Автомобильные масла – какие есть, для чего нужны и когда менять
Первое в мире масло для использования в двигателях и моторах, запатентовал американский доктор Джон Эллис. Было это в далеком 1873 году, доктор изучал сырую нефть для применения ее свойств в медицинских целях, и заметил, что у нее очень хорошие смазочные качества. А чтобы их проверить, он смазал сырой нефтью клапаны заклинившего парового двигателя. Двигатель заработал — доктор был счастлив, что его посетила такая хорошая идея. Поэтому он быстренько оформил патент и создал торговую марку масел Valvoline.
С тех самых пор, о ТМ Valvoline знают во всем мире. Кстати, первое авиационное масло для двигателей самолетов разработала также компания Valvoline в 1910 году.
В последующие годы разработки в создании автомобильных масел шли полным ходом, много компаний занялись этим, понимая, что с развитием автомобилестроения спрос на масло будет только расти. И на сегодняшний день существует очень много видов масел, которые применяются для того, чтобы ваш автомобиль работал хорошо.
О том какие лучше всего автомасла использовать в автомобиле нам рассказали специалисты компании «АТЛ-АВТОСЕРВІС» — одной из лучших сетей автомагазинов и СТО в Украине.
Первая группа масел — это моторные масла
Все моторные масла изготавливаются из продуктов переработки нефти, так называемых базовых масел, которые прошли специальную очистку от всех примесей и загрязнений. Для улучшения качеств к ним добавляют специальные синтетические компоненты, а также высокоэффективные присадки.
Моторные масла предназначены для смазки двигателя автомобиля. По своему назначению моторные масла делятся в зависимости от типа мотора, это может быть:
- дизель; масла для дизельных двигателей автомобилей, а также тракторов, судов, тепловозов, дизель-генераторов и тд.
- бензин; масла для бензиновых двигателей автомобилей всех видов.
- бензин-дизель-газ;
- бензин-газ;
- универсальные; масла, которые подходят для двигателей всех типов.
Использование качественных моторных масел повышает
срок работы двигателя, а также увеличивает срок его эксплуатации.
Моторные масла для двухтактных двигателей
Эти масла изготавливаются для того, чтобы смазывать бензиновые двухконтактные двигатели лодочных моторов, бензопил, мотоциклов и другой техники, где установлены такие двигатели.
Трансмиссионные масла, также гидравлические масла
Эти масла изготавливаются для использования в узлах трения агрегатов трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, а также у автобусов, дорожно-строительных машин, тракторов, тепловозов и другой техники.
Масла деляться не только по назначению, но и по своему составу, и бывают:
- минеральные; это моторные масла, которые используются для смазки форсированных карбюраторных двигателей. Их получают путем перегонки сырой нефти с дополнительной очисткой от вредных примесей. В очищенное органическое масло могут добавляться различные химические присадки, которые улучшают технические свойства масла. Единственный недостаток минеральных масел — их неустойчивость к низким температурам.
- полусинтетические; эти моторные масла, предназначенные для смазки современных бензиновых двигателей, включая двигатели с впрыском топлива Они являют собою минеральные масла, в которые добавили синтетического масла. Причем процентное соотношение синтетических компонентов не выше 30%. Если сравнивать полусинтетическое масло с двумя другими видами масел, то оно по своим свойствам уступает синтетическому маслу, но превосходит минеральное. Можно сказать, что полусинтетические масла — это золотая середина по качеству и цене.
- синтетические; моторные масла, которые рекомендуют применять в форсированных бензиновых двигателях с турбонаддувом, а также в дизельных двигателях с наддувом. Масло получают путем органического синтеза. Чаще всего исходным сырьем получения синтетических масел выступает нефть, но также используются и другие химические соединения. Органический синтез позволяет создавать масла с заданными свойствами и с высокой степенью очистки от вредных примесей. Это дает возможным превосходство синтетических масел над минеральными по многим параметрам. Единственный недостаток синтетических масел — их высокая цена.
Какие требования к моторным маслам
- Очень важное качество хорошего моторного масла — это его высокая моющая характеристика. Это значит, что при использовании качественного масла двигатель остается чистым, не покрывается нагаром и смолами долгое время.
- Также необходимо, чтобы масло сохраняло свои свойства, даже если происходят температурные колебания. Некоторые масла не выдерживают изменения температурных режимов, и меняют свою вязкость, начинают, так сказать, застывать, что может нанести вред двигателю. Лучше выбирать масла с учетом показателя термоустойчивости, которые могут работать, как при высоких, так и при низких температурах окружающей среды.
- Качественное масло должно иметь хорошие износостойкие характеристики. Благодаря которым, происходит уменьшение деформации деталей двигателя во время работы. Больше всего на противоизносные свойства масла влияет наличие и количество добавляемых присадок, вязкость масла, температура вспышки, и другие параметры.
Качественное моторное масло должно быть:
- достаточно экологичным,
- иметь пониженные коррозионные свойства,
- иметь стойкость к старению,
- иметь высокую термическую устойчивость,
- быть совместимым с другими маслами,
- иметь низкую вспениваемость,
- и другие качества.
Классификация моторных масел по стандартам SAE, API и ACEA.
Стандарт SAE
Этот стандарт для классификации масел разработан Сообществом автомобильных инженеров.
Согласно этому стандарту все масла можно разделить на 12 классов:
- 6 летних классов;
- 6 зимних классов;
Разделение происходит по таким свойствам как вязкость и текучесть, которые напрямую зависят от внешних температурных условий. Есть еще вариант всесезонного масла, которое обозначается двойным индексом. Рекомендуемые температурные диапазоны основных масел согласно стандарту SAE представлены в таблице.
Стандарт API
Этот стандарт классификации масел разработал Американский нефтяной институт (API). Стандарт разделяет масла на классы, в зависимости от их эксплуатационных свойств. Причем при классификации масел было учтено закоксовывание поршневых колец, образование смол и др. В таблице представлены классы моторных масел согласно стандарту API.
Стандарт ACEA
Этот стандарт был разработан Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA), в зависимости от категорий. Например, это может быть экологические характеристики масла, для какого типа двигателя оно используется, вязкость масла и др. Основные классы масел стандарта ACEA представлены в таблице ниже.
Когда нужно менять масло
Масло нужно менять регулярно, не реже, чем два раза в год, перед холодным и жарким временем года.
Но тем не менее, время замены масла еще также зависит и от его типа.
- Если вы залили минеральные масла, то его нужно менять через 6 000 км — 7 000 км;
- Для полусинтетического масла срок, когда пора менять масло, почти в два раза больше от 9 000 км до 12 000 км,
- Для синтетических смесей смена масла допустима после 15 000 км.
Когда менять масло в зависимости от типа двигателя
- дизельный двигатель — рекомендовано менять масло после 7 000 км — 9 000 км;
- бензиновый двигатель — рекомендовано менять масло после 12 000 км — 15 000 км.
Замена масла в зависимости от коробки передач
- если в машине стоит автоматическая коробка передач, то масло меняем после 50 000 км — 70 000 км;
- если машина работает на механической коробке передач, то масло нужно менять после 60 000 км — 90 000 км.
Важно
- Прежде чем покупать масло для своего автомобиля, очень рекомендуем проконсультироваться со специалистами, а еще внимательно изучить рекомендации компании-производителя автомобиля. Специалисты помогут с выбором, порекомендуют масло, которое подойдет именно для вашего автомобиля, расскажут о новинках. Производителей масел много, как и видов масел, а чтобы подобрать правильное масло, нужно знать не только модель, но и тип двигателя и топливной системы автомобиля;
- Обязательно учитывайте то, что при вакуумной замене масла, хотя это быстрый и доступный способ, старое масло все же частично остается в двигателе. При ручной системе слива, такого не бывает, поэтому не стоит увлекаться вакуумной заменой масла, чтобы не было проблем с двигателем, или хотя бы делайте это не постоянно.
- Обязательно меняйте масло вовремя и не откладывайте эту процедуру надолго, потому что даже если в вашей машине стоят самые прекрасные и совершенные фильтры, в любом случае долго сдерживать всю грязь, которая накапливается, они не могут. В конечном итоге ваш двигатель может перестать работать — а это уже совсем другие средства и затраченное время.
- Сейчас активно рекламируются всевозможные присадки и добавки для масел, но стоит учитывать тот факт, что их действие чаще всего недолговременное. А еще есть опасность того, что неправильно подобранные присадки и добавки могут вступить в химическую реакцию с основным маслом. В результате есть опасность того, что придется перебирать и чистить всю топливную систему.
- Когда вы меняете масло на СТО, обязательно попросите проверить на подъемнике ходовую часть автомобиля. Это не помешает в любом случае, а вы будете уверены, что ваш автомобиль, вас не подведет.
Итог
Любой автомобиль со временем, будет потреблять все большее количество масла, а чем старше он будет становится, тем больше количество масла будет нужно для нормальной работы мотора. Для того, чтобы избежать проблем, лучше всего каждые 100 км пробега проверять уровень масла и доливать его при необходимости.
Тем более, что во многих современных автомобилях есть автоматические датчики контроля уровня масла, которые заранее оповещают о проблеме. Главное все делать вовремя и тогда ваш автомобиль будет испроавно работать, и вас не подведет.
Удачи вам и успеха!
Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ?
Зачем нужно моторное масло в двигателе и когда его лучше менять
Как правило, каждый автолюбитель знает, что в двигателе автомобиля присутствует моторное масло, которое необходимо для смазывания трущихся деталей. При этом далеко не все понимают, какие еще важнейшие задачи выполняет масло кроме смазывания. Также многие автовладельцы затрудняются ответить, для чего нужна замена масла в двигателе строго по регламенту или даже раньше срока.
Далее мы поговорим о том, как моторное масло влияет на работу ДВС и почему нужно менять масло в двигателе. Также будет рассмотрен вопрос, когда менять масло в двигателе и почему оптимально производить такую замену смазки с учетом определенных условий, факторов и особенностей.
Основные функции моторного масла
Итак, на раннем этапе развития двигателей смазочная жидкость была необходима для смазки шеек коленвала, а также для отвода продуктов износа и избытков тепла в картер силового агрегата. В дальнейшем масло также стали подавать в ГРМ, а также была реализована смазка цилиндров.
Получается, базовые функции современного моторного масла следующие:
- защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
- снижение потерь на трение, энергосбережение;
- защита от появления коррозии;
- охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
- выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
- нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.
Виды и типы моторных масел
Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д. Именно благодаря таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики.
Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:
-
;
- полусинтетические; ;
Минеральные моторные масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.
На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику. Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.
- Синтетические моторные маслаявляются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.
Гидрокрекинг (HC) немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.
- Что касается полусинтетического масла, фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.
Готовый продукт получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается масло 5w30 от 5w40 и какое из них лучше. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях моторных масел с данными индексами вязкости, а также в каких случаях предпочтительнее использовать тот или иной вариант.
Также стоит выделить, что моторное масло в линейке различных производителей все чаще позиционируется не только в качестве всесезонного, но и универсального. Универсальное моторное масло означает, что его можно равноценно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Масло бензин/дизель или дизель/бензин позволяет упростить обслуживание автопарков, исключая необходимость отдельно закупать смазки для разных типов двигателей.
Зачем менять масло и когда это лучше делать
Не трудно догадаться, что в процессе эксплуатации ТС и двигателя масло постоянно нагревается и охлаждается, в нем накапливаются загрязнения, продукты износа мотора и отложения, постепенно «срабатывается» пакет присадок, изменяется вязкость и стабильность масляной пленки и т.п.
Получается, для вывода накопившихся загрязнений из мотора, а также для обеспечения защитных, моющих и других свойств, смазку нужно менять. Как правило, замена масла в двигателе предписана самим производителем автомобиля с учетом определенного пробега. В среднем, показатель зафиксирован на отметке 15 тыс. км. Однако важно учитывать ряд дополнительных особенностей.
В развитых странах, где качество топлива высокое, хорошее синтетическое масло можно не менять до 20 тыс. км, гидрокрекинговое или полусинтетическое масло вполне выхаживает до 15 тыс. км, минеральное может отработать 10 тыс. Причем такие показатели актуальны даже в том случае, если условия эксплуатации тяжелые.
Также нужно помнить, что замене подлежит и масляный фильтр параллельно заливке свежей смазки. Игнорирование данных правил и рекомендаций в дальнейшем может привести к значительному сокращению ресурса силового агрегата, сбоям в его работе или к поломке ДВС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выбрать масло для двигателя с большим пробегом. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора смазки для двигателей с износом, а также какие нюансы нужно отдельно учитывать.
Напоследок отметим, что только правильно подобранное моторное масло (с учетом всех рекомендаций и допусков производителя ТС, указанных в мануале к авто), а также своевременная замена смазки и масляного фильтра (с обязательной поправкой на индивидуальные условия эксплуатации автомобиля) является практически единственным способом максимально увеличить моторесурс силовой установки и сохранить работоспособность ДВС на протяжении всего срока службы мотора до капитального ремонта.
Роль масла в моторе — не просто смазка .
Двигатель представляет собой очень сложный механизм, включающий в себя поршни, шатуны, клапаны, коленчатый вал, подшипники, цепи, шестерни … и другие детали.
МОТОРНОЕ МАСЛО — ВАЖНЕЙШАЯ ДЕТАЛЬ ДВИГАТЕЛЯ .
«Деталь — изделие, являющееся частью машины, изготовленное из однородного по структуре и свойствам материала без применения каких-либо сборочных операций» — это определение в большой степени применимо и к моторному маслу, несмотря на то, что оно жидкое.
Важность моторного масла заключается в том, что это самая многофункциональная, а потому и самая нагруженная деталь двигателя:
- маслосмазывает поверхности, разделяя детали тонкой пленкой, снижая трение и предотвращая заклинивания и задиры;
- маслоуплотняет зазоры между деталями — например зазор между кольцами поршня и стенкой цилиндра, предотвращая прорыв газов и тем самым отвечая за компрессию;
- масло является рабочей гидравлической жидкостью для функционирования систем изменения фаз газораспределения и для гидрокомпенсаторов клапанных механизмов;
- масло должно поддерживать чистоту двигателя — интересен вопрос, откуда берутся загрязнения в двигателе и что моет масло;
- масло являетсятеплоносителем, масляная система является также системой охлаждения двигателя и его агрегатов, например турбины.
Если хотя-бы одна из этих функций маслом выполняются недостаточно качественно, тогда двигателю грозят очень серьезные проблемы, которые, думаю, нет необходимости описывать.
Функций много, но все-таки их количество не безгранично, все эти функции хорошо известны производителям масел — почему-же на рынке так много разных продуктов .
Почему каждый производитель не выпускает одно универсальное масло, почему этих масел так много — может быть они все одинаковые ?
Проведенный на нашем сайте опрос показал, что большинство автолюбителей (62%) именно так и полагают, считая что все масла одинаковы — это серьезное заблуждение !
Разница между маслами заключается как раз в том, как хорошо они выполняют свои функции и в каких пределах — вот тут давайте поподробнее …
1. Масло смазывает
Термин Смазывание означает формирование пленки на трущихся поверхностях — при этом смазанные поверхности контактируют только через эти смазывающие пленки, а сила трения между слоями пленки в десятки, сотни и даже миллионы раз ниже, чем трение сухих поверхностей.
Смазывающая пленка должна обладать определенной прочностью, чтобы при взаимном давлении деталей пленка не разрушалась — в двигателе (как и во всех механизмах) есть сотни и тысячи взаимодействующих деталей, которые давят друг на друга с разной силой.
Самое сильное взаимодействие происходит в ЦПГ (Цилиндро-Поршневая Группа), то есть между поршнями и цилиндрами, а также в КШМ (Кривошипно-Шатунный Механизм) и в ГРМ (Газо-Распределительный Механизм) между кулачками распредвала и толкателями клапанов:
- поршень, в основном поршневые кольца, при движении в цилиндре оказывает давление порядка 20 атмосфер на тонкую пленку масла, при этом поршень давит на стенку цилиндра не поперечно, а продольно, то есть масляная пленка не только продавливается, но еще и сдирается со стенки — добавьте к этому и экстремально высокую температуру, которая в зоне поршня может достигать 550 — 700 О С .
- на подшипники и вкладыши КШМ приходятся огромные нагрузки, особенно в ВМТ и НМТ — ведь на коленвал приходится вся энергия двигателя, вся его мощность. В подшипники постоянно поступает масло для смазки, но толщина пленки этого масла зависит от скорости вращения конелнвала — с ростом нагрузки и/или частоты вращения толщина пленки уменьшается и если ее прочность недостаточна, то происходит разрыв смазочной пленки, который порождает сухое трение, что в свою очередь вызывает повышенный износ вкладыша, задиры, прихваты и затем проворот;
- распредвал при движении по тарелке толкателя противодействует давлению клапанных пружин, инерции движущихся масс, давлению газов на клапана и трению о толкатели — давление достигает огромной величины + масляная пленка испытывает, как и в ЦПГ, воздействие не только на продавливание, но и на разрыв — при разрыве происходит сухое трение металла о металл, эрозия металла и возникает характерный «стук клапанов». Кроме того, без масляной пленки кулачки действуют на толкатели ударно, а это провоцирует зависание клапанов на сравнительно более низких оборотах, чем в условиях скользящего действия кулачков.
Не всякое масло справляется в таких условиях и выдерживает столь гигантские нагрузки.
Кроме того, что масляная пленка должна быть прочной, она должна быть еще и липкой, чтобы надежно держаться на деталях в любых условиях: при низких и высоких оборотах, при низкой и высокой температуре, после длительного простоя …
Вывод 1 : для смазывания масло должно быть очень выносливым, прочным и липким — все это, разумеется, не технические термины, но они точно характеризуют требуемые характеристики.
2. Масло уплотняет зазоры.
Эта функция наиболее всего актуальна в ЦПГ — масляная пленка должна быть достаточно толстой, чтобы полностью заполнять зазор между поршневыми кольцами и стенками цилиндра, а также достаточно прочной, чтобы не разрываться в процессе движения поршня и не выдуваться из зазора давлением газов.
Чтобы наилучшим образом удовлетворять этому требованию (толстая пленка) смазка должна быть густой, как солидол, однако применение таких густых смазок в двигателях не представляется возможным.
Получается, что моторное масло должно одновременно отвечать совершенно противоположным требованиям: должно быть достаточно жидким для циркуляции в масляной системе и проникновения в зазоры и каналы, и в то же время быть достаточно густым для формирования толстой и прочной уплотняющей пленки.
Необходимо также учитывать, что моторные масла работают в очень широком диапазоне температур — от -40 О С до +400 О С (и даже выше !): в холодном состоянии вязкость высока и масло отлично уплотняет зазоры, но с ростом температуры вязкость резко уменьшается, а значит масляная пленка становится тоньше и не справляется со своей функцией.
Вывод 2 : вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры.
3. Масло — рабочая гидравлическая жидкость систем ГРМ и клапанов.
Основные требования к гидравлическим жидкостям заключаются в том, что они должны иметь оптимальную и максимально неизменную вязкость в широком диапазоне температур, а также обладать высокой фильтруемостью.
В принципе, те же требования предъявляются и к моторным маслам, но для моторных масел очень важен еще и ряд других технических требований, полного соответствия которым достичь весьма непросто.
Гидравлические жидкости содержат минимум присадок и в сравнении с моторными маслами имеют намного более простой состав — то есть более надежны, их сложнее вывести из строя, однако если гидравлическая жидкость все-же «испортится», например чрезмерно загустеет или в ней появятся мелкие частички примесей, то соответствующая гидравлическая система быстро выходит из строя.
Как известно, моторные масла состоят из собственно масла и присадок — те функции, которые не может выполнять «пустое масло» (базовое масло) выполняют присадки.
Если базовое масло высокого качества, то присадок применяется немного и их состав легко сбалансировать, а если же базовое масло «никакое», тогда качество масла «догоняют» применением сложного пакета присадок, баланса которого достичь намного сложнее.
Если баланс масла рассчитан неверно, то блок цилиндров мотора быть может все-таки не пострадает, но вот ГРМ и гидрокомпенсаторы с большой вероятностью выйдут из строя.
Вывод 3 : вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры И масло не должно образовывать твердых частиц или сгустков.
4. Масло должно поддерживать чистоту двигателя.
Многие производители и продавцы масел громко заявляют: «наше масло обладает высочайшими моющими свойствами и лучше всех моет двигатель . ».
Задайтесь вопросом — от чего масло моет двигатель ?
ОТКУДА В ДВИГАТЕЛЕ ГРЯЗЬ .
В исправном двигателе масло должно присутствовать только в масляной системе и нигде больше, значит и мыть масло может только масляную систему.
В масляную систему ничего постороннего попасть не может — только небольшая часть выхлопных газов из ЦПГ, которые в таком случае называют уже картерными газами, однако собственно грязи в этих газах практически нет, но такие газы имеют непростой состав и могут вступать с маслом в химические реакции.
Вся грязь в масляной системе образуется из масла: если масло не может долго противостоять высокой температуре и химическому воздействию картерных газов, если базовое масло и/или пакет присадок не обладает высокой стабильностью, тогда в двигателе образуются нагар, лак и шлам (гудрон), которые и загрязняют масляную систему двигателя.
Таким образом для поддержания чистоты двигателя масло в первую очередь не должно образовывать грязь, то есть быть стабильным и устойчивым и лишь во вторую очередь масло должно обладать моющими и диспергирующими свойствами.
То масло, которое сильнее пачкает — нуждается в более полном пакете моющих присадок.
Вывод 4 : Масло не должно образовывать загрязнений или сгустков любого рода в двигателе, в том числе и при воздействии высоких температур и химических веществ.
5. Масло является теплоносителем.
Все знают, что двигатели бывают с воздушной и жидкостной системами охлаждения — однако не все задумывались о том, что во всех двигателях первичная функция охлаждения лежит на масляной системе и масле.
Масло постоянно находится в контакте со всеми внутренними частями двигателя, в том числе и с самыми горячими, такими как поршни и турбина, температура которых может превышать 1000 О С !
Через тонкий слой масла поршни, точнее поршневые кольца, отдают тепло стенкам цилиндров, где эстафету теплоотвода принимает уже водяная либо воздушная система охлаждения.
Во многих двигателях масло разбрызгивается через специальные форсунки на дно поршней для их более эффективного охлаждения.
Для того, чтобы масло могло эффективно отводить тепло от столь горячих узлов, оно должно очень хорошо противостоять окислению, а также обладать хорошей теплопроводностью и теплоемкостью.
Окисление — это по сути горение: когда масло окисляется/горит, оно образует слой нагара. Нагар на поршневых кольцах не только препятствует отводу тепла от поршня, но и резко ухудшает способность колец выполнять свои функции: компрессионные кольца залегают и компрессия падает, маслосъемное кольцо забивается нагаром и не может эффективно снимать масло со стенок цилиндра, что приводит к возрастанию расхода масла.
Теплопроводность — это свойство проводить, пропускать тепло, например масло проводит тепло от раскаленного поршня к стенке цилиндра и чем лучше масло это делает, чем выше его теплопроводность, тем холоднее поршень и меньше риск всяческих проблем.
Теплоемкость — свойство накапливать в себе тепло. Чем больше тепла может вбирать в себя масло, тем эффективнее оно отводит тепло от тех же поршней, а также от коленвала, от турбины …
Вывод 5 : Масло должно как можно лучше противостоять высоким температурам, обладать большой теплопроводностью и теплоемкостью.
Подведем итоги.
Мы выяснили, что моторное масло можно фактически называть деталью двигателя, причем деталью многофункциональной и очень сильно нагруженной.
Для того, чтобы эта деталь работала как можно дольше, не выходила из строя сама и не выводила из строя другие системы автомобиля, масло должно отвечать ряду следующих критериев:
- масло должно быть очень выносливым, прочным и липким;
- вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры;
- вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры И масло не должно образовывать твердых частиц или сгустков;
- масло не должно образовывать загрязнений или сгустков любого рода в двигателе, в том числе и при воздействии высоких температур и химических веществ;
- Масло должно как можно лучше противостоять высоким температурам, обладать большой теплопроводностью и теплоемкостью.
Можно заметить, что несколько раз повторяются слова «температура» и «сгустки», поэтому все эти выводы можно переписать несколько по другому, без повторений.
- Формирование прочной смазывающей пленки на поверхности деталей.
- Высокая адгезия (липучесть) масляной пленки.
- Стабильность вязкости в широком диапазоне температур.
- Устойчивость масла к окислению при высоких температурах.
- Устойчивость масла к воздействию кислот.
- Стабильность применяемого пакета присадок.
- Стабильность характеристик масла в течение длительного срока эксплуатации.
Заметьте, что среди критериев качества не упоминаются защита от износа и моющая способность — почему ?
Если измерять износ на лабораторном стенде, то любое масло обеспечит очень длительную защиту деталей — какие-то масла защищают лучше, другие хуже и разница может быть очень значительной, но в большинстве случаев двигатели выходят из строя не из-за износа, а из-за возникновения каких-либо факторов, которые приводят к проблемам в работе двигателя, а детектируемый «при вскрытии» аварийный износ является уже следствием тех проблем.
Что же касается моющих способностей … есть такая старая поговорка:
Не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят.
А теперь вернемся к вопросу о том, почему на рынке так много различных наименований масел и есть ли между ними разница — ответ на этот вопрос Вы сможете найти в следующей статье цикла:
Для чего автомобилю моторное масло — функции, виды, замена
Сложная конструкция современного транспортного средства предполагает наличие большого количества расходных материалов, которые поддерживают работу того или иного узла. Даже люди, которые совсем не разбираются в конструкции авто, наверняка смогут сказать, что в моторе обязательно должно быть масло, но мало кто может объяснить, какая основная функция возлагается на данный материал. Изначальная функция моторного масла заключается в выводе продуктов износа и тепла из зоны трения.
Синтетические масла отличаются относительно низкой вязкостью. Они имеют более длительный срок службы
Кроме того, этот же состав необходим для смазки шеек коленчатого вала. Немного позже на масло возложили новую функцию — смазка цилиндров и деталей газораспределительного механизма. На современных автомобилях моторное масло используется в качестве гидравлической жидкости для всех механизмов. С каждым годом на него возлагается всё больше работ.
И все же, зачем автомобилю нужно моторное масло? Объяснить его наличие очень просто. Оно защищает силовой агрегат, создавая на поверхности деталей защитную плёнку. Это помогает уменьшить трение и предотвратить быстрый износ. Кроме того, масляная пленка может защищать детали в моторе от грязи, коррозии и вредных примесей. Поэтому среди основных функций моторного масла в автомобиле можно выделить следующие:
- Защита двигателя.
- Защита всех элементов двигателя от быстрого износа.
- Предотвращение коррозии.
- Защита от перегрева.
- Выведение продуктов износа из мотора — металлическая стружка, которая остаётся после трения.
- Выведение сажи, нагара и прочих продуктов сгорания горючего.
Виды. На рынке и в автомобилестроении представлено несколько видов моторного масла — минеральные, синтетические и полусинтетические. Минеральное моторное масло отличаются высокой вязкостью, так как оно является первичным продуктом переработки нефти. Такой расходник в моторе придется часто менять. Он подходит для старых двигателей, которым уже более 10 лет. Синтетические масла отличаются относительно низкой вязкостью. Они имеют более длительный срок службы, могут применяться при экстремальных температурах и гарантируют надежную защиту силового агрегата.
Полусинтетические масла можно охарактеризовать как смесь предыдущих двух продуктов. Такой материал состоит из синтетического масла на 30-50% и из минерального на 50-70%. В сравнении с минеральным маслом, полусинтетическое намного эффективнее. Некоторые виды обходятся дешевле обычных синтетических масел.
Разделение происходит на сезонные и всесезонные моторные масла. Сезонные масла применяются при стабильной температуре — их нельзя использовать и зимой, и летом одновременно. Всесезонные масла имеет другой состав, что позволяет использовать их круглый год. Внутри предусмотрены различные присадки, которые дополняются меньшей вязкостью, поэтому его можно применять при высокой и при низкой температуре. Это наилучший выбор для большинства автомобилей в России.
Как правило, замену масла проводят при пробеге 10000 км. Можно проделать процедуры намного раньше, но всё зависит от состояния самой жидкости
Замена масла. В процессе эксплуатации моторное масло постепенно приходит в негодность, оно смешивается с грязью и теряет свои свойства. Происходит это из-за высоких нагрузок в процессе использования — перепады температуры, сжатие и растяжение. Чтобы вывести все вредные вещества и продукты работы двигателя, моторное масло нужно периодически заменять. Делается это по рекомендациям производителя, которые указаны в инструкции, а именно, по пройденным пробегу. Как правило, замену масла проводят при пробеге 10000 км. Можно проделать процедуры намного раньше, но всё зависит от состояния самой жидкости.
Во время замены моторного масла нужно обязательно менять и масляный фильтр. Если проигнорировать данный пункт, сам смысл замены масла просто пропадает. Вся грязь накапливается в фильтре, поэтому она быстро проникнет в свежую жидкость.
Итог. Моторные масла выполняют важную функцию в автомобиле. Они предотвращают быстрый износ двигателя и всех его составляющих, и обеспечивают этим элементам защиту.