М-4: что нужно знать о платных участках

Лето, солнце, море, машина, — что за прекрасное время впереди Осталось определиться с маршрутом! Любители автопутешествий знают, что добраться почти до любого курорта России можно по дороге М-4. Для тех, кто планирует воспользоваться этой трассой для поездки на море, будет полезно почитать об её особенностях
Коротко об истории М-4
Дорога была построена в 1959-1966 годы и изначально не предусматривалась для больших нагрузок. В дальнейшем дорога достраивалась, а в 1998 году в Липецкой области был введен в эксплуатацию первый платный участок в объезд села Хлевное. В 2000-е годы дорога реконструировалась, в результате чего на М-4 появились раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами. Были построены обходы городов Богородицк, Ефремов, Елец, других населенных пунктов, а в 2020 году открылся участок в обход населенных пунктов Лосево и Павловск в Воронежской области.
В 2010 дорога была передана в доверительное управление государственной компании «Автодор», которая в 2011 году заключила с ОССП долгосрочное операторское соглашение на содержание, ремонт и эксплуатацию на платной основе участка в Тульской, Липецкой и Воронежской областях. В настоящее время ОССП, как оператор, обслуживает участки с 225 по по 715 км.
Сегодня М-4 — это современная трасса протяженностью 1543 км. На платных участках предусмотрены разделенные потоки встречного движения, отсутствуют светофоры и примыкания второстепенных дорог в одном уровне, что позволяет водителям на некоторых участках двигаться с максимальной скоростью до 130 км/час.
Система сбора платы
Практически на всех платных участках М-4 работает открытая система сбора платы за проезд — то есть проезд оплачивается перед въездом на платный участок. Исключение составляют участки 416 –460 км и 633 – 715 км, где действует смешанная система – пункты взимания платы (ПВП) стоят на въезде и выезде с участка, при этом проезд оплачивается на въезде, а на выезде нужно показать чек кассиру, чтобы он выпустил вас с участка.
ВАЖНО! Обязательно сохраняйте чек до выезда с участка. Если чек потерян, то придётся заплатить за проезд участка повторно.
Смешанная система введена, потому как въехать на эти платные участки можно на многих развязках, и кассир не будет знать оплачивали вы проезд на въездном ПВП или заехали на платный участок на полдороги. Будьте внимательны, на этих участках везде висят предупреждения для водителей!
Как оплатить проезд
На ПВП можно расплатиться наличными, банковской картой, телефоном, и, конечно, транспондером (какой транспондер выбрать, читайте здесь). Однако проверяйте, пожалуйста, работает ли ваша система оплаты телефоном, поскольку на некоторых моделях она теперь недоступна.
Как проезжать ПВП
Чтобы не запутаться при выборе полосы на ПВП, нужно обратить внимание на информационные щиты над полосами: щиты с зелёными знаками предназначены для проезда с транспондером, с жёлтыми — для оплаты проезда наличными или картой.
Инфраструктура дороги
На платных участках есть все, что может понадобиться в длительной поездке: множество кафе, отелей и гостиниц, зон отдыха, АЗС, туалетов. Расположение всех объектов инфраструктуры можно посмотреть здесь, отметим несколько важных деталей:
Площадки отдыха
В долгой поездке важно делать остановку и отдыхать минимум каждые 2-3 часа, это поможет сохранить внимание за рулем. При этом нужно знать, что остановка на обочине автомагистрали запрещена из-за риска ДТП. Потому призываем водителей пользоваться только специальными площадками отдыха, расположенными вдоль всей трассы!
Туалеты
Знаем, знаем — на М-4 остались кирпичные старые туалеты, посещение которых малоприятно. Мы не рекомендуем ими пользоваться без острой нужды. Но есть и новые красивые туалеты, которые тщательно убираются. Они тоже бесплатные и их на дороге много, лучше воспользоваться ими.

Если что-то случилось в дороге
Повреждено колесо, машина заглохла, ДТП — в любой непредвиденной ситуации на платной дороге водитель получит помощь. Для этого нужно набрать короткий номер *2044 и вызвать аварийного комиссара. Он приедет в течение 15 минут и поможет сам или, как минимум, прикроет стоящий автомобиль пользователя от проезжающих мимо машин и вызовет ту службу, которая сможет оказать помощь.
Также на дороге есть служба эвакуации автомобилей, которая безвозмездно окажет помощь и доставит транспортное средство до конца платного участка. Вывоз сломавшегося автомобиля за пределы платного участка тоже возможен, но уже по прейскуранту службы.
И, наконец, о штрафах. Точнее, как их избежать.
Есть пользователи, которые любят превышать максимальную разрешенную. А есть ещё и те, которые нарушают и пишут нам о том, что мы «понаставили камер и теперь собираем штрафы». Поэтому хотим отметить два момента:
Максимальная разрешенная скорость движения на платных участках М-4 составляет от 90 до 130 км/час. Она может различаться в зависимости от участка и устанавливается с учетом безопасности пользователей. «Потолок» скорости все-таки стоит соблюдать — и чтобы сохранить свою жизнь, и чтобы не получить штраф.
Действительно, на протяжении всей дороги установлено множество камер, но 90% из них используются нами только для мониторинга дорожной обстановки в центрах управления дорожным движением. Остальные камеры установлены ГИБДД для контроля скоростных ограничений. Именно ГИБДД, а не ОССП, контролирует соблюдение вами скорости и выставляет штрафы за нарушения. У ОССП даже нет доступа к камерам ГИБДД, это разные структуры.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Трасса М-4 «Дон»
М-4 «Дон» – ключевая транспортная артерия юга России. Автодорога проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, Республики Адыгея и Краснодарского края.
Дорога была построена в 1959-1966 годы, имела две полосы движения. С 1984 года началась постепенная реконструкция трассы. В 1990 году был сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области. Ноябрь 1998 года вошел в историю современных дорог страны – тогда в Липецкой области в объезд села Хлевное был открыт первый в России платный участок.
В 2000-е годы в результате активной реконструкции встречные потоки на автодороге были разделены, развязки на трассе стали многоуровневыми, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011). В 2011 году М-4 стала четырехполосной автомагистралью на всем протяжении от Москвы до Воронежа. Позже были введены в эксплуатацию участки в обход Воронежа и Павловска, сел Новая Усмань, Рогачевка и Лосево. В настоящее время продолжается активная реконструкция трассы в Ростовской области и Краснодарском крае с тем, чтобы полностью перевести все 1500 км трассы от Москвы до Новороссийска на бессветофорное четырёхполосное движение.
На автодороге каждые 20-30 километров обустроены площадки отдыха с зонами для пикника. В случае нештатной ситуации бесплатную помощь автомобилистам оказывают сотрудники службы авариных комиссаров. На всем протяжении трассы установлены электронные табло, которые информируют водителей о рекомендуемом скоростном режиме, погодных условиях, о возможных ограничениях проезда.
Правила пользования дорогой М-4
Платные участки автомобильной дороги оснащены пунктами взимания платы (ПВП). От их типа — закрытого, открытого или смешанного — зависят условия оплаты.
В первом случае все въезды и выезды с трассы ограничены пунктами взимания платы, во втором — оплата происходит либо в начале, либо в конце участка, без ограничения остальных въездов и выездов, а в третьем — пункты установлены и в начале, и в конце участка, но внутри него въезд и выезд не ограничен.
Общие правила проезда пунктов взимания платы:
- при подъезде к ПВП — снизьте скорость;
- обратите внимание на информационные щиты и светофоры — пользуйтесь открытыми полосами;
- выберите нужную вам полосу:
ПОЛОСЫ ДЛЯ БЕЗОСТАНОВОЧНОГО ПРОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСПОНДЕРА ВЪЕЗДНЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИЛЕТА, ЕСЛИ ПУТЕШЕСТВУЕТЕ БЕЗ ТРАНСПОНДЕРА 
ВЪЕЗДНЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИЛЕТА ИЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСПОНДЕРА (НО С ОСТАНОВКОЙ) ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ТОЛЬКО НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ТОЛЬКО БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТА ПРИЁМА ПЛАТЕЖЕЙ 
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА НАЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ, БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ ТРАНСПОНДЕРА 
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ ТРАНСПОНДЕРА ПОЛОСЫ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НЕГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТА, ОПЛАТА НАЛИЧНЫМИ ИЛИ БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ - оплатите проезд любым удобным для Вас способом;
- дождитесь зеленого сигнала светофора и открытия шлагбаума;
- продолжайте движение.
Для безостановочного проезда можно воспользоваться транспондером. Для этого на ПВП нужно выбрать специальную полосу, сбросить скорость до 30 км/ч и проехать на зеленый свет светофора. Приобрести бортовое устройство можно в клиентских офисах или пунктах продаж.
Внимание! Нарушение правил проезда пункта взимания платы может повлечь наложение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
Особенности систем взимания платы:
- Система открытого типа: проезд через ПВП и оплата производится единовременно. Такая система действует на всей дороге М-3 «Украина» и М-4 «Дон» за исключением участков 416–460 км (объезд с. Хлевное и г. Задонск) и 633–715 км (объезд с. Лосево и г. Павловск).
- Система закрытого типа: платные участки оборудованы въездными ПВП, на которых необходимо получить Билет, и выездными, где нужно передать Билет кассиру и оплатить проезд (такая система действует на всей дороге М-11 «Нева»).
- Система смешанного типа: на таких участках, как правило, проезд оплачивается на первом/въездном ПВП, а на выезде предъявляется чек. Такая система действует на участках 416–460 км и 633–715 км дороги М-4 «Дон».
Внимание! Сохраняйте билет, выданный терминалом на въездной полосе взимания платы! Если пользователь не сможет предъявить билет, то на пункте выезда с трассы взимается максимальная плата за проезд с учетом категории транспортного средства, маршрута и времени суток.
Стоит помнить, что правила и организация движения как на бесплатной, так и на платной скоростной автомобильной магистрали одни и те же. Разница лишь в том, что платные участки оказывают услугу беспрепятственного проезда. Нарушение же правил может привести не только к затруднению движения, но и к ДТП.
Правила пользования дорогой
- Правила пользования автомобильной дорогой М-4 «Дон» на участках 225–715 км и 1024–1091 км устанавливаются владельцем автомобильной дороги (Российской Федерацией в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги») с соблюдением требований законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог».
Подробнее с правилами пользования автомобильной дорогой М-4 «Дон» на участках 225–633 км, 633–715 км и 1024–1091 км вы можете ознакомиться на сайте Государственной компании «Российские автомобильные дороги».