Полезная информация о поездке на машине за границу
В этой записи я постараюсь рассказать, что необходимо для комфортной поездки за границу, в частности в Прибалтику, на машине.
1. Документы.
Для начала, у вас должен быть загранпаспорт с действующей шенгенской визой. Какой страной выдана виза значения не имеет, по ней вы можете въехать в любую страну шенгенской зоны. Естественно, виза должна действовать на весь срок вашего пребывания в шенгенской зоне.
образец шенгенской визы
Далее, у вас должна быть медицинская страховка для выезжающих за границу на те дни, в которые вы планируете быть в шенгенской зоне. Я покупаю страховку онлайн, так намного удобнее, потом просто её распечатываю, и предъявляю на паспортном контроле в стране пребывания. Стоит такая страховка от 100 рублей за день пребывания. Многие не заморачиваются с приобретением полиса, т.к. некоторые страны, например Финляндия, вообще не спрашивают полис, но я считаю, что это идиотская экономия, 500-700 рублей не те деньги, чтобы если что случиться, платить из своего кармана за лечение, а оно, в отличии от нашего, на Западе ой как не дёшево.
медицинская страховка
Для путешествия на машине потребуются права (подойдут обычные национальные), свидетельство о регистрации автомобиля СТС, и Зелёная карта, т.е. страховка автомобиля, нечто нашего ОСАГО. Я покупаю Зелёную карту перед самой границей в одном из многочисленных вагончиках предлагающих услуги по страхованию. Карта оформляется минимум на 15 дней. Зелёная карта действует на всю Европу и на Беларусь. Если вы хотите поехать в другую страны, не входящую в этот перечень, то об этом надо заранее предупредить. Некоторые страны, например Латвия, ещё требуют диагностическую карту автомобиля (латвийцы вообще самые бюрократы), даже если у вас новая машина и техосмотра не требуется.
Зелёная карта
Иногда пограничники спрашивают куда вы едете, и очень редко, адрес вашего пребывания. У меня спрашивали только один раз за всё время, опять же латвийцы.
Вот, собственно и все документы необходимые для поездки. Я беру ещё российский паспорт, т.к. в 90% случаев останавливаюсь где-то по дороге на нашей территории на ночёвку.
2. Как я планирую поездки.
Очень часто, мы подстраиваем наши поездки под собачьи выставки, как говорится совмещаем приятное с полезным, но у нас частный случай, а так я пользуюсь всем известным сайтом и ещё Викимапия где можно найти то, чего нет на других сайтах.
Выбираю места, составляю маршрут, рассчитываю дни и вперёд!
3. Как я бронирую и выбираю места проживания.
Когда маршрут и даты уже известны, я примерно прикидываю где и когда остановиться на ночёвку. Если мы едем с собаками, то отели бронируем заранее, т.к. далеко не все отели разрешают брать с собой домашних животных, если же собак нет, то последнее время я бронирую отель в день заезда в него, т.е. уже находясь в этом городе. Так получается намного дешевле: номера в отелях в день бронирования всегда дешевле на 10-60% от обычной стоимости. Мой личный рекорд 63-х процентная скидка на номер от обычной цены. Но тут есть нюанс: в горячий сезон номеров может и не быть, особенно в популярных туристических городах. Для бронирования пользуюсь самым известным сайтом по бронированию за всё время пользования, ни разу не подвёл. Плюс, в программе навигации которой я пользуюсь, отмечены все гостиницы этого сайта, достаточно выбрать место, найти отель, нажать на него и сразу можно бронировать. Очень удобно!
4. Навигация.
А пользуюсь я замечательной программой MapsMe. Сама программа для Android и IOS и представляет из себя оффлайн карты с возможностью прокладки маршрутов. Большой плюс этой программы в том, что ты сам выбираешь карты какой страны тебе загрузить перед поездкой, тем самым не забиваешь память устройства не нужными картами как на других популярных навигационных программах. Мало того, если страна достаточно большая и имеет развитую дорожную сеть, то она поделена на несколько отдельных фрагментов, для каждого из которых есть своя отдельная карта. Загружаешь только то, что тебе нужно, а после поездки удаляешь, все карты и сама программа бесплатные. Ну и бонусом: на картах отмечены практически все достопримечательности, рестораны и магазины, что тоже бывает удобно в поездках.
5. Всё остальное.
Как проходить границу, Duty Free, паромы, цены и прочее.
Прохождение границы на автомобиле выглядит следующим образом: при въезде в пограничную зону у вас смотрят загранпаспорта, далее вы подъезжаете к пункту пропуска и следуя указателям становитесь в очередь легковых машин, если пункт большой, и в общую очередь, если пункт пропуска маленький. Там вас ждёт сначала паспортный контроль, первым показывает документы (паспорт и СТС) водитель, за ним пассажиры. Потом пограничники и таможенники смотрят машину на предмет контрабанды, после этого вам разрешен выезд из страны. На европейской стороне порядок такой же: сначала паспортный контроль, затем всё остальное. На паспортном контроле водитель кроме обычных документов показывает Зелёную карту и диагностическую, если потребуется.
МПП Торфяновка между Россией и Финляндией
На крупных пунктах пропуска, между границами на нейтральной полосе есть магазины беспошлинной торговли Duty Free где можно приобрести различные товары без пошлинной наценки. Перед покупкой товаров, следует ознакомится с нормами ввоза в страны ЕС топлива, алкоголя и прочих товаров, которые можно посмотреть здесь. Имейте в виду, когда поедете обратно, такого магазина уже не будет, они есть только при выезде из РФ!
В своём отчёте о поездке я писал про паром из Таллина в Хельсинки. Расскажу о нём по-подробнее. На самом деле паромов несколько. В туристический сезон в день ходит около 11 паромов туда-обратно, и почти всегда они заполнены "под завязку". Так что если планируете поездку летом, или в пятницу-воскресенье вечером, то надо заранее купить билеты. Ознакомиться с паромами Таллин-Хельсинки-Таллин можно например здесь. Купить билеты можно онлайн на сайтах перевозчиков, вот например на этом
После онлайн оплаты вам придёт подтверждение с электронным билетом на вашу почту. В билете будет указана дата, время и терминал в котором будет производиться посадка на паром. В порту при погрузке вам будет достаточно показать в окошке паспорт, вся остальная информация уже будет у перевозчика. Вам выдадут вот такие билеты и контрольный талон на машину который необходимо повесить на зеркало:
Один билет у вас потом заберёт служащий контролирующий погрузку (у иностранцев тоже хватает бюрократии), а второй вы будете предъявлять при покупках в магазинах, барах и ресторанах парома. При выезде ничего нигде предъявлять не надо, никакого выездного контроля нет.
Цены на топливо в Прибалтике примерно одинаковые, возможны не большие различия в цене на дизельное топливо. Стоимость А95 и дизеля в среднем 1,15 евро за литр, в Латвии дизель чуть дешевле: 0,9-1 евро за литр. Чем дальше в Европу, тем топливо дороже. Особняком стоит Норвегия, там самое дорогое топливо, как в прочем и всё остальное))
Цена на продукты питания и шмотки, опять же в Латвии самые дешёвые, как и в Польше. При покупке товаров на определённую сумму, можно оформить Tax Free, т.е. возврат налога на добавленную стоимость. Обычно оформить Tax Free можно в крупных магазинах и супермаркетах, на кассе нужно сказать кассиру на какие товары вы хотите оформить Tax Free и предъявить паспорт. Возврат НДС можно получить при выезде из Шенгенской зоны в специальных кассах на нейтральной полосе. Обязательно при выезде нужно поставить печать в чеке у таможенника!
Скоростной режим следующий:
и его лучше не нарушать, т.к. штрафы за превышение в разы выше чем у нас. Видеофиксация производится как на стационарных камерах, которые всегда обозначаются соответствующим знаком, так и полицейскими машинами во время движения или на месте. Так называемых "треног" практически нет, я видел один раз при въезде в Ригу. Точного понимания, как будет взиматься штраф с россиян если превышение зафиксировала камера, нет, поскольку нет общей базы по нарушениям и базы ТС. В эту поездку меня точно один раз сфотографировала стационарная камера, по дороге в Таллин обгонял отмороженного поляка и не заметил предупреждающего знака. Посмотрим, чем всё закончится:-)
Надеюсь, что моя информация будет полезной для будущих путешественников и сэкономит им время.
Какие документы нужны для выезда за границу? Ликбез для путешественников
Планирующим зарубежную поездку полезно знать заранее, какие документы нужны для пересечения границы . И если для опытных туристов сбор бумаг не проблема, то начинающие путешественники могут оказаться в замешательстве. Особенно остро стоит вопрос при самостоятельных поездках, которые набирают все большую популярность.
Мы составили своего рода инструкцию, следуя которой, вы заблаговременно и без лишнего стресса подготовите необходимые документы, даже если отправляетесь за границу впервые.
Базовый пакет документов для пересечения границы на поезде, самолете или морским транспортом
Для российских туристов , отправляющихся в ближнее и дальнее зарубежье, действуют как общие правила, так и требования конкретной страны. В первую очередь потребуется базовый пакет документов для пересечения границы. С него и начнем. Сразу оговоримся, что речь пойдет о взрослых гражданах РФ, путешествующих самолетом, поездом, автомобилем или морским транспортом.
Загранпаспорт
Заграничный паспорт — главный документ, необходимый для пересечения российской границы. Исключение составляют страны СНГ и отдельные республики, некогда входившие в состав СССР, в частности Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Абхазия [1] .
Главное требование к загранпаспорту заключается в том, что срок его действия должен истекать не ранее чем через два–шесть месяцев после завершения (или от начала) поездки. Конкретный период определяется принимающей страной. Так, минимальный срок действия загранпаспорта для путешествия в Египет — шесть месяцев от момента въезда, в Турцию — 3,5 месяца от даты окончания тура, в Таиланд — полгода по завершении поездки. А вот при посещении, к примеру, Мальдивских островов, Кубы и Доминиканской Республики ограничения не устанавливаются, лишь бы паспорт был действителен в день отбытия [3] .
В одних странах для российских граждан действует визовый режим, в других — безвизовый. По состоянию на ноябрь 2019 года к последней категории относятся Турция, Тунис, Марокко, Израиль, Доминиканская Республика, Куба, Индонезия, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Мальдивские и Сейшельские острова, а также Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, страны СНГ и бывшие союзные республики. Режим безвизового въезда действует в ряде стран Южной Америки (например, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Чили, Перу) [4] .
В остальных случаях путешествие за границу потребует оформления визы. Каждое государство выдвигает свои требования к въезжающим. С полным перечнем документов, необходимых для оформления визы, как правило, можно ознакомиться на сайте представительства выбранной страны.
Страховой полис выезжающих за рубеж (ВЗР)
Страховой полис ВЗР защищает туристов от расходов в случае внезапного заболевания или травмы во время путешествия. При въезде в некоторые страны, в частности в Шенгенскую зону, наличие такой страховки — обязательное требование, и его несоблюдение является поводом для отказа в визе. В других государствах правила не столь строгие. Как бы то ни было, приобрести полис ВЗР желательно, поскольку медицинские услуги за рубежом весьма недешевы и стоимость страховки ничтожно мала по сравнению с теми расходами, которыми грозят непредвиденные обстоятельства.
Базовая страховка ВЗР дает право на получение бесплатной (в пределах страховой суммы) неотложной медицинской помощи в стране пребывания. За отдельную плату в стандартный пакет услуг могут быть включены дополнительные опции — такие как страхование от отмены поездки, задержки рейса, утраты или повреждения багажа, причинения ущерба имуществу, здоровью или жизни третьих лиц.
Выбор услуг страхования зависит от вида и целей поездки. Для спокойного размеренного отдыха в отеле категории «все включено», как правило, достаточно базового полиса ВЗР. Другое дело, если цель путешествия — горнолыжный спорт или экстремальный туризм. Из-за повышенной опасности такого отдыха туристам потребуется дополнительная страховка, призванная возместить расходы в связи с последствиями возможных несчастных случаев. Также при выборе пакета услуг учитываются возраст, состояние здоровья туристов, особенности климата в стране и так далее.
Полис ВЗР оформляют российские страховщики, которые сотрудничают с так называемыми медико-ассистанскими компаниями — зарубежными сервисными компаниями, занимающимися непосредственно организацией помощи туристам на территории страны пребывания. Схема работает следующим образом. При наступлении страхового случая (внезапная болезнь, травма) турист звонит по телефону, указанному в полисе. Русскоговорящий оператор принимает информацию и отвечает на все вопросы. Далее представители сервисной компании организуют подбор госпиталя, транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение, помогают с оформлением документов.
Стоимость медицинских услуг, предоставляемых по полису ВЗР, не должна превышать размеров страховой суммы. Дополнительные расходы в случае возникновения таковых туристы несут самостоятельно. Размер страховой суммы устанавливается в страховом полисе, при этом учитываются требования принимающей страны и законодательства РФ.
Стоимость полиса ВЗР определяется такими факторами, как размер страховой суммы, длительность поездки, возраст туристов (для пожилых людей тариф выше). Страховка также обойдется дороже тем, кто отдает предпочтение занятиям спортом. Имеют значение и особенности страны: ценовая политика в отношении медицинских услуг, удаленность места пребывания от центров оказания помощи и другие.
Приблизительную стоимость страховки можно рассчитать на сайтах страховых компаний. Так, стандартный полис с минимальной суммой покрытия 40 000 евро для одного туриста в возрасте 30 лет, однократно выезжающего в Германию на неделю, обойдется примерно в 750–800 рублей [6] . Для тех, кто не стремится к экономии, существуют более расширенные варианты. Если в полис включить такие опции, как «страхование багажа», «задержка регулярного авиарейса», «медицинская помощь даже при алкогольном опьянении», «риски осложнения беременности до 31-й недели», то полис будет стоить примерно 1700–1900 рублей.
Помимо стандартной схемы покупки полиса ВЗР в офисе страховой компании, его можно оформить в режиме онлайн в течение нескольких минут. Все, что требуется от желающего приобрести страховку через интернет, — выбрать страховую компанию, определиться с пакетом услуг, внести необходимые данные и совершить оплату. После этого на указанный e-mail присылается электронная версия полиса.
Другие документы
Кроме загранпаспорта, визы и страхового полиса, в перечень документов для выезда за границу могут быть включены подтверждение бронирования отеля, приглашения принимающей стороны, обратные авиабилеты, выписка с банковского счета.
Наличие брони в отеле подтверждается туристическим ваучером. Он позволяет принимающей стороне удостовериться в том, что вы действительно оплатили или забронировали свое пребывание за границей. Конечно, некоторые виды путешествий не предполагают размещения в гостинице. В таких случаях документом, равносильным ваучеру, станет приглашение.
Авиабилеты (железнодорожные или другие проездные билеты ) в оба конца могут потребоваться для оформления визы, а также при прохождении контроля на границе. Указанные в них данные должны совпадать с паспортными, в чем желательно заблаговременно удостовериться.
Иногда при прохождении границы пограничники требуют подтверждение финансовой состоятельности , представленное в виде справки из банка с указанием суммы на счете или дорожных чеков.
Список документов для выезда за границу на автомобиле
Автотуристам придется подготовить расширенный пакет документов для поездки за границу. Кроме вышеназванных паспорта, визы и страховки ВЗР, потребуются:
- водительское удостоверение;
- документы на машину;
- международный страховой полис автогражданской ответственности Green Card («Зеленая карта»).
Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее.
Наличие в пакете документов для выезда за границу водительского удостоверения — обязательное требование. Для путешествий по странам, подписавшим Венскую конвенцию, достаточно будет российских прав, выданных начиная с 1 марта 2011 года. Такие водительские удостоверения признаются в подавляющем большинстве стран Европейского Союза, во многих странах Африки и Азии. Страны, которые являются участниками Женевской конвенции, например Египет и Кипр, требуют от въезжающих оформления международного водительского документа. Его можно оформить в отделении ГИБДД, заплатив предварительно госпошлину 1600 рублей и предоставив пакет документов (фотографию 3,5 × 4,5 см, паспорт и национальное водительское удостоверение). При получении международных прав через портал госуслуг можно получить скидку 30% на оплату государственной пошлины, благодаря чему документ обойдется в 1120 рублей. Скидка действует с 1 января 2017 года по 1 января 2021 года.
С документами на автомобиль все просто: в поездке нужно только свидетельство о регистрации транспортного средства. Однако для тех, кто пользуется чужой машиной, необходимо оформить (на русском языке) и нотариально заверить доверенность, а в ней обозначить право на выезд за пределы страны, а также указать данные загранпаспорта водителя.
Международный полис страхования автогражданской ответственности Green Card («Зеленая карта») действует на территории государств, являющихся участниками соответствующего соглашения. На сегодняшний день это все страны Европейского союза, Израиль, Турция, Иран, Тунис и Марокко, Азербайджан [8] .
Наличие «Зеленой карты» дает право на получение пострадавшей стороной страховых выплат в случае ДТП, случившегося на территории другой страны. Каждое государство устанавливает свой лимит ответственности, а некоторые и вовсе не ограничивают размер возможной компенсации ущерба. Приобретение страховки осуществляется не ранее чем за месяц до поездки. Стоимость полиса фиксированная — то есть у всех страховых компаний тариф будет один и тот же. Например, «Зеленая карта» на легковой автомобиль, выдаваемая на 15 дней (минимальный срок), будет стоить 2450 рублей (по состоянию на декабрь 2019 года). Действовать такая карта будет на территории всех стран системы. При оформлении карты для поездок по Азербайджану, Беларуси, Молдовы и Украины покупка обойдется в 840 рублей (по состоянию на декабрь 2019 года).
Документы для выезда за границу с ребенком
В базовый пакет входят:
- загранпаспорт ребенка;
- свидетельство о рождении (оригинал) с печатью о гражданстве;
- виза (при необходимости);
- страховой полис ВЗР;
- авиабилеты в оба конца;
- согласие родителей на выезд ребенка за рубеж.
Если по поводу первых пяти документов для выезда за рубеж вопросов не возникает, то последний требует уточнения. Речь идет о необходимости получения согласия обоих родителей.
По закону, если ребенок путешествует, к примеру, с матерью, можно обойтись без согласия отца (и наоборот). При поездках в сопровождении третьего лица (воспитателя, учителя, родственника) также достаточно разрешения только одного из родителей. Однако на практике чаще всего требуется согласие обоих супругов. Например, для получения шенгенской визы это обязательное условие.
Согласие родителей должно быть нотариально заверено и переведено на государственный язык той страны, куда отправляется ребенок. Документ оформляется на одну поездку с указанием точных сроков пребывания [9] .
Какие документы нужны для поездки за границу с домашними животными
В общем случае вам потребуются следующие документы:
- Ветеринарный паспорт международного образца, выданный в государственной ветклинике. В нем должны содержаться сведения о вакцинации. Прививку против бешенства необходимо сделать не ранее чем за год и не позднее чем за месяц до выезда.
- Ветеринарное свидетельство по форме №1, полученное не ранее чем за пять дней до пересечения границы [11] .
При поездке в страны СНГ названных документов будет достаточно. Если же предстоит путь в дальнее зарубежье, ветеринарное свидетельство на границе обменяют на международный ветеринарный сертификат (форма 5а). В случае пересечения европейской границы также потребуется оформить ветеринарный сертификат Европейского союза.
Подготовка к путешествию не принесет неприятных сюрпризов, если знать заранее, какие документы нужны для выезда за границу. Точный перечень может различаться в зависимости от особенностей поездки и условий принимающей страны. Но в любом случае туристу, отправляющемуся за рубеж, не обойтись без двух главных документов — загранпаспорта и страхового полиса ВЗР.
