Что происходит с полупроводниками в автомобилестроении
Перейти к содержимому

Что происходит с полупроводниками в автомобилестроении

  • автор:

Дефицит микрочипов затягивается. Каких цен на автомобили ждать в 2022?

Фото: Shutterstock

Нехватку микрочипов для автомобилей мировые автопроизводители будут ощущать и после 2022 года, говорят аналитики консалтинговой компании Roland Berger. Они провели исследование «Как преодолеть кризис полупроводников. Устойчивый структурный сбой требует стратегических ответных мер со стороны автомобильной промышленности».

Согласно документу, спрос на микрочипы будет только расти, и разрыв между ним и производственными мощностями достигнет 11%. Расширения выпуска электронных компонентов ждать в ближайшее время тоже не стоит: по данным аналитиков компании, предприятия по производству полупроводников уже сейчас работают со средней мощностью 97%.

Автомобили будут только дорожать

Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что рост цен на автомобили будет отмечаться в следующем году на уровне 10-15%. «Это связано не только с нехваткой компонентов, но и с тем, что металл стал дороже, а также тем, что с каждым годом базовая комплектация автомобилей становится все более наполненной, а значит стоимость также становится выше».

Фото: АвтоВАЗ

Фото: АвтоВАЗ

Что касается конкретно цен на автомобили в России, то Минпромторг ожидает замедления темпов роста цен на автомобили в 2022 году. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Денис Мантуров.

Что говорит статистика

В 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 23%, впервые превысив отметку в 2 млн рублей, согласно данным агентства «Автостат». С учетом дилерских «накруток» удорожание оказалось еще больше — 35-40%.

В 2021 году мировой автопром выпустил примерно на 10 млн автомобилей меньше, чем планировалось, пишет аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на прогноз аналитической компании LMC Automotive. И это — только из-за нехватки микрочипов и проблем с цепочками поставок. Сильнее всего пострадали европейские производители: объем поставок новых машин из этого региона снизился на 3 млн единиц. Всего в 2021 году все мировые автомобилестроительные компании выпустили 84,9 млн легковых автомобилей.

Фото: BMW

Глава LMC Automotive Джастин Кокс отметил, что улучшение ситуации стало наблюдаться только в последние недели года, так как власти стран и сами производители предприняли чрезвычайные меры, чтобы нарастить выпуск машин.

Надо развивать новые решения

Самый большой дефицит микрочипов наблюдается в сегменте предыдущих поколений, которые создаются на основе технологий 1990-2000-х годов. Полупроводники последнего поколения занимают долю всего 5%.

Чумаков отмечает: «Что сейчас производители автомобилей могут сделать — это пойти в сторону использования более инновационных решений, в которых используются платы последнего поколения, поскольку именно по таким платам отмечается наименьший дефицит. То есть чем более инновационной будет становиться автомобильная отрасль, тем меньше будет ощутима проблема нехватки комплектующих».

Но для этого необходимо время, говорит Чумаков. По словам эксперта, если вопрос финансирования автопроизводители могут быстро и эффективно решить, то временные затраты для создания такого производства займут все равно как минимум два-три года.

Кризис полупроводников в 2022 году: удорожание чипов, усугубление проблем автомобилестроения, игровой отрасли и медицины

Несколько недель назад мы публиковали статью, в которой собрали мнения игроков индустрии полупроводниковой электроники о кризисе дефицита чипов. Тогда в материал попало мнение пары оптимистически настроенных экспертов.

Но, похоже, оптимизм не был оправданным. Дело в том, что ситуация продолжает усугубляться, причем мало того, что дефицит остается актуальным, так еще и чипы дорожают. Так что производителям электроники, включая автомобилестроение и поставщиков медицинской техники, придется постараться, чтобы раздобыть в нужных количествах подорожавшие на несколько десятков процентов чипы.

Что там с подорожанием?

Поскольку спрос сейчас растет со скоростью примерно 17% в год, а предложение увеличивается за то же время лишь на 6%, нетрудно понять, насколько серьезные сложности испытывают вендоры устройств, где эти чипы применяются. При этом больше, чем сейчас поставщики полупроводниковых компонентов выдавать не могут — загружено около 97% мощностей основных производителей.

А ведь деться некуда — покупателям приходится искать любые возможности по приобретению крупных или хотя бы каких-нибудь партий чипов. Производители это понимают, и пользуются ситуацией.

TSMC осенью 2021 года заявила о зимнем повышении цен. Компания поднимает стоимость относительно простых чипов на 20%, а более продвинутых — на 10%. Но увеличивает стоимость продукции не только TSMC, но и южнокорейская компания Samsung, о чем тоже было заявлено.

При этом представители TSMC заявляют о том, что нынешние высокие цены во многом обусловлены деятельностью посредников. Якобы такие компании, поставляя купленные на фабрике чипы, перепродают их потребителям гораздо дороже. Особенно активно действуют игроки автомобильного рынка, но вроде как замечены накрутки посредников и в других отраслях. Стоит напомнить, что это версия поставщиков полупроводниковых компонентов. Проверить ее не так просто, ведь во многих случаях логистическая цепочка закрыта от посторонних глаз.

Производство полупроводников — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:

Почему все так сложно? Ведь можно просто взять и нарастить объемы производства

А вот и нет. Проблема в том, что процесс производства и поставки чипов отлажен, но в нем есть даже не одно, а сразу несколько «бутылочных горлышек». Негативно влияющие на отрасль факторы накладываются друг на друга, что в итоге приводит к текущей ситуации — крайнем дефиците компонентов.

О торговых войнах, климатических проблемах, нехватке ресурсов мы уже писали. Но есть еще одна проблема — сложность и дороговизна производства микросхем. Одно из главных звеньев цепочки производства кремниевых чипов — создание кристалла по методу Яна Чохральского, так называемый CZ process. Заготовки кристаллов полупроводника постепенно вытягивают, что происходит очень медленно, пока кристалл не достигает нужного размера. Потом его разрезают на заготовки нужного размера, применяют множество технологических процессов, после чего готовые пластины нарезаются на заготовки для чипов. Их компоновка — последний этап в цепочке.

Выращивание кристаллов возможно лишь при условии необходимой инфраструктуры производства, которая крайне сложна. Производители чипов даже шутят, что создание полупроводниковых компонентов гораздо сложнее подготовки ракеты к полету в космос с последующим запуском. Если бы удалось упростить процесс подготовки кристалла-заготовки, скорее всего, дефицит был бы побежден относительно оперативно.

Ну а так производителям чипов, которые планируют увеличить объемы производства, приходится ждать по многу месяцев подготовки необходимой инфраструктуры. Кроме технологий, предприятия должны быть очень чистыми — можно сказать, что условия производства чипов должны быть строго стерильными в плане наличия пыли и прочих сторонних компонентов в воздухе. Быстро с нуля такое не построишь.

Неожиданно пострадавшие

О том, что в эпоху тотального дефицита полупроводниковых компонентов проблемы есть у вендоров игровых устройств, ноутбуков и ПК, сложной бытовой техники, говорят многие. Но есть и отрасли, на которых текущая проблема с нехваткой полупроводников отразилась действительно неожиданно.

В первую очередь, это автомобильная промышленность. Да, современные автомобили постепенно цифровизуются, превращаясь, образно говоря, в «смартфоны на колесах». Но мало кто мог предвидеть дикую нехватку чипов именно в автомобилестроении.

Аналитики агентства The Boston Consulting Group (BCG) прогнозируют, что мировой дефицит компонентов приведет к сокращению производства автомобилей на 7-9 млн единиц транспорта в год. Естественно, эта проблема спровоцирует появление других, так что в итоге мы получим (уже почти получили) эффект домино с наслоением различных факторов из разных отраслей.

В 2022 году, скорее всего, ситуация будет аналогичной 2021, если не хуже. Так, специалисты JPMorgan считают, что рынок начнет оздоравливаться не ранее 2023 года. Но есть и эксперты, например, из концерна Daimler, которые считают, что проблемы сохранятся и в следующем году.

Во вторую очередь дефицит сказался на медицинской отрасли. Дело в том, что медицина тоже активно цифровизуется. Во многих случаях те же аппараты ИВЛ представляют собой сложные устройства с новейшими чипами.

Ну а поскольку объемы производства такого оборудования в связи с пандемией растут, то и потребность в чипах со стороны медицины тоже увеличивается. Томографы, ультразвуковая диагностика, ИВЛ, инфузоматы и многие другие современные медгаджеты сейчас производятся на основе относительно сложных электронных компонентов. Конечно, там нет мощнейших видеочипов или процессоров, но дефицит сейчас распространился даже на простейшие полупроводниковые компоненты.

Дошло до того, что производители медицинского оборудования модифицируют модели прошлых лет, а не разрабатывают новые.

Надежда на решение проблемы все же есть

Несмотря на мрачные перспективы, производители все же стараются решить проблему — скорее всего, не потому, чтобы всем стало хорошо, а просто потому, что так можно больше заработать, выпуская большие объемы полупроводниковых элементов.

Активнее всех работает в этом направлении все та же компания TSMC. Она построила огромный комплекс, который будет производить 3нм чипы, причем в больших объемах. Кроме того, TSMC построила и новую фабрику по выпуску 5нм чипов. Аналитики считают, что в ближайшие годы потребность в чипах вырастет в несколько раз, поэтому тайваньская компания «готовит сани» уже сейчас, чтобы потом не было слишком поздно.

При этом не забывает она и о прибыли — по собственным прогнозам TSMC, к концу года показатель прибыли должен вырасти на четверть, если не больше. Ну а учитывая все обстоятельства, о которых говорилось выше — то, скорее всего, прибыль увеличится весьма значительно.

Значительное повышение объемов производства тоже может быть опасным

И это плохо, и то нехорошо — действительно, проблема есть и в повышении объемов производства чипов. Дело в том, что если потребность в них упадет, по любой из десятков причин, по которым это уже происходило ранее, то возникнет проблема перепроизводства.

Сейчас TSMC, Intel, Samsung и другие поставщики компонентов стараются максимально ускориться. Если спрос резко упадет, перепроизводство будет просто гигантским. А это означает резкое падение цен и кризис уже в отрасли производства чипов.

Дефицит полупроводников вызвал кризис в мировом автопроме

Один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

Фото, видео: ТАСС / Федосенко Наталия, 5-tv.ru

Читайте нас в: Дзен Новости

До России докатилось эхо глобального кризиса в автомобилестроении. Желающие купить машину не могут этого сделать — в салонах пусто, а цены на имеющиеся модели зашкаливают. И с каждым месяцем ситуация лишь усугубляется — один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

С чем связан кризис? И вернутся ли старые цены? Корреспондент МИЦ «Известия» Инокентий Коломеец разбирался.

«Премиум» оказался «голым». Автоконцерны вынуждены разукомплектовывать машины, чтобы сохранить объемы продаж. В ущерб комфорту, из комплектаций исключены мультимедиа системы и пневмоподвеска.

Сложилась такая ситуация из-за нехватки буквально микроскопических компонентов.

«Речь идет о дефиците полупроводников, чипов, как сейчас говорят. Это компонент, которого не хватает во всей автомобильной отрасли. Имеется в виду глобальный дефицит, не только в России, а по всему миру», — объясняет PR-директор Nissan в РФ Роман Скользкий.

Причина — более чем глобальная. Из-за пандемии практически «встали» и без того штучные заводы по производству полупроводников, большая часть из которых расположена в Азии. А параллельно резко подскочил спрос на бытовую электронику для удаленной работы и учебы.

«Рынок развернулся к другим потребителям. Начал искать другие ниши и просто оставил автопроизводителей без компонентов», — считает руководитель отдела компании Starline Николай Дмитриев.

Последствия не заставили себя долго ждать: в июле конвейер «АвтоВАЗа» уже «вставал» из-за нехватки чипов именно для системы «Эра-Глонасс», японские производители работают по сокращенному графику с середины мая. Примерно в то же время начал испытывать трудности автопром США и Европы.

«Это действительно очень неприятно! Множество потребителей хотят приобрести наши машины, и мы бы тоже хотели производить и продавать больше машин. Но пока мы не видим никаких тенденций к улучшению», — говорит генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон.

Масла в огонь в буквальном смысле подлил пожар на производстве кремниевых пластин в Японии. Распределение сил на рынке полупроводников среди лидеров сегодня выглядит так: на Америку приходится только 12%, Тайвань занимает 21%, Южная Корея — 19%, а Япония — 13% производства.

Вот на этом микроскопическом элементе завязана работа 60% всех сервисных систем современной машины. Чипы отвечают за работу двигателя, мультимедиа систем, навигации, климата, и самое главное — систем безопасности. А производство полупроводников, как правило, это кристаллические материалы вроде кремния, — процесс наукоемкий и требующий специфического сырья.

«Мы можем сказать: а давайте, сами построим завод! Но здесь все упирается в вопрос цены, окупаемости и времени строительства. К примеру, строится он будет два года. А что будет через два года? Будет ли такой спрос? Непонятно», — поясняет доцент Высшей школы физики и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максим Максимов.

По прогнозам экспертов, кардинально ситуация с производством чипов в ближайшее время не изменится. Потому как спрос стабильно опережает предложение. А значит, как минимум до начала следующего года менеджерам автосалонов нечем будет удивить своих клиентов.

Исследование кризиса полупроводников в автопроме

Ассоциация полупроводниковой промышленности (SIA) подвела итоги 2021 года и объявила, что глобальные продажи полупроводниковой промышленности в 2021 году составили 555,9 млрд USD, что является самым высоким годовым показателем за всю историю. Рост 26,2% по сравнению с общим объемом продаж в 2020 году.

Доли компаний на рынке полупроводников в 2021 году

pp01.jpg

На графике представлены крупнейшие игроки рынка полупроводников, которые занимают более 95% всего мирового рынка. Кризис полупроводников начался в том числе и из-за ограниченного числа компаний-производителей и сложности производства высокотехнологичного продукта.

В 2021 году отрасль отгрузила рекордные 1,15 трлн полупроводниковых устройств. Производители микросхем нарастили производство, чтобы удовлетворить высокий спрос в условиях глобальной нехватки микросхем.

В региональном разрезе продажи на рынок Америки продемонстрировали наибольший рост (27,4%) в 2021 году. Китай оставался крупнейшим отдельным рынком полупроводников, объем продаж которого в 2021 году составил 192,5 млрд USD, увеличившись на 27,1%. Годовые продажи также выросли в Европе (27,3%), Азиатско-Тихоокеанском регионе/всех других странах (25,9%) и Японии (19,8%).

Аналоговый тип полупроводников, который обычно используется в транспортных средствах, потребительских товарах и компьютерах, имел самый высокий годовой темп роста в 33,1%, достигнув 74 миллиардов USD в продажах в 2021 году.

Что произошло?

Это трудные времена для пользователей полупроводников. На рынке возник систематический разрыв между спросом и предложением, вызванный структурными дисбалансами и фундаментальным несоответствием цепочки поставок. Внешние потрясения, такие как пандемия Covid-19, только усугубили ситуацию, оставив товарно-материальные запасы производителей на самом низком уровне за последние годы. Общий спрос на полупроводники увеличивается примерно на 17% в год по сравнению с увеличением производственных мощностей примерно на 6% в год в период с 2020 по 2022 год. Нехватка предложения, вероятно, продлится как минимум до 2023 года.

Автомобильная промышленность является одной из наиболее пострадавших. Автомобили традиционных OEM-производителей в значительной степени зависят от зрелых и устаревших полупроводников. Действительно, автомобильная промышленность является одним из основных пользователей устаревших микроконтроллеров (MCU), на долю которых приходится около 40% рыночного спроса. К несчастью для отрасли, именно эти типы чипов больше всего пострадали от дефицита предложения.

Состав полупроводников в автомобилях претерпевает глубокие изменения по мере перехода автомобильной промышленности на новую электронную архитектуру. Доменно-централизованные и зональные архитектуры, используемые в высокопроизводительных ноутбуках и других устройствах с высокими вычислительными потребностями, предлагают более централизованные и мощные вычислительные инструменты для удовлетворения потребностей новых электрических и автономных транспортных средств.

Переход на эти высокопроизводительные устройства означает, что доля передовых и передовых логических микросхем в автомобилях быстро растет. Таким образом, передовые полупроводники (и их производители) приносят более высокую долю стоимости. Это приводит к изменению динамики цепочки поставок, к более прямому сотрудничеству между OEM-производителями и традиционными поставщиками полупроводников второго уровня.

Перспективы выхода из кризиса

Кризис сам собой не закончится. Автомобильным и промышленным компаниям необходимо одновременно выполнить ряд упреждающих действий, чтобы вернуться к докризисным уровням производства. Ключевые действия включают более быстрый переход к централизованной/ зональной архитектуре E/E и прямые долгосрочные контракты на поставку с полупроводниковыми компаниями, включая взаимные обязательства по мощности на несколько лет.

Отход от устаревших полупроводников дает преимущество нетрадиционным OEM-производителям. Их продукты уже построены на основе централизованных архитектур, которые больше полагаются на передовые полупроводники, чем на зрелые или устаревшие узлы. Они менее подвержены влиянию кризиса предложения. Это дает традиционным OEM-производителям дополнительный стимул для ускорения перехода к централизованным архитектурам.

Еще один важный фактор заключается в том, что расширение производства полупроводников не влияет на автопроизводителей. Инвестиции обычно направлены на расширение передовых узлов, а не на устаревшие узлы, от которых так зависят обычные автомобили. Например, новые производственные мощности, запланированные на 2021 и 2022 годы, дадут облегчение только для передовых логических ИС (+9%), ИС памяти (+8%) и дискретных ИС (+7%).

Наращивание производства новых полупроводников также не решит кризис предложения в краткосрочной перспективе. Расширение емкости требует времени: от трех до четырех лет для создания и наращивания передовой емкости и до двух лет для сокращения или перехода на более крупные пластины и повторной квалификации устаревших устройств. В результате этих факторов не ожидается быстрого уменьшения нехватки устаревших узлов и никаких признаков облегчения до 2023 года.

Долгосрочная перспектива развития автомотива

Сбои в цепочке поставок полупроводников, вероятно, станут более частыми, более выраженными и менее предсказуемыми в результате изменения климата, роста политической неопределенности и других факторов. Например, сильные тропические штормы становятся все более распространенными в производственных центрах в Азии, сбои в доставке привели к задержке перевозок, а растущий протекционизм повлиял на доступ к рынкам. Понятно, что такие сбои теперь представляют собой системный риск для глобальных цепочек поставок. В результате OEM-производители автомобилей, поставщики первого уровня и сервисные компании, занимающиеся производством электроники, должны обезопасить свои цепочки поставок, смягчить снижение своих переговорных возможностей и защитить себя от будущих сбоев в цепочках поставок.

pp02.jpg

Информация от компаний-производителей

Даже на самых развитых европейских рынках продажи новых автомобилей упали на 20-30%. Суммарно же, по оценкам консалтинговой компании AlixPartners, только в этом году производство автомобилей сократится на 7,7 млн, то есть концерны недополучат $210 млрд прибыли. Аналитики IHS Markit оценивают нынешнее сокращение производства в 5 млн. автомобилей, а вот в следующем году оно достигнет 8,4 млн автомобилей. Сильнее всего пострадали европейские производители: объем поставок новых машин из этого региона снизился на 3 млн единиц.

Топ-10 производителей и стран ЕС с наибольшим падением продаж (09.2021 vs 09.2020)[4]

pp03.jpg

BMW подписала соглашение о поставках полупроводников с Inova Semiconductors и Global Foundries в декабре 2021.

Сделка обеспечила поставку несколько миллионов микрочипов в год. В нем говорится, что чипы будут использоваться для интеллектуальных технологий светодиодного освещения в BMW iX и других будущих автомобилях.

«Мы углубляем наше партнерство с поставщиками в ключевых точках сети поставщиков и синхронизируем наше планирование мощностей напрямую с производителями и разработчиками полупроводников», — сказал Андреас Вендт, глава отдела закупок и сети поставщиков BMW.

Генеральный директор BMW Оливер Ципсе, который также является президентом ACEA, ранее предупредил, что проблемы с поставками будут продолжаться и что «серьезность ситуации требует решительного и скоординированного реагирования по всему Европейскому Союзу».

По сообщению Reuters, на второй неделе февраля Ford сократит производство на восьми своих североамериканских заводах из-за ограничений на поставку чипов. Компания ранее заявляла, что дефицит будет способствовать снижению объемов в первом квартале.

Заводы в Чикаго, Куаутитлане и Мичигане будут приостановлены, завод в Канзасе приостановит производство пикапа Ford F-150, а модель Ford Transit останется на более полном уровне производства.

Ford Fiesta была одной из самых пострадавших моделей, поскольку была выбита из топ-10 самых продаваемых автомобилей в Европе. Кроме того, впервые за 30 лет модель Ford не возглавила список авто-бестселлеров.

Ford особенно сильно пострадал от кризиса полупроводников, закрыв несколько своих заводов в течение 2021 года. Компания справлялась с кризисом перенаправляя доступные ресурсы полупроводников на производство наиболее популярных моделей и сокращая производства с меньшим спросом.

Jaguar Land Rover (JLR)

Продажи Jaguar Land Rover (JLR) упали в 2021 году. Фирма объяснила это продолжающейся нехваткой полупроводников, но предположила, что предложение улучшится уже в начале февраля.

Его продажи упали на 1,2% в 2021 году, поскольку они не смог нарастить производство в своей заводской сети из-за ограниченных поставок полупроводников. По словам JLR, поставки улучшались к концу года, но ожидаемые поставки «продолжат улучшаться в четвертом квартале финансового года», который заканчивается 21 марта 2022 года.

В настоящее время компания JLR имеет рекордный банк заказов, насчитывающий около
154 000 автомобилей, и заявила, что она «активно управляла поставками полупроводников, чтобы максимизировать производство продуктов с более высокой маржой». Около 30 000 заказов на новый Range Rover и 36 000 на Land Rover Defender.

Nissan

Nissan повысил прогноз прибыли на 2022 год, но предположил, что его успех будет зависеть от возможного объема производства, а не от объема продаж.

Генеральный директор Nissan Макото Учида сказал, что нехватка чипов «все еще неопределенна», но производство фирмы в размере 3,8 миллиона единиц все еще идет по плану. Ранее Nissan заявлял, что автомобильная промышленность будет страдать от дефицита до середины 2022 года.

Stellantis (Peugeot, Chrysler, Opel, Citroën, Dodge и др.)

В 2021 году Stellantis подписала соглашение с тайваньской компанией Foxconn, производящей электронику, на разработку нового семейства полупроводников, которые будут внедрены в ее четыре платформы для электромобилей. Foxconn поставит более 80% полупроводниковых компонентов Stellantis.

«Наша программно-определяемая трансформация будет осуществляться благодаря отличным партнерам из разных отраслей и с большим опытом», — сказал генеральный директор Stellantis Карлос Таварес.

«Вместе с Foxconn мы стремимся создать четыре новых семейства микросхем, которые покроют более 80% наших потребностей в полупроводниках, помогая значительно модернизировать наши компоненты, снизить сложность и упростить цепочку поставок. Это также повысит нашу способность быстрее внедрять инновации и создавать продукты и услуги быстрыми темпами».

Сделка должна позволить продолжить рост Stellantis. В ноябре он стал самым продаваемым производителем в Европе, впервые с момента основания обогнав Volkswagen Group. Он занял 21,0% рынка во многом благодаря успеху Peugeot 208 и Peugeot 2008.

Сделка с Foxconn также будет включать исследования по снижению сложности полупроводников, которые, по мнению Стеллантис, будут важны, поскольку автомобили становятся «все более программно-определяемыми».

Тесла

В 2021 году Tesla справилась с кризисом полупроводников более позитивно, чем ряд других фирм, но генеральный директор Илон Маск считает, что дефицит сохранится в течение всего года.

Tesla также сняла один из своих электронных блоков управления с рулевых реек в моделях Model 3 и Model Y китайского производства, чтобы обеспечить достижение целей продаж в четвертом квартале, сообщает CNBC.

Затронутые модели включали те, которые были отправлены клиентам в Австралии, Китае, Германии и Великобритании. Клиентам не сообщили об упущении, но Tesla настаивает на том, что удаленная часть была избыточной резервной единицей.

Toyota

Toyota ожидает, что не достигнет своей цели по производству автомобилей в девять миллионов из-за конкуренции за полупроводники.

Японская фирма сильно пострадала от закрытия заводов. В прошлом году это повлияло на производство Land Cruiser, в то время как его подразделение Lexus также испытало сокращения, на которые приходится 14 000 потерянных автомобилей.

6 из 28 заводов были закрыты в ноябре прошлого года, а производство сократилось в августе из-за Covid-19 и пожара на одном из основных объектов.

Toyota, крупнейший в мире производитель, также неоднократно приостанавливала работу на своих заводах в разных странах, причём сокращение выпуска было существенным: в сентябре и октябре было произведено на 40% меньше автомобилей, чем планировалось.

Группа Фольксваген

Volkswagen

Бренд Volkswagen стал самым продаваемым брендом в Европе в прошлом году, несмотря на падение общего объема продаж.

«Volkswagen продолжает продвигать переход на электромобили, несмотря на ограниченное предложение полупроводников», — сказал Ральф Брандштеттер, генеральный директор Volkswagen.

Продажи Volkswagen упали на 8% в 2021 году, несмотря на быстрый переход на электромобили, что производитель объяснил «отставанием в поставках полупроводников», что «вызывало ограничения в производстве в течение года».

«Volkswagen добился удовлетворительных продаж в чрезвычайно сложных условиях. Однако огромные последствия для производства, вызванные ситуацией с полупроводниками, не могут быть полностью компенсированы в течение года», — сказал Клаус Зеллмер, член совета директоров Volkswagen по продажам и маркетингу.

«Тем не менее, наш рекордный портфель заказов в 543 000 автомобилей только в Европе, из которых 95 000 ID, ясно показывает, что спрос на автомобили Volkswagen остается очень высоким», — сказал Зеллмер.

Порш

У Porsche более позитивный взгляд на 2022 год, они прогнозирует рекордные продажи, несмотря на глобальный дефицит.

«Глядя на текущие заказы, я уверен в 2022 году. Рост продаж может достичь такого же высокого уровня в этом году, как и в 2021 году», — сказал Automobilwoche член совета директоров Porsche по продажам Детлев фон Платен.

Шкода

В 2021 году продажи чешского бренда упали на 12,9%, что стало первым случаем, когда за восемь лет было продано менее миллиона автомобилей.

Глава Skoda Томас Шефер предсказал улучшение поставок полупроводников во второй половине 2022 года. «Пандемия Covid-19 и нехватка полупроводников значительно замедлили наш рост, — сказал Шефер.

«Мы ожидаем постепенного улучшения ситуации с поставками полупроводников во второй половине года. Я с уверенностью смотрю в будущее», — добавил он, заявив, что будущие продукты бренда и высокий потребительский спрос улучшили его взгляды на будущее.

«2021 год был не таким, как мы ожидали, — сказал Уэйн Гриффитс, генеральный директор Seat и Cupra. Продажи испанской компании в прошлом году выросли на 10,3%, несмотря на пандемию и проблемы с поставками.

«После напряженной работы по борьбе с последствиями кризиса Covid-19 на нашу деятельность серьезно повлияла нехватка полупроводников», — сказал Гриффитс. «Спрос на продукцию Seat и Cupra вернулся к допандемическому уровню, а нехватка полупроводников вызывает разочарование у наших клиентов из-за высоких сроков доставки, с которыми им приходится сталкиваться».

Гриффитс говорит, что «постепенное восстановление ситуации с поставками» продолжится до конца 2022 года, но также с оптимизмом смотрит в будущее.

«Временные приостановки производства связаны с дефицитом комплектующих, а именно микрочипов. В этом АвтоВАЗ ничем не отличается от других автопроизводителей во всём мире, которые также временами прекращали выпуск автомобилей», — объясняет Сергей Ильинский, директор по связям с общественностью АвтоВАЗа.

Это подтверждает и независимый эксперт. «Из-за нехватки полупроводников на АвтоВАЗе начались простои ещё весной и регулярно возникали до конца нынешнего года. Но эта проблема носит глобальный характер и коснулась практически всех автопроизводителей в мире», — комментирует ситуацию Азат Темирханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».

«Несмотря на это, за 11 месяцев продажи автомобилей Lada ещё показывают рост (+6%) по отношению к тому же периоду прошлого года, — говорит Азат Темирханов. — Что касается роста цен, то в 2021 году АвтоВАЗ уже 7 раз повышал их на автомобили Lada. Так, с января по декабрь они выросли на 11—24% в зависимости от модели».

Глава АвтоВАЗа Николя Мор ещё до окончания 2021 года оценивал вероятный объём продаж Lada в 2021 году как равный 2020-му или чуть больше. Так и получилось: по итогам года автомобилей российской марки в стране было продано 350 714, на 2,1% больше, чем в 2020-м. Доля Lada на её «домашнем» рынке по-прежнему наибольшая. Хотя она и снизилась на 0,4%, однако превышает 21%. При этом надо помнить, что на заводе в Тольятти выпускаются и автомобили Renault, так что его цеха загружены не только Lada.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *