вы меняете антифриз?

На вопрос о сроке замены охлаждающей жидкости нет однозначного ответа по объективным причинам. Он зависит от рекомендаций производителя авто, типа антифриза, условий эксплуатации, пробега и состояния системы охлаждения. Поэтому периодичность замены антифриза индивидуальна, но существуют общие рекомендации и важные признаки, указывающие, что уже пора его сменить.

Сразу оговоримся: менять охлаждающую жидкость раз в год, как делают некоторые очень заботливые автовладельцы, нет смысла. За год ни один приличный антифриз не потеряет своих свойств. Если, конечно, вы не участвуете в гонках.

Теперь разберем наиболее важные факторы, влияющие на частоту замены ОЖ.

В рекомендациях производителя сейчас можно встретить очень заманчивые цифры: замена раз в 100 000 км и даже больше. Но практика показывает, что это слишком большой срок: любая охлаждающая жидкость разлагается со временем, в ней образуется накипь и свойства теряются лавинообразно. Так что слепо ориентироваться на рекомендации автоконцернов не следует, а вот возраст и/или пробег – это весомый фактор.

В автомобилях старше 15 лет антифриз обычно меняют каждые 2 – 3 года или 45 – 50 тысяч километров, даже если у самой жидкости заявлен больший срок службы. Дело в том, что в процессе эксплуатации система неизбежно изнашивается, в ней образуются механические примеси, ржавчина, что сказывается на эффективности работы ОЖ. В новых автомобилях современная охлаждайка может работать 3 – 5 – 7 лет или, во всяком случае, на протяжении всего срока службы, указанного на упаковке антифриза.

Что касается условий эксплуатации, тут все довольно субъективно. К примеру, если случилось аномально жаркое лето, и автомобиль постоянно работал в городском цикле – это означает, что антифриз мог быстро потерять качества, поэтому лучше его заменить.

Кроме того, понять, что пора досрочно заменить охлаждающую жидкость можно по признакам деградации: наличию осадка, хлопьев, пены, масляных разводов, эмульсии, горелого запаха, изменению цвета на рыже-бурый или темный, загустению. Все эти явления – повод немедленно заменить ОЖ.

Как часто менять охлаждающую жидкость в зависимости от маркировки антифриза и марки авто

Автомобильный двигатель во время работы очень сильно нагревается. И это не удивительно, учитывая, что внутри камер сгорания температура составляет 2000 градусов. Естественно, такое количество тепла нужно отводить. Для этого ДВС оснащают системой охлаждения. Эффективность работы этой системы напрямую зависит от жидкости, которая используется в качестве охлаждающей. Эту охлаждающую жидкость принято обозначать термином «антифриз». Так как она относится к расходным материалам, то периодически нуждается в замене. Как часто менять охлаждающую жидкость, узнаете из этой статьи.

Почему нужно регулярно менять охлаждающую жидкость

Охлаждающая жидкость

Нередко начинающие автомобилисты задаются вопросом, нужно ли менять охлаждающую жидкость и как часто? Ведь антифриз циркулирует внутри закрытой системы, никакая грязь снаружи туда не попадает. Что же такого может произойти с охлаждающей жидкостью в этих условиях?

Однако давно доказано, что охлаждающая жидкость с течением времени работает всё хуже и хуже.

Основные ингредиенты антифриза просты – это смесь спирта и воды. Однако в его составе есть и другие компоненты. Их не так много, но они очень важны. Речь о присадках, которые осуществляют функцию смазки, предотвращают коррозию. Однако их срок действия весьма ограничен. Как только присадки разрушаются, жидкость уже не может выполнять свои функции, как надо. Это приводит к целой цепочке разрушительных процессов. В итоге система охлаждения подвергается коррозии, а ее каналы забиваются различными твердыми частичками. Двигатель в такой ситуации эффективно не охлаждается, возрастает риск его поломки.

Как часто менять охлаждающую жидкость в двигателе? Напрямую это зависит от типа залитого в систему антифриза. Встречаются ситуации, когда нельзя откладывать. В этом случае нужно срочно заменить антифриз, не дожидаясь окончания его срока годности. Перечислим эти ситуации:

  • хладагент изменил цвет или помутнел;
  • тревожным признаком является выпадение осадка в виде хлопьев, наличие механических примесей в антифризе;
  • жидкость пенится;
  • изменение плотности хладагента – он становится похожим на желе;
  • уменьшился объем ОЖ (охлаждающей жидкости);
  • произошло смешивание жидкостей разных стандартов.

Смешивание стоит рассмотреть более подробно. Если залить в систему два разных типа ОЖ, можно полностью потерять все полезные свойства обеих жидкостей. Такое происходит, к примеру, при смешивании силикатного и карбосиликатного антифриза. Если смешивание имело место, образование хлопьев неизбежно, часто выпадает осадок, ОЖ сильно загустевает. Золотое правило автомобилиста – доливать стоит жидкость того же класса, что и у залитой в систему.

Как часто нужно менять охлаждающую жидкость в автомобиле в зависимости от пробега? Чем больше машине лет, тем чаще нужно заливать новую жидкость. Причина тому простая – старый двигатель непременно имеет участки коррозии. Антифриз содержит в себе частички, которые нейтрализуют ржавчину. Но при этом полезные свойства жидкость утрачивает. Характерный признак таких процессов – ржавый цвет антифриза.

Читайте также!

Важно! Лучше менять охлаждающую жидкость заблаговременно, не дожидаясь появления негативных признаков. Производители автомобилей обычно выпускают рекомендации по уходу в том числе за системой охлаждения.

Как часто менять охлаждающую жидкость в автомобиле: рекомендации производителей

Многие автомобилисты спрашивают, как часто надо менять охлаждающую жидкость в машине? Срок замены напрямую зависит от множества факторов, которые перечислим ниже:

  • Рекомендации фирмы-производителя жидкости.
  • Рекомендации изготовителя транспортного средства.
  • Нагруженность машины (как часто и на какие расстояния ездит).
  • Изношенность системы охлаждения.

В каждой стране, где есть производство автомобилей, выпускают и антифризы. Каждый производитель руководствуется стандартами своей страны. И практически все экспортируют охлаждающие жидкости. И все они имеют свой срок годности, отличаются друг от друга характеристиками.

Со временем назрело решение упорядочить ситуацию. С некоторых пор все производители охлаждающих жидкостей начали использовать классификацию, принятую в концерне «Фольксваген». Согласно данному стандарту антифризы делят на три класса: G11, G12, G13. Каждый класс имеет свой рекомендуемый срок эксплуатации.

Совместимость антифризов

  1. Класс G11 (традиционные) – жидкости, сделанные по силикатной технологии. Это значит, что присадки в таких антифризах силикатные. Они нужны для защиты от коррозии металлических составляющих охлаждающей системы мотора.

Упаковка ОЖ класса G11 обычно содержит указания по сроку ее эксплуатации. Давно известен факт, что слой, образованный силикатными присадками, со временем не просто разрушается, а образует абразивные частицы. Эти частицы очень опасны для охлаждающей системы автомобиля. Опытные автолюбители советуют менять антифриз G11 не реже чем один раз в два года.

  1. Класс G12. Этот класс характеризуется большим сроком эксплуатации. Однако и в данном случае многое зависит от методики замены антифриза. То есть если система охлаждения перед заливкой G12 тщательно промыта и просушена, то новая ОЖ прослужит не менее 5 лет. Если же система не была очищена от старого антифриза, производилась доливка нового, то такую жидкость эксплуатировать можно не больше 3 лет.

Как же удалось производителям так увеличить срок службы жидкостей G12? Решение было найдено с помощью карбоновых кислот, которые легли в основу присадок. Эти кислоты не создают равномерный защитный слой, а точечно устраняют очаги образования коррозии.

  1. В антифризе G12+ в состав добавили присадки неорганического происхождения, а в G12++ и минеральные. Благодаря такой рецептуре защита системы охлаждения стала еще лучше, но срок службы жидкости больше сделать не удалось.
  2. Класс G13. Несмотря на более высокий класс, срок службы этих антифризов такой же, как у G И то при выполнении всех условий во время замены. Таким образом, срок работы данных жидкостей от 3 до 5 лет. Зато G13 невыгодно отличается большей стоимостью. Это обусловлено использованием в составе чистого полипропилена. По качеству работы класс похож на G12++.
  3. Тосол. В среде автолюбителей бытует мнение, что тосол есть отдельный тип жидкости для системы охлаждения, имеющий свои отличия. Однако такая точка зрения не соответствует действительности. Разработало данную ОЖ отечественное предприятие «Технологии органического синтеза».

Тосол

Таким образом в названии «Тосол» зашифрована аббревиатура изготовителя ТОС. А окончание «ол» свидетельствует о наличии спирта в составе. Данное название ведет свою историю с советских времен, и тогда не нужно было получать на него патент. Поэтому слово «тосол» стало нарицательным. Сейчас так называют все жидкости, выпускаемые в России. Информация на упаковке обязательно содержит указание на период, через который необходимо заменить эту охлаждающую жидкость. Отечественные антифризы редко имеют срок эксплуатации более 2 лет.

Опыт показывает, что дисциплинированные автовладельцы, соблюдающие сроки замены ОЖ, не имеют проблем с этой системой автомобиля. Но при этом нужно учитывать не только календарный интервал. Ведь за 1 или 2 года авто может иметь совершенно различный пробег. Каждый автомобилист использует машину в меру своих потребностей и возможностей. Кто-то целый день за рулем, а кто-то раз в неделю ездит на дачу. Производитель на упаковке антифриза указывает усредненный срок его возможной эксплуатации. Часто рядом с цифрой в годах указывается цифра километража. То есть нужно руководствоваться тем показателем, что будет превышен раньше.

Традиционные антифризы рассчитаны на пробег 60–120 тысяч километров. Карбосиликатные могут выдержать 250 тысяч, а лобридные еще больше.

Очень важная памятка! При всех полезных свойствах хладагентов необходимо периодически осуществлять визуальный контроль системы охлаждения своего автомобиля. Некоторые изменения можно заметить даже невооруженным глазом. Тревожные признаки плохой ОЖ – это помутнение, изменение цвета и выпадение осадка. Если же доверия к своим навыкам автомеханика нет, стоит воспользоваться покупным тестом. Он представляет собой полоску, которую нужно окунуть в расширительный бачок, а затем по изменению цвета посмотреть в инструкции значение.

Читайте также!

Производители автомобилей не остались в стороне. Обычно вместе с машиной даются рекомендации по замене антифриза. «Дженерал Моторс» и «Фольксваген» столь уверены в качестве своей продукции, что дают пожизненную гарантию на антифриз, которым заполняется система охлаждения новых автомобилей.

Концерн «Форд» гарантирует качественную работу своей ОЖ на протяжении 240 000 км. АвтоВАЗ может похвастаться лишь 75 тысячами километров. «Митсубиси», «Мерседес» и БМВ имеют схожие сроки, отмеряемые 4-5 годами эксплуатации.

Пошаговая инструкция, как поменять охлаждающую жидкость

Когда вопрос со сроком замены хладагента уже решен, начинающие автолюбители пытаются выяснить, смогут ли они самостоятельно осуществить этот вид обслуживания. Ведь услуги профессиональных СТО не всем по карману. Хорошие новости в том, что заменить охлаждающую жидкость несложно, главное выполнять все действия в строгом порядке.

Радиатор

  • Шаг 1. Следует установить автомашину горизонтально. Важно дать остыть двигателю, ведь рабочая температура охлаждающей жидкости достигает 90–96 градусов Цельсия. При такой температуре очень легко получить серьезные ожоги.
  • Шаг 2. Если в конструкции охлаждающей системы есть пробка для слива, откройте ее. В отечественных автомобилях часто такое отверстие не предусмотрено. Тогда просто отсоединяют от радиатора патрубок, расположенный снизу.
  • Шаг 3. Рекомендуется не жадничать и беспощадно удалять старый антифриз. Особенно это актуально, если новая ОЖ другого класса. Сделать это просто при помощи самого автомобиля. Закрывают расширительный бачок, оставив патрубок отсоединенным. После чего запускают двигатель и включают печку на максимальную мощность.
  • Шаг 4. Нужно дать поработать двигателю всего несколько минут. Не стоит затягивать, ведь работа без охлаждающей жидкости может привести к перегреву и, как следствие, деформации отдельных узлов.
  • Шаг 5. Если после этих операций жидкость все еще капает из патрубка, через некоторое время двигатель заводят повторно на несколько минут. Это создает дополнительное давление, способствующее выходу всей ОЖ.
  • Шаг 6. Если планируется залить другой класс охлаждающей жидкости, не обойтись без промывки системы. Для этого идеально подходит дистиллированная вода. Необходимо как можно тщательнее удалить весь старый хладагент.
  • Шаг 7. Когда со сливом и промывкой покончено, закрывают сливное отверстие. Или присоединяют патрубок, если операция слива производилась таким образом. После чего через крышку расширительного бачка заливают новую охлаждающую жидкость.
  • Шаг 8. После заполнения системы заводят машину снова. Печка при этом опять должна быть настроена на максимум. Подождав несколько минут, останавливают двигатель и проверяют уровень жидкости в расширительном бачке. Если антифриз ушел, доливают его до максимальной отметки.
  • Шаг 9. Предыдущий шаг нужно повторять до тех пор, пока из бачка не перестанет уходить хладагент.
  • Шаг 10. Теперь машиной можно пользоваться. Однако через несколько поездок необходимо сделать контрольный осмотр расширительного бачка. Если уровень жидкости упал, ее снова доливают до максимума.
Читайте также!

Соблюдение данных инструкций позволит автомобилисту надеяться на долгую работу своего железного коня.

Часто задаваемые вопросы про замену охлаждающей жидкости

  1. Как часто менять охлаждающую жидкость на изношенных двигателях?

Смена охлаждающей жидкости

У старых автомобилей двигатель и его система охлаждения находятся в сомнительном состоянии. В таком случае не стоит менять охлаждающую жидкость, руководствуясь рекомендациями производителя.

Главный вопрос в таком случае – как своевременно узнать о необходимости замены антифриза на новый? Ранее уже говорилось, что для этого в автомагазинах продаются специальные тесты. Эти полоски стоят совсем недорого, но оказывают неоценимую помощь по контролю за состоянием системы охлаждения автомобиля.

Пользоваться этими тестами достаточно просто. Полоску окунают в залитый антифриз, после чего она меняет цвет. Этот цвет находят на шкале, которая обязательно есть в комплекте с тестом. Однако даже при отсутствии данных индикаторов можно определить качество ОЖ на глазок. Мутная или побелевшая жидкость явно нуждается в замене. Ржавый коричневый цвет антифриза – это сигнал наличия в нем частиц ржавчины. Как можно быстрее нужно избавиться от такого хладагента.

Наконец, нередки случаи пенообразования в расширительном бачке. При этом на дне выпадет твердый осадок. Тут уж точно не обойтись без замены, причем она обязательно должна сопровождаться тщательной промывкой всей системы охлаждения.

Очень полезно заменить антифриз перед холодным сезоном. Особенно это касается машин, ночующих во дворах, без гаража. На новом хладагенте двигателю будет существенно легче работать в условиях зимних температур.

Иногда приходится менять термостат – очень важный элемент системы охлаждения автомобиля. Делают обычно это квалифицированные специалисты. Если механик советует владельцу после ремонта заменить и антифриз, лучше прислушаться к его совету.

Как часто менять антифриз, когда нужна замена охлаждающей жидкости

Антифриз — собирательное название для охлаждающих жидкостей, температура которых ниже по сравнению с температурой замерзания воды. В автомобиле эта жидкость используется для охлаждения двигателя. В их состав обычно входят присадки, препятствующие вспениванию и образованию накипи, а также дополнительно защищающие детали мотора от коррозии. Расскажем, зачем и как часто менять антифриз.

Зачем менять антифриз в автомобиле

Во время работы двигатель автомобиля нагревается. Перегрев может привести к тому, что сначала в работе мотора возникнут перебои, а потом он выйдет из строя и понадобится дорогостоящий ремонт. Поэтому двигательную установку обязательно дополняют охлаждающей системой.

Сначала такие системы были воздушными, но объемы двигателей увеличивались и эффективность воздушного охлаждения становилась низкой. Поэтому на смену воздушным системам пришли жидкостные. Первое время в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода. Но она в этом качестве оказалась недостаточно эффективной из-за того, что в жидком состоянии она находится только в диапазоне от 0°C до 100°C. Антифризы оказались настоящей находкой и позволили успешно решить проблему охлаждения двигателя.

Но эксплуатационные свойства любого антифриза со временем ухудшаются. Это происходит потому, что в жидкости содержатся присадки с ограниченным сроком действия. Также в антифриз могут попадать грязь, частицы металла с внутренних деталей мотора. Поэтому ему требуется периодическая замена.

Возникает очевидный вопрос — как часто менять антифриз в автомобиле, чтобы избежать возможных проблем?

Срок службы антифриза

Однозначно ответить на вопрос, как часто менять охлаждающую жидкость, нельзя. Это зависит от ряда факторов, среди которых:

  • тип антифриза;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • особенности двигателя;
  • состояние автомобиля и установленного в нем мотора.

