О дорожном движении
Статья 73. Допуск лиц к управлению транспортными средствами
1. В Республике Казахстан устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
1) категория "А" – мотоциклы;
2) категория "В" – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает трех тысяч пятисот килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает трех тысяч пятисот килограммов;
3) категория "С" – автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов; автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
4) категория "D" – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
5) категория "ВЕ" – автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает три тысячи пятьсот килограммов;
6) категория "СЕ" – автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов;
7) категория "DE" – автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, а также сочлененные автобусы;
9) категория "Тb" – троллейбусы;
10) подкатегория "А1" – мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим ста двадцати пяти кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей одиннадцати киловатт;
11) подкатегория "В 1" – трициклы и квадроциклы;
12) подкатегория "С1" – автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов, но не превышает семи тысяч пятисот килограммов; автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
13) подкатегория "D1" – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
14) подкатегория "С1Е" – автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов;
15) подкатегория "D1E" – автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 74 настоящего Закона.
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
3. Экзамены проводятся с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к ним, а также условия их применения устанавливаются уполномоченным органом.
4. Исключен Законом РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
5. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных законодательством Республики Казахстан случаях – временным разрешением на право управления транспортным средством.
6. В Республике Казахстан выдаются национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Республики Казахстан.
7. Национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное ограничение не предусмотрено законами Республики Казахстан.
8. Национальное водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "А" подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А 1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" – подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" – подкатегории "С1", категории "D" – подкатегории "D1", категории "СЕ" – подкатегории "С1Е", категории "DE" – подкатегории "D1E".
9. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более срока действия национального водительского удостоверения.
Выданное в Республике Казахстан международное водительское удостоверение является недействительным для управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан.
10. Выдача национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.
11. Образцы национальных и международных водительских удостоверений утверждаются уполномоченным органом.
12. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение считается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.
13. Лица, постоянно или временно проживающие, а также временно пребывающие на территории Республики Казахстан, допускаются к управлению транспортными средствами на основании национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании действительных международных или иностранных национальных водительских удостоверений при соблюдении условий и ограничений, перечисленных в пунктах 14, 15, 16, 17, 18 и 19 настоящей статьи.
14. Не допускается управление транспортными средствами на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности, связанной с выполнением работ по непосредственному управлению транспортными средствами, за исключением граждан государств-членов Евразийского экономического союза.
15. Выданное в иностранном государстве международное водительское удостоверение признается действительным при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением.
16. Иностранное водительское удостоверение, не соответствующее требованиям международных договоров Республики Казахстан, признается недействительным.
17. Иностранные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан по достижении их владельцами возраста, предусмотренного статьей 74 настоящего Закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.
18. Положения, предусмотренные пунктами 14 и 17 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.
19. Иностранное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан по истечении шестидесяти дней с даты получения их владельцем, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство, либо по истечении шестидесяти дней с даты въезда в Республику Казахстан их владельца, являющегося гражданином Республики Казахстан.
20. Иностранные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Республики Казахстан, обмену на национальные и международные водительские удостоверения Республики Казахстан не подлежат.
1. К транспортным средствам категорий "В", "С" и подкатегории "С 1" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов, относящихся к соответствующим категориям (подкатегории).
2. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Сноска. Статья 73 с изменениями, внесенными законами РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 83-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).
Категории водительских прав в Казахстане
Актуальные в настоящее время категории водительского удостоверения установленные постановлением Комитета дорожной полиции МВД РК от 03 марта 2015 года (см. ниже в таблице).
Для прохождения экзаменов по получению любой категории прав нужно предоставить медицинскую справку по форме №082/у, а также свидетельство об окончании курсов, выданное соответствующей учебной организацией, необязательное для соискания некоторых «лёгких» категорий прав (А, В, А1, В1). Самостоятельно обучавшиеся лица сдают экзамены (ПДД РК) в СпецЦОНах по месту обращения либо в РЭП.
Категории водительских прав и особенности каждой из них
Какие есть категории водительских прав? Пункт 1 ст. 73 Закона РК «О дорожном движении» определяет категории и подкатегории транспортных средств, для управления которыми нужно получить права. Законом выделены категории A, B, C, D, BE, CE, DE, Tm, Tb и подкатегории A1, B1, C1, D1, C1E и D1E.
Не каждое транспортное средство требует получения права на управление и соответствующего документа, например велосипед. Согласно п. 2 раздела 24 ПДД РК, выезжать на проезжую часть и быть участниками дорожного движения велосипедисты могут с 14-летнего возраста.
Мужчина и девушка на мопеде: Freepik/drobotdean
К легким транспортным средствам, которые в Казахстане требуют наличия водительских прав, относятся мопеды, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, которые способны развить скорость свыше 50 км/час, имеют рабочий объем двигателя не более 125 см³ и мощность не выше 11 кВт. Чтобы водить скутеры или мотоциклы, следует получить подкатегорию А1. Согласно п. 2 ст. 74, такие права получают с 16 лет.
С 18-летнего возраста можно открыть категорию А. Такая категория водительских прав позволяет управлять мотоциклами с любым объемом двигателя и любой мощностью.
Категория B
Самая популярная категория прав — категория В. Она дает право на управление легковым автомобилем весом до 3,5 т, у которого до 8 пассажирских мест без учета сиденья водителя. Водитель с категории В имеет право управлять не только привычными пятиместными легковушками, но и минивэнами. По информации Бюро национальной статистики, в Казахстане около 4 млн легковых автомобилей, что составляет около 88% от всех видов автотранспортных средств.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 73, права категории В позволяют управлять легковым автомобилем с прицепом до 750 кг или же более тяжелым прицепом, который не превышает массу автомобиля, а совокупная масса таких автомобиля плюс прицепа не превышает 3,5 т.
Получить права категории В можно с 18 лет. С этого возраста можно получить и подкатегорию В1. Согласно п. 8 ст. 73, категория В подтверждает право на управления транспортом подкатегории В1 без отдельного получения подкатегории В1. Это правило применимо и для категории А и подкатегории А1 и других подкатегорий. В чем разница между B и B1? К категории В относятся легковые автомобили до 3,5 т, а к подкатегории В1 — трициклы и квадроциклы.
Чтобы управлять легковым автомобилем с прицепом тяжелее 750 кг, если такой прицеп превышает массу автомобиля или вместе с автомобилем получается тяжелее 3,5 т, необходимо получить категорию ВЕ. Согласно п. 2 ст. 74, условие получения категории ВЕ — стаж в категории В не менее одного года.
Категория C
В ст. 74 Закона РК «О дорожном движении» указаны строгие требования по возрасту, общему и специальному водительскому стажу для получения «грузовых» (С) и «автобусных» (D1, D) категорий прав. Первым шагом к ним станет получение подкатегории С1.
На чем можно ездить с категорией С1? Согласно пп. 12 п. 1 ст. 73, водителям с правами подкатегории С1 можно водить грузовые автомобили весом от 3,5 до 7,5 т. Можно сцепить такой автомобиль с прицепом весом до 750 кг. Получить подкатегорию С1 можно с восемнадцатилетнего возраста.
Категория С позволяет управлять грузовыми автомобилями свыше 3,5 т без ограничения верхнего предела массы. К грузовику разрешено добавить прицеп весом до 750 кг. Получить права категории С можно с 21 года. Условие — трехлетний стаж работы водителем, в том числе не менее 1 года стажа на подкатегории С1. Стаж подтверждают справкой с места работы.
Чтобы управлять грузовиком подкатегории С1 или категории С с прицепом весом свыше 750 кг, необходимо получить подкатегорию С1Е или категорию СЕ. Для подкатегории С1Е необходим один год стажа подкатегории С1 или категории С, а для категории СЕ — год категории С.
Категория D
Самая серьезная и ответственная категория — категория D, так как она связана с перевозкой большого количества пассажиров. Законодатель выдвигает к «автобусным» правам самые строгие требования. Категория D позволяет управление автотранспортными средствами с более чем 8 пассажирскими сиденьями без учета сиденья водителя.
Подкатегория D1 позволяет управления такими транспортными средствами, только с ограничением в не более 16 пассажирских сидений. Как правило, это микроавтобусы.
Согласно п. 2 ст. 74, получить подкатегорию D1 можно с 21 года при условии трехлетней работы водителем, в том числе не менее года на подкатегории С1. То есть, чтобы получить подкатегорию D1 для управления микроавтобусом, необходим стаж управления грузовым автомобилем.
Посадка в автобус: Freepik/Freepik
Чтобы управлять автобусом по категории D, необходимо достичь 25-летнего возраста, иметь стаж работы водителем от 5 лет, из которых не менее 3 лет на подкатегории D1.
Как и с предыдущими категориями, категория D и подкатегория D1 позволяет сцепить транспортное средство с прицепом весом до 750 кг. Для более тяжелых прицепов потребуется категория DE или подкатегория D1E. Для подкатегории D1Е необходим один год стажа подкатегории D1 или категории D, а для категории DЕ — только год категории D.
Исключение по возрасту для категории D и подкатегории D1 предусмотрено для казахстанских военнослужащих (ст. 74, п.4). При условии соответствующей подготовки они могут получить права категории D или подкатегории D1 с 18 лет. Но до достижения 21 года такие военнослужащие могут управлять только теми автобусами, которые принадлежат Вооруженным Силам Республики Казахстан или другим воинским формированиям.
Категория Tb и Tm
Эти категории дают право управлять трамваем и троллейбусом. Получить категорию Tm для управления трамваями может лицо, которому исполнился 21 год. К управлению троллейбусами более строгие правила — категория Tb доступна 25-летним водителям с минимальным стажем работы водителем 5 лет, в том числе трехлетним стажем на небольших автобусах подкатегории D1.
Как открыть все категории прав? Необходимо получить права на все основные виды категорий A (мотоциклы) и B (легковые автомобили). При этом открытие более высокой категории автоматически позволяет управлять транспортными средствами более низкой подкатегории.
Таким образом, получение прав категории A и B позволит сразу открыть подкатегории A1 (скутеры) и B1 (трициклы, квадроциклы). Допуском к большим машинам станет получение подкатегории С1 (грузовики 3,5–7,5 т). Год стажа водителем с категорией С1 при общем трехлетнем стаже водителем позволит получить категории C (любые грузовики) и D1 (автобусы 8–16 мест).
Для получения полноценной автобусной категории D потребуется 5 лет стажа, из них минимум 3 года на D1. Год стажа на категории B, C, D, C1 или D1 позволит открыть соответствующие категории для прицепов BE, CE, DE, C1E и D1E. Последним шагом к открытию всех категорий станет получение права на управление трамваем и троллейбусом — категорий Tb и Tm.
Законодательством РК ставятся разные требования к стажу и возрасту. Самую простую подкатегорию А1 для мопедов можно получить уже в 16 лет. А вот самую требовательную категорию DE для управления автобусом с прицепом можно будет получить через 10 лет и не ранее 26-летнего возраста.
Категории водительских прав в РК: в чем различие и объяснение
Многих жителей нашей страны интересуют категории водительских прав в РК. Водительские права — это официальный документ, удостоверяющий, что человек имеет право управлять транспортным средством. Они необходимы для того, чтобы человек мог законно водить автомобиль или другой транспорт на дорогах.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Кроме того, водительские права могут быть использованы в качестве личного идентификатора. В общем, водительские права не только дают право на вождение автомобиля, но и являются важным документом, который может использоваться в различных ситуациях в повседневной жизни. Поэтому команда Bizmedia.kz решила узнать, в чем различие категорий и полное их объяснение.
Категории водительских прав в РК: полное объяснение
Термин «категория» описывает тип транспортного средства, который водитель может управлять в соответствии с его удостоверением. Законодательством определено девять категорий прав, из которых четыре обозначены буквами A, B, C и D латинского алфавита, а три из них образованы путем добавления буквы Е к категориям B, C и D, что дает право управлять транспортным средством с прицепом определенного веса.
Подкатегории обладают меньшим приоритетом, чем основные категории, что значит, что права на основную категорию автоматически предоставляют право управления транспортом, относящимся к ее подкатегориям.
С марта 2015 года действует новый образец водительских удостоверений, который разделен на несколько категорий: