Двигатель ВАЗ 2101
Самым первым мотором, которым оснащался автомобиль ВАЗ 2101, в народе «копейка», стал 1,2-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель. Развивая 64 лошадиных силы мощности при 5600 оборотах в минуту и 87 ньютон метров максимального крутящего момента при 3400 оборотах в минуту, такой мотор мог разогнать культовый отечественный седан с места до 100 км/ч за 20 секунд и далее максимум до 143 км/ч.
Более поздняя модификация ВАЗ 21011 получила чуть более мощный силовой агрегат с увеличенным до 1,3 литра рабочим объемом. 69 лошадиных сил мощности при 5600 оборотах в минуту и 94 ньютон метра при 3000 оборотах, разгоняли авто до сотни за 18 секунд и максимум до 145 км/ч.
Оба мотора обладают, практически, аналогичной конструкцией и самым главным различием между ними является разница в диаметре цилиндра. Четырехцилиндровый рядный четырехтактный восьмиклапанный двигатель имеет верхнее расположение распределительного вала, вертикальный двухкамерны й карбюратор и закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной технологией рециркуляции.
На «копейках», выпущенных сверхмалым тиражом, можно встретить и роторные моторы объемом 1,3 и 2,3 литра. Производившиеся для советских спецслужб, такие двигатели развивали 70 и 140 лошадиных сил мощности. Более мощная модификация, получившая имя «Аркан», могла разгоняться свыше 170 км/ч.
В свое время в момент выхода с конвейера первых «Жигулей», а было это в далеком 1970-м году, двигатель ВАЗ 2101 значительно превосходил моторы других легковых советских машин. Из-за своих явных достоинств, таких как большое соотношение мощности к рабочему объему, сравнительно низкий расход топлива (около 8 литров в комбинированном цикле) и легкий запуск в зимнее время, «копейка» стала пользоваться большим успехом у автомобилистов. Часть деталей двигателя, например, карбюраторы первых авто, выпускались за границей, а система охлаждения, рассчитанная на использование антифриза, стала настоящей диковинкой среди отечественных машин. Из-за простоты конструкции, хотя по сравнению с автомобилями того времени двигатель ВАЗ 2101 не отличался простотой, его ремонт и обслуживание часто проводилось собственными силами.
Машины первых лет выпуска принято считать более надежными. По некоторым сведениям ресурс работы силового агрегата до первого капитального ремонта составлял порядка 125 000 км пробега, однако можно встретить и моторы, прошедшие более 200 000 км и даже 300 000 км.
Технические характеристики ВАЗ 2101 21013 1.2 MT 1978 — 1988
VAZ 2101 21013 1.2 MT – это 4-дверный автомобиль с 4-ступенчатой коробкой передач. С 5 местами для водителя и пассажиров. Максимальная скорость не превышает 142 км/час. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 20 с. Средний расход топлива на 100 км составляет: в городском цикле — 9.4 л, на трассе — 6.9 л, в смешанном цикле — 9.2 л. Объем топливного бака составляет 39 л. Полного бака хватит примерно на: 415 км при езде по городу, 565 км при езде по трассе, 424 км при смешанном цикле. Максимальная грузоподъемность автомобиля составляет 400 кг.
Двигатель ВАЗ-2101
Инженерами волжского автозавода разработан и внедрен в производство силовой агрегат, ставший первенцем в широкой линейке вазовских двигателей.
Описание
Двигатель ВАЗ-2101 впервые увидел свет в 1970 году. Прототипом при его создании послужил известный ДВС FIAT-124. Но ВАЗ-2101 его копией не являлся. Имелись ощутимые расхождения даже в компоновке.
Например, распредвал на FIAT-124 имел нижнее расположение, а на ВАЗ-2101 он размещался сверху ГБЦ. Ощутимые расхождения имелись в размерах диаметров цилиндров и величине хода поршня.
Мотор представляет собой карбюраторный четырехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1,2 литра, мощностью 59 л. с и крутящим моментом 89 Нм.
Устанавливался на автомобили Лада:
- 2101 (1970-1988);
- 2102 (1971-1986);
- 2103 (1972-1984);
- 2105 (1980-1983).
Блок цилиндров чугунный, не гильзованный.
Поршни алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные и одно маслосъемное. Юбки покрыты оловом.
ГБЦ отлита из алюминия. К блоку крепится 11 болтами. Крышка головки металлическая. Распредвал изготовлен из высокопрочного чугуна, кулачки для повышения прочности подвергаются закалке. Гидрокомпенсаторов нет. Тепловой зазор клапанов регулируется вручную.
В качестве привода ГРМ используется двухрядная роликовая цепь.
Система питания стандартная для того времени. Включает карбюратор, топливный насос, соединительный трубопровод. Первоначально использовались карбюраторы «Солекс», впоследствии были заменены более совершенными «Озон».
Двигатель уверенно работает на низкооктановых сортах бензина. Кстати, он разрабатывался под бензин А-76.
В то же время кратковременная эксплуатация на АИ-95 значительного вреда мотору не приносит. Но в этом случае необходима корректировка зажигания.
В целом, ВАЗ-2101 особых хлопот автовладельцам не доставлял, но требовал к себе постоянного внимания.
Технические характеристики
Производитель | Автоконцерн «АвтоВАЗ» |
Год начала выпуска | 1970 |
Объем, см³ | 1198 |
Мощность, л. с | 59 |
Крутящий момент, Нм | 89 |
Степень сжатия | 8.5 |
Блок цилиндров | чугун |
Количество цилиндров | 4 |
ГБЦ | алюминий |
Порядок впрыска топлива | 1-3-4-2 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Ход поршня, мм | 66 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 (SOHC) |
Привод ГРМ | цепь |
Турбонаддув | нет |
Гидрокомпенсаторы | нет |
Регулятор фаз газораспределения | нет |
Емкость системы смазки, л | 3.75 |
Применяемое масло | 5W-30 – 15W-40 |
Расход масла (расчетный), л/1000 км | 0.7 |
Система питания топливом | карбюратор ДААЗ-2101 |
Топливо | бензин АИ-92 |
Экологические нормы | Euro 0 |
Ресурс, тыс. км | 125 |
Расположение | продольное |
Вес, кг | 114 |
Тюнинг (потенциал), л. с | 100* |
*при такой мощности ресурс двигателя не более 20 тыс. км
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
По отзывам автовладельцев ВАЗ-2101 является достаточно надежным двигателем. Чугунный блок цилиндров и простота конструкции ДВС для устранения мелких неполадок не представляли сложности. Неприхотливость к топливу и маслу так же подчеркивали надежность мотора.
Производитель установил ресурс пробега 125 тыс. км. На практике он значительно превышается. При нормальном уходе за двигателем пробег 250-300 тыс. км без капитального ремонта не является пределом.
Конечно, в двигателе немало проблемных мест (об этом несколько позднее). Но, во-первых, большинство из них провоцируют сами автолюбители, во-вторых, своевременное и качественное техническое обслуживание мотора в полном объеме сводит их негатив к минимуму или полностью исключает.
Многочисленные отзывы автовладельцев о двигателе так же подчеркивают его надежность. Например, Vovikas из Иркутска пишет: «…движок работает ровно, заводится с пол-оборота, едет шустро…». Алексей из Сарапула обращает внимание на отличный запуск двигателя в сильные морозы: «…уверенный запуск при -20֯, хороший при -30֯…».
Отрицательных отзывов меньше, но они есть. Как уже говорилось, множество неполадок возникает по вине самих автолюбителей. Василий из Сыктывкара подтверждает: «…мотор раскрутил до 8000 на третьей…немного загнуло впускной клапан в 4-м горшке…».
Комментарии, как говорится, излишни. Если кому-то кажется, что «копейка» со своим двигателем – болид, то переубеждать такого водителя в обратном бесполезно.
Грамотная эксплуатация и обслуживание делают ВАЗ-2101 практически не убиваемым.
Слабые места
Можно констатировать, что ярко выраженных слабых мест на двигателе нет. Почти все неполадки в моторе возникают не без помощи автовладельца.
Невозможность запуска двигателя. Причин этого явления множество. Основными считаются неисправности в системе зажигания, топливном насосе и карбюраторе.
Своевременное устранение обнаруженных неполадок, вовремя проводимое обслуживание и заправка качественным бензином существенно снижают возможность появления проблем с запуском.
Перегрев мотора. Обычно происходит из-за неисправного термостата, загрязненных элементов системы охлаждения или отказа в работе водяного насоса. Постоянный контроль за температурой ОЖ исключает опасные последствия перегрева двигателя.
Нестабильная работа ДВС на оборотах холостого хода, троение. Чаще всего причина кроется в засоренном карбюраторе.
Неполадку может вызвать неисправность в системе зажигания (неисправная свеча, неудовлетворительное состояние контактов в прерывателе-распределителе, пробой изоляции высоковольтных проводов).
Падение мощности агрегата. Здесь проблему нужно искать в топливном насосе, карбюраторе, увеличенном зазоре контактов прерывателя, сбившемся угле опережения зажигания, разрегулированных клапанах. Износ ЦПГ так же не способствует увеличению мощности двигателя.
Вывод: слабые места в двигателе имеются, но их негативное воздействие напрямую зависит от отношения автовладельца к мотору.
Ремонтопригодность
ВАЗ-2101 отличается высокой ремонтопригодностью. Автовладельцы отмечают, что этот двигатель выхаживает по нескольку кругов. Этому способствует простота конструкции мотора и чугунный блок цилиндров, который можно растачивать неоднократно.
Двигатель легко ремонтируется своими силами в гаражных условиях. Доступность запчастей и их низкая стоимость на фоне отсутствия сложных регулировок делают процесс восстановления доступным почти каждому автолюбителю.
При подборе деталей и узлов для ремонта нужно обратить внимание на их подлинность. Сейчас при покупке очень легко нарваться на откровенную подделку, использовав которую все работы придется делать заново.
О приобретении контрактного двигателя речь не идет, поскольку найти достойный экземпляр довольно проблематично.
Запчасти-аналоги так же в дефиците. Но имеется хорошая возможность подобрать нужные комплектующие с незначительно измененными конфигурациями. Такая замена может положительно сказаться на улучшении технико-эксплуатационных показателей мотора.
Например, замена родного контактного прерывателя электронным (бесконтактным) повышает экономию топлива и увеличивает мощность ДВС.
Таким образом, в ремонтопригодности ВАЗ-2101 сомнений нет.
Тюнинг
ДВС ВАЗ-2101 не обладает повышенным запасом прочности. Именно поэтому вопросы тюнинга на этом двигателе рассматривать не желательно. Любое вмешательство по увеличению мощности ведет к значительному сокращению ресурса пробега.
На просторах интернета можно найти информацию, когда прибавка мотору 15-20 л. с приводила к выходу его из строя через 10-15 тыс. км пробега. И это при простом виде тюнинга (снижение веса КШМ, ЦПГ, маховика, заменой коленвала и расточкой цилиндров для увеличения рабочего объема).
Более сложный вариант – установка турбины. В этом случае мощность двигателя можно поднять до 100 л. с, но срок службы уйдет в минимум (до 20 тыс. км). Увеличение мощности турбиной применяется для автомобилей спортивного направления, где главным показателем являются технические характеристики форсированного ДВС.
Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод о нецелесообразности тюнинга ВАЗ-2101.
В случае неудовлетворенности мощностью мотора можно найти альтернативный тюнингу вариант. Например, заменить ВАЗ-2101 более мощным вазовским, или произвести свап импортным двигателем.
Двигатель ВАЗ-2101 является надежным и долговечным при соблюдении регламента технического обслуживания, а также своевременного обнаружения и устранения возникших неисправностей. Доказательством этому служат до сих пор эксплуатируемые «копейки» с родными двигателями.
Характеристики ВАЗ 2101
Технические характеристики ВАЗ 2101. Узнайте габариты, расход топлива ВАЗ 2101, особенности двигателей, подвесок, кузовов и прочих технических характеристик автомобилей ВАЗ 2101.
Выберите модель ВАЗ 2101:
Ответы
История ВАЗ 2101
Первый автомобиль волжского автозавода ВАЗ 2101 (Жигули/Lada 1200/1300/1200S) начал выпускаться в 1970 году. Эта машина с непритязательной, лаконичной внешностью, на первый взгляд почти не отличалась от своего прародителя, ФИАТа-124. Но несмотря на это, здорово отличалась от «итальянца». Ведь после испытаний в России, перед постановкой на производство в Тольятти ФИАТ-124 пришлось значительно дорабатывать. Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей выполнена по так называемой классической схеме, т.е. двигатель расположен спереди, а ведущими являются задние колеса. Двигатель максимально продвинут вперед, что обеспечивает оптимальное распределение массы по осям, а следовательно, хорошую устойчивость автомобиля на дороге.
Родоначальник всей «вазовской» «классики» ВАЗ 2101 отличался усиленным четырехдверным кузовом седан «канонических» очертаний, более совершенным двигателем, измененной трансмиссией и ходовой частью. В сущности, ВАЗ 2101 (экспортное название Lada 1200) и последующие модификации были хорошо адаптированной к «советским условиям»: двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс увеличили на 3 см, подвеску переработали и усилили (как показала практика, все же недостаточно). Прочие узлы и агрегаты прошли полную «аклиматизацию» к долгим русским зимам и местным особенностям эксплуатации. Намного лучшую динамику и более просторный салон в сравнении с «Москвичом», вмещающий пятерых, многие покупатели в свое время оценили по достоинству.
Салон за время производства лишь слегка «косметически» модернизировали. Интерьер был сделан на уровне тех лет (70-е годы) достаточно добротно, хотя уже на момент снятия с производства (1988 год) требования к эргономике ужесточились, и по этим параметрам спартанские панель приборов и рабочее место водителя следует признать неудовлетворительными. Зато ничего не скрипит и не отваливается.
Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен вали в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо 31, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей. Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье — неподвижное, цельное.
Карбюраторы 2101 первой серии выпускали до 1974 года, второй — до 1976-го, третьей серии (2101-1107010-03) — с 1976 по 1978 год. С 1979-го на машины устанавливали карбюраторы серии «Озон-2105» с автономной системой холостого хода.
Позже выпускались модификации ВАЗ 21011 и 21013 с модернизированным кузовом и моторами 1,3 и 1,2 литра. Основные изменения пришлись на модификацию кузова 21011 (1974 год), которая получила более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация (которую в свое время выдавали за новую модель Lada 1300) получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода. Тремя годами позже была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. «Милицейскую» модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 л.с. по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.
В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01. С ВАЗ-21011 перешел 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение омывателя.
Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а любимой «ноль-первой» — в 1982-м. В дальнейшем производили только «гибрид» ВАЗ-21013. Впрочем, завод не баловал покупателей частыми модернизациями. До 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку. Также в этом году, а затем и в 1983-м были проведены изменения электрической части.
В 2000 по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом «За рулем», ВАЗ 2101 признан «лучший российский автомобиль столетия». 25% опрошенный лучшим российским автомобилем столетия назвали вазовскую «копейку». На втором месте с 19% «Волга» — ГАЗ-21, на третьем — «десятая» модель «Лады».
Всего АВТОВАЗом было выпущено 2 700 000 «единичек», совершивших настоящую революцию в лакокрасочной, резино-технической и других отраслях промышленности, работающих на отечественный автопром.
«Копейка» рождалась усилиями не только вазовцев. В конструкцию итальянской малолитражки «ФИАТ-124» было внесено свыше 800 изменений, что и создало «копейку», ставшую в нашей стране подлинно народным автомобилем, предметом широкого экспорта в развитые автомобильные государства.