Например, в старых машинах с изношенными двигателями срок службы антифриза будет меньше, поэтому менять его требуется чаще. Это связано с тем, что в моторе такого автомобиля возможно образование множества очагов коррозии. Ржавчина неминуемо попадает в жидкость, циркулирующую в контуре охлаждения, и ухудшает ее эксплуатационные свойства.

Обычно периодичность замены антифриза указывается в документах на автомобиль. Чаще всего рекомендуется делать это раз в 2-3 года или после каждых 60000 км пробега. Если машина старая, интервал замены антифриза сокращается до 40-50000 км пробега.

Как часто менять антифриз в автомобиле

Также охлаждающую жидкость рекомендуется менять в следующих случаях:

  • ее цвет изменился, в ней появились осадок, пена, хлопья, желеобразные сгустки;
  • автомобиль в течение нескольких лет стоял без движения — надо не только слить старый антифриз, но и перед заливом нового промыть контур системы охлаждения.

Согласно классификации, разработанной специалистами концерта Volkswagen, все разнообразие охлаждающих жидкостей можно разделить на три категории. От того, к какой из них относится конкретный антифриз, зависит срок замены.

G11 — это традиционные продукты, в состав которых входят неорганические присадки. У них самый короткий срок эксплуатации. Рекомендуемый интервал замены — 2 года.

G12 — антифризы, в которых содержатся органические кислоты. Такие продукты обладают отличными теплообменными свойствами и точечно воздействуют на очаги коррозии. Их рекомендуется менять раз в 5 лет. Такой же срок указывается для улучшенных продуктов G12+ и G12++.

G13 — наиболее современная категория, представленная лобридными антифризами на основе пропиленгликоля и этиленгликоля. Эффективные, экологичные и долговечные продукты этого типа можно менять раз в 10 лет.

Если не произвести замену вовремя, могут возникнуть проблемы с двигателем.

Что происходит с двигателем, если не следить за охлаждающей жидкостью

Так как антифриз защищает двигатель от перегрева, снижение его эксплуатационных свойств ведет к тому, что детали мотора подвергаются высокотемпературному воздействию. Это может привести к их разрушению.

Другая проблема — усиление коррозионных процессов. Если охлаждающая жидкость не препятствует им, они также способствуют разрушению деталей.

В работе двигателя могут возникнуть сбои. Затем он выходит из строя. Худший вариант — если это произойдет во время поездки и станет причиной аварии.

Расскажем подробнее, что может произойти, если срок замены антифриза превышен.

Характерные проблемы при несвоевременной замене антифриза

От некоторых водителей можно услышать, будто бы разговоры о проблемах, вызванных несвоевременной заменой жидкости для охлаждения — всего лишь маркетинговый трюк. Мол, производители специально распространяют не вполне достоверную информацию, чтобы продать больше своих продуктов, а на самом деле ничего страшного не произойдет, и вообще нет смысла забивать себе голову вопросом, как часто нужно менять антифриз.

Действительно, если немного превысить рекомендуемый интервал замены, скорее всего, проблем не будет. Но продолжительная езда со старым антифризом, утратившим эксплуатационные свойства, влечет за собой серьезные проблемы.

Неисправность системы охлаждения двигателя

Перегрев

Материалы, из которых сделана двигательная установка, и зазоры между деталями, из которых она состоит, обычно рассчитаны на температуру 85-90°C. Если она поднимается выше, возможны следующие последствия:

  • мощность двигателя падает, увеличивается расход топлива;
  • кольца и цилиндры деформируются;
  • из-за увеличенных зазоров в масло попадают выхлопные газы, а смазка проникает в коллектор;
  • ресурс мотора сокращается в 2-3 раза.

Усиление коррозии

С одной стороны, антифриз обеспечивает защиту от коррозии. С другой — в его составе все равно есть некоторое количество воды, и ее доля со временем увеличивается, потому что охлаждающая жидкость обладает высокой гигроскопичностью и впитывает влагу из воздуха.

Чем дольше не меняется антифриз, тем сильнее он может провоцировать коррозию. В результате:

  • разрушаются поверхности магистралей и радиатора;
  • снижается пропускная способность каналов;
  • из-за того, что коррозионный слой имеет более низкую теплопроводность, ухудшается работа системы охлаждения.

Все, что перечислено выше, влечет за собой рост нагрузки на двигатель и снижение его ресурса.

Выпадение осадка

С этой проблемой обычно сталкиваются водители, которые пользуются антифризами на силикатной основе. В их составе есть вещества, которые со временем выпадают в осадок. Постепенно в охлаждающей жидкости накапливаются мелкие кремниевые частицы, которые при циркуляции антифриза создают абразивный эффект.

Кавитационная эрозия

В нагретой жидкости естественным образом возникают пузырьки газов — этот процесс называют кавитацией. Когда пузырьки схлопываются, высвобождается энергия, создающая избыточное давление в контуре системы охлаждения. К тому же это воздействует на металлические поверхности и разрушает их, что чревато протечками.

Заморозка системы

Как уже говорилось выше, высокая гигроскопичность антифриза ведет к тому, что со временем доля воды в его составе растет. Но это не только усиливает коррозионные процессы, но и является причиной снижения порога замерзания охлаждающей жидкости. Если вода в системе при низких температурах начинает кристаллизоваться, страдают бачок, элементы магистрали, радиатор и патрубки.

Как правильно заменить охлаждающую жидкость

Регламент замены антифриза обычно указывается в документах на автомобиль. Поэтому замену рекомендуется начинать с ознакомления с технической документацией.

Подготовка к замене состоит из следующих этапов:

  • подбор и покупка новой охлаждающей жидкости;
  • разбавление концентрата дистиллированной водой — если вы пользуетесь таким продуктом;
  • установка автомобиля на площадку — она должна быть ровной;
  • ожидание остывания двигателя — это может занять до 30 минут.

Помимо нового антифриза вам понадобятся:

  • поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
  • тара для разбавления концентрата и мерные емкости — но это в том случае, если вы купили концентрированный антифриз.

Замена антифриза

Когда двигатель остыл, установите поддон под радиатор и откройте сливную крышку. Если у вашего автомобиля нет пробки на радиаторе или водяной рубашке блока цилиндров, слив производится через нижний патрубок радиатора. После этого:

  • промойте систему дистиллированной водой — это нужно для того, чтобы избавиться от загрязнений и остатков старого антифриза;
  • залейте рекомендованное количество новой охлаждающей жидкости;
  • проверьте, функционирует ли система охлаждения — запустите двигатель и прогрейте салон автомобиля, пока не начнет работать вентилятор, чтобы убедиться, с какой точностью поддерживается тепловой режим мотора;
  • проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке — если в системе охлаждения оставался воздух, он выйдет, и уровень антифриза понизится, поэтому надо будет долить еще немного жидкости.

Промывка системы охлаждения

Обычно после слива отработанного антифриза в системе остается некоторое количество охлаждающей жидкости. Чтобы полностью удалить ее, заполните контур дистиллированной водой, включите двигатель и дайте ему 10-15 минут поработать на холостых оборотах. После этого полностью слейте жидкость из системы охлаждения.

При сильном загрязнении можно промыть систему несколько раз.

Дистиллированную воду заливайте только в полностью остывший двигатель.

В дистиллированную воду можно добавить антифриз в соотношении примерно 1:4 или 1:5. Благодаря этому при промывке антикоррозионные присадки, которые в нем содержатся, сразу начнут выполнять свои функции.

Промывка системы охлаждения двигателя

Заливка нового антифриза

Новую охлаждающую жидкость следует заливать без торопливости, иначе велика вероятность возникновения воздушной пробки. Залейте антифриз до максимальной отметки, включите двигатель и подождите, чтобы контур охлаждения заполнился жидкостью. Проверьте уровень антифриза в бачке и при необходимости долейте, чтобы его уровень опять находился на максимальной отметке. Повторяйте процедуру до тех пор, пока охлаждающая жидкость не перестанет уходить из бачка.

При этом следите за датчиком температуры. Его показания не должны заходить в красную зону.

Как часто менять антифриз в машине?

Сроки замены антифриза в автомобиле зависят от разных факторов — эксплуатационных условий, общего пробега машины, состояния системы охлаждения и прочего. Из‐за этого периодичность обновления жидкости индивидуальна для каждого конкретного случая. Однако водителям не стоит списывать со счетов технический регламент, который указывает определенный интервал смены тосола — 8–10 лет для новых авто и 2–3 года на иномарках старше 15 лет.

Зачем менять антифриз

Очевидно, что в составе жидкости имеются полезные присадки, которые теряют свои свойства на определенном пробеге. Незамерзайка с выработанным ресурсом превращается в ненужный, вредный состав, из‐за которого перегревается и портится двигатель. А все потому, что некачественная охлаждайка не отводит тепло от мотора, забивает патрубки всей системы, провоцирует коррозионные процессы. В такой ситуации капитальный ремонт ДВС неизбежен.

Грязный и чистый антифризОтработавший и свежий антифриз

В свежей, хорошей жидкости охлаждения присутствуют антикавитационные присадки, которые успешно борются с эрозией металлических поверхностей деталей автомобиля. Она защищает не только двигатель, но и радиатор, патрубки, водяную помпу и другие элементы от разрушения. Поэтому менять антифриз в машине вовремя — крайняя необходимость.

Периодичность замены

Как и говорилось выше, чтобы определить срок эксплуатации антифриза, надо исследовать рекомендации конкретного автопроизводителя. Ниже представлен список популярных моделей и регламентируемая периодичность обновления тосола:

  • Мерседес, БМВ, Фольксваген — каждые 4 года или 70–80 тыс. км пробега;
  • Форд — раз в 10 лет или 200–250 тыс. км;
  • Киа — раз в 8 лет;
  • Ниссан — после заводской заправки, через 90 тыс. км пробега машины, потом каждые 5 лет;
  • Тойота — через 160 тыс. км на новом авто, срок сокращается вдвое на подержанных Toyota;
  • Шкода — каждые 6 лет эксплуатации.

Периодичность замены антифриза зависит и от дополнительных факторов. Например, насколько изношена система охлаждения — ржавчина внутри нее сокращает ресурс жидкости почти на 30%. Большое значение имеет климат региона, где эксплуатируется машина — в жарких областях России тосол проверяется чаще, чем в северных районах.

Проржавевший антифризРжавчина в системе охлаждения автомобиля

Еще один частый вопрос — нужно ли обновлять тосол поздней осенью, перед наступлением морозов? Автопроизводители ничего по этой теме не указывают, но раньше была такая практика. Однако моторы тогда использовались старой конструкции, а в систему часто заливали дистиллированную воду. Поэтому такая смена становилась необходимостью, иначе вода замерзала и разрушала все детали.

Признаки, что надо менять антифриз

Эти симптомы укажут на то, что пришло время плановой замены незамерзайки:

  • раствор внутри бачка мутный, с осадком;
  • наблюдается повышенное образование пены;
  • по густоте состав напоминает желе;
  • цвет жидкости изменился на «ржавый», что подтвердит наличие коррозии;
  • уровень тосола резко снизился.

Рекомендуется заменять тосол и на автомобилях, приобретенных с рук. Никогда не знаешь, что использовал прежний владелец наверняка. Поэтому слейте старую жидкость, хорошо промойте систему концентратом и заправьте тот состав, который рекомендует производитель.

Какой антифриз лучше?

Заливать в бачок всегда надо качественную жидкость, а не что попало. Погоня за экономией ни к чему хорошему не приводит — доказано не раз!

Наконец, еще один показатель сроков обновления жидкости — плотность. Измерить эту величину удастся с помощью специального прибора (ареометра). Сама процедура простая, с ней справится и начинающий водитель. Достаточно набрать в ареометр немного тосола — на улице должна быть солнечная погода, около + 15–25 градусов по Цельсию — а затем снять показания по шкале и сравнить их со значениями нормальной плотности.

Таблица температур кристаллизации антифризаТемпература кристаллизации в зависимости от концентрации и плотности антифриза

Оговоренный срок годности также напрямую зависит от типа антифриза. Например, самый дешевый на рынке G11 включает минимальный пакет добавок, поэтому служит не более 2–3 лет. Более качественным являются G12, изготовленный на органических присадках. Работает эта жидкость локально, отлично защищая пораженные ржавчиной металлические элементы. Кроме того, такая незамерзайка великолепно отводит тепло и служит не менее 5 лет.

Разновидности антифризаРазновидности антифриза

Еще более качественным является состав G13 — самый дорогой. Изготовлен на пропиленгликоле, экологически полностью безопасен. Служит не менее 10 лет, при условии соблюдения всех норм эксплуатации автомобиля.

Теперь сравним эти три антифриза для большей наглядности:

  • G11 — бюджетный состав, цвет зеленый, выполняет смазывающие функции, предупреждает возникновение коррозии и пенистость, служит не более 3 лет;
  • G12 — карбоксилатный состав, цвет красный, с противокоррозийным эффектом, предназначен для моторов с высокими оборотами и повышенной температурой работы;
  • G13 — экологически безвредный, цвет синий, основа пропиленгликоль, цена высокая.

Антифриз G13Антифриз G13

Российские владельцы иномарок с турбированным мотором чаще заправляют в систему карбоксилатные G12, которые стоят не так дорого и служат сравнительно долго. Если двигатель попроще, то туда можно спокойно заливать бюджетный G11 — карбоксилатный состав таким ДВС может даже навредить, так как примеси там более агрессивны.

Менять или доливать?

Если жидкость потеряла свои свойства, то надо ее менять. Однако в процессе работы автомобиля антифриз может утекать, тогда нужно долить недостающее количество в бачок. Главное, чтобы тип составов совпадал.

Вообще, долив тосола — мера временная. Да и тут важно определить причины утечки жидкости. Некоторые даже дистиллированную воду добавляют, если сам раствор сильный и новый. Однако лучше новичкам так не делать, так как в этом случае надо обязательно замерять плотность и делать вычисления.

Как поменять антифриз правильно

Проще всего будет заменить тосол самостоятельно при наличии свободного гаража с ямой. Но можно и без этого, главное придерживаться инструкции:

  • поднять задок машины домкратом;
  • полностью слить старый антифриз из системы и радиатора — открыв краник или сливную пробку в нижней части автомобиля (чтобы жидкость вытекла быстрее, надо открыть крышку расширительного бачка);
  • закрутить сливную пробку;
  • промыть систему охлаждения — надо залить промывочный концентрат, разбавленный водой в пропорции, указанной на упаковке средства;
  • заправить новый состав.

Слив антифризаСлив антифриза

Заливать свежий антифриз надо правильно, иначе в систему может попасть воздух. Автомобиль надо выровнять, чтобы он стоял в строго горизонтальной плоскости. Затем отсоединить верхний патрубок, через который тосол подается в ДВС (на многих авто расположен возле коллектора впуска). Теперь заправить незамерзайку медленной струйкой в расширительный бачок через воронку до тех пор, пока жидкость не вытечет из снятого шланга.

На этом все — останется поставить патрубок на место и плотно закрыть крышку бачка. Машину надо прогреть до рабочей температуры, чтобы заработал вентилятор. Затем проверить уровень тосола в бачке: если он опустился ниже нормы, то долить до отметки Min.

Что будет, если долго не менять антифриз?

Тосол оберегает двигатель от перегрева зимой и летом. Данная жидкость не замерзает при отрицательных температурах и сохраняет свойства в жару. Однако ресурс состава изменяется со временем — уже через 4–5 лет незамерзайка теряет все полезные свойства и требует замены.

Что будет, если долго не менять? Обязательно начнется коррозия каналов системы, двигатель будет перегреваться, что разрушит сразу несколько деталей — термостат, помпу, радиатор и т. д.

Особенно важно регулярно проверять антифриз владельцам, машина которых часто работает в экстремальных условиях. В этом случае состав быстро деградирует, потерявшие изначальные свойства присадки начинают выедать металл и закупоривать узкие каналы системы охлаждения. Постепенно разрушается ГБЦ и другие части двигателя.

Грязный блок цилиндровЗабитые каналы охлаждения блока цилиндров

Теперь о том, что случится, если повезет, и мотор выдержит. Если долго не менять жидкость, она спровоцирует коррозию внутри радиатора. А это вызовет разрушение внутренних поверхностей, вплоть до дыры. Кроме того, как и говорилось, повредится помпа, засорятся каналы и т. п.

Полезные рекомендации

Подытожим информацию о замене тосола:

  • доливайте ту жидкость, которая уже заправлена в систему — идеальное решение, это рекомендованный производителем состав;
  • не ориентируйтесь только на цвет тосола — сам по себе оттенок не может дать полную гарантию того, что антифриз относится к тому или иному типу;
  • не перемешивайте составы с разными техническими свойствами — это спровоцирует кавитационные процессы, начнется коррозия металла, что неизбежно приведет к перегреву двигателя.

И обязательно заливайте новую жидкость в бачок как можно медленнее, используя воронку — если струя будет сильной, то в систему попадет воздух.

Заменить антифриз на своем автомобиле сможет каждый водитель, независимо от опыта. С другой стороны, он должен знать, как часто это делать, действовать строго по инструкции, тщательно промывать систему и заправляться рекомендованными составами. В последнее время многие доверяют эту операцию сервисным центрам, так как не имеют достаточного времени для самостоятельных работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *