Рост цен на бензин в 2010-2014 году, прогноз на 2015 год
На сегодняшний день рост цен на автомобильное топливо (бензин, дизтопливо) стал неизбежностью. Раз в месяц, а то и чаще, мы видим — цена на АЗС поднялась на 20-30 копеек. И это основная тенденция 2014 года. Цены вверх толкают: увеличение акцизов, нефтяных цен и, конечно же, инфляция – рубль дешевеет. Например, курс рубля к доллару за последние три месяца упал на 6%. В некоторых регионах дополнительными факторами роста цена на топливо стали дефицит и перебои с поставками бензина. Доживем ли мы до того момента, когда за литр бензина придется отдать 50 рублей?
Цена на бензин в 2011, 2012, 2013 годах
Если посмотреть, как менялись цены на топливо в 2010, 2011, 2012 годах, то видна тенденция постоянного роста. Например, в 2010 году бензин АИ-92 стоил, примерно, 21 рубль/литр, АИ-95 – 23 рубля/литр, дизтопливо – 19 рублей/литр. В 2011 году АИ-92 – 25 рублей, АИ-95 – 27 рублей, дизтопливо – уже 26 рублей (резкий рост). В 2012 году – АИ-92 – 27 рублей, АИ-95 – 29 рублей, дизтопливо – 29 рублей (цена на дизтопливо сравнялась с ценой на АИ-95). На сегодняшний день, цена АИ-92 – 30 рублей, АИ-95 – 33 рубля, дизтопливо — 33 рубля. Таким образом, бензин за три года подорожал, примерно, на 50 процентов. Психологический рубеж 30 рублей за литр бензина давно пройден – стали люди меньше ездить, судя по пробкам в крупных городах России – нет, не стали. Какая же цена на топливо заставит автолюбителей в массовом порядке отказаться от частых поездок на машине и отдать предпочтение общественному транспорту? Станет ли рост цен на бензин катализатором отказа от мощных внедорожников? Скорее всего, это произойдет еще не скоро, принимая во внимание рост цен на проезд в общественном транспорте, например, в Москве одна поездка в метро – 30 рублей.
Если сравнить цены на топливо в России и в Европе, то видно, что у нас бензин относительно дешев. Например, Норвегия АИ-95 – 2 евро/литр (88 рублей), Германия – 1.6 евро (71 рубль), Польша – 1.30 евро (57 рублей) и т.д. Цены выше в 1.5-2 раза. Здесь, стоит уточнить, что европейский бензин (Евро-5) по качеству превосходит российский. В России, по-прежнему, много топлива класса Евро-3. Но прогресс не стоит на месте — все чаще встречается бензин Евро-4 и даже Евро-5.
Цена на бензин в 2014 году
Тенденция роста цен на бензин в 2014 году сохранится. Тем, кто, не смотря на это, планирует ездить на автомобиле, стоит задуматься об экономии на топливе или о смене четырехколесного транспорта на двухколесный. Правительство России внесло в Госдуму законопроект об увеличении акцизного сбора на 5 процентов для бензина четвертого класса, и на 12 процентов для бензина пятого класса. Вопрос об увеличении акциза для дизельного топлива пока обсуждается. Еще один драйвер роста стоимости бензина – это цена нефти на мировом рынке. Аналитики склоняются к тому, что нефть будет дорожать в связи с вооруженными конфликтами на Ближнем востоке, в частности в Сирии. Прогноз по стоимости нефти в 2014-2015 году – 117-130 долларов за баррель
Прогноз цены на бензин в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 году в Москве
Если внимательно проанализировать данные по ценам на топливо АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизеля на портале Yadnex, то можно составить приблизительный прогноз, какой будет стоимость бензина этих марок в диапазоне 2014-2020. При расчете учитывались следующие данные:
прогноз внутреннего потребления и востребованности конкретного вида топлива
прогноз роста потребления дизеля относительно бензина
прогноз цен на нефть
прогноз внутриполитичеких и внешних факторов и рисков
анализ погодных факторов
анализ стоимости электричества за последние 5 лет
прогноз развития альтернативных и возобновляемых источников энергии
анализ и прогноз продаж автомобилей и прочих предполагаемых потребителей бензина
Бензин 50 рублей. Когда?
АИ-92 (руб.) АИ-95 (руб.) АИ-98 (руб.) Дизель (руб.)
2014 год 30.00 — 31.50 33.00 — 34.50 34.50 — 37.00 32.90 — 34.30
2015 год 31.50 — 32.80 34.50 — 36.20 37.00 — 40.10 34.30 — 36.00
2016 год 32.80 — 34.10 36.20 — 37.90 40.10 — 42.00 36.00 — 37.80
2017 год 34.10 — 36.00 37.90 — 40.50 42.00 — 45.30 37.80 — 40.50
2018 год 36.00 — 37.70 40.50 — 42.90 45.30 — 46.90 40.50 — 42.90
2019 год 37.70 — 39.20 42.90 — 44.00 46.90 — 48.20 42.90 — 44.50
2020 год 39.20 — 42.00 44.00 — 46.00 48.20 — 50.00 44.50 — 46.20
Стоимость бензина в 2010 году
Просматривая архивные записи натолкнулся на стоимость бензина и дизельного топлива в России и других странах в прошлые годы. Смотрим графики и таблицы.
Цена бензина в 2010 -2011 году
Розничные цены на бензин в Москве в 2010-2011 годах
Динамика оптовых цен на Аи-92 и ДТ
Изменение цен на бензин
Динамика оптовых цен на дизельное топливо
Изменение цены на дизельное топливо
Розничные цена на бензин в разных странах мира и России
Средние розничные цены в различных странах мира, бензин RON 95 на апрель 2011 года из расчета Доллар/литр
сравнение цен в разных странах мира
Стоимость дизельного топлива в 2011 году разные страны
Стоимость дизельного топлива на апрель 2011 года в разных странах мира. Доллар/ литр.
Сравнение стоимости дизельного топлива в разных странах
Розничные цены на АЗС Москвы 2011-2012 гг
Сколько стоил бензин раньше 2011 году.
Розничные цены на АЗС Москвы весь предвыборный сезон оставались стабильными.
По состоянию на конец февраля мониторинг МТА показал:
- бензин Аи95 — 29,00 р/л;
- бензин Аи92 — 27,01 р/л;
- бензин Аи80 — 25,15 р/л;
-дизельное топливо — 29,33р/л.
Однако, ценовое затишье сменится с середины марта ползучим ростом розничных цен.
Сегодня доходность розницы составляет 20..22% по бензинам и 17% по дизельному топливу. Если владельцы АЗС постараются сохранить рентабельность на среднестатистических уровнях в пределах 15%, то розничные цены к концу марта могут подрасти до значений:
В апреле бензин в России подорожал
Цена бензина в апреле 2010 года выросла на 1,1 процента по сравнению с мартовским уровнем. При этом, с 26 апреля по 4 мая 2010 года стоимость бензина осталась на прежнем уровне в 40 субъектах РФ, увеличение цен было зафиксировано в 36 субъектах РФ, уменьшение — в 7 субъектах РФ.
Цена бензина в апреле 2010 года по сравнению с мартовскими показателями выросла на 1,1 процента, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом стоимость дизеля за аналогичный период увеличилась всего на 0,3 процента.
По состоянию на 4 мая, самая высокая средневзвешенная стоимость бензина приходится на Анадырь (35,21 рубля), самая низкая — на Орел (20,27 рубля). Средняя цена бензина в начале текущего месяца по России составила 21,63 рубля за литр — на семь копеек дороже по сравнению с данными от 26 апреля. При этом средняя стоимость бензина марок А-76 (Аи-80) составила 19,27 рубля (+5 копеек), А-92 (Аи-93) — 22,06 рубля (+9 копеек), Аи-95 и выше — 23,91 рубля (+5 копеек). Средняя цена на дизельное топливо была зафиксирована на отметке 18,99 рубля (+4 копейки).
С 26 апреля по 4 мая 2010 года цены на бензин остались на прежнем уровне в 40 субъектах РФ, увеличились в 36 субъектах РФ и уменьшились в 7 субъектах РФ.
Самое значительное удорожание пришлось на Мурманск, где цены на бензин за неделю выросли на 2,2 процента. В Москве и Санкт-Петербурге топливо подорожало в среднем на 0,2 и 0,9 процента соответственно.
Как изменилась цена на бензин в России за 20 лет
За последние 20 лет стоимость автомобильного топлива в России зачастую росла. Сравнительный анализ цен опубликовало издание Autonews.ru. В начале 2000-х бензин стоил в среднем 8 рублей, а к 2020 году его цена достигла 46 рублей.
Как в России бензин дорожал
В 2000 году литр бензина АИ-92 стоил 7,5 рубля, АИ-95 — 8,5 рубля. Но через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК, вслед за этим цены выросли на 15%. Следующий скачок цен произошёл уже в 2004 году. К этому моменту литр АИ-92 стоил уже 13,6 рубля, а АИ-95 — 14,46 рубля. Тогда правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины и таким образом замораживать цены на бензин. Но позже мораторий сняли, после чего стоимость топлива вновь поднялась — в среднем до 21,5 рубля.
В конце 2008 — начале 2009 года розничные цены на бензин снизились на 25%, но потом продолжили расти. К 2010 году литр АИ-95 стоил уже 25,4 рубля, АИ-92 — 23,5 рубля. В этом Федеральная антимонопольная служба обвинила крупных производителей, которые контролировали более 30% бензинового рынка России.
В 2011 году акцизы на топливо стали считать исходя не из октанового числа, а класса экологической опасности. В итоге за три года бензин подорожал почти на 50%.
Ещё на 9% цену на топливо подняло воссоединение с Крымом. По данным Росстата, стоимость крымского бензина тогда была выше, чем в других регионах.
В декабре 2014 года президент России Владимир Путин выразил недовольство тем, что розничные цены на бензин в стране сильно выросли. Об этом он заявил на встрече с членами правительства. Тогда глава государства отметил, что увеличение стоимости происходит на фоне снижения мировых цен на нефть.
С осени 2014 и до января 2015-го стоимость топлива подешевела в два с лишним раза. В 2015 году средняя цена в России составляла 34,5 рубля за литр. Потом последовало падение цен на нефть и в начале 2016 года бензин ещё немного подешевел. Но следом за стабилизацией на рынках продолжил рост. В 2017-м его цена превысила 40 рублей за литр.
В мае 2018 года бензин стоил 41 рубль за литр, но в течение месяца резко подорожал до 44 рублей. Это было связано со скачком нефтяных цен. Тогда властям пришлось замораживать оптовые цены для сетей АЗС и вводить новые налоговые правила. Но к 2019 году АИ-95 всё равно подорожал уже до 45,67 рубля. Сейчас цены на топливо в целом стабилизировались на уровне 46 рублей. Но, по словам экспертов, рост продолжится, пишет autonews.ru.
Стабильно высокие
Цены на бензин в России слабо зависят от нефти, стоимость которой в результате «чёрного понедельника» 9 марта упала до 20-летних минимумов. В Минфине заявили, что ждать удешевления бензина в России не стоит и цены на АЗС будут «стабильными». Чтобы предотвратить демпинг, российские власти даже запретили ввозить дешёвый бензин из-за рубежа.
То, что цены на российских заправках не падают, а растут, обусловлено устройством налоговой системы страны. Значительную часть в стоимости каждого литра бензина составляют налоги и акцизы. Кроме того, в России принят механизм сдерживания цен на нефтепродукты — демпфер. По нему в случае резкого повышения экспортной стоимости нефти государство компенсирует нефтедобывающим компаниям недополученную прибыль от заморозки цен на внутреннем рынке. А вот в случае резкого падения нефтяных цен доплачивать государству начинают уже сами нефтяники. Примечательно, что совсем недавно именно так и произошло впервые за всё время существования демпферного механизма: в марте 2020 года топливно-энергетические компании доплатили в бюджет 10,5 млрд рублей.
«Причины роста понятны. Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%», — утверждал ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Спрос снизил предложение
За первую неделю апреля производство бензина в стране сократилось почти на 20%, сообщили в Минэнерго. Так, бензина пятого экологического класса произвели всего 648 000 тонн против 799 300 тонн неделей ранее, а на рынок отгрузили 554 200 тонн.
Такое снижение обусловлено прежде всего падением спроса: на фоне введённых из-за пандемии коронавируса ограничений россияне стали гораздо реже пользоваться транспортом. В ряде стран Европы спрос на бензин уже упал на 70%. По прогнозам Минэнерго, низкие цены на нефть и низкий спрос на топливо будут держаться примерно до сентября 2020 года.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!