Что такое ленивец на грузовиках
Перейти к содержимому

Что такое ленивец на грузовиках

  • автор:

Почему на грузовиках поднимают заднюю ось и что такое ленивец

Думаю, многие автолюбитель видели на дороге большие грузовые автомобили с несколькими задними осями, одна (или даже несколько) из которых поднята над дорогой. Выглядит это немного странно, но на самом деле имеет полезное значение для эффективной эксплуатации данного транспортного средства. Разберемся кому и для чего это нужно.

Подобный элемент конструкции ходовой части грузовика называется подкатной осью, но среди водителей данная ось получила название «ленивец», вероятно потому, что используется только в определенных режимах транспортировки.

Основная задача этой оси состоим в том, что позволяет в нужный момент, когда автомобиль полностью загружен, опустить ее на дорожное полотно и обеспечить равномерное распределение веса груза, а также снизить нагрузку на ведущую ось (или оси, если их несколько). Данная ось не является ведущей, но также как и основные, оснащена тормозными и пневматическими рессорными механизмами. Устанавливаться данная ось может как перед ведущей, так и позади нее, в зависимости от центра тяжести автомобиля. На автомобилях с большим общим количество осей, может устанавливаться две подкатных.

Когда ось опущена, грузовой автомобиль или полуприцеп, который ей оснащен, получает существенный прирост в грузоподъемности, а также уложиться в принятые нормативные параметры по предельной осевой нагрузке (до 7.5 тонн на ось), нарушение которых влечет за собой штрафы. Кроме этого, оказывается меньшее давление на дорожное покрытие, а сам автомобиль более устойчив в движении, а за счет распределения нагрузки, ресурс покрышек увеличивается.

В тот момент, когда грузовик не загружен или загружен не полностью, то задняя ось приподнимается, снижая общее сопротивление качению грузовика. При этом снижается средний расход топлива (до 3 процентов), улучшается управляемость и уменьшается радиус поворота. Ведущая ось (или оси), при поднятом «ленивце», оказывается более нагруженной, что обеспечивает дополнительное тяговое усилие, улучшая маневренность (особенно на мокрой дороге), не тратится ресурс покрышек.

Еще одним преимуществом, можно считать то, что у водителей оказывается больше запасных покрышек, которые при проколе колеса, могут быть переставлены с подкатной оси на ведущие.

К минусам можно отнести, что дополнительная ось все-таки увеличивает общую массу грузового автомобиля.

Механизм управления подъемом оси может быть как ручным, так и автоматическим. В первом варианте — водитель самостоятельно, из кабины или с панели прицепа, осуществляет манипуляции с осью. Автоматический режим проходит без участия водителя, специальная электроника сама определяет превышение допустимой или заданной нагрузки на ведущие оси и самостоятельно опускает подкатную ось на дорогу, когда автомобиль сильно загружен.

Почему дальнобойщики поднимают колеса на фурах?

Нагоняя на автомагистрали тяжелые грузовики, нередко можно заметить, что одна или несколько осей у них подняты вверх. Колеса прижаты к аркам и не касаются асфальта, а огромный полуприцеп опирается на дорогу только одним мостом. Причем это характерно не только для фур, но и для иных грузовиков, в том числе и с обычным кузовом. Один мост может подниматься у магистральных тягачей, а у четырехосных полуприцепов — даже две оси одновременно. Какую цель преследуют конструкторы, создавая такие необычные грузовые подвески?

Автоматический контроль

Поднимающийся мост появился в результате борьбы за экологичность грузового автотранспорта. Подсчитано, что при движении с пустым кузовом фуры бесцельно сжигают до 10% топлива на преодоление сопротивления качению трех пар колес, расположенных на тяжелом полуприцепе. Если сократить сопротивление и снизить силу трения транспортного средства, то расход топлива тоже снизится. В итоге на многих магистральных тягачах появились пневматические устройства, автоматически поднимающие одну или даже две оси, если нагрузка на них ниже 5 тонн.

Конструкция в целом называется «ленивый мост» («ленивец»). Причем на современных грузовиках автоматика самостоятельно решает, когда задействовать ось, чтобы исключить незаконные махинации водителей. Автопроизводители не хотят давать возможность перевозчикам произвольно опускать дополнительные колеса. Тогда они бы задействовались только при подъезде к пунктам весового контроля, а далее вновь могли подниматься.

Преимущества поднимающихся мостов

В целом каждый «ленивец» помогает сэкономить до 3% топлива при движении по гладким асфальтовым дорогам. В особенности эффект заметен при движении в мокрую дождливую погоду, когда большая площадь контакта прицепа с дорогой заметно тормозит полуприцеп при наезде на глубокие лужи и заставляют жечь топливо.

  • сохраняются от истирания дорогие шины, которые могут послужить при полной загрузке фуры;
  • повышается тяговая динамика пустого грузовика, улучшается его управляемость;
  • увеличивается плавность хода, когда автомобиль двигается без груза;
  • при развороте поднятые на полуприцепе колеса помогают развернуться грузовику на сравнительно небольшой площадке.

Какая грузоподъемность у фур?

Как известно, в России разрешена нагрузка не более 7 тонн на каждую ось. Поэтому при загрузке фуры, чтобы обеспечить разрешенное давление на дорожное полотно, необходимо вновь опустить поднятые мосты.

Согласно весовым ограничениям на грузовые автомобили на территории Российской Федерации, максимальная грузоподъемность зависит от типа и количества осей. Для седельных тягачей, у которых сзади стоят две спаренные оси и закреплен трехосный тентовый полуприцеп типа «еврофура», полный вес автопоезда должен быть не более 38 тонн.

Если вес тягача приблизительно составляет 7 тонн и столько же весит полуприцеп, то максимальная полезная нагрузка составляет 24 тонны.

При максимальной загрузке в дело вступают «ленивые мосты», и нагрузка распределяется между всеми колесами.

Особенности машины или зачем ленивый мост.

Начнём подробное рассмотрение тягача с подвесного моста — не часто у нас они встречаются. Итак, что же даёт "ленивый" ?

Фото в бортжурнале VOLVO FH12

Он не просто сам болтается на раме — им управляет кнопочка в кабине и имеет три положения:
1 — транспортное — мост поднят вверх и дороги не касается, нагрузка только на ведущую ось, резина не трётся, расход топлива как у одноногой машины.
2 — рабочее — мост на земле, в рабочих пневмоподушках давление, часть нагрузки с ведущего моста снята. Машина лучше стоит на дороге, устойчивей и тормозит крепче. Но и крутить их тоже надо, поэтому кушает несколько больше одноногого тягача.
3 — плавающее — "ленивый" упал, но не подаётся воздух в его подвеску — разгрузился ведущий мост только на вес "ленивого". Помогает тронуться в гололёд. Для медленного движения с резкими поворотами, чтобы не рвать резину подвесного моста и не собирать асфальт в складки. При торможении колёса его блокируются — можно и подковать.
В сравнении с одноногим европейским тягачом:
+ трясёт и раскачивает меньше,
+ меньше нагрузка на ось, а это износ резины и весовой контроль,
+ лучше курсовая устойчивость,
+ можно использовать как запаску, спущенное колесо повесил на него, поднял и поехал дальше,
— маленький топливный бак (300+120),
— карданный вал с промежуточной опорой не добавляет надёжности узлу,
— неповоротливость: по гололёду с тяжёлым грузом при резких поворотах, например при подъезде к складу, стремится ехать прямо, как машины 6х4. Но легко исправляется поднятием его в транспортное положение.
Проходимость по льду и мокрой грязи: в рабочем положении можно и шлифануть, в транспортном положении дополнительный вес на ведущей оси поможет выехать.

Фото в бортжурнале VOLVO FH12так рвётся резина Фото в бортжурнале VOLVO FH12Две небольшие пневмоподушки удерживают мост в поднятом положении. Фото в бортжурнале VOLVO FH12Тормоза и пневмоподвеска. Фото в бортжурнале VOLVO FH12колесо

А вообще подвесные мосты на вольво могут быть расположены как после ведущего так и перед ним(мой вариант). Средний подвесной встречается с функцией подруливания на небольшой угол.
Если что вспомню — допишу. И если кто-то что-то знает — комментируйте.

Зачем грузовикам колеса, которые не касаются земли

Зачем грузовикам колеса, которые не касаются земли

Ось, которая не касается земли, называется «ленивцем». Она не находится в движении, но на ней установлены тормоза и пневматические рессоры. При этом на ней нет привода, это не мост.

Первая причина ее установки — повышение допустимой грузоподъемности. Транспортное средство становится более эффективным, когда полностью загружено, но использует дополнительную ось.

Зачем грузовикам колеса, которые не касаются земли 3

При этом существуют нормативные акты, которые запрещают перевозить груз на двух осях, если он более 14 тонн. Третья «пара» повышает грузоподъемность автомобиля до 21 тонны.

На некоторых грузовых автомобилях ось опускается сама, если степень допустимой загрузки превышена. Также она может активироваться водителем.

После выгрузки ось поднимается обратно, что снижает расход топлива и износ резины. Отмечается, что без использования «ленивца» водителю легче управлять транспортным средством.

Грузовик с дополнительными колесами стоит дороже, но он позволяет перевести на треть больше груза, поэтому затраты владельцев оправданы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *