Автомобили в кино: как снимают сцены с тачками?
Легенды ходят о том, как изощряется Голливуд для качественной картинки и невероятного экшна, а все для того, чтобы зрители с открытыми ртами наблюдали за происходящим на экране. В чем секрет режиссеров и какую магию они используют, мы сейчас и расскажем.
Хромакей

О большом экране зеленого цвета, который дает безграничные возможности, не слышал только ленивый. Вспомним мать драконов и ее детей из популярного сериала «Игра Престолов». К нашему огромному сожалению, настоящих драконов не существует, так что на помощь пришла компьютерная графика и хромакей.
Были, конечно, и печальные опыты, но первый блин всегда комом, как говорится. Но виртуозная сцена автомобилей с парашютом из «Форсажа 7» надолго останется в наших сердцах, зато теперь мы спокойны за любимых актеров и знаем, что жизнями они на съемочной площадке не рисковали.
Дублеры

Не каждый актер в душе Джеки Чан, чтобы самостоятельно исполнять все каскадерские номера. Дублеры необходимы, так как они более профессионально владеют трюковой техникой, да и с ними процесс съемки идет быстрее. Нас не сильно волнует, кто в сцене погоне сидит за рулем, лишь бы смотрелось интересно. Кстати, ходили слухи, что Джейсон Стейтем на съемках «Неудержимых 3» чуть не утопил собственного дублера, упав на грузовик с причала.
Платформа

Мы любим такие фильмы, как «Форсаж» и «Смертельные гонки», но не до такой степени, чтобы искренне верить, что Вин Дизель одновременно играет роль брутала и при этом без особых затруднений ведет тачку на огромной скорости. На такие случаи придумали платформу с тягачом, которая и возит автомобиль. Его вывешивают со снятыми колесами и надежно крепят, а на капот крепят суфлер.
Вертолеты и краны

Для динамичности картины применяются вертолеты, именно благодаря ним фильм «Жажда скорости» вышел настолько реалистичным. Сидишь и ловишь себя на мысли, что наблюдаешь гонку Ле-Мана в прямом эфире. Особой популярностью пользуется операторский кран. Специально для него берется скоростная машина с высокой плавностью хода, на крышу которой крепится платформа с телескопическим манипулятором и гироскопической «головой». Волноваться не стоит: ни один оператор при съемке не страдает, так как управляет он краном дистанционно. Только наш фотограф Марк Морра готов рисковать на съемках ради хорошего кадра. Но это не точно.
Трехмерное моделирование

Ни для кого не секрет, что большая часть фильмов нарисована на компьютерах, что в разы облегчает работу актерам. Для большей реалистичности, готовится трехмерная виртуальная модель объекта. Затем полученное текстурируют (имитируют разные материалы), анимируют (приводят в движение) и делают рендеринг (то есть записывают фрагмент). Печально сознавать, что каскадер и постановщик трюков начинают терять свою значимость, потому что их легко можно заменить компьютерной графикой. Но люди любят зрелища и осознание того, что актер на экране рискует собственной жизнью.
Десять секретов кинотрюков: внимание, мотор!
Кино недаром называют искусством иллюзий, а Голливуд – фабрикой грез. Чтобы сделать невероятное зрелище и заставить сидящих в зале поверить в происходящее на экране, киношникам приходится придумывать и применять разнообразные ухищрения. Раскрою несколько таких фокусов. Кстати, Копперфильд летает, как в кино — то есть на тоненьких тросах. Это для разминки.
Съемка фильма "Форсаж"
Съемка фильма "Форсаж"
Съемка фильма "Форсаж"
Секрет №1. Ускоренная съемка
Секрет №2. Хромакей
Комбинированные съемки, с подложным фоном, киношники используют издавна – хотя иногда результат смотрелся смешно. Но когда появилась компьютерная графика, возможности стали просто безграничными. Впрочем, есть минус: теперь кино совсем уж оторвано от реальности. Если после первого «Форсажа» мы обсуждали, с чего вдруг у Эклипса Пола Уокера вылетел пол во время первой гонки, то теперь и сами машины в саге летают чуть ли не чаще, чем ездят.
Немного съемок с «кухни» седьмого «Форсажа»:
Если в кадре не обойтись без живых актеров, а нужен задник, который невозможно снять в реальности, в качестве фона применяют так называемый хромакей – большой экран одного цвета. Чаще всего зеленый или светло-синий. Почему именно эти цвета? Они контрастируют с кожей. И в одежде героев, которые снимаются в таких сценах, этих цветов не бывает – обратите внимание. Все зеленые пятна на компьютере заменяют желаемой картинкой, подгоняют по освещению, и если все сделано тщательно, «подделка» выглядит абсолютно реалистично.
В 2013-м на экраны вышел «Великий Гэтсби» с Ди Каприо – рисованный чуть более или менее, чем наполовину:
Секрет №3. Трехмерное моделирование
Да, современные фильмы чуть ли не на ¾ рисуются на компьютерах. И такое производство в разы проще, дешевле, быстрее и безопаснее, чем съемка реальных трюков. Чтобы машины в рисованных сценах выглядели максимально реалистично, киношники широко применяют 3D-моделирование – то есть делают трехмерную виртуальную модель объекта. Затем полученное текстурируют (имитируют разные материалы), анимируют (приводят в движение) и делают рендеринг (то есть записывают фрагмент). А производство фильмов, снятых на цифровые камеры, и так сплошь компьютеризированное. Вставить или убрать фрагмент не составляет никакого труда. Как говорит Мартин Иванов, голливудский каскадер и постановщик кинотрюков, профессия каскадера постепенно исчезает — ее заменяет компьютерная графика. Хотя в тех же «Форсажах» реальных трюков пока значительно больше.
Секрет №4. Вертолеты и краны
Время, когда зритель довольствовался картинами, снятыми статично закрепленными камерами, прошло еще в первой половине ХХ века. Чтобы картинка была максимально динамичной, в фильмах с погонями часто применяют вертолеты. Так как профессиональные камеры, даже цифровые, довольно массивные, реже при съемках полнометражных фильмов используют коптеры. Это больше инструмент телевизионщиков.
Очень много сцен, снятых с вертолета, в фильме Need ForSpeed («Жажда скорости») 2014 года:
Но самый популярный инструмент для создания динамичной картинки – операторский кран. В качестве шасси для него берется автомобиль, обычно высокого класса, просторный, с высокой плавностью хода, и в то же время скоростной. На крыше крепится платформа с телескопическим манипулятором и гироскопической «головой», на которой закреплена камера. Оператор управляет краном из машины, дистанционно. Все вместе коротко называется камеракаром. Он позволяет снять, например, облет камерой машины главного героя в движении. В принципе подобный кран можно закрепить и на самой снимаемой машине.
Камера, зажигание, мотор!
В начале прошлого века США не только быстро утвердилась в роли главной автомобильной державы, но и активнее остальных взялась за мир великой иллюзии — кино. Но что делать, если в кадре автомобиль несется со скоростью 100 миль в час через железнодорожный переезд, а вы должны передать все эмоции актера? Для этого используется целый арсенал специальных транспортных средств.
В начале прошлого века США не только быстро утвердилась в роли главной автомобильной державы, но и активнее остальных взялась за мир великой иллюзии — кино. Но что делать, если в кадре автомобиль несется со скоростью 100 миль в час через железнодорожный переезд, а вы должны передать все эмоции актера? Для этого используется целый арсенал специальных транспортных средств.
Сверху июньская «Популярная механика» 1917 года рассказывает о новом, прогрессивном способе съемки актеров за рулем. Ниже — комбинированная съемка и агента 007.
Платформа
Самым распространенным способом снять автомобиль в прошлом веке быстро стала комбинированная съемка, когда машину с актерами снимали на фоне киноэкрана с изображением дороги. Сегодня этот прием возвращается в новой ипостаси — зеленого экрана хромакея.
Кинематографисты, конечно, пробовали установить съемочную в буквальном смысле площадку на сам автомобиль, но получалось неудобно и опасно. Пока умельцам не пришло в голову установить на площадку сам автомобиль.
Проблема в том, что платформа довольно неповоротлива, а машина на ней расположена выше уровня дороги. Операторам приходится избегать определенных планов и окружающего трафика.
В зависимости от задачи киношники выбирают либо платформу process trailer (справа), либо тележку tow dolly (слева).
В общем, если для фильма «Тупой и еще тупее» и «Где моя тачка, чувак?» такой вариант подходит, то для великих режиссеров-перфекционистов уже недостаточно. Так на свет появляются настоящие «Франкенштейны» из камер, труб и фрагментов автомобилей.
У Multipla Куарона даже откидывалось лобовое стекло, чтобы камера могла максимально отъехать назад и взять общий план
Гибриды
Для съемки фильма «Дитя человеческое» мастеру длинных сцен Альфонсо Куарону, например, потребовался особый гибрид кузова Fiat Multipla и подвижной тележки с водителем.
Над кузовом была установлена будка с руководящими процессом режиссером и оператором. Крыша у Multipla отсутствовала, а на ее месте крепились рельсы для свободного перемещения камеры вдоль и поперек салона.
Отсутствующую крышу, битое стекло и другие эффекты добавили компьютерной графикой, но именно конструкция чудо-машины позволила добиться мощного ощущения сопричастности и присутствия на протяжении почти четырех минут. И все это без единой монтажной склейки.
Призрак на крыше
Проблема в том, что какими бы изобретательными не были конструкции платформ, с ними невозможно ехать со скоростью 150 миль в час. А если вы хотите, чтобы даже Кира Найтли водила, как дьявол, то у вас, по сути, остается только один вариант — привлекать профи.
Конкретно этот Land Rover Defender был построен для фильма «007: Координаты «Скайфолл». В сварной раме на крыше сидел бывший «Стиг» Бен Коллинз и управлял автомобилем вместо актрисы.
Связь между рулем и колесами была непрямой — через гидравлическую систему. По словам Коллинза, чтобы машина хоть как-то реагировала, руль нужно было крутить в два раза активнее, чем обычно.
При этом сигналы передавались с задержкой и без какой-либо обратной связи. В итоге чтобы хоть как-то упростить жизнь каскадеру, «Дефендеру» зажали подвеску, расширили колею и поставили асфальтовые покрышки.
Русская рука
Russian arm (русская рука) — вполне официальное название киношного крана, с дистанционным управлением, гиростабилизатором и камерой. Диалоги в салоне им особенно не запишешь, но для погонь и трюков — незаменимая вещь.
Причем, пришла эта технология изначально из советской военной промышленности, где стабилизация в движении использовалась для танковых орудий.
Советские инженеры нашли ей применение в кино и в начале девяностых «Русская рука» дотянулась до Голливуда — технология даже получила два Оскара в научно-инженерной номинации.
Прообраз Russian arm 20-х годов — 90-сильный 12-цилиндровый Packard, модифицированный для параллельной съемки.
Вешают такой кран, как правило, на мощные кроссоверы матового черного цвета (чтобы не отбрасывать на окружающие объекты бликов), которые способны быстро ездить по шоссе и пересеченной местности.
В арсенале одной из компаний, Filmotech, есть даже специальная Ferrari 360 Modena. Крышки капота и багажника Ferrari сняты, чтобы смонтировать силовую структуру для крана, который может вешаться вперед или назад. При этом вся эта конструкция может разгоняться до 250 км/ч, оставляя картинку на экране «гладкой, как шелк».
Не совсем съемочная машина, но тоже с камерой. The Blackbird — багги с кучей навесного оборудования — может ехать, поднимая пыль и расталкивая врагов, а поверх него с помощью компьютерной графики проецируется любой объект. Например, Jaguar XE.
«Игрушки»
Еще одни помощники в съемке погони — радиоуправляемые модели с камерами, способные разогнаться до скорости около 100 км/ч и дать еще один эффектный план. Конкретно эта модель называется Freefly TERO и стоит 4 500 долларов без учета 5-8 килограмм навесного съемочного оборудования. Которое может обойтись гораздо дороже.
Для TERO используется проверенное шасси от бешеного радиоуправляемого багги HPI Baja 5B Flux — это огромная модель в масштабе 1:5 имеет двигатель мощностью 10 л.с. — столько же было у первого Citroen 2CV.
Помимо стабилизатора самой камеры, на модель устанавливается специальное виброизолирующее крепление и очень мощные аккумуляторы — энергии должно хватить не только на вращение колес, но и съемочный процесс.
Как снимаются погони
Изобретательно снятые и лихо смонтированные автомобильные погони – это одни из главных козырей в рукаве создателей боевиков. При должном уровне мастерства и зрительской любви к фильму подобные сцены нередко обретают культовый статус и становятся доминирующей ассоциацией, связанной с фильмом. Например, так произошло с картинами ГРАН-ПРИ (1966) и ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ (1971). Уже мало кто помнит, о чем эти фильмы, но сцены автомобильных погонь из них еще живы в воспоминаниях некоторых синефилов.
С усовершенствованием съемочной техники и развитием цифровых технологий погони и автомобильные трюки вышли на новый уровень зрелищности. Кинофраншизы ФОРСАЖ, Бондиана и Борниана временами впечатляют не на шутку. В статье расскажу, как чаще всего снимаются и ставятся автомобильные трюки в больших голливудских фильмах.
Съемкой экшн сцен, как правило, занимается вторая съемочная группа во главе с режиссером, постановщиком трюков и супервайзером по спецэффектам. При этом работа нередко идет параллельно со съемкой основных драматических сцен, которыми всегда занимается режиссер-постановщик всего проекта. Чем сложнее трюк, тем тщательнее к нему проходит подготовка. Но это, разумеется, в теории, а на практике все происходит по-разному. Времени всегда в обрез.
Если трюковая автомобильная сцена потребует серьезной компьютерной обработки, как в случае с экшном в марвеловских опусах , то эпизод всегда предварительно превизуализируется на компьютере. Помимо этого все автомобили, участвующие в трюках, проходят техническую подготовку и обкатку. В салон автомобиля вваривается каркас безопасности, а дверные панели и передний бампер усиливаются ребрами жесткости, чтобы металл при первом же ощутимом столкновении не рвался на части. За руль же садится каскадер, специализирующийся на вождении.
Одним из лучших в этом деле является наш соотечественник Мартин Иванов, дублировавший за рулем героя Дэниэла Крэйга в «Бондиане», Мэтта Дэймона в «Борниане» и Джейсона Стэтхема в «Форсаже: Хоббс против шоу». На счету Мартина три каскадерских премии Таурус. Итак, в эпизоде с эффектной погоней по улицам Лас-Вегаса за рулем Dodge Charger сидел Мартин, а не Мэтт. За полгода до съемок каскадерскую группу собрали в Лос-Анджелесе для подготовки, чтобы они протестировали трансмиссию, тормоза и управляемость машин. В салон Dodge, как и положено, вварили каркас безопасности, также автомобилю отключили противобуксовочную и противозаносную системы. Из интересных особенностей, пожалуй, отмечу замену ручного тормоза кнопкой рядом с педалями. При нажатии включался компрессор, который блокировал задние тормозные диски. С одной стороны это было удобно, потому что во время вождения руки у каскадера все время могли быть на руле, но с другой – «ножной» ручник срабатывал чуть с большей задержкой, и сила нажатия не регулировалась.
В окончательный монтаж фильма войдет несколько минут динамичного действа на дороге, но съемки этих кадров всегда отнимают кучу времени и сил. При этом прикладывать усилия приходится не только производственной группе на площадке, но и административному отделу, который решает бюрократические вопросы, связанные с получением разрешения на съемки. В штатах, где городское руководство привычно к съемкам, с этим чуть проще чем у нас. Погоня Dodge Charger за бронированным фургоном по оживленной улице снималась в Лас-Вегасе в течение двух недель по ночам. Киношникам выделили полосу для езды. При этом крайний ряд они всегда оставляли свободным на случай проезда пожарных машин или карет скорой помощи. Основная сложность заключалась в синхронизации всех действий и соблюдении скоростного режима. На разных участках шоссе автомобили разгонялись до 80 км/ч.
Чаще всего погони снимают с автомобильного крана по типу Russian Arm. Ригг крепится на крыше мощного внедорожника, как правило, Porsche Cayenne или Mercedes ML AMG. Если бюджет позволяет, то в воздух дополнительно поднимается вертолет или дрон. Частота съемки зависит от характера и стилистики экшна. К примеру, если режиссер-постановщик планирует замедление или эффект «слоу-мо», то камера снимает в рапиде.
Борн снимался со стандартной частотой, поскольку у фильма документальный стиль и довольно агрессивный монтаж. Помимо машины с камерой по дороге ездил автомобиль, с которого снимались панорамы ночного Лас-Вегаса. Панорамы снимаются для последующей работы на постпродакшн этапе. полученные изображения используются при воссоздании вида за окном в тех кадрах, где актера показывают в салоне автомобиля. Обычно голливудских звезд снимают отдельно, чаще в павильоне на подвижной платформе с хромакейным фоном. Помимо этого панорамы могут пригодиться при создании сцен в графике. Так было в последних киносериях франшизы ФОРСАЖ, окончательно скатившейся в жанр ненаучной фантастики. Этот фильм изобилует не только реальными трюками, но и полностью компьютерными кадрами.
Перевороты и опрокидывания исполняются при помощи азотных пушек, пневматических подъемных устройств, пандусов или трамплинов. В БОРНЕ использовался пандус для прыжка на крышу фургона. Трюк снимался вживую. На постановку ушло четыре дубля. Труднее всего оказалось рассчитать скорость, но команда подобралась опытная. Трюки ставил Гарри Пауэлл, работавший над Бондами.
На заключительном этапе отснятый материал монтируется в динамичное и в идеале драматургически выверенное киноповестование. Опытный режиссер монтажа задаст необходимый ритм и соберет отдельные клипы в наиболее выигрышные монтажные фразы. Визуальные эффекты добавляются иногда после утверждения монтажа, но чаще в процессе. Художники по эффектам заменяют хромакей пейзажем за окном автомобиля на крупных планах с исполнителем главной роли. В их же компетенцию входит создание неотснятых, но необходимых объектов в графике.
В фильмах Marvel графики всегда вагон. Даже погоню они превращают в CGI аттракцион там, где другие обходятся реальной съемкой. Например, в «Черной вдове» Мартин Иванов обгонял воображаемые автомобили, которые позднее будут добавлены в кадры средствами графики.