Можно ли получить два штрафа в день за одно и то же нарушение
На прошлой неделе мы составили список нарушений, за повторение которых предусмотрено ужесточение наказания. Сегодня же рассмотрим другой вопрос: могут ли водителя оштрафовать дважды в день за одно и то же нарушение? Ведь протокол уже выписан, и вроде бы по закону нельзя наказывать повторно за то же самое. Давайте разберемся, о чем говорит закон и почему не стоит обольщаться.
Когда водители вспоминают о законодательстве в контексте получения повторного штрафа, речь обычно идет о части 5 статьи 4.1 КоАП. Она действительно гласит, что «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Но что это означает на практике?
На практике многие считают, что не могут получить больше одного штрафа в день за одно и то же нарушение. Трактуется это так: я сел за руль без страховки, меня остановил инспектор, выписал мне штраф на 800 рублей по части 2 статьи 12.37, и дальше я могу продолжать ездить весь день, показывая инспекторам полученное постановление, ведь правонарушение я уже совершил, и дважды за это оштрафовать не могут. Аналогичная логика действует у тех, кто ездит на машине с глухой тонировкой, на машине в пленке яркого цвета, не указанного в документах, с нечитаемыми номерами и так далее. Однако все эти мнения ошибочны: на самом деле выписанное постановление не дает никакого «иммунитета» ни на день, ни на час, и если водитель вновь попадется инспектору, он может получить еще один штраф.
Объясняется это очень просто: штраф обычно выписывается не за факт того или иного отклонения от установленной нормы, а за управление автомобилем с этим отклонением. Есть, конечно, нюансы вроде установки на автомобиль заведомо подложных номеров и управления таким автомобилем, которые наказываются по-разному, но при остановке инспектором штраф водитель получает за подтвержденный факт нарушения во время езды. В протоколе при этом указывается время совершения правонарушения. И если, например, водитель, получив утром штраф за езду без страховки, попадется инспектору вечером, он получит еще один протокол – ведь вместо того, чтобы устранить причину наказания, он продолжил управлять автомобилем.
Отчасти мнение о том, что за одно нарушение два раза в день не штрафуют, родилось из практики. Инспекторы порой идут навстречу водителям, которые показывают им протокол и говорят, что едут куда-то для устранения причины нарушения – в страховую компанию или в сервис для снятия тонировки, например. Некоторые же этим начинают злоупотреблять и воспринимают выписанное постановление как «дешевую индульгенцию», предпочитая платить несколько штрафов в месяц, а не выполнять предписания ПДД. Однако стоит понимать, что инспектор имеет полное право не идти навстречу водителю и выписать еще один штраф, в котором будет указано то же самое нарушение, но другое время. И, как несложно догадаться, таких штрафов в теории может быть не два, а неограниченно много – ведь никого не удивит, например, пачка штрафов с камер за превышения скорости, совершенные в один день.
Формулировка «за одно и то же нарушение», указанная в КоАП, подразумевает в буквальном случае одно и то же нарушение, зафиксированное дважды. Обычно речь идет о тех, что сняты автоматическими камерами: к примеру, на участке дороги, оснащенном камерами в обоих направлениях, или на перекрестке с несколькими камерами фиксации. Здесь иногда случаются прецеденты, когда две камеры снимают один и тот же факт нарушения и автоматически выписывают дублирующийся штраф. Такие постановления можно и нужно обжаловать – либо в электронном виде на сайте ГИБДД, либо (что предпочтительней) в письменном виде, отправив заявление в письменном виде по адресу ЦАФАП (Центра автоматической фиксации административных правонарушений), указанному в пришедших постановлениях. В заявлении нужно указать, что время совершения нарушения, указанное в постановлениях, совпадает, и сослаться на ту самую часть 5 статьи 4.1 КоАП. В этом (и только в этом) случае платить дважды за одно и то же нарушение вам действительно не придется.
Сколько раз в день могут оштрафовать за превышение скорости на автомобиле?
Сколько раз в день могут оштрафовать за превышение скорости на автомобиле на разных дорогах? Могут ли оштрафовать несколько раз в день за превышение скорости на одном и том же месте в городе, на одну и ту же камеру видеофиксации?
Когда только камеры появились, многие задавались этим вопросом
И теперь точно известно
Каждая камера — отдельная единица, со своим номером и GPS координатами
Каждая камера штрафует нарушение в своем поле зрения
Столько раз сколько нарушение в поле зрения камеры произойдет — столько и штрафов выпишет
А сотрудник только проверяет, чтоб не попали под штрафы те кого штрафовать не надо
Конечно, могут. Сколько раз водитель попадется на камеры видеонаблюдения в момент превышения скорости, столько и прилетит потом, "писем счастья". Так же, без разницы, если водитель попал под одну и ту же камеру в момент превышения скорости, даже, в течение одного дня, так как, время нарушения будет разным.
Пока еще действует норма +20 км/ч при превышении скорости, но как пишут в СМИ, с 2020 года, ее отменят или снизят до +10 км/ч.
Так же, пока еще возможность заплатить штраф с 50% скидкой в течение 20 дней после нарушения ПДД. Чтобы не пропустить льготный срок, галичие штрафов, можно регулярно проверять на сайте ГИБДД, там есть такой сервис.
И правильно сделают
Полгода назад на мотоцикле разбился наш молодой (24 года) коллега. Он тоже превышал скорость (не слишком сильно, около 75 км/час ехал), а водитель автобуса не посмотрев выйхал.
И нет в живых человека, знавшего два языка, работавшего на нескольких работах. Единственного ребенка у своих родителей и, что намаловажно, его родители, были единственными детьми в семье.
Всем любителям поднажать на газ я бы посоветовал бы побывать на кладбище и посмотреть на родных дедушку и обе бабушки- они еще живы.
Другое дело, что нужно делать и скоростные трассы, там где это уместно.
Но закон есть закон и никаких снисжодений быть не должно, а за многократное нарушение нужно отбирать права. Может быть даже пожизненно.
Снисхождений не должно быть ни для начальства, ни даже для милиции при исполнении. Ловите преступника так, чтобы не нарушать скорость. Только МЧС, Пожарная и Скорая Помощь имеют права превышать скорость.
Как бы мы не относились к серому кардиналу при Брежневе М.А.Суслову, но он запрещал своему шоферу ездить быстрее 40 км/час. А еще он жил очень скромно. И на иномарках не ездил и, скорее всего, пользовался всем отечественным. И его сын и дочь стали докторами наук. А в те времена диссертации люди писали себе только сами. Максимум что могло быть, это косвенная помощь хорошим эксперементальным оборудованием, книгами и чем-то сугубо организационным.
Так что нужно самым жетским образом наказывать нарушителей скорости
Штрафы за превышение скорости в 2023 году
Большинство водителей стараются соблюдать разрешенную скорость на своем участке дороги, и не создавать аварийную ситуацию. Но иногда бывает так, что автовладелец вынужденно превышает скорость авто, и получает штрафы.
Превышать разрешенную скорость можно не более чем на 20 км/ч. Это порог за который могут неоштрафовать. Но если не обращать внимания на ограничения на дороге и знаки, штраф точно выпишут. В некоторых случаях могут даже лишить прав. Когда придется платить и сколько именно, рассказываем в обзоре сервиса Бробанк.
- Что относится к превышению скорости
- Классификация штрафов за превышение скорости
- Превышение скорости от 20 до 40 км в час
- Превышение скорости от 40 до 60 км в час
- Превышение скорости от 60 до 70 км в час
- Превышение скорости от 80 км в час и выше
- Лишение прав за превышение скорости
- Как проверить и оплатить штрафы ГИБДД
Размер штрафов за превышение скорости и законодательная база актуальны на апрель 2023 года.
Что относится к превышению скорости
Все водители обязаны соблюдать на дорогах скоростной режим, определенный для населенных пунктов, отдельных зон и участков. Чтобы не нарушить ПДД, необходимо внимательно следить за ограничения и знаками, которые расположены по периметру дороги.
Стандартные ограничения:
- В населенном пункте. Сюда относятся города, деревни, сёла, поселки. Стандартное ограничение – 60 км/ч. Но на некоторых участках могут встречаться отрезки с более высокой разрешенной скоростью. Например, на мосту без пешеходов. Но для другого скоростного режима обязательно должен быть соответствующий знак.
- Вне населенного пункта, то есть за городом. Легковые автомобили, мотоциклы, грузовики до 3,5 т, автобусы должны соблюдать скорость 90 км/ч, грузовики тяжелее 3,5 т – скорость 70 км/ч. На отдельных участках хорошей дороги может быть разрешенная скорость выше – до 110 км/ч максимально.
- На автомагистрали. Как правило, здесь хорошая дорога, а специальный зеленый знак с двумя поперечными линиями может разрешать легковым автомобиля, мотоциклам и грузовикам до 3,5 т проезжать на скорости 110 км/ч. Остальные участники движения – междугородние и маломестные автобусы, а также грузовики тяжелее 3,5 т, должны соблюдать ограничение в 90 км/ч.
Если на дороге есть знак «Ограничение скорости», то водитель должен ориентироваться на цифру, которая указана на знаке. И не превышать её даже на несколько делений.
Есть и дополнительные ограничения, которые действуют вне зависимости от того, где именно находится дорога – в городе или нет. Например, при буксировке другого транспорта нужно соблюдать скорость не более 50 км/ч. А при организованной перевозке детей – 60 км/ч. В жилой зоне устанавливают ограничение в 20 км/ч.
Существует «нештрафуемый» порог, который составляет 20 км/ч. Он действует в ситуациях, когда водитель незначительно превысил разрешенную скорость. Например, ехал по городу не 60 км/ч, а 70 км/ч. За такое превышение штрафовать не станут.
Почему так: дело в том, что технические средства для измерения скорости, которые используют инспекторы и камеры автоматической фиксации на дорогах не совершенны. До сих пор они не отличаются высокой точностью, и имеют погрешности в измерениях около 3-5 км/ч.
Многие водители успешно обжалуют постановления, которые вынесены при помощи камер, как раз из-за этих технических особенностей. Поэтому если скорость превышена не более чем на 20 км/ч, то за это не будет никаких санкций. А вот если превышение даже 25 км/ч, водителя оштрафуют.
Однако, превышать допустимую скорость даже на нештрафуемый порог — рискованно. Штраф – это не единственное возможное неприятное последствие. Если произойдет авария, автоматически виновником признают того водителя, который превысил скорость даже на 1 км/ч.
Классификация штрафов за превышение скорости
Штрафы за превышение скорости в 2023 году зависят от того, насколько именно человек превысил имеющиеся ограничения. А также от того, в первый раз он это сделал или нарушение повторное. Ниже мы подробно описали все возможные варианты и градации наказаний.
Превышение скорости от 20 до 40 км в час
Если транспортное средство превысило установленную скорость движения на величину от 20 до 40 км/ч, то наказанием будет административный штраф в размере 500 рублей. Основание – статья 12.9 часть 2.
Превышение скорости от 40 до 60 км в час
Если автовладелец на своем транспортном средстве допустил превышение установленной скорости движения на величину от 40 до 60 км/ч, то в этом случае на него могут наложить административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
Дело рассматривают органы внутренних дел. Основание – статья 12.9 часть 3.
Превышение скорости от 60 до 70 км в час
Если установленная скорость движения транспорта превышена водителем на величину от 60 до 80 км/ч, в этом случае есть несколько вариантов наказания. Первый – административный штраф в размере от 2 000 до 2 500 рублей. Второй – лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Основание – статья 12.9 часть 4. Если дело доходит до лишения прав, этим занимается суд.
Превышение скорости от 80 км в час и выше
Если же водитель превысил установленную скорость движения на величину от 80 км/ч и более, за это следует одно из двух наказаний. Либо административный штраф в размере 5 000 рублей. Либо лишение права управления транспортными средствами сроком до 6 месяцев. Основание – статья 12.9 часть 5.
Уточним, что указанное выше наказание следует для водителей, которые единожды нарушили ПДД и превысили скорость. Если же совершено повторное нарушение, наказание ужесточат.
- Если водитель повторно совершил административное правонарушение из статьи 12.9 часть 3 (превышение на 40-60 км/ч), штраф увеличивается, и составляет от 2 000 до 2 500 рублей. Основание – статья 12.9 часть 6.
- Если водитель повторно совершил административное правонарушение, предусмотренное в статье 12.9 часть 4 и 5 (превысил скорость на 60-80 км/ч или более 80 км/ч), он лишается права управления транспортным средством сроком на 1 год. Основание – статья 12.9 часть 7.
- Если административное правонарушение зафиксировал не инспектор, а специальное техническое средство, имеющее функции фото- и киносъемки, видеозаписи, штрафные санкции смягчаются. Например, если за правонарушение предусмотрен штраф с вариантами сумм, то начислят минимальный штраф. А если предусмотрено лишение прав, наложат административный штраф в размере 5 000 рублей.
Есть и еще одна особенность: если превышение скорости зафиксировано камерой, штраф получит владелец автомобиля вне зависимости от того, кто был за рулем. Это происходит по той причине, что камера фотографирует само авто и его госзнак. На основе этого определяют автовладельца, и на его имя выписывается постановление.
Лишение прав за превышение скорости
Лишиться водительского удостоверения вполне реально, если сильно превысить разрешенную скорость, либо совершить административное правонарушение повторно.
- Превышение установленной скорости на величину от 60 до 80 км в час. В этом случае суд может лишить водителя прав сроком на 4-6 месяцев.
- Превышение установленной скорости на величину от 80 км в час и выше. Здесь суд может аннулировать права водителя на 6 месяцев.
- Повторное превышение скорости на 60 и более км в час. В этом случае суд лишает водителя права управления любыми транспортными средствами на один год.
Если водитель согласен с нарушением, инспектор выпишет постановление о правонарушении и протокол. Если превышение крупное либо водитель не согласен с нарушением, инспектор ГИБДД зафиксирует все детали в протоколе и направит его в суд. И дальше уже судья решит, нужно ли водителя лишать прав.
- могут выписать штраф в размере 200 000 – 300 000 рублей,
- направить на обязательные работы до 480 часов,
- лишить свободы сроком до 2 лет.
Если после этого водитель вновь нарушит те же самые правила, то штраф может быть увеличен до 300 000 – 500 000 рублей. Исправительные работы продлят до 2 лет, а свободы лишить могут на срок до 3 лет.
Как проверить и оплатить штрафы ГИБДД
Для оплаты большинства штрафов ГИБДД действует скидка в размере 50%. Её можно получить, если оплатить квитанцию в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Однако, скидка действует не всегда.
- Водитель превысил скорость на 20-40 км/ч – стандартный штраф составит 500 рублей, со скидкой – 250 рублей.
- Если превышение составило 40-60 км/ч, инспектор накладывает штраф в размере 1 000-1 500 рублей. Со скидкой нужно заплатить от 500 до 750 рублей.
- Если превышение скорости составило от 60 до 80 км/ч, штраф от 2 000 до 2 500 рублей. С 50% скидкой – 1 000 или 1 250 рублей.
- Водитель превысил разрешенную скорость на 80 км/ч и более – штраф составит 5 000 рублей, со скидкой – 2 500 рублей.
- Если превышение скорости 40-60 км/ч повторное, скидкой воспользоваться нельзя.
Чтобы успеть воспользоваться скидкой, необходимо оперативно получать данные обо всех штрафах, которые выписаны на водителя и его транспортное средство. Есть несколько сервисов, которые помогут в поиске штрафов не выходя из дома: портал Госуслуги, сервис на сайте ГИБДД, онлайн-сервис Мои штрафы, а также приложения и личные кабинеты банков.
- На водителя: понадобится номер водительских прав и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Одного ФИО недостаточно, потому что это не конфиденциальная информация, и государственные сервисы потребуют дополнительных данных для идентификации.
- На автомобиль: можно выполнить поиск по госномеру авто и номеру его СТС.
Используйте для поиска штрафов все имеющиеся данные. Если инспектор на дороге выписывает постановление по водительскому удостоверению и СТС, то камера автоматической фиксации использует госзнак и СТС. Чтобы результат поиска был корректным, используйте всю информацию.
Также в поиске штрафов пригодится само постановление. Оно может быть на руках, если документ выписывал инспектор. Также его можно скачать и распечатать. На постановлении есть уникальный номер, по которому штраф легко найти на портале Госуслуги или сайте ГИБДД. Если на документе нанесен штрих-код или QR-код, современные банковские приложения могут их считывать, и сразу направить на страницу с онлайн-оплатой штрафа.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | 1-30% |
% на остаток | До 5% |
Снятие без % | До 500 000 руб. |
Овердрафт | Есть |
Доставка | 1-2 дня |
Оплатить можно с любой банковской карты — дебетовой или кредитной. Обратите внимание, что такая операция не засчитывается в программу лояльности, то есть получить бонусы или кешбэк за оплату штрафов не получится.
Два штрафа за минуту: водители жалуются на камеры «одна за другой»
Получивший за минуту сразу два штрафа за превышение скорости водитель пожаловался на несправедливое, по его мнению, наказание. На постановлениях видно: первый раз на превышении +20-40 км/ч владельца BMW камера поймала в 10 часов 36 минут 13 секунд на улице Нижние Мневники — машина двигалась со скоростью 84 км/ч. Следующая фиксация такой же скорости произошла уже при съезде с этой улицы в 10 часов 37 минут 16 секунд.
«Так с каждого столба скоро будет прилетать по штрафу», — возмутился водитель.
При этом расстояние между камерами оказалось около 1,3 км.
Еще один автомобилист рассказал, что получал «быстрые» штрафы при подъезде к Нижнему Новгороду: первая камера фиксировала нарушение спереди, а расположенный рядом второй комплекс смотрел назад, чтобы проконтролировать, не разогнался ли водитель снова. Разбираемся, как близко могут находиться дорожные камеры и когда можно оспорить полученные подряд одинаковые штрафы.
Насколько близко могут стоять дорожные камеры
Согласно методике Минтранса от 2019 года, минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров. Об этом рассказали Autonews.ru в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око». Там уточнили, что решение о местах установки комплексов принимают в ГИБДД, исходя из показателей аварийности.
«Не исключены случаи, когда несколько очагов аварийности находятся очень близко друг к другу, на расстоянии нескольких сотен метров, и камеры приходится устанавливать перед каждым из них. Альтернативный вариант — «закрытие» таких участков с помощью контроля средней скорости», — сказали в ассоциации.
Иногда, признают представители ассоциации, у водителей может складываться впечатление, что комплексы, фиксирующие один и тот же тип нарушения, стоят через каждые 100 метров. Однако довольно часто, в особенности на широкополосных магистралях, первая камера контролирует, например, левую часть дороги, а вторая — правую. Это объясняется тем, что пока большинство используемых камер технически обеспечивают контроль только 3-4 полос движения. Только самые новое поколение дорожных камер имеют возможность контролировать сразу 6-8 полос.
Кроме того, иногда водители принимают за действующую камеру муляжи. Их, согласно действующим правилам, устанавливают для профилактических целей вместо реальной камеры после перемещения на другую дислокацию, когда очаг аварийности погашен.
В свою очередь эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман отметил, что согласно ГОСТ Р 57145-2016, «зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги» [1].
Проще говоря две камеры на скорость должны быть разнесены по территории так, чтобы автомобилисту не пришло постановление за превышение из одной точки с двух комплексов. Одновременно с этим, по словам Шухмана, один дорожный комплекс имеет техническую возможность одновременно фиксировать несколько составов нарушений. Если водитель грубо нарушит ПДД под такой камерой, ему придет сразу несколько разных штрафов по разным составам и отменять их оснований нет.
«Если составы независимые, то водитель может получить штраф за каждое отличное нарушение, — сказал Шухман Autonews.ru. — Есть много случаев, когда водителей по одним и тем же материалам одновременно штрафовали и за выделенку, и за пересечение сплошной при выезде с нее или, наоборот, при въезде. Проще говоря, можно зафиксировать видеоряд, а потом прогнать его по всем модулям аналитики, по составу административных нарушений, распознавание которых активировал в комплексе оператор. Соответственно будут выставлены признаки типов нарушений, которые он распознает на этом наборе».
Шухман привел пример, когда водитель теоретически может одновременно получить штрафы за превышение скорости, проезд по выделенке и на красный сигнал светофора, а также разговоры по телефону.
Можно ли отменить одинаковые штрафы
Юрист Дмитрий Дугин по просьбе Autonews.ru изучил законодательную базу, на которую опирались бы суды для принятия решения по отмене одинаковых штрафов с камер, выписанных за определенное расстояние. И не обнаружил в КоАП нужных норм. Подходящая информация нашлась в Постановлении Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года [2]. Согласно документу, суд должен проверять все обстоятельства вынесения первого штрафа и аналогичных последующих. Например, в случае с превышением скорости суд должен проверить, мог ли водитель успеть остановиться или затормозить до следующей камеры при соблюдении всех мер безопасности.
«Если бы автомобилисту пришлось резко оттормаживаться, чтобы под следующую камеру заехать без штрафа, второе наказание можно считать неправомерным, — объяснил Дугин. — Иначе получается, что водителя оштрафовали дважды за одно и то же нарушение. Конечно, речь тут не идет о ситуации, когда водитель, не сбавляя скорости 200 км/ч проехал от Москвы до Санкт-Петербурга. На подобном отрезке понятно, что у автомобилиста было много шансов увидеть предупреждающие знаки и притормозить».
По словам эксперта, в каждом случае необходимо разбираться, с какой скоростью ехал водитель. «Он может быть оштрафован дважды за одно и то же нарушение, потому что безопасный тормозной путь у него может оказаться больше, чем расстояние до следующей камеры. Его могут сфотографировать в процессе торможения, что недопустимо согласно конституции», — считает юрист.
Еще более показательна, по мнению Дугина, ситуация при заезде на полосу для маршрутного транспорта — иногда у водителя просто нет возможности съехать с нее до следующей фотофиксации без повторного нарушения, либо не создав аварийной ситуации.
«В КоАП нет вообще никаких пунктов о том, где и как часто могут приходить штрафы с камер, — уверен Дугин. — Положения Минтранса могут оказаться для суда не очень убедительными на фоне решение Пленума Верховного Суда. И я считаю, что в этом есть некий пробел — эти уточнения стоило бы внести в проект нового КоАП».