Как появилась музыка в авто
Скорее всего, Александр Степанович не поверил бы, что приемник вообще может быть таким, каким мы привыкли видеть его в своих авто. Этот чудесный девайс (это слово Попов точно не понял бы) с ручками и цифрами на передней панели, который заполняет салон вашего авто надоедливой рекламой, музыкой или голосом любимого радио ведущего является продуктом столетнего прогресса.
В 1895 году Попов придумал первый аппарат, способный принимать радиосигналы. Документально свое открытие он так и не подтвердил. Патент на это устройство принадлежит итальянскому радиотехнику и предпринимателю Гульельмо Маркони, который в 1896 году продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия. Именно Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну, в 1909 году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа», что произошло уже после смерти Попова.
Радио начало звучать в автомобилях с начала 20 годов прошлого века. Тогдашние автомобилисты пытались тюнинговать свои автомобили. В то время улучшить авто можно было двумя путями: установить в легковое авто мотор от грузовика или установить в авто радио. Сложность улучшения была равнозначной. Автомобильных радиоприемников тогда не существовало, поэтому проблему решали, как могли. Домашние радиоприемники переделывались под 6-ти вольтовую бортовую сеть авто, или просто работали от батарей. О качестве звука никто и не думал. Домашний радиоприемник в автомобиле долго не служил. Постоянная тряска делала свое дело, постепенно разрушая электролампы. Огромная антенна располагалась под потолком, превращая автомобиль в клетку.
Музыка в авто
Прошло около 10 лет, и американец Уильям Лир в 1928 году усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети. Также были применены лампы в металлических колбах, а не стеклянные, что значительно повысило степень надежности устройства. Лир продал патенты на автомобильное радио братьям Гэлвинам и уже в 1930 году американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71». Слово «Motor» означало, что приемники предназначены специально для автомобилей. Продавалась модель «5T71» по цене $110-130. И если учесть, что в то время стоимость нового «Cadillac» составляла $1.500, то цена приемника была немалой. Сегодня «Galvin Manufacturing Corporation» известна всему миру как Motorola. Фирма названа по марке первых радиоприемников — Motorola. Причем вторая часть названия (ola) была заимствована у американского проигрывателя пластинок Victrola. Отсюда и пошли названия – радиола и магнитола. Но старушка Европа не отставала, и в 1932 году «Blaupunkt» («голубая точка») представила модель «Blaupunkt Autosuper 5», или сокращенно «AS5».
Вес «AS5» составлял 12 кг. Приемник можно было монтировать под приборной панелью автомобиля. Он оснащался кабельным пультом дистанционного управления, установленным на рулевой колонке. Приемник не пользовался большим успехом. По данным производителя было продано четыре сотни экземпляров. «AS5» стоил 365 рейхсмарок, что составляло около 20% от цены малолитражки, так что он был скорее предметом роскоши, нежели элементом оборудования машины. Наличие в нем стеклянных радиоламп делало устройство крайне не надежным. Радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. После этого появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания успела продать около тысячи таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.
До 40-х годов радио в авто было доступно только состоятельным людям. Остальные довольствовались самоделками.
В СССР в 40-х года радио было централизованным, и вопрос о его вещании, в немногочисленных частных авто, был не актуальным. А с учетом цензуры мог стать и опасным.
Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели.
В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо. Компания Becker с 1949 года официально поставляет радио аппаратуру для автогиганта Mercedes.
В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VWBeetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году – с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя – первые приемники на транзисторах.
В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник – лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным.
Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для любителей автомобильных пикников фирма Blaupunkt Westerland, выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. К началу 60-х у многих производителей появляется функция запоминания станций.
В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десяти лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, пока их не заменили, всем хорошо известные, СD.
В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, с этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.
Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен в 1969 году компанией Blaupunkt, спустя еще 3 года выпустили первую стерео магнитолу.
В 70-е эволюция автозвука продолжалась. Она проходила в нескольких направлениях, одним из которых было оптимизация размеров радиоаппаратуры. Появлялись автономные проигрыватели. С появлением первых полупроводников, транзиторные приёмники стали занимать меньше места, и для их питания требовалось только 12 вольт. В этот период были основаны многие известные компании в индустрии автозвука.
Компания Mark Levinson была основана в 1972 году Марком Левинсоном и в то время носила название Mark Levinson Audio Systems (MLAS). С момента своего рождения занимается разработкой аудио аппаратуры на основе полупроводников. Сегодня она производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.
Не менее важное событие произошло В 1978 году. Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics. Ее родителем была компания Kataoka, основанная в 1948 году и занимавшаяся разработкой электронных устройств, в частности автомобильной головной аудио техники.
Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на винилах. И компания Motorola в этом смысле вновь оказалась первой. Еще в 1956, она специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила. Система называлась Highway Hi-Fi Специально для нее, выпускались специальные пластинки на 16,66 об. /мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат – пластинки на 45 об./мин.
Но эпоха виниловых пластинок закончилась едва начавшись. На их место приходят прародителей аудиокассет — бобины, которые были намного удобней, и менее восприимчивы к тряске.
Именно в 70-е годы впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.
Кассетная авто магнитола
В 1985 году появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.
Разработанный немецкими производителями стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 был принят в 1984 году как международный ISO 7736. Он определил стандартный размер установочного отверстия для автомобильной магнитолы (1-DIN) — 180 х 50 мм. Этот размер и есть размер 1 DIN. DIN расшифровывается как Deutsches Institut fur Normung — Институт стандартизации Германии. Аббревиатура DIN означает немецкий стандарт. После 2000 года появились системы с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году – и с MP3-плеером. Все что появилось после, вы можете наблюдать самостоятельно. Мультимедийные устройства приходят на смену автомагнитолам.
Меньше чем за 100 лет, радиоприемник, из железного великана превратился в компактное устройство. Громадная антенна превратилась в полоски на заднем стекле. Когда вы снова включите магнитолу в своем авто, подумайте, какой она была 50 лет назад…
Экспресс хронология эволюции радио и музыки в автомобиле:
Год
Событие
1895
Первый аппарат, способный принимать радиосигналы сконструированный А. С. Поповым.
1896
Гульельмо Маркони продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия.
1909
Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа».
1920
Время таких себе Кулибиных, которые хотели наслаждаться музыкой в своих авто, переоборудовав домашние радиоприемники.
1928
Уильям Лир усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети.
1930
Американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71».
1932
Европейская компания «Blaupunkt» представила модель «Blaupunkt Autosuper 5».
1941
Появилась последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt .
1949
Стали вновь производиться автомобильные радиоприемники под маркой Blaupunkt;
Эксклюзивным поставщиком радиоприемников для «Мерседеса» становится фирма Becker. Оборудование этой компании по сей день устанавливается во всех Мерседесах.
1950
Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели;
Разработан приемник для массового и доступного VW Beetle («Жука»).
1952
Представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном.
1954
Представлен приемник с механическим устройством автоматического поиска радиостанций.
1956
Компания Motorola специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила.
1957
Первые приемники на транзисторах.
1959
Фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник.
1960
Blaupunkt Westerland выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник;
У многих производителей появляется функция запоминания станций;
В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем; С этого периода, автомобили начинают выпускаться со съемной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.
1969
Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен компанией Blaupunkt.
1970
Впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.
1972
Компания Blaupunkt выпустила первую стерео магнитолу;
Была основана компания Mark Levinson Audio Systems (MLAS), которая и посей день производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.
1978
Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics.
1984
Был принят, разработанный немецкими производителями, стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 как международный ISO 7736 (1-DIN).
1985
Появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt.
1988
Появились автомагнитолы Blaupunkt совмещающие радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.
Как сейчас называть музыкальный проигрыватель (магнитолу) в авто?
Когда крутили кассеты — называли магнитола — от слов магнитная лента, когда крутили CD-диски — называли проигрыватель компакт-дисков или «сидюк», сейчас втыкают флешку, и как теперь называть это устройство лаконично?
Наверное, аудиосистема — это если, как положенно, а в целом, хоть бабинником назови. Разница-то какая?
В моём автомобиле звучит всё подряд, так как я уже много лет слушаю только радио. У меня есть волшебная кнопочка, которую я нажимаю и приёмник сам ищет нужный канал, как только мне нравится то что звучит, я останавливаю поиск. Если со мной едут дети, то обычно они выбирают музыку.
Ой. не самые хорошие я вам скажу. Есть несколько вариантов почему люди включают громко музыку:
- Хотят выделится среди машин в потоке на дороге или привлечь к себе внимание. Из личных наблюдения чаще всего громкая музыка играет в старых БМВ, за рулем которых находятся молодые парни.
- В машине плохая шумоизоляция или что-то гремит внутри. Хозяева частенько включают музыку громко чтобы не слышать этих косяков. Да. и так бывает)).
Я когда жила в квартире у меня был сосед моего возраста. Ему родители купили БМВ, очень громкая машина у него была я вам скажу. Он каждый день под парадным ставил машину и включал громко музыку. Ночью музыка тоже играла. Так вот стоило мне его один раз за шкирки вытащить с его машины, и потом как только он меня видел-то музыка сразу выключалась.
Автомедиастанция — это как пакетик кофе (три в одном). От нее отказался, из-за того что отдельная работа блоков меня не устраивает. Там видео и аудио обрабатывается одним прибамбасом, а это уже влияет на качество и стабильность работы. Сейчас у меня стоит автомагнитола Hyundai, выдрал из старой своей машины и не нарадуюсь. DVD отдельно купил, экономия и качество очевидно.
В любом случае лично я предпочитаю радиостанции с минимумом новомодной попсы и песен на зарубежных языках. По степени приоритетов я бы назвал следующие радиостанции «Юмор FM», «Ретро FM», «Радио-Шансон».
Если не брать во внимание маршруток, в которых постоянно орет «Шансон», то правильным бы было в такси, например, громкость и репертуар выбирает пассажир, так как он платит деньги за услугу, а «кто платит, тот и заказывает музыку». Во всех остальных случаях первенство по выбору репертуара и громкости принадлежит все таки женщинам. В любом семейном автомобиле вся семья слушает то, что слушает женщина, которая обычно сидит рядом с водителем:) Если же женщины в машине нет, то мужики между собой быстро договорятся, а еще лучше — просто поболтают!:)
Не претендую, что именно так должно быть по этикету, но так происходит почти всегда по жизни.
Вещатель в автомобиле, 5 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Вещатель в автомобиле», 5 (пять) букв (первая — р, последняя — о):
Другие определения (вопросы) к слову «радио» (208)
- физ. (физическое) передача электромагнитных сигналов на расстоянии ◆ Радио — гениальное изобретение человечества.
- экон. (экономическое) отрасль техники, связанная с передачей электромагнитных сигналов
- разг. (разговорное) то же, что радиоприёмник или репродуктор ◆ И вдруг шофёр включил радио и с невероятной определённостью возникла музыка. Т. А. Луговская, «Письма Л. А. Малюгину», 1938 г.
Определение 1
РА́ДИО, нескл., ср.
1. Способ беспроволочной передачи и приема звуков, сигналов на расстояние посредством электромагнитных волн, а также область науки и техники, относящаяся к изучению этого способа связи. Изобретение радио. Изучать радио. ◆ Телеграфы, телефоны и особенно радио связали между собой все самые отдаленные уголки страны. Шателен, Русские электротехники второй половины XIX в. Я мог управлять кораблем в полете, держать связь с землей по радио. Титов, 700 000 километров в космосе.
2. Передача текстовых и музыкальных программ таким способом; вещание. [Дядя:] Мы из газет да из радио знаем — реконструкция там [в Москве] идет. Розов, В дороге. 580 [Ладыгин (подавая плащ Свеколкину):] Мой первый концерт, который ты услышишь по радио, будет только тебе одному. Леонов, Обыкновенный человек. Утром, едва раздаются позывные радио, я немедленно просыпаюсь. Медущенко, Красные птички. || Учреждение, осуществляющее эти передачи. Работать на радио. ◆ В этот день у меня было назначено выступление на радио. — Перед тем как ехать на радио, я заскочил на машине в «Красноармейскую правду». Симонов, Записки молодого человека. Артисты шведского радио и телевидения бастовали. Фиш, Скандинавия в трех лицах.
3. Разговорное Устройство, трансляционная сеть для приема звуков, передаваемых таким образом. Провести радио. Включить радио. ◆ [Потапов:] Сидел у себя, слушал, и раз — радио испортилось — на самом интересном. Вампилов, Провинциальные анекдоты. В те годы не было установлено на самолетах радио. Водопьянов, Небо начинается с земли. Слышно, как играет радио на станции. Ямпольский, В конце дня.
4. Разговорное То, что передается с помощью таких волн (сигналы, сообщения, музыка и т. п.). Слушать радио.◆ Он давал себе слово вставать в половине восьмого и делать под радио зарядку. Гранин, После свадьбы. || То же, что радиограмма. — Товарищи, сейчас принято радио. Вот. Сообщение со всех сторон важное… Одним словом — правительственное обращение. Вишневский, Последний решительный.
[От лат. radiare — излучать, испускать лучи]
Определение 2
РАДИОГРА́ММА, -ы, женский род
Сообщение, переданное по радиотелеграфу.
Ра́дио (латинское radiare, radio — испускать, облучать, излучать во все стороны; radius — луч), также радиосвязь — способ передачи сообщений на расстояние посредством радиоволн, а также область науки и техники, связанная с изучением физических явлений, лежащих в основе этого способа, и с его использованием для связи, звукового вещания, передачи изображений, сигнализации, контроля и управления, обнаружения различных объектов и определения их местоположения и для других целей.
Термин «радио» впервые ввёл в обращение английский физик-химик Уильям Крукс приблизительно в 1873 году, то есть примерно за 20 лет до первых практических опытов по беспроводной телеграфной связи посредством электромагнитных волн и за 30 лет до появления международных рекомендаций по использованию этого термина в данной области науки и техники.
Хронология развития автомобильного радио и магнитол
Скоро исполнится 100 лет с момента появления в автомобильном транспорте штатных устройств для воспроизведения звука (автомобильных радио и магнитол), а также устройств навигации.
В связи с этим событием подготовлен небольшой экскурс в историю с описанием развития этих систем в хронологическом порядке от момента их происхождения до наших дней.
В 1901 году компания MARCONI COMPANY в Англии установила мобильную беспроводную телеграфную станцию на одном из первых транспортных средств с паровым двигателем. Целью этого эксперимента была мобильная связь малого радиуса действия для военных целей. Беспроволочный телеграф в те дни был основан на передатчиках с искровым разрядником, работающих на длинных волнах (низких частотах), и необходимо было использовать антенну с очень длинным проводом. Маркони попытался уменьшить размеры антенны и сконструировал антенну из металлического цилиндра большого диаметра, вертикально установленного на крыше автомобиля. Результаты этих экспериментов позволили передавать телеграфные сообщения на расстояние до 30 километров.
Во время Первой мировой войны британская армия установила на телегах мобильный беспроводной телеграф мощностью 1500 Вт. Передняя телега имела передатчик-приемник MARCONI с искровым разрядником. На задней телеге размещались аккумуляторные батареи. Англия поставляла эти беспроводные телеграфные телеги союзным странам во время Первой мировой войны.
В 1920 году британская армия оснастила трехколесные мотоциклы «Дуглас» портативными приемо-передающими устройствами беспроводного телеграфа Marconi B1 Mk2. Комплекты B1 Mk2 изначально предназначались для установки на мулов и лошадей.
Первая навигационная система для автомобилей появилась в 1909 году — бортовой путеводитель в реальном времени под названием «Живая карта Джонса». Он был изобретен Дж. У. Джонсом. Идея была революционной. Живая карта представляла собой небольшой поворотный стол с кабелем, прикрепленным к автомобильному одометру (прибору для измерения количества оборотов колеса). Перед поездкой водители покупали бумажные диски с маршрутом до места назначения, предписанным Американским туристическим клубом.
В начале поездки водитель помещал диск своего путешествия на поворотный стол Live Map так, чтобы начальная точка путешествия совпадала со стрелкой на стеклянной крышке. Когда машина начала катиться, поворачивающийся тросик одометра заставлял вращаться карту. Стрелка указывала на изменение положения водителя в пути. На каждом диске было до 100 миль информации о пути по периметру. Если поездка превышала 100 миль, водитель заменял первый диск второй или третьей частью.
В 1916 году был запатентован новый способ навигации: необходимо было установить фонограф в своей машине, чтобы воспроизводить аудиозаписи через мегафон перед рулевой колонкой. Говорящая машина в нужное время объявит направления, по которым водитель сможет следовать заранее определенному маршруту. Откуда машина знает, где вы находитесь? Фонограф подключен к колесам автомобиля и включается только после того, как водитель проедет определенное заданное расстояние. Например, требуется сделать запись маршрута от улицы Чеви Чейз к Министерству финансов. Такая запись будет содержать указания «Улица поверни налево» и значение расстояния между этими улицами. Она будет зарегистрирована механизмом и содержать желаемое направление.
Эксперименты по установке радиоприемника в легковой гражданский автомобиль проводились еще в 12 году прошлого века. Однако, с момента появления радиоприборов и до конца 1920-х годов радио для гражданских легковых автомобилей было прерогативой любителей, которые часто собирали свои собственные радиоприемники из комплектов, продаваемых радиомагазинами, или на основании чертежей, опубликованных в журналах, с использованием компонентов, некоторые из которых они делали сами.
Транслирующие радиостанции в то время были редкостью и автомобильные радиоприемники (если быть точными – автомобильные радиостанции) служили не только для приема и прослушивания радиопередач, но и для общения между радиолюбителями.
Первая лицензированная коммерческая радиостанция KDKA начала вещание только в ноябре 1920 года.
В 1922 году ламповые приемники иного типа были встроены в английскую малолитражку «Austin». В 1924 году компания Kelly’s Motors в Новом Южном Уэльсе, Австралия, установила свой первый штатный автомобильный радиоприемник. Производство закончилось в 1926 году. Было произведено всего несколько сотен машин. К 30-м годам появляются радиостанции, работающие в КВ-диапазоне. В 1930 году американская Galvin Manufacturing Corporation продала первый автомобильный радиоприемник марки Motorola.
К концу 30-х годов в Европе приемниками оснащалось около 20 марок автомобилей.
Блок управления устанавливался под приборной панелью или в коробке, прикрепленной к рулевой колонке. Нередко автомобильные радиоприемники оснащались блокирующими выключателями, чтобы работники гаража и парковки не могли включить радиоточку и разрядить ее батареи.
В 1930 году на приборной панели автомобилей появилась новая экспериментальная навигационная система Iter-Auto. Она поставлялась с набором бумажных карт. Карты перематывались с одного рулона на другой через дисплей, а тросик, подключенный к спидометру, контролировал скорость прокрутки. Скорость, с которой двигался дисплей, была пропорциональна скорости автомобиля, поэтому он всегда показывал правильную точку нахождения автомобиля на карте. Однако проблема заключалась в том, что в тот момент, когда вы отклонялись от своего маршрута, вам приходилось загружать новую карту и находить точное место текущего местоположения.
Автомобильный навигатор, работающий по схожей схеме, появился в 1927 году под наименованием Plus Four Wristlet Route.
Это устройство считается первым навигационным устройством для автомобилистов, не встроенным в сам автомобиль.
Его носили как наручные часы, куда устанавливались крошечные рулончики с бумажными дорожными картами. Карта прокручивалась через циферблат с помощью двух маленьких колесиков.
Оно поставлялось с набором карт маршрутов, например, из Лондона в Борнмут и из Лондона в Эдинбург, и водитель должен был крутить колесики, чтобы перемещать карту по мере того, как его машина едет дальше. Как и в случае с «Iter Avto», когда автомобилисты хотели свернуть с дороги, им приходилось останавливаться, чтобы заменить одну карту другой, соответствующей номеру на перекрестке. Это устройство никогда не производилось серийно. У него также была функция, позволяющая владельцу вести учет очков в гольфе. То есть это уникальный фитнесс браслет начала 20 века.
Настоящий рывок в развитии автомобильные навигационные системы получили лишь в 1980-х годах.
По разным оценкам, к 1946 году использовалось около 9 миллионов автомобильных радиоприемников. Также в этом году появился первый автомобильный телефон, разработанный компанией Bell System. Первая версия весила 36 кг. Тестовая эксплуатация была начата в Сент-Луисе, телефон был изначально был трехканальным. Возможность воспользоваться «автотелефоном» существовала аж до начала 80-х. В Чикаго радиотелефонный сервис предоставляла Motorola. Впрочем, из-за малой «номерной емкости» частот, предельное количество абонентов быстро достигло максимума.
Тем не менее прогресс не стоял на месте и к функции радио начали добавлять функции воспроизведения звука с внешних носителей. В 50х годах 20 века были предприняты усилия для добавления к функциям приема радио функции проигрывания виниловых пластинок.
Первый проигрыватель был предложен компанией Chrysler в качестве опции на автомобилях Chrysler, Desoto, Dodge и Plymouth 1956 года выпуска. Проигрыватель был разработан CBS Labs и воспроизводил ограниченный набор специально предоставленных 7-дюймовых дисков со скоростью 16⅔ об/мин.
С появлением в 60х годах катушечных (бобинных) магнитофонов появилась и их автомобильная версия, где картридж с бобиной вставлялся в автомобильное устройство воспроизведения.
Но совсем скоро, в 70х годах появляются компактные кассеты и их начинают использовать в автомобильном аудио.
В 1984 году Pioneer представила первый автомобильный проигрыватель компакт-дисков модели CDX-1.
Он был известен улучшенным качеством звука, мгновенным пропуском треков и повышенной долговечностью формата по сравнению с кассетами. Автомобильные CD-чейнджеры начали набирать популярность в конце 80-х и продолжали набирать популярность на протяжении 90-х годов, причем более ранние устройства монтировались в багажник, а более поздние — в головное устройство, некоторые из них вмещали от шести до десяти компакт-дисков.
Также в 80х годах появляются электронные навигационные системы, уже способные удовлетворить запросы потребителей:
— 1980: Электронный автокомпас с новым механизмом на Toyota Crown;
— 1981: первый в мире автомобильный навигационный компьютер на Toyota Celica XX;
— 1981: Alpine совместно с Honda разработала аналоговый автомобильный навигационный продукт под названием Electro Gyrocator;
— 1984: Стивен Лоббезоо разработал первую коммерчески доступную спутниковую навигационную систему для автомобилей. Публично представленная впервые на Ганноверской ярмарке в 1985 году в Германии, система использовала модифицированный IBM PC, большой диск для картографических данных и плоский экран, встроенный в бардачок;
-1987: Toyota представила первую в мире навигационную систему на базе компакт-дисков для Toyota Crown.
В 1990 году Mazda представила миру первый GPS-навигатор. Им были оснащены автомобили четвертого поколения Eunos Cosmo.
Первым автомобилем с OEM CD-плеером стал Lincoln Town Car 1987 года выпуска.
В начале 21–го века начали активно развиваться компактные цифровые носители информации — устройства с поддержкой Bluetooth, USB флэш–накопители, карты памяти и специальные жесткие диски, которые стали использоваться в автомобильных аудиосистемах. Примерно в это же время были добавлены дополнительные входные разъемы и порты USB для подключения MP3-плееров к динамикам автомобиля.
В 21 веке автомобильное аудио практически полностью переформатировано и перестало выполнять исключительно развлекательные функции для водителя и пассажиров.
Сегодня эти устройства правильно называть головными устройствами автомобиля или автомобильными информационными системами с функцией мультимедиа (при этом функции мультимедиа следует понимать как набор данных, которые представляются одновременно в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном устройстве может содержаться, помимо текстовой, звуковая, графическая и видеоинформация, а также, возможно — способ интерактивного взаимодействия с ней).
Автомобильное головное устройство приобрело значение в качестве прибора для управления фронтальными и резервными видеорегистраторами, навигационной системы и операционных систем с множеством функций:
— контроль обогрева (стекол, сидений водителя и пассажира);
— контроль положения сидений и системы активной безопасности пассажиров;
— контроль запаса хода (контроль наличия топлива, контроль зарядки батарей для гибридных и электрических версий автомобилей);
— контроль полосы движения;
— контроль парковки, активная помощь при парковке;
— контроль скорости движения (в том числе интеллектуальный контроль);
— контроль внутреннего и внешнего освещения;
— контроль и устранение слепых зон;
— оплата и контроль передвижения на платных дорогах;
— электронный контроль устойчивости;
— связь с экстренными службами;
— шумоподавление в салоне;
— распознавание речи и противоугонные функции;
— функции самодиагностики систем автомобиля;
— функции уведомления водителя о дорожном полотне и ситуации на дороге.
В наиболее современных образцах автомобилей информационная система полностью заменяет панель управления автомобилем (спидометр, тахометр и др.). Многие автомобильные информационные системы напрямую связаны с компьютерами, управляющими автомобилем. На сегодняшний день функции, связанные с воспроизведением аудио треков и радиотрансляций стали всего лишь незначительным дополнением к важным системам, связанным с управлением и безопасностью автомобиля, совмещенным в одном мультимедийном информационном устройстве.
В связи с возросшим значением автомобильных информационных систем в части обеспечения безопасности движения в Европейском союзе эти системы подлежат обязательным испытаниям и одобрению типа транспортных средств компетентными органами стран- членов Европейского союза.
В Евразийском экономическом союзе проверка безопасности мультимедийных автомобильных информационных систем в рамках безопасности автомобильных транспортных средств пока не предусмотрена.
Как разъяснили представители департамента технического регулирования и аккредитации ЕАЭС, регулирование безопасности мультимедийных автомобильных информационных систем будет предусмотрено в будущих редакциях технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. В настоящее время эти системы требуют подтверждения соответствия техническому регламенту Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» ТР ТС 020/2011 в форме декларирования соответствия (при условии, что они поставляются для размещения на рынке ЕАЭС отдельно от колесных транспортных средств). В случае, если требования к подтверждению соответствия автомобильных информационных систем будут внесены в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», подтверждение соответствия в части электромагнитной совместимости требоваться не будет.
Современные мультимедийные автомобильные информационные системы прошли столетний путь совершенствования от радиостанций, адаптированных энтузиастами для применения в автомобильном транспорте, примитивных аналоговых навигаторов до сложнейших систем обеспечения безопасности движения. Какие новинки в функционале этих устройств ожидать, покажет время. С появлением новых технологий автопроизводители обязательно найдут возможность применения этих технологий в автомобильных мультимедийных системах.