Atf a что за масло
Перейти к содержимому

Atf a что за масло

  • автор:

Масло ATF для АКПП: тип, свойства, проверка и что это такое

Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.

С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.

Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.

С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.

General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.

Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.

Что такое жидкость ATF?

Жидкость ATF — это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач — её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Кроме самих производителей, которые выпускают технические жидкости под своим именем, на рынке существуют “универсальные” ATF жидкости.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды — Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.

Назначение и особенности

Трансмиссионные смазочные материалы условно разделены на две группы:

  • для механических коробок передач (редукторов, раздаточных коробок и других узлов, в которых реализовано только зубчатое зацепление и, масло не работает для передачи давления в управляющие механизмы);
  • для автоматических КПП (их отличие от смазок для механики — дополнительная возможность работы в управляющих и исполнительных механизмах автоматики, работающих под давлением).

Трансмиссионное масло АТФ для автоматов используется не только в традиционных коробках, в которых через гидротрансформатор крутящий момент передаётся на планетарные ряды шестерен. Жидкости ATF заливаются и в современные DSG-коробки, вариаторы, роботизированные версии механики, гидроусилители руля и системы гидравлической подвески.

АТФ-масла имеют ряд ключевых особенностей, которые и выводят эти смазочные материалы в отдельную категорию

  1. Относительно небольшая вязкость. Средний показатель кинематической вязкости при 100°C у смазок АТФ составляет 6-7 сСт. В то время как трансмиссионное масло для механической коробки с вязкостью по SAE 75W-90 (которое часто используется в средней полосе РФ) имеет рабочую вязкость от 13,5 до 24 сСт.
  2. Пригодность для работы в гидродинамических передачах (гидротрансформатор и гидромуфта). Обычные смазки слишком вязкие и не обладают достаточной подвижностью для свободной прокачки между лопастями насосного и турбинного колеса.
  3. Способность переносить повышенное давление в течение длительного промежутка времени. В управляющих и исполнительных узлах АКПП давление достигает 5 атмосфер.

  1. Долговечность базы и присадок. Недопустимо, чтобы базовые масла или присадки деградировали и выпадали в осадок. Это вызовет сбои в работе системы клапанов, поршней и соленоидов гидроблока. Технологичные жидкости АТФ способны служить по 8-10 лет без замены.
  2. Фрикционные свойства в пятнах контакта. Тормозные ленты и фрикционы работают за счёт силы трения. В маслах для АКПП есть особые присадки, которые помогают дискам и тормозным лентам надёжно схватываться и не пробуксовывать при определённом давлении в пятне контакта.

В среднем цена жидкостей ATF выше, чем у трансмиссионных смазок для МКПП в 2 раза.

Современное использование

Современные АТФ состоят из базового масла плюс пакета присадок , содержащего большое разнообразие химических соединений , предназначенных для обеспечения требуемых свойств конкретной спецификации ATF. Большинство АССАЛХ содержат некоторую комбинацию добавки , которые улучшают смазывающие свойства, такие как противоизносные добавки, ржавчина и ингибиторы коррозии, моющие средства, диспергирующие агенты и поверхностно -активные вещества (которые защищают и чистые металлические поверхности).

Кинематическая вязкость и улучшающие индекс вязкости и модификаторы, уплотнение зыби добавки и агенты (которые расширяют диапазон вращения скорости и температурный диапазон применения добавок ,); антипенные присадки и соединения антиокислительные для ингибирования окисления и «выкипания» (который продлевает срок применения добавок ,); улучшители холодной текучести, высокотемпературные загустители, кондиционеры, прокладка застывание депрессантов и петролейный краситель.

Все АССАЛХИ содержат модификаторы трения, за исключением тех , указанных для трансмиссионных жидкостей некоторых за исключением передач Форда и спецификации John Deere J-21A; Форд ESP (или ЭОЙ) — M2C-33 F спецификации типа F ATF ( Форд-O-Matic ) и Форд ESP (или ЭОЙ) — M2C-33 G спецификации типа G ATF (1980 — е года Форд Европа и Япония) специально исключают добавление модификаторов трения.

В соответствии с той же нефти дистрибьютора, спецификация M2C-33 G требует жидкости , которые обеспечивают повышенную устойчивость к сдвигу и защиту от окисления, более низкотемпературную текучесть, лучше EP (Extreme Pressure) свойства и дополнительные испытания уплотнения сверх жидкостей качества M2C-33 F ,

Есть много спецификаций для ATF, такие как General Motors (GM) DEXRON и Форд MERCON серия, и изготовитель транспортного средства будет определять спецификации ATF , подходящие для каждого транспортного средства. Руководство владельца транспортного средства будет обычно перечисляют спецификации ATF (ы) , которые рекомендованы производителем.

Жидкости для автоматических коробок передач имеют много улучшающих химические добавки в жидкость , чтобы удовлетворить потребности каждой передачи. Некоторые ATF спецификации открыты для конкурирующих брендов, таких , как общая DEXRON спецификации, где различные производители используют различные химические вещества для удовлетворения той же спецификации производительности. Эти продукты продаются по лицензии OEM , ответственного за создание спецификации. Некоторые производители автомобилей требуют «подлинной» или производителя оборудования ( OEM ) ATF. Большинство ATF препараты открыта третья сторона лицензирование и сертификация изготовитель автомобиля.

Каждый производитель имеет специфический ATF требования. Неправильная жидкость передачи может привести к неисправности передачи или серьезному повреждению.

Типы трансмиссионных масел ATF

Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:

  • Chrysler — Mopar;
  • Mitsubishi — SP-II/III/IV;
  • Honda — Z-1, DW-1;
  • Toyota — ATF TYPE T, WS.

Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.

Наименование Спецификации Объём/Цена
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 1л/500 р.
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 613714 0,94 л/440 р.
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519 Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV 1 л/490 р.
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III 4 л/1700 р.
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 Hyundai/Kia SP III 4 л/2000 р.
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 Mitsubishi SP III 4 л/3200 р.
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 Toyota WS 1 л/750 р.
Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 1 л/650 р.
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2 G 052 182 А2 1 л/1250 р.
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008 DW-1 1 л/800 р.

Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:

  • Mobil ATF type Multi-Vehicle, арт. 112979;
  • Motul Multi ATF, арт. 105784;
  • Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;
  • ZIC ATF Multi, арт. 132628.

Mercon

Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.

Dexron

1968 год — это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба.

Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки — это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.

2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.

Alison C-4

Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.

Как работает ATF жидкость

Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:

  1. Температура.
  2. Вспенивание и коррозия.
  3. Ресурс.
  4. Испарение.

Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.

Температура

Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.

Вспенивание и коррозия

Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.

Испарение

Трансмиссионная жидкость — это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня — традиционная обязанность водителя.

Ресурс

Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.

Достоинства и недостатки

Как и любой металл, материал, деталь или что-то другое, смазывающая жидкость ATF 2 от компании ЗИК имеет свои плюсы и минусы.

У смазки есть преимущества перед конкурентами:

  • стабильно при термоокислительных процессах;
  • хорошо совмещается с любым материалом уплотнителя;
  • при любых температурах, особенно минусовых, передача переключается мягко, чётко и комфортно;
  • трансмиссия работает бесшумно;
  • имеются свойства — высокая антикоррозия;
  • при использовании в низких температурах, текучесть на высоте;
  • ресурс срока службы всех систем продлевается.

В том случае, если жидкость используется в соответствии со всеми регламентами и предписаниями недостатков у рассматриваемого трансмиссионного масла быть не может.

Почему ATF стоит так дорого

Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму — 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному — все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.

Проверка по уровню щупа

В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.

Памятники из мрамора смотрите здесь.

Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:

  1. Селектор выставляют в положение «Р».
  2. Находят под капотом щуп с красной или салатовой ручкой.
  3. Вытаскивают щуп и насухо вытирают салфеткой.
  4. Вставляют обратно и снова вытаскивают через 5 — 10 с.
  5. Отметка масла должна находиться между верхними насечками «Hot».

Проверка по контрольной пробке

В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:

  • ключи для откручивания пробки;
  • новые прокладки для пробки;
  • мерная ёмкость;
  • воронка со шлангом;
  • масло будет горячим, поэтому одевают перчатки.

В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.

Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:

  1. Снимают защиту картера.
  2. Подставляют ёмкость
  3. Откручивают сливную пробку.
  4. Если жидкость не течёт, то причиной может быть недолив или низкая температура смазки.
  5. При правильном уровне масло стекает равномерной струёй. При сильном потоке выходят излишки.

Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.

Подбор и замена жидкости АКПП

Прежде всего, при подборе масла АКПП важно использовать такие продукты, которые соответствуют требованиям и рекомендациям производителя автомобиля или самой коробки автомат. Другими словами, важно или использовать «оригинальную» ATF, или же полностью подходящий аналог.

Как правило, сам тип жидкости указан в мануале, также может содержаться отметка, нанесенная прямо на масляном щупе. Сегодня наиболее распространенными являются жидкости GM DEXRON II и DEXRON III, а также большое количество других типов трансмиссионных жидкостей для АКПП с разными характеристиками.

Фактически, разные жидкости обладают разными фрикционными показателями, а также отличиями по температурным показателям и ряду других характеристик. Например, если в АКПП допускается использование такой жидкости, ATF Dexron IID не подойдет для сильных холодов (до -15), а также не рассчитана на современные поколения АКПП.

Такую жидкость можно использовать в простых 3-х и 4-х ступенчатых гидромеханических автоматах. Если зимой морозы сильные, лучше использовать Dexron IIE, который рассчитан на эксплуатацию при температурах -30 и сохраняет текучесть. Для более современных автоматов, а также и для большинства старых, вполне можно использовать Dexron III (сочетает в себе положительные свойства двух предыдущих и имеет собственные улучшенные характеристики).

Основное правило при выборе ATF- полное соответствие всем требованиям и рекомендациям производителя коробки. В противном случае автомат начнет работать со сбоями, возникает проскальзывание фрикционов, задержки при переключениях передач, пробуксовки АКПП.

Примечательно то, что сначала такие симптомы могут быть мало заметны, однако в дальнейшем неполадки могут начать прогрессировать, что приведет к необходимости ремонта АКПП, если масло вовремя не сменить на рекомендуемое.

Еще нужно отметить, что смешивать жидкости разных типов в АКПП настоятельно не рекомендуется. Смешивание допускается только в случае аварийной утечки масла. После устранения неполадок смешанную жидкость в трансмиссии нужно полностью сменить. Если же владелец не знает, что залито в автомат, также нужно поменять ATF, чтобы исключить риски смешивания при необходимости долива масла в АКПП.

Также для нормальной работы коробки и важно поддерживать оптимальный уровень жидкости, а также сама жидкость должна оставаться чистой, без загрязнений и примесей. Другими словами, необходимо проверять уровень жидкости в автомате и регулярно менять жидкость АКПП, причем выполнять полную (аппаратную) замену, параллельно меняя масляные фильтры коробки автомат.

Если ATF почернела или цвет стал темно-коричневым, масло изменило свойства, потеряна прозрачность, отмечено появление горелого запаха, это указывает на необходимость замены или же проблемы с АКПП. Менять жидкость в коробке автомат нужно каждые 40-50 тыс. км. пробега.

В случаях, когда владелец практикует частичные замены, тогда проводить такую процедуру требуется каждые 15 тыс. км. пробега (с учетом того, что такая замена является всего лишь «освежением» части масла).

Также добавим, что при заменах не допускается как недолив масла до оптимального уровня, так и перелив жидкости АКПП. В обоих случаях отклонения от нормы приводят к износу коробки, появлению толчков при переключениях, пробуксовок, подгоранию фрикционов и т.д.

Последствия износа масла

Таким образом, масло (техническая жидкость) является высокотехнологичным продуктом с множеством свойств, которые достигаются за счет комбинации ультрадорогих присадок, и выполняет множество функций.

В зависимости от спецификации конкретного продукта, можно сказать, что ATF состоит на 20-30% из присадок и на 70-80% из базового масла. Длительное использование меняет свойства и того, и другого. Это значит, что все перечисленные свойства должны быть выше минимальной критической отметки на протяжении всего срока эксплуатации. Если хотя бы одно из них ухудшается, со временем оно потянет за собой и остальные.

Свойства масла ATF меняются со временем — это доказанный и хорошо известный факт. Отработанное масло сокращает срок службы коробки передач, приводя, в конце концов, к ее поломке.

Например: если снижается способность к нейтрализации кислот, сначала страдают сверхточные ведущие поверхности и уплотнители. В результате этого в масляных каналах коробки образуются протечки и снижается давление. Это в свою очередь ведет к повышенному износу дисков сцепления. Материал, отделяющийся от дисков из-за повышенного изнашивания, снижает пропускную способность масляного фильтра, что ведет к общему падению давления в системе. Последнее в свою очередь влияет на работу коробки в целом. Аналогичные примеры последствий можно привести и для других свойств, будь то ингибиторы пенообразования или противоизносные вещества.

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел

Все масла, такие как: моторные, редукторные, трансмиссионные и предназначенные для гидравлического усилителя, имеют некоторые схожие свойства. Они смазывают рабочие детали с целью увеличения трения рабочих (трущихся) поверхностей. Визуально их трудно определить. Часто возникают ошибки и/или по незнанию в автомат могут налить моторное масло, а в гидроусилитель тормозную жидкость. Automatic Transmission Fluid в корне отличается от других продуктов:

В зависимости от условий эксплуатации и других факторов при постоянной работе в негативной среде рабочий срок выше других видов смазки.

Как отличить подделку

Компания-производитель постоянно ведёт усовершенствование защиты своего продукта от фальшивок. Чтобы купить оригинал ZIC ATF Dexron 2 и не расстроится, что это не подделка, необходимо знать следующее:

  1. Канистра имеет полностью красный цвет и красные этикетки.
  2. Крышка упакована термопленкой с надписью SK.
  3. Сняв крышку сразу же видна ещё одна защита.
  4. Прозрачная мерная шкала.
  5. Вдоль вертикальной полосы голограмма.
  6. Этикетка тыльной стороны имеет выпуклый текст, который можно почувствовать пальцами.
  7. На дно канистр, компания ставит фирменный штамп.
  8. Упаковка выполненное из не из однородного пластика, а с разной фактурой.

Самое главное производить покупку горюче-смазочных материалов в официальных сетях и магазинах.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.


Долговременное использование одной и той же жидкости, или использование некачественной подделки приводит к неисправностям и поломкам в разных системах двигателя.

Как правильно смешивать жидкости разных типов

Сложный состав масел АТФ при смешении может давать непредсказуемую реакцию, в результате которой время переключения передач увеличится, появятся толчки и удары. Давление в системе упадёт, а расход топлива вырастет.

АКПП пинается

Чтобы перейти на новую жидкость, нужно учесть следующие моменты:

Toyota ATF WS

  1. Нельзя смешивать синтетические и минеральные масла, иначе выпадет осадок примесей на поверхности трущихся деталей, что приводит к их износу. Кроме того, жидкость может вспениться, ухудшится теплоотвод и антикоррозионные свойства.
  2. Допустимо доливать в АКПП жидкости позднего стандарта. Например, если залита ATF type Dexron II, то разрешается добавить ATF type Dexron III.
  3. Не все жидкости взаимозаменяемы. Например, Toyota ATF WS не совместима с Dexron и ATF Type T-IV.
  4. В старых автоматах уплотнители могут потечь, если залить масло с хорошей текучестью при отрицательных температурах.

Эксперименты с маслами могут привести к дорогостоящему ремонту трансмиссии, поэтому безопасный способ смены жидкости — полная замена с промывкой системы.

Как хранить: техника безопасности

Достаточно обратить внимание на рекомендации производителя, который указывает сроки эксплуатации, правила и особенности обращения. Нельзя допускать его хранения с бензином и другими горючими веществами.Что касается техники безопасности. В этом случае необходимо работать в защитных перчатках и не допускать попадания жидкости в глаза. Если это произошло, необходимо промыть лицо проточной водой, и обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Помещение, где хранится смазка, должно быть оборудовано противопожарной защитой и сигнализацией.

Аналоги

Аналогами являются полностью идентичные или слегка отличные по техническим свойствам трансмиссионные масла. Они могут разного цвета, но одинаково хорошо защищают автоматическую коробку от износа металлических деталей и окисления элементов, изготовленных из цветных металлов.

Аналоги применяются в том случае, если автовладелец не может найти оригинальное масло. Но злоупотреблять аналогичными трансмиссионными жидкостями все же не рекомендуется.

Если после того, как вы залили аналогичную жидкость в АКПП, вы захотите сменить ее на оригинал, то следует сделать полную смену трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач.

Аналоги, которые заливаются в АКПП, если нет ATFWS:

  • Ravenol;
  • Castrol Transmax Dexron;
  • Liqui Moly Mobil;
  • Shell Spirax S6;
  • Mobil со спецификацией 3309;
  • Zic.

Но ни один продукт не застрахован от подделки. Например, те же аналоги могут тоже подделываться злоумышленниками в целях наживы.

Масло ATF: традиционные типы и современные разработки

Заправленное в автоматическую коробку масло (или жидкость ATF) подается под давлением к трущимся деталям для смазки и используется в гидравлической системе. Жидкость сохраняет характеристики в широком диапазоне температур и отводит продукты износа из зон контакта.

Существует несколько разновидностей масел для АКПП, отличающихся присадками и соответствующих стандартам разных производителей.

Что такое жидкость ATF

Масло ATF или Automatic Transmission Fluid (в переводе на русский язык – жидкость для автоматических трансмиссий) заливается в поддон АКПП и подается в гидравлическую систему при помощи насоса. Используется для управления фрикционными пакетами и тормозами при переключении скоростей, одновременно охлаждая детали и снижая силу трения.

Жидкость смывает продукты износа, которые затем улавливаются фильтром и магнитами.

Состав и свойства ATF

Жидкость ATF состоит из базового масла и пакета присадок, обеспечивающих снижение силы трения, предотвращающих коррозию или вспенивание. Ранние варианты ATF создавались на основе минерального масла. Впоследствии стала использоваться синтетика. Иногда встречаются варианты на полусинтетической основе (градация аналогична разделению моторных масел). Состав пакета присадок зависит от стандарта, которому соответствует жидкость ATF.

Состав и удельный вес присадок в ATF зависят и от производителя. Каждая компания создает свой рецепт, обеспечивающий снижение скорости износа деталей и повышающий надежность работы АКПП.

Например, в Dexron 6 от ZIC присутствует бор, кальций и фосфор. Массовая доля серы находится в пределах 0,16-0,17%. В ATF присутствуют следы кремния и цинка. Основа для жидкости ZIC – масло VHVI, полученное путем гидрокрекинга, имеющее сниженную вязкость.

ZIC DEXRON®-VI

ZIC DEXRON®-VI

Особенности жидкостей ATF:

  • сохранение текучести при охлаждении до -40⁰С или ниже;
  • стойкость к нагреву (при работе гидротрансформатора температура ATF доходит до +150⁰С);
  • снижение скорости коррозии деталей из цветных металлов;
  • наличие в составе красителя (красного или зеленого цвета);
  • прозрачная структура, позволяющая визуально оценивать состояние отработавшего масла.

Достоинства и недостатки

Преимущества жидкости ATF:

Жидкость для автоматической коробки передач требует регулярного обновления. Качество работы АКПП зависит от чистоты масла.

Дополнительный недостаток – повышенная цена масел и необходимость установки нового фильтра при обслуживании АКПП (на некоторых моделях коробок фильтры меняются только при проведении капитального ремонта). К недостаткам ATF можно отнести и разнообразие стандартов, что следует учитывать при выборе масла.

Масляный фильтр АКПП Volkswagen Touareg Масляный фильтр АКПП Непригодное масло, наличие металлической стружки Непригодное масло, наличие металлической стружки

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел

Стандартные трансмиссионные масла (минералка, синтетика или полусинтетика), используемые в механических коробках передач или редукторах, предназначены для смазки и охлаждения шестерен или подшипников.

Жидкости ATF, хотя и базирующиеся на продуктах перегонки нефти, содержат пакеты присадок, и рассчитаны на другие условия работы. Они используются для привода механизмов переключения, не вспениваются при работе, а за счет высокой текучести смазывают детали в гидроблоке без потери давления.

История создания жидкости ATF

Ранние образцы полуавтоматических коробок, появившиеся еще до Второй мировой войны, работали на минеральном моторном масле. Например, в коробке Liquamatic Drive для работы обгонной муфты применялось минеральное моторное масло SAE10 (механическая часть агрегата заполнялась трансмиссионным маслом).

Первая специальная жидкость ATF-A была разработана в 1949 г. компанией General Motors. Через 8 лет стандарт модернизировали. Для АКПП стала использоваться ATF TASA или Suffix A с улучшенными характеристиками (за счет ввода присадок).

В 1967 г. компания General Motors представила новый стандарт ATF-B, который впоследствии переименовали в Dexron B. Вплоть до 1972 г. основой ATF был натуральный китовый жир, но ужесточение американского природоохранного законодательства и рост спроса подтолкнули разработчиков к поискам синтетических заменителей спермацетового жира (добывался из китов).

В середине 70-х гг. прошлого века появились синтетические материалы от компании International Lubricants, которые превзошли натуральные жиры по характеристикам.

На основе синтетических материалов стали выпускать Dexron II Type C с большим содержанием присадок. Но добавки вызывали коррозию, что привело к пересмотру стандарта DII. Новый Dexron II Type D (или 2D) выпускался до 1990 г., когда был вытеснен версией Type E, а с 1995 г. был принят стандарт Dexron III. Впоследствии были приняты спецификации Dexron IV, V и VI.

Масло ATF: традиционные типы и современные разработки

Dexron II Type D

Работы по созданию своих спецификаций ATF вели и другие компании (например, Ford или Toyota). Концерны General Motors и Ford предъявляли различные требования к ATF, что обусловило разные характеристики жидкостей.

Компания Ford ввела собственную спецификацию M2С33-D (позднее – Mercon), а Toyota внедрила стандарт Tyret. Позднее появились оригинальные жидкости для коробок, устанавливавшихся на автомобили VW, BMW или Volvo.

Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке

На 2022 г. на рынке представлено несколько стандартов жидкостей ATF. Характеристики масел определяются конструктивными особенностями коробок. Информация о допустимых стандартах указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Mercon

Стандарт был разработан компанией Ford. Масло обеспечивало быстрое переключение скоростей (в отличие от Dexron, который был ориентирован на мягкую работу АКПП). Расшифровки слова Mercon не существует, поскольку оно указывает на торговую марку.

Первый релиз спецификации вышел в 1987 г., с 2014 г. используется Mercon-ULV (сокращение от Ultra-Low Viscosity – сверхнизкая вязкость).

  • удельный вес (при +15,6⁰С) – 0,863 г/см³;
  • температура вспышки паров – не ниже +196⁰С;
  • вязкость при -40⁰С и +100⁰С – 10000 и 7,5 сантистоксов соответственно;
  • температура потери текучести – не выше -48⁰С.

Стандарт Mercon допускает использование полусинтетической и синтетической базы. Для применения в гидравлических усилителях руля поставляется специальная версия Mercon, отличающаяся составом присадок и характеристиками.

ATF Mercon 5 Ford ATF Mercon 5 Ford KENDALL Mercon V ATF KENDALL Mercon V ATF

Dexron

Торговое обозначение Dexron было введено в оборот компанией GM. Существовало несколько спецификаций, отличающихся требованиями к химическому составу и характеристикам. Например, в состав Dexron IID на нефтяной основе входило более 10% присадок (в том числе – ингибиторы коррозии).

На автомобилях, выпуска до 2010 г. часто используются коробки, рассчитанные на жидкости стандартов Dexron III или DIV. Также существуют нормы Dexron V и VI (каждый последующий стандарт полностью перекрывает требования прежнего).

Основные данные спецификации Dexron VI:

  • плотность – 0,85 г/см³;
  • кинематическая вязкость при +40⁰С и +100⁰С – 30,9 и 6,2 сантистоксов соответственно;
  • температура потери текучести – не выше -52,5⁰С
  • температура вспышки паров – не ниже +214⁰С;
  • цвет – различные вариации красного.

Alison C 4

Стандарт разработан компанией Alison для коробок, установленных на тяжелой технике. Масло имеет повышенное качество, отличается хорошими противоизносными и противозадирными характеристиками, стабильной вязкостью и защищает детали от образования очагов коррозии.

Плотность – 0,848 г/см³, пары воспламеняются при температуре не ниже +210⁰С.

Elf Renaulmatic D2

Жидкость с допуском Alison C 4 Elf Renaulmatic D2

Последняя разработка на рынке ATF

Из-за многообразия стандартов у владельцев машин возникают сложности с подбором ATF. Ряд нефтяных компаний разработали универсальные масла серии Multi-Vehicle, которые отвечают нескольким спецификациям. Базируются на синтетической основе и содержат расширенный пакет присадок.

Например, Gulf Multi-Vehicle ATF может использоваться вместо масел стандартов Chrysler ATF +3/+4, Dexron III и Mercon V. Но не подходит для вариаторов или коробок, оснащенных двойным сцеплением, а также ряда специфичных АКПП (например, 6-скоростных коробок ZF).

Таким образом, назвать Gulf Multi-Vehicle ATF полностью универсальным нельзя. Продукты прочих компаний также имеют ряд ограничений по применимости.

GULF Multi-Vehicle ATF

GULF Multi-Vehicle ATF

Как работает ATF жидкость

Жидкость в АКПП подается насосом в гидравлическую систему. Масло используется в гидротрансформаторе для передачи мощности. При работе жидкость прогревается. Для снижения температуры коробки оснащаются теплообменниками.

Масло подается и в гидроблок, оснащенный клапанами. Низкая вязкость обеспечивает быструю подачу ATF к цилиндрам, управляющим работой тормозных лент или фрикционных пакетов.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

При подборе учитывают требования производителя коробки. Ведь каждый последующий стандарт перекрывает требования предыдущего. Например, если с завода в коробке использовать ATF-A, то приобрести такое масло невозможно из-за прекращения выпуска. В таких АКПП можно использовать жидкости с последующими стандартами (например, Dexron III).

Спецификации ATF GM

Компания General Motors в разные годы выпускала документы, оговаривающие требования к ATF:

  • ранний стандарт Dexron B, впоследствии вытесненный нормативом Dexron II;
  • спецификация Dexron III, использовавшаяся на автомобилях до 2006 г. (впоследствии стала применяться спецификация Dexron IV)
  • Dexron HP, жидкость разрабатывалась для 8-скоростных коробок и стала использоваться с 2013 г.;
  • Dexron ULV, масло предназначено для 10-ступенчатых коробок передач (используется с 2017 г.).

Dexron VI от GM

Dexron VI от GM

Классификация Mitsubishi (MMC) и Hyundai

Компания Mitsubishi разрабатывала свои спецификации для ATF (с учетом конструктивных особенностей коробок). Южнокорейский концерн Hyundai-KIA перенял стандарты, поскольку начинал деятельность с лицензионного выпуска автомобилей Mitsubishi.

Вплоть до 1995 г. в коробках использовалась ATF Diamond SP, впоследствии были приняты спецификации Diamond SP-II и SP-III. Для современных 6-скоростных коробок Mitsubishi используется DiaQueen ATF-J3, а Hyundai-KIA применяет Diamond SP-IV.

Mitsubishi ATF SP III Mitsubishi ATF SP III Hyundai ATF SP-IV Hyundai ATF SP-IV

Классификация Toyota

Концерн Toyota использует на автомобилях коробки разработки Aisin. Для агрегатов существуют специальные жидкости, которые поставляются в оригинальной таре (сама компания Toyota не владеет нефтеперерабатывающими мощностями).

Разновидности жидкостей Toyota:

  • Type T – ранняя версия стандарта, рассчитанного на коробки с гидравлическим управлением;
  • Type T-II – применялась в конце 80-х и начале 90-х гг. после появления коробок с электронным управлением;
  • Type T-III – стандарт использовался до начала 2000-х гг.; – улучшенный вариант предыдущего норматива;
  • WS – синтетическая жидкость, используемая в коробках автомобилей с 2004 г.

Другие классификации

Существуют и другие спецификации, разработанные автомобильными концернами. Например, для Honda используется жидкость ATF Z1. Но она вытеснена усовершенствованным маслом DW-1. Для вариаторов требуются специальные жидкости серии HCF, обеспечивающие ресурс ремня и конусов. Компания Subaru до 2004 г. использовала жидкости Dexron III, а затем перешла на стандарт ATF-HP.

Свои жидкости требуются и для коробок Nissan. В ранних моделях использовалось масло Matic D, после появления 6-ступенчатых агрегатов стала применяться жидкость Matic K. Для машин с задними ведущими колесами разработано масло Matic J, которое вытесняется версией Matic S.

Nissan Matic Fluid D Nissan Matic Fluid D Nissan AT-Matic J Fluid Nissan AT-Matic J Fluid Nissan ATF Matic-S Nissan ATF Matic-S

Применяемость – для каких коробок и автомобилей

В заводской инструкции по эксплуатации, прилагаемой к машине, указывается марка жидкости ATF. Некоторые компании устанавливают дополнительные этикетки в моторном отсеке, на которых указывается тип масла. Жидкость может использоваться и в системах гидравлического усилителя руля (например, на BMW с кузовом E34 на крышке бачка имеется надпись ATF Oil Only).

При обслуживании автомобиля у дилера в коробку заливают оригинальную жидкость. Можно использовать масла от альтернативных поставщиков (например, ZIC или Mobil) при условии, что они имеют соответствующий допуск. Некоторые производители вводят дополнительные присадки, снижающие температуру потери текучести.

Трансмиссионное масло ATF, история создания и свойства

Смазка ATF это особый тип трансмиссионного масла жидкой консистенции. Продукт изготавливается на основе минералов и синтетики. Назначение технического вещества: защита трущихся деталей автоматической коробки переключения передач.

Сегодня, именно трансмиссионное масло ATF, будет предметом нашего рассмотрения. Мы коснёмся истории его создания, выясним, как работает жидкость, определимся с её типами. Рассмотрим отличие исследуемого продукта от других типов трансмиссионных смазок.

От китового жира к новым технологиям

Возможно, часть автомобильного сообщества будет удивлена информацией о том, что ранее производители изготавливали первые разновидности технической жидкости, используя жир, вырабатываемый из сала морских китов (ворвань). После выхода закона, запрещающего добычу гигантов корпорации вынуждены были искать другие компоненты и разрабатывать синтетическую основу. Сегодня масло для переключения передач автоматические коробки изготавливают многие компании. Лидерами производства качественного продукта и надёжным мировым импортёром считаются компании:

  1. General Motors.
  2. Chrysler.
  3. Hyundai.
  4. Mitsubishi.
  5. Ford.
  6. Toyota.

Сегодня смазка на минеральной основе для переключения передач автоматические коробки ATF считается наиболее качественным и перспективным продуктом.

Рождение Dexron

Первый продукт, о котором идёт речь, появился на рынке в 1968 году. Далее, на смену пришёл Dexron ІІС. Замена произошла в 1972 году. Сменный вариант предлагался с приставкой IID. Выпуск прекратился в 1993 году. Новое поколение выпускалось начиная с 2005 года с приставкой «VI». Продукт последнего поколения имеет большой эксплуатационный срок, низкую степень кинематической вязкости, что позволяет утверждать о его положительном влиянии на экономию топлива.

Масло или не масло

МАХ

Вопрос лёгкий, с него и начнём: масло для АКПП – это масло или нет? Друзья, это жидкое трансмиссионное масло в жидком виде. Оно отличается от аналогичного продукта, который заливается в АКПП тем, что оно жиже. В нашем случае крутящий момент передаётся при помощи гидравлического трансформатора: понадобится высокое давление. Масло АТФ из-за высокой текучести принято называть рабочей жидкостью.

Трансмиссионный продукт для механических коробок отличается по допускам вязкости с градацией:

Обратите внимание при покупке на цифры: SAE 70W-85, SAE 80W-90. Проводя замену масла фактор сезонности необходимо учитывать.

К сведению. Механика разогревается до 600 С°. Автомат работает в ином t0 режиме: 90-100 и более, плоть до 1200С°.

Отчасти этим обусловлена установка радиаторов охлаждения на автоматические коробки. Нельзя допустить при высокой температуре пригорания вещества.

Как создавались жидкости ATF

Мы с вами, уже выяснили, что рассматриваемый нами продукт не похож ни на один вид смазывающего вещества, он отличается вязкостью масла. Его больше нельзя никуда заливать. Если это произойдёт, вас ожидают серьёзные поломки. Во избежание возможных казусов было принято решение окрасить жидкость в определённый цвет. В данном случае, красный. Вот почему АТФ яркого красного цвета.

Как работает ATF жидкость

Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:

  1. Температура.
  2. Вспенивание и коррозия.
  3. Ресурс.
  4. Испарение.

Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.

Температура

Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.

Вспенивание и коррозия

Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.

Ресурс

Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.

ATF

Испарение

Трансмиссионная жидкость – это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня – традиционная обязанность водителя.

Почему ATF стоит так дорого

Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму – 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.

Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке

Сегодня на автомобильном рынке реализуются следующие типы масел atf:

  1. Mercon.
  2. Dexron.
  3. Alison.

Давайте и мы с вами познакомимся с историей их создания и выясним, характеристики и типы трансмиссионной жидкости. Узнаем, в каких ситуациях используется тот или иной продукт.

Mercon

Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.

Dexron

1968 год – это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба. Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки – это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.

Alison C-4

Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.

Роль General Motors в создании первой ATF

Первая спецификация масел вышла пол брендом знаменитого концерна General Motors. В 1949 году продукт получил широкое распространение и массово поступил на автомобильный рынок. Технологии не стоят на месте. Дело в том, что именно эта компания разработала первую коробку автомат, официально заявив об этом в 1938 году. Позже, одним из приоритетных направлений американского концерна, стало изготовление новых трансмиссионных смесей. При этом к качеству технической жидкости были установлены жёсткие нормативы по составляющим компонентам. Компании повезло, ведь эта ниша оказалась свободной и GM стала законодателем технических характеристик ATF, установив свои правила игры.

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел

Все масла, такие как: моторные, редукторные, трансмиссионные и предназначенные для гидравлического усилителя, имеют некоторые схожие свойства. Они смазывают рабочие детали с целью увеличения трения рабочих (трущихся) поверхностей. Визуально их трудно определить. Часто возникают ошибки и/или по незнанию в автомат могут налить моторное масло, а в гидроусилитель тормозную жидкость. Automatic Transmission Fluid в корне отличается от других продуктов:

  1. Сложным составом.
  2. Повышенным смазывающим эффектом.
  3. Увеличивает силу трения фрикционных групп.
  4. Предотвращает процессы коррозии металла.
  5. Обладает гидрофобностью.

В зависимости от условий эксплуатации и других факторов при постоянной работе в негативной среде рабочий срок выше других видов смазки.

Как хранить: техника безопасности

Достаточно обратить внимание на рекомендации производителя, который указывает сроки эксплуатации, правила и особенности обращения. Нельзя допускать его хранения с бензином и другими горючими веществами.Что касается техники безопасности. В этом случае необходимо работать в защитных перчатках и не допускать попадания жидкости в глаза. Если это произошло, необходимо промыть лицо проточной водой, и обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Помещение, где хранится смазка, должно быть оборудовано противопожарной защитой и сигнализацией.

С чем связаны определённые сроки замены масла

На срок замены технической жидкости влияют:

  • Пробег транспортного средства между заменой.
  • Условия, в которых эксплуатировался автомобиль.
  • Эксплуатационный характер и стиль управления авто (агрессивная манера вождения и/или спокойная).

На заметку. Масло со временем стареет. Поэтому если транспорт не эксплуатировался, смена жидкости должна проводиться не реже одного раза в 2 года. При активной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют замену после прохождения 20-25 тыс. километров пробега.

Коробка автомат сконструирована таким образом, что при замене необходимо снимать поддон и чистить магниты от металлической стружки и мусора. При замене жидкости обязательно меняется фильтрующий элемент.Согласно регламенту эти работы выполняются специалистами СТО. Сервисные центры используют специальные приспособления для откачки отработки из системы. Самостоятельная смена рабочего вещества возможна. При этом жидкость в гаражных условиях выводится примерно на 50%. К слову сказать, часто желание экономии на сменном процессе продукта приводит к негативным последствиям, которые выливаются в ремонт и сопровождаются дополнительной тратой денег, имейте это ввиду. А замена уровня жидкости «наполовину» отрицательно влияет на работу узла и других механизмов.

Резюме

Настройка автоматов нынешнего поколения, начиная с 2003 года, весьма чувствительна к смене составляющих. Эту особенность нужно помнить и всегда учитывать. Если возникли сомнения в типе залитого ранее масла лучше не рисковать и провести полную замену отработки на новый продукт.

Что это такое ATF масло: тип, свойства и проверка уровня жидкости автоматических трансмиссий

Масло ATF — «кровь» автоматической коробки передач. По свойствам и назначению жидкость для автомата отличается от масла для механики или двигателя. Если залить неправильную жидкость, коробка встанет через 10 километров после старта. Но даже с «правильным» маслом автомат обслуживают по регламенту производителя или чаще, ориентируясь на поведение машины.

Что это такое ATF масло

Что такое трансмиссионная жидкость ATF

ATF используется, как жидкость для АКПП, а также применяется в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Флюиды для 4-, 6-, 8-, 12-ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Производители подбирают ATF масло для АКПП с учётом конструкций трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.

ATF для CVT

В вариатор заливают масла с пометкой CVT oil или fluid. Маркировка указывает, что такая ATF работает в специфических условиях. В жидкостях для CVT присутствуют добавки, которые помогают ремню работать без проскальзывания, а смазочные свойства изменяются при высоких контактных нагрузках.

ATF CVT

Свойства

В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла АТФ — 6 — 8 сСт. При таком показателе смесь свободно прокачивается, и передаёт крутящий момент между насосным и турбинным колесом гидротрансформатора с минимальными потерями.

Свойства Lukoil Multi ATF

Смазка способна переносить давление до 5 бар, необходимых для сжимания фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, которые исключают пробуксовку фрикционных тормозов, помогая им надёжно сцепляться.

Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. Требования Allison разработаны для смазки автоматов в грузовиках и внедорожной технике, а значит для высоких нагрузок и температурных перепадов. Mercon создан для фордовских АКПП, и главный параметр стандарта — быстрый набор скорости.

ATF Dexron

Общие свойства всех типов ATF:

  • стабильность вязкостных характеристик;
  • качественная смазка деталей АКПП;
  • устойчивость к окислению и вспениванию;
  • защита деталей коробки от коррозии, перегрева;
  • нейтральность по отношению к металлическим и неметаллическим материалам трансмиссии;
  • низкая температура застывания.

Чтобы достичь сбалансированной формулы, в химических лабораториях тщательно подбирают состав жидкости.

Состав

В основу трансмиссионной жидкости для АКПП входит минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазки на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла дешёвые, но недолговечные. Синтетика при изменении температуры ведёт себя стабильно, поэтому её срок службы дольше.

Cинтетические ATF

Помимо основы в масла добавляют элементы, которые и придают смеси рабочие свойства:

  • модификаторы трения;
  • противопенные присадки;
  • антикоррозионные;
  • антиокислительные;
  • гидрофобные и т.д.

Присадки

Флюид со временем загрязняется, испаряется, стареет под действием перепадов температур и активной эксплуатации. Коробка становится проблемной: переключается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Чтобы восстановить работу АКПП, производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:

  • «Супротек»: применяется в АКПП и вариаторах;
  • Liqui Moly ATF Additive: подходит для жидкостей Декстрон 2 и 3;
  • Wynn’s: стоимость и эффективность присадки низкая;
  • Frontier: подходит для японских машин с пробегом от 30 000 км.

По мнению разработчиков добавки восполнят состав ATF, а коробка будет плавнее переключаться. Снизится шумность, восстановится эластичность и герметичности резиновых уплотнителей.

В реальности «излечение» имеет ограничения по применению. Нужно учитывать изношенность коробки, тип используемой АТФ, общее состояние автомобиля, качество присадки.

История создания ATF

Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.

С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.

Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.

С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.

General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.

Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.

Типы трансмиссионных масел ATF

Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:

  • Chrysler — Mopar;
  • Mitsubishi — SP-II/III/IV;
  • Honda — Z-1, DW-1;
  • Toyota — ATF TYPE T, WS.

Спецификации ATF

Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.

Наименование Спецификации Объём/Цена
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 1л/500 р.
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 613714 0,94 л/440 р.
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519 Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV 1 л/490 р.
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III 4 л/1700 р.
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 Hyundai/Kia SP III 4 л/2000 р.
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 Mitsubishi SP III 4 л/3200 р.
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 Toyota WS 1 л/750 р.
Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 1 л/650 р.
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2 G 052 182 А2 1 л/1250 р.
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008 DW-1 1 л/800 р.

Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:

  • Mobil ATF type Multi-Vehicle, арт. 112979;
  • Motul Multi ATF, арт. 105784;
  • Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;
  • ZIC ATF Multi, арт. 132628.

Mobil Multi ATF

Когда менять трансмиссионную смесь

Жидкость для автоматических трансмиссий изнашивается к 60 000 км, или раньше, если машина активно эксплуатируется по бездорожью, в пробках, в жарком климате. Коробка со старым маслом чаще перегревается, больше тупит, быстрее ломается. Предотвратить дорогостоящий ремонт поможет регулярное техобслуживание: проверка уровня и замена смазки.

Признаки отработанного трансмиссионного масла:

  • чёрный цвет, пахнет гарью, содержит металлические частицы;
  • коробка стала капризной, толкается, переключается с задержкой.

Отработанное и свежее масло ATF

Если уровень жидкости оказался ниже нормы, нужно проверить днище на вероятность утечки. Затем долить ту же ATF или сделать замену, чтобы избежать непредсказуемой химической реакции разных смесей.

Превышение нормы приводит к вспениванию флюида и росту давления в коробке. Если не слить излишки, смазка потеряет рабочие свойства, и переключение передач будет происходит с рывками.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.

Проверка по уровню щупа

В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *