Что такое техобслуживание и техосмотр?
В этой статье речь пойдет про понятия «техническое обслуживание» и «технический осмотр». Дело в том, что многие начинающие автовладельцы не видят разницы между техобслуживанием и техосмотром, а это в свою очередь может вызвать определенные проблемы.
И техобслуживание, и техосмотр направлены на поддержание автомобиля в исправном техническом состоянии. Поэтому каждый автомобиль должен своевременно проходить каждую из этих процедур. Это убережет автовладельца от неожиданных неисправностей.
В чем заключаются техобслуживание и техосмотр?
Техосмотр — процедура проверки технического состояния автомобиля, контролируемая государством. Именно государство отвечает за безопасность на дорогах, поэтому оно устанавливает жесткие требования к автомобилям.
Процедуру могут проводить только аккредитованные операторы технического осмотра (специальные организации).
На техосмотре происходит проверка работоспособности основных агрегатов автомобиля: тормозной системы, внешних световых приборов, системы выпуска отработанных газов и т.д.
Прохождение техосмотра может предупредить возможные критические неисправности автомобиля, такие как отказ тормозов.
Техобслуживание — процедура плановой замены расходных деталей автомобиля. Рекомендуемые требования к автомобилям устанавливаются автопроизводителями.
Техническое обслуживание может проводиться официальными дилерами, другими автосервисами или владельцами автомобилей самостоятельно. При строгом соблюдении регламента техобслуживания качество процедуры не страдает.
Обычно на техобслуживании заменяют расходные детали: масло в двигателе, свечи зажигания, различный фильтры и т.д. Кроме того при техосмотре проводится контроль износа механизмов автомобиля, контроль уровня технических жидкостей. Зачастую автомобиль проверяется на наличие ошибок с помощью специального программного обеспечения.
В общем, техобслуживание — это плановый ремонт автомобиля, направленный на увеличение срока его службы.
Периодичность техобслуживания и техосмотра
Периодичность техосмотров устанавливается государством. Например, для грузовых автомобилей категории B техосмотры нужно проходить на 4, 6, 8, 10 годы автомобиля. После этого — каждый год. Для личных легковых автомобилей категории B техосмотр отменен с 30 декабря 2021 года.
Периодичность техобслуживания устанавливается автопроизводителями индивидуально для каждой модели автомобиля. Например, периодичность техобслуживания может составлять 15 000 километров пробега или 1 год (в зависимости от того, что наступит раньше).
Стоимость техобслуживания и техосмотра
Техосмотр предусматривает только контроль автомобиля, поэтому его стоимость относительно невысока. Для автомобилей категории B она составляет приблизительно 1 000 рублей (в зависимости от региона).
Техническое обслуживание требует замены расходников, поэтому стоит оно значительно дороже. Стоимость техобслуживания у официальных дилеров составляет от 5 000 рублей до нескольких десятков тысяч (в зависимости от марки автомобиля и количества необходимых работ).
Обязательность техосмотра и техобслуживания
Технический осмотр является обязательным для всех автомобилей, кроме личных легковых. Если автомобиль не пройдет техосмотр, то его владелец может получить штраф за отсутствие техосмотра.
Техническое обслуживание обязательным не является. Однако если владелец нового автомобиля не будет своевременно проходить техническое обслуживание, он может быть лишен гарантии на автомобиль. Поэтому на практике все автовладельцы своевременно проходят техобслуживание как минимум до тех пор, пока у автомобиля не закончится гарантия.
После окончания гарантии каждый поступает по-своему. Кто-то проходит обслуживание своевременно, а кто-то не делает этого годами.
На практике довольно часто можно встретить автовладельцев, жалующихся на то, что автомобиль ведет себя непредсказуемо. Например, машина может неожиданно заглохнуть. В данном случае речь идет об автомобилях возрастом более 10 лет, которые обслуживались лишь изредка или вообще не обслуживались.
Несмотря на то, что техобслуживание и техосмотр — это совершенно разные процедуры, их своевременное прохождение убережет Вас от неожиданных технических неисправностей.
В завершение предлагаю Вам прочитать статью «Как пройти техосмотр в 2023 году?».
Что такое техобслуживание и техосмотр?
Содержать ТС в работоспособном состоянии – прямая обязанность автовладельца. От этого зависит его здоровье, жизнь, безопасность на дорогах. Однако не все знают, какие процедуры для этого выполняются, с какой целью и частотой. В нашей статье мы рассмотрим вопрос: техосмотр – что это, зачем проводится, его периодичность и цена, отличия от техобслуживания.
Техническое обслуживание является процедурой, цель которой – сохранение ТС в рабочем состоянии, продление срока его эксплуатации. Выполнять ее вправе владелец машины, сервисный центр, официальный дилер. Комплекс специальных процедур, осуществляемых при техобслуживании, позволяет предупредить возможные поломки, неисправности, отказы. При этом выполняются осмотр авто, диагностика на специальном оборудовании. Исходя из результатов контрольно-диагностических мероприятий , принимается решение о необходимости проведения ряда дополнительных работ. Это – смена масла в двигателе, замена изношенных деталей, долив жидкостей, прочие операции.
Технический осмотр транспортных средств является процессом оценки состояния машины, который контролируется государством. Водители ТС, независимо от категории, обязаны проходить техосмотр в установленные сроки. Это — обязательное условие для оформления полиса ОСАГО, без которого применение авто запрещено. В ходе технического осмотра оценивается исправность главных агрегатов автомашины – внешних световых приборов, тормозной и других систем.
Как часто необходимо проходить технический осмотр
Периодичность техосмотра зависит от возраста автомобиля, его марки, целей использования. Для ТС категории B обязательным является прохождение технического осмотра на третий, пятый и седьмой год эксплуатации. В дальнейшем такие меры должны приниматься ежегодно.
Сколько стоит технический осмотр
Стоимость техосмотра зависит от категории автомобиля, а также от региона его местонахождения. Она начинается от 500 рублей, определяется исполнительной властью субъекта Федерации. В случае, когда машина не проходит техосмотр по определенным причинам, его владелец вправе устранить обнаруженные неисправности и повторно пройти технический осмотр. Если он осуществляется в этом же пункте ТО, проверяются лишь параметры, не проверенные ранее. В этом случае плата зависит от объема выполненных работ и не может быть выше максимальной платы за выполнение осмотра. Если же повторный технический осмотр происходит на другом пункте, он оплачивается в полном объеме.
Как часто автомобилю требуется техническое обслуживание
Периодичность техобслуживания государством не устанавливается. Она зависит от большого количества факторов, и обычно указывается производителем ТС для каждой модели. Процедура не считается обязательной. Однако все автовладельцы предпочитают проходить ее до момента окончания гарантии. Это связано с тем, что при несвоевременном прохождении технического обслуживания гарантия на автомобиль будет недействительна.
После окончания срока гарантии прохождение ТО остается на совести собственника авто. Одни продолжают добросовестно проходить его каждый год, другие – забывают об этом на несколько лет. Однако не стоит упускать из виду, что выполняемое в срок профессиональное обслуживание автомобиля способно уберечь от многих неприятностей.
Сколько стоит техобслуживание
На стоимость технического обслуживания воздействует большое количество факторов. Поскольку при этом выполняется замена расходников, цена существенно выше, чем при техосмотре. К примеру, официальные дилеры за такие услуги берут сумму, начинающуюся от 5 тысяч рублей. Она может достигать десятков тысяч, исходя из марки ТС, объемов выполняемых работ, стоимости комплектующих.
Теперь вы знаете, зачем проводится техобслуживание, что это – комплекс мер, принимаемых для сохранения работоспособности автомашины. В ваших силах своевременно их выполнять, с целью обезопасить себя от возможных проблем.
Техобслуживание и техосмотр. Отличия.
Очень часто в работе сталкиваюсь с клиентами, у которых спрашиваешь про техосмотр, а они говорят о том, что они только что с сервиса (заменили жидкости, запчасти и пр.), и что это тоже самое. В чем же отличия между техосмотром и техобслуживанием автомобиля?
И техобслуживание, и техосмотр направлены на поддержание автомобиля в исправном техническом состоянии. Поэтому каждый автомобиль должен своевременно проходить каждую из этих процедур. Это убережет автовладельца от неожиданных неисправностей.
Техосмотр — процедура проверки технического состояния автомобиля, контролируемая государством. Именно государство отвечает за безопасность на дорогах, поэтому оно устанавливает жесткие требования к автомобилям.
Процедуру могут проводить только аккредитованные операторы технического осмотра (специальные организации).
На техосмотре происходит проверка работоспособности основных агрегатов автомобиля: тормозной системы, внешних световых приборов, системы выпуска отработанных газов и т.д.
Прохождение техосмотра может предупредить возможные критические неисправности автомобиля, такие как отказ тормозов.
Техобслуживание — процедура плановой замены расходных деталей автомобиля. Рекомендуемые требования к автомобилям устанавливаются автопроизводителями.
Техническое обслуживание может проводиться официальными дилерами, другими автосервисами или владельцами автомобилей самостоятельно. При строгом соблюдении регламента техобслуживания качество процедуры не страдает.
Обычно на техобслуживании заменяют расходные детали: масло в двигателе, свечи зажигания, различный фильтры и т.д.
В общем, техобслуживание — это плановый ремонт автомобиля, направленный на увеличение срока его службы.
Технический осмотр является обязательным. Если автомобиль не пройдет техосмотр, то его владелец не сможет приобрести страховой полис ОСАГО. А это, в свою очередь, накладывает запрет на управление автомобилем. Техосмотр нужен для того, чтобы потом в случае ДТП не было проблем с ремонтом/выплатой. Страховщик убеждается в исправном состоянии авто на момент страхования.
Техническое обслуживание обязательным не является. Однако если владелец нового автомобиля не будет своевременно проходить техническое обслуживание, он будет лишен гарантии на автомобиль. Поэтому на практике все автовладельцы своевременно проходят техобслуживание до тех пор, пока у автомобиля не закончится гарантия.
Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам
В России миллионы автовладельцев каждый год проходят обязательный технический осмотр автомобиля.
Точной статистики по количеству оформленных диагностических карт в открытом доступе нет. Это неудивительно: операторы техосмотра — частные фирмы, которые не обязаны публиковать данные. Диагностическую карту придется предъявить в ГИБДД при постановке на учет автомобиля с пробегом. Владельцы коммерческого транспорта проходят техосмотр каждый год.
Расскажем, как пройти техосмотр и в каких случаях нужна диагностическая карта.
Что вы узнаете
Что такое технический осмотр автомобиля
Технический осмотр — это проверка технического состояния транспортных средств на соответствие обязательным требованиям безопасности. Он нужен только в случаях, оговоренных в законе. Но владелец машины может пройти техосмотр добровольно.
Из-за сходства аббревиатур есть риск спутать технический осмотр и техническое обслуживание — и то и другое сокращают одинаково — ТО. В статье пойдет речь только о техническом осмотре. В России нет закона, который регламентировал бы техобслуживание.
Основной документ о порядке и периодичности проведения технического осмотра, порядке аккредитации компаний и индивидуальных предпринимателей, которые его проводят, — закон «О техническом осмотре транспортных средств».
Техосмотр также упоминается в законе «О государственной регистрации транспортных средств» — например, в статье 15 указано, когда нужно предъявлять диагностическую карту сотрудникам ГИБДД.
Правила проведения техосмотра устанавливают, что именно будут проверять и на каком основании могут аннулировать диагностическую карту.
Для чего нужен техосмотр. Государство устанавливает обязательные требования к безопасности транспортных средств и их техническому состоянию, потому обязывает владельцев проходить проверку соблюдения этих условий.
Раньше государство делало это самостоятельно, с помощью отдельных подразделений госавтоинспекции. Но автомобилей становилось все больше, и у инспекторов не хватало сил.
Поэтому проверки передали операторам технического осмотра — аккредитованным компаниям или ИП, аккредитованным на право проведения технического осмотра
Какие обязанности у операторов техосмотра
Оператор технического осмотра обязан:
- Проводить сам техосмотр.
- Оформлять диагностическую карту в единой автоматизированной информационной системе, передавать в нее всю информацию о техническом состоянии автомобиля.
- Обеспечивать сохранность автомобиля, представленного для проведения техосмотра.
Оператор обязан оказать услугу любому обратившемуся. Не важно, где живет человек или находится компания, регион госрегистрации автомобиля роли не играет. Оператор не вправе отправить кого-либо проходить техосмотр по месту прописки.
Когда нужно проходить техосмотр
Периодичность прохождения техосмотра зависит от возраста автомобиля, его категории и целей использования.
Полностью освобождены от техосмотра транспортные средства с ДВС объемом менее 50 см³ или электродвигателем до 4 кВт, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч. Также техосмотр не нужен прицепам к таким ТС.
Для остальных автомобилей учитывается год выпуска, а не конкретная дата. Не важно, выпущен автомобиль в январе или в декабре. Даже если он покинул конвейер 31 декабря, 1 января считается, что уже прошел год с его выпуска.
Год выпуска и год, в который регистрируется автомобиль, полностью включаются в возраст. Как это работает — объясню на примере. Автомобиль выпущен в декабре 2022 года. Если его будут регистрировать в ГИБДД в 2022 году — его возраст один год. Если в январе 2023 — уже два года.
Информацию о прохождении техосмотра для всех остальных автомобилей можно посмотреть в нашей таблице:
Как понять, что автомобиль используется в личных целях. Я встречал в различных статьях мнение о том, что даже если посадить рядом с собой жену, тещу или соседку, то это уже считается использованием автомобиля не в личных целях. Якобы сотрудники ГИБДД, увидев пассажира, могут требовать диагностическую карту и оштрафовать водителя за ее отсутствие.
Но на деле все не так: жену, тещу и даже соседку на легковом автомобиле можно возить в личных целях и не проходить обязательный техосмотр.
Каждый водитель должен иметь официальный документ, подтверждающий цель использования автомобиля, — полис ОСАГО. Не обязательно возить с собой бумажный полис — инспектору на дороге можно предъявить его электронную копию — например, на экране смартфона. При оформлении полиса ОСАГО водитель указывает, с какой целью планирует использовать автомобиль.
Регулярный техосмотр не требуется, если автомобиль используют в личных целях. Если в поле с целями отмечено, например, «Такси», техосмотр придется проходить раз в год или раз в полгода — в зависимости от возраста автомобиля.
В теории таксист может попытаться обмануть страховую — указать, что использует автомобиль как личный, а работать на нем в такси. Но если это выяснится в ходе разбирательства, то штраф за отсутствие техосмотра — не самое худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется возместить ущерб из собственного кармана. Отказаться не получится: пострадавший, скорее всего, взыщет ущерб через суд.
Какие документы нужны для ТО
Для прохождения техосмотра нужны:
- Паспорт или иной документ, подтверждающий личность.
- СТС, бумажный ПТС или техпаспорт — для старых автомобилей, выпущенных до 1993 года. Электронный ПТС предъявлять не нужно — достаточно свидетельства о регистрации.
Документы может показать как владелец, так и его представитель по простой письменной доверенности, заверять ее нотариально не нужно.
Где проходить техосмотр
Заехать на ближайшую станцию техобслуживания и там пройти техосмотр не получится. Там смогут проверить техническое состояние, но выдать диагностическую карту — нет. Это может сделать только оператор технического осмотра. Российский союз автостраховщиков ведет реестр операторов технического осмотра.
Как найти пункт техосмотра. Водители могут узнать об адресах и графике работы пунктов техосмотра на сайте РСА. Там есть форма поиска, которая позволяет найти адрес оператора по населенному пункту или по улице в нем.
Что будут проверять
Правила проведения техосмотра устанавливает правительство. Первое, что обязан проверить оператор, — это паспорт или иной документ, удостоверяющий личность водителя, свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства. Если их нет или сведения в них не соответствуют данным автомобиля — в проведении техосмотра откажут, а данные о несоответствии внесут в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Доступ к этой системе есть и у сотрудников ГИБДД — если на техосмотр пригнали машину с перебитыми номерами, к человеку, который ее пригнал, могут возникнуть вопросы.
Дальше машину будут проверять диагностическим оборудованием и осматривать визуально. Продолжительность проверки установлена правилами и зависит от категории автомобиля
Тормозные системы
Рулевое управление
Внешние световые приборы
Стеклоочистители и стеклоомыватели
Шины и колеса
Двигатель и его системы
Прочие элементы конструкции
Замки дверей, механизмы регулировки сидения водителя, обогрев и обдув ветрового стекла должны работать.
Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, огнетушители на автомобилях, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены.
Как самостоятельно подготовить машину к техосмотру
Для прохождения техосмотра не нужно приобретать ничего, что не предусмотрено самой конструкцией автомобиля. Это значит, что если производитель предусмотрел крепление огнетушителя, то на техосмотре проверяют эти крепления. Сам огнетушитель при этом проверять не будут.
Водителю достаточно следить, чтобы все болты и гайки были на месте, из колес не торчал корд, нигде ничего не текло и не капало, все лампы в световых приборах горели. В этом случае, скорее всего, техосмотр получится пройти без проблем.
Нужна ли аптечка. В каждом легковом и грузовом автомобиле, автобусе, тракторе и даже в мотоцикле с боковым прицепом должна быть аптечка. Без нее нельзя выезжать на дороги общего пользования. Но на техосмотре про нее не спросят, могут только проверить наличие крепления для нее — и то при условии, что это крепление в автомобиле предусмотрел завод-изготовитель.
Мы все же рекомендуем собрать аптечку и возить ее в автомобиле. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Как собрать автомобильную аптечку».
Как получить диагностическую карту
По результатам технического осмотра оператор оформляет диагностическую карту. Сразу после техосмотра она попадает в единую автоматизированную информационную систему. Водитель не обязан получать бумажную копию, но может ее запросить.
Карту оформят независимо от того, соответствует автомобиль обязательным требованиям безопасности или нет. Если машина требованиям не соответствует, в карте укажут на это, а информацию внесут в систему. Владельцу машины придется устранить неисправности и пройти техосмотр повторно.
Образец диагностической карты. Форму диагностической карты устанавливает правительство. Правила заполнения утвердил Минтранс.
По сути, карта — это запись в базе данных. Бумажный ее вариант выдается только по желанию. Вот как он выглядит: