Как проверить шаговый двигатель
Перейти к содержимому

Как проверить шаговый двигатель

  • автор:

Arduino.ru

как проверить, что не работает из пары шаговый мотор 28byj-48 и драйвер uln2003?

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Был в наборе шаговый двигатель с драйвером 28byj-48 и uln2003, наконец добрались руки поэксперементировать, но сразу возникла проблема — ни на один из тестовых скетчей в различных конфигурациях двигатель не реагирует, светодиодики не загараются.

Пробовал и на разные порты ардуины подключать и 3 разных библиотеки и бнез библиотеки и с отдельным питанием и с питанием от МЕГИ — никакой реакции. Микросхему вытащил-вставил, по двигателю пальцем пощелкал .

Не подскажете, как без покупки второгокомплекта проверить работоспособность?

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Для начала проверить сопротивление обмоток ШД, но он скорее всего в порядке. Потом показать как подключаете — скорее всего неправильно. Ну и неработающий скетч тоже не помешает показать.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Подключаю к цифровым выводам 8,9,10,11 соответственно, выводы IN1, IN2, IN3, IN4

Питание, либо с выводов Ардуины либо с блока питания на макетной плате к контактам — + на драйвере. Джампер рядом с контактами замкнут. Мотор по-другому не вставить, у него разъем соединения с драйвером.

Скетч, например, такой:

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Пробовал вот такой скетч:

Никакой реакции. Плюс еще много разныхз с библиотеками и без. Видимо, что-то не в порядке с железом, хотя, не хотелось бы.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Звук есть какой-нибудь. Если есть, то Скорее всего надо номера пинов переставить в скетче без библиотеки. Пользуюсь подобным.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

нет звуков никаких и светодиоды не горят

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Можно подавать сигналы на пины и тестером смотреть как проходят. Там схема простейшая. На рин подаешь «хай» и соответсвующая ножка улнки должна конец обмотки замкнуть на землю. Если нет звуков от двигателя , нет контакта на землю.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Чтобы новую тему не создавать напишу здесь.

Та же пробелма что и у автора — не робит. Мультиметром меряю напряжение — на пинах проходит 5 V в соответствии со скетчем. На питании выдает постоянно 5V. На контактах штекера (который с ключом) — 0,6 V постоянно. Диоды не горят. Что еще можно проверить?

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

масса общая?, с unl2003 насколько помлю не + появляется а -, на мотор на центральном проводе должен быть + на остальные от микрухи — ,

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Эм..а для чайников? 🙂

Куда ткнуть красным щупом, а куда черным?

  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Та же проблема! Долго искал подобную тему, т.е. людей у которых та же ситуация. Во всех форумах, примерах и описаниях как подключать NEMA И ARDUINO, используется красный L298N ( чёрт подери, словно все сговорились. ). В общем в моей ситуации используется «Robotdyn driver motor L298N». Подключил в точности как описано в текстах на примере ( мучаюсь 3-е сутки ), как и автор этой дискусии опробовал разные методы: подключал с разных источников питания, менял провода местами и т.д. п. т. Единственное чего я добился, это ВНИМАНИЕ! : ВКЛ. «logic on» и задействовал 4-е пина (IN 1 E1 E2 IN3 ), воткнул в эти D8 D9 D10 D11 И ЗАГРУЗИЛ СКЕТЧ «Stepper». в итоге мотор «замурчал» тихо тихо и загорелись лампочки движения на драйвере. Короче «ЖОПА»

Проверка шаговых двухобмоточных двигателей Фокуса и Зума

Недавно рыл форум и нашел очень полезную вещь в плане проверки двухобмоточных двигателей фокуса и зума. Может кто-то уже использует эту методу, но мне понравилось и решил поделиться. В качестве источника питания используем большой шаговый двигатель от старого факса с шестеренкой на валу (чтобы было удобнее крутить). Определить, что именно этот двигатель подойдет очень просто — при вращении за вал ощущаются мелкие "шаги" полюсов ротора по полюсам статора. Дальше все просто. Если у двигателя 6 выводов — две обмотки со средней точкой — используем крайние, а средние точки убираем, чтобы не мешали. Припаиваем обмотки на испытуемый двигатель и крутим шестеренку — испытуемый двигатель дложен вращаться. Проверено и работает, мало того, пару раз удавалось раскрошить таким образом мусор, попавший в движок Напряжения хватает вполне и для вращения движка в составе оптики, без разборки.

ЗЫ Это не шутка, на дату можно не смотреть.

  • 1 Апр 2009

Информация Неисправность Прошивки Схемы Справочники Маркировка Корпуса Сокращения и аббревиатуры Частые вопросы Полезные ссылки

Справочная информация

Этот блок для тех, кто впервые попал на страницы нашего сайта. В форуме рассмотрены различные вопросы возникающие при ремонте бытовой и промышленной аппаратуры. Всю предоставленную информацию можно разбить на несколько пунктов:

  • Диагностика
  • Определение неисправности
  • Выбор метода ремонта
  • Поиск запчастей
  • Устранение дефекта
  • Настройка

Неисправности

Все неисправности по их проявлению можно разделить на два вида — стабильные и периодические. Наиболее часто рассматриваются следующие:

  • не включается
  • не корректно работает какой-то узел (блок)
  • периодически (иногда) что-то происходит

О прошивках

Большинство современной аппаратуры представляет из себя подобие программно-аппаратного комплекса. То есть, основной процессор управляет другими устройствами по программе, которая может находиться как в самом чипе процессора, так и в отдельных микросхемах памяти.

На сайте существуют разделы с прошивками (дампами памяти) для микросхем, либо для обновления ПО через интерфейсы типа USB.

Схемы аппаратуры

Начинающие ремонтники часто ищут принципиальные схемы, схемы соединений, пользовательские и сервисные инструкции. Это могут быть как отдельные платы (блоки питания, основные платы, панели), так и полные Service Manual-ы. На сайте они размещены в специально отведенных разделах и доступны к скачиванию гостям, либо после создания аккаунта:

    (запросы) (хранилище) (запросы) (запросы)

Справочники

На сайте Вы можете скачать справочную литературу по электронным компонентам (справочники, таблицу аналогов, SMD-кодировку элементов, и тд.).

Marking (маркировка) — обозначение на электронных компонентах

Современная элементная база стремится к миниатюрным размерам. Места на корпусе для нанесения маркировки не хватает. Поэтому, производители их маркируют СМД-кодами.

Package (корпус) — вид корпуса электронного компонента

При создании запросов в определении точного названия (партномера) компонента, необходимо указывать не только его маркировку, но и тип корпуса. Наиболее распостранены:

  • DIP (Dual In Package) – корпус с двухрядным расположением контактов для монтажа в отверстия
  • SOT-89 — пластковый корпус для поверхностного монтажа
  • SOT-23 — миниатюрный пластиковый корпус для поверхностного монтажа
  • TO-220 — тип корпуса для монтажа (пайки) в отверстия
  • SOP (SOIC, SO) — миниатюрные корпуса для поверхностного монтажа (SMD)
  • TSOP (Thin Small Outline Package) – тонкий корпус с уменьшенным расстоянием между выводами
  • BGA (Ball Grid Array) — корпус для монтажа выводов на шарики из припоя

Краткие сокращения

При подаче информации, на форуме принято использование сокращений и аббревиатур, например:

Сокращение Краткое описание
LED Light Emitting Diode — Светодиод (Светоизлучающий диод)
MOSFET Metal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor — Полевой транзистор с МОП структурой затвора
EEPROM Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory — Электрически стираемая память
eMMC embedded Multimedia Memory Card — Встроенная мультимедийная карта памяти
LCD Liquid Crystal Display — Жидкокристаллический дисплей (экран)
SCL Serial Clock — Шина интерфейса I2C для передачи тактового сигнала
SDA Serial Data — Шина интерфейса I2C для обмена данными
ICSP In-Circuit Serial Programming – Протокол для внутрисхемного последовательного программирования
IIC, I2C Inter-Integrated Circuit — Двухпроводный интерфейс обмена данными между микросхемами
PCB Printed Circuit Board — Печатная плата
PWM Pulse Width Modulation — Широтно-импульсная модуляция
SPI Serial Peripheral Interface Protocol — Протокол последовательного периферийного интерфейса
USB Universal Serial Bus — Универсальная последовательная шина
DMA Direct Memory Access — Модуль для считывания и записи RAM без задействования процессора
AC Alternating Current — Переменный ток
DC Direct Current — Постоянный ток
FM Frequency Modulation — Частотная модуляция (ЧМ)
AFC Automatic Frequency Control — Автоматическое управление частотой

Частые вопросы

После регистрации аккаунта на сайте Вы сможете опубликовать свой вопрос или отвечать в существующих темах. Участие абсолютно бесплатное.

Кто отвечает в форуме на вопросы ?

Ответ в тему Проверка шаговых двухобмоточных двигателей Фокуса и Зума как и все другие советы публикуются всем сообществом. Большинство участников это профессиональные мастера по ремонту и специалисты в области электроники.

Как найти нужную информацию по форуму ?

Возможность поиска по всему сайту и файловому архиву появится после регистрации. В верхнем правом углу будет отображаться форма поиска по сайту.

По каким еще маркам можно спросить ?

По любым. Наиболее частые ответы по популярным брэндам — LG, Samsung, Philips, Toshiba, Sony, Panasonic, Xiaomi, Sharp, JVC, DEXP, TCL, Hisense, и многие другие в том числе китайские модели.

Какие еще файлы я смогу здесь скачать ?

При активном участии в форуме Вам будут доступны дополнительные файлы и разделы, которые не отображаются гостям — схемы, прошивки, справочники, методы и секреты ремонта, типовые неисправности, сервисная информация.

Полезные ссылки

Здесь просто полезные ссылки для мастеров. Ссылки периодически обновляемые, в зависимости от востребованности тем.

Удобная и простая проверка шагового двигателя

Работа шаговых электрических двигателей подразумевает выполнение разноплановых задач управления, в любых условиях и при разных нагрузках. Это может повлечь за собой разноплановые неисправности. Как, и при помощи каких инструментов проверять моторы мы сегодня и расскажем.

Шаговый мотор 8 выводов

Шаговые электродвигатели представляют собой особый вариант синхронных силовых агрегатов, роторные элементы которых вращаются шагово, дискретно. Конструкция агрегатов аналогичная другим типам моторов, но вращение и способы подключения, делают шаговые модификации отдельной разновидностью. Исходя из этого, неполадки, которые могут возникать при работе таких двигателей также, местами отличаются от других, привычных поломок других моторов. Исправить их и предотвратить довольно просто, главное – грамотно проверить рабочие компоненты.

Пробный запуск

Когда осуществляется работа шагового двигателя в различных компонентах электронного оборудования, применяется специальная схема. Ее основное назначение – управлять оборотами силового агрегата. При обслуживании таких приборов необходимо осуществлять тщательную проверку шаговых моторов.

Осуществляя простую подачу питания на агрегат, не добиться запуска мотора. Чтобы старт был успешным, нужно подавать на моторные намотки сразу два последовательных импульса, которые при этом будут сдвинуты по фазе. Собрать такое устройство генерирования несложно – достаточно использовать 2-3 микросхемы. Для этих компонентов стоит предварительно обеспечить электрическое питание, управленческие переключатели. В целом, реализация такого мини-проекта будет довольно трудоемкой. Поэтому, для того, чтобы проверить качество функционирования шагового двигателя в режиме пошаговой работы, можно использовать относительно простое в конструкции устройство.

Для обеспечения вращения ротора такого мотора, достаточно проводить ручные переключения обмотки. Осуществляется это не так вручную, сколько при помощи устройства электромеханического типа действия. Здесь можно использовать электрический переключатель «галетной» конструкции, который используется в частности, в бытовых приборах: телевизорах, радиоприемниках и др. переключатель должен обладать четырьмя секциями, каждая для отдельного положения (которых также 4). Все они соединены между собой на одной оси.

Как показывает практика, для таких целей используют переключатель от механических устройств KVM, отвечающих за переключение клавиатур, мышки, монитора и других компьютерных компонентов между двумя и более системными блоками. Компонент стоит разобрать, убрав из его конструкции фиксирующие детали, которые в процессе проверки могут препятствовать легкости вращения. Удаляются также и лишние секции.

Пример KVM-переключателя

Проверка сопротивления

Как проверить на исправность шаговый двигатель и уровни его сопротивления? Для этого также применяется специальный инструментарий. Сопротивление в таких моторах измеряется на двух фазах. Чтобы максимально точно измерить показатели, необходимо отсоединить двигатель от разъемов, через которые к каждому мотору подсоединено 4 провода (для моделей с 4 выводами). Начиная с любой стороны, первые два провода являются одной фазой, а оставшиеся два провода — второй фазой. На разъеме вы можете увидеть выступы, где находятся контакты. Их можно использовать для измерения сопротивления. Таким образом, можно измерить каждый двигатель, независимо от разъема.

Далее следует установить мультиметр на шкалу Ом и предварительно обнулить устройство. Это следует сделать, соединив два кабеля и нажав кнопку обнуления показания измерительного прибора. Если вы не знаете, как обнулить свой измеритель, необходимо обратить внимание на сопротивление, измеренное при соприкосновении двух проводов, и вычтите его из фактического измерения. Это дает вам истинное измерение сопротивления.

Прозвонка обмоток

Одна из наиболее распространенных проблем, возникающих во всех двигателях, независимо от их типа – отсутствие вращения. Для того, чтобы узнать точную причину поломки, необходимо использовать все тот же мультиметр, правда, в этой ситуации его нужно применять в режиме вольтметра. Измерительный прибор осуществит проверку наличия подачи питающего напряжения. Если с подачей питания все в порядке, тогда проблема – это неисправность самого силового агрегата. Исходя из этого, стоит провести поверку целостности подключения шагового двигателя и тщательно прозвонить его обмотки. Для этого также применяется мультиметр, работающий в своем обыкновенном режиме.

Прозвонка мультиметром двигателя

Давайте же более детально рассмотрим все нюансы и шаги прозвонки обмоток такого силового агрегата.

  1. первое, что стоит сделать – просмотреть все спецификации. В сопроводительной документации для каждой отдельной модели точно указывается разновидность вывода, с помощью которого обеспечивается высокий уровень общего напряжения для всех типов намоток. Также здесь вы можете посмотреть, какие именно выходы подсоединяются к определенным катушкам агрегата;
  2. далее стоит убедиться, что кабельные жгуты в силовом агрегате являются доступными. В ситуациях, когда они уже подсоединены к драйверной цепи, необходимо отключить их. Также стоит проверить открытость всех контактов в разъеме, независимо от положения двигателя: изъят из цепи, или находится за пределами коробки. Это делается с целью дальнейшей проверки намотки мотора;
  3. точная настройка мультиметра (желательно использовать цифровую модификацию). Делать это стоит точно соблюдая инструкцию, а после этого присоединить к системе зондовые измерительные компоненты (в большинстве случаев это – провода). Включите мультиметр и выберите максимально возможный диапазон сопротивления.
  4. следует проверить каждый комплект обмоток двигателя. Для этого подсоедините один из щупов щупа в общий контактный разъем напряжения, а другой — в один из контактных разъемов обмотки. На исправности медных обмоток двигателя будет указывать неограниченное значение уровня сопротивления, которое отобразится на дисплее измерительного устройства. С помощью этой процедуры проверьте все остальные обмотки. Удалите провода зонда и выключите мультиметр, когда вы закончите тестировать каждую обмотку;
  5. управление шаговым мотором следует осуществлять при помощи схемы драйвера. Для этого, подключите жгут проводов шагового двигателя к принимающему разъему на схеме драйвера шагового двигателя. В соответствии с инструкциями, прилагаемыми к драйверу двигателя, варьируйте ширину импульса в широком диапазоне, чтобы убедиться, что шаговый двигатель работает. Если вам нужно, чтобы двигатель был включен, чтобы продолжить его использование, оставьте его подключенным. В противном случае отсоедините его от жгута проводов, чтобы снять.

Драйвер шагового мотора

Проблема скачущих оборотов

Итак, данная проблема возникает в шаговом моторе, который устанавливается в регуляторе холостого хода. Чаще всего вы могли замечать такую систему управления в автомобилях. Причин возникновения такой существенной поломки множество, из-за чего, стоит проводить проверку функциональности электрического двигателя, установленного в механизме.

Вот наиболее распространенные из причин поломок:

  • нарушения в индикаторе холостого хода. Частично компонент можно контролировать мультиметром;
  • датчик, определяющий состояние заслонки дросселя. Также довольно просто мониторится при помощи обычного тестера;
  • температурный датчик жидкости в системе охлаждения. Поверхностные данные можно получить и с помощью все того же тестера, но точность их вызывает сомнения;
  • подсасывание воздуха в системе подачи топлива;
  • некорректная работа форсунок;
  • загрязнения дроссельного узла;
  • поломка в датчике положения коленчатого вала.

Датчик холостого хода

Существуют и другие причины поломок шагового электродвигателя регулятора холостого хода, но, вышеперечисленные – самые распространенные.

Проверка регулятора при помощи тестера – самый простой и доступный вариант, но его результаты укажут только на цельность намоток. Между четырьмя обмотками: A — B, C — D уровень сопротивления должен быть в пределах от 40 до 80 Ом. Между элементами B — C, A – D величина неограничена. Эти показатели – единственные, которые можно легко и быстро проверить.

РХХ более детально мониторится на стенде. Как показывает практика, поломки обмоток, в частности, их разрывы, случаются крайне редко. Ключевой причиной поломки регулятора оборотов – загрязненность штока или вовсе его износ. Стабильное функционирование детали обеспечивает равномерность входа и выхода стержня, без каких-либо заклиниваний и подергиваний. Два последних фактора – еще дни существенные поломки, на предмет которых также стоит проверять мотор.

Выход должен характеризоваться плавностью при небольших нажатиях на стержень, перекрывающего канал. Привычного броска напряжения на этот элемент не хватит для достижения требуемого результата, ведь компонент работает только от импульсов.

Можно также отдельно приобрести уже готовые решения для проверки шаговых двигателей регуляторов холостого хода, которые продаются для конкретных марок. В частности, на рынке довольно много моделей для машин марки ВАЗ.

Общие рекомендации

Поломка мотора шагового типа неизбежно приведет выходу из строя ключевых компонентов системы и сбоев в работе. Вот лишь некоторые из них:

  • невозможность запуска двигателя на холостых оборотах;
  • увеличение количества оборотов при старте на холостом ходе;
  • постоянное увеличение интенсивности вращений по мере роста уровня прогрева мотора.

Такие поломки могут нередко возникать и через выход из строя цепей управления шаговым электродвигателем. Стопроцентно причины и следствие можно определить при помощи тестера ДСТ-2М, позволяющим задавать конкретное положение шагового агрегата, в качестве отдельного параметра управленческого блока.

Пример контроллера шагового двигателя

Подобрав подходящий режим регулировки для исполнительных механизмов в тестере, необходимо попробовать переместить мотор в ту или иную сторону, посредством блока управления. Стоит обратить внимание на наличие таких явлений, указывающих на неисправность самого мотора или же его цепей:

  • неизменность оборотов электрического двигателя;
  • постоянство показателей расхода воздуха;
  • определение системой постоянного положения агрегата.

В таких ситуациях применение мультиметра не будет результативным, ведь механизм регулировки будет правильно отрабатывать все попытки закрытия или открытия байпасного канала.

В данной ситуации при эксплуатации автомобиля будет наблюдаться зависание оборотов при отсоединении коробки переключения передач, и даже заглохание двигателя при движении накатом. Запуск двигателя невозможен без использования дроссельной заслонки, если имеют место такие неполадки.

Наличие данных неисправностей напрямую указывает на поломку шарового двигателя и его цепей. Даже в ситуациях, когда цепи исправны, силовой агрегат может неправильно выполнять команды, поступающие к ним от управленческой системы.

Прозвонка исходя из выводов

Здесь мы рассмотрим ключевые особенности прозванивания двигателей, которые обладают разным количеством выводов.

Мультиметр

Типы контроля устройств, в зависимости от числа кабелей:

  • мотор, обладающий 5 проводами, среди которых 1 всегда «плюсовой». Все выводы проходят прозвонку друг с другом, но, при этом, сопротивление «+» будет всегда на постоянном уровне. Если работать с проводами управления, то их сопротивление будет на порядок выше, чем у аналогичных проводников с «плюсовыми» клеммами;
  • на 6 выводов моторы также просто проверяются. Их отличие от пяти-выводных в том, что проводниковые элементы собираются в 2 обмотки, по 3 компонента в каждой. Средний между ними проводник и является плюсом. А для того, чтобы определить, какой именно из шести является средним и используется мультиметр, нужно проверит сопротивления у каждого проводника отдельно;
  • 8 выводов. Отличительная черта таких агрегатов – все обмотки независимого типа, то есть, не соединяются друг с другом. По теории, последовательность должна быть аналогичной с 5-ти выводными модификациями. Для начала нужно обнаружить все намотки и определить направление вращения. С целью обеспечить себе удобство, можно на валу оставлять метки и на корпусе тоже. По ним легче ориентироваться в какую сторону происходят обороты.

Итог

Как можно видеть, в электронике реализовано сразу несколько эффективных методов проверки шаговых двигателей, каждый из которых удобно применять в различных ситуациях. Инструментарий регулярно расширяется, упрощая процесс идентификации.

Простой тестер униполярных шаговых двигателей на ATtiny2313 и ULN2004

Как выяснилось общими усилиями, обороты рано или поздно начинают скакать у всех фактически, а причин этому оказывается масса.

1 Регулятор холостого хода (РХХ) (частично можно проверить тестером). Как правило первым начинает выносить мозг. 2 Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) (его можно легко проверить тестером). 3 Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) (можно проверить тестером, но этому верить нельзя). 4 неисправны или не правильно работают форсунки. 5 Подсасывает воздух в систему подачи топлива (откуда угодно) 6 Грязный дроссельный узел 7 ДПКВ

Есть и другие редкие причины вызывающие скачки оборотов, но в общей массе верхние самые распространенные. Часто неисправные устройства из верхнего списка могут вызывать и другие проблемы с машиной, как то плохой запуск на холодную или же наоборот на горячую или глохнет на холостых и т.д. Все это связано с повышенным расходом топлива, износом преждевременным деталий и БЛА-БЛА-БЛА (пилять какой умный)

Короче про регулятор холостого хода. Проверить можно и тестером, но это только покажет целостность обмоток и усё. Между обмотками А и B, С и D сопротивление должно быть 40-80 Ом. А между контактами В и С, А и D бесконечность. Собственно и все, что можно проверить побырому. РХХ проверяется на стенде. Как правило обмотки летят редко, а основная причина выхода его из строя — это загрязнение штока или износ штока. Правильная работа регулятора — это равномерный заход и выход штока, без заклиниваний, проскакиваний в червяке, подергиваний. Именно на это и следует проверять его. Выход его должен быть плавным при небольшом давлении пальцем на конус штока, который перекрывает воздушный канал. Просто кинуть напряжение для проверки на него не выйдет, т.к. эта срань работает от импульсов. Есть готовые решения для проверки ВАЗовских регуляторов, можно им проверять, только надо посмотреть какие контакты куда кидать. Стоит он 1700 руб примерно. В инете есть схемы для радиолюбителей, так они очень умные, на микрухах разных. Но вот попалась простетская и спешу выложить, что нарыл.

Нужен трансформатор на напряжение 6 В переменного тока от зарядного устройства мобильного телефона. Схема собирается на колодке, подключаемой к РХХ (они есть в продаже). Попеременно пользуясь включателями, проверяем прямой и обратный ходы штока РХХ. Если узел исправен, лампа (6 В/0,6 А) едва светит. А яркий свет говорит о заедании штока и необходимости его чистки и смазки либо замены.

Надо пожалуй сляпать и мне такую, не помешает

статья приведена в приличный вид, ввиду вчерашней переборки ШД — добавлено.

копипаст моей статьи. изначально делал ее для вингроад.ру, после того как осознал всю систему управления холостым ходом и шаговый двигатель в частности.

Шаговый двигатель: принцип работы, разборка, ремонт.

для поиска: iacv КПХХ ХХ холостой ход шаговый двигатель ремонт разборка

код для заказа

ШД — шаговый двигатель КХХ — клапан холостого хода ХХ — холостой ход ДЗ — дроссельная заслонка

Как прозвонить шаговик?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Есть какой-то шаговый двигатель, неизвестной породы. Двигаетль небольшой и у него 6 проводов. Я так понимаю, что если их шесть, то наверно униполярный. Верно?. А как правильно его прозвонить, чтобы понять как подключать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Писал бы в мою тему, про ШД и Stepper, кучнее будет.

Вобщем если на двигле есть маркировка SM? stepper motor или еще какие идентифицирующие знаки, говорящие о том что это шаговый двиг, то:

6 проводков говорят о том что либо это униполярный, либо это четырех обмоточный (что редко встречается).

значит смотрим дальше, исключим вариант с 4х обмоточным, главное найти общие. Визуально они среди всех цветных одинакового цвета либо черный и белый. Но это не факт. Тогда берем омметр и тэстим каждые два проводка. Например взял два проводка и у них например сопративление 100 ом, один отсоединяешь и помечаешь, оставляешь второй прицепленным к омметру, подключаешь остальные поочередно и находишь тот проводок где сопративление будет равно половине т.е для нашего примера это 50ом. Таким образом ты найдешь три проводка одной обмотки. Ну а дальше я просто методом тыка подсоеденяю.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А есть ли хоть какие то букавки на поверхности мотора, этикетки, краска и т.п.?

Их чего хоть такой клад был достан? Там часто есть и микросхемы драйеров для них;)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

не верь буквам, верь омметру))) Шучу. Не факт что буквы дадут распиновку. У мну 6 двиглов по 3 одинаковых и у всех разная маркировка выводов.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вопрос снят, прозвонить не успел, моторчик забрал с концами братело.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вот какой братэлло злостный. Чтож он так.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Есть масса барахла в котором часто живут шаговики. Так что вперед на поиски

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Передо мной однажды встал такой вопрос, вот как я его решил:

двигатель шаговый был от какого то старого матричного принтера EM-142 даташита я на него не нашел. Из разъема просто торчит 6 штырей, никаких цветовых обозначений нет. После изучения технической литературы по шаговикам, сделал вывод, что двигатель униполярный — две обмотки с отводами из середины, так оно и оказалось. Прозванивался он в моем случае так: выводы делятся на 2 группы, в каждой они прозваниваются между собой. в каждой группе есть два вывода, между которыми сопротивление было 26 ом — это выводы катушек, они через драйвер двигателя (я использовал К1128КТ3А ) подключаются к ардуине. Оставшийся вывод имеет сопротивление по отношению к остальным двум — 12-13 ом. Его надо подключить к питанию «силовой» части, я использовал 12 вольт. Итого: из 6 выводов 2 подключаются к питанию, в моем случае это был средние выводы: 3 и 4.

1, 2, 5, 6 выводы подключаются к драйверу.

Сперва после подключения двигатель вел себя странно: дергался, но не крутился. Поменял в скетче местами управляющие выводы — все заработало, стало быть я при подключении двигателя неверно подключил обмотки. Двигатель после некоторого времени прямо таки раскалился — скорее всего следовало начинать с 5 вольт напряжения.

Часто задаваемые вопросы по шаговым двигателям (FAQ)

  • Что такое шаговый двигатель и для чего он?
  • Какие достоинства у шаговых двигателей?
  • Какие бывают шаговые двигатели?
  • Корпус у меня не разборный, а хочется посмотреть что внутри!
  • На какой минимальный угол может повернуться шаговый двигатель?
  • Какие существуют программы для работы с шаговыми двигателями?
  • Как можно повысить точность вращения вала шагового двигателя?
  • Что означают характеристики шагового двигателя — ток, индуктивность, напряжение и т.п.?
  • Какой шаговый двигатель лучше, А или Б?
  • Что такое драйвер управления шаговым двигателем?
  • Как узнать, подходит ли двигатель А к драйверу Б?
  • У меня перегревается двигатель, что делать?
  • Шаговый двигатель постоянно пропускает шаги. Что делать?

Вопрос: Что такое шаговый двигатель и для чего он?
Ответ:

Шаговые двигатели — это устройства, задача которых преобразование электрических импульсов в поворот вала двигателя на определенный угол. В отличие от обычных двигателей, шаговые двигатели имеют особенности, которые определяют их свойства при использовании в специализированных областях: управляя шаговым двигателем с помощью специального устройства (драйвер шагового двигателя), можно поворачивать его вал на строго заданный угол. Это позволяет применять его там, где требуется высокая точность перемещений. Наглядные примеры это принтеры, факсы, копировальные машины, станки с ЧПУ (Числовое программное управление), фрезерные, гравировальные машины, модули линейного перемещения, плоттеры, установщики радиоэлектронных компонентов. Шаговый двигатель является бесколлекторным двигателем постоянного тока. Как и другие бесколлекторные двигатели, шаговый двигатель высоконадежен и при надлежащей эксплуатации имеет длительный срок службы.

Далее: подробно о строении шагового двигателя

Вопрос:
Какие достоинства у шаговых двигателей?
Ответ:

Достоинства истекают из особенностей конструкции: — Шаговый двигатель может обеспечить очень точное перемещение на заданный угол, причем без обратной связи — поворот ротора зависит от числа поданных импульсов на устройство управления; — высокая точность позиционирования и повторяемость, так качественные шаговые двигатели имеют точность не хуже 5% от величины шага, при этом данная ошибка не накапливается; — хорошая надежность двигателя, обусловленная отсутствием щеток, при этом срок службы двигателя ограничивается лишь ресурсом подшипников; — обеспечивает получение сверхнизких скоростей вращения вала без использования редуктора; — работа в широком диапазоне скоростей, т.к. скорось напрямую зависит от количества входных импульсов. Недостатки — шаговый двигатель подвержен резонансу; — может пропустить шаги и реальная позиция вала окажется рассинхронизирована с позицией, заданной в управляющей системе — низкая удельная мощность шагового привода; — потребляемая энергия не уменьшается при отсутствии нагрузки; — малый момент на высоких скоростях;

Вопрос:
Какие бывают шаговые двигатели?
Ответ:

Шаговых двигателей существует множество разновидностей. В настоящее время 95% всех шаговых двигателей — гибридные. В зависимости от конфигурации обмоток двигатели делятся:

а)Биполярный — имеет четыре выхода, содержит в себе две обмотки. б)Униполярный — имеет шесть выходов. Содержит в себе две обмотки, но каждая обмотка имеет отвод из середины. в)Четырехобмоточный — имеет четыре независимые обмотки. Можно представлять его как униполярный, обмотки которого разъединены, а если соединить соседние отводы — получим биполярный двигатель.

В зависимости от типа электронного коммутатора управление шаговым двигателем может быть: однополярным или разнополярным; симметричным или несимметричным; ·потенциальным или импульсным. При однополярном управлении напряжение каждой фазе изменяется от 0 до +U, а при разнополярном – от -U до +U. Управление называется симметричным, если в каждом такте коммутации задействуется одинаковое число обмоток, и несимметричным – если разное.

Вопрос: Корпус у меня не разборный, а хочется посмотреть что внутри!

Внутри находятся обмотки, зубчатый ротор и несколько подшипников. Не стоит разбирать рабочий двигатель. Ротор устанавливается с малым зазором, кроме того, система ротор-статор образует замкнутый магнитопровод, который намагничивается в собранном состоянии, и двигатель после разборки теряет существенную часть момента.
Вопрос:На какой минимальный угол может повернуться шаговый двигатель?
Ответ:

Большинство моделей имеет 200 шагов на оборот, т.е. 1.8 градуса на шаг. Также производятся и можно заказать у нас двигатель с шагом в 0.9 градуса (400 шагов на оборот). Существует также возможность использования микрошагового режима, который позволяет делить шаг без потери точности на 8-10 микрошагов. Это означает, что для двигателя с шагом 0.9 градуса минимальным угла поворота будет примерно 0,09 град = 5.4 угловых минуты. Существуют также драйверы (например YKC2608M-H), которые могут делить шаг на 256 и даже 512 микрошагов. Но практическое значение таких делений невелико — во-первых, для совершения каждого микрошага требуется подать отдельный импульс STEP, соответственно, требуется очень высокая частота импульсов, во-вторых, точность перестает расти уже после деления шага на 10-16 частей. Единственным применением таких режимов остается повышение плавности хода двигателя.

Вопрос: Какие существуют программы для работы с шаговыми двигателями?

Их существует множество как перемещение на определенный шаг, так для трехмерного использования. Могут управлять от одного до шести двигателей. Например MACH3, LinuxCNC, Turbocnc, NC Studio.

Вопрос:
Как можно повысить точность вращения вала шагового двигателя?
Ответ:

Есть режим дробления шага (микрошаг) реализуется при независимом управлении током обмоток шагового электродвигателя. Управляя соотношением токов в обмотках можно зафиксировать ротор в промежуточном положении между шагами. Таким образом можно повысить плавность вращения ротора и добиться высокой точности позиционирования. Однако, деление шага не всегда приводит к увеличению точности. Погрешность установки вала всегда равна указанному производителем значению (обычно 5% от полного шага), вне зависимости от микрошага. Кроме того, точность установки снижается, если ток в одной из обмоток близок к нулю. В результате точность увеличивает деление шага до примерно 8-10 микрошагов (деление 1/8 или 1/10). Большие значения приводят лишь к увеличению плавности хода.

Вопрос: Что означают характеристики шагового двигателя — ток, индуктивность, напряжение и т.п.?

Все характеристики двигателя находятся в тесной взаимосвязи и определяют главную — кривую зависимости крутящего момента от скорости. Рассматривать влияение характеристик надо для двигателей одного размера. Момент удержания — пиковое значение крутящего момента двигателя — зависит от тока и индуктивности обмотки. Чем больше индуктивность, тем больший момент удержания можно развить, но тем больше требуется напряжение питания на высоких скоростях, чтобы преодолеть индуктивное сопротивление и закачать нужный ток в обмотку. Ток обмотки также определяет выбор драйвера шагового двигателя. Напряжение питания обмотки равно U = I*R, номинальному току обмотки умноженному на напряжение и показывает, какое постоянное напряжение надо подать на обмотку, чтобы получить номинальный ток и, соответственно, момент удержания. Величина напряжения используется при выборе драйвера и характеристик источника питания.

Вопрос
Какой шаговый двигатель лучше, А или Б?
Ответ:

Этот вопрос неоднозначен, но все же дадим пару рекомендаций. Как правило, ориентироваться надо не на момент удержания, а на индуктивность. Лучше работают те двигатели, у которых индуктивность меньше — большинство задач требуют момента на высоких скоростях, и малая индуктивность требует меньшего напряжения питания. Нормальной индуктивностью можно считать 2-5 мГн для двигателей NEMA23 (фланец 57 мм), 4-6 мГн для двигателей NEMA34 (фланец 86 мм). Если А и Б — двигатели разного размера, смотрите кривую зависимости момента от скорости — чем она более пологая, тем лучше.

См. более подробный алгоритм выбора шагового двигателя.

Вопрос:
Что такое драйвер управления шаговым двигателем?
Ответ:

Драйвера шаговых двигателей используются для управления биполярными и униполярными шаговыми двигателями с полным шагом, половинным и микрошагом. Они действуют как посредники между компьютером и двигателем и должны подбираться по напряжению и уровню мощности, типу сигнала (аналоговый и цифровой). Тип двигателя является самым важным фактором при выборе драйвера. В униполярном или биполярном двигателе ток проходит только в одном направлении по обмотке. Биполярные шаговые двигатели имеют две обмотки через которые ток проходит поочередно. Шаговые двигатели с полным шагом приводятся в движение благодаря изменениям магнитного поля относительно ротора. Полушаговые двигатели в свою очередь действуют также, как двигатели с полным шагом однако угловое перемещение ротора составляет половину шага полношагового двигателя. На каждый второй шаг запитана лишь одна фаза, а в остальных случаях запитаны две. В результате угловое перемещение ротора составляет половину угла. Микрошаговые или минишаговые двигатели отличаются дискретным числом угловых перемещений угловых положений между каждым полным шагом. В драйверах минишаговых и микрошаговых двигателей используются электронные методы улучшения позиционного решения системы управления. Драйвера шаговых двигателей отличаются по электрическим характеристикам, параметрам управления, размерам и техническим характеристикам. Электрические характеристики включают в себя максимальное напряжение на входе, номинальную мощность, силу тока на выходе, максимальная сила тока на выходе, питание переменным и постоянным током. Драйвера для шаговых двигателей могут быть однофазными или трех фазными с частотой в 50, 60, или 400 Гц. Параметры управления включают в себя особенности установки и управления. В некоторых драйверах используются ручные средства управления типа кнопок, DIP-переключателей или потенциометров. В других используются джойстики, цифровые пульты управления, компьютерные интерфейсы, или слоты для карт PCMCIA (Международная ассоциация производителей карт памяти для персональных компьютеров). Программы контроля могут быть сохранены на передвижных, энергонезависимых носителях данных. Переносные блоки управления разработаны для управления с удаленных точек. Также доступно беспроводное и WEB управления. Форма драйверов позволяет сборку модуля в нескольких конфигурациях. Большинство устройств могут монтироваться на шасси, контактные DIN рельсы, панели, стойки, стены или печатные платы (PCB). Также возможна установка автономных устройств и интегральных микросхем, которые монтируются на печатные платы. Особенности драйверов: подавление резонанса; вспомогательные входы/выходы (I/O); мягкий старт; автонастройка, самодиагностика и проверка состояния; а так же сигнализация в таких случаях как перенапряжение. В драйверах используют много различных типов шин и коммуникационных систем. Шинные типы: (ATA), (PCI), (IDE), (ISA), (GPIB), (USB) и (VMEbus). Коммуникационные стандарты: ARCNET, AS-i, Beckhoff I/O, CANbus, CANopen, DeviceNet, Ethernet, (SCSI) и (SDS). Также доступно большое количество последовательных и параллельных интерфейсов. Соответствующая статья поможет подобрать драйвер.

Вопрос:
Как узнать, подходит ли двигатель А к драйверу Б
Ответ:

Чтобы это узнать, сделайте следующее: 1) проверьте, может ли драйвер выдавать ток фазы, равный(или примерно равный)току, указанному производителем двигателя. Если ток драйвера заметно меньше тока фазы двигателя — драйвер не подходит. 2) Вычислите максимальное напряжение питания двигателя по формуле Umax = 32 * sqrt (L), где L — индуктивность обмоток двигателя в миллигенри(указывается производителем). Желательно, чтобы максимально допустимое напряжение питания драйвера было примерно равно этому значению, или было немного больше. Если это условие не выполняется, то скорее всего двигатель вращаться будет, но больших скоростей достичь не удастся.

Пример:подходит ли UIM24008 для двигателя ST86-150? Ток обмотки двигателя — 5.6 А, ток, выдаваемый драйвером — до 8А, первое условия выполнено. Индуктивность двигателя — 9.2 мГн, по формуле получаем Umax = 32 * sqrt(9.2) = 97 Вольт. Максимальное напряжение питания драйвера — всего 40 Вольт. Это означает, что двигатель будет отдавать момент только на низких оборотах, а для получения качественного движения необходимо использовать или драйвер с напряжением питания до 80-90 Вольт (например, AM882 или YKC2608M-H), или двигатель с меньшей индуктивностью, например ST86-80.

Вопрос:
У меня перегревается двигатель, что делать?
Ответ:

Для начала надо определить, действительно ли двигатель перегревается. Многие воспринимают рабочую температуру двигателя как перегрев, потому что её «не терпит рука», тогда как нагрев до 80 градусов — рабочая ситуация для шагового двигателя. Необходимо замерить реальную температуру. Если она меньше 70 градусов — беспокоиться не стоит. Если между 70 и 80 — Ваш двигатель работает на пределе температурного режима, но тоже особых поводов для беспокойства нет. Если больше 80 — первое, что необходимо проверить, это выставленный рабочий ток на драйвере. Он должен соответствовать номинальному току двигателя, или быть чуть-чуть меньше Также можно использовать функцию снижения тока обмоток в режиме удержания. К снижению нагрева приводит и снижение питающего напряжения, однако, и момент на высоких оборотах тоже снизится. Если нет возможности жертвовать динамикой двигателя, остается единственный способ — установить на корпус ШД радиатор и/или вентилятор.

Вопрос:
Шаговый двигатель постоянно пропускает шаги. Что делать?
Ответ:

Пропуск шагов — самая неприятная проблема у шаговых приводов. Причин может быть множество. В порядке убывания распространенности

  1. Некачественный блок управления двигателем(драйвер). Не стоит недооценивать сложность управления шаговым двигателем. Разница в работе драйвера Leadshine и кустарной поделки — очень велика. Особенно это заметно при работе в области резонанса.
  2. Неверные настройки драйвера. Неверно выбранный ток и прочие опции — могут приводить к пропуску шагов. Проверьте все настройки еще раз.
  3. Недостаточное напряжение питания. С повышением скорости врашения ШД теряет динамику. Чем выше напряжение — тем выше можно добиться скорости вращения без пропусков шагов.
  4. Двигатель перегружен. Нагрузка на двигатель слишком велика. Снизьте ускорение и скорость или поставьте двигатель побольше.
  5. Механическая часть(направляющие, передачи) подклинивает
  6. Дребезг на контактах управляющих сигналов STEP/DIR или наводки от инвертора/плазмотрона.
  7. Проблемы с генерацией сигналов STEP/DIR. Это целое отдельное семейство проблем, которое достойно отдельного обсуждения. Три самых распространенных проблемы — малая длительность сигналов(для драйверов указывается рекомендуемая длительность импульса), слишком растянутый фронт импульса, или слишком поздняя смена DIR при смене направления движения(эта проблема есть у Mach3 при работе от LPT) — при использовании медленных оптопар это приводит к тому, что драйвер делает еще один шаг в том же направлении, тогда как должен уже шагать в противоположном.
  8. Бракованный драйвер(например, входная оптопара не успевает отрабатывать фронты сигнала).
  9. Бракованный двигатель. Прозвоните обмотки, проверьте их сопротивление(должно совпадать с паспортным). Проверьте вращение вала рукой — при разомкнутых обмотках вал отключенного двигателя должен вращаться легко и беззвучно, при замкнутых накоротко вал крутиться не должен.
  10. Иногда за пропуск шагов принимают проскальзывание шестерни на валу или муфты, соединяющей вал двигателя с винтом передачи.

Как проверить шаговый двигатель мультиметром

СКАЧУЩИЕ ОБОРОТЫ

Как выяснилось общими усилиями, обороты рано или поздно начинают скакать у всех фактически, а причин этому оказывается масса.

1 Регулятор холостого хода (РХХ) (частично можно проверить тестером). Как правило первым начинает выносить мозг. 2 Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) (его можно легко проверить тестером). 3 Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) (можно проверить тестером, но этому верить нельзя). 4 неисправны или не правильно работают форсунки. 5 Подсасывает воздух в систему подачи топлива (откуда угодно) 6 Грязный дроссельный узел 7 ДПКВ

Есть и другие редкие причины вызывающие скачки оборотов, но в общей массе верхние самые распространенные. Часто неисправные устройства из верхнего списка могут вызывать и другие проблемы с машиной, как то плохой запуск на холодную или же наоборот на горячую или глохнет на холостых и т.д. Все это связано с повышенным расходом топлива, износом преждевременным деталий и БЛА-БЛА-БЛА (пилять какой умный)

Короче про регулятор холостого хода. Проверить можно и тестером, но это только покажет целостность обмоток и усё. Между обмотками А и B, С и D сопротивление должно быть 40-80 Ом. А между контактами В и С, А и D бесконечность. Собственно и все, что можно проверить побырому. РХХ проверяется на стенде. Как правило обмотки летят редко, а основная причина выхода его из строя — это загрязнение штока или износ штока. Правильная работа регулятора — это равномерный заход и выход штока, без заклиниваний, проскакиваний в червяке, подергиваний. Именно на это и следует проверять его. Выход его должен быть плавным при небольшом давлении пальцем на конус штока, который перекрывает воздушный канал. Просто кинуть напряжение для проверки на него не выйдет, т.к. эта срань работает от импульсов. Есть готовые решения для проверки ВАЗовских регуляторов, можно им проверять, только надо посмотреть какие контакты куда кидать. Стоит он 1700 руб примерно. В инете есть схемы для радиолюбителей, так они очень умные, на микрухах разных. Но вот попалась простетская и спешу выложить, что нарыл.

Нужен трансформатор на напряжение 6 В переменного тока от зарядного устройства мобильного телефона. Схема собирается на колодке, подключаемой к РХХ (они есть в продаже). Попеременно пользуясь включателями, проверяем прямой и обратный ходы штока РХХ. Если узел исправен, лампа (6 В/0,6 А) едва светит. А яркий свет говорит о заедании штока и необходимости его чистки и смазки либо замены.

Плата управления шаговым двигателем, vid Алгоритм управления шаговым двигателем, screenshot-1 Импульсное управление шаговым двигателем, screenshot-2 Схема управления шаговым двигателем, shema Схема шагового двигателя, ris1

Температура

Многие инженеры ошибочно полагают, что если шаговый электродвигатель имеет небольшой размер, значит, его температура тоже должна быть небольшой. Этот миф легко развеять, взяв документацию на электрическую машину, пирометр, и произвести замер. То, что при касании может показаться «очень горячим», на самом деле не будет даже подходить к максимально допустимой температуре машины. Шаговые электродвигатели обычно имеют повышенную температуру, это связано с внутренними процессами в самой машине. Даже когда они не вращаются они также подвержены потерям. Тем не менее, если вы сомневаетесь – перестрахуйтесь и проверьте температуру. Естественно, если температура превысит предельно допустимую, указанную в паспорте, это может привести к необратимым последствиям (выход из строя или значительное сокращение срока службы).

В случаях, когда есть необходимость снизить потребление электроэнергии в режиме простоя, можно использовать специальные драйверы, в которые данная функция включена. Однако это повлияет не только на значение тока в обмотках, но и на удерживающий момент, что в определенных механизмах тоже важно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *