Когда был выпущен первый камаз
Перейти к содержимому

Когда был выпущен первый камаз

  • автор:

История «КАМАЗа»: 44 года назад в Набережных Челнах выпустили первый грузовик.

16 февраля, была годовщина знакового события в истории КАМАЗа, исполнилось 44 года со дня выпуска первого автомобиля КАМАЗ. В 1976 году в этот день со сборочного конвейера в Набережных Челнах сошёл грузовик КАМАЗ-5320. Особо внимательные читатели в конце статьи найдут ответ на свой вопрос.

.

Необходимость выпуска современных грузовых автомобилей назрела в Советском Союзе в 60-е годы прошлого века. Тогда страна нуждалась в грузовиках с повышенной грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн, но ни один из существующих в то время автозаводов не мог справиться с такой задачей. В итоге в августе 1969 года Приказом Совета министров СССР и ЦК КПСС было принято решение построить в Набережных Челнах комплекс автомобильных заводов с полным циклом технологической цепочки для производства большегрузных автомобилей. Планы по объёмам выпускаемой продукции были поставлены серьёзные: по 150 тысяч машин и 250 тысяч двигателей ежегодно.

. . .

Первый ковш земли на площадке строительства автозавода был вынут 13 декабря 1969 года. Автогигант на Каме был построен в рекордные сроки, и уже 16 февраля 1976 года с конвейера сошёл первенец – бортовой КАМАЗ-5320.

.

По неписанному правилу автомобилестроителей кабина первого КАМАЗ-5320 была окрашена в красный цвет — цвет флага Союза Советcких Социалистических Республик.

.

Его выпуск был приурочен к XXV съезду КПСС. В составе почетного экипажа – передовой водитель – испытатель управления главного конструктора, сибиряк Валерий Васильевич Перетолчин, рядом с ним в кабине – работник КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ, коренной челнинец, делегат XXV съезда КПСС Рафис Сабирзянов, известный монтажник, украинец Дмитрий Загребельный.

В последующем, в знак успешного выполнения планов партии первый грузовик своим ходом прибыл на Красную площадь в Москву. За рулём грузовика с заводским номером №0000001 был водитель-испытатель Валерий Перетолчин. Потом многие годы первенец «КАМАЗа» проработал в Башкортостане, теперь он на заслуженном отдыхе – стал музейным экспонатом автогиганта, причём действующим.

.

Конструкция КАМАЗ-5320 была разработана на основе семейства автомобилей ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, сконструированных Московским автозаводом имени И.А.Лихачёва (ЗИЛ).

В период с 1976-го по 1978-й годы автогигант выпускал три базовые модели: грузовик КАМАЗ-5320 грузоподъёмностью 8 т, строительный самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 т и седельный тягач КАМАЗ-5410 полной массой 26 т. Затем были разработаны 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с увеличенной до 3690 мм колёсной базой, 7-тонный сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102, а также седельный тягач для 33-тонного автопоезда КАМАЗ-54112.

.

Чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями грузовых автомобилей, «КАМАЗ» активно работает над расширением спектра продукции. Первое поколение грузовиков на основе КАМАЗ-5320 покинуло конвейер лишь в 2000 году. Сегодня среди российских потребителей востребованы автомобили уже четвёртого и пятого поколений. В общей сложности «КАМАЗ» выпускает свыше 60 основных моделей и 2000 комплектаций автомобилей. Одна из новейших разработок камазовцев – магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый представитель автомобилей поколения К5.

. Экипаж 1-го КАМАЗа: Дмитрий Загребельный, Рафис Сабирзянов и Валерий Перетолчин на 25-ти летии с момента выпуска первого автомобиля. КАМАЗ № 0000001 — 16 февраля 1976 КАМАЗ № 2000000 — 15 февраля 2012

И в заключении, хочу вас познакомить вот с этим интересным документом, хранящимся в Музее КАМАЗа.

Рабочий план по проведению митинга, посвященного выпуску первого автомобиля КАМАЗ.

. . . . .

Если у вас, после просмотра появился вопрос, то возможно, тут найдете на него ответ.

Так уж вышло, что сегодня постоянно цитируем «Кругозор»: «Грузовик очень ладный: кабина красного цвета, темно-синий тент покрывает кузов. На передней панели автомобиля надпись «КАМАЗ №0000001 в подарок XXV съезду КПСС». Именно так, шестью нулями. Да его и на фото хорошо можно разглядеть. Но существуют также другие снимки, на которых работницы завода типа подкрашивают эту надпись, а на ней уже не шесть, а пять нулей. Почему так?

.

Ни за что бы нам не догадаться, если бы не попали на глаза воспоминания Бориса Ионова, который в те годы был корреспондентом ТАСС: «В моем архиве есть репортаж, который я передавал из города Набережные Челны в 1976 году, 16 февраля, вместе с фотографией, которая была сделана утром того же дня. Очень любопытно, на снимке автомобиль, имеющий номер 000001, а уже когда он участвовал в митинге и сходил с конвейера, откуда-то появился еще один ноль. На это обратили внимание многие корреспонденты. Получается, что не из миллиона первый «именинник», а всего из ста тысяч. Это заметили на заводе в день торжества, и очень быстро все исправили, но корреспонденты народ шустрый, и многие успели еще сделать снимки машины до того, как.». Вот в Правду уже поставили снимок идеологически выдержанный, имеющий шесть нолей.

Вот такая вот частичка истории легендарного грузовика из Набережных Челнов. Ну а на этом я с вами прощаюсь, и вскоре буду снова публиковать материал.
До новых встреч!
С ув.
OBITUARY-DEATH.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы. Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Таким изобразил перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году заводской дизайнер Лев Самохин.

Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Предок КАМАЗов — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.

Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Челнинский первенец — КАМАЗ-5320 сошел с главного конвейера 16 февраля 1976 года.

В 1976–1978 годах производственная программа включала три базовые модели. Наряду с КАМАЗ-5320 выпускались 10‑тонный самосвал КАМАЗ-5511 и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 тонн. В последующие годы появились бортовой 10‑тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой, шасси КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 грузоподъемностью 11 тонн, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

В 1981 году заработала вторая очередь завода. Здесь наладили выпуск 6‑тонной армейской версии КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7‑тонный вариант КАМАЗ-43105. В те же годы все базовые модели оснащались моторами с возросшей до 220 л. с. мощностью и 10‑ступенчатой коробкой передач. В октябре 1988 года конвейер покинул миллионный грузовик.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Полноприводный КАМАЗ-4310, 1981 год.

В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4×2). В 1987‑м в производство пошла малолитражка ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Седельный тягач КАМАЗ-5325, 1988 год.

23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.

Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.

С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

11‑тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215.

В конце 1990‑х появились новые модели самосвалов — 13‑тонный КАМАЗ-55112 и 15‑тонный КАМАЗ-65115. Двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-4325 оснастили 240‑сильным мотором. Его полноприводным вариантом стал 4‑тонный автомобиль КАМАЗ-4326.

Одновременно завод разработал новые модели, ставшие дальнейшим развитием прежних образцов. На трехосном шасси базировались 13‑тонный лесовоз КАМАЗ-53228 и самосвал КАМАЗ-65111 (6х6) грузоподъемностью 14 тонн. В 1996 году представили шасси КАМАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20–22 тонны для установки надстроек, а также 19‑тонный самосвал КАМАЗ-6522 (6х6) с 12‑кубовым кузовом. Они оснащались новым турбодизелем КАМАЗ-740.51 мощностью 320 л. с., 8‑ступенчатой КП. Развитием этих машин стало шасси КАМАЗ-6340 (8х4) грузоподъемностью 16 тонн для монтажа надстроек, на базе которого с 1996 года выпускался 18,5‑тонный самосвал КАМАЗ-6540.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Самосвал КАМАЗ-6520, 2002 год.

В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой. Тогда же прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе КАМАЗ-5297, а в ноябре 2003 года в серию запустили городской развозной автомобиль КАМАЗ-4308.

С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Бортовой грузовик КАМАЗ-53082, 2007 год.

В начале 2010 года завод освоил серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами, а в 2012 году с конвейера сошел 2‑миллионный грузовик. Тогда же подписали соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КАМАЗу передали технологию производства кабин Axor для установки на грузовики нового поколения. Результатом стал серийный выпуск в конце 2013 года нового флагмана модельного ряда — магистрального тягача КАМАЗ-5490.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Полноприводный КАМАЗ-43118‑24, 2010 год.

В 2014 году путевку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207, а еще тогда открыли корпус по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями, приступили к испытаниям беспилотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

В 2017 году предприятие разработало и вывело на рынок свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе пять новых моделей поколения К-4 — седельный тягач, самосвалы и шасси. Наряду с этим продемонстрировали первый образец магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5, а в декабре 2017 года на заводе двигателей собрали первые образцы рядного 6‑цилиндрового дизеля КАМАЗ910.10 для грузовиков серии К5. Предприятие стало первой отечественной компанией, освоившей производство электробуса КАМАЗ-6282, заряжаемого от станции ультрабыстрой подзарядки.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Электробус КАМАЗ-6282.

Нынешний год отмечен началом серийного производства каркасов кабин поколения К5 на заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, выпуском промышленной партии магистральных тягачей КАМАЗ-54901, а также премьерами седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х4), обновленного тягача KAMAЗ-5490 NEO2, электромобиля КАМАЗ-53198, самосвала КАМАЗ-6595, опытного образца сочлененного вездехода КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика». Ближайшие перспективы челнинцы связывают с многоосными самосвалами семейства «Самсон» грузоподъемностью 55 и 70 тонн, автопилотируемым электробусом ШАТЛ, энергоэффективным магистральным тягачом КАМАЗ-2020.

За свою 50‑летнюю историю Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Неудивительно, что каждый третий грузовик полной массой 14‑40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КАМАЗ. К тому же машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

Краткая история производства грузовиков "КамАЗ"

«КамАЗ», пожалуй, является самым знаменитым советским и российским грузовым автомобилем. Каждому, кто интересуется грузовиками или использует их в работе, будет интересно узнать немного об истории машин этой марки и о том, как развивалось их производство.

камаз

камаз

Предпосылки для создания первых грузовиков «КамАЗ»

Развивающаяся экономика СССР и увеличение объёмов производства всевозможной продукции в 60-х годах прошлого столетия требовали использования в стране мощных грузовых автомобилей, которые могли бы перевозить грузы весом не менее восьми тонн. На то время заводов, на которых можно было бы производить такие грузовики, в СССР не было, хотя разработка новых автомобилей уже велась.

В конце 60-х годов правительство страны приняло решение начать постройку нового завода, на котором можно было бы собирать мощные грузовики. Перспектива постройки нового завода была очень заманчивой для всех регионов страны, поскольку это означало увеличение количества рабочих мест и постоянный приток денег из государственного бюджета. Местом для строительства был выбран город Набережные Челны в Татарстане.

камаз

камаз

Строительство завода и развитие производства

Строительство нового завода было очень масштабным, ведь возводился не только собственно завод, но и жильё для его работников, многочисленные объекты инфраструктуры и т. д. В итоге только за первые 5 лет стройки число жителей города увеличилось в шесть раз. Согласно плану, гигантский завод должен был выпускать не менее 150 тысяч мощных грузовиков ежегодно.

Первый автомобиль «КамАЗ-5320» был представлен в феврале 1976 года, что стало знаменательным событием не только для Набережных Челнов, но и для всей страны. Этот грузовик долгое время использовался для работы, после чего его выкупили для музея завода и оставили в нём в качестве одного из экспонатов.

Сегодня легендарный российский завод выпускает не только грузовики и двигатели, но и надёжные и мощные тракторы, автобусы, комбайны и другую технику. Если же вы являетесь владельцем авто «КамАЗ» и ищете оригинальные запчасти для его ремонта, то купить их вы сможете в интернет-магазине «КамТех». В нём вы найдёте раму на «КамАЗ», двигатель, различные элементы конструкции кабины грузовика, коробки передач, электрическое оборудование и другие товары. Сотрудники магазина помогут вам подобрать запчасти в соответствии с каталожным номером и предоставят вам всю необходимую техническую информацию о них.

рама КамАЗ

рама КамАЗ

*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *