в каком году начали действовать 1 ПДД РФ
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина
В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)» . В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упомянались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Подобные правила вводились в городах до 1940 года, в котором были изданы первые общие правила дорожного движения, относительно которых редактировались правила в городах. В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах — «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» .
Как в России регулировали дорожное движение? С XVII века до наших дней
Однажды император Павел I проявил очередное самодурство, запретив: офицерам — ездить в закрытых экипажах; возницам — кричать; ездить в экипажах цугом (запрягая лошадей «гуськом»). Как и другие указы Павла, этот также вызвал недовольство.
Причем не только среди благородного сословия, но и у части простых горожан. А именно — извозчиков, которым отныне было нельзя не только кричать, но и быстро ездить, да еще и «быть пьяными»! Интересный факт — чтобы обезопасить прохожих, Павел пытался вовсе запретить извозчиков в столице.
По рассказу современника, иные извозчики были очень возмущены нововведениями императора-деспота. Деспотом Павел I, конечно, был. Но был ли подобный указ в новинку? Ведь меры к упорядочению дорожного движения на Руси принимали задолго до Павла.
Одни из первых известных нам — указы Великого князя Ивана III. Правда, касались они ямских трактов — то есть междугородних сообщений, долго использовавшихся лишь для княжеских нужд. Вопрос пробок на междугородных трассах и теперь стоит не столь остро.
А в городах дорог и в старину не всем хватало. И рано или поздно, властям приходилось озаботиться безопасностью и удобством горожан. Н. Е. Сверчков, «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы»
Фото: ru.wikipedia.org
- 1670 год — запрет на въезд в Кремль на лошадях чинам от стольника и ниже. Нет, не потому, что худородным сюда не по чину. Да и стольника, 5-й сверху дворцовый чин, к худородным никак не отнести. Запрет диктовался, в основном, безопасностью «тусовавшихся» в Кремле и вокруг него горожан.
- 1676 год — царь Федор Алексеевич велит снести на Красной площади торговые строения, препятствовавшие движению транспорта. Москва уже давно была «центром мира», притягивая как многочисленных гостей, так и желающих поселиться тут насовсем. Город активно рос вширь, а вот улицы оставались по-прежнему узкими. И начиная с Петра I, почти каждый царь подтверждал, уточнял и расширял дорожные правила и ограничения.
- 1683 год — Пётр I запрещает в Москве: ездить быстро; на невзнузданных лошадях; без возниц.
- 1718 год — Пётр I учреждает полицию в Петербурге;
- 1722 год — в Москве. Помимо прочего, полиции поручено следить за порядком на дорогах. В конце столетия Екатерина II указом «О благочинии» конкретизирует и упорядочит функции полиции.
Но видимо, даже петровские указы в Российской Империи соблюдались не всегда. И императрица Анна Иоанновна в 1730, 1732, 1737 годах также издаёт указы, касающиеся дорожного движения. Неизвестный художник, «Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна на прогулке»
Фото: общественное достояние, Источник
Прежде всего, это требование «ездить… со всяким опасением и осторожностью». За нарушение указа полагалась порка: в первый раз — плетьми, во второй — кнутом. За третье нарушение преступнику грозила каторга.
Позже императрица уточнила: «кто дерзнет так резво и несмирно ездить… и плетьми кого бить и санями и лошадью давить», тем грозило наказание вплоть до смертной казни.
В 1730 году в Петербурге появляются первые «посты ДПС» — караулы, наблюдавшие за дорожной обстановкой. Нарушителей предписывалось «приводить в полицию». А через 2 года конкретизировали: нарушителям грозили «жестокое наказание или смертная казнь». По крайней мере, для извозчиков и лакеев. Помещикам грозил крупный штраф. К слову, дела разбирались в Сенате — почти на высшем уровне.
Десятилетие правления Анны — суровое время! Некие элементы гуманизма появятся лишь в последующие царствования: Елизавета не утверждала смертных приговоров, а в правление Екатерины II состоялось лишь две публичных казни.
При Анне не было ни видимости гуманизма, ни игры в просвещенный абсолютизм. Впрочем, Анна понимала, что иногда нужно и расслабиться. Так что императрица разрешила «бегать на резвых лошадях взапуски или в заклад» в пустынных местах, «где мало людей ходит».
А вот ездить зимой по петербургским речкам и каналом возбранялось, дабы не засорять их «от конного помета»… В. А. Серов, «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 г.
Фото: общественное достояние, Источник
«Эстафету» принимает императрица Елизавета Петровна. 1742, 1744, 1753, 1756, 1760 годы — новые указы. Требования те же: ездить «смирно», дабы «утеснения и убийства не чинили». Императрица ограничила «звуковые сигналы»: возницам запрещалось ругаться и щелкать кнутами! А плети оставили лишь форейторам и возницам.
Заодно императрица ограничила габариты транспортных средств, запретив «тройки». Наказывать «водителей-нарушителей» предполагалось в духе времени: слуг пороть, помещиков штрафовать, слишком скоростные транспортные средства конфисковывать резвых лошадей отправлять на императорскую конюшню.
Дело не ограничивалось запретами и заботой о безопасности пешеходов. С течением времени правила все больше продумывались и конкретизировались. Пётр I ввёл правило, которому мы следуем до сих пор: экипажам разъезжаться с правой стороны.
При Екатерине II извозчикам впервые выдаются «номерные знаки» — кожаный номер нашивался на одежду. Знаки выдавались за плату, шедшую на полицейские расходы. Тогда же было снова запрещено громко кричать и свистеть; скорость в городе ограничивалась «малой рысью»; перед перекрестком предписывалось снижать скорость и «осматриваться». В очередной же раз устанавливались санкции за неосторожную езду: «взять под стражу и отослать к суду».
Также предписывалось уступать дорогу крестным ходам, похоронным процессиям, воинским частям и пожарным командам. Кстати, о пожарах! Екатерина запретила ставшую модной ночную езду с факелами. Только с фонарями! В. И. Суриков, «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», 1870 г.
Фото: общественное достояние, Источник
Но правила касались не только безопасности.
В 1681 году царь Федор Алексеевич впервые регламентирует статус владельца экипажа.
«Думным чинам» (от бояр до думных дьяков) позволялось ездить в карете или санях: по будням на двух лошадях, по праздникам — на четырех, «на сговорах и свадьбах» — на шести. Придворным чинам и дворянам предписывалось ездить зимой в санях с одной лошадью, летом — верхом.
- Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам — на 6—10 лошадях цугом. Здесь — внимание! — впервые появляются «маячки»… простите, форейторы, криками предупреждавшие встречных о приближении высокого чина.
- Чины 3—5-го классов (условно — все те же бывшие думные люди) ездили цугом без форейторов.
- Чинам 6—8-го классов предписывалось ездить четверней.
- Чинам 9—14 классов — парой лошадей.
1800 год. Император Павел впервые запрещает езду по тротуарам!
А далее правила дорожного движения разрабатывались полицией и местными органами управления.
Так, в 1804 году петербургская полиция выпустила «Наставления старостам, извозчичьим и извозчикам». Здесь в который раз повторялось: «…ездить рысью, тихо»; соблюдая особую осторожность на перекрестках; снижать скорость при большом скоплении людей".
Здесь же законодательно устанавливалось правостороннее движение и требование пропускать пересекающих дорогу пешеходов. Наконец, указывалось соблюдать особую осторожность, «когда переводят… малолетних детей».
Времена настали просвещенные и гуманные, потому нарушителям грозили порка и арест до недели. Также ограничивался возраст извозчиков: от 15 до 65 лет.
А во второй половине XIX века для вступления в ряды извозчиков уже приходилось сдавать экзамен: «вождение», знание правил, знание города. Но видимо, порка пугала не всех. И в 1835 году московский генерал-губернатор отдельно прописывает: «останавливаться по первому требованию полиции».
В 1866 году в столицах вводятся номерные знаки — и техосмотр транспортных средств! Заодно возниц обязывают ночью использовать фонари. Извозчик на Старомынке, Москва, 1931 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В последней четверти столетия выходят подробные правила: ограничения скорости; правостороннее движение; правила проезда опасных мест; использование звуковых сигналов и ночного освещения; правила остановки и стоянки; правила перевозки грузов; предписания пешеходам…
В конце XIX — начале XX в. вводятся правила для велосипедистов и затем — автомобилей.
И наконец в 1907 году в столицах у дорожных полицейских появляются первые жезлы! Пока еще не полосатые, но современный дизайн жезла регулировщика, как и дальнейшее совершенствование ПДД — это другая история.
Впрочем, сколько правил не вводи, а в России строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. К сожалению, это показывает вся история российских ПДД…
Ю. Брандт, «Кони понесли»
Фото: общественное достояние, Источник
Когда в россии появились первые правила дорожного движения
17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его дело самого казнити смертию.
18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство на ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес хитрости.
Регентша Софья Алексеевна подошла к вопросу безопасности на дорогах более строго — запретила в Москве кататься в «в санях на вожжах», повелев «ездить с возницею». Всадники на невзнузданных лошадях по городу ездили «небрежно» и часто направляли большие «бичи» — кнуты — не только на лошадей, но и «побивали» ими людей.
При Петре I в стране утвердили правостороннее движение. По всей Российской империи стали устанавливать деревянные «крашенные и подписанные цифрами» верстовые столбы, по которым легко было отмерить расстояние до пункта назначения. Посыльным на курьерских лошадях установили лимит скорости — не более 15 верст в час, или примерно 16 километров в час. А следить за порядком на дорогах стала учрежденная в 1718 году Главная полиция во главе с генерал-полицмейстером Антоном Девиером.
Анна Иоанновна в 1730 году установила систему штрафов: за первое нарушение правил били кошками — четырехвостными плетями с узелками на концах, за второе — кнутом, за третье — ссылали на каторгу. Через два года тех, кто людей «санями и лошадьми давил», стали отправлять на смертную казнь. А вскоре в России появился аналог экипажей ДПС — «денные караулы», которые следили за дисциплиной на «больших улицам и прочих пристойных местах».
Елизавета Петровна в 1742 году ввела конфискацию имущества за быструю езду: лошадей нарушителей отправляли в государевы конюшни. Через два года императрица запретила ездокам, «какого бы кто звания ни был», «скверно браниться». А в 1756 году ограничила езду по Петербургу «тройкою». Также при Елизавете появилась первые платные трассы. Например, на Першпективной дороге — это часть пути от Москвы до Петербурга — кареты и коляски, запряженные шестью лошадьми, платили 24 копейки, а проход по дороге скота стоил всего 2 копейки.
Екатерина II закрепила определенные виды транспорта за служащими разных чинов. Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам предписывалось ездить цугом (6-10 запряженных лошадей) и с форейторами, которые предупреждали пешеходов о проезде высоких чинов. Остальные же служащие не могли пользоваться живыми «мигалками». Императрица также запретила опасную ночную езду с зажженными факелами — частую причину пожаров.
В годы правления Екатерины извозчикам стали выдавать «номера»: кожаные ярлыки, которые нашивали на спину. Поймали без них — штраф. А с 1784 года ввели «права» — «Извозчичий билет», в котором прописывались обязанности водителя. Например, не парковаться в местах «для хождения пеших возле домов»; подъезжая к перекрестку, «ехать тише и осматриваться во все стороны»; не обгонять экипажи дворцовых господ и иностранных министров; а проезжая через мост, на «баб, женок и молодаек, полощущих рухляди и холсты в реках, не заглядываться, не заводить разговоры».
В течение XIX века правила дорожного движения дополнялись. В основном они касались частных извозчиков: «лихачей», «ванек», «голубчиков», «ломовиков», — а также новых видов гужевого транспорта: дилижансов, фаэтонов, омнибусов, линеек, конки.
В августе 1895 года по улицам Петербурга проехала первая «коляска без лошадей» — немецкий автомобиль Motorwagen, купленный архитектором А.К. Жиргалевым. «Самодвижущиеся экипажи» поначалу пугали и пешеходов, и лошадей, поэтому в 1896 году для них придумали свои ПДД.
История ПДД в России и в мире
В августе ПДД празднуют 128-й день рождения. Первые правила дорожного движения в мире были приняты во Франции 16 августа 1893 года. Именно тогда префект полиции Парижа решил навести порядок с уличным движением недавно появившихся автомобилей. В стране уже насчитывалось 600 авто, и эти машины, естественно, в основном находились в столице Франции. Впрочем, в городе уже сложился перечень правил езды по городу механических экипажей, этот список нужно было только официально закрепить. Запрещалось ездить и останавливаться на тротуарах, аллеях и местах, предназначенных только для движения пешеходов. Кроме того, запрещалось ездить по городу со скоростью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.
В России первые правила были утверждены 11 сентября 1896 года. Назывались они «правила о порядке и условиях перевозки тяжести и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Продержались они 12 лет. Ну, а что вы хотите – автоотрасль стремительно развивалась, автомобильный парк царской России к началу 20 века составлял уже 12 тысяч единиц, и, кстати, поэтому в 1908 году была принята новая редакция правил.
В Советском Союзе правила дорожного движения были утверждены 11 декабря 1931 года. До этого как бы не было необходимости. Имперских правил, кстати, довольно толковых, вполне хватало. Соответственно, каких-либо отдельных мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий не проводилось. Ну, полиция потихоньку разруливала проблемы, потом появилась милиция – тоже особо не напрягалась. Лишь к 30-м годам прошлого века стало понятно, что необходимы как минимум новые правила. В 31-м году они и появились. А вот собственно инспекция как отдельное дорожное подразделение появилось позже, в 1936 году. Ровно 85 лет назад – тоже юбилей.
Любой из выпусков вы можете послушать на нашем сайте или подписавшись на официальный подкаст.