Двигатель Renault F3R
В начале 90-х французские инженеры Renault запустили в производство очередной силовой агрегат, имевший поразительный успех. Он оказался востребованным не только внутри страны, но и за ее пределами.
Описание
Двигатель F3R представляет собой четырехцилиндровый рядный бензиновый атмосферник объемом 2,0 литра, мощностью 114 л. с и крутящем моменте 171 Нм. В 1992 году под обозначением B20F поставлялся концерну Volvo, а с 1997 – нашему АЗЛК.
Двигатель устанавливался на автомобили Renault:
На автомобили Volvo (под индексом B20F):
- V 440 (1993-1996);
- V 460 (1993-1996);
- V 480 (1992-1995).
Дополнительно с 1997 по 2001 годы стоял под капотом российского Москвича (АЗЛК) «Святогор».
Блок цилиндров чугунный, цилиндры проточены в теле блока.
ГБЦ изготовлена из алюминиевого сплава. В верхней части в пяти опорах закреплен распредвал.
Поршни стандартные, с тремя кольцами, два из которых компрессионные и одно маслосъемное.
Приводы: ГРМ – зубчатый ремень, масляного насоса – цепь.
Гидрокомпенсаторы отсутствуют, тепловой зазор клапанов регулируется подбором шайб.
Технические характеристики
Производитель | Cleon Plant |
Объем двигателя,см³ | 1998 |
Мощность, л. с | 114 |
Крутящий момент, Нм | 171 |
Степень сжатия | 9.8 |
Блок цилиндров | чугун |
ГБЦ | алюминий |
Диаметр цилиндра, мм | 83 (82,7)* |
Ход поршня, мм | 93 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Привод ГРМ | ремень |
Гидрокомпенсаторы | нет |
Система питания топливом | инжектор |
Топливо | бензин АИ-95 |
Система смазки, л. | 5,5 (5,1)* |
Экологические нормы | Euro 2-3 |
Ресурс заявленный/реальный, тыс. км | 150+/500+ |
Расположение | поперечное/продольное* |
*в скобках значения для двигателя, устанавливаемого на Москвич «Святогор»
Что означают модификации
Усовершенствование мотора породило множество его модификаций. Больших отличий они между собой не имели, особенно в механической части. Эксплуатационные характеристики также были идентичными. Все различия заключались в навесном оборудовании применительно к моделям автомобилей, на которые они устанавливались.
Например, модификация F3R 611 имела алюминиевый поддон, инжектор и две катушки зажигания. Предназначалась для оснащения АКПП.
Модификация F3R 722 соединялась с МКПП, поддон был стальным, инжектор оставался таким же, а высоковольтная катушка была одна на четыре свечи.
Используемая в России версия F3R 272 (на Москвиче «Святогор») имела литой алюминиевый картер и маслонасос с цепным приводом. Расположение в автомобиле – продольное.
На версиях мотора с индексом 768 и выше была изменена технология регулировки тепловых зазоров клапанов (для замены толкателей приходится поднимать распредвал).
Код двигателя | Мощность | Крутящий момент | Степень сжатия | Годы выпуска | Устанавливался |
---|---|---|---|---|---|
F3R 611 | 114 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1995-2001 | Laguna I |
F3R 722 | 115 л. с при 5250 об/мин | 162 Нм | 9.5 | 1994-1999 | Laguna (B/K56) |
F3R 723 | 115 л. с при 5250 об/мин | 162 Нм | 9.5 | 1994-1999 | Laguna (B/K56) |
F3R 728 | 115 л. с при 5250 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1996-1999 | Laguna (K56L) |
F3R 729 | 115 л. с при 5250 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1996-1999 | Laguna (K56L) |
F3R 742 | 114 л. с при 5250 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1996-2000 | Espace III |
F3R 750 | 115 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1995-1999 | Megane (B/DA0G) |
F3R 751 | 115 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1995-1999 | Laguna (B/DA0G) |
F3R 752 | 114 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.7 | 1999-2002 | Megane I |
F3R 768 | 114 л. с при 5400 об/мин | 162 Нм | 9.8 | 1995-2001 | Laguna I, Espace III |
F3R 769 | 114 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1995-2001 | Laguna I |
F3R 791 | 109-114 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.7 | 1998-2001 | Megane I |
F3R 796 | 109 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.7 | 1996-1999 | Scenic I |
F3R 797 | 114 л .с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.7 | 1997-1999 | Megane I |
F3R 798 | 109-114 л. с при 5400 об/мин | 168 Нм | 9.7 | 1998-2003 | Megane I |
F3R 272 | 113 л. с при 5250 об/мин | 168 Нм | 9.8 | 1997-2002 | АЗЛК 214145 «Святогор» |
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Характеристику двигателя существенно дополняют три важных фактора, с которыми она становится наиболее полной.
Надежность
Автовладельцы и работники СТО называют F3R самым надежным и удачным среди всех двигателей. В большей мере этому способствует то, что мотор разрабатывался на базе дизельного ДВС. Отсюда долговечность и значительный ресурс.
При правильной эксплуатации, бережном отношении и своевременном обслуживании двигатель легко выхаживает более 500 тыс. км без капитального ремонта.
В агрегате удачно сочетаются прочность и простота всех механизмов. Владелец Renault Laguna I из Беларуси LaguhaVod пишет: «…личный опыт владения F3R 768 7 лет и около 600000км. Мотор простой и надежный».
Тягово-мощностные показатели удовлетворяют потребности любого стиля вождения. Наиболее приемлемым вариантом является не агрессивная, спокойная и размеренная езда. В этом случае не возникают пиковые нагрузки, вызывающие поломки узлов и деталей двигателя.
Для повышения надежности ДВС необходимо использовать качественные заправочные жидкости, особенно топливо и масло.
Косвенным подтверждением высокой надежности F3R является его использование в автомобилях, производимых другими автоконцернами.
Слабые места
Болезнью «французов» является электрика. Не отличаются особой надежностью датчики, двухкатушечная система зажигания, высоковольтные провода. Проблемы электрической части легко решаются на любом автосервисе.
Двигатель практически не выносит перегрева. В большинстве случаев это заканчивается не совсем дешевым ремонтом ГБЦ (слегка поведенную головку иногда можно отшлифовать, а ее прокладку, маслосъемные колпачки придется заменить). Значительный перегрев вызывает залегание поршневых колец и вызывает повышенный расход масла. Решение вопроса лежит на поверхности – следи за температурой ОЖ, не перегревай двигатель.
Большую опасность представляет обрыв ремня привода ГРМ. В такой ситуации загиб клапанов неизбежен. Производитель рекомендует менять ремень через каждые 60 тыс. км. Если эту операцию производить раньше, то количество слабых мест на двигателе сократится.
И, пожалуй, последняя неприятность – необходимость регулировки теплового зазора клапанов. Но это уже проблема работников автосервиса.
При анализе слабых мест агрегата выясняется, что в большинстве случаев они проявляются по вине автовладельца (нарушение регламента обслуживания, заправка не качественным топливом и т.п.).
Ремонтопригодность
Простая конструкция позволяет ремонтировать двигатель в гаражных условиях. Расточку цилиндров можно делать под любой ремонтный размер. С подбором поршней затруднений не возникает. Таким образом возможность капитального ремонта в полном объеме возможна.
Необходимо отметить, что сам процесс ремонта требует не только использования оригинальных запчастей, но и специального инструмента и приспособлений. И конечно же опыта проведения ремонтных работ.
Подобрать необходимые оригинальные детали можно в любом специализированном магазине. Не рекомендуется для ремонта использовать аналоги, и тем более б/у детали. Запчасти-аналоги в большинстве случаев не обладают нужным качеством, среди них легко нарваться на подделку. Особенно этим славится китайский производитель. Детали б/у могут быть оригинальными, но определить их остаточный ресурс работоспособности невозможно.
По поводу опыта проведения ремонтных работ. В F3R и его модификациях есть немало нюансов, не зная которых можно еще больше добавить себе работы.
Например, при регулировке теплового зазора клапанов на ранних версиях мотора замена регулировочных шайб делалась без снятия распредвала. На модификациях, начиная с F3R 768 его необходимо поднимать. В противном случае ждет замена распредвала или всей ГБЦ.
Перед ремонтом двигателя нужно хорошо посчитать во сколько обойдутся затраты на запчасти и работы. Оригинальные детали сами по себе не дешевые. Кроме этого, для «французов» они на порядок дороже в сравнении с другими.
Анализ проведения капитального ремонта ДВС показывает, что иногда дешевле приобрести контрактный двигатель (20-40 тыс. рублей), чем восстановить вышедший из строя старый.
Двигатель F3R по праву считается самым удачным из всех атмосферников, разработанных моторостроителями концерна Рено. Простоту конструкции, экономичность и неприхотливость к условиям эксплуатации оценили все автовладельцы и перевели его в разряд «неубиваемых».
Двигатель F3R: конструкция, характеристики, ремонт и обслуживание силового агрегата от Renault
Рядный бензиновый двигатель F3R стал известен в России в многом благодаря применению на одной из модификаций Москвич Святогор. Мотор широко использовался на машинах марки Renault и поставлялся Volvo для оснащения бюджетных моделей. F3R имеет неплохую репутацию и распространен на вторичном рынке.
Основные сведения о двигателе F3R
Индекс F3R был использован компанией Renault в 1986 г. для двигателя объемом 1965 см³, который ставился на автомобили Renault 21 и Renault Alliance GTA.
В конце 1993 г. на основе 8-клапанной модели F7R был разработан еще один двигатель F3R, который имел рабочий объем 1998 см³. Агрегат стал использоваться на легковых моделях Renault, а также поставлялся компании Volvo под обозначением B20F.
Впоследствии на основе F3R была создана 16-клапанная модификация F4R, которая и вытеснила F3R с конвейера.
Описание устройства
Двигатель F3R имеет рядную компоновку. Блок цилиндров чугунный, гильзы отсутствуют (зеркала расточены непосредственно в материале отливки). Алюминиевая 8-клапанная головка крепится к блоку болтами. Распределительный вал имеет ременной привод с роликом для корректировки натяжения. Заводской номер находится на блоке рядом с картером сцепления.
Двигатель F3R оснащен системой электронного впрыска бензина в полость коллектора. В стандартное оборудование входит система снижения токсичности отработавших газов. Для привода дроссельной заслонки использован трос. Зажигание электронного типа со спаренными катушками на боковине блока.
Коленчатый вал мотора F3R имеет 5 опор с невзаимозаменяемыми крышками и сменными вкладышами. Двигатели для механической коробки оснащены маховиком. Для работы с АКПП установлен диск для соединения с гидротрансформатором. Система смазки с насосом и редукционным клапаном (привод насоса – промежуточным валом или цепью в зависимости от года выпуска мотора).
Двигатель имеет принудительную жидкостную систему охлаждения с помпой, для привода которой использован ремень навесного оборудования. Есть точки крепления для установки компрессора кондиционера и насоса гидравлического усилителя руля.
F3R не имеет никаких прорывных решений и является типичной европейской моделью из первой половины 90-х гг. прошлого века.
Двигатель F3R
Технические характеристики
Основные параметры F3R:
- количество цилиндров – 4;
- объем – 1998 см³;
- диаметр цилиндра – 82,7 мм;
- ход поршня – 93 мм;
- вес с внешними агрегатами и заправкой маслом – от 136 кг;
- степень сжатия – от 9,5 до 9,8 единиц;
- максимальная мощность – 114 сил при 5400 об/мин;
- крутящий момент – 168 Н*м при 4250 об/мин.
Двигатель F3R для европейского рынка мог иметь мощность 109 или 115 сил (разница достигалась за счет корректировки программы в блоке управления). На российский «Москвич» ставилась 113-сильная модификация.
Модели моторов F3R для механической и автоматической КПП имели одинаковые характеристики. Компактные габариты блока позволяли устанавливать агрегат продольно в моторных отсеках автомобилей классов B и С.
Расход топлива
Мотор F3R рассчитан на использование неэтилированного бензина А92 или 95. Расход топлива зависит от особенностей трансмиссии, условий эксплуатации и типа автомобиля.
Данные из заводских руководств по эксплуатации по ряду моделей приведены в таблице. В реальных условиях расход выше на 10-15%.
Модель | Городской режим | Трасса | Смешанный цикл |
Megane I МКПП | 12,0 | 6,7 | 8,6 |
Megane I АКПП | 13,8 | 6,9 | 9,4 |
Espace III МКПП | 12,8 | 7,9 | 9,7 |
Москвич 214145 | 10,3 | 8,5 | н. д. |
Renault Megane
Renault Espace
Отзывы на ДВС, его плюсы и минусы
Отзывы автовладельцев помогут лучше оценить работоспособность двигателя:
Кирилл, 48 лет, Пенза: «Несколько лет проездил на Megane I с механической коробкой и мотором F3R. Средний расход варьировался от 9,5 л летом до 11 л зимой. Больших проблем с двигателем не было – менял катушки зажигания, ремень распределительного вала. Мощности хватало для быстрого ускорения, но после 100 км/ч динамика резко падала».
Ярослав, 27 лет, Липецк: «Являюсь владельцем М-2141 с двигателем F3R. Про качество металла и лакокрасочного покрытия говорить не буду ничего. Мотор позволяет разогнать автомобиль до 170 км/ч по GPS и еще остается запас мощности. Двигатель не сложен по конструкции, ремонт выполняю своими силами, руководствуясь мануалами».
Модификации мотора F3R
Компания Renault выпускала несколько модификаций F3R, рассчитанных на установку на разные машины. Моторы отличались способами крепления подушек и подключения жгутов проводки. При подборе двигателя на разборке следует учитывать его индекс. Например, бензиновый F3R 272 был создан специально для поставки на конвейер завода АЗЛК. Для ранних Espase предлагался J728 с промежуточным валом для привода масляного насоса и стальным поддоном.
В линейку двигателей серии F (сокращение от Fonte – чугун) входили дизельные моторы F8M и F8Q/F9Q, детали от которых не подходят к F3R (за исключением ряда позиций болтов и гаек). Моторы использовались на автомобилях Renault, Mitsubishi, Volvo, Nissan и Suzuki вплоть до 2015 г.
Иногда встречающееся на форумах обозначение R3F является ошибочным. Такой модели двигателя от Renault не существовало.
На какие машины ставился силовой агрегат
Двигатель F3R использовался на автомобилях:
-
(выпуск с 1994 по 2001 гг.);
- Renault Espace III поколения (сборка с 1996 по 2000 гг.);
- Renault Megane I генерации (выпуск с 1996 по 2002 гг.);
- Renault Scenic I поколения (сборка с 1996 по 1999 гг.) выпуска с 1993 по 1996 гг.;
- АЗЛК Москвич Святогор (код модели 214145, выпускался с 1998 по 2002 гг.).
Возможности тюнинга двигателя F3R
Чугунный блок F3R не дает покоя любителям тюнинга, которые пытаются улучшить характеристики двигателя. Агрегат имеет увеличенный ход поршня и тяжелую поршневую группу, что ограничивает возможность увеличения оборотов. Доработка F3R экономически нецелесообразна, но это не останавливает энтузиастов тюнинга.
Для доработки подходят двигатели в хорошем техническом состоянии. Необходима расточка газовых каналов в головке, реконструкция клапанного механизма с заменой пружин и направляющих.
Рекомендуется установить распределительный вал со «спортивным» профилем кулачков, выхлопной коллектор 4-2-1 с трубой выпуска диаметром 51 мм. Все манипуляции позволят получить 140-150 сил и довести обороты до 6000-7000 об/мин.
Распредвал
Компрессор
Если мотор F3R «выжил» после описанной выше доработки, то можно заменить поршневую группу (для снижения степени сжатия до 8,5 единиц). Затем следует установить механический нагнетатель с теплообменником, модернизированные форсунки и насос. Чаще всего используют компрессор SC-14, снятый с японских моторов Toyota.
При грамотной отстройке блока управления мощность дойдет до 200 сил. Обратной стороной установки турбины станет падение надежности двигателя.
Компрессор Тойота SC 14
Двигатель Renault F3R
2.0-литровый 8-клапанный двигатель Рено F3R производился концерном с 1986 по 2003 годы и устанавливался на такие популярные модели как Лагуна, Меган, а также Вольво 440, 460 и 480. Версия этого силового агрегата с продольным расположением ставилась на Москвич Святогор.
Технические характеристики двигателя Renault F3R 2.0 литра
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 1998 см³ |
Диаметр цилиндра | 82.7 мм |
Ход поршня | 93 мм |
Система питания | инжектор |
Мощность | 109 — 114 л.с. |
Крутящий момент | 165 — 168 Нм |
Степень сжатия | 9.5 — 9.8 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 1965 см³ |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 93 мм |
Система питания | инжектор |
Мощность | 95 л.с. |
Крутящий момент | 145 Нм |
Степень сжатия | 9.4 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологическ. нормы | ЕВРО 1 |
Вес двигателя F3R по каталогу составляет 136 кг
Описание устройства мотора F3R 2.0 литра 8v
Первая модификация двигателя Ф3Р появилась в 1986 году на модели Альянс для рынка США. Этот силовой агрегат мощностью 95 л.с. по сути являлся версией мотора Ф2Р с моновпрыском вместо карбюратора и продержался на конвейере всего год. У нас такой мотор не встречается.
Номер двигателя F3R расположен на стыке блока с коробкой
Европейская версия двигателя дебютировала в 1993 году на первом поколении модели Лагуна. Это был вполне типичный для того времени агрегат с рядным чугунным блоком на 4 цилиндра, алюминиевой 8-клапанной головкой без гидрокомпенсаторов, а еще ременным приводом ГРМ. В отличии от американской модификации, мотор для Европы был с распределенным впрыском.
Кроме некоторых моделей Рено этот мотор ставился на автомобили Вольво под индексом B20F и наш Москвич Святогор. Для него разработали версию F3R 272 с продольным расположением.
MANUAL
Онлайн-руководство для этого агрегата выложено здесь
MANUAL
Двигатель Renault f3r
Двигатель Renault f3r был разработан французским производителем еще в начале 80-х годов прошлого столетия.
Серия F (от французского fonte, чугун) — семейство рядных четырёхцилиндровых двигателей производства компании Renault.
В свое время он представлял собой достаточно прогрессивную разработку моторостроительной отрасли. В итоге, он устанавливался на несколько моделей, входящих не только во французский концерн.
В их числе Renault Laguna, Megane первой генерации, а также другие модели данной марки. Кроме того, силовой агрегат f3r был и под капотом некоторых моделей шведской марки Volvo. Интересно, что именно данный силовой агрегат успел побывать даже под капотом отечественной машины, причем серийно. В 1997 году был подписан контракт о поставке данных силовых агрегатов на столичный автомобильный завод АЗЛК, где в то время производилось семейство «Святогор».
Интересна история создания двигателя Renault f3r. Дело в том, что его разработка прошла через уникальный этап – конвертацию дизельного силового агрегата в бензиновый. Потому специалисты в данной отрасли относят его к списку самых удачных разработок моторостроителей мира. Что касается моторесурса, то он, как для бензинового силового агрегата, да еще разработанного в 80-е годы, очень внушителен и составляет порядка 500 тысяч километров.
Если говорить о цифрах, тодвигатель Renault f3r развивает 113
л.с. при оборотах коленчатого вала в 5200. Максимальное значение крутящего момента в 171 Нм достигается при значительно меньших и вполне доступных оборотах – 3500 об/мин. Блок цилиндров имеет ход поршня в 93 мм, а диаметр каждого цилиндра составляет 83 мм. Рабочая степень сжатия мотора- 9,8.
Об удачной конструкции силового агрегата говорит тот факт, что французские модели автомобилей ним продержались на конвейере вплоть до 2001 года. Это в первую очередь касается модели Laguna первого поколения. Да и на отечественном Москвич-2141 «Святогор» данный мотор продержался вплоть до прекращения производства и закрытия предприятия в 2001 году. Стоит отметить, что именно модификация отечественного авто с французским мотором ценится больше всего. Двигатель Renault f3r не просто канул в лету. На его основании были разработаны более прогрессивные силовые агрегаты F7R и F4R.
Поставленные на "Москвич" моторы действительно были собраны в Мексике.
Все-таки Рено — это транснациональная корпорация, по объему и номенклатуре производства превосходящая весь наш автопром, вместе взятый. У него много автосборочных заводов, как и моторных производств. F3r — действительно старый двигатель, недавно окончательно снятый с производства, который в лучшие его годы производился сразу на нескольких заводах и устанавливался не только на автомобили самого Рено, но и Вольво в период их временного "слияния". Кстати, передняя пластиковая крышечка ремня привода ГРМ на СВР-е — как раз с вольвешной версии F3r_208. У версий для реновских "поперечников" эту крышечку венчал алюминиевый "рог" одной из опор двигателя (пока французы не сознались, что у них есть возможность комплектовать движок той самой крышечкой, ими предлагалось за отдельную плату обрезать тот самый "рог", чтобы он не протыкал радиатор). В конце девяностых, во время поставок на "Москвич", этот движок производился уже только на филиале Рено в Мексике, поставляясь оттуда в больших количествах на конвейеры собственно французских автозаводов. О мексиканском происхождении движка говорила первая буква порядкового номера двигателя на его заводской табличке (это именно буква ( I ) — код моторного завода в Мексике по реновской классификации — а не цифра 1, как думают некоторые). Поставки на "Москвич" на его судьбу никак не повлияли — поскольку в Россию шел небольшой процент их выпуска, и до остановки их производства с момента прекращения этих поставок прошло еще годика полтора (причем, французы четко оговаривали, что если АЗЛК желает получить еще одну партию этих двигателей, он должен сделать заказ не позже такого-то срока, потому что в любом случае в таком-то месяце их производство будет свернуто). Вот поставленная партия из 50-ти 16-клапанных движков F7r для "Князей" была действительно последней в их истории — рассказывают, что после ее изготовления сборочная линия была тут же разобрана — Рено переходил на 16-клапанник следующего поколения (f4r). Кстати, F3r выпускался исключительно в "двухлитровом" исполнении. По определению ). Об этом говорит буква R в обозначении двигателя. Версии этого движка с другим объемом двигателя кодировались другими буквами (например, весьма удачная 1,8-литровая версия, которая тоже прорабатывалась для установки на Москвич, но в серию у нас не пошла, имела обозначение F3p).
Вообще, фирменная единая система кодировки реновских движков — это целый многостраничный талмуд. Если кому не попадалось, то по памяти:
Первая буква их обозначения кодировала число, расположение цилиндров, материал и тип блока цилиндров (f — 4 цилиндра, чугун, сухие гильзы). Вторая — цифра — тип ГРМ, расположение клапанов, бензиновый или дизель. Третья буква — рабочий объем с точностью до 100 кубиков (от 1950 до 2050 это R). Потом в обозначении шел пробел, где при необходимости проставлялась омологационная версия (под какие нормы токсичности). Дальше — трехзначное число, кодирующее исполнение. Первая его цифра — для кого предназначался движок. Если это семерка, то — для автомобилей самого Рено. Насколько помню, если шестерка — для ПСА, пятерка — для Матры (но точно не помню). Если двойка — "для прочих потребителей" (помимо "Москвича" это относилось и к "Вольво"). Дальше идет собственно номер исполнения. Секреты его "нумерологии" мне неизвестны, знаю лишь, что у движков, агрегатируемых с обычными КПП, он оканчивается четной цифрой, а у предназначенных для работы в паре с АКПП — нечетной. Кстати, для нас до F3r_272 предназначался и F3r_274 со штампованным масляным картером и другим маслонасосом, приводимым валиками с винтовыми шестернями, но поставки сразу начались с модернизированной версии 272, с литым алюминиевым картером и маслонасосом, приводимым цепью.
© А.Джигурда, зам. Главного конструктора АО Москвич