- 1,5 http://www.travel.ru/formalities/visa/visafree/
- 2 https://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Armeniya_coming_pasport.aspx
- 3 http://colibri-travel.ru/srok-deystviya-zagranpasporta
- 4 https://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Spisok_stran_s_uproshchennym_poryadkom_vyezda.aspx
- 6 https://www.erv.ru/products/dlya-kratkosrochnykh-poezdok/standart-plus/
- 7 https://www.kdmid.ru/docs.aspx
- 8 https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёная_карта_(страхование)
- 9 https://pravo812.ru/useful/605-dokumenty-na-vyezd-rebenka-za-granitsu-polnyj-spisok.html
- 10 https://clck.ru/M6oFp
- 11 https://help.kupibilet.ru/hc/ru/articles/209502038-Какие-документы-необходимы-для-вывоза-животных-за-границу-
Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор
Перед поездкой обязательно укомплектуйте аптечку, особенно если вам требуется постоянный прием каких-либо препаратов. При необходимости возьмите с собой рецепт на лекарственное средство (для таможенных или иных служб правопорядка). Имейте в виду, что некоторые препараты за границей достать сложно или вовсе невозможно. Например, в Индии непросто найти антигистаминные лекарства, во многих странах ЕС успокоительное или обезболивающее можно приобрести лишь по рецепту от местного врача.
Полис для выезда за границу: где оформить медстраховку и сколько она стоит?
Страховка для шенгенской визы: сколько стоит и как оформить?
Страхование туристов, выезжающих за рубеж: программы и условия оформления страхового медицинского полиса
© 2023 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
По Европе на своем авто: что нужно знать, чтобы все прошло гладко
Мы составили краткое руководство для тех, кому предстоит первая поездка на личном авто в Европу.
Свобода, комфорт, уверенность — вот три слова, которыми можно охарактеризовать автопутешествие. Если, конечно, вы заранее узнали обо всех возможных неожиданностях, которые подстерегают водителей по ту сторону границы!
Что учесть при планировании поездки на личном авто в Европу?
- Составляя маршрут, убедитесь, что ваша машина подходит для его воплощения в жизнь. Например, владельцам внедорожников может быть сложно отыскать парковочное место и передвигаться по узким улочкам европейских городов. А малолитражки, незаменимые в мегаполисах, иногда подводят на сложных горных дорогах.
- Здраво оценивайте свои силы, особенно, если второго водителя в компании нет. Не устраивайте марш-броски (500-700 километров в сутки — максимум, оптимально — порядка 300), заранее запланируйте остановки и продумайте места для ночлега: забронируйте номер в отеле или разузнайте, где можно поставить палатку.
- Если едете на нескольких машинах, позаботьтесь о том, чтобы между водителями постоянно была связь. Опытные путешественники утверждают, что оптимальный вариант — рации (только не забывайте их заряжать), т.к. общаться по телефону в Европе достаточно дорого. Договоритесь о том, в каких промежуточных точках будете встречаться, если кто-то задержится в пути.
- Пройдите техосмотр и укомплектуйте машину всем необходимым: запаской, знаками аварийной остановки, аптечкой и автокреслом для ребёнка.
- Убедитесь в том, что ваш автомобиль соответствует норме «Евро-4». Это европейский экологический стандарт, который регулирует содержание в выхлопных газах вредных веществ в автомобиле или другом транспортном средстве.
- Если у вас автомобиль на именных номерах, пересекать границу вы можете только с обычными государственными номерными знаками.
- Если вы намерены выезжать за границу на кредитном авто, вам нужно получить для этого разрешение банка.
- Выезжать за границу на автомобиле может его владелец. Въезд за границу на чужой машине осуществляется на основании заявления владельца транспортного средства или документов, подтверждающих право пользования или распоряжения транспортными средствами. Если автомобиль служебный, а вы отправляетесь в заграничную командировку, тогда в обязательном порядке запаситесь кроме стандартного набора документов актуальным путевым листом, приказом на командировку на служебном авто и командировочное удостоверение.
Водительское удостоверение и страховка
Водительские удостоверения, выданные в Украине, действительны во всех странах Венской конвенции (а это большинство европейских государств). Только будьте внимательны: раньше в Украине выдавали права без срока действия, которые сейчас не являются водительским удостоверением в странах Европы. В таком случае, вам просто нужно будет заменить ваши права на права нового образца.
Для перемещения на авто по территории Мальты, Нидерландов и других стран, которые подписали только Женевскую конвенцию, формально необходимо международное водительское удостоверение (МВУ) в дополнение к национальному. На практике его редко проверяют, но лучше оформить, чтобы избежать неприятностей.
Обязательно купите страховой полис на машину («зелёную карту»). Он действует на территории всех стран Европы и пригодится в случае ДТП для компенсации ущерба пострадавшей стороне. Приобрести страховку можно в большинстве ведущих компаний Украины, её стоимость на 15 дней составляет около €25.
Платные дороги
Составляя маршрут поездки, сверьтесь с картой платных магистралей интересующих вас стран. В Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Испании, Польше, Португалии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Франции, Чехии и Швейцарии платить придётся за использование ряда автобанов. В Бельгии, Дании, Латвии, Литве, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Эстонии плата взимается только за проезд по определённым участкам дорог, мостам и тоннелям.
В Румынии наличие виньетки (Roviniete) требуется вне зависимости от типа дорог, её стоимость — около €3 на неделю. Проезд по некоторым мостам, например, Giurgiu-Rousse на границе с Болгарией, оплачивается дополнительно.
Те, кто не торопится и хочет в пути наслаждаться пейзажами, а не номерными знаками едущих впереди машин, стараются избегать автобанов и выбирают бесплатные дороги. Если вы решили последовать их примеру, учтите, что придётся строго придерживаться маршрута. Знак, предупреждающий о том, что впереди платный участок, зачастую видно уже тогда, когда свернуть с пути не получится.
Для проезда по платным дорогам Австрии, Германии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии нужна так называемая виньетка. Чаще всего она представляет собой наклейку, которая крепится на лобовое стекло с внутренней стороны. В некоторых случаях на ней нужно указать номер автомобиля. Приобрести виньетку можно в пунктах пересечения границы (круглосуточно) или на АЗС. Стоимость зависит от страны (в среднем €10-15 за неделю), а вот штраф за отсутствие или некорректное использование (например, если вы не приклеили её в соответствии с инструкцией, а положили на приборную панель) намного больше — от €100.
В Венгрии и Румынии действуют «электронные виньетки» — информация об оплате вносится в базу, а вы получаете чек. В этом случае ничего крепить на стекло не придётся.
Контролируют оплату сотрудники транспортной инспекции и установленные вдоль дорог камеры видеонаблюдения.
В Польше система отличается. Перед въездом на платную магистраль нужно получить талон и сохранять его до конца поездки. Покидая этот участок дороги, вы заплатите сумму, которая зависит от типа транспортного средства и пройденного расстояния.
Штрафы за нарушение ПДД
Предположим, вы путешествуете по Чехии и решили попробовать знаменитое пиво, а потом сесть за руль. Если вас остановят, то оштрафуют на €100-750. В этой стране нулевая толерантность к алкоголю — в крови водителя его быть не должно. В Венгрии, Румынии и Словакии ситуация аналогичная. В Норвегии, Польше, Швеции и Эстонии допускается 0.2 промилле, в Литве — 0.4, в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Нидерландах, Португалии, Словении, Финляндии, Хорватии, Франции, Швейцарии и на Кипре — 0.5. Самыми лояльными в этом плане являются Лихтенштейн и Мальта с показателем 0.8 промилле. К водителям, стаж которых меньше двух лет, часто применяются более жёсткие требования.
Ещё одно распространённое правонарушение — превышение скорости. На автобанах большинства стран разрешено разгоняться до 120-130 км/ч, в населённых пунктах допустимая скорость 50 км/ч, за их пределами — 80-100 км/ч. Важно помнить, что иногда ограничивается не только предельная, но и минимальная скорость — на некоторых магистралях двигаться медленнее 60-70 км/ч запрещено. Суммы штрафов колеблются в широких пределах: в Чехии это €40-400, в Польше — €10-120, в Норвегии — от €80.
Помните, что расстаться с круглой суммой в большинстве стран Европы придётся и тем, кто разговаривает по телефону за рулём или не пристёгивается (это касается и пассажиров), а также тем, кто перевозит ребенка без специального автокресла.
Также стоит обратить внимание на такие нюансы:
- тип движения. В большинстве стран Европы оно правостороннее, но на Мальте, к примеру, вам придётся перестроиться и привыкнуть к езде по левой полосе;
- наличие на маршруте опасных участков вроде горных «серпантинов»;
- требования к перевозке детей в автомобилях. После Украины, где на отсутствие кресел смотрят сквозь пальцы, европейские правила могут показаться чрезмерно строгими, но продиктованы они исключительно соображениями безопасности;
- требования к наличию в машине знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, аптечки и огнетушителя. Как правило, они распространяются только на резидентов, но запастись спецсредствами не помешает — кто знает, какая ситуация может возникнуть на дороге.
Парковки
Водители-иностранцы часто попадаются на незнании правил парковки и вынуждены платить штраф. Чтобы этого не произошло, рекомендуем узнать обо всех вариантах и отыскать подходящие стоянки заранее.
Разметка в разных странах используется одинаковая, и запомнить основные правила несложно: жёлтой зигзагообразной линией обозначаются участки, на которых нельзя парковаться, белой — те, где можно бесплатно оставить машину с 18:00 до 8:00 и платно в остальные часы, синей — те, где парковка платная с 8:00 до 18:00, в остальное время она разрешена только местным жителям с соответствующими разрешениями.
Всю необходимую информацию (в какие дни и время можно парковаться, например) вы найдёте на знаках. Распространены подземные стоянки, о наличии там свободных мест обычно уведомляет табло над въездом. Бесплатные парковки с ограниченным временем пребывания часто есть в центре, около основных достопримечательностей и крупных торговых центров.
Интерес представляют также парковки P+R (Park&Ride), расположенные на окраинах, рядом с остановками общественного транспорта. Они бывают бесплатными и платными (но даже в этом случае стоят намного дешевле, чем другие стоянки) и, пользуясь ими, вы получаете билеты на городской транспорт бесплатно либо со скидкой. Идея заключается в том, чтобы разгрузить центр и уменьшить вероятность заторов на дорогах.
Найти парковку любого типа в большинстве крупных городов вам помогут специализированные сайты вроде car-parking.eu.
Штрафы за неправильную парковку достаточно высокие: в Чехии, к примеру, придётся заплатить от €40 до €80 (или €200-400, если вы оставили машину на месте для инвалидов), в Нидерландах — от €40. Веский аргумент в пользу того, чтобы заранее изучить законодательство стран, через которые планируете проехать.
Что нужно знать, отправляясь за рубеж на своем авто
Автотуризм, практически сошедший в нашей стране на нет в 90-х, в нулевых вновь стал весьма популярен у россиян. Правда, еще долгое время ограничивался внутренними маршрутами. Но уже сегодня многие автопутешественники готовы прокатиться «по европам» не на «рентованной» машине, а на собственных колесах. Мы выяснили, сколько подобный вояж будет стоить и какие документы необходимы в пути.
Начнем с «документальной базы». Для благополучного выезда из страны требуется не так много бумаг: загранпаспорт, права, документы на автомобиль, европейский полис «автогражданки» и, разумеется, виза.
Нюансы «документооборота»
Технология получения загранпаспорта хорошо известна большинству путешествующих россиян и в общем и целом отработана ФМС (больше двух месяцев на процедуру не уйдет, а скорее всего – положенный по закону месяц). Главное, чтобы это удостоверение личности на момент окончания поездки имело как минимум трехмесячный срок действия. И не будет лишним узнать адреса и номера телефонов российских посольств в тех странах, которые собираетесь посетить.
Что касается международных прав, то в принципе можно обойтись и без них: тысячи россиян катаются по Европе с «домашними» в/у, причем даже в варианте «портянки». Но не дай бог ДТП, тогда проблемы гарантированы. Европейская страховка требует иметь именно международные водительские «корочки», и их отсутствие наверняка приведет к отказу страховщика в выплатах. Так что получайте обязательно. Тем более что процесс несложен, и их выдача собственно в гаишном офисе занимает не более получаса. От вас требуются:
• заявление;
• документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт регистрации по месту жительства или по месту пребывания;
• медсправка;
• национальное в/у;
• фотография 35×45 мм на матовой бумаге (цветная или черно-белая);
• квитанция об оплате государственной пошлины (1000 рублей).
Но не забудьте, что за границей МВУ действительно только при предъявлении национальных прав.
Документы на автомобиль не требуют дооформления или переоформления. Но если вы пользуетесь авто по доверенности, то, помимо свидетельства о регистрации транспортного средства и талона о прохождении ТО, понадобится не простая доверенность, а с прописанным в ней правом выезда за пределы РФ.
Чтобы избавить себя от лишних хлопот на европейских таможнях, лучше заверить доверенность у нотариуса и вписать в текст документа данные своего загранпаспорта.
Теперь о талоне техосмотра. Точнее, о диагностической карте. Только она подтверждает исправность машины в поездках за границу. Поэтому, если вы не получили карты при покупке-регистрации нового автомобиля (в первые три года жизни машины она не нужна) или потеряли ее, перед поездкой пройдите инструментальный контроль и возьмите документ, бланк которого уже содержит нужные надписи на иностранном языке.
Европейский полис страхования гражданской ответственности, больше известный у нас как Green Card, купить проще простого. Страховка оформляется не на водителя, а на автомобиль, и неважно, кто при этом будет за рулем. «Зелёная карта» на 15 дней обойдется чуть больше 1 600 рублей, оформить ее можно практически в любой страховой компании. Продаётся за 30 дней до начала срока страхования, то есть до даты предполагаемого выезда за границу.
И перед выездом не забудьте расплатиться с государством по долгам. Неоплаченные штрафы, просроченные банковские кредиты и налоговые платежи, задержанные алименты легко могут сделать вас не выездным, если общая сумма задолженности превысит 10 000 рублей.
Судебные приставы очень активно работают с пограничниками и легко закрывают злостным неплательщикам путь к европейским ценностям. А при самом пессимистичном сценарии вместо Лувра и Колизея вы будете несколько суток любоваться стенами КПЗ. Поэтому перед поездкой за рубеж рекомендуем провериться на официальном сайте ФССП России в разделе «Банк исполнительных производств» (http://fssprus.ru/iss/ip). Если судебные приставы имеют к вам «денежные претензии», расплатитесь по счетам заблаговременно, чтобы исчезнуть из «базы должников», поскольку взятые с собой квитанции об оплате для погранцов ничего не значат.
Итак, к выезду за родные пределы вы готовы. Не хватает такой «малости», как виза. Сегодня, даже несмотря на нестабильную политическую обстановку, стать обладателем вожделенного «шенгена» (в зону его действия входит 26 стран) довольно просто. Тут необходимы:
• загранпаспорт (срок действия, повторимся, не менее 3 месяцев + копия основной страницы паспорта);
• анкета;
• фотографии (количество и размер зависит от типа посольства);
• медицинская страховка (лучше приобретать годовую, тогда есть шанс получить более «долгую» визу);
• доказательство платежеспособности (выписка из банковского счета о наличии определенной суммы на нем);
• справка с места работы (должна быть заверена и подписана ответственным лицом на предприятии);
• маршрутный лист (произвольный маршрут вашего путешествия с примерными датами и местами пребывания);
• копии свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения;
• «зеленая карта».
За что водитель платит в Европе
Несмотря на распространённый стереотип о дороговизне в Старом Свете, многие отели в Варшаве и Мюнхене, например, дешевле, чем в Воронеже и Казани. К тому же, если авто позволяет, можно спать прямо в машине, но на специально отведенных для этого местах. Например, на стоянке для дальнобойщиков или специально оборудованных автозаправках, где имеются даже душ и туалет.
Правда, эти блага цивилизации сплошь платные. Так, за туалет с туриста попросят 1 евро, душ обойдется в 2-3 европейских «рубля». Дешево и сердито, но стоит ли омрачать отдых отсутствием комфорта? Ведь кемпинг на двоих в странах бывшего соцлагеря будет стоить 14 евро; в центральной и южной Европе комфортно переночевать обойдется в 25 евро, причем во Франции и Испании легко уложиться и в 20.
А вот «овес» в Евросоюзе дорог. Если вы не управляете электрокаром, будьте готовы к тому, что средняя цена по Европе, –1,5 евро за литр.
Достаточно разорительными могут стать и платные дороги, стоимость проезда по которым варьируется от нескольких центов до нескольких евро за километр. Но, во-первых, любая платная дорога обязательно дублируется бесплатной (которая, кстати сказать, куда живописнее и познавательнее в смысле знакомства с жизнью аборигенов, хотя и гораздо длиннее).
И, во-вторых, серьезно сэкономить можно, купив «проездной». Виньетка, которой оплачивается дорожный сбор, дает и разрешение на проезд по «платникам» в Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии. Она может быть куплена на некоторых бензозаправочных станциях, специальных киосках, расположенных близко к границе (как в самой стране, так и в соседних). Виньетка на 7 дней обойдется не дороже 10 евро.
Придется потратиться и на паркинг. Это, пожалуй, может стать главной статьей расходов, если вы не будете оставлять машину в пригородах. Оплата парковки в Европе, как правило, почасовая, но штраф за неуплату может значительно превышать ее стоимость (в большинстве стран жёлтая линия бордюра означает полный запрет на парковку).
Так, например, в Хорватии за сутки «простоя» нужно заплатить 11 евро, а штраф за неоплату – 20.
Парковка в германской столице организована, как и в российской: весь центр Берлина – платный. Правда, стоимость стоянки сильно зависит от удаленности от центра и варьируется в пределах от 1 до 5 евро в час. При этом практически все гостиницы имеют бесплатные паркинги, а крупные супермаркеты не возьмут денег за первые несколько часов.
Столица Финляндии разделена на три части. Как и в Берлине, приоритет здесь отдан центру города. При этом цена часа не превысит 4 евро. Интересно другое: в центре Хельсинки можно припарковаться только на один час. Во второй парковочной зоне водителю разрешено оставить авто на два часа. Окраины Хельсинки ограничений не имеют.
В столице моды и красоты бесплатных парковок нет вовсе. Цена – от 1 евро в спальных районах до 3 евро в центре. Кстати, оплата производится только специальными картами, которые продаются в табачных палатках и называются Paris Carte.
Нарушения ПДД встанут в копеечку
Обычно россияне, пересекая границу, становятся в смысле дорожных выкрутасов святее Папы Римского. Оно и понятно – штрафы в Европе кусаются. Хотя не везде и не за всё. Если говорить, скажем, о наказаниях за нарушение скоростного режима, то, например, в Германии закон довольно лоялен к мелким «шалостям». В случае превышения скорости на 20 км/ч штраф заплатите «всего» 35 евро, но если на 50 км/ч, сумма вырастет до 240 евро.
В Австрии, превысив установленный скоростной режим на 17 км/ч, ваш корреспондент расстался с суммой в 400 евро. В Голландии за превышение на 15 м/ч можно нарваться на штраф в 100 евро. В Польше превышение на 51 км/ч и более обойдется водителю в 400-500 злотых (100-120 евро), не зависимо от того, произошло это в населенном пункте или вне него. Причем раз вы путешествуете на авто с российскими номерами, будьте готовы к тому, что в любой европейской стране штрафы придется платить на месте и наличными.
Но даже если вы будете педантично следовать местным дорожным законам, совершенно не факт, что все равно не попадете на деньги. ПДД каждой страны имеет свои нюансы. Например, во Франции любой водитель обязан возить с собой алкотестер. Одноразовый прибор стоит около 2 евро, причем французские стражи порядка признают только тесты с маркировкой NF.
В Германии запрещено «бесцельно разъезжать туда и обратно». Удовольствие узнать, как это работает, будет стоить 20 евро. Отдельно прописан штраф за аварию в гамбургском туннеле Elbtunne l – виновнику ДТП инцидент обойдется в 240 евро (любое ДТП в этом туннеле приводит к гигантским пробкам). В Греции в авто нельзя курить, если в салоне находится ребенок (штраф, кстати, не детский – 1 500 евро).
В Литве за неправильную парковку могут наказывать как полицейские, так и муниципальные службы. В Венгрии вне закона дополнительные стоп-сигналы и шторки на заднем окне. Во Франции и Румынии запрещена частная буксировка (путешествуете несколькими автомобилями и один из них сломался – вызывайте эвакуатор). В Хорватии автовладелец должен иметь запас лампочек, а в Чехии – еще и свечей с предохранителями. В Литве, Латвии, Эстонии водители, получившие права менее двух лет назад, не вправе «носиться» быстрее 70 км/ч, а во Франции – 80 км/ч в городе и 110 км/ч на автостраде.