На трех китайцах: чем займется калининградский «Автотор»
Всё больше российских автозаводов переходят на сотрудничество с «азиатскими» компаниями. «Автотор» до конца года планирует запустить производство автомобилей трех новых брендов. Производственный план на 2023 год — от 50 до 70 тыс. автомобилей. Что это будут за машины и для кого они предназначены, выясняли «Известия».
«Всё очень зыбко»
Пока калининградский «Автотор» планирует выпускать автомобили трех новых брендов. В перспективе же их количество может как вырасти, так и уменьшиться.
«В перспективе количество новых партнеров может увеличиться, но не до конца этого года. При этом из этих трех кто-то может и выпасть, всё очень зыбко в условиях санкций», — рассказал в интервью «РИА Новости» глава совета директоров холдинга Валерий Горбунов.
Новых партнеров он не назвал, сославшись на обязательство по соглашениям о конфиденциальности, однако подтвердил, что «Автотор» планирует сотрудничать «в том числе и с азиатскими компаниями». По его словам, запуск производства запланирован на конец этого года.
Какая модель станет ключевой
Первое время «Автотор» намерен собирать автомобили с классическими двигателями внутреннего сгорания. Далее после годичного и двухгодичного освоения рынка планируется их глубокая локализация. В качестве одного из вероятных партнеров «Ведомости», опираясь на собственные источники, называют концерн BAIC. Также издание сообщило, что переговоры ведутся с Chery.
Называют и перспективную модель — седан C-класса Beijing U5 Plus, сопоставимый по размерам с Kia Cerato, Hyundai Elantra и Skoda Octavia. На местном рынке он оснащается полуторалитровыми моторами: атмосферным — мощностью 116 л.с. и турбированным — мощностью 150 л.с. Выбор трансмиссий: механические 5- и 6-ступенчатые или вариатор.
Beijing U5 Plus
Есть у марки BAIC и более интересные для России модели — брутальные внедорожники в стилистике Jeep Wrangler и Mercedes-Benz G-Class, но речь о них пока не идет.
Что касается седана, то благодаря крупным размерам и наличию автоматической трансмиссии этот автомобиль может быть востребован у такси, каршеринга и корпоративных парков. А еще он существует в электрическом варианте с запасом хода в районе 500 км, что также важно для «Автотора».
Завод для электромобиля
Уже сейчас калининградское предприятие выставило новым партнерам условие — наличие в линейке электрокаров либо разработок для их выпуска.
«В нашем случае они уже выпускают электромобили», — добавил Горбунов.
Планы производить электромобиль «Известиям» подтвердил генеральный директор «Автотор Холдинг» Александр Сорокин на международном форуме «Атомэкспо» в Сочи.
— В следующем году мы планируем запустить производство компактного электромобиля совместно с китайским партнером. Сейчас мы строим завод для выпуска этой модели, — сообщил он, но не уточнил, о какой именно марке идет речь.
Одновременно «Автотор» не отказывается от планов производить электрокар собственной разработки, рассказал ранее Валерий Горбунов. По его словам, это будут компактные машины «с легко меняемым интерьером и экстерьером». У «Автотора» довольно обширная программа электрификации транспорта. Ожидается, что калининградский завод станет ключевым потребителем аккумуляторов новой «Гигафабрики», которую госкорпорация «Росатом» планирует открыть в 2025 году.
«Далеко не точка безубыточности»
Партнерство «Автотора» и китайского автопроизводителя BAIC эксперты считают правильным решением, отвечающим потребностям рынка.
— Сейчас наиболее востребованными являются простые и относительно недорогие модели автомобилей. Автомобили BAIC как раз и выступают в этом сегменте. Если удастся удержать стоимость седана на уровне 1,5 млн, а кроссовера — на уровне 2,5–3 млн, то машины будут востребованы у потенциальных покупателей, — отметил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Внедорожник BAIC BJ60
По его мнению, калининградский завод способен выпустить 20–25 тыс. этих машин в следующем году. Доля электрокаров пока не превысит 5% от общего объема производства, считает эксперт.
Заводской план на следующий год — 50 тыс. машин при плохом развитии событий и 70 тыс. — при хорошем.
«При хорошем развитии может быть и 70 тыс., если совсем уж будет хорошо, то будем и эту цифру превышать. Нам даже этот объем дает уже некоторую устойчивость, но это далеко не точка безубыточности», — рассказал Валерий Горбунов. Для сравнения: в 2019 году — 212 тыс. автомобилей, в 2020-м — 156 тыс. и 177 тыс. штук в 2021-м.
Старый друг лучше новых трех
«Автотор» несколько раз пытался выпускать китайские автомобили, но эти проекты по разным причинам не были успешны. Поэтому представители завода связывают определенные надежды с возвращением прежних партнеров — Hyundai, Kia и BMW.
«У нас есть и будут мощности, которые независимо от появления новых партнеров мы сможем предоставить. Новые партнеры не выйдут сразу с высоким коэффициентом загрузки, всё будет происходить постепенно, по мере освоения рынка их продукцией. Если с Kia и Hyundai мы занимали в разные времена от 12 до 18% автомобильного рынка России, то сразу достичь с новыми партнерами такой доли на рынке — который сам еще припал — очень тяжело», — рассказал Валерий Горбунов.
— Если автопроизводители, которые до недавнего времени выпускали свои модели на «Автоторе», решат возобновить сотрудничество, мы будем только рады, — подчеркнул Александр Сорокин.
Бывшие партнеры калининградского завода вполне могут вернуться на предприятие, когда нормализуется геополитическая ситуация, полагает Сергей Бургазлиев.
— «Автотор» — достаточно гибкое предприятие. Наладка производства новых моделей не займет много времени, — отметил он.
На автозаводе «Автотор» скопились сотни некомплектных кроссоверов Kia
Завод «Автотор» продолжает выпуск кроссоверов Kia. В основном, как сообщает «Авторевю», на территории предприятия стоят кроссоверы Kia Soul и Kia Seltos. У большинства машин не хватает электронных компонентов, приборных панелей, мультимедийных систем и даже элементов отделки. Но на предприятии планируют найти дефицитные комплектующие, чтобы отгрузить технику продавцам.
Затем под запрет, как товары двойного назначения, попали аккумуляторы, рулевые механизмы и другие компоненты. Сейчас россиийская компания всеми возможными способами добывает необходимые позиции, чтобы малыми тиражами отправлять дособранные автомобили дилерам корейской марки.
Напомним, до весны 2022 года завод выпускал по методу полного цикла со сваркой кузовов автомобили Kia (Cerato, Soul и Seltos), а также седаны Hyundai Sonata. Вдобавок здесь активно велась «отвёрточная» сборка моделей BMW, Kia, Hyundai и Genesis, притом баварские машины планировали перевеси на мелкоузловую технологию.
После ухода этих партнёров калининградский «Автотор» некоторое время назад перешёл на китайские автомобили.Начата сборка седанов марки Kaiyi, а на очереди — продукция марок BAIC и SWM. Производство последних пока запускают для отладочных процессов, а сами машины проходят сертификацию.
Между тем, «Автотор» рассказал, каким будет первый автомобиль собственной разработки: это будет, по сути, квадрицикл, массой менее 450 кг. Длина чисто электрической новинки составит менее трех метров. Для неё готовится недорогой двухместный кузов, для производства которого не требуется штамповое оборудование.
Кузов соберут на трубчатом каркасе, а облицуют пластиковыми панелями. Электродвигатели будут развивать от 23 кВт (около 32 л.с.), чтобы разгонять электромобиль до 105 км/ч. Ёмкость аккумуляторной батареи — 27 кВт·ч. Все комплектующие (от 80% до 90%) «Автотор» планирует выпускать самостоятельно.
«Автотор» расширит модельную линейку вдвое
Калининградский автомобилестроительный холдинг «Автотор» до конца года планирует расширить линейку выпускаемых моделей с 10 до 20–22. Об этом рассказал 28 июня журналистам председатель совета директоров компании Валерий Горбунов. Всего в 2023 г. компания выпустит около 70 000 машин, 1000 из которых – на электротяге.
«Сейчас у нас три бренда и девять моделей, в том числе коммерческие, на электротяге. Десятая модель на выходе. До конца года выйдем на производство 20–22 моделей», – отметил Горбунов. Он добавил, что в их число входят модели еще двух марок, сборка которых начнется в этом году.
После ухода своих традиционных партнеров – Kia и BMW – в 2022 г. «Автотор» в начале этого года приступил к сборке китайских автомобилей. Первым в конце января на конвейер в Калининграде встал среднеразмерный седан Kaiyi E5. Позднее начался выпуск кроссовера BAIC X35 и седана U5+, а также кроссоверов марки SWM и линейки коммерческой техники.
Бренды легковых машин, которые добавятся к портфелю компании в этом году, «Автотор» не раскрывает. Но, как отметил Горбунов в беседе с «Ведомостями», это не будут компании из числа популярных китайских марок в России, поскольку они опасаются вторичных санкций.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что «Автотор» стратегически верно сделал ставку на небольшие китайские марки автомобилей, которые в основном реализуют свою продукцию на внутреннем рынке КНР. «Таким компаниям не страшны санкции», – пояснил эксперт. По его словам, задача «Автотора» – насытить российский авторынок, на котором наблюдается дефицит новых машин. По мнению Бургазлиева, рынок в этом году «недополучит» примерно 250 000 автомобилей.
Замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на ПМЭФ-2023 прогнозировал, что продажи новых автомобилей всех видов (легковых, легких коммерческих и грузовых) в России в первом полугодии 2023 г. составят порядка 500 000 единиц, а суммарные продажи за весь год – около 1 млн машин. За первые пять месяцев 2023 г. в России было продано 414 000 новых автомобилей против 390 000 машин за тот же период годом ранее.
Из 70 000 автомобилей, которые «Автотор» выпустит в этом году, 58 000–60 000 дистрибуторы Kaiyi и BAIC передадут дилерам, говорит топ-менеджер. План на 2024 г. – 100 000 машин. В 2022 г. калининградский концерн выпустил 54 129 единиц автотехники.
Почти 4 млрд руб.
будет стоить новый завод «Автотора», который планирует выпускать 50 000 компактных электромобилей в год. Завод автокомпонентов на 1 млн изделий в год будет стоить 1,13 млрд руб., завод электродвигателей мощностью 60 000 единиц в год – 8,9 млрд руб., завод силовой электроники – 2,74 млрд руб.
Также в этом году, по словам Горбунова, будет выпущено около 1000 электрокаров трех моделей, включая коммерческие. Как уточнил гендиректор «Автотор-автохолдинга» Евгений Петухов, компания будет постепенно наращивать долю электрокаров в общем выпуске продукции, предлагая потребителям параллельно с бензиновыми версиями сначала гибридные модели, затем подзаряжаемые гибриды и после этого – чисто электрические автомобили.
«Автотор» делал ставку на электромобили еще в 2021 г., когда подписал с Минпромторгом дополнительное соглашение к специнвестконтракту (СПИК) и обязался вложить дополнительно 20 млрд руб. в освоение производства электрокаров. Из-за этого общий объем инвестиций компании в рамках СПИКа вырос до 32 млрд руб.
Как следует из материалов компании, «Автотор» в 2024 г. планирует запустить завод на 50 000 компактных электромобилей в год стоимостью почти 4 млрд руб., а также завод автокомпонентов на 1 млн изделий в год за 1,13 млрд руб., завод электродвигателей мощностью 60 000 единиц в год за 8,9 млрд руб., завод силовой электроники за 2,74 млрд руб. и завод аккумуляторов вместе с «Росатомом». Госкорпорация строит в регионе «гигафабрику» по производству аккумуляторов с инвестициями до 51 млрд руб. Кроме того, на 2025 г. «Автотор» запланировал ввод литейно-механического завода за 7,32 млрд руб., а также ряд более бюджетных производственных проектов.
По словам Горбунова, реальные инвестиции «Автотора» в эти проекты будут выше, чем зафиксированные в СПИКе компании 32 млрд руб., но на сколько именно – не уточнил.
Автоэксперт Владимир Беспалов называет расширение линейки «Автотора» логичной. По его словам, это даст возможность оценить привлекательность для рынка различных марок авто, а с углублением локализации выбрать наиболее востребованные. Более того, мощности «Автотора» позволяют наращивать выпуск различных моделей, добавил эксперт.
Вместо «корейцев» — «китайцы». Какие машины производят в Калининграде?
Завод «Автотор» в Калининграде после длительного простоя нашел новых партнеров и запустил сборку новых автомобилей. На конвейере, где ранее велась сборка корейских машин Hyundai и Kia, начали изготавливаться китайские седаны Kaiyi. Вскоре к ним могут присоединиться модели BAIC.
Запуск производства
Калининградский завод «Автотор» долгое время собирал автомобили европейских и корейских марок, таких как BMW, Hyundai и Kia. После разрыва отношений и введения антироссийских санкций предпринималась работа по переориентации завода на сотрудничество с новыми партнерами из Китая. Первым стал бренд Kaiyi, который принадлежит концерну Chery Automobile. При этом 51% акций Kaiyi находится в собственности провинции Сычуань.
Для бесперебойного функционирования автомобильного производства были налажены новые логистические цепочки. Машинокомплекты и комплектующие поступают из Китая через порты Дальнего Востока и идут на запад России через Транссибирскую магистраль, а затем через Белоруссию и Польшу. Чтобы исключить сложности с преодолением ряда границ, прорабатывается вопрос о запуске грузового парома из Санкт-Петербурга в Калининград.
Какое оснащение у Kaiyi E5?
Первой моделью Kaiyi, которая была адаптирована для российского конвейера, стал седан E5. Эта модель должна заполнить сегмент рынка, который освободился после ухода Skoda Octavia, Volkswagen Jetta и корейских Hyundai Elantra и Kia Cerato. По размерам автомобиль сопоставим с прошлыми бестселлерами. Длина седана Kaiyi E5 составляет 4666 мм, ширина — 1825 мм, а высота — 1483 мм. Колесная база машины достигает 2700 мм. Автомобиль построен на платформе седана Chery Arrizo 7, которая прошла через серьезную модернизацию. Chery Arrizo 7 продавался в России в 2013–2019 годах.
Под капотом у седана Kaiyi E5 устанавливается турбированный 1,5-литровый мотор мощностью 156 л. с., который способен развивать 230 Нм крутящего момента. На выбор предлагаются 5-ступенчатая механическая коробка или вариатор. Как пишут «Ведомости», ориентировочная стоимость новинки составит около 1,5-1,7 млн руб.
По данным «Коммерсанта», продажей и сервисом автомобилей Kaiyi займется не сам «Автотор», а совместная компания ООО «Каи Рус». Ведутся поиски дилеров.
Будут ли на «Автоторе» делать X3 и X7?
До конца 2023 года на «Автоторе» должна начаться крупноузловая сборка еще двух моделей бренда Kaiyi. Это будут кроссоверы X3 и X7. Компактный паркетник X3 имеет кузов длиной 4400 мм и атмосферный двигатель объемом 1,5 л и мощностью 116 л. с. Силовой агрегат идет вместе с 5-ступенчатой «механикой» или вариатором. Топовая версия машины X3 Pro будет оснащаться турбомотором объемом 1,5 л, который развивает мощность 147 л. с.
Более крупный кроссовер X7 Kunlun с кузовом длиной 4708 мм тоже должен производиться в России. У него под капотом трудится уже турбированный мотор объемом 2,0 л мощностью 249 л. с., который оснащается механической коробкой или преселективным «роботом» с двумя сцеплениями.
Между тем «Автотор» ведет переговоры о запуске производства автомобилей других брендов. В ноябре 2022 года заявлялось о возможности заключения партнерского соглашения с китайским государственным автоконцерном BAIC (Beijing Automotive Industry Holding Co.). Этой компании принадлежат марки Beijing, Arcfox, Changhe и Foton.