Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

  • автор:

Как проверить состояние аккумулятора при помощи мультиметра

Рассказываем и показываем, как с помощью обычного цифрового мультиметра можно измерить напряжение автомобильного аккумулятора в разных режимах работы и этим оценить его работоспособность. Тестировать будем новый аккумулятор ёмкостью 95 А/ч. Измерения напряжения проводим недорогим бюджетным цифровым тестером.

Проверяем аккумулятор мультиметром

Первое измерение проводится без подключения аккумулятора к нагрузке. В нашем случае это бортовая сеть автомобиля. Переключатель мультиметра устанавливаем на измерение постоянного напряжения с пределом 20 В. Подключаем щупы прибора к клеммам аккумулятора. Прибор показывает напряжение 12,83 В. Эти показания соответствуют полностью заряженному работоспособному источнику питания. У исправного аккумулятора допускается небольшой разброс этого параметра в пределах 12,4 – 12,9 Вольт. Если напряжение батареи на 0,1 В меньше нижнего предела, то заряд аккумулятора на 10 % меньше номинального. Если на 0,2 В, то недозаряд составит 20 %. И т.д.

Переходим к следующему измерению. Теперь клеммы аккумулятора подключает к бортовой сети автомобиля. Даже при невключенном зажигании в сети автомобиля есть активные нагрузки. Это, например, магнитола, сигнализация, блок управления двигателем. Из-за подключенной нагрузки напряжение на клеммах понизилось. В этом случае аккумулятор выдает напряжение 12,58 В, что мы и видим на табло прибора.

Следующее измерение проведем на заведенном автомобиле. При пуске двигателя от стартера, напряжение не должно упасть ниже 9 В. Потом оно начнет повышаться, когда в действие вступит генератор. И в конечном итоге оно увеличится до 13 и более Вольт, в зависимости от работоспособности генератора и регулятора напряжения.

Закрепляем щупы прибора на батарее, ещё раз фиксируем показания мультиметра. На табло 12,48 В. Заводим двигатель. При включении зажигания, напряжение падает до 11,75 В.

А когда начинает работать стартёр, оно проседает до 10,2 В. Очень большой ток потребления в момент вращения стартёра. Но вот двигатель завёлся, и обороты стабилизировались, напряжение увеличивается – вступает в действие генератор автомобиля. При исправном генераторе и регуляторе напряжения показания мультиметра должны быть в пределах 13,8 – 14,2 В.

Проведённые нами измерения показывают, что купленный новый аккумулятор соответствует заявленным электрическим параметрам. Проверка завершена.

Проверка аккумулятора мультиметром: как померить напряжение в АКБ тестером

Что такое мультиметр и как он работает

Тестер — это универсальный измерительный прибор, в минимальной комплектации объединяющий в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Поставляется на рынок в цифровом и аналоговом исполнении, иногда со специальными щупами в виде клещей.

Аппарат позволяет оперативно выявлять целый набор ключевых показателей исследуемой энергетической цепи (или устройства): емкость батареи, сопротивление, рабочую температуру и пр. Необходим не только электрикам, но и автомеханикам, потому что современные машины буквально набиты всевозможными электросетями и проводкой.

Как мультиметром проверить амперы на аккумуляторе автомобиля — методы «тестерной» диагностики

Изучение характеристик АКБ транспортного средства — это простая работа, справиться с которой сумеет даже человек, не понимающий в автомеханике абсолютно ничего. Все процедуры выполняются по шагам одного из двух преимущественных регламентов — с активированной или деактивированной силовой установкой. Оба варианта обладают своими преимуществами и недостатками, активно применяясь профессиональными мастерами в сервисных центрах.

Работающий движок

Специалисту, желающему проинспектировать значения напряжения аккумуляторного блока при включенном ДВС, нужно в обязательном порядке учесть следующие нюансы:

мотор заводится только после того, как машина окажется на ровной площадке, с поднятым ручником;

водителю следует выключить все более или менее мощные потребители электрической энергии — отопительные приборы, фары и аудиосистему.

Стандартные средние показатели на клеммах вольтметра должны колебаться в промежутке от 13,5 до 14 В. В противном случае можно сделать вывод о плохом контакте в цепи, неисправности интегрированного генератора или поломке электронного регулятора.

Неработающий двигатель

Люди, ищущие ответ на вопрос о том, как проверить зарядку аккумулятора и его работоспособность мультиметром или тестером на автомобиле, обычно желают произвести диагностику деактивированной силовой установки. Им кажется, что такая процедура выглядит безопаснее. На практике, разницы между двумя методами практически нет.

Выдаваемое блоком напряжение в нормальных условиях составляет 12,4 – 13,4 В. Одна граница соответствует 100% заполнения конденсаторов, а другая — 50% соответственно. Важно снимать параметры перед ездой, а не сразу после деактивации движка машины.

Визуальный осмотр корпуса и кабелей

Опытные мастера могут обнаружить неисправность детали буквально после одного беглого взгляда. Для того чтобы проинспектировать ее на предмет физических повреждений, нужно заняться полноформатным демонтажом — отсоединить все клеммы и открутить болт прижимного механизма.

Поводами для беспокойства становятся всевозможные выпуклости, сколы и трещины. Избыточная зарядка, сочетающаяся с чередой внутренних коротких замыканий, приводит к раздуванию конструкции. Накопившаяся в ней кислота превращается в газ, который продавливает внешние стенки каркаса устройства.

Какие параметры можно проверить разными способами

О том, сколько должен показывать заряженный аккумулятор на мультиметре мы уже рассказали, осталось разобраться с его другими ключевыми характеристиками. Человек, пользующийся обыкновенным тестером, может получить целый набор важных сведений, позволяющих сделать вывод о работоспособности модуля:

внутреннее сопротивление и пр.

Правда, для каждого показателя будут свои средние значения. Точные цифры прописываются в сопроводительной и сертификационной документации, поставляемой в комплекте с устройством. Мастеру, обнаружившему гору несоответствий, придется позаботиться о полноформатной замене вышедшей из строя детали. Приобрести аккумуляторный блок, полностью соответствующий заявленным эксплуатационным характеристикам, можно в интернет-магазине PROavto.

Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром — проверяем заряд АКБ тестером

Степень заряженности классических современных литий-ионных батарей инспектируется по шагам простейшей инструкции. Перед началом работы нужно произвести полный демонтаж, сняв блок с прижимного механизма.

Затем аппарат оставляется в теплом, укрытом от прямых солнечных лучей месте, на 5-6 часов. После того как модуль отдохнул, к его клеммам подводятся провода вольтметра — черно-красный на «плюс», темный на «минус». О состоянии системы выводы делаются по результирующим цифрам:

от 12.7 до 13.3 В — все в норме;

от 12.1 до 12.4 В — нужно пополнить запас электроэнергии;

от 11.6 до 12 В — источник истощен;

до 11.5 В — устройство выработало весь свой эксплуатационный ресурс.

На всю работу уходит не более получаса (исключая время ожидания «отдыха» АКБ).

Ток утечки

Показатель, отражающий объем ресурсов, затрачиваемых на поддержание работоспособности потребителей, подключенных к бортовой сети транспортного средства. Данные считываются так:

Отключение всей нагрузки (фар, аудиосистемы, кондиционирования, печки).

Снятие «минусовой» клеммы.

Активация на тестере режима амперметра в диапазоне до 10 А.

Подключение прибора к батарее.

Нормальные значения варьируются в промежутке от 55 до 80 мА. Точные цифры прописаны в техническом паспорте, а также сопроводительной и эксплуатационной документации, поставляемой в комплекте с блоком.

Плотность

С тем, как проверить исправность и ампераж автомобильного аккумулятора мультиметром мы разобрались, теперь перейдем к измерениям, которые обычно реализуются при помощи ареометра.

СЕРВИС КЛЮЧ 75566 Ресанта 6110218 PROconnect 133011
СЕРВИС КЛЮЧ 75566 Ресанта 6110218 PROconnect 133011

Если стеклянной трубки с нанесенной на ней шкалой делений под рукой не оказалось, можно воспользоваться тем же самым тестером:

Включаем режим «вольтаж», подсоединяем провода с зажимами типа «крокодил».

Переключатель выставляем на отметку 20 В, после чего снимаем данные с клемм АКБ.

Просматриваем значения и сопоставляем их со среднестатистическими допустимыми цифрами.

Такую операцию следует проводить каждые 15-20 тыс. километров пробега.

Степень заряда, измеряемая в процентах.

Плотность электролитической массы литий-ионного АКБ (г/см³).

Степень разряженности, также измеряемая в процентах.

Параметры выдаваемого напряжения на клеммах аккумулятора.

Время до полного заряда от 10% емкости, (часы).

Емкость

Для того чтобы проинспектировать наполненность внутренних конденсаторов, нужно воспользоваться классическим методом контрольного разряда. Сначала аппарат заряжается до 100% — убедиться в окончательном завершении данного процесса можно с помощью проверки напряжения и плотности электролита.

Затем к системе коммутируется так или иная нагрузка (в ее роли нередко выступает обыкновенная лампа на 24 Вт). Потом наступает период длительного ожидания — нужно дождаться, пока модуль не разрядится до 50%, при этом измерив время. Последний этап — несложное математическое вычисление:

Энергоемкость (А*ч) = сила тока в цепи с нагрузкой * кол-во часов на разряд

Если результирующий показатель близок к номинальному (прописанному в сопроводительной и технической документации) значению, значит, с деталью все в порядке.

Вольтаж

«Как проверить заряд и измерить амперы или напряжение на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра?» — простой вопрос, ответ на который может дать даже первокурсник профильного автомеханического техникума.

Клеммы тестера подключаются к АКБ в установленным порядке — черный провод идет на «минус», а крайний на «плюс». Если кабели одного цвета, мастер пользуется маркировками. При деактивированной силовой установке на табло должны появиться значения, варьирующиеся в районе 13,5-14 В. Они указывают на то, что модуль полностью исправен.

Внутреннее сопротивление

Сам процесс замера оммажа выглядит чрезвычайно легко, но для его реализации специалисту придется подготовить тот или иной элемент нагрузки. В роли такового может выступать, например, обыкновенная галогенная лампа на 60 Вт, с током потребления в районе 5 А. При ампераже в 100 А потери напряжения не превышают 1 В (соответственно, при 5 А — 0,05 В). Показания снимаются по шагам элементарной инструкции:

Подключаем лампочку к аккумуляторному блоку, а затем дожидаемся, когда она загорится.

Инспектируем вольтамперные характеристики и записываем их на отдельном тетрадном листе.

Отключаем элемент нагрузки и выполняем вторичные измерения, вновь занося результаты в тетрадь.

Если разница между «вольтовыми» показателями не превышают 0,05 В — значит, с агрегатом все в порядке. В противном случае можно сделать вывод о его частичном износе или скором выходе из строя. Заменить «проблемную» деталь очень легко, особенно в том случае, если водителю будут помогать сотрудники консультационного отдела интернет-магазина PROavto.

Проверка зарядки аккумулятора (АКБ) мультиметром — можно ли провести диагностику блока без особых приборов

Стоимость самого дешевого тестера колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, так что проблем с приобретением измерителя практически не бывает. Однако необходимое устройство из поля зрения автолюбителя периодически пропадает, и тогда перед ним появляется задача по изучению характеристик аккумуляторной батареи без профильного технического оснащения.

Вариантов, на самом деле, не так много — водителю нужно запустить силовую установку и попытаться оценить работоспособность стартера. Отлично крутящийся элемент зажигательной системы укажет на функциональность АКБ.

Правда, к сфере полноформатной диагностики представленный метод не относится. Машина может затроить спустя 10-15 минут движения — у нее потухнут фары, отключится аудиосистема и перестанет работать печка. Именно поэтому в гараже каждого автовладельца должен находиться тестер, набор из двух галогеновых лампочек разной мощности и нагрузочной вилки.

Заключение

Перед тем как замерить заряд (померить амперы, ток зарядки и напряжение) аккумулятора мультиметром, владельцу транспортного средства следует убедиться в работоспособности самого измерительного прибора. Впрочем, такие машинки ломаются крайне редко, и при необходимости приобретаются в любом профильном магазине. Стоимость самого дешевого устройства колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, а его пользу переоценить чрезвычайно трудно.

Что и как можно проверить мультиметром в аккумуляторе

Иногда у автомобилистов возникает необходимость проверить состояние тех или иных узлов. Одним из них выступает и аккумуляторная батарея, которая нуждается в периодической диагностике и обслуживании.

Измерение напряжения мультиметром

Всякий раз отвозить машину в автосервис затратно по деньгам и по времени. Плюс целый ряд задач можно решить в гаражных условиях, не прибегая к использованию сложного профессионального оборудования.

На многие вопросы относительно состояния АКБ поможет ответить универсальный мультиметр. Именно мультиметром можно быстро и достаточно легко проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, оценить его текущее состояние, найти слабые места.

Что можно проверить

Мультиметром называют специальное приспособление, позволяющее делать замеры вольтажа, силы тока, сопротивления, температуры и пр. Это распространённый прибор, который получил широкое применение в различных областях и сферах деятельности.

Практически каждый автомобилист, который хотя бы минимально занимается обслуживанием своего авто, должен иметь в распоряжении подобный девайс.

Используя мультиметр, можно проверить:

  • напряжение;
  • силу тока;
  • ёмкость; ;
  • утечки тока.

Да, в некоторых случаях, помимо самого мультиметра, потребуются дополнительные приспособления. Но отыскать их у себя в гараже или купить за небольшие деньги не составит проблем.

Напряжение

Рассмотрим для начала, как проверять напряжение в аккумуляторе мультиметром, и что для этого потребуется сделать.

Разобраться с тем, как самому проверить зарядку мультиметром у аккумулятора, не сложно. Достаточно следовать инструкциям, а также не забывать о технике безопасности:

  1. Для начала нужно собрать устройство. Перед тем как поверить зарядку своего аккумулятора мультиметром, переведите его в режим измерения именно напряжения, то есть вольтажа. Поскольку многие переключают почему-то на амперах.
  2. Если у вас поворотный переключатель, его нужно повернуть в положение порога измерений до 20 Вольт. То есть просто установите отметку 20V. Поскольку АКБ вырабатывает до 14,5 В (при работе двигателя), то диапазон до 20 В будет оптимальным.
  3. Чтобы выполнить замер напряжения у вашего аккумулятора, своим мультиметром подключитесь к клеммам батареи. Чёрный провод идёт на минус, а красный на плюс.
  4. Теперь фиксируйте, сколько Вольт показывает прибор. Далее делайте соответствующие выводы.

Если вам удалось тестером проверить текущий заряд аккумулятора, не будет лишним разобраться в цифрах.

Тут стоит ориентироваться на такие значения:

  • если АКБ заряжена полностью, тогда мультиметр будет показывать порядка 12,7 В, то есть заряжать аккумулятор нет необходимости;
  • диапазон от 12,1 до 12,4 В говорит примерно о 50–70% заряда, то есть тут подключиться к ЗУ не помешает;
  • когда заряд падает ниже 11,7 В, это уже считается глубоким разрядом: некоторые АКБ при 10,5 В вернуть к жизни уже не получается.

Как видите, измерить самостоятельно обычным мультиметром вольтаж автомобильного аккумулятора – не проблема. Но это далеко не всё, на что способен этот диагностический девайс.

Основные характеристики аккумуляторных батарей

Сила тока

Теперь о том, как можно самому проверить мультиметром ампераж аккумулятора. Эта процедура уже несколько сложнее, поскольку потребуется дополнительное приспособление в виде нагрузки. Обычно автомобилисты берут просто лампочку от фар.

Непосредственно на самой АКБ ампераж не измеряется. Это делается в созданной цепи.

Перед тем как измерить силу тока мультиметром на эксплуатируемом аккумуляторе, потребуется его подготовить. Для этого переведите переключать в положение измерения переменного тока.

Чтобы проверить амперы на автомобильном аккумуляторе, вооружившись мультиметром и лампочкой, необходимо:

  • перевести в нужное положение прибор;
  • выбрать необходимый предел по количеству Ампер;
  • сначала рекомендуется выбирать максимальный предел;
  • плюсовой щуп мультиметра соединяется с плюсом аккумулятора;
  • в разрыв минуса подключается лампочка;
  • должно получиться так, что минус от тестера идёт на лампочку, и от лампочки цепь замыкается на минусе АКБ;
  • теперь проверяются значения на приборе.

Контакт щупа с тестируемой батареей не должен длиться более 1–2 секунд.

Теперь нужно сравнить параметры на дисплее мультиметра с оптимальными характеристиками, указанными на корпусе аккумуляторной батареи.

Измерительный прибор мультиметр

Организовав подобную цепь, можно проверить силу тока своего аккумулятора, пользуясь только мультиметром и электрической лампочкой в качестве нагрузки.

Ёмкость

Самостоятельно проверить ёмкость автомобильного аккумулятора, вооружившись мультиметром, не сложно. Но и здесь потребуется нагрузка в виде лампочки. Важно точно знать, какой у нагрузки ток потребления.

Саму инструкцию о том, как измерить ёмкость у аккумулятора обычным универсальным мультиметром, можно представить в таком виде:

  1. Полностью зарядите аккумулятор. Здесь лучше подойдёт зарядное устройство, чтобы точно добиться полного заряда.
  2. Далее подключите к АКБ нагрузку в виде лампочки от автомобильных фар. Обычно берут на 35–40 Вт.
  3. Обязательно запомните время, когда вы выполнили подключение, поскольку нагрузка будет постепенно забирать заряд.
  4. Параллельно с подключением нагрузки следует соединить щупы мультиметра с выводами АКБ, делая замеры в режиме постоянного напряжения. Тем самым вы сможете тестером наблюдать за изменениями.
  5. Когда напряжение на аккумуляторе упадёт примерно до 50% от своего максимума, отключайте нагрузку.

У автомобилиста теперь есть нагрузка с определёнными характеристиками, АКБ и время, в течение которого происходил разряд. Остаётся только умножить силу тока в цепи при нагрузке на количество часов, потраченных на разряд. Так вы получите ёмкость, выраженную в Ампер*часах.

Остаётся только сопоставить эти параметры со значениями, указанными на корпусе источника питания. Если полученная ёмкость близка с изначальным цифрам, с аккумулятором всё хорошо, и ему ещё предстоит долгая работа. Если же реальная ёмкость упала на 40–50% в сравнении с номинальной, тут стоит задуматься о замене АКБ.

Внутреннее сопротивление

Также мультиметром можно самостоятельно проверить внутреннее сопротивление, характерное для конкретной АКБ автомобиля.

Сделать замеры внутреннего сопротивления довольно просто. Но опять же, здесь потребуется воспользоваться лампочкой в качестве нагрузки. В качестве примера можно взять лампу галогенового типа на 60 Вт с током потребления 5 А:

  • когда ампераж составляет 100 А, потеря напряжения не должна быть более 1 В, то есть при 5 А напряжение будет порядка 0,05 В;
  • подключите лампочку к аккумуляторной батарее и дождитесь, когда она начнёт гореть;
  • в этот момент проверьте, какое напряжение на выводах аккумулятора, воспользовавшись мультиметром;
  • сделайте замеры и запишите их, либо просто запомните;
  • теперь выключите лампочку;
  • повторно проверьте показатели вольтажа на выводах.

Остаётся только сравнить 2 полученных значения. Если разница не превышает 0,05 В, то с аккумулятором всё хорошо. А точнее, его внутреннее сопротивление находится в пределах нормы.

Но когда разница заметно больше, это указывает на сильный износ источника питания. Долго такая батарея уже не прослужит, потому стоит подумать о покупке новой АКБ.

Ток утечки

Ещё с помощью мультиметра можно самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор на предмет тока утечки.

Минимальные показатели утечки тока являются нормой для любой аккумуляторной батареи. И обычно они не превышают 60–80 мА.

Использование мультиметра для проверки АКБ

Обусловлено это тем, что даже во время стоянки, когда двигатель выключен, зажигание не работает, все потребители отключены, определённый расход энергии всё равно идёт. Это необходимо для поддержания работоспособности той же сигнализации, которая обычно и забирает больше всего энергии.

Потому принято считать, что утечка до 100 мА является нормой. Но всё, что превышает это значение, требует дополнительной проверки и диагностики.

Проверить утечку вовсе несложно. Здесь требуется действовать по такому алгоритму:

  • заглушите двигатель, выключите зажигание, подождите хотя бы 15–20 минут;
  • выключите всех потребителей, которые могут работать даже при выключенном зажигании, к их числу относят аудиосистему, мультимедийный комплекс, сигнализацию и пр.;
  • снимите минус с аккумуляторной батареи;
  • переключите измерительный прибор в режим проверки постоянного тока в диапазоне до 10 А;
  • теперь плюсовой провод тестера соедините с плюсом на АКБ;
  • к снятому минусу подключите минус от мультиметра;
  • смотрите на показания прибора.

Если утечки в аккумуляторной батарее нет, тогда и устройство будет показывать соответствующие нули.

Если же утечка присутствует, тогда на приборе вы увидите то, насколько сильно батарея теряет заряд. Когда значения выходят за рамки нормы, следует узнать, где именно проблема. Для этого достаточно поочерёдно отключать предохранители и возвращать их на место.

Вытащив очередной предохранитель или реле, параллельно наблюдая за мультиметром, вы можете увидеть, что ток утечки нормализовался. Это означает, что в этой системе или узле, за который отвечает извлечённый предохранитель, и кроется проблема повышенной утечки.

Быстрая проверка

Существует и очень простая, быстрая проверка состояния АКБ, для которой потребуется вооружиться только лишь одним мультиметром. Подобными экспресс-проверками рекомендуется периодически заниматься, чтобы хотя бы примерно знать о состоянии источника питания.

Здесь нужно сделать следующее:

  1. Остановите мотор, дайте ему просто постоять около 15 минут, после чего поднимайте капот.
  2. Плюс мультиметра соедините с плюсом на аккумуляторе. Теперь то же самое проделайте с минусом.
  3. Тестер должен стоять в режиме измерения напряжения с диапазоном до 20 В.
  4. Когда двигатель остановлен и зажигание выключено, заряженная АКБ должна показывать около 12,7 В.
  5. Теперь можно запустить двигатель, наблюдая за значениями на приборе. Если напряжение возросло до 14,5–14,7 В, это тоже хорошие показатели.
  6. Далее подключите какую-нибудь нагрузку. К примеру, в салоне включите печку или кондиционер, дальний свет, подогрев сидений.
  7. Под нагрузкой напряжение не должно падать более чем на 0,2 В в сравнении с параметрами без нагрузки. Если без нагрузки 14,7 В, то с нагрузкой нормой будет 14,5–14,6 В.

Вот и вся экспресс-проверка.

Мультиметр действительно даёт много возможностей. Но не со всеми задачами он справляется самостоятельно.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: емкость, заряд, напряжение, ток утечки, сопротивление

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Аккумулятор служит источником питания электрооборудования автомобиля. Очень важно периодически проверять его работоспособность, так как при неисправном или разряженном аккумуляторе будет невозможно завести автомобиль.

  • Кратко об автомобильном аккумуляторе
  • Способы проверки заряда аккумулятора автомобиля
  • Емкость и внутреннее сопротивление аккумулятора автомобиля
  • Проверка аккумулятора на автомобиле мультиметром
  • Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора — таблица
  • Как правильно проверять аккумулятор автомобиля
  • Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром — пошаговая инструкция

Проверка состояния аккумуляторов мультиметром – простой и всем доступный способ, дающий хорошие результаты. Данные приборы стоят недорого. Например, на Алиэкспрессе — от 350 рублей. Заказать с Алиэкспресса можно, перейдя по этой ссылке.

Название прибора говорит само за себя: это прибор, предназначенный для измерения различных величин: напряжения постоянного и переменного тока, величины постоянного тока, омического (активного) сопротивления, «прозвонки» проводов, проверки транзисторов.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Он может быть цифровым или стрелочным. Цифровым пользоваться удобнее, он точнее, но в некоторых случаях стрелочный более нагляден и менее инерционен.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Основные разъемы и функции мультиметра

Кратко об автомобильном аккумуляторе

Автомобильный аккумулятор на самом деле является аккумуляторной батареей, состоящей из шести последовательно соединенных элементарных аккумуляторов (моноблоков), помещенных в прочный пластмассовый корпус, разделенный на 6 изолированных банок.

Кратко об автомобильном аккумуляторе | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Автомобильный аккумулятор в разрезе

Каждый моноблок состоит из электродов, сепараторов и электролита. Электродные пластины изготавливаются из свинцовых решеток. В ячейки катодных пластин запрессовывается паста из порошкового свинца, серной кислоты и добавок, обеспечивающих хорошее сцепление намазки с решетками.

В анодные пластины вмазывается паста на основе двуокиси свинца.

Аккумуляторы такой электрохимической системы получили название свинцово-кислотных. Они выдерживают больше 500 циклов «заряд – разряд», имеют неплохие массогабаритные показатели, работают в широком диапазоне температур: от -50 до +40°С.

Срок службы зависит от интенсивности эксплуатации, может достигать 6 и более лет.

Кратко об автомобильном аккумуляторе | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Свойства свинцово-кислотных аккумуляторов позволяют просто и точно оценивать степень заряженности и ресурс батареи.

Способы проверки заряда аккумулятора автомобиля

На практике применяются два доступных способа для того, чтобы проверить заряд аккумуляторной батареи:

    Определение автомобильным ареометром плотности электролита.

Способы проверки заряда аккумулятора автомобиля | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Для этого необходимо делать забор электролита из каждой из шести банок аккумулятора по очереди, сравнивая полученный результат.

Способы проверки заряда аккумулятора автомобиля | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка плотности электролита ареометром

Способы проверки заряда аккумулятора автомобиля | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Для проверки батареи мультиметром необходимо обесточить всю нагрузку на АКБ

Используются присадки в основном двух типов:

  • сплав свинца с сурьмой. Процентное содержание сурьмы в 5,5 – 6% значительно повышает прочность электродных пластин и предотвращает преждевременное осыпание намазки.
  • сплав свинца с кальцием, его доля составляет всего около 0,1%.

Кальциевые решетки изготавливаются по более совершенной технологии: не литьевым способом, а штамповкой.

Достоинства кальциевых аккумуляторов:

  • Большее значение НРЦ, а, значит, и лучшие пусковые характеристики.
  • При одинаковой прочности электроды могут изготавливаться с меньшей толщиной, следовательно, при одинаковых размерах корпуса кальциевые аккумуляторы обладают большей емкостью.
  • Менее чувствительны к перезаряду, так как разложение («закипание») электролита наступает при большем напряжении заряда.

Недостаток – стоимость в 1,5 раза выше, чем у сурьмянистых батарей.

Емкость и внутреннее сопротивление аккумулятора автомобиля

Очень важной характеристикой аккумуляторов является внутреннее (омическое) сопротивление, измеряется, соответственно, в Омах. Чем оно меньше, тем больше пусковой ток стартера и тем быстрее и легче заводится автомобиль.

Емкость характеризует способность к накоплению энергии, измеряется в Ампер-часах (Ач).

По мере эксплуатации аккумулятор «стареет»: его емкость уменьшается, сопротивление растет. За год свинцово-кислотный аккумулятор деградирует примерно на 10-15%. При снижении емкости до некоторого критического значения батарея не сможет завести мотор. Особенно это характерно для тяжелых условий пуска – при низкой температуре, с загущенным моторным маслом и т.д.

Норма внутреннего сопротивления НОВОГО АКБ, мОм Внутреннее сопротивление подержанного АКБ (в среднем,

Чем ниже внутреннее сопротивление, тем лучше

Замеры должны производиться при температуре +20-25°С. На морозе делать замеры нельзя, иначе они будут недостоверными!

Емкость и внутреннее сопротивление аккумулятора автомобиля | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Удобнее всего измерять внутреннее сопротивление (INT. R на фото) АКБ тестером

Косвенным, но достоверным признаком снижения остаточной емкости, является сокращение времени заряда и разряда аккумулятора.

Причины увеличения сопротивления:

  • Сульфатация пластин. Это явление заключается в том, что на поверхности электродов появляется труднорастворимые крупные кристаллы сульфата свинца, которые перекрывают полезную (активную), площадь электрода.

Сульфатация нарастает по мере эксплуатации и количества произведенных зарядно-разрядных циклов. Эти циклы очень сильно ускоряют ее длительные простои автомобилей с разряженными аккумуляторами.

При поездках в городском цикле с частыми остановками аккумулятор оказывается в «хронически» недозаряженном состоянии. Чтобы продлить ему срок службы, необходимо периодически проводить «лечебные» зарядно-разрядные циклы, рекомендованные инструкцией по эксплуатации.

  • Осыпание активной массы. Этот неизбежный процесс происходит под действием вибраций и ударов, сопровождающих передвижение транспортных средств. Осыпание массы также приводит к потере емкости.

Проверка аккумулятора на автомобиле мультиметром

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора — таблица

Измерение удобнее всего проводить мультиметром, либо его более продвинутым аналогом — тестером.

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора — таблица | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проводить замеры можно не только мультиметром, но и специальным тестером АКБ

Используя таблицу ниже, можно определить степень заряженности батареи:

НРЦ, В 12,65 – 12,8 12,35 – 12,6 11,35 – 12,0 11,75 – 11,8
Заряженность, % 100 75 50 25

Например, если измеренное напряжение оказалось равным 12,45 В, то степень заряженности не меньше 75%, и даже ближе к 85 – 90 %.

А вот если оно равно 12,2 В, то батарею нужно обязательно зарядить до 100% и убедиться в ее исправности, запустив двигатель 3-4 раза с минутными перерывами. Заряженность при этом не должна упасть ниже 75%.

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора — таблица | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Напряжение разомкнутой цепи на этом фото всего 11,92. Это означает, что АКБ заряжен примерно на 40-45%, что очень мало. В таком случае его необходимо полностью зарядить и проверить на неисправности

Как правильно проверять аккумулятор автомобиля

Все измерения напряжения необходимо проводить не раньше 1,5 часов после зарядки или поездки, а лучше — через 10-12 часов.

Если этого не сделать, то результаты измерений будут искажены наличием э.д.с поляризации, возникающей в процессе электрохимических реакций при заряде.

По мере естественного рассасывания ионов неосновных носителей, образовавшихся около электродов, величина э.д.с будет стремиться к нулю, но на это необходимо время.

Используемые приборы должны иметь класс точности не хуже 0,5, иначе ошибка измерения может быть существенной

Например, погрешность измерения напряжения 12 В прибором кл.1 будет равна ±12х0,01 = 0,12 В, а это уже немало при оценке заряженности!

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром — пошаговая инструкция

  1. Отсоединить одну из клемм аккумулятора, лучше минусовую (она черного или синего цвета). Можно и плюсовую, красную, но это нужно делать осторожно, чтобы не задеть ключом металлических частей и не вызвать короткого замыкания.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром — пошаговая инструкция

Безопаснее будет отсоединить минусовую клемму

Далее, с помощью таблицы выше, или паспортных данных на батарею, оценить степень ее заряда.

При заряде менее 75% без подзарядки выезжать не рекомендуется, особенно зимой, ночью и в пустынной местности.

Дозарядку можно произвести или от штатного зарядного устройства, или, заведя мотор от автомобильного генератора.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром — пошаговая инструкция

При низком показателе зарядки, АКБ стоит дозарядить

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром от генератора

При работающем двигателе батарея постоянно заряжается от автомобильного генератора.

В этом режиме напряжение на ее клеммах должно находиться в пределах 13,1 – 14,0 В. При большем напряжении может начаться перезаряд, сопровождающийся электролизом электролита с опасным выделением водорода. При меньшем – батарею придется периодически дозаряжать каким-либо зарядным устройством.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром от генератора

Можно проверить напряжение разомкнутой цепи прямо при работающем двигателе, но стоит быть осторожнее, чтобы не вызвать короткое замыкание

Возможные причины малого напряжения: неисправность самой батареи, генератора или ослабление натяжения ремня.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром при запуске двигателя

Косвенно оценить работоспособность системы электропитания можно измерением напряжения при стартерном пуске двигателя.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром при запуске двигателя

Можно проверить напряжение во время пуска двигателя

Стартер, как и любой электродвигатель постоянного тока, в момент пуска потребляет максимальный ток.

По мере увеличения оборотов стартера возрастает э.д.с вращения, ток якоря спадает, стремясь к статическому значению, а напряжение на клеммах батареи стремится к первоначальному значению.

Во время пуска нужно зафиксировать минимум напряжения аккумулятора – оно не должно быть меньше 9,5 В.

Снижение ниже этого порога свидетельствует о наличии одной из возможных причин:

  • аккумулятор недозаряжен;
  • выработан ресурс и произошла потеря емкости;
  • имеются неисправности в системе управления зажиганием или впрыском топлива.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром при включении фар

Проверка производится при заглушенном двигателе и предварительно заряженном аккумуляторе: включить дальний свет и габаритные огни, затем измерить напряжение на клеммах.

Если аккумулятор в рабочем состоянии, то оно должно быть не ниже 11,5 В.

Причиной провала напряжения ниже 11 В может быть внутреннее короткое замыкание в одной из банок или потеря емкости.

Как проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой

Проверка осуществляется в такой последовательности:

Как проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

  1. К минусовой клемме подключается зажим-крокодил, а к плюсовой — контактную ножку (пока без подключения нагрузки), измеряется НРЦ.
  2. Переключателем нагрузки на время 5 секунд к батарее подключается внутренний нагрузочный резистор.
  3. В конце разряда фиксируется напряжение.

Как проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

На фото напряжение под нагрузкой достигает 9.55 В. Это означает, что аккумулятор заряжен примерно на 75%.

Если оно 10,2 В и выше, то батарея заряжена полностью, значения от 9,0 до 9,6 соответствуют 50 — 75% заряда, а от 7,6 до 8,5 В – не больше 25%.

Через 3 — 5 минут у исправного аккумулятора НРЦ должно восстановиться.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром

При незаведенном двигателе от батареи питается постоянно подключенная к ней электроника: подсветка дисплея, память бортового компьютера, датчики и т.д.

Если крышка корпуса имеет токопроводящие загрязнения от пролитого электролита, налета сульфата свинца и т.д, то, дополнительно, происходит и поверхностный разряд между клеммами батареи.

Обычно величина суммарного тока утечки составляет 16 – 80 мА.

Измерение тока утечки производится в следующей последовательности:

  1. заглушить двигатель и, в целях безопасности, вытащить ключ зажигания;
  2. отсоединить провод от минусовой клеммы;
  3. выбрать на колесике режимов мультиметра диапазон «10 А»;
  4. вставить один конец красного щупа мультиметра в гнездо «10 А», другой подсоединить к отключенному проводу;
  5. черный щуп прижать к минусовой клемме;
  6. считать с дисплея прибора значение тока.

Если ток утечки находится в заданных пределах, то на этом проверка заканчивается. Если оно значительно больше, например, 300 мА (0,3 А), то необходимо искать источник повышенного потребления.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Судя по показаниям, ток утечки повышен, соответственно, нужно искать причину сверхпотребления

Для этого нужно поочередно вынимать предохранители и промежуточные реле подключенных потребителей до тех пор, пока ток резко не снизится. После этого отключить элемент с повышенным потреблением и принять решение относительно дальнейшего его использования.

Пример: если автомобиль простоял без движения неделю (168 часов), то при общем потреблении 300 мА заряженность батареи уменьшится на 50,4 Ач, т.е она практически полностью разрядится.

Проверка аккумулятора автомобиля тестером

Для оценки состояния аккумуляторных батарей применяются специальные устройства контроля, называемые аккумуляторными тестерами (автомультиметрами). Существует большое количество таких устройств, российских и зарубежных. На Алиэкспрессе можно купить такой прибор всего за 1200-1500 рублей. Чтобы посмотреть их, нажмите сюда.

Проверка аккумулятора автомобиля тестером | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Пример работы тестера для АКБ

Они измеряют и сообщают пользователю набор стандартных параметров, характеризующих состояние аккумулятора:

  • НРЦ, В
  • степень заряженности, %
  • омическую составляющую внутреннего сопротивления;
  • ток холодной прокрутки;
  • остаточную емкость;
  • итоговое заключение: исправна или нет батарея.

Очень важным являются значение тока холодной прокрутки, который характеризует способность завести двигатель на холоде. Его величина указывается на этикетке батареи, например EN 480. Это европейский стандарт, он означает, что при температуре -18°С стартер сможет обеспечить пусковой ток не менее 480 А течение 10 секунд, а напряжение на нем при этом не должно снизиться более, чем до 7,5 В.

Проверка аккумулятора автомобиля тестером | Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Дисплей одного из тестеров, EN — ток холодной прокрутки

Перед измерением нужно ввести в тестер паспортные данные батареи, далее действовать согласно инструкции на прибор.

Полезные видео

Все перечисленные способы проверки не требуют много времени, но дают хороший практический результат, позволяя водителю принять своевременное решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации аккумулятора.

Перед ответственной поездкой рекомендуется зарядить его до 100%, замерить провал напряжения при пуске, затем НРЦ. Если эти параметры в норме – можно спокойно пускаться в дорогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *