Изменения ПДД с 8 апреля 2020 года
Смысл нововведений в ПДД от 8 апреля 2020 года заключается в объединении понятий «тяжеловесный груз» и ТС в «тяжеловесное транспортное средство», а «крупногабаритный груз» и ТС -в понятие «крупногабаритное транспортное средство», и вписывание этих понятий в соответствующие разделы Правил дорожного движения РФ.
Т.е. изменения формальные, и они затронули только перевозку больших и тяжелых грузов. Краткий перечень изменений в ПДД, в т.ч. от 8 апреля 2020 г., изложен на странице Изменения ПДД РФ вступившие в законную силу.
Первый абзац пункта 23.5 (раздел Перевозка грузов) в новой редакции теперь выглядит следующим образом:
«Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный в пункте 23.5 федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием любых автомобильных дорог на территории РФ. В тексте этого закона даны определения тяжеловесному и крупногабаритному транспортному средству.
Тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации.
Предельно допустимые габариты ТС, в свою очередь, регулируются постановлением правительства № 272 (подробнее — в комментариях к пункту 23.5 ПДД).
С 8 апреля 2020 года на перевозку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, а также на перевозку опасных грузов водитель должен иметь специальное разрешение. В пункт 2.1.1 ПДД внесены соответствующие изменения (дополнен перечень документов, передаваемых для проверки по требованию сотрудников полиции).
В специальном разрешении кроме характеристик груза указывается скорость передвижения тс, перевозящего данный груз. В связи с этим в пункт 10.4 ПДД вписали обязанность не превышать указанную скорость.
Специальное разрешение для перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов можно получить в органах исполнительной власти РФ (Ространснадзор, Росавтодор), органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления муниципалитета, городского поселения и т.д. в зависимости от того, по какому участку будет проходить маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Разрешение на перевозку опасных грузов выдают в любом подразделении ГИБДД по соответствующей процедуре.
Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета необходим на транспортном средстве, которое перевозит опасный груз, а также на машинах сопровождения тяжеловесных или крупногабаритных ТС (пункт 16 Основных положений по допуску к эксплуатации).
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 24.04.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Что такое тяжеловесное транспортное средство
ТРАНСПОРТ
Уточняются понятия «тяжеловесное транспортное средство» и «крупногабаритное транспортное средство»
Под тяжеловесным транспортным средством теперь понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза или нагрузка на ось которого превышают допустимую массу (допустимую нагрузку), установленные Правительством РФ, или массу (нагрузку), установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.
Под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством РФ, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.
Одновременно вводится понятие «габарит приближения», под которым понимается предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной продольной оси проезжей части автомобильной дороги, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружений или расположенных на них устройств.
Новые определения для тяжеловесных и крупногабаритных ТС с 28 апреля 2023 года
С 28 апреля 2023 года внесены изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в результате которых были обновлены понятия крупногабаритное транспортное средство и тяжеловесное транспортное средство.
Причем каждое из этих определений расширено, то есть с 28 апреля 2023 года под перечисленные термины попадает большее количество транспортных средств. А их, в свою очередь, могут ожидать штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Информация о нормативном документе
2023.05.10 Федеральный закон от 28.04.2023 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 апреля 2023 года.
Документ вступил в силу 28 апреля 2023 года.
Новое определение для тяжеловесных транспортных средств
17) тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
17) тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;
Суть данного изменения состоит в следующем. До 28 апреля 2023 года тяжеловесными являлись только те транспортные средства, масса которых превышала общие ограничения, установленные для всей территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.12.2022 №2200).
Например, одиночное двухосное транспортное средство являлось тяжеловесным, если его масса превышала 18 тонн.
С 28 апреля 2023 года тяжеловесными также будут считаться транспортные средства, у которых масса превышает ограничения по массе, установленные на данном участке дороги.
Например, если на дороге установлены дорожные знаки, запрещающие движение автомобилей с фактической массой более 7 тонн, то все грузовики, фактическая масса которых превышает 7 тонн, на этой дороге будут считаться тяжеловесными.
Чуть ниже речь пойдет о том, к каким последствиям это приведет на практике.
Новое определение для крупногабаритных транспортных средств
18) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;
18) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;
Изменение для крупногабаритных ТС точно такое же, как и для тяжеловесных. До 28 апреля 2023 транспортное средство считалось крупногабаритным, если его габариты превышали общие ограничения, установленные для территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.12.2022 №2200).
Например, одиночное транспортное средство считалось крупногабаритным, если его длина превышала 12 метров, ширина превышала 2,55 метра, высота превышала 4 метра.
С 28 апреля 2023 года крупногабаритными также считаются транспортные средства, размеры которых превышают временные ограничения, установленные на данном участке дороги.
Например, если на участке дороги установлен знак «Ограничение длины» со значением 10 метров, то крупногабаритными будут считаться все транспортные средства, длина которых превышает 10 метров.
Новые штрафы для владельцев грузовиков с 28 апреля 2023 года
Сразу же нужно заметить, что с 28 апреля 2023 года изменения в Кодекс об административных правонарушениях не вносились, то есть новые штрафы не вводились.
Однако на практике рассмотренные выше нововведения означают следующее. Группы крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств расширены, а следовательно некоторые грузовики, которые раньше с точки зрения законодательства являлись просто грузовиками, в некоторых случаях будут считаться тяжеловесными или крупногабаритными. А это, в свою очередь, ведет к тому, что и штрафы на них будут накладываться, не как на обычные грузовики, а как на тяжеловесные или крупногабаритные. И их размер станет гораздо больше.
Примечание. Штрафы для грузовых автомобилей за нарушение требований дорожных знаков предусмотрены частями 6 и 7 статьи 12.16 КоАП и составляют от 500 до 5 000 рублей.
Штрафы для тяжеловесных и крупногабаритных ТС предусмотрены статьей 12.21 1 КоАП и составляют до 400 000 рублей для собственника транспортного средства.
Кроме того, если грузовому автомобилю, являющемуся с 28 апреля 2022 года крупногабаритным или тяжеловесном на некотором участке дороги, требуется проехать по этому участку, то на этот грузовик нужно оформить специальное разрешение. До 28 апреля 2022 года оформить разрешение было невозможно, т.к. грузовики не попадали в группу крупногабаритных и тяжеловесных ТС.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. С 28 апреля 2023 года группы тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств в законодательстве расширены. Теперь к ним относятся не только грузовики, масса или размеры которых превышают общие ограничения, установленные Правительством, но и грузовики, масса или размеры которых превышают ограничения, установленные на конкретной дороге.
2. Для грузовиков, которые с 28 апреля попали в группы крупногабаритных и тяжеловесных ТС, увеличились штрафы за превышение массы или размеров.
3. Для грузовиков, которые с 28 апреля попали в группы крупногабаритных и тяжеловесных ТС, появилась возможность оформить разрешения для движения по участкам дорог, на которых установлены запрещающие знаки.
А в заключение предлагаю Вам изучить обновленный текст нормативного документа, рассмотренного выше:
Движение крупногабаритных и тяжеловесных ТС в ПДД с 8 апреля 2020 года
В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, которые начали действовать с 8 апреля 2020 года.
Все нововведения относятся к движению тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. То есть они распространяются преимущественно на грузовики и не относятся к личным легковым автомобилям.
Однако если Вы или Ваша организация занимаетесь грузовыми перевозками, то рекомендую изучить обновленную редакцию правил:
- Замена крупногабаритных и тяжеловесных грузов на транспортные средства.
- Разрешения на движение тяжеловесных и крупногабаритных ТС.
- Исключение габаритных размеров из ПДД.
- Нужна ли желтая мигалка при сопровождении опасных грузов?
Движение крупногабаритных и тяжеловесных ТС в ПДД с 8 апреля 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, которые начали действовать с 8 апреля 2020 года.
Все нововведения относятся к движению тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. То есть они распространяются преимущественно на грузовики и не относятся к личным легковым автомобилям.
Однако если Вы или Ваша организация занимаетесь грузовыми перевозками, то рекомендую изучить обновленную редакцию правил:
Железнодорожные перевозки
К тяжеловесным грузам АО «РЖД» относит грузы, которые вписываются в допустимые габариты, но создают нагрузки, превышающие нормы, установленные для универсального подвижного состава:
При этом могут учитываться нагрузки, создаваемые на отдельных элементах конструкции и смещение центра тяжести.
При международных железнодорожных перевозках могут предъявляться особые требования к максимально допустимому весу. Например (согласно инструкции ДЧ-1835 по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики):
В подвижном составе на территории РФ возможно использование специальных грузовых вагонов — транспортёров, которые способны перевозить до 500 тонн груза (28-осные или 32-осные модели).
Перемещение тяжеловесных грузов и транспортерных вагонов возможно только после процедур согласования:
Внутри России тяжеловесные отправления тоже требуют процедуры согласования с департаментом управления РЖД. Нужно предоставить:
Замена крупногабаритных и тяжеловесных грузов на транспортные средства
Итак, с 8 апреля 2022 года в правила дорожного движения внесено 10 дополнений. При этом основная масса изменений заключается в том, что понятие «тяжеловесный груз» заменено на понятие «тяжеловесное транспортное средство», а понятие «крупногабаритный груз» заменено на понятие «крупногабаритное транспортное средство».
Примечание. Напомню, что постепенная замена этих терминов в нормативных документах длится уже довольно давно. Например, в Кодексе об административных правонарушениях их заменили еще 24 июля 2015 года. Теперь законодатели добрались и до правил дорожного движения.
Указанные нововведения ничего нового для водителей не несут, поэтому останавливаться на них не будем.
Морские перевозки
Под тяжеловесными грузами при перевозках морским транспортом понимаются отправления, вес которых превышает 35 тонн.
Отдельно выделяются уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) — это негабаритные грузы, масса которых превышает 100 тонн.
Основание — Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) — РД 31.11.21.24-96 (введены в действие Приказом Росморфлота № 44 от 96 г.).
Перевозка тяжеловесных грузов невозможна без составления проекта.
Исполнителем проекта может выступать компания-перевозчик или иная компетентная организация (например, исследовательский институт). Проект рассчитывается на основании технического задания заказчика/клиента.
В проекте должны быть обозначены:
Проект согласовывается с морским Регистром судоходства.
Проектные организации могут осуществлять надзор за процедурами погрузки, разгрузки, креплением и перевозкой груза в соответствии с проектом.
Разрешения на движение тяжеловесных и крупногабаритных ТС
Рассмотрим обновленный пункт 2.1.1 правил дорожного движения:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
В этом пункте абстрактное понятие «документы, предусмотренные правилами перевозки грузов», заменено на более конкретный термин «специальное разрешение».
Водитель должен предъявить сотрудникам ГИБДД специальное разрешение, если он управляет:
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.
Кроме того, что водитель должен иметь разрешение при себе, он должен соблюдать ограничения скорости, указанные в этом разрешении. Об этом говорится в обновленном пункте 10.4 ПДД.
Автотранспорт
Под тяжеловесным грузом в автомобильных перевозках понимается груз, который при транспортировке создаёт нагрузку, превышающую установленные нормативы в пересчёте на каждую ось транспортного средства (при этом вес груза и вес транспортного средства суммируются).
Автоперевозки в СНГ
Допустимые нагрузки для грузового автотранспорта при перевозках между странами СНГ (Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ от 1999 г.):
Тип транспортного средства
Максимально допустимая нагрузка (транспортное средство + груз), тонн
Одиночные грузовые ТС
24 (25 для авто с воздушной подвеской)
Автопоезда / седельные тягачи с прицепами
36 (40 при расстоянии между осями более 1,8 м)
24 (28 для шарнирно сочленённых мостов)
При транспортировках груза внутри РФ, перевозчики должны руководствоваться «Правилами перевозок грузов автотранспортом», утверждённых постановлением Правительства РФ № 272 (от 2011 года с актуальными правками), которые устанавливают предельную массу всего транспортного средства (вместе с грузом) и максимальную нагрузку на ось.
Максимальная масса автомобиля в РФ
Обозначенные параметры в Приложении 1 к Правилам перевозок:
Тип транспортного средства
Максимально допустимая масса (транспортное средство + груз), тонн
Одиночные грузовые ТС
Автопоезда / седельные тягачи с прицепами
При сравнении с Соглашением стран СНГ видно, что отличия незначительные.
Максимально допустимая нагрузка на ось в РФ
Согласно Приложения 2 к Правилам перевозки на автотранспорте:
Расстояние между осями
Максимальная нагрузка на одну ось в зависимости от нормативной нагрузки дорожного полотна
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 6 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 10 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 11,5 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
Более трёх сближенных осей в группе
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
Для сближенных осей, оснащённых 4 и более односкатными или двускатными колёсами на каждой оси (для групп из 2 осей и более)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
При контрольном взвешивании допускается двухпроцентная погрешность (п. 4 ст. 31 257-ФЗ от 2007 г. в актуальной редакции), дальнейшее превышение без разрешительных документов — штраф.
Региональные власти вправе устанавливать сезонные ограничения для предельно допустимых норм внутри субъектов РФ на отдельных трассах или их участках.
Тяжеловесные грузы при сборных перевозках
В отдельных случаях перевозчик сборных грузов может попросить внесение дополнительной платы за превышение нормативов по весу. Рассмотрим ситуацию на примере стандартной 20-тонной фуры:
При превышении заданного норматива по весу для одного поддона/паллеты перевозчику придётся уменьшать количество перевозимых поддонов, чтобы пройти весовой контроль. А это повод увеличить стоимость одного грузового места, чтобы компенсировать стоимость всех сокращённых.
Специальные разрешения для перевозки тяжеловесных грузов
Перемещение транспортных средств, чьи масса и нагрузка на ось превышают установленные нормы, без специальных разрешений запрещено.
Разрешения могут быть:
Оформление возможно несколькими способами:
Для проведения анализа и согласования проезда по заданному маршруту с тяжеловесным грузом необходимо предоставить следующий пакет документов:
По результатам обращения будет выдано разрешение или отказ.
Расходы на перевозку тяжеловесных грузов будут складываться из следующих составляющих:
За движение по маршрутам, не обозначенным в разрешении, а также за нарушение иных предписаний, на перевозчика будут наложены штрафные санкции.
Исключение габаритных размеров из ПДД
Еще одно важное изменение внесено в пункт 23.5 ПДД:
23.5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Давайте разберемся, что именно изменилось в этом пункте:
1. Тяжеловесные ТС и ТС, перевозящие опасные грузы, должны соблюдать требования специальных правил. Здесь все осталось по старому.
2. Автопоезда с двумя и более прицепами исключены из пункта 23.5, то есть таким транспортным средствам с 8 апреля 2022 года не нужно соблюдать специальные правила.
3. Что касается крупногабаритных транспортных средств, то с ними ситуация самая запутанная. В старой редакции правил прямо указывались предельные размеры, превышение которых требует специального разрешения. В новой редакции эти цифры отсутствуют, поэтому для уточнения нужно обратиться к пункту 18 статьи 3 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»:
Итак, требования по высоте и по ширине транспортного средства абсолютно не изменились. Просто теперь они располагаются в другом нормативном документе.
Что касается требований по длине, то они стали строже. С 8 апреля 2022 года кроме прочего значение имеют также длина одиночного транспортного средства и длина прицепа. Каждая из них не должна превышать 12 метров. В случае превышения транспортное средство считается крупногабаритным и должно соблюдать соответствующие правила перевозки.
Авиационный транспорт
К тяжеловесным грузам при авиационных перевозках относятся грузы, чья масса превышает 80 кг.
При превышении указанного норматива заказчику потребуется отдельное согласование маршрута для осуществления перевозки. Это связано с тем, что не все аэропорты могут обеспечить погрузочно-разгрузочные работы для отправлений с большим весом.
Например, отдельные аэропорты могут работать со следующими грузами без дополнительного согласования:
Город размещения аэропорта
Допустимый вес отправления (согласование не требуется)
Стандартный норматив (до 80 кг)
По отдельному согласованию будут определены индивидуальные условия и маршрут перевозки, а также порядок и условия погрузочно-разгрузочных работ.
Перевозка потребует оформления отдельного пакета сопроводительных и разрешающих документов.
Нужна ли желтая мигалка при сопровождении опасных грузов?
В заключение рассмотрим еще одно изменение законодательства, которое вызывает определенное недопонимание. Рассмотрим пункт 16 основных положений:
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
Обратите внимание на часть этого пункта, относящуюся к перевозке опасных грузов. В старой редакции говорилось о том, что желтые проблесковые маячки нужны на транспортных средствах, сопровождающих автомобиль с опасным грузом. В новой редакции говорится о том, что желтая мигалка нужна только самому автомобилю с опасным грузом, а про его сопровождение речь не идет.
Для сравнения рассмотрим пункт 3.4 ПДД:
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
В этом пункте речь идет о том, что оранжевая мигалка нужна именно при сопровождении автомобиля, перевозящего опасные грузы. Так что можно предположить, что при обновлении пункта 16 Основных положений законодатели просто неверно составили формулировку.
Маршруты передвижения
Государственные органы производят контроль того, правильно ли перевозится крупногабаритный груз. Определение контролирующего органа зависит от маршрута доставки груза.
Выделяют несколько категорий маршрутов перевозки:
- Локальные. В данном случае контролирующим органом будет являться организация, которая управляет автомобильными дорогами местного значения. Выбирается то место, где находится автотранспорт перевозчика.
- Региональные. Контроль за данными видами перевозок будет осуществлять орган управления автодорогами федерального значения, который находится ближе всего от места начала транспортировки.
- Международные. Разрешение в такой ситуации выдается Федеральной дорожной службой страны.
Получить разрешение на перевозки можно, обратившись в контролирующий орган.