Когда рухнет рынок автомобилей в россии
Перейти к содержимому

Когда рухнет рынок автомобилей в россии

  • автор:

«Японцы, введя эти санкции, сами не понимают многих моментов», — дилер утверждает, что экономика страны обвалится и будет ежедневно терять $700 тыс.

Новые японские санкции, запрещающие ввоз в Россию целого перечня популярных автомобилей, больно ударят по самой Японии. Об этом заявил автодилер Александр Колевинский, 20 лет специализирующийся на поставках машин из этой страны, который проживает в Японии.

Александр Колевинский подсчитал, что ежедневно Япония будет терять около 700 тысяч долларов, и объяснил, как у него получилась такая сумма.

В целом японский рынок пострадает. Им некуда будет девать машины свежих годов, но с большим по японским меркам пробегом. Их на аукционах если не половина, то треть точно, то есть 30%. Это сегмент от трёх до пяти лет выпуска и с объёмом двигателя более 1,9 литра, гибридные и так далее. Они просядут раза в два. Это огромные убытки.

«Японцы, введя эти санкции, сами не понимают многих моментов», — дилер утверждает, что экономика страны обвалится и будет ежедневно терять $700 тыс. Изображение Midjourney

Я думаю, из-за санкций, которые Япония сейчас ввела, она каждый день будет терять по 100 миллионов иен (около 700 тысяч долларов). Эти санкции болезненно ударят и по самим японцам, конечно. В неделю продаётся 200 тысяч машин на всех аукционах Японии. Если Россия в прошлом году покупала каждую 10-ю машину, то в неделю, получается, 20 тысяч машин уходили в Россию. А сейчас будет покупать каждую 300-ю. То есть это 1,5 тысячи машин. Представляете, какой объём?

Он добавил, что новые санкции создадут эффект домино для всей экономики Японии: «Пока есть ощущение, что японцы, введя эти санкции, сами не понимают многих моментов».

А последствия проявятся через три-четыре месяца, когда цены в магазине ещё больше вырастут. Экономика Японии сейчас не в лучшем состоянии, а это только усугубит ситуацию. Санкции на автомобили скажутся на других отраслях экономики. Японцы продают машины, платят налоги, значит, поступлений станет меньше. Потребители перестанут покупать новые машины, потому что за старые машины дилеры будут им давать меньшую цену, чем сейчас. Эта ситуация с санкциями скажется на всей экономике в виде отложенного действия. Скажется на покупках новых автомобилей, на ценах на материалы, на запчасти.

Ранее он заявил, что цены на японские автомобили возрастом от трёх до пяти лет, которые не попали под новые японские санкции, вырастут в России в полтора-два раза.

Напомним, 9 августа Япония запретила поставки 758 видов товаров, включая гибридные автомобили и электромобили, а также бензиновые и дизельные машины с объёмом двигателя больше 1,9 литра.

«Изменений ждем осенью». Что будет с ценами на машины после падения рубля

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

Ослабление рубля и повышение утилизационного сбора в начале августа привели к подорожанию машин практически всех брендов, представленных в России. При этом курс иностранных валют в стране продолжает расти и достигать рекордных значений. 9 августа курс доллара на открытии торгов Московской биржи составил 96,07 руб. Евро — 105,04 руб., курс юаня — 13,27 руб. Ранее такое ослабление курса рубля фиксировались в марте 2022 года. По мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, девальвация рубля будет способствовать новому повышению цен на российском авторынке. Разбираемся, когда ждать корректировки прайс-листов и каких машин это коснется в первую очередь.

«Рост цен продолжится осенью»

О том, что серьезная корректировка стоимости новых автомобилей уже произошла в конце июля — начале августа этого года, напомнил Autonews.ru президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, на данный момент автомобили в России продают уже с учетом текущего ослабления позиций национальной валюты.

«Сейчас продавцы стараются закладывать колебания курса рубля в стоимость автомобилей. Причем часто машины уже выставляются на продажу с определенным люфтом для корректировки», — заявил Шапарин.

В свою очередь, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев в беседе с корреспондентом Autonews.ru выразил уверенность, что ситуация с курсом евро, доллара и юаня по отношению к рублю приведет к дальнейшему подорожанию новых автомобилей в России. По его словам, скорее всего, заметный рост цен случится к осени.

«Драйвером для этого, помимо курса валют, станет и утильсбор», — заметил Тюктеев.

Аналогичное мнение выразил и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. Эксперт ожидает, что рост цен на новые автомобили будет продолжаться и нынешней осенью. Как объяснил Мосеев, два главных фактора, влияющих на стоимость машин, — повышение утильсбора и ослабление курса рубля.

«Именно два эти обстоятельства и будут двигать цены на машины вверх. Подорожания не сможет избежать ни один автопроизводитель», — подчеркнул он.

«Цены вырастут во всех сегментах отрасли»

Как объяснил Олег Мосеев, корректировка прайс-листов коснется и машин, которые производятся на территории России. По его словам, компании, имеющие такие предприятия, все равно вынуждены использовать иностранные комплектующие и по-прежнему зависимы от них.

«Девальвация рубля скажется в определенной степени и на них. Поэтому тот же Haval и АвтоВАЗ также рано или поздно будут вынуждены менять прайс-листы», — заявил эксперт.

С ним согласен и Ренат Тюктеев, который считает, что цены вырастут во всех сегментах отрасли. То есть подорожание затронет параллельный импорт, автомобили китайских брендов, марки с высокой долей российской сборки, а также отечественные бренды, такие как Lada.

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Антон Шапарин подчеркнул, что «валютная составляющая» на данный момент есть в каждой машине, которая выпускается в России. По словам эксперта, исключением тут не является даже Lada Granta, хотя уровень ее локализации на данный момент самый высокий из всех автомобилей, продающихся в России.

По словам независимого консультанта в области автомобильной промышленности Сергея Бургазлиева, очередная волна подорожания автомобилей неизбежна в ближайшее время при нынешнем курсе. Эксперт объяснил, что цены на новые машины в России всегда были сильно привязаны к валютным котировкам, поэтому пересматривать прайс-листы будут вынуждены все компании, представленные на отечественном рынке. В меньшей степени, по мнению Бургазлиева, это коснется фирм, имеющих локальное производство.

Параллельный импорт будет дорожать быстрее

Впрочем, по словам Тюктеева, в зависимости от сегмента рост будет происходить с разной скоростью. Например, эксперт считает, что параллельный импорт, в частности, подорожает гораздо быстрее, чем машины «официальных» китайских брендов.

Фото: Shutterstock

Фото: Автомир

Аналогичным прогнозом поделился с корреспондентом Autonews.ru и Беспалов. Он считает, что курсовые колебания в первую очередь затронут автомобили так называемого параллельного импорта. По его словам, у таких машин привязка к валютному курсу более жесткая. Эксперт объяснил, что закупки дилерами новых машин в других странах будут происходить с учетом «нынешних валютных реалий, а расчеты производятся по-прежнему в долларах, евро или юанях.

«Причем на этом фоне, скорее всего, дилеры не преминут переписать ценники и на машины, поставленные в Россию через альтернативные каналы, из старых партий», — резюмировал он.

«Рассчитывать можно будет максимум на скидки»

По словам Беспалова, пока сложно спрогнозировать, на сколько могут подорожать машины в случае продолжения ослабления рубля. Он объяснил, что в этом вопросе все будет зависеть от самого курса.

«Если он стабилизируется на текущих параметрах, то, скорее всего, мы еще увидим дальнейший рост цен на автомобили в России. Разумеется, это повышение не будет строго коррелироваться с ослаблением курса рубля. Каких-то рекордных скачков цен ждать не стоит. Однако также стоит понимать, что продавцы не упустят возможность возместить свои финансовые убытки из-за колебания курсов за счет клиентов. Поэтому, конечно, цены в таком случае вырастут», — поделился прогнозом эксперт.

При этом Беспалов считает, что даже резкое укрепление курса рубля не приведет к моментальному снижению цен на новые автомобили в России. По его словам, автопроизводители и дилеры сначала должны будут убедиться, что это долгосрочная перспектива, а не кратковременные колебания.

«Впрочем, даже после этого клиенты смогут рассчитывать лишь на некие скидочные программы в автосалонах», — рассуждает эксперт.

Шапарин также уверен, что даже в случае скорейшего укрепления курса рубля дилеры и автопроизводители не будут спешить переписывать прайс-листы в сторону уменьшения. Поэтому он призвал потенциальных клиентов автосалонов не рассчитывать на такую возможность. В качестве примера Шапарин привел весну-лето прошлого года, когда курс национальной валюты серьезно отыграл свои позиции, однако стоимость машин в автосалонах вниз не опускалась.

Некоторые автопроизводители заявили о снижении цен на свои машины в России в конце лета — начале осени. Однако в большинстве случаев такие изменения отражались только в прайс-листах на официальных сайтах брендов, сами же дилеры понижать стоимость автомобилей не торопились.

Тайное подорожание

Сами автопроизводители о возможном повышении цен стараются говорить очень осторожно и в большинстве случаев ограничиваются обещанием своевременно оповещать обо всех возможных изменениях в своей деятельности. Однако на деле в большинстве случаев о корректировке стоимости машин можно узнать лишь по новым прайс-листам на официальный сайтах компаний.

«Москвич 3е»  

Например, с 1 августа резко выросли цены на автомобили «Москвич». Так, бензиновые машины в базовой комплектации подорожали сразу на 300 тыс. руб., а электрические «Москвич 3е» — на 370 тыс. руб., хотя в середине июля представители отечественного бренда заявляли об отсутствии на тот момент решений по пересмотру цен.

В свою очередь, минимальная цена на автомобили Lada Niva Legend выросла на 8 тыс. руб. Теперь машина стоит минимум 829 900 руб. вместо прежних 821 900 руб. Впрочем, в пресс-службе завода корреспондента Autonews.ru поспешили заверить, что это связано с окончанием продаж внедорожников без улучшенной шумоизоляции. При этом информацию о возможном подорожании машин Lada этой осенью в компании не подтверждают.

Также подорожал и седан Kaiyi E5 калининградской сборки. В зависимости от комплектации стоимость машины стала больше на 80–84 тыс. руб. Пересмотреть стоимость своих моделей на отечественном рынке решили китайские FAW (за исключением кроссовера Bestune F77), Haval, Tank и Geely. Причем никто из перечисленных выше автопроизводителей заранее о повышении цен не сообщал.

Достаточно оригинальную схему в своей ценовой политике в России использует китайская Chery. Как утверждают представители компании, благодаря действующей на их модели специальной выгоде (по сути, скидке при покупке автомобиля за наличные, оформлении кредита или сдаче старой машины в трейд-ин) им удается удерживать основные цены на авто, корректируя лишь саму эту скидку.

«Автомобили расходятся как горячие пирожки»

Гораздо охотнее о дальнейшем подорожании машин говорят менеджеры дилерских центров. Например, сотрудник крупного автосалона на севере Москвы, где продаются в том числе модели, завезенные на наш рынок всевозможными альтернативными путями, уверяет, что цены на автомобили продолжат свой рост. Однако тут есть некоторые нюансы.

«Планов повышать цены на машины, которые сейчас представлены у нас в салоне, нет. Однако надо понимать, что автомобили у нас сейчас расходятся как горячие пирожки. Все хотят успеть купить машину по текущей цене. Однако некоторых позиций уже нет, другие модели остаются в считаных экземплярах. Разумеется, будут следующие партии авто, но ценники там из-за нынешнего курса будут уже совсем другими», — объясняет продавец.

В свою очередь, менеджер одного из столичных шоурумов Geely сразу же поинтересовался у корреспондента Autonews.ru сроками покупки китайской модели. По его словам, цены на их машины могут измениться в любой момент.

Фото: Сергей Булкин/ news.ru / TACC

«Очевидно, что с нынешним курсом можно говорить только о повышении. Поэтому оптимальный вариант — это прямо сейчас забронировать автомобиль. Так вы зафиксируете цену, и машина уже никуда от вас не уйдет», — настойчиво советует продавец.

В автосалоне Chery на западе столицы продавцы заявили, что стоимость китайских машин не так давно уже была скорректирована и менять ее снова в сторону повышения у них в планах нет. При этом с покупкой автомобиля затягивать все же не советовали.

«Сейчас мы предлагаем дополнительную скидку непосредственно от нашего салона. На данный момент она еще действует, однако сколько еще продлится это предложение, сказать сложно. Смотрите, сейчас стоимость нужного вам кроссовера Chery Tiggo 7 Pro Max составляет 2 699 900 руб. при покупке за наличные. Такая же цена указана и на официальном сайте компании, можете проверить. При этом мы готовы скинуть еще 70 тыс. руб. За такие деньги найти эту машину у наших коллег сейчас вряд ли удастся», — подсчитывает один из сотрудников торговой компании.

Какие автомобили перестанут поставлять в Россию после 1 августа

Автомобили Hyundai, Kia и Jeep могут перестать поставлять в Россию

На российском авторынке станет меньше доступных для покупки моделей, а за автомобили с объемными моторами придется платить на сотни тысяч рублей больше из-за новых ставок утилизационного сбора, которые вступят в силу 1 августа. Об этом «Газете.Ru» рассказал основатель компании «РоговМобиль» Дмитрий Рогов. Его компания специализируется на доставке «под ключ» машин из Южной Кореи, Европы и Японии.

Чужой палисад

«В России популярна модель Hyundai Palisade, таких машин много привозят. У нее есть версии с моторами V6 объемом 3,5 литра и 3,8 литра. Это модель с классическим «автоматом» — старая школа, многие такой автомобиль хотели бы, особенно на севере страны. Однако этот вариант точно уйдет с рынка, потому что сильно подорожает», – рассказывает Рогов.

Еще один популярный семейный корейский минивэн, Kia Carnival с атмосферным двигателем 3,5 литра, подорожает примерно на 1 млн рублей и тоже перестанет пользоваться спросом у россиян,

уверен собеседник. В число моделей, которые потеряет рынок России, войдет также внедорожник Jeep Grand Cherokee с объемом двигателя 3,6 литра, говорит он.

Судя по открытым данным классифайдов, сейчас такие Kia Carnival и Hyundai Palisade стоят от 4,5 млн рублей. Помимо них частники ввозят в Россию множество популярных моделей с объемом мотора от 3.0 литров, включая минивэн Hyundai Staria, внедорожник Toyota Land Cruiser 300, седан Toyota Camry, кроссоверы Volkswagen Touareg, Lexus RX 350, Hyundai Santa Fe, Kia Mohave, Sorento и прочие. Эти машины более востребованы, они не относятся к нишевым, но цена на них вырастет на 1 млн рублей и выше, полагает эксперт.

«Те же самые Geely Tugella и Monjaro у нас уже в 1,5 раза дороже, чем в Китае. Изменения на валютном рынке и повышение утильсбора уже дали результат:

продавцы активно переписывают ценники, и осенью клиенты почувствуют разницу по полной программе.

Другое дело, если мы говорим об очень дорогих автомобилях, таких как Audi RS Q8, которые стоят дороже 10 млн рублей. Кто может позволить себе потратить такую сумму и хочет именно такую машину, тот сможет заплатить и на миллион больше», – отмечает Рогов.

Математика утиля

По обновленным ставкам утильсбор для юридических лиц за машину с объемом мотора от 3.0 литров составит 970 тыс. рублей вместо 259,6 тыс. рублей, а от 3,5 литра — 1,2 млн рублей, хотя по прежней ставке платить требовалось почти втрое меньше — 445 тыс. рублей. За машину с двигателем объемом до 2.0 литров утильсбор вырастет со 178,4 тыс. до 300 тыс. рублей; от 2.0 до 3.0 литров – с 281,6 тыс. до 844 тыс. рублей.

По электромобилям самый серьезный скачок сбора – в 10 раз: с 32,6 тыс. до 360 тыс. рублей вне зависимости от мощности.

Закрывается и лазейка, по которой дилеры растамаживали по низкой ставке автомобиль на физлица — если ввезенная иномарка будет продана частником в течение трех лет, то ему придется оплатить утильсбор по ставке юрлица. Более того, для машин с мотором свыше трех литров (они правительством относятся к премиальным) с физлица попросят повышенную оплату утиля, как для юрлиц.

Средняя стоимость автомобилей премиум-сегмента вырастет примерно на 1 млн рублей,

соглашается с Роговым директор по продажам автомобилей с пробегом групп компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

«Из-за повышения утилизационного сбора будет невыгодно ввозить автомобили, у двигателей которых большой литраж. Например, это модели BMW X5, Mercedes-Benz GLS. То есть все автомобили, утильсбор на которые составит 1 млн рублей и более», — говорит Желобов.

По его словам, после повышения валютного курса с 80 до 100 рублей за евро автомобили прибавили 20% к стоимости, это препятствует органичному развитию автобизнеса и приводит к недостатку поступлений автомобилей по системе trade-in. Кроме того, в объявлениях начинают доминировать автомобили с пробегом с внутреннего рынка, срок владения которых существенно вырос, а качество снизилось, отмечает представитель дилерского холдинга.

Средний чек — 3 млн рублей

Если в первой половине 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 2,7 млн рублей, то из-за новых ставок утильсбора она вырастет минимум на 10% и приблизится к 3 млн рублей. Об этом «Газете.Ru» рассказал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Средневзвешенная цена к концу года может вырасти минимум на 10%. Будет расти доля китайских производителей, и они будут повышать цены, но, возможно, не так быстро, как дорожает валюта», — сказал Удалов.

Львиная доля рынка автомобилей с моторами от 3.0 литров – это премиум-сегмент, поэтому повышение цен на 1-1,2 млн рублей не отпугнет большинство потенциальных покупателей таких машин, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

«Сильнее волнует ситуация с автомобилями с агрегатами 1.0-2.0 литра, в этом сегменте повышение цен на 120 тыс. рублей – это достаточно болезненно», – отмечает Моржаретто.

Дилерам стало невыгодно привозить по параллельному импорту автомобили дешевле 1,5 млн рублей из-за высоких затрат на логистику, из-за которых конечная стоимость машины окажется очень высокой, указывает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.

«Средняя стоимость нового автомобиля сегодня на рынке составляет около 2,5 млн рублей. Конечно, можно ожидать, что новые автомобили в целом к концу года еще подорожают. На это повлияет не только утильсбор, но и колебания курса валют. Цены могут повыситься в среднем на 10%», – прогнозирует он.

В июле высокий спрос на новые автомобили был обусловлен их скорым подорожанием, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Предполагаю, что когда машины, контрактованные после даты введения нового утильсбора, придут к нам в октябре, тогда мы увидим реальную ситуацию. Сейчас есть ощущение, что машины подорожают на 8-12% в зависимости от сегмента. Продавцы не станут отказываться от части своей прибыли, поэтому и будут увеличивать цены, что ляжет на плечи покупателей», — добавил собеседник.

Недолго осталось: назван срок, когда подешевеют автомобили в России

По разным оценкам цены на легковушки в России скакнули в начале прошлого года в среднем на 50%. Да так и застыли на том уровне до сих пор. За прошедшее с тех пор время курс российской валюты фактически вернулся к показателям «до февраля 2022 года», а зарплаты и покупательская способность населения не выросли. Машины дорогие и люди не рвутся их покупать. Новый автомобиль реально превращается из средства передвижения в роскошь. Неестественность сложившейся ситуации очевидна всем — от «рулевых» автомобильной отрасли до последнего автовладельца.

Учитывая все вышесказанное, мы решили выяснить: что думают о перспективах снижения цен на новые машины специалисты авторынка, то есть люди непосредственно «погруженные» в эту тематику.

— Ожидать снижения розничных цен на легковые автомобили и кроссоверы до конца этого года не стоит. Теоретически, при увеличении предложения машин, цены должны немного опуститься. Но проблема в том, что реальный платежеспособный спрос в России в этом году соответствует порядка 950 000 легковым автомобилям. А на рынке, как ожидается, в этом году их будет реализовано лишь 650 000—670 000 единиц. Таким образом, мы видим дефицит в районе 300 000 автомобилей. И пока его нечем компенсировать. Российские автозаводы реализуют не многим более 500 000 авто в год. По параллельному импорту, в лучшем случае, будет ввезено порядка 150 000—180 000 штук, — пояснил порталу «АвтоВзгляд» независимый консультант индустрии автомобилей и транспорта Сергей Бургазлиев.

С прогнозами и выкладками Сергея Бургазлиева относительно вероятной динамики цен на российском авторынке согласен глава онлайн-аукциона новых автомобилей Car Click Сергей Пиголкин.

— Снижение цен на автомобили в обозримой перспективе маловероятно. Все просто: нет локализации машин иностранных брендов — нет низких цен. Логистика доставки машин из Китая очень недешевая. Да и вообще — отовсюду уже дорого везти. Плюс таможенные сборы. Допустим, в Китае некая модель стоит 8000−10 000 долларов, примерно 620 000—770 000 рублей на наши деньги. После прохождения таможенных процедур и доставки до Москвы она будет стоить не менее 1,8—2 млн. рублей. Возвращаясь же к вопросу о снижении цен предположу, что теоретически оно возможно только в отношении машин «большой китайской тройки» — Haval, Chery и Geely. Ибо у них есть запас по марже. Но я сомневаюсь, что они пойдут на это, — считает Пиголкин.

Тем не менее, ситуация на российском авторынке на горизонте свыше 1,5—2 лет имеет все шансы оказаться не столь печальной как сейчас. Именно на таком временном отрезке возможно насыщение рынка автомобилями, благодаря которому цены пойдут вниз